Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕТЬМИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО'

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕТЬМИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / ДЕТИ III СТУПЕНИ / СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антипов А.В., Иванов В.А., Шустова Е.В., Ревякин А.И., Родин А.В.

Цель исследования - изучить и обосновать влияние спортивных и подвижных игр на выполнение контрольных упражнений детьми III ступени комплекса ГТО. Методика и организация исследования. Изучение проводилось в течение 2020-2021 г. на базе общеобразовательных школ г. Мытищи. В исследовании приняли участие 64 школьника (мальчики) в возрасте 11-12 лет, которые были разделены на две группы (примерно с одинаковыми физическими показателями): экспериментальную (ЭГ - 32 человека) и контрольную (КГ - 32 человека). Уроки по физической культуре проводились три раза в неделю по 45 мин и включали в себя средства спортивных (баскетбол, футбол, волейбол) и подвижных игр, направленность которых носила скоростно-силовой и координационный характер, а также овладение элементарными игровыми движениями с мячом. Результаты исследования и выводы. Педагогический эксперимент показал высокое влияние спортивных и подвижных игр на повышение двигательных способностей мальчиков 11-12 лет, оцениваемых с помощью выполнения контрольных упражнений III ступени комплекса ГТО. Полученные результаты исследования согласуются с мнением специалистов о необходимости более активного применения спортивных и подвижных игр в качестве эффективного средства для повышения базовых двигательных возможностей, оцениваемых с помощью комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антипов А.В., Иванов В.А., Шустова Е.В., Ревякин А.И., Родин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEFITS OF TEAM SPORTS AND ACTIVE GAMES IN TRAININGS OF 11-12 YEAR-OLDS FOR GTO CLASS III TESTS

Objective of the study was to test and analyze benefits of a new team sports and active games prioritizing model applicable in trainings of the 11-12 year-olds for the GTO Class III tests. Methods and structure of the study. The new team sports and active games prioritizing training model was tested in 2020-2021 on a sample of the 11-12 years old secondary schoolboys (n=64) from Mytishchi city. The sample was split up into EG and RG of 32 people each - virtually equally physically fit as verified by the pre-experimental tests. The EG trainings of 45 min three times a week were dominated by basketball, football and volleyball practices plus active games with a special focus on the speed-strength and coordination qualities and ball handling techniques. Results and conclusion. The pre- versus post-experimental tests showed the new team sports and active games prioritizing training model being beneficial for the age group motor skills and physical qualities critical for success in the GTO Class III tests. The study findings generally agree with the expert recommendations on the team sports and active games being wider used in the age group trainings due to their benefits for the key motor skills and qualities rated by the age-specific GTO tests.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕТЬМИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО»

влияние спортивных и Подвижных игр на выполнение детьми нормативов комплекса гто

УДК/UDC 796.011.3

Информация для связи с автором: alexlocomotiv@mail.ru

Поступила в редакцию 11.05.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Антипов1 Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Иванов1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Шустова1 Преподаватель А.И. Ревякин1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Родин2

Московский государственный областной университет, Мытищи, Московская область

2Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

BENEFITS OF TEAM SPORTS AND ACTIvE GAMES IN TRAININGS OF 11-12 YEAR-OLDS FOR GTO CLASS III TESTS

PhD, Associate Professor A.V. Antipov1 PhD, Associate Professor V.A. Ivanov1 PhD, Associate Professor E.V. Shustova1 Lecturer A.I. Revyakin1

PhD, Associate Professor A.V. Rodin2

1Moscow State Regional University, Mytishchi, Moscow Region 2Smolensk State University of Sports, Smolensk

Аннотация

Цель исследования - изучить и обосновать влияние спортивных и подвижных игр на выполнение контрольных упражнений детьми III ступени комплекса ГТО.

Методика и организация исследования. Изучение проводилось в течение 2020-2021 г. на базе общеобразовательных школ г. Мытищи. В исследовании приняли участие 64 школьника (мальчики) в возрасте 11-12 лет, которые были разделены на две группы (примерно с одинаковыми физическими показателями): экспериментальную (ЭГ - 32 человека) и контрольную (КГ - 32 человека). Уроки по физической культуре проводились три раза в неделю по 45 мин и включали в себя средства спортивных (баскетбол, футбол, волейбол) и подвижных игр, направленность которых носила ско-ростно-силовой и координационный характер, а также овладение элементарными игровыми движениями с мячом.

Результаты исследования и выводы. Педагогический эксперимент показал высокое влияние спортивных и подвижных игр на повышение двигательных способностей мальчиков 11-12 лет, оцениваемых с помощью выполнения контрольных упражнений III ступени комплекса ГТО. Полученные результаты исследования согласуются с мнением специалистов о необходимости более активного применения спортивных и подвижных игр в качестве эффективного средства для повышения базовых двигательных возможностей, оцениваемых с помощью комплекса ГТО.

Ключевые слова: комплекс ГТО, дети III ступени, спортивные и подвижные игры, контрольные упражнения.

Abstract

Objective of the study was to test and analyze benefits of a new team sports and active games prioritizing model applicable in trainings of the 11-12 year-olds for the GTO Class III tests.

Methods and structure of the study. The new team sports and active games prioritizing training model was tested in 2020-2021 on a sample of the 11-12 years old secondary schoolboys (n=64) from Mytishchi city. The sample was split up into EG and RG of 32 people each - virtually equally physically fit as verified by the pre-experimental tests. The EG trainings of 45 min three times a week were dominated by basketball, football and volleyball practices plus active games with a special focus on the speed-strength and coordination qualities and ball handling techniques.

Results and conclusion. The pre- versus post-experimental tests showed the new team sports and active games prioritizing training model being beneficial for the age group motor skills and physical qualities critical for success in the GTO Class III tests. The study findings generally agree with the expert recommendations on the team sports and active games being wider used in the age group trainings due to their benefits for the key motor skills and qualities rated by the age-specific GTO tests.

Keywords: GTO tests, Class III children, team sports, active games, control exercises.

Введение. В связи с возрождением в 2014 г. всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) создалась положительная динамика в физической подготовке жителей России и в целом развития массового спорта. Также абитуриентам, имеющим золотой знак ГТО, предоставляется некая льгота в виде дополнительного балла к ЕГЭ при поступлении в вуз. Поэтому большинство учащихся школ старается тщательнее подготовиться к сдаче норм ГТО для успешного поступления в вуз [2].

Для сдачи на золотой значок школьнику необходимо как можно раньше начать развивать свои физические качества

[4, 5]. В настоящее время существует множество средств их развития. Так, например, для воспитания выносливости применяют разнообразные физические упражнения циклического и ациклического характера: бег, кросс, плавание, передвижение на лыжах и т. д. Однако большинство учителей физической культуры, тренеров спортивных школ упускает из вида спортивные и подвижные игры как эффективное средство развития физических качеств и физического воспитания в целом [3]. Считают его устаревшим или, что еще хуже, считают, что школьники 11-12 лет уже «взрослые» и обойдутся простым бегом. Такие взгляды на подвижные

U

TS и

'1Л

£ а

■а с

(0

^

о ш

■С

I-

игры могут негативно сказываться на физическом воспитании ребенка и эмоциональном состоянии, так как учитель или тренер, не используя в своей деятельности спортивные и подвижные игры, лишается средства, которое в комплексе развивает физические качества, что крайне необходимо для гармоничного развития организма ребенка в целом [1].

Цель исследования - изучить и обосновать влияние спортивных и подвижных игр на выполнение контрольных упражнений детьми III ступени комплекса ГТО.

Методика и организация исследования. Изучение проводилось в течение 2020-2021 г на базе общеобразовательных школ г Мытищи. В исследовании приняли участие 64 школьника (мальчики) в возрасте 11-12 лет. Все они были разделены на две группы (примерно с одинаковыми физическими показателями): экспериментальную (ЭГ - 32 человека) и контрольную (КГ - 32 человека). Уроки по физической культуре проводились три раза в неделю по 45 мин и включали в себя средства спортивных (баскетбол, футбол, волейбол) и подвижных игр, направленность которых носила скоростно-силовой и координационный характер, а также овладение элементарными игровыми движениями с мячом. В процессе определения влияния спортивных и подвижных игр на выполнение норм ГТО детьми III ступени применялись упражнения из комплекса для оценки силовых (сгибание и разгибание рук в положении виса на высокой перекладине - подтягивание) и скоростных способностей (бег на 30 м), а также выносливости (бег на 1500 м).

Результаты исследования и их обсуждение. Предварительные результаты исследования позволили установить, что в начале формирующего педагогического эксперимента мальчики 11-12 лет обеих групп по показателям развития силы (сгибание и разгибание рук в положении виса на высокой перекладине - подтягивание) достоверных отличий не имели (р>0,05), свидетельствуя об однородности рассматриваемых групп (рис. 1). Следует констатировать, что показанные в начале эксперимента силовые возможности мальчиков 11-12 лет КГ и ЭГ соответствовали серебряному знаку ГТО.

В результате проведения формирующего педагогического эксперимента установлено, что у мальчиков 11-12 лет ЭГ происходит достоверное увеличение (р<0,05) показателей силы в подтягиваниях на высокой перекладине на 2,3 раза, достигая уровня золотого знака ГТО. У мальчиков КГ эти изменения незначительны (р>0,05) и соответствуют серебряному знаку ГТО.

Анализ рис. 2 свидетельствует, что в начале формирующего педагогического эксперимента показатели развития скоростных способностей у мальчиков 11-12 лет КГ и ЭГ, оцениваемых с помощью бега на 60 м, соответствовали серебряному знаку ГТО и достоверных отличий не имели (р>0,05).

Рис. 2. Динамика результатов нормативов комплекса ГТО в беге на 60 м у учащихся 11-12 лет

Рис. 3. Динамика результатов нормативов комплекса ГТО в беге на 1500 м у учащихся 11-12 лет

В результате систематического применения спортивных и подвижных игр на уроках физической культуры с мальчиками 11-12 лет удалось существенно повысить показатели развития скоростных способностей (бег 60 м) в экспериментальной группе и достигнуть золотого знака ГТО. В контрольной группе результаты улучшились, но незначительно (р>0,05).

Показатели выносливости у мальчиков 11-12 лет КГ и ЭГ перед началом формирующего эксперимента соответствовали бронзовому знаку ГТО и достоверных отличий не имели (р>0,05, рис. 3).

Применение спортивных и подвижных игр позволило существенно улучшить показатели развития выносливости (бег на 1500 м) у мальчиков 11-12 лет в процессе занятий по физической культуре. Результаты в беге на 1500 м у мальчиков ЭГ улучшились на 1,00 мин (р<0,05), а у КГ - только на 20 с (р>0,05). В ЭГ к концу эксперимента результат в беге на 1500 м соответствовал золотому знаку ГТО, а в КГ - серебряному.

Вывод. Педагогический эксперимент показал высокое влияние спортивных и подвижных игр на повышение двигательных способностей мальчиков 11-12 лет, оцениваемых с помощью выполнения контрольных упражнений III ступени комплекса ГТО. Полученные результаты исследования согласуются с мнением специалистов о необходимости более активного применения спортивных и подвижных игр в качестве эффективного средства для повышения базовых двигательных возможностей, оцениваемых с помощью комплекса ГТО.

I До эксперимента ■ После эксперимента

Рис. 1. Динамика результатов нормативов комплекса ГТО в подтягивании из виса на высокой перекладине у учащихся 11-12 лет

Литература

1. Губа В.П. Теория и методика спортивных игр: учебник / [ - М.: Спорт, 2020. - 720 с.

.П. Губа.

106

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

2. Губа В.П. Технология внедрения в систему образования спортивного комплекса ГТО / В.П. Губа, И.В. Кулишенко, В.В. Коновалов, В.В. Пресняков // Здоровье для всех. - 2019. - № 1. - С. 21-27.

3. Киласьев И.А. Оценка физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста при выполнении нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / И.А. Киласьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 3 (193). - С. 187-190.

4. Синявский Н.И. Мониторинг готовности подростков к выполнению нормативов комплекса ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, В.Ю. Лосев // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 11. - С. 98-100.

5. Солодников А.В. Анализ результатов выполненных упражнений из ВФСК ГТО сборных команд вузов г. Смоленска / А.В. Солодников, В.П. Губа // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. - Спорт. - 2019. - № 6. - С. 53-58.

References

1. Guba V.P. Teoriya i metodika sportivnykh igr [Theory and methodology of sports games]. Textbook. Moscow: Sport publ., 2020. 720 p.

2. Guba V.P., Kulishenko I.V., Konovalov V.V., Presnyakov V.V. Tekhnologiya vnedreniya v sistemu obrazovaniya sportivnogo kompleksa GTO [Technology of introduction of GTO sports complex into educational system]. Zdorovye dlya vsekh. 2019. No. 1. pp. 2127.

3. Kilasev I.A. Otsenka fizicheskoy podgotovlennosti uchashchikhsya mladshego shkolnogo vozrasta pri vypolnenii normativnykh trebovaniy kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) [Rating of physical fitness of primary school students when fulfilling the normative requirements of the complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. No. 3 (193). pp. 187-190.

4. Sinyavskiy N.I., Fursov A.V., Losev V.Yu. Monitoring gotovnosti podro-stkov k vyipolneniyu normativov kompleksa GTO [Rating adolescents' physical fitness for GTO complex tests]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. no. 11. pp. 98-100.

5. Solodnikov A.V., Guba V.P. Analiz rezultatov vypolnennykh uprazhneniy iz VFSK GTO sbornykh komand vuzov g. Smolenska [Analysis of GTO exercises results of Smolensk university teams]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2019. No. 6. pp. 53-58.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

здоровье на службе качественного образования

Кандидат технических наук, доцент Б.Х. Ланда1 Доктор психологических наук, профессор Р.Ф. Сулейманов1

Доктор педагогических наук, доцент Т.А. Челнокова1 1Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань

УДК/UDC 796.011

HEALTH IN SERvICE OF QUALITY EDUCATION

PhD, Associate Professor B.Kh. Landa1 Dr. Sc. Psych., Professor R.F. Suleimanov1 Dr. Hab., Associate Professor T.A. Chelnokova1 1Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEUP), Kazan

Поступила в редакцию 01.10.2021 г.

Ключевые слова: спортивный праздник, студенты, физическая активность, профессиональные навыки.

Введение. В современных условиях развития общества для поддержания высокого уровня двигательной активности, формирования нравственного, духовного, физического здоровья учащейся молодежи актуализируется организация различных форм активного проведения досуга в условиях образовательного учреждения.

Цель исследования - представить результаты реализации проекта «Университет - территория здоровья», направленного на повышение физической активности студентов и развитие их профессиональных навыков.

Методика и результат исследований. Педагогический эксперимент проводился в Казанском инновационном университете им. В. Г. Тимирясова со студентами направлений обучения «Сервис», «Туризм» и «Технология продукции и организация общественного питания».

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе первого этапа исследования на практических занятиях по физической культуре, наряду с общей физической подготовкой и избранным видом спорта, студенты 1-го курса всех факультетов колледжа, различных специализаций учились работе с приборами и инструментами для измерения показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности [1]. На втором году обучения элективный курс лекций был дополнен расчетами и оценочными операциями полученных ранее измерений важнейших показателей здоровья. Все лекции заканчивались практикумами по определению: биологического возраста, резервов здоровья, работы сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, компьютерной зависимости, возможности сдачи нормативов ВФСК ГТО и т. д. Результат работы на первом этапе, по отзывам студентов, получил положительную оценку.

На втором этапе был реализован проект «Университет территория здоровья» в виде массовых спортивных праздников: день туризма, день пловца, чемпионат по скиппингу, день ГТО, самый ловкий студент и другие. Это позволило вовлечь в активный досуг студентов университета, преподавателей и болельщиков, способствовало приобщению к здоровому образу жизни всего коллектива. В рамках проекта студенты разных специализаций демонстрировали не только свои двигательные навыки, но и профессиональные умения в области сервиса, туризма и технологии продуктов общественного питания.

Вывод. Как показало исследование, улучшение физического состояния студентов, а также формирование и развитие их профессиональных навыков может достигаться за счет организации активного досуга в виде массовых праздничных соревновательных мероприятий, в которых студенты, в соответствии со специализацией, превращают полученные на учебных занятиях умения и навыки в инструмент действия, демонстрируя свои профессиональные качества (см. 3 стр. обложки).

Благодарность. Научная статья выполнена при поддержке гранта Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), направленного на организацию и проведение публичного конкурса, имеющего целью повышение вклада участников - ученых, проживающих в Республике Татарстан, в отечественную и мировую науку с помощью финансирования их публикационной активности.

Литература

1. Ланда Б.Х. Мониторинг физических качеств обучающихся: актуальная технология управления организацией физического воспитания / Б.Х. Ланда // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 1. - С. 33.

2. Khanmurzina R.R., Skorobogatova A.I., Shelevoi D.G., Tararina L.I., Mazhuga E.Y., Fabrikov M.S., Kosolapova L.A., Matveeva M.A. Student Socio-Psychological Expectations From Studying In Higher Education Institution: Satisfaction Degree And Implementation Evaluation // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019. Vol. 7. Sp. Iss. 970-974 pp.

Информация для связи с автором: b-landa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.