ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 796.091.26(082) Т. Б. ЗОРИНА
Уральский государственный технический университет — УПИ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ГИПЕРКАПНИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПОДГОТОВКИ________________________________________________
В статье рассматривается повышение работоспособности дзюдоистов на основе применения интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки в соревновательном периоде подготовки. Выявлена целесообразность использования интервальной гипокси-ческой гиперкапнической тренировки в системе подготовки дзюдоистов высокой квалификации.
Ключевые слова: общая и специальная работоспособность, интервальная гипоксическая гиперкапническая тренировка дзюдоистов.
Увеличение уровня физической работоспособнос- На настоящем этапе развития спортивная тре-
ти спортсменов является одной из центральных пред- нировка дзюдоистов характеризуется возрастанием посылок достижения высоких успехов в современ- физических и нервных нагрузок. Достижение вы-ном спорте [1, 2, 3]. сокой эффективности тренировочного процесса,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009
а впоследствии и соревновательной деятельности дзюдоистов является одной из актуальных проблем и первостепенной задачей, обусловливающей поиск новых методов совершенствования системы подготовки дзюдоистов с помощью дополнительных средств. Одним из таковых явились попытки изменить условия выполнения напряженной физической работы, с тем чтобы улучшить биоэнергетические возможности спортсменов, расширить их функциональные возможности, повысить работоспособность и потенцировать кумулятивный тренировочный эффект нагрузок. В числе новых методов была предложена подготовка с использованием гипокси-ческих условий как в естественной горной среде, так и при их моделировании интервальной гипоксичес-кой гиперкапнической тренировки (ИГГТ) в барокамере, при дыхании газовыми смесями, обедненными кислородом, выполнении упражнений с задержкой дыхания, дыхание в замкнутое пространство с регулируемым содержанием О2 и СО2 [4, 5, 6, 7].
С целью проверки эффективности повышения работоспособности на основе применения курса интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки в соревновательном периоде тренировочного цикла квалифицированных дзюдоистов был проведен педагогический эксперимент в естественных условиях спортивной деятельности спортсменов.
Организация и методика исследования
Педагогический эксперимент проводился на базе Института физической культуры, социального сервиса и туризма (ИФКССиТ) и кафедры спортивных видов единоборств (г. Екатеринбург, 2008 г.). В проведенных экспериментальных исследованиях приняли участие 30 высококвалифицированных и действующих спортсменов дзюдоистов (спортивный разряд КМС и МС). Период экспериментальной тренировки продолжался в течение 1,5 месяцев, кроме воскресений. Спортсмены были разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 15 человек в каждой. Обе группы тренировались на этапе соревновательной подготовки по единой тренировочной программе, но экспериментальная группа параллельно с основными тренировочными занятиями в качестве дополнительного тренировочного средства проводила ИГГТ в двух режимах:
1) втягивающий режим: спортсмены пассивно дышали через дополнительное «мертвое» пространство после основного тренировочного занятия — 12 повторений 5-минутных гипоксических гиперкапнических экспозиций, разделяемых 5- минутными паузами нор-моксической респирации в течение 14 дней ежедневно.
В курсе ИГГТ мы придерживались концепции
Н. Н. Сиротинина, А. З. Колчинской, Н. И. Волкова о ступенчатой адаптации к гипоксии [5, 6];
2) базовый режим: проводился в условиях спортивной деятельности дзюдоистов, который моделирует соревновательную деятельность дзюдоиста в различных двигательных режимах (максимальной, субмак-симальной мощности). Во время нагрузки все спортсмены дышали через дополнительное «мертвое» пространство, в качестве которого применяли специальное устройство (маска). Основу тренировочного режима с использованием маски составили исследования профессора В. Л. Карпмана [8].
До и после проведения курса ИГГТ осуществлялся контроль общей и специальной работоспособности дзюдоистов.
Тестирование общей работоспособности заключалось в проведении гарвардского степ-теста и в определении аэробно-анаэробной работоспособности спортсменов — это максимальное количество прыжков на двух ногах через скамейку в 1 минуту, где осуществлялась регистрация ЧСС с помощью монитора сердечного ритма Polar и восстановления до пульса 120 уд/мин.
Кроме того, для определения специальной выносливости дзюдоистов был проведен тест с вязко-упругим тренажером, где использовались резиновые амортизаторы. Спортсмены выполняли 3 серии подворо-тов (каждая серия в 1 мин) с определенной частотой: в первой серии — спортсменам предлагалось выполнить 15 подворотов/мин, во второй — 20 подворотов/ мин, в третьей — максимальное возможное количество подворотов. До и после теста измеряли насыщение артериальной крови кислородом (SaO2), ЧСС.
Разработанная нами методика основана на принципе дополняющего воздействия, когда используемые режимы ИГГТ и физические нагрузки носят равнонаправленный характер.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате тестирования для определения общей и специальной работоспособности дзюдоистов до и после проведения курса ИГГТ спортсмены показали следующие результаты.
У спортсменов до ИГГТ общая физическая работоспособность находилась в пределах оценки индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) как «выше среднего» (20 спортсменов — 35,7 %) так и «хорошо» (10 спортсменов — 16,7 %). После курса ИГГТ общая физическая работоспособность повысилась в виде увеличения ИГСТ на 25,3±5,5 %, результат выполненной работы оценивался на «отлично».
Из результатов проведенного теста (прыжки через скамейку) можно определить, что до курса ИГГТ все обследуемые спортсмены выполняли примерно 95±5 прыжков в Іминуту и на ЧСС от 178±2,3 уд/мин, а восстановление до пульса 120 уд/мин происходило от 2,0 до 2,25 минут. После курса ИГГТ максимальное количество прыжков через скамейку, выполняемых в 1 минуту, возросло с 91 до 110, т.е. увеличилось на 20,8 %. ЧСС после курса ИГГТ при выполнении теста возрастало только до 164±3,1 уд/мин, т.е. уменьшилось на 12,5 %. Время восстановления до пульса 120 уд/мин сократилось с 2,25 минут до 1,40 — 1,10, т.е. уменьшилось на 45 %.
При тестировании специальной выносливости дзюдоистов с резиновыми амортизаторами максимальное количество подворотов выполняемых в 1 минуту, возросло с 31,2±1,8 до 38,2±1,3 соответственно. После тренировок с использованием курса ИГГТ при выполнении последней серии нагрузки ЧСС снизилась на 6,3 % с 189,4±1,4 (до ИГГТ) до 179,1±1,9 (после ИГГТ). Это говорит об улучшении порога анаэробного обмена.
После завершения курса ИГГТ, как свидетельствовали результаты проведенного тестирования дзюдоистов при физической нагрузке, насыщение артериальной крови кислородом снижалось меньше: если до ИГГТ во время нагрузки оно снижалось до 85±1,3 %, то после ИГГТ — до 89±0,8 % (р<0,05).
У дзюдоистов контрольной группы, не проходивших курс ИГГТ, исследуемые параметры остались на прежнем уровне, т.е. изменение результатов в сторону улучшения отмечено не было.
Все эти данные свидетельствуют о том, что в результате применения тренировок с использованием курса ИГГТ в соревновательном периоде тренировочного цикла способствовало повышению общей и специальной работоспособности дзюдоистов.
Дзюдоисты, прошедшие полуторамесячный курс ИГГТ, улучшили спортивные результаты на соревнованиях. Дзюдоисты сборной команды г. Екатеринбурга лидировали и заняли призовые места на первенстве УРФО.
Выводы и практические рекомендации
1. Систематическое повышение тренировочных требований в процессе эволюции спортивной подготовки квалифицированных спортсменов привело к поиску новых путей повышения ее эффективности, которые позволили при сохранении или уменьшении темпов прироста объемов и интенсивности тренировочных нагрузок без риска нанести ущерб здоровью, вывести организм спортсмена на более высокий функциональный уровень деятельности основных систем. В свою очередь, прежде всего, обеспечить работоспособность, при уменьшении нагрузки на опорно-двигательный аппарат, добиться ускорения восстановительных процессов, а главное — повысить спортивные достижения. Сочетание интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки одновременно с выполнением основных физических упражнений, позволяющих добиться высоких результатов за более короткие сроки подготовки спортсменов, явилось одной из основных причин использования интервальной гипоксической гиперкапни-ческой тренировки в спортивной практике дзюдоистов.
2. Результаты педагогического эксперимента, в основу которого были положены предварительные исследования и собственное наблюдение, выявили возможность применения ИГГТ в учебно-тренировочном процессе на предсоревновательном и соревновательном этапах подготовки борцов в целях направленного воздействия на увеличение работоспособности дзюдоистов.
3. Применение интервальной гипоксической ги-перкапнической тренировки является заменителем тренировки в горах, которая позволяет за более короткие сроки подготовки повысить тренировочный
эффект, улучшить функциональное состояние организма и физическую работоспособность спортсменов, ускорить процессы восстановления после тренировочной нагрузки и добиться лучших спортивных результатов на соревнованиях в дзюдо.
4. Данная методика может быть рекомендована к применению не только в борьбе дзюдо, но, с коррективами, и в других видах спорта.
Таким образом, тестирование дзюдоистов высокого класса показало, что интервальная гипокси-ческая гиперкапническая тренировка, основанная на сочетанном действии гипоксической гипоксии и гипоксии нагрузки, более эффективное средство повышения физической работоспособности дзюдоистов высокой квалификации, чем спортивная тренировка без применения ИГГТ.
Библиографический список
1. Белоцерковский З.Б. Определение физической работоспособности у лиц различного возраста — проба PWC / З.Б. Белоцерковский, О.В. Козырева // Теория и практика физической культуры. — 1984. — № 3. — С. 51 — 54.
2. Высочик Ю.В. Физиологические механизмы экстренного повышения физической работоспособности // Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности : тез. докл. XIX Всес. конф. — Волгоград, 1988. — С. 89 — 90.
3. Skinner J.S., Mc Lennan T.H. The transition from aerobic to anaerobic metabolism. — Res.Quart., 1980. — V.51. — P. 234 — 248.
4. Агаджанян Н.А., Ефимов А.И. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии. — М. : Медицина, 1986. — 269 с.
5. Волков Н.И. Интервальная тренировка в спорте. — М. : ФКиС, 2000. - 162 с.
6. Колчинская А.З., Циганова Т.Н., Остапенко Л.А. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте, 2003. - 412 с.
7. Сверчкова В.С. Гипоксия-гиперкапния и функциональные возможности организма. - Алма-Ата : Наука, 1985. - С. 35-40.
8. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л.Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. — М. : ФиС, 1988. - 208 с.
ЗОРИНА Татьяна Борисовна, аспирантка кафедры спортивных видов единоборств института физической культуры, социального сервиса и туризма.
Статья поступила в редакцию 11.03.2009 г.
© Т. Г. Зорина
Книжная полка
Педагогический словарь [Текст] / В. И. Загвязинский [и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М. : Академия , 2008. - 343, [2] с. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр. в конце разд. — Алф. указ.: с. 327-342. — Библиогр.: с. 343-344. — ISBN 978-5-7695-4652-5.
Словарь построен на основе идеографического подхода. В него включено более 1000 статей, раскрывающих понятия педагогической теории и практики с учетом традиций, современного состояния и перспектив обновления образования. В содержании словаря предусмотрены лакуны, побуждающие педагога к активному освоению и развитию педагогических понятий в творческой, исследовательской и педагогической деятельности. Авторы уверены, что издание принесет пользу работающим педагогам, педагогам-исследователям, руководителям, аспирантам, студентам. В конце приводится алфавитный указатель всех приводимых в словаре терминов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ