гога, который успешно управляет учебной деятельностью обучающихся без применения современных информационных технологий?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выделении общих функций компетенций и личностно-профессиональных качеств авторы учитывали, во-первых, взаимосвязи между их компонентами, во-вторых, взаимосвязи между ними. Перспективы исследований - расширение полученного спектра функций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баданова Н.М. Информационная культура личности в контексте традиций и новаций современного социума / Н.М. Баданова // Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 8. -66-69.
2. Григораш О.В. Современные подходы к оценке сформированности компетенций студентов технических вузов / О.В. Григораш // Общество: социология, психология, педагогика. -2018. - № 10. - С.106-110.
3. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования: монография / А.И. Черных, Т. Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, Д.А. Романов // Краснодар : КубГТУ, 2016. - 312 с.
4. Трищенко Д.А. Метод проектов как средство оценивания компетенций студентов / Д.А. Трищенко // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 2 (113). - С. 81-89.
5. Cox A.M. Space and embodiment in informal learning / A.M. Cox // Higher Education. -2018. - No. 6 (75). - P. 1077-1090.
REFERENCES
1. Badanova, N.M. (2018), "Information culture of the individual in the context of traditions and innovations of modern society", Society: Philosophy, History, Culture, No. 8, pp. 66-69.
2. Grigorash, O.V. (2018), "Modern approaches to evaluation of competencies completeness in students of engineering universities", Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, No. 10, pp. 106-110.
3. Chernyikh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Monitoring of quality and efficiency of recurrent vocational education, KubGTU, Krasnodar.
4. Trischenko, D.A. (2020), "The project method as a means of assessing students ' competencies", Yaroslavl pedagogical bulletin, Vol. 113, No. 2, pp. 81-89.
5. Cox, A.M. (2018), "Space and embodiment in informal learning", Higher Education, Vol. 75, No 6, pp. 1077-1090.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.03.2021
УДК 796.853.23
ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОД ТРЕНИРОВКИ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЗЮДОИСТОВ-ЮНОШЕЙ
Михаил Данилович Косман, старший преподаватель, Анатолий Борисович Куделин,
кандидат педагогических наук, профессор, Александр Борисович Самойлов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы определяется исключительным значением рациональных способов применения интервального метода тренировки, считающимся в настоящее время основным для развития выносливости спортсменов. Разработанная методика применения интервального метода на этапах предсоревновательной подготовки дзюдоистов-юношей 16-17 лет, базирующаяся на комплексном использовании широкого арсенала специализированных двигатель-
ных средств, выполняемых в режиме интервальной тренировки, обеспечивает избирательное воздействие на отдельные компоненты выносливости спортсменов. Внедренная в тренировочный процесс экспериментальная методика способствует существенному повышению уровней общей и специальной физической подготовленности дзюдоистов 16-17 лет и обусловливает совершенствование соревновательной готовности.
Ключевые слова: дзюдоисты-юноши 16-17 лет, интервальный метод тренировки, предсо-ревновательная подготовка, тренировочные мезоциклы, общая и специальная физическая подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p215-221
INTERVAL TRAINING METHOD IN PRECOMPETITIVE TRAINING OF YOUNG
JUDOKAS
MikhailDanilovich Kosman, the senior teacher, Anatoly Borisovich Kudelin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Borisovich Samoilov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Abstract
The relevance of the research problem is determined with the exceptional value of efficient methods of the interval training method, which is currently considered as the main method for the development of athletes' endurance. The interval method, which is used at the stages of precompetitive training of 16-17 year old judokas, has been developed. It is based on the complex use of the wide arsenal of specialized motor means, performed in the interval training. It provides the selective effect on individual components of athletes' endurance. The implementation of the experimental method into the training process makes it possible to increase significantly the levels of general and special physical fitness of judokas and improve the degree of competitive readiness.
Keywords: qualified judokas, interval training method, precompetitive training, training mesocy-cles, general and special physical fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Интервальный метод тренировки весьма широко используется в практике спортивной тренировки с целью интенсификации применяемых нагрузок, активизации морфо-функциональных преобразований, повышения запасов энергоресурсов и становления адаптационных реакций, обеспечивающих стабилизацию организма спортсменов на уровне оптимальной готовности к спортивному достижению. Основой данного метода является жесткая регламентация (дозировка) всех параметров физического упражнения: продолжительности, интенсивности и характера нагрузки, продолжительности и характера отдыха [5].
Хотя интервальный метод и применяется в видах спортивных единоборств [2], однако эффективность его использования, на основе специализированных упражнений, в предсоревновательной подготовке квалифицированных дзюдоистов изучена недостаточно. Очевидно, это обусловлено распространенным мнением о том, что интервальный метод развития выносливости свойственен лишь спортсменам с циклическими локомоция-ми соревновательной деятельности.
В связи с этим, выбранное направление исследования, ориентированное на выявление рациональных способов применения интервального метода в рамках предсоревно-вательной подготовки дзюдоистов-юношей 16-17 лет, с целью целесообразно последовательного развития различных компонентов специальной выносливости и повышения соревновательной результативности, является актуальным и востребованным практикой.
Цель исследования - обоснование методики предсоревновательной подготовки дзюдоистов-юношей 16-17 лет на основе использования интервального метода тренировки в мезоциклах с различной избирательной направленностью тренировочных нагрузок.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе применялись следующие методы научного исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы, контрольно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Педагогический эксперимент выполнен в естественных условиях годичного макроцикла. Проведен сравнительный анализ эффективности тренировочного процесса спортсменов 16-17 лет, занимающихся борьбой дзюдо. Были сформированы контрольная (КГ, п=14) и экспериментальная группы (ЭГ, п=14).
Контрольная группа дзюдоистов 16-17 лет занималась по традиционной схеме, по программе для учреждений дополнительного образования по виду спорта дзюдо [6]. Экспериментальная группа осуществляла подготовку к соревнованиям с доминирующим использованием интервального метода развития двигательных способностей. По определяющим характеристикам (квалификационный уровень, возраст, стаж занятий борьбой, весовая категория) комплектование опытных групп было идентичным. В таблице 1 представлена информация о спортивной квалификации дзюдоистов контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 1 - Состав и сведения о спортивной квалификации дзюдоистов контрольной и экспериментальной групп_
Группы испытуемых Количество испытуемых в группе (п) Возраст (лет) Спортивная квалификация
1 разряд КМС
Контрольная группа 14 16-17 11 3
Экспериментальная группа 14 16-17 12 2
Предсоревновательная подготовка в экспериментальной группе дзюдоистов 16-17 лет состояла из четырех месячных мезоциклов с различной концентрацией преимущественно направленных нагрузок [1,4].
В рамках программы первого мезоцикла текущего (долгосрочного) этапа предсо-ревновательной подготовки преимущественно осуществлялась базовая аэробная подготовка дзюдоистов. Нагрузки аэробной направленности здесь составляли 48% от общего объема выполненной работы, аэробно-анаэробные - 9%, скоростно-силовые -26% и анаэробно-лактатные - 17%.
Учитывая особенности соревновательной деятельности в борьбе дзюдо, протекающей, в основном, в режимах субмаксимальной и максимальной интенсивности, следующие программы мезоциклов на текущем этапе предсоревновательной подготовки призваны были решать задачи совершенствования специальной выносливости спортсменов при работе в анаэробных условиях мышечной деятельности.
Во втором мезоцикле суммарный объем нагрузок аэробно-анаэробной направленности достигал 49% от общего объема нагрузки, скоростно-силовой направленности -30%, аэробной - 17% и анаэробно-лактатной - 4%.
В третьем мезоцикле основные объемы тренировочных нагрузок использовались для повышения анаэробно-гликолитической и аэробной производительности спортсменов. Им отводилось 55% и 24% от общего объема выполненной работы, соответственно. Заданиям, направленным на совершенствование аэробно-анаэробных и скоростно-силовых возможностей испытуемых в общей сложности выделялся 21%.
В месячном мезоцикле оперативного этапа предсоревновательной подготовки (четвертый мезоцикл) работа выполнялась с преимуществом заданий анаэробно-алактатной направленности воздействия. Их суммарный объем составлял 40% к общему объему выполненных нагрузок. Упражнениям, направленным на повышение уровня развития аэробного, аэробно-анаэробного, анаэробно-гликолитического компонентов специальной выносливости и скоростно-силовых способностей соответственно отводилось 19, 9, 14 и 18% по отношению к суммарному объему тренировочных заданий. Для активизации процесса приспособления к специфическим условиям соревновательной деятельно-
сти в эксперименте, в основном, использовались двигательные средства из арсенала специальной физической подготовки (СФП) борцов-дзюдоистов. При отборе тренировочных средств (физических упражнений) предпочтение отдавалось ациклическим и смешанным специально-подготовительным упражнениям, по двигательным и функциональным параметрам режима работы организма соответствующим соревновательным условиям. Достаточно широко применялись и задания, которые отличались от соревновательных по форме исполнения, но способствовали развитию функциональных возможностей организма спортсменов в необходимом направлении. В частности, имели место: задания по имитации технико-тактических действий вне ковра и на ковре; технико-тактические действия в стойке и партере; специальные скоростно-силовые упражнения направленного воздействия, моделирующие соревновательную деятельность по характеру протекания физиологических реакций в организме.
В каждом мезоцикле использовались оригинальные программы интервальной тренировки с элементами круговой организации выполнения упражнений, ориентированные на последовательное развитие необходимых компонентов физической подготовленности квалифицированных дзюдоистов и повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам, возникающим во время напряженной мышечной деятельности.
Аэробное звено специальной выносливости является весьма важным слагаемым работоспособности дзюдоистов, определяя уровень их функциональной готовности к демонстрации технико-тактического мастерства. Для развития этого компонента выносливости, применялись разнообразные серии специально-подготовительных упражнений, выполняемых в режимах интервальной тренировки:
1. Серия с высоким уровнем тренирующего воздействия на организм - [8-10 х (3 мин) - первые 1,5 мин интенсивность 80% от мах, вторая половина - 90% от мах]. Отдых между упражнениями - 4-5 мин.
2. Серия со средним уровнем тренирующего воздействия на организм - [4-5 х (5 мин)]. Интенсивность выполнения упражнений 75-80% от максимальной. Отдых между упражнениями - 3 мин.
3. Серия с относительно низким уровнем тренирующего воздействия на организм - [10 х (3 мин)], интенсивность выполнения упражнений 90% от максимальной. Отдых между упражнениями - 8 мин.
Тренировочное влияние метода интервальной тренировки заключается, в данном случае, в развитии подвижности, мощности и экономичности деятельности сердечнососудистой системы. Благодаря многократному повторению упражнения совершенствуется развертывание аэробного процесса энергообеспечения организма [4].
Развитие специальной выносливости аэробно-анаэробной направленности в рамках 4-недельной программы мезоцикла являлось логическим продолжением предыдущего этапа аэробной работы.
Серии специально-подготовительных упражнений реализовывались по следующей схеме интервальной тренировки - [1 х (5 мин)] х 3-4 серии. Частота сердечных сокращений находилась в диапазоне 170-185 уд/мин. Отдых между сериями 5 минут.
Такая работа существенно расширяла аэробный компонент специальной работоспособности организма дзюдоистов и, за счет прироста окислительных возможностей мышечной системы, способствовала повышению порога анаэробного обмена [4].
Для развития компонента специальной выносливости анаэробно-лактатной (глико-литической) направленности, исполняющей ведущую роль при интенсивной мышечной деятельности продолжительностью от 20 секунд до 5 минут, серии специально-подготовительных упражнений применялись по следующим схемам интервальной тренировки:
1. Серия с высоким уровнем тренирующего воздействия на организм - [4 х (2 мин)] х 2-3 серии. Интенсивность выполнения 90-94% от максимальной. Отдых между
повторениями - 6, 4 и 2 мин, между сериями - 15-20 мин.
2. Серия со средним уровнем тренирующего воздействия на организм - [4 х (90 с)] х 2-4 серии. Интенсивность выполнения упражнений 92-94% от максимальной. Отдых между повторениями - 6, 4 и 2 минуты, между сериями - 15-20 минут.
3. Серия с относительно низким уровнем тренирующего воздействия на организм
- [4 х (45 с)] х 2-3 серии. Интенсивность выполнения упражнений 90-94% от максимальной. Отдых между повторениями - 6, 4 и 2 минуты, между сериями - 15-20 минут.
Данные тренировочные задания создавали условия для достижения предельных для спортсменов значений кислородного долга и молочной кислоты во всех органах. Поэтому они являлись весьма тяжелыми и в случаях обнаружения существенного утомления, после предыдущих тренировочных воздействий, нагрузка снижалась, ограничиваясь одной серией упражнений или тремя повторениями в серии.
Для развития компонента специальной выносливости анаэробно-алактатной направленности, играющей ведущую роль при кратковременных нагрузках предельной мощности («спринтерская» работа продолжительностью 6-20 секунд) серии специально-подготовительных упражнений применялись по следующим схемам интервальной тренировки:
1. Серия с высоким уровнем тренирующего воздействия на организм - [4 х (12-15 с)] х 2-4 серии. Интенсивность выполнения упражнений близка к максимальной (9799%). Отдых между повторениями - 3-5 мин, между сериями - 10-15 мин.
2. Серия со средним уровнем тренирующего воздействия на организм - [4 х (8-10 с)] х 2-4 серии. Интенсивность выполнения упражнений близка к максимальной (9698%). Отдых между повторениями - 3-5 мин, между сериями - 10-15 мин.
3. Серия с относительно низким уровнем тренирующего воздействия на организм
- [4 х (6-8 с)] х 2-4 серии. Интенсивность выполнения упражнений близка к максимальной (97-99%). Отдых между повторениями - 3-5 мин, между сериями - 10-15 мин.
Такие нагрузки соответствовали объему и интенсивности соревновательных условий [3, 4].
Особенности использования интервального метода тренировки на предсоревнова-тельных этапах оценивалось по достигнутым результатам контрольно-педагогических испытаний спортсменов. Оценка производилась до начала, и после завершения программ каждого мезоцикла. Диагностировался уровень развития первостепенных для дзюдоистов двигательных способностей [7].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате исследования эффективности различных программ предсоревнова-тельной тренировки дзюдоистов-юношей 16-17 лет зафиксированы положительные изменения в уровнях общей и специальной физической подготовленности спортсменов обеих опытных групп. Однако, трансформации контролируемых параметров физической подготовленности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп существенно различались.
После проведения эксперимента с доминирующим использованием в предсоревно-вательной подготовке интервального метода развития двигательных способностей, по данным контрольно-тестовых испытаний, в экспериментальной группе выявлен более существенный абсолютный прирост результатов, по сравнению с контрольной. Разработанная программа подготовки позволила существенно повысить (р < 0,05) показатели общей и специальной физической подготовленности борцов.
Анализ и оценка темпов прироста тестируемых значений также свидетельствуют о более значительном их повышении у представителей экспериментальной группы (рисунки 1, 2).
10 8 6 4 2 0
8,66
5,98 7,18
2,79 3,01 2,83
тест1 тест 2 тест 3
□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа Контрольно-педагогические испытания
Примечание: тест 1 - прыжки на скакалке за 10 с (кол-во раз); тест 2 - прыжки в длину с места толчком двух через 2-х метровую зону за 20 с (кол-во раз); тест 3 - гимнастический комплекс за 40 с (кол-во раз).
Рисунок 1 - Темпы прироста общей физической подготовленности борцов дзюдо 16-17 лет контрольной (п=14) и экспериментальной (п=14) группы за время предсоревновательной подготовки (%)
25
^20
Л
н
§ 15 &
я
& 10 g 5
rj
Н
0
20,03
15,12
3,93
6,37
8,45 8,45
тест1
тест 3
тест 2
Контрольно-педагогические испытания □ Контрольная группа □ Экспериментальная группа Примечание: тест 1 - перешагивание через метровую зону татами приставными шагами за 10 с с (кол-во раз); тест 2 - броски подворотом одного партнера в удобную сторону за 20 с (кол-во раз); тест 3 - технический комплекс за 40 с (кол-во раз).
Рисунок 2 - Темпы прироста специальной физической подготовленности борцов дзюдо 16-17 лет контрольной (n=14) и экспериментальной (n=14) группы за время предсоревновательной подготовки (%)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, установлено, что разработанная экспериментальная методика предсоревновательной подготовки дзюдоистов-юношей 16-17 лет, основанная на доминирующем использовании интервального метода спортивной тренировки, является весьма эффективной. Её применение обеспечивает существенное повышение темпов прироста общей и специальной физической подготовленности спортсменов и обусловливает совершенствование степени соревновательной готовности дзюдоистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. / Ю.В. Верхошанский. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Спорт, 2019. - 184 с.
2. Максимов Д.В. Физическая подготовка единоборцев (самбо и дзюдо). Теоретико-практические рекомендации / Д.В. Максимов, В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков. - Москва : ТВТ Дивизион, 2011. - 160 с.
3. Николаев, А.А. Развитие выносливости у спортсменов / А.А. Николаев, В.Г. Семенов. -Москва : Спорт, 2017. - 143 с.
4. Пашинцев В.Г. Физическая подготовка квалифицированных дзюдоистов к главному соревнованию года / В.Г. Пашинцев. - Москва : Спорт, 2016. - 207 с.
5. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : общая теория и её практические приложения: учебник для тренеров / В.Н. Платонов. - Москва : Советский спорт, 2005. - 820 с.
6. Дзюдо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования / И.Д. Сви-щев, В.Э. Жердев, Л.Ф. Кабанов [и др.] - Москва : Советский спорт, 2003. - 112 с.
7. Шестаков В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо : учебно-методическое пособие / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 216 с.
REFERENCES
1. Verkhoshansky, Yu.V. (2019), Programming and organization of the training process, Sport, Moscow.
2. Maksimov, D.V., Siluinov, V.N., Tabakov, S.E., (2011), Physical training in martial arts (sambo and judo), TVT DIVISION, Moscow.
3. Nikolaev, A.A. and Semyonov, V.G. (2017), The development of endurance of athlete, Sport, Moscow.
4. Pashintsev, V.G. (2016), Physical training of qualified judokas for the main competition of a year, Sport, Moscow.
5. Platonov, V.N. (2005), The system of training of athletes in Olympic sports: general theory and its practical applications: textbook for coaches, Sport, Moscow.
6. Svishchev, I.D., Zherdev, V.E., Kabanov, L.F., et al (2005), Judo. Curriculum for institutions of additional education, Soviet sport, Moscow.
7. Shestakov, V.B., Shestakov, V.B. and Eregina, S.V. (2008), Theory and methodology of juvenile judo: educational-methodical manual, OLMA Media Group, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2021
УДК 37.014.3
ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ 20-Х - 30-Х ГГ. XX ВЕКА
Елена Анатольевна Кошкина, доктор педагогических наук, профессор Гуманитарный институт филиал Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске; Светлана Васильевна Ядренникова, аспирант, ассистент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск
Аннотация
20-е - 30-е гг. XX века являются особым периодом в истории отечественного образования, заложившим основные принципы и направления развития советской школы. По степени интенсивности инноваций, разнообразию точек зрений на стратегические ориентиры развития школы данный период имеет множество исторических сходств с современными процессами, происходящими в отечественном образовании. Целью данной работы выступает анализ подходов к реформированию советской школы в 20-е - 30-е гг. XX в. В качестве объекта анализа были определены идеи ведущих педагогов-реформаторов рассматриваемого периода - П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.П. Пинкевича, А.Г. Калашникова. На основе применения проблемно-хронологического и сравнительно-исторического методов авторами раскрывается сущность стратегии, реализуемой педагогической общественностью в данный период, ее противоречия и причины конфликта с государственной стратегией. На основе проведенного исследования сформулированы следующие выводы: в реформировании образования в 20-е - 30-е гг. XX в. и в ходе современной модернизации прослеживаются общие тенденции; в процессе образовательных реформ исследуемого периода реализовывалось две стратегии - исходящей от государства и от лица педагогической общественности; противостояние между государственной и новаторской стратегией в рассматриваемый период привело к деструктивному разрешению конфликта.
Ключевые слова: образовательная стратегия, модернизация образования, реформы школы, педагоги-новаторы, государственная и новаторская стратегия.