Научная статья на тему 'Моторно-аудио-визуально-темпоральная (MAVT) синестезия'

Моторно-аудио-визуально-темпоральная (MAVT) синестезия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
582
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моторно-аудио-визуально-темпоральная (MAVT) синестезия»

МОТОРНО-АУДИО-ВИЗУАЛЬНО-ТЕМПОРАЛЬНАЯ (MAVT)

СИНЕСТЕЗИЯ

И.А. Воронов, С.В. Залетин

Экспериментальные исследования синестезии в рамках современной когнитивной психологии начинают проводиться в 70-е годы прошлого столетия (Marks, 1974, 1987a, 1987b). Но еще в начале ХХ века российский художник-абстракционист Кандинский (Kandinsky, 1912) писал, что «звук цветов настолько определенный, что было бы трудно найти человека, который попытается выразить яркий желтый цвет через басовые ноты или темное озеро через сопрано».

Термин «синестезия» (греч. synaisthesis) означает «смешанное ощущение» и является анонимом «анестезии» - «отсутствию ощущений».

В большинстве случаев синестезия регулируется правилами и не является случайной (Solso, 2001).

В ходе одного из своих исследований Маркс (Marks, 1974) предъявлял испытуемым звуки разной высоты. Испытуемых просили подобрать к каждому тону цвета, которые отличались бы по яркости. Как им было показано между тоном и яркостью существует положительная логарифмическая зависимость.

В ходе дальнейших исследований Маркс установил, что между временем реакции, звуковым тоном и яркостью существует несомненная связь. Когда свет был ярким (320 кд/м2), испытуемый реагировал на стимулы высокого тона относительно быстро, в то время как для низких тонов время реакции было большим.

В ходе другого исследования была обнаружена связь между цветами и высотой звука. При оценке «звука цветов» желтый и белый воспринимаются как яркие цвета, красный и зеленый занимают промежуточное положение, а черный и коричневый воспринимаются как темные. При установлении связи между этими цветами и звуками ярким цветам практически всегда соответствуют высокие тона, а темным цветам — низкие тона (Marks, 1987а). Дополнительные эксперименты подтвердили эти наблюдения.

Какие механизмы могли бы объяснить эти наблюдения? - задается вопросом Роберт Солсо (2001). И тут же пытается ответить на поставленный вопрос. Во-первых, рассмотрим физические свойства естественного мира. Есть ли какое-либо серьезное основание связывать образы и звуки? Похожи ли физически яркие объекты и высокие звуки? Возможно, но поиск физических объяснений может отвлечь нас от их важных психологических особенностей. Во-вторых, рассмотрим перцептивную и когнитивную природу синестезии. Возможно, наша нервная система устроена так, что «разговор» между нейронами коры является ценным, «аппаратным» элементом в избыточной параллельной обработке информации в человеческом мозге. Раньше, чтобы обнаружить связь между сенсорными переживаниями, мы должны были рассчитывать на посредничество языка и эксперименты с измерением времени реакции. Методы обнаружения мозговых операций становятся все более совершенными, и мы можем надеяться, что вскоре появятся исследования синестезии и активности мозга, которые помогут выявить источник и природу этой интригующей проблемы. Наконец, будущее исследований в нейро-когнитологии, и особенно последние успехи в технологии сканирования мозга, вероятно, прояснят мно-

гие из сложных проблем, все еще ставящих в тупик исследователей, занимающихся этой интересной темой (8о^о, 2001).

Авторами настоящей работы с 1991 года также проводится многолетний эксперимент по выявлению синестезии в моторно-аудио-визуальных (МЛУ) модальностях: в частности выявлялись связи:

• между зрительными (V) стимулами и моторными (М) реакциями (УМ-эксперимент),

• между звуковыми (Л) стимулами и зрительными (V) реакциями (ЛУ-эксперимент),

• между звуковыми (Л) стимулами и моторными (М) реакциями (ЛМ-эксперимент).

В процессе экспериментов была также замечена (в 1993 году, после экспериментов в космосе на борту ОПК «Мир») и стала отслеживаться темпоральная (Т) компонента, с которой связаны моторно-аудио-визуальные модальности, т.е. МЛУТ-модальность.

Большинство экспериментов, связанных с выявлением связей МЛУТ-модальностей в синестезии описаны в диссертационном исследовании автора (Воронов И.А., 2005). В настоящей работе, исключительно в качестве иллюстрации, приведем описание ЛУТ-эксперимента.

Начиная с 1991 года в различных по составу (пол, возраст, образование и пр.) и численности группах спортсменов-единоборцев, всего 81 человек. Испытуемым предлагался звуковой стимул, на который они должны были отреагировать в зрительной модальности, изобразив на бумаге тот образ, который возникает при прослушивании.

Поводом к проведению этого эксперимента послужит тот факт, что многие занимающихся единоборствами откровенно заявляли о необычных психических состояниях, которые они испытывают при занятиях по методике ускоренной массовой подготовки войск генерала Ци Цзигуана (XVI век). Методика представляет собой 32 последовательных четверостишия, в каждом из которых описан мыслеобраз и боевой прием, который необходимо выполнить с партнером (XI Уии1а1, 1985).

Эксперимент проводился следующим образом: новичкам, т.е. людям которые никогда не испытывали на себе воздействие четверостиший Ци Цзигуа-на, предлагалось прослушать на «неизвестном» языке (то, что язык китайский умышленно не сообщалось) звукорезонансные ряды. Давалось задание - по прослушивании очередного звукорезонансного ряда изобразить на листе бумаги образ, который возник у человека при прослушивании неизвестных и не понятных звуков. Аудиозапись с четверостишиями на китайском языке была сделана в профессиональной студии звукозаписи мастером ушу, доктором философии Лю Шухуэй (КНР).

Примеры мыслеобразов, изображенных в ответ на прослушивание, например, третьего четверостишия Ци Цзигуана, приведены на рис.1. Те, кто не умеет рисовать, мог описать «увиденное» словами.

б

Рис.3. Примеры некоторых медитативных рисунков, изображенных в ответ на прослушивание третьего четверостишия Ци Цзигуана на китайском языке единоборцами разного возраста и образования: а) школьник 13 лет; б) «гуманитарий» (артист театра); в) «технарь» (инженер физик). На всех рисунках присутствует два символа: дуга (мост), над дугой вращающийся объект (змей, птица, свечение). Перевод третьего четверостишия Ци Цзигуана: «В стойке «всадника» ощути потоки всех движений, они поочередно на тебя спадут. Атакуй, хватай, защищайся руками и познаешь истинности искру, главное -

это спонтанность действий».

а

в

Проанализировать динамику изменения от начала до конца удалось у 41 человека (рис.2), всего было сделано 358 наблюдений, во время которых было нарисовано более 1500 мыслеобразов. Результаты эксперимента следующие (см. табл.1).

Таблица 1.

Динамика визуализации прослушивания четверостиший по __________________методике Ци Цзигуана_______________________

Визуализация символов Номера занятий всего замеров

1 2 3 4 5 6

К- во % -о Кв % К- во % К- во % К- во % К- во %

Описанных в четверостишиях 62 76.5 51 68.9 26 43.3 14 24.1 4 9.1 3 7.3

Связанных с биоритмами 15 18.5 21 28.4 34 56.7 44 75.9 40 90.9 38 92.7

Не визуализировано 4 5.0 2 2.7 0 - 0 - 0 - 0 -

Кол-во испытуемых 81 74 60 58 44 41 358

На первом занятии 62 испытуемых (76,5%) изобразили тот символ, который был описан в четверостишиях; 15 (18,5%) испытуемых рисовали иной символ (как выяснилось позже, связанный с планетарными ритмами и характерный именно для этого дня календаря); четверо (5%) не смогли на первом занятии визуализировать мыслеобраз, объясняя это непониманием задания. На

втором занятии (проводилось через неделю после первого занятия) первая группа людей уменьшалась до 68,9% пополняя вторую до 28,4%, доля не представивших мыслеобраз уменьшалась до 2,7% - двое респондентов не смогли выполнить задания. На третьем занятии весовое соотношение «увидевших» мыслеобраз, описанный в четверостишии примерно сравнялось с теми, кто «отдал предпочтение» темпоральному символу, связанному с календарем. На этом занятии испытуемых, не выполнивших задания, не было. На четвертом занятии и далее отслеживалась уверенная динамика в сторону увеличения визуализации символов, связанных именно с планетарными ритмами.

КППМЧЯГТРП

■ символ из четверостишии

-другой символ

■не визуализировали

Рис.2. Динамика визуализации четверостиший Ци Цзигуана

В результате проведенных широкомасштабных экспериментов, в том числе на борту ОПК «Мир», были созданы мультимедийные программы для адаптации к измененным условиям существования средствами MAVT-упражнений, основанных на синестезии моторно-аудио-визуально-темпоральных модальностей.

В настоящее время эта программа прошла успешную апробацию на МКС «Альфа» в системе бортовой гимнастики космонавтов (руководитель экспериментов - летчик-космонавт Залетин С.В. - командир экспедиции посещения №4 на МКС), в спорте (Воронов И.А., 2005), в других экстремальных видах деятельности в интересах снижения ошибок по причине сбоев в механизмах переработки информации человеком.

В результате проведенных исследований при подготовке космонавтов было выявлено, что программы «Солнечный круг-075» и ее аналог для условий космического полета «Солнечный круг-151» работают надежно, а комплекс психотелесных упражнений дает положительный эффект, проявляющийся в улучшении самочувствия после выполнения комплекса психотелесных упражнений. Также отмечалось повышенное чувство уверенности в успешных действиях, в контрольной же группе самооценки были нейтральными. На выполнение нескольких контрольных заданий испытуемые экспериментальной группы затратили времени на 9,0-15,2% ф<0,01) меньше чем испытуемые контрольной группы. В специальных упражнениях также определилось некоторое преимущество экспериментальной группы. На фоне общего улучшения самочувствия испытуемые из состава экспериментальной группы в действиях с аппаратурой уменьшили количество недостаточно точных, замедленных действий (снятие показаний с приборов, переключение тумблеров,

докладов) на 13,1% (р<0,05) по сравнению с контрольной.

Нейрофизиологическая структура MAVT-модальностей восходит, скорее всего, к идее связей правополушарной зрительной области, левополушарной вербальной (Ьийа, 1976; БагаЬ, 1988, 1995) и спинно-мозговой моторносенсорной (РепйеЫ, 1959) с планетарными ритмами (Воронов И.А., 19962006).

Знание закономерностей синестезии позволяет не только эффективно воздействовать на механизм переработки информации человеком, но и управлять развитием когнитивных способностей человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов, И.А. Гностическая символика познания и геральдика / И.А. Воронов // Гербовед, 1996 №1(9). С.77-80.

2. Воронов, И.А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств [дисс. ...докт. психол. наук]. / И.А. Воронов. - СПб.: СПб ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2005. -498с.

3. Пенфилд, В. Речь и мозговые механизмы / В. Пенфилд, Л. Робертс. -Л.: Медицина. 1964. -264с.

4. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология / Роберт Солсо. -СПб.: Питер, 2006. -589с.

ВЛИЯНИЕ СПОСОБОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ОБЪЕМ ВОСПРОИЗВОДИМЫХ ДВИЖЕНИЙ

В. И. Гончаров

До настоящего времени практически не исследовалось влияние на воспроизведение движений самих способов воспроизведения, т. е. организации двигательного материала на выдохе.

Чтобы восполнить этот пробел, было проведено представляемое исследование.

В нем ставилась задача рассмотреть влияние способа воспроизведения комплексов движений (упражнений) на его эффективность. Т.е. выяснялось каким образом манипуляции на выходе со способом воспроизведения влияют на его продуктивность. В исследовании в качестве испытуемых участвовало 3 группы студентов факультета физической культуры УГПИ, численностью по 20 человек каждая, уравненные по способностям к запоминанию упражнений. Из групп были исключены, на основании специального тестирования, студенты, выпадающие из общего среднего уровня такого запоминания. Каждая из групп запоминала комплексы движений при определенном способе предъявления. Первая - только при вербально-слуховом (описание комплекса), вторая - только при зрительном (показ комплекса), третья - только при пассивнодвигательном предъявлении (проводка рук и туловища испытуемых экспериментатором). Воспроизводились комплексы во всех 3-х группах тремя способами: вербальным, зрительным, активно-двигательным. Первый способ обеспечивался описанием упражнения испытуемыми в специальных карточках, второй - путем зарисовки поз и движений, третий - исполнением комплексов. В соответствии с этим в каждой группе было проведено по три опыта. Опыты проводились в разные дни с применением упражнений типа «Зарядки», подоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.