методика повышения общей физической подготовленности дзюдоистов на этапе начальной подготовки
УДК/UDC 796.853.23
Информация для связи с автором: mgs210292@mail.ru
Поступила в редакцию 15.04.2021 г.
Г.С. Мальцев1 Аспирант А.А. Рябов1 Э.К. Рябова1 Ю.В. Фоменкова1
1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский
GENERAL PHYSICAL FITNESS BUILDING METHODOLOGY FOR JUDOKAS AT BEGINNER TRAINING STAGE G.S. Maltsev1
Postgraduate A.A. Ryabov1 E.K. Ryabova1 Y.V. Fomenkova1
Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky, Russia
Аннотация
Цель исследования. Разработка и проверка эффективности методики повышения общей физической подготовленности дзюдоистов на этапе начальной подготовки.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в г. Березники на базе МАУ СП «СШОР «Березники» в течение четырех месяцев с ноября 2019 по февраль 2020 года. В нем участвовали 30 дзюдоистов в возрасте 7-8 лет.
Результаты исследования и выводы. В рамках экспериментальной методики применялись методы тренировки, направленные на повышение общей физической подготовленности дзюдоистов начальной группы подготовки: методы выполнения упражнений (равномерный, переменный, повторный, интервальный), методы организации тренировки (круговой, соревновательный, игровой), методы силовой подготовки (непредельных усилий, динамических усилий, изометрический), методы условия (усложнения условий, упрощения условий). Общая физическая подготовка дзюдоистов ЭГ предусматривала упражнения и тренировочные задания по различным разделам: легкая атлетика, гимнастика, акробатика, упражнения с собственным весом и отягощениями, упражнения на тренажерах, эстафеты, подвижные и спортивные игры.
Контроль показателей общей физической подготовленности и проверка эффективности экспериментальной методики осуществлялась на основе восьми контрольных тестов по общей физической подготовке, которые были подобраны из федерального стандарта по виду спорта дзюдо для мальчиков начальной группы подготовки 7-10 лет и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для мальчиков первой ступени 6-8 лет.
Ключевые слова: дзюдо, дзюдоисты, общая физическая подготовка, этап начальной подготовки, ГТО, методика подготовки.
Abstract
Objective of the study was to develop and test by experiment the effectiveness of the methodology for improving judokas' overall physical fitness at the beginner training stage.
Methods and structure of the study. The experiment was carried out at the premises of the Municipal Autonomous Sports Institution "Sports School of Olympic Reserve "Berezniki" (Berezniki city) and lasted 4 months - from November 2019 through February 2020. Subject to the experiment were 30 judokas aged 7-8 years. Results and conclusions. The experimental methodology included the following training methods aimed to improve the overall physical fitness of the judokas from the beginner training group: exercise execution techniques (uniform, variable, repeated, interval), training methods (round, competitive, game-like), strength training methods (non-maximal efforts, dynamic efforts, isometric), condition methods (complication or simplification of the conditions). The Experimental Group judokas' overall physical fitness was improved through the exercises and training tasks in various areas: track and field athletics, gymnastics, acrobatics, body-weight moves and resistance exercises, simulator exercises, relay, action and sports games.
The subjects' overall physical fitness rates and experimental methodology efficiency were tested in 8 overall physical fitness tests selected from the Federal Standard for judo for 7-10 year-old boys from initial training groups and All-Russian Physical Education and Sports "Ready for Labor and Defense" (GTO) standards for 6-8 year-old boys.
Keywords: judo, judokas, body conditioning, beginner training stage, GTO, methodology of training.
Введение. На сегодняшний день отмечается довольно низкий уровень общей физической подготовленности юных дзюдоистов, начинающих занятия дзюдо в 7-8-летнем возрасте. Практика показывает, что большинство новичков имеют изначально низкий уровень общей физической подготовленности. Все это говорит о необходимости разработки наиболее эффективных методик повышения общей физической подготовленности юных дзюдоистов на этапе начальной подготовки, особенно в первые годы тренировочного процесса.
В связи с этим проблема эффективности повышения общей физической подготовленности дзюдоистов на этапе начальной подготовки, безусловно, является актуальной [1-3, 6].
Цель исследования - разработка и проверка эффективности методики повышения общей физической подготовленности дзюдоистов на этапе начальной подготовки.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в г. Березники (МАУ СП «СШОР «Березники») в течение четырех месяцев с ноября 2019 по февраль
2020 года. В эксперименте участвовали 30 дзюдоистов в возрасте 7-8 лет, разделенные на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 15 мальчиков в каждой.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования была разработана экспериментальная методика повышения общей физической подготовленности дзюдоистов на этапе начальной подготовки, которая предусматривала определенную последовательность действий.
1. Применение методов тренировки, направленных на повышение общей физической подготовленности дзюдоистов начальной группы подготовки: методы выполнения упражнений (равномерный, переменный, повторный, интервальный), методы организации тренировки (круговой, соревновательный, игровой), методы силовой подготовки (непредельных усилий, динамических усилий, изометрический), методы условия (усложнения условий, упрощения условий).
2. Использование упражнений и тренировочных заданий, направленных на повышение общей физической подготовленности дзюдоистов начальной группы подготовки. Общая физическая подготовка дзюдоистов предусматривала упражнения и тренировочные задания по различным разделам: легкая атлетика, гимнастика, акробатика, упражнения с собственным весом и отягощениями, упражнения на тренажерах, эстафеты, подвижные и спортивные игры.
3. Построение тренировочного процесса исходя из показателей «нагрузочности»: объема, интенсивности и направленности.
4. Контроль общей физической подготовленности дзюдоистов для выявления слабых и сильных сторон. Контроль позволяет своевременно определить динамику тренировочных воздействий на организм юных борцов.
5. Коррекция тренировочных воздействий выполняется на основе показателей контроля общей физической подготовленности дзюдоистов. Суть коррекции состояла в изменении объема и интенсивности упражнений различной направленности, усилении или ослаблении тренировочных воздействий отдельных видов упражнений и тренировочных заданий.
6. Реализация экспериментальной методики в рамках тренировочных занятий в недельных микроциклах подготовки дзюдоистов мальчиков 7-8 лет (табл. 1). Методика предусматривала три тренировки по 1,5 ч в неделю с объемом общей физической подготовки 60 % от общего тренировочного объема.
7. Оценка эффективности экспериментальной методики на основе восьми контрольных тестов по общей физической подготовке (табл. 2). Данные тесты были подобраны нами из федерального стандарта по виду спорта дзюдо
для мальчиков начальной группы подготовки 7-10 лет (тесты для зачисления на этап начальной подготовки и тесты для перевода на следующий этап подготовки) и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для мальчиков первой ступени 6-8 лет [4, 5].
Анализ динамики результатов тестирования показателей общей физической подготовленности показал, что у дзюдоистов ЭГ наблюдалось статистически достоверное (р<0,05) преимущество по всем изучаемым показателям общей физической подготовленности.
Кроме того, все дзюдоисты мальчики 7-8 лет, принявшие участие в исследовании, в конце эксперимента сдавали нормативы первой ступени Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса ГТО (см. рисунок), который позволяет оценить уровень общей физической подготовленности, соответствующий золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия ГТО [4].
По результатам сдачи норм ГТО все испытуемые дзюдоисты получили знаки отличия ГТО различного достоинства. Однако дзюдоисты ЭГ обладали к концу эксперимента более высоким уровнем общей физической подготовленности: восемь борцов получили золотые, пятеро - серебряные и двое -бронзовые знаки отличия ГТО. Тогда как в КГ только два спортсмена получили золотые, четверо - серебряные и девять - лишь бронзовые знаки отличия ГТО.
Выводы. Таким образом, была разработана методика повышения общей физической подготовленности дзюдоистов на этапе начальной подготовки, которая предусматривала следующую последовательность действий: 1) применение методов тренировки; 2) использование упражнений и трени-
Выполнение норм 1-й ступени Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса ГТО дзюдоистами мальчиками 7-8 лет КГ и ЭГ в конце эксперимента
Таблица 1. Типовой микроцикл общей физической подготовки дзюдоистов начальной группы подготовки
Дни недели Методы тренировки Виды упражнений и тренировочных заданий
Понедельник Равномерный Переменный Круговой Непредельных усилий Легкая атлетика Гимнастика Акробатика Упражнения на тренажерах Упражнения с собственным весом Спортивные игры
Среда Равномерный Повторный Соревновательный Динамических усилий Усложнения условий Легкая атлетика Гимнастика Акробатика Упражнения с отягощениями Эстафеты
Пятница Равномерный Интервальный Игровой Изометрический Упрощения условий Легкая атлетика Гимнастика Акробатика Упражнения с собственным весом Подвижные игры
Таблица 2. Изменение показателей общей физической подготовленности дзюдоистов мальчиков 7-8 лет КГ и ЭГ на протяжении педагогического эксперимента
Показатели ОФП До эксперимента Х ± а После эксперимента Х ± а ± Д Д % р
Сила
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) КГ 11,2±2,9 13,4±2,7 2,2 19,6 < 0,05
ЭГ 11,4±3,1 17,3±2,9 5,9 51,8 < 0,05
Подтягивание из виса лежа на низкой (90 см) перекладине (количество раз) КГ 11,6±3,5 12,8±2,8 1,2 10,3 > 0,05
ЭГ 12,3 ± 2,9 15,2 ± 2,1 2,9 23,6 < 0,05
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин (количество раз) КГ 23,3 ± 4,5 26,2 ± 4,2 2,9 12,4 > 0,05
ЭГ 24,5 ± 4,1 34,6 ± 4,3 10,1 41,2 < 0,05
Скорость
Бег на 30 м (с) КГ 6,7 ± 0,6 6,4 ± 0,5 0,3 4,5 < 0,05
ЭГ 7,2 ± 0,7 6,1 ± 0,4 1,1 15,3 < 0,05
Скоростно-силовые способности
Прыжок в длину с места (см) КГ 125,7 ± 4,7 132,9 ± 4,8 7,2 5,7 > 0,05
ЭГ 123,3 ± 4,3 141,9 ± 4,4 18,6 15,1 < 0,05
Выносливость
Смешанное передвижение на 1000 м (мин, с) КГ 6,31 ± 0,39 6,18 ± 0,33 0,13 2,1 > 0,05
ЭГ 6,36 ± 0,28 5,33 ± 0,31 1,06 16,7 < 0,05
Координация
Челночный бег 3x10 м (с) КГ 10,1 ± 0,5 9,7 ± 0,6 0,4 4 > 0,05
ЭГ 10,2 ± 0,4 9,3 ± 0,5 0,9 8,8 < 0,05
Гибкость
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи, см) КГ 2,6 ± 0,7 4,2 ± 0,9 1,6 61,5 < 0,05
ЭГ 2,3 ± 0,6 7,1 ± 0,7 4,8 208,7 < 0,05
ровочных заданий; 3) построение тренировочного процесса; 4) контроль общей физической подготовленности; 5) коррекция тренировочных воздействий; 6) реализация экспериментальной методики; 7) оценка эффективности методики.
Результаты исследования показали, что дзюдоисты, занимающиеся по разработанной нами методике, добились более значимых приростов в показателях общей физической подготовленности, чем борцы КГ, что свидетельствует об эффективности экспериментальной методики.
Литература
1. Барбарян М. С. Пути оптимизации базовой подготовки юных дзюдоистов/М. С. Барбарян//Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - № 1 (Т. 14). - С. 11-17.
2. Зебзеев В. В. Анализ специальной физической подготовленности дзюдоистов-юниоров/В. В. Зебзеев, О. С. Зданович/Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 2. - С. 68-70.
3. Мальцев Г. С. Современные тенденции планирования спортивной подготовки в единоборствах/Г. С. Мальцев, Ф. Х. Зекрин, А. Ф. Зе-крин//Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 3. - С. 12-14.
4. Нормативы испытаний 1-й ступени Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса ГТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gto.rU/files/uploads/stages/5 cdac8116758 a.pdf (дата обращения: 10.01.2021).
5. Приказ Минспорта России от 21.08.2017 № 767 Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта дзюдо. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minsport. gov.ru/2017/doc/Prikaz767 ot21082017.pdf (дата обращения: 15.01.2021).
6. Субботин И. В. Особенности общей и специальной физической подготовленности дзюдоистов группы начальной под-
готовки / И. В. Субботин, Н. Г. Бицадзе // International Scientific Reviewofthe Problemsand Prospectsof Modern Scienceand Education: XLV International Scientificand Practical Conference. - Boston, 2018. -С. 111-114.
References
1. Barbaryan M.S. Puti optimizatsii bazovoy podgotovki yunykh dzyudois-tov [Ways to optimize basic training in youth judo]. Nauka i sport: sovre-mennye tendentsii. 2017. No. 1 (V. 14). pp. 11-17.
2. Zebzeev V.V., Zdanovich O.S. Analiz spetsialnoy fizicheskoy podgoto-vlennosti dzyudoistov-yuniorov [Analysis of special physical fitness of junior judokas]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2013.no. 2. pp. 68-70.
3. Maltsev G.S., Zekrin F.Kh., Zekrin A.F. Sovremennye tendentsii planirovaniya sportivnoy podgotovki v edinoborstvakh [Modern trends in martial arts training process planning]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 12-14.
4. Normativy ispyitaniy 1-y stupeni Vserossiyskogo fizkulturno-sportivno-go kompleksa GTO [Test standards for the 1st stage of the Russian physical culture and sports GTO complex]. [Electronic resource]. Available at: https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdac8116758a.pdf (date of access: 10.01.2021).
5. Prikaz Minsporta Rossii ot 21.08.2017 # 767 Ob utverzhdenii Feder-alnogo standarta sportivnoy podgotovki po vidu sporta dzyudo [Order of the Ministry of Sports of Russia of August 21, 2017 No. 767 On approval of the Federal standard of sports training in judo sport]. [Electronic resource]. Available at: https://minsport.gov.ru/2017/doc/Prik-az767ot21082017.pdf (date of access: 15.01.2021).
6. Subbotin I.V., Bitsadze N.G. Osobennosti obshchey i spetsialnoy fizicheskoy podgotovlennosti dzyudoistov gruppy nachalnoy podgo-tovki [Features of general and special physical fitness of judokas of beginner group]. International Scientific Reviewofthe Problemsand Prospectsof Modern Science and Education: XLV International Scientificand Practical Conference. Boston, 2018. pp. 111-114.