Научная статья на тему 'К вопросу экспериментального анализа особенностей памяти у студентов, изучающих иностранные языки'

К вопросу экспериментального анализа особенностей памяти у студентов, изучающих иностранные языки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛЯЦИЯ / СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ / ОПТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Талханова Фатима Дзамболатовна, Абаева Фатима Борисовна, Мовсесова Карина Раффиевна

проведен эксперимент по выявлению связи различных видов памяти с иноязычными способностями. Были использованы три типа стратегии запоминания предъявляемой информации, обеспечивающие возможность одновременной и раздельной стимуляции зрительного и слухового восприятия. В результате проведенного эксперимента среди успевающих по языку студентов, в условиях стимуляции слухового и смешанного (зрительно-слухового) восприятия слов, обнаружены статистически более высокие показатели объема запоминаемой информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу экспериментального анализа особенностей памяти у студентов, изучающих иностранные языки»

К вопросу экспериментального анализа особенностей памяти у студентов, изучающих иностранные языки Талханова Ф.Д.1, Абаева Ф.Б.2, Мовсесова К.Р.3

1Талханова Фатима Дзамболатовна / Talkhanova Fatima Dzambolatovna - кандидат педагогических наук, доцент;

2Абаева Фатима Борисовна /Abaeva Fatima Borisovna - кандидат педагогических наук, доцент;

3Мовсесова Карина Раффиевна /Movsesova Karina Raffievna - ассистент, кафедра иностранных языков для естественнонаучных факультетов, факультет иностранных языков, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

Аннотация: проведен эксперимент по выявлению связи различных видов памяти с иноязычными способностями. Были использованы три типа стратегии запоминания предъявляемой информации, обеспечивающие возможность одновременной и раздельной стимуляции зрительного и слухового восприятия. В результате проведенного эксперимента среди успевающих по языку студентов, в условиях стимуляции слухового и смешанного (зрительно-слухового) восприятия слов, обнаружены статистически более высокие показатели объема запоминаемой информации.

Abstract: an experment was carried out to find connections of different kinds of memory with abilities to learn foreign languages. Three types of memorising strategy provide simultaneous and separate stimulation of optical and auditive perception. As a result of the experiment under the conditions of auditive and mixed (optical and auditive) perception of words higher indicators of the volume of memorised information among successful students were found.

Ключевые слова: стимуляция, сенсорная память, оптическое восприятие, слуховое восприятие. Keywords: stimulation, sensorial memory, optical perception, auditive perception.

Известно, что обучающиеся отличаются друг от друга в показателях продуктивности отдельных видов памяти. Одни легко запоминают образный материал, другие - эмоциональный, третьи - вербальный.

В условиях обучения иностранному языку, на первом месте, среди целей обучения находится письменная коммуникация в форме чтения и понимания текстов, а на втором - устная коммуникация в форме производства устных текстов [3].

Существует достаточно разработанная методика экспериментально-психологического исследования памяти, которая позволяет дать не только качественную, но и количественную оценку этой функции [1]. Различают разные виды памяти: кратковременную и долговременную, механическую и логически осмысленную, произвольную и непроизвольную, индивидуальную, наследственную. Кроме того, существуют типы памяти, в которых способности к восприятию, сохранению и воспроизведению информации зависит от того, по какому каналу эта информация поступает. В зависимости от этого различают зрительный, слуховой, моторный и смешанный типы памяти [3].

Согласно литературным данным, хорошая память считается важным фактором усвоения иностранного языка на начальном и продвинутом этапах обучения, с другой стороны связь структуры и различных видов памяти с иноязычными способностями носит неоднозначный характер.

Испытуемым предъявляли для запоминания слова на английском, немецком, французском и латинском языках. Предварительно, у всех испытуемых, принявших участие в эксперименте, были проанализированы особенности памяти в зависимости от типа сенсорной стимуляции. Были использованы три типа стратегии запоминания предъявляемой информации, обеспечивающие возможность одновременной и раздельной стимуляции зрительного и слухового восприятия.

Среднестатистический анализ показателей памяти не выявил каких-либо различий, как в условиях чисто зрительного или слухового восприятия информации, так и при одновременном стимулировании обоих сенсорных каналов. Такого рода данные свидетельствуют, в целом, об однородности экспериментальной группы, характеризующейся слабовыраженной дифференциацией типов сенсорной памяти. Отметим здесь, что обнаруженная закономерность проявилась как при использовании знакомых, так и незнакомых слов, хотя различия в объеме памяти между этими двумя экспериментальными сериями носили статистически значимый характер (p < 0,01).

Результаты анализа объемов памяти при предъявлении знакомых и незнакомых слов в зависимости от стимулируемой стратегии запоминания:

1. вид стимуляции - зрительный (знакомые слова - 0,53 + 0,02; незнакомые слова - 0,40 + 0,01);

2. вид стимуляции - слуховой (знакомые слова - 0,52 + 0,02; незнакомые слова - 0,39 + 0,02);

3. вид стимуляции - смешанный (знакомые слова - 0,51 + 0,02; незнакомые слова - 0,38 + 0,01).

Также были исследованы особенности распределения различных видов сенсорной памяти (зрительной, слуховой, смешанной), в зависимости от показателей успеваемости студентов.

Во всех экспериментальных сериях, независимо от типа сенсорной стимуляции и категории используемых слов (знакомые/не знакомые) объем памяти у слабоуспевающих студентов был ниже по отношению к успевающим. Однако выраженность этих различий относилась к разряду достоверных только при предъявлении знакомых слов в условиях слуховой (p < 0,01) и смешанной зрительно-слуховой (p < 0,05)

стимуляции. Во всех остальных случаях различия были несущественны, при этом наименее значимые обнаружены - в условиях зрительного восприятия при запоминании незнакомых слов, а в условиях слухового восприятия - знакомых слов. I. Вид стимуляции: слуховой.

1. Испытуемые, успевающие на «хорошо» и «отлично» (знакомые слова - 0,59 + 0,02; незнакомые слова -0,41 + 0,01);

2. Испытуемые, успевающие на «удовлетворительно и «неудовлетворительно» (знакомые слова - 0,47 + 0,02; незнакомые слова - 0,40 + 0,01).

II. Вид стимуляции: зрительный.

1. Испытуемые, успевающие на «хорошо» и «отлично» (знакомые слова - 0,55 + 0,03; незнакомые слова -0,42 + 0,02);

2. Испытуемые, успевающие на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» (знакомые слова - 0,49 + 0,02; незнакомые слова - 0,37 + 0,02).

III. Вид стимуляции: смешанный.

1. Испытуемые, успевающие на «хорошо» и «отлично» (знакомые слова - 0,55 + 0,03; незнакомые слова -0,41 + 0,02);

2. Испытуемые, успевающие на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» (знакомые слова - 0,47 +

0.02. незнакомые слова - 0,36 + 0,01).

Обобщение результатов представленных выше исследований позволило выделить следующие особенности.

У более чем 210 из 500 обследованных испытуемых, обнаружена равновероятная выраженность разных видов сенсорной памяти (слуховой, зрительной, зрительно-слуховой). Среди успевающих по языку студентов, в условиях стимуляции слухового и смешанного (зрительно-слухового) восприятия слов, обнаружены статистически более высокие показатели объема запоминаемой информации. Полученные нами результаты соотносимы с литературными данными.

Так, в частности, результаты исследования Ю.С. Наживина [2] показали, что уровень слухового восприятия у способных студентов значительно выше, чем у малоспособных и среднеспособных. Отмечается, что среднеспособные студенты часто не уступают способным по уровню развития вербального мышления, но имеют низкий уровень слухового восприятия, что препятствует успешному овладению ими иностранным языком [2]. По мнению автора, слуховое восприятие, также как и мышление является ведущим и не компенсируемым компонентом структуры иноязычных способностей, что делает необходимым развитие речевого слуха с помощью фонетических упражнений и аудирование текстов.

Литература

1. Вейн А.М., КалинецкаяБ.И. Память человека. М.: Наука, 1973. 208 с.

2. Наживин Ю.С., Полянцев В.А., Нечаева Л.А. Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека: Всесоюз. Симпоз: Тез. докл., 25-27 мая 1982 г. Пермь, 1982. С. 95-96.

3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Владос, 2010. 687 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.