Научная статья на тему 'Влияние средств массовой информации на этническую ксенофобию в молодежной среде современной России'

Влияние средств массовой информации на этническую ксенофобию в молодежной среде современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
448
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСЕНОФОБИЯ / XENOPHOBIA / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VIRTUAL SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гонцовский Виталий Константинович

В статье рассматривается актуальная для современного российского общества проблема распространение ксенофобии и национализма в социуме в контексте политики средств массовой информации. Выделяются основные группы средств массовой информации относительно пропаганды ксенофобских и националистических настроений, особое внимание акцентируется на функционировании виртуальных средств массовой информации и социальных сетей. Подчеркивается важная роль СМИ в распространении ксенофобии в молодежной среде, обращается внимание на преимущественно молодежный состав аудитории интернет-СМИ националистического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the media on ethnic xenophobia among young people in modern Russia

The article considers relevant for the modern Russian society problem the spread of xenophobia and nationalism in society in the context of media policies. Highlights the main media groups on the promotion of xenophobic and nationalist sentiments, special attention is paid to the functioning of the virtual media and social networks. Highlights the important role of the media in spreading xenophobia among young people, mainly draws attention to the youth of the Internet media audience nationalist character.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой информации на этническую ксенофобию в молодежной среде современной России»

В.К. Гонцовский соискатель ИППК Южного федерального университета*

Влияние средств массовой информации на этническую ксенофобию в молодежной среде современной России

Распространение ксенофобских настроений в современном российском обществе является одной из важных угроз социальной стабильности и правопорядку в многонациональной Российской Федерации. Особенно опасной тенденцией представляется рост национализма и ксенофобии в молодежной среде, поскольку именно молодежь в силу возрастных особенностей и неоднозначного положения в социальной системе общества является наиболее восприимчивой к пропаганде радикальных идей категорией населения.

Как известно, ксенофобия представляет собой «боязнь чужих», если дословно, а применительно к рассматриваемой теме - негативное отношение к «чужим» человеческим общностям и отдельным представителям «чужих» общностей1, в первую очередь к людям другой национальности и культуры. При этом ксенофобия может быть свойственна не только национальному большинству и коренному населению, но и национальным меньшинствам и иммигрантам, только в последнем случае в качестве объекта ксенофобских настроений выступают представители или коренного населения и национального большинства, или других этнических групп.

Несмотря на многонациональный состав населения современной России, характерный практически для всех регионов и населенных пунктов страны, значительные усилия, прилагаемые государством и общественными организациями в направлении пропаганды толерантности, национальной и религиозной терпимости среди российских граждан, рост ксенофобии представляет собой серьезную проблему, решение которой возможно лишь при учете выявления всех факторов, оказывающих влияние на распространение националистических настроений в обществе, в первую очередь в молодежной среде.

Молодежь в этом контексте является наиболее восприимчивой к усвоению ксенофобских настроений и стереотипов частью населения, что объясняется не только присущей возрасту определенной пассионарностью, но и такими факторами, как маргинальность

* Гонцовский Виталий Константинович, e-mail: [email protected]

1 Кроз М.В., Ратинова Н.А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М., 2005.

социального положения в обществе, несоответствие амбиций, в том

2

числе и социально-статусных, реальному социальному положению .

Следует отметить, что ксенофобские настроения в обществе формируются не только вследствие присущего многим социумам бытового национализма, проявляющегося в недоброжелательном и недоверчивом отношении к представителям других этнических групп, но и в результате определенной политики, проводимой средствами массовой информации. В современном обществе именно средства массовой информации приобретают особую роль в формировании настроений граждан, оказывая влияние на массовое сознание населения. Не является исключением и современная Россия, в которой, несмотря на кажущуюся слабость средств массовой информации, они также формируют общественные настроения. И если наблюдается смещение последних в сторону ксенофобии и национализма, то здесь следует учитывать и роль СМИ.

Средства массовой информации играют очень важную роль в формировании национальной и этнической идентичности, установок и стереотипов относительно других национальностей и этнических групп, отношения к инонациональным гражданам3. При этом средства массовой информации могут являться как проводником господствующей в государстве идеологии, так и транслятором оппозиционных и радикально-экстремистских взглядов, а также не иметь отчетливой политической ориентации, но по факту публикации материалов определенного характера не менее отчетливо воздействовать на массовое сознание и настроения граждан.

Молодое поколение россиян, являющееся одним из наиболее активных потребителей информационных потоков, транслируемых СМИ, в наибольшей степени подвержено влиянию электронных средств массовой информации. В первую очередь речь идет даже не столько о телевидении, сколько о средствах массовой информации, действующих в сети Интернет - электронных изданиях, веб-сайтах, а также страницах и сообществах в популярных социальных сетях - «Фэйсбуке», «Вконтакте», «Твиттере» и т.д.

Именно электронные СМИ, и в особенности, интернет-СМИ, оказывают ключевое влияние на распространение ксенофобских и националистических установок в молодежной и подростковой среде российского общества. По мнению В.А. Бокарева, на «виртуализацию» молодежной культуры в российском обществе накладывается и разрыв традиционных межгенерационных связей4. В информационной

2 Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 37-47.

3 Белякова Е.А. Конструирование этнической идентичности в современной России: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2007. С. 14.

4 Бокарев В.А. Рост ксенофобии и экстремистских настроений как следствие усиливающейся пассионарности современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2.

плоскости это может выглядеть как несоответствие старшего поколения, получающего информацию из газет и телевидения, и молодежи, предпочитающей интернет-источники, вытесняющие влияние семьи и старших родственников и знакомых на формирование установок и стереотипов в сфере межнационального общения.

Рассматривая влияние средств массовой информации на рост ксенофобских настроений в обществе, необходимо обратить внимание на неоднозначные позиции многочисленных российских СМИ по вопросу национализма и ксенофобии. В первую очередь необходимо классифицировать средства массовой информации по их отношению к самому феномену ксенофобии. Можно выделить как минимум четыре группы средств массовой информации:

1) официальные государственные СМИ, информация в которых подается без излишней тенденциозности, но в любом случае может оказывать влияние на рост ксенофобских настроений в обществе;

2) коммерческие СМИ, которые руководствуются в своей деятельности принципом востребованности транслируемой информации, ее сенсационности и, стремясь к коммерческому успеху вследствие публикации сенсационных материалов, легко допускают возможность публикации материалов ксенофобского или провокационного характера;

3) националистические СМИ, к которым относятся газеты, журналы, электронные издания, страницы в социальных сетях, сознательно ориентирующие общество на усвоение националистических и ксенофобских установок в соответствии с политической линией, определяющей деятельность данных СМИ;

4) антиксенофобские и антифашистские СМИ, также представленные, прежде всего, в электронном сегменте отечественного медиапространства и выступающие с резкой критикой ксенофобии и националистических настроений.

Отметим, что молодежь и подростки, получая основной пласт информации именно из сети Интернет, тем самым подпадают под влияние второй, третьей и четвертой групп СМИ, наиболее активно представленных в интернет-пространстве. При этом следует отметить, что СМИ четвертой группы, несмотря на их явную антифашистскую и антиксенофобскую направленность, также могут обладать высоким провокационным потенциалом в сфере разжигания ксенофобских настроений, поскольку выступают катализатором роста антирусских настроений в среде национальных меньшинств, радикальная молодежь из среды которых может отождествлять националистов и ксенофобов со всеми представителями русской нации (таким образом, достигается прямо противоположный эффект тем целям, которые антиксенофобские СМИ ставят перед собой).

Большое значение в современном медиапространстве играют социальные сети, которые не только взяли на себя такую ключевую

функцию традиционных СМИ, как трансляция информации, но и в силу своих возможностей стали средством коммуникации между отдельными гражданами и группами граждан. Коммуникация в социальных сетях оказалась гораздо более серьезным средством влияния на поведение граждан, в особенности молодежи и подростков, нежели традиционные средства массовой информации, поскольку она подразумевает возможность не только обсуждения транслируемой информации, но и взаимообмена информацией, при котором фактически любой пользователь социальных сетей может выступить в качестве генератора и транслятора информации.

Естественно, что данные возможности социальных сетей не могли не быть не использованы определенными политическими силами, заинтересованными в распространении националистических настроений в обществе. Реальный потенциал социальных сетей продемонстрировали знаменитые «арабские революции» 2011 г., консолидация наиболее активных участников которых происходила именно в социальных сетях5. Фактически социальные сети выступили в качестве объединяющего фактора именно для «ядра» выступлений -активных и молодых представителей среднего класса и учащейся молодежи, имеющих доступ к Интернету. Маргинализованные массы населения присоединились к протестным действиям позже, сплачиваясь вокруг уже сформированного в социальных сетях протестного «ядра».

С другой стороны, социальные сети стали превосходным пространством для распространения слухов, в том числе и ксенофобского характера. В настоящее время достаточно одному или нескольким пользователям социальных сетей «запустить» новость, наполненную провокационным содержанием, и ее публикация в интернет-пространстве с многочисленным перепостированием на других страницах социальной сети может повлечь за собой самые неоднозначные последствия.

Так, распространение информации о бытовых конфликтах на межнациональной почве в современной России осуществляется в том числе и посредством социальных сетей и служит основной причиной распространения в обществе ксенофобских настроений, в первую очередь среди молодежи и подростков. Преимущественно молодежными по составу являются многочисленные «народные сходы» и «русские марши», организуемые посредством коммуникации в социальных сетях после распространения информации об очередном преступлении или правонарушении, совершенном иностранными мигрантами или гражданами России - выходцами из национальных регионов страны.

5

Хауншелл Б. «Твиттер» и революция. URL: http://www.inosmi.ru/asia/20110731/172738460.html (дата обращения: 30.11.2012).

Значительная роль СМИ в распространении ксенофобских настроений в обществе подчеркивается и в многочисленных социологических исследованиях. Так, Н.С. Гаджигасанова отмечает, что 48,1% опрошенных в результате ее исследования респондентов сталкивались с негативным освещением межнационального взаимодействия в средствах массовой информации6. Проведенный исследователем контент-анализ материалов СМИ свидетельствует о том, что не менее 10% публикаций обладают явным ксенофобским и провокационным подтекстом7. Основная информация относительно межнациональных столкновений и конфликтов, так же как и собственно межнациональных отношений, получается молодежью и подростками именно из средств массовой информации8.

Тревожной тенденцией является тот факт, что благодаря средствам массовой информации ксенофобские настроения распространяются в первую очередь среди наиболее образованной и социально адаптированной части российской молодежи. Если «социальные низы» склонны к националистическим настроениям в силу «бытового национализма», то молодежь из числа представителей среднего класса, студенчества основывает свои националистические настроения уже на информации, получаемой из интернет-пространства и других СМИ, тем самым подводя под ксенофобию определенную идеологическую базу. В частности, исследование, проведенное в г. Краснодаре, показало, что большая часть опрошенных студентов в возрасте 18-22 лет поддерживают знаменитую протестную акцию на Манежной площади (43% респондентов) и выражают готовность к участию в подобных действиях (39% респондентов)9.

События 2010-2013 гг. во многих городах и населенных пунктах России свидетельствуют о том, что распространение в СМИ, в особенности в виртуальном пространстве социальных сетей, информации о межнациональных конфликтах способно в современных условиях выступать в качестве катализатора националистических выступлений, которые порой приобретают характер агрессивной ксенофобии и не перерастают в массовые беспорядки и погромы только по причине эффективных действий правоохранительных органов.

Стоит отметить, что, с другой стороны, попытки замалчивания государственными средствами массовой информации происходящих межнациональных столкновений, напряженных отношений между представителями различных этнических групп, населяющих страну, могут повлечь за собой рост недоверия к правительственным и

6 Гаджигасанова Н.С. Особенности проявления этнической толерантности во взаимодействиях молодежных групп: автореф. дис. ... канд. соц. наук. СПб., 2012. С. 23.

7 Там же.

8 Там же.

9 Котляров В.А. Протестный потенциал субкультуры современной российской молодежи: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Майкоп, 2012. ^ 16.

подконтрольным государству средствам массовой информации в молодежной среде с последующим все большим перетеканием молодежной аудитории к негосударственным средствам массовой информации, в том числе к плохо контролируемым интернет-СМИ и в социальные сети, являющиеся пространством распространения националистических настроений. Последние и приобрели особую популярность в молодежной среде вследствие необъективной и неполной оценки происходящих в стране событий официальными средствами массовой информации.

Проведенный автором контент-анализ сообществ и страниц в социальной сети «Вконтакте» свидетельствует о том, что в данной социальной сети действует значительное количество сообществ и страниц, ставящих своей целью пропаганду националистических настроений и ксенофобии. Данные виртуальные сообщества в социальных сетях объединяют многотысячные аудитории пользователей Интернета, среди которых подавляющее большинство представлено молодыми людьми.

Так, националистическое сообщество «Новая Русь» включает более 90 000 подписчиков, из которых более 28 000 представлено лицами в возрасте до 18 лет, 20 000 - лицами в возрасте 19-22 лет и 24 000 -лицами в возрасте от 23 до 30 лет10. Другая националистическая страница «Реструкт» имеет более 27 000 подписчиков, из которых более 6 000 составляют лица в возрасте до 18 лет и более 14 000 - лица в возрасте 19-30 лет11.

Молодежь составляет подавляющее большинство подписчиков и других страниц и сообществ националистического характера, что в целом свидетельствует о большем по сравнению с периодом 1990-х гг. распространением националистических настроений именно среди молодежи. Современная молодежь значительно более политизирована, нежели молодежь 1990-х гг., и националистические идеи, распространяемые в социальных сетях и интернет-СМИ, находят в молодежной среде плодотворную почву.

Вместе с тем следует отметить, что умеренно-националистические настроения в целом являются нормой для современного общества и присущи не только российскому социуму, но и практически всем другим обществам, в том числе и демократическим государствам Западной Европы. Подлинную опасность националистические настроения приобретают тогда, когда распространяются в их радикальном варианте в молодежной среде, в чем есть немалая доля ответственности средств массовой информации, которые будоражат сознание российских граждан, в особенности представителей молодого поколения, транслируемой информацией о бесчинствах и преступлениях,

10 Новая Русь: Славянское движение. URL: http://vk.com/novo_rus (дата обращения: 27.05.2013).

11 Реструкт Life - интернет-журнал общественного движения «Реструкт». URL: http://vk.com/restruct_life (дата обращения: 27.05.2013).

совершаемых иммигрантами, катастрофическими прогнозами относительно перспектив заселения России в будущем многомиллионными массами выходцев из стран Азии.

Восприимчивая к подобной информации молодежь, и так недовольная своим низким социальным статусом и обладающая растущими амбициями, воспринимает публикации СМИ как своеобразное руководство к действию. Максималистские настроения, присущие молодым людям, требуют «восстановления справедливости», «защиты своих соплеменников от беспредела "чужаков"», что может выливаться не только в рост националистических настроений, но и в противоправное поведение, в том числе мотивированное ксенофобией.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в современной России средства массовой информации играют важную роль в распространении ксенофобии и национализма среди молодого поколения россиян. Особую значимость в распространении ксенофобских настроений играют интернет-СМИ, и прежде всего социальные сети, выступающие пространством консолидации сторонников националистических идей, обсуждения и организации политических и социальных выступлений на националистической почве. Молодежь в возрасте 18-30 лет и подростки младше 18 лет являются основной аудиторией действующих в сети Интернет средств массовой информации националистической и ксенофобской направленности.

Гонцовский В.К. Влияние средств массовой информации на этническую ксенофобию в молодежной среде современной России. В статье рассматривается актуальная для современного российского общества проблема -распространение ксенофобии и национализма в социуме в контексте политики средств массовой информации. Выделяются основные группы средств массовой информации относительно пропаганды ксенофобских и националистических настроений, особое внимание акцентируется на функционировании виртуальных средств массовой информации и социальных сетей. Подчеркивается важная роль СМИ в распространении ксенофобии в молодежной среде, обращается внимание на преимущественно молодежный состав аудитории интернет-СМИ националистического характера.

Ключевые слова: ксенофобия, национализм, средства массовой информации, молодежь, виртуальное пространство.

Gontsovsky V.K. Influence of the media on ethnic xenophobia among young people in modern Russia. The article considers relevant for the modern Russian society problem - the spread of xenophobia and nationalism in society in the context of media policies . Highlights the main media groups on the promotion of xenophobic and nationalist sentiments , special attention is paid to the functioning of the virtual media and social networks. Highlights the important role of the media in spreading xenophobia among young people, mainly draws attention to the youth of the Internet media audience nationalist character .

Key words: xenophobia, nationalism, media, youth, virtual space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.