Научная статья на тему 'Влияние способов воспроизведения на объем воспроизводимых движений'

Влияние способов воспроизведения на объем воспроизводимых движений Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
137
21
Поделиться

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Гончаров В.И.,

Текст научной работы на тему «Влияние способов воспроизведения на объем воспроизводимых движений»

докладов) на 13,1% (р<0,05) по сравнению с контрольной.

Нейрофизиологическая структура МЛУТ-модальностей восходит, скорее всего, к идее связей правополушарной зрительной области, левополушарной вербальной (Ьийа, 1976; БагаЬ, 1988, 1995) и спинно-мозговой моторносенсорной (РепйеЫ, 1959) с планетарными ритмами (Воронов И.А., 19962006).

Знание закономерностей синестезии позволяет не только эффективно воздействовать на механизм переработки информации человеком, но и управлять развитием когнитивных способностей человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов, И.А. Гностическая символика познания и геральдика / И.А. Воронов // Гербовед, 1996 №1(9). С.77-80.

2. Воронов, И.А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств [дисс. ...докт. психол. наук]. / И.А. Воронов. - СПб.: СПб ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2005. -498с.

3. Пенфилд, В. Речь и мозговые механизмы / В. Пенфилд, Л. Робертс. -Л.: Медицина. 1964. -264с.

4. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология / Роберт Солсо. -СПб.: Питер, 2006. -589с.

ВЛИЯНИЕ СПОСОБОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ОБЪЕМ ВОСПРОИЗВОДИМЫХ ДВИЖЕНИЙ

В. И. Гончаров

До настоящего времени практически не исследовалось влияние на воспроизведение движений самих способов воспроизведения, т.е. организации двигательного материала на выдохе.

Чтобы восполнить этот пробел, было проведено представляемое исследование.

В нем ставилась задача рассмотреть влияние способа воспроизведения комплексов движений (упражнений) на его эффективность. Т.е. выяснялось каким образом манипуляции на выходе со способом воспроизведения влияют на его продуктивность. В исследовании в качестве испытуемых участвовало 3 группы студентов факультета физической культуры УГПИ, численностью по 20 человек каждая, уравненные по способностям к запоминанию упражнений. Из групп были исключены, на основании специального тестирования, студенты, выпадающие из общего среднего уровня такого запоминания. Каждая из групп запоминала комплексы движений при определенном способе предъявления. Первая - только при вербально-слуховом (описание комплекса), вторая

- только при зрительном (показ комплекса), третья - только при пассивнодвигательном предъявлении (проводка рук и туловища испытуемых экспериментатором). Воспроизводились комплексы во всех 3-х группах тремя способами: вербальным, зрительным, активно-двигательным. Первый способ обеспечивался описанием упражнения испытуемыми в специальных карточках, второй - путем зарисовки поз и движений, третий - исполнением комплексов. В соответствии с этим в каждой группе было проведено по три опыта. Опыты проводились в разные дни с применением упражнений типа «Зарядки», подоб-

ных применявшимся нами ранее (В.И.Гончаров, 1984, 1996, 2006), и состоящих из 8 элементов. В каждом из опытов использовались упражнения, уравненные по сложности. Рассматривались показатели воспроизведений схемы (формы) и последовательности движений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Показатели памяти на движения при различных способах воспроизведения в экспериментальных группах представлены в таблицах 1, 2, 3. Они указывают на влияние способа воспроизведения на его эффективность. В 1-ой экспериментальной группе, которая использовала вербально-слуховой способ предъявления (описание), при первом воспроизведении более высокие показатели памяти как на форму, так и на последовательность движений, хотя и на недостоверном уровне, обнаружились при зрительном воспроизведении (табл.1). Вербально-слуховое и двигательное воспроизведение дало худшие и примерно одинаковые результаты. При втором воспроизведении показатели при всех трех способах воспроизведений оказались практически равные.

Таблица 1

Показатели различных способов воспроизведения при вербально-

слуховом предъявлении комплексов движений _______ (1-ая экспериментальная группа)

№ п/п Способ воспроизведения Показатели воспроизведения

1-ое воспроизведение 2-е воспроизведение

Форма движений Последова- тельность движений Форма движений Последова- тельность движений

1. Вербальный 3,80±0,23 3,30=±0,23 5,4±0,16 5,2±0,23

2. Зрительный 4,44±0,50 3,78±0,41 5,55±0,30 5,11±0,51

3. Двигательный 3,92±0,25 3,15±0,33 5,31=±0,25 5,00±0,25

Преимущество зрительного воспроизведения, обозначившееся в первом воспроизведении при вербально-слуховом предъявлении, стало более выраженным, также в первом воспроизведении, при зрительном способе предъявлении комплексов движений (табл.2). Как по показателям памяти на форму движений, так и по показателям памяти на последовательность движений достоверность различий имеет высокий уровень - от Р<0,01 до Р<0,001. Между показателями вербально-слухового и двигательного воспроизведения различия не достоверны. По второму воспроизведению различия, также как и при первом способе предъявления в первой экспериментальной группе, не достигли достоверного уровня.

Таблица 2

Показатели различных способов воспроизведения при зрительном предъявлении комплексов движений ________________(2-ая экспериментальная группа)______________

№ п/п Способ воспроизведения Показатели воспроизведения

1-ое воспроизведение 2-е воспроизведение

Форма движений Последова- тельность движений Форма движений Последова- тельность движений

1. Вербальный 4,27±0,38 3,23±0,47 5,91±0,38 5,09±0,38

2. Зрительный 5,90±0,31 5,10±0,39 6,7±0,39 5,8±0,47

3. Двигательный 3,5±0,39 3,14±0,39 5,64±0,31 5,64±0,31

Не обнаружились достоверные различия между показателями памяти на движения при различных способах воспроизведения в 3-ей экспериментальной группе, осуществлявшей пассивно-двигательное запоминание (табл.3). Хотя, как можно видеть из таблицы, более высокие показатели воспроизведения у зрительного и активно-двигательного воспроизведения. При этом, как и при других способах предъявления во втором воспроизведении различия при разных способах воспроизведения становятся менее заметными.

Таблица 3

Показатели различных способов воспроизведения при пассивно-

двигательном предъявлении комплексов движений ____________(3-я экспериментальная группа)______

№ п/п Способ воспроизведения Показатели воспроизведения

1-ое воспроизведение 2-е воспроизведение

Форма движений Последова- тельность движений Форма движений Последова- тельность движений

1. Вербальный 3,00±0,39 1,86±0,47 4,15±0,47 3,00±0,55

2. Зрительный 3,45±0,74 2,37±0,74 4,37±0,87 3,37±0,99

3. Двигательный 3,69±0,28 2,50±0,42 4,63±0,42 3,81±0,49

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Эффективность воспроизведения комплексов движений зависит не только от выбранных способов их предъявления, но и от способов воспроизведения запомненного материала. Т.е. значение имеют не только манипуляции с двигательным материалом на входе, но и на выходе. Это связано с реконструкцией, а не репродукцией зафиксированного материала, на которую указывал еще Ф. Бартлетт (1932).

2. Явно или менее явно, но наиболее эффективным из рассмотренных способов воспроизведения комплексов движений вне зависимости от использованного способа запоминания, является зрительный способ, заключающийся в нашем случае в зарисовке поз и движений в элементах упражнения. Правда, он имеет одинаковую эффективность с двигательным воспроизведением при пассивно-двигательном предъявлении.

Это, скорее всего, определяется доминированием зрительной системы в сенсорно-перцептивной организации человека, о которой говорил Б.Г. Ананьев (1977). Оно предполагает визуализацию любых чувственных сигналов и образов. Такая визуализация облегчает и ускоряет зрительное воспроизведение. Происходит прямая репродукция зрительного образа. Пассивнодвигательное запоминание, очевидно, облегчает формирование зрительнодвигательного образа движений, что помогает двигательному воспроизведению, которое по эффективности, при таком способе предъявления, не уступает зрительному. Вербальное воспроизведение (описание упражнения) заставляет проводить дополнительную работу по вербализации зрительного образа, что усложняет и замедляет процесс воспроизведения. Такое ухудшение при вер-

бальном воспроизведении комплексов движений путем их описания после показа (зрительный образ) было обнаружено и в исследовании В. Л. Скитневско-го (1989).

Увеличение времени воспроизведения, которое наблюдалось у нас во 2ом воспроизведении, уравнивает возможности способов воспроизведения. Их эффективность становится практически одинаковой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст]/Б.Г.Ананьев. - М., Наука. - 1977. - 380 с.

2. Богуш, Н.Р. Особенности запоминания комплекса элементарных

движений при различных формах мнемической деятельности

[Текст]/Н.Р.Богуш. - XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 22. Память и деятельность. М., 1966. - С.187-190.

3. Bartlett F., Remembering: A study in experimental and social psychology. Cambridge, Camridge University Press, 1932. - 258 p.

4. Гончаров, В.И. Эффективность запоминания физических упражнений при различных методах обучения [Текст]/В .И.Гончаров. - В кн.: Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. Л., 1984. -

С.59-71.

5. Гончаров, В.И. Методы обучения в физическом воспитании (мнеми-ческие аспекты) [Текст]/В.И.Гончаров//Материалы XXI учебно-методической конференции Приморской ГСХА. Уссурийск, 1996. - С.121-123.

6. Гончаров, В.И. Эффективность запоминания физических упражнений при использовании традиционных методов обучения в условиях естественной мнемической задачи [Текст]/В.И.Гончаров //Вестник Бурятского университета. Серия 17: Физкультура и спорт. Вып.2. Улан-Удэ, Издательство Бурятского госуниверситета, 2006. - С.67-73.

7. Скитневский, В.Л. Психологические особенности усвоения школьниками учебного материала по физической культуре [Текст]/В.Л.Скитневский.

- Автореф.дис... канд. пед. наук, Л., 1989. - 17 с.

8. Скобенников, К. А. Запоминание движений при разучивании вольных упражнений в гимнастике (к проблеме двигательной памяти и ее развития) [Текст]/К.А.Скобенников. - Автореф. дис... Канд.пед.наук - Л., 1950. - С.21.

9. Скобенников, К.А. Запоминание движений при разучивании вольных упражнений в гимнастике [Текст]/К. А.Скобенников. - В кн.: Вопросы психологии спорта. М., 1955. - С.83-124.

10. Сурков, Е.Н. О роли «слова» и «показа» в запоминании гимнастических упражнений [Текст]/Е.Н.Сурков//Теория и практика физической культуры, 1952. - №7. - С.519-525.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ И

ПОДВИЖНЫХ ИГР

Т.В. Заячук

Основная задача исследования состояла в разработке методики формирования творческих способностей студентов, которая позволяет повысить уро-