Научная статья на тему 'Подготовка к старости'

Подготовка к старости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
625
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка к старости»

ПОДГОТОВКА К СТАРОСТИ

С. С. Балабанов

Старость — заключительная фаза в развитии человека, которая часто описывается как ряд динамических изменений, в которых темпы деструктивных процессов преобладают над темпами конструктивных. На биологическом уровне возрастает уязвимость организма и вероятность смерти; на социальном уровне происходит изменение социального статуса (обычно снижение) и поведенческих паттернов пожилого человека; на психологическом — осознание происходящих перемен и приспособление к ним.

Большинство людей среднего возраста воспринимают грядущую старость как длительный отрезок поздней жизни, недифференцированный, расплывчатый, во многом непознанный. Со старостью они ассоциируют, в первую очередь, болезни, бедность, одиночество, немощность, социально-экономическую зависимость от других людей. По их мнению, старость — это не жизнь, а доживание. Многие не подозревают, что старость — особый период возрастного развития; возраст, таящий в себе большие резервы и возможности, характеризующийся собственными задачами развития и уникальными психологическими новообразованиями.

Современные психологические и философские концепции трактуют постоянное совершенствование и обогащение личности, а также наступающее благодаря им самоутверждение человека как необходимое условие его человечности. Оптимистический лозунг гласит, что «пока продолжается жизнь, до тех пор возможно развитие».

Немало отечественных ученых и исследователей, например, В.И. Слободчиков и Г. А. Цукерман, обращают внимание на то, что старость сама по себе не несет трудности и лишения, а наибольшей проблемой становится процесс вхождения в собственную старость. Этот процесс более легок для тех, кто жизненными условиями был многократно вынужден изменять свое поведение. Высокий интеллектуальный уровень также облегчает приспособление к новым условиям, хотя, разумеется, этот момент не следует преувеличивать. Большую роль играют такие факторы, как степень интеграции личности в общество, эмоциональное равновесие, отсутствие невротических симптомов, а также психологическое принятие собственной старости [1, с. 38].

Личность старого человека, претерпевая известную трансформацию, все же остается сама собою, сохраняя индивидуальные черты. Как отмечает Н.Ф. Шахматов, в старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, «ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются» [2, с. 96]. Успешность, адаптивность старения определяется тем, насколько человек оказывается подготовленным к вступлению в новую фазу своей жизни, решению тех задач, которые несет с собой поздний возраст, специфичным для старости трудным ситуациям, принятию своего нового места в обществе и изменению социального статуса.

Старость может стать благополучным и даже счастливым периодом жизни, но для этого к ней необходимо соответствующим образом подготовиться.

Многие современные исследователи считают, что десятилетие перед выходом на пенсию является наиболее благоприятным для адаптации к старости. Именно в этот период следует побуждать и поддерживать самовоспитательные тенденции у людей, перешагнувших 50-летие, заинтересовывая их подготовкой к новым жиз-

ненным ситуациям. По мнению Д.Ф. Чеботарева, в профилактике старения огромное значение приобретает специальная подготовка к переходу на возрастной пенсионный рубеж, к изменению или прекращению трудовой, профессиональной деятельности. Психологическая, физическая и трудовая подготовка к переходу на пенсию и встречи старости должна, по утверждению академика Д.Ф. Чеботарева, проводиться не менее, чем за два-три года до прекращения трудовой деятельности [3, с. 173].

Подготовка к старости может рассматриваться на двух уровнях — индивидуальном и общественном. В данной работе проблема подготовки к старости рассматривается на индивидуальном уровне, показаны установки и поведение людей в предпенсионном возрасте, способствующие (или препятствующие) успешной адаптации к жизни в пожилом возрасте.

Эмпирическое исследование подготовки людей предпенсионного возраста к старости включало в себя опрос жителей Нижнего Новгорода в возрасте от 50 до

59 лет. Интервьюирование проведено в апреле 2003 г. студенткой ННГУ О. Юр-таевой. Выборка целевая, опрошено 106 человек, их них мужчины и женщины представлены поровну, так же как и возрастные группы: 50-54 года и 55-59 лет; пришлось сделать ремонт выборки и выровнять долю лиц с высшим образованием в мужских и женских подвыборках, поскольку обнаружилось сильное влияние уровня образования на характер ответов респондентов. Также использованы данные социологического исследования «Пожилые люди — взгляд в XXI век», проведенного в ноябре 1998 г. в Нижнем Новгороде и Нижегородской области (опрошено по квотной выборке 468 чел. в возрасте 60-80 лет, научный руководитель проф. З.Х.-М. Саралиева).

О грядущей старости задумываются половина мужчин и женщин в возрасте до 55 лет, 55% мужчин в возрасте до 60 лет и 90% женщин того же возраста. Если у мужчин прирост размышлений о старости в двух возрастных когортах практически не отличается (и те и другие не достигли пенсионного возраста и продолжают работать), то женщины находятся в принципиально разных условиях — одни еще трудятся, другие уже не работают. Данное обстоятельство существенно дифференцирует их ответы и актуализирует размышления о старости у лиц, перешагнувших пенсионный возраст.

Четверть мужчин и 39% женщин «гонят прочь мысли о старости», не желая примириться с неизбежностью вхождения в заключительный цикл человеческой жизни.

С какими чувствами смотрят респонденты на приближающуюся старость? Не отвергая с порога понятия «счастливой, торжествующей старости», опрошенные нижегородцы все же акцентируют внимание на негативных сторонах пожилого возраста.

Таблица 1

Тревоги приближающейся старости, %

Что тревожит в приближающейся старости? 50-54 55-59

Муж. Жен. Муж. Жен.

Ухудшение здоровья 50 65 88 75

Одиночество 26 45 35 37

Материальные трудности, бедность 39 72 35 63

Негативные изменения внешности 6 42 15 31

Не смогу помогать детям и внукам 39 69 40 73

Изменение характера в худшую сторону 9 27 8 42

Ухудшение жилищно-бытовых условий 21 45 30 37

Плохое медицинское обслуживание пожилых людей 51 82 80 85

Дряхлость, необходимость в уходе за собой 56 70 70 84

Старческий маразм 29 60 73 79

Недоступность лекарств 44 70 80 79

75-88% опрошенных полагают, что старость приходит в связке с букетом болезней, которые существенно стесняют жизнедеятельность человека, несмотря на то, что с выходом на пенсию у пожилого человека появляется свободное время -пространство для развития личности. По меньшей мере три четверти отпрошенных страшатся старческого маразма, дряхлости, влекущих необходимость ухода за собой со стороны родных и близких. Эта реальная перспектива для многих престарелых, ее несправедливость вызывает протест и отчаяние у респондентов, находящихся в момент опроса в расцвете сил и на вершине профессиональной карьеры.

Это отчаяние усугубляется тем, что, по словам 83% опрошенных, медицина не сможет оказать в этой ситуации им действенную помощь, 80% утверждают, что им будут также недоступны из-за дороговизны и низких доходов необходимые лекарства.

Проблемы здоровья потеснили в рейтинге проблем будущих пожилых людей неизменного лидера проблем всего населения — бедность. Среди женской части респондентов две трети полагают, что в старости их ожидает бедность и даже нищета, среди мужчин, как ни странно, ждет усиления материальных трудностей только одна треть представителей сильного пола. Страшится старости в бедности и лишениях примерно половина опрошенных независимо от их рода занятий и социального статуса.

Гендерный срез выявил разную степень обеспокоенности мужчин и женщин по такому моменту взаимоотношений поколений в семье, как помощь родителей детям и внукам. Мы не оговорились. Речь не о помощи взрослых детей своим престарелым родителям, а о продолжении родительской помощи детям и внукам в решении их проблем! Сегодня в России «абсолютно атрофирована обратная связь: дети-родители. Молодые возрастные группы населения вовсе не нацелены на личную материальную поддержку стариков» [4, с. 90].

Женщины, обладающие неизменно меньшими ресурсами, печалятся из-за того, что по состоянию здоровья и иным обстоятельствам не смогут помогать детям и внукам в решении их проблем (70%), «высокоресурсные» мужчины также не лишены сентиментальных чувств заботы о своем потомстве, но это касается не более 40% мужчин. Как показывают данные другого опроса женщин в Н. Новгороде (С.В. Барабанова, 2001 г.), менее 5% работающих женщин в возрасте от 20 до

60 лет надеются при выходе на пенсию на материальную поддержку со стороны детей. Дети сегодня, в отличие от традиционного общества, более не гарант обеспеченной старости.

Несколько странно, что мужчины и женщины в равной мере страшатся одиночества: по статистике, в пожилом возрасте одинокие мужчины — большая редкость, тогда как для значительной доли женщин одиночество — распространенное состояние не только в пожилом, но и в более раннем возрасте.

Женщин намного больше, чем мужчин, тревожат негативные изменения внешности, связанные с процессом старения, и изменение характера в худшую сторону. Это вполне естественно, т. к. для женщин их внешний вид, красота, привлекательность всегда имели огромное значение, и поэтому они более тяжело переживают старческие метаморфозы, происходящие с их внешним обликом. Для мужчин особое беспокойство представляет снижение своей сексуальной активности: 64% мужчин сильно беспокоятся об этом по сравнению с 8% женщин.

Кроме перечисленных опасений, связанных с приближающейся старостью, нижегородцами отмечались также следующие страхи, беспокоящие их при проекции в недалекое будущее: «невозможность позволить себе в старости достойный отдых», «незащищенность со стороны властей, незнание законов и своих прав», «жестокое, агрессивное отношение к пенсионерам со стороны молодежи», «безразличное отношение государства к пожилым».

Старение не исключает и радостей жизни в пожилом возрасте. Понятия «счастливая старость и торжествующая старость» — не плод воображения писателей, талантливо или бездарно изображающих ее. Счастливая старость — это особо благоприятная форма старения, ощущение радости, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом. Для многих пожилых людей типично впервые появившееся в старости стремление переосмыслить свой жизненный опыт. Результатом такого осмысления является выработка новой ценностной жизненной установки, основу которой составляет полное согласие с самим собой, согласие с внешним миром, с естественным ходом событий, и, наконец, согласие с неминуемостью завершения собственной жизни.

Благодаря преобладающему в обществе культу молодости и негативному образу старости, трудно представить себе, что старость может быть счастливым периодом жизни. Только обращение к самим старым людям, наблюдения над их жизненными проявлениями убеждают в том, что понятие «счастливая старость» не является чем-то отвлеченным и абстрактным, а наполнено определенным содержанием. По итогам опроса, 62% респондентов, находящихся в преддверии пожилого возраста, считают, что старость может быть счастливым периодом жизни, остальные 38% согласились с народной мудростью «старость — не радость».

Старость представляется счастливой в соответствии с четырьмя основными аспектами: материальный достаток, хорошее состояние здоровья, семейное благополучие детей и внуков и их забота и внимание к старшему поколению. Это самые важные факторы, от которых зависит общая удовлетворенность жизнью и, соответственно, ощущение себя счастливым человеком в поздний период жизни. Очевидно, однако, что для многих выполнение этих четырех условий весьма проблематично, так что можно говорить о неоправданном оптимизме наших респондентов.

Когда надо начинать готовиться к старости, чтобы она не застала человека врасплох? Когда надо начинать адаптироваться к старости, чтобы этот период адаптации, во-первых, не затягивался слишком надолго, а во-вторых, обеспечил безболезненный (или с наименьшими потерями и утратами) переход в новое качество?

Правильный ответ — с молодых лет. Данной точки зрения придерживаются чуть более 12% нижегородцев обоего пола. Четверть опрошенных полагают, что надо начинать не только думать, но и действовать в среднем возрасте. Четверть высказывается в том смысле, что предпринимать профилактические меры надо непосредственно перед выходом на пенсию. Оставшиеся полагают, что готовиться к старости надо тогда, когда она уже наступила. Понимание, что к старости надо готовиться заранее, приходит с явным запозданием как к мужчинам, так и к

женщинам, уже после завершения трудовой деятельности. Действительно, если «гнать прочь» мысли о старости в зрелом возрасте, то о какой подготовке может идти речь!?

Как видим, сегодня нет единого мнения по этому вопросу. Можно сказать, что геронтологическое невежество препятствует «мягкому» переходу личности в следующую фазу жизненного цикла. Позиция большинства, с точки зрения здравого смысла, не выдерживает критики: к старости адаптационные механизмы человека снижаются, поэтому те или иные конкретные адаптационные меры оказываются обычно запоздалыми и малоэффективными. Кроме того, подготовка к старости -это не разовое и быстротечное мероприятие, а изменение образа жизни в связи со многими новыми обстоятельствами, сопутствующими прекращению активной трудовой деятельности: почти обязательным ухудшением здоровья, сменой социальных ролей в семье, усилением зависимости от других членов семьи, сужением контактов с окружающими, разрывом прежних социальных связей, трансформацией интересов и многими другими изменениями, о которых речь шла выше.

Открытый вопрос о фактических мерах по встрече собственной старости вызывал у многих нижегородцев легкое недоумение. На пороге старости оказывается, что не все люди осознают, что к ней нужно готовиться и прежде всего пытаться доступными способами отодвинуть ее приход. Закрытый вопрос со многими вариантами ответов, напротив, собрал большой урожай отзывов о конкретных действиях. Часть респондентов, не сознавая до конца влияния их жизненных практик на подготовку к старости, уже предпринимают верные действия, способствующие адаптации к грядущей жизни в пожилом возрасте.

Правильно поступает почти половина опрошенных, пытаясь воспитать у детей и внуков уважительное отношение к пожилым. Результаты этого воспитания не заставят себя ждать — наши респонденты первыми испытают на себе плоды своего труда на этом поприще — отношение молодого и зрелого поколения к пожилым людям. Но плоды воспитания не всегда оказываются сладкими.

Таблица 2

Предпринимаемые меры по подготовке к старости, %

Предпринимаемые меры по подготовке к старости 50-54 55-59

Муж. Жен. Муж. Жен.

Всерьез взялись за свое здоровье 32 27 50 32

Больше работаю для обеспечения себя хорошей пенсией 36 46 35 63

Снижаю трудовую нагрузку, перехожу на щадящий режим работы 12 6 35 26

Стали уделять больше внимания Богу 15 39 15 63

Начинаю подыскивать себе новую (более легкую) работу (подработку) 3 6 15 11

Стараюсь решить квартирный вопрос 18 10 18 —

Стараюсь воспитать у детей и внуков уважительное отношение к пожилым 41 49 55 43

Ничего не предпринимаю 27 18 15 5

Понимание и уважение старшего поколения, свойственное многим восточным обществам, не типично для развитых западных стран. Геронтофобия — неприятие старых людей и боязнь старости — реалии не только современной России. Обще-

ственное мнение в большей степени сфокусировано на проблемах молодежи, чем лиц пожилого и престарелого возраста. Последним, несмотря на их высокую (и растущую) численность, фактически предназначено весьма скромное место в обществе и отведена лишь роль потребителя в пределах пенсионного пособия, размеры которого оставляют желать лучшего. Существует реальная опасность сведения данной возрастной группы к положению неразличимого фрагмента социального организма, фиксирующегося на уровне индивидуального сознания как жизненный стереотип, обезличивающий человека, приравнивающий его как бы к неодушевленным предметам — теперь никто или старье [4, с. 90].

В момент опроса 80% мужчин и 70% женщин, оглядываясь вокруг себя, находят в своем окружении (в первую очередь, в семье) людей, на помощь и поддержку которых они могут положиться в старости. У остальных респондентов уже нет таких надежных тылов.

Для ряда респондентов подготовка к старости ассоциируется с созданием предпосылок обеспеченной старости: 44% респондентов, независимо от пола, предпочитают в предпенсионный период больше работать для обеспечения себя хорошей пенсией(?) в старости. Такая дополнительная трудовая нагрузка, работа на износ и самоэксплуатация здоровья как важнейшего жизненного ресурса может привести к обратному эффекту — к потере трудоспособности и инвалидности. Другие люди зрелого возраста придерживаются противоположной стратегии, одобряемой геронтологами — на пороге старости они снижают трудовую нагрузку сообразно ослаблению физиологических и психических функций организма для плавного перехода к иному образу жизни после завершения трудовой деятельности.

Интересно, что более половины опрошенных планируют по достижении пенсионного возраста продолжать работу на прежнем рабочем месте. Разрешат ли им это сделать работодатели — другой вопрос. Но так или иначе, ожидаемое повышение пенсионного возраста в стране имеет под собой реальную основу в большом числе желающих трудиться и после достижения пенсионного возраста. Тут же следует оговориться, что опрашиваемые проецируют на будущее нынешнее состояние здоровья и не учитывают, что их трудоспособность будет ограничиваться.

Наступление пенсионного возраста для одних людей означает долгожданное освобождение от нелюбимой тяжелой работы, для других символизирует социальную отставку человека, находящегося в расцвете сил. Согласимся, что нерационально выталкивать человека на пенсию, когда он может и желает работать.

Проблемы здоровья стоят в предпенсионной повестке дня у половины мужчин и трети женщин. Однако благое намерение всерьез взяться за свое здоровье и поправить его выглядит несколько запоздалым. Неудовлетворенность состоянием своего здоровья начинает быстро расти у мужчин после 50 лет, у женщин — после сорока.

По самооценкам 43% опрошенных руководителей и специалистов с высшим образованием, у них хорошее состояние здоровья. Только у трети специалистов со средним специальным образованием и рабочих такие же хорошие самооценки. Во всех социально-профессиональных группах занятых респондентов 55-65% имеют хронические заболевания. Навыки самосохранительного поведения («постоянно следят за своим здоровьем») минимальны даже у самой образованной части населения. Возможно, что у данного поколения сформировалось за годы их сознательной жизни убеждение, что за здоровье человека (как и за многое другое) в нашей стране должно отвечать... социалистическое государство. Личная ответственность за состояние своего здоровья сегодня присуща немногим гражданам.

Социальное сравнение играет значительную роль в адаптации к старости. Исследования показывают, что, пользуясь механизмом социального сравнения, пожилые люди сравнивают свое положение с положением таких же пожилых и, в зависимости от результата, модифицируют свои цели [5, с. 867]. Чем позитивнее сравнение, тем лучше здоровье человека, даже при наличии серьезных медицинских проблем.

Такой эффективный способ укрепления здоровья и снятия стрессов, как физическая культура (уделять ежедневно хотя бы 45 минут физическим упражнениям) характерен лишь для 15% опрошенных, причем у самой образованной части населения, как ни странно, этот показатель еще ниже. По-прежнему люди предпочитают искать здоровье в аптеках, а не на спортивных площадках, в бассейнах и на стадионах.

При приближении старости значительная часть женщин начинает уделять больше времени религии, усматривая в ней способ достижения внутреннего лада как необходимого элемента счастливой старости. У мужчин с возрастом потребность в религиозной вере остается низкой.

Вообще говоря, набор мероприятий не столь велик, что говорит о том, что прогнозирование своей старости занимает не очень большое место в жизни людей зрелого возраста, еще меньше — практических действий по подготовке к старости. Немалое число пожилых дезадаптированных людей будут, вероятно, с горечью вспоминать после выхода на пенсию об упущенных возможностях приспособления к жизни. Передачи позитивного опыта подготовки к старости нет, каждый человек проходит этот путь, как первопроходец, методом проб и ошибок.

Трудно не согласиться с М.Э. Елютиной, что «выход видится в разработке и реализации превентивных геронтологических программ, включающих научно обоснованную информацию об особенностях данного периода онтогенетического развития, о способах перманентной трансформации жизненных стратегий, адекватных меняющимся условиям. Образовательные геронтологические программы должны нацеливать человека на новые возможности, перспективы духовного развития, формирование четкого представления об архитектонике своего жизненного пространства» [4, с. 94].

Литература

1. Слободчиков, В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. — 1996. — № 5.

2. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение. — М.: Медицина, 1996.

3. Социальная геронтология / Под ред. Р.С. Яцемирской. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998.

4. Елютина, М.Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной подготовки социальных работников // Ученые записки. Научно-теоретический журнал. — 2002. — № 2 (28).

5. Крайг, Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.