Научная статья на тему 'Проблемы повышения специальной выносливости при организации тренировочного процесса дзюдоистов высшего спортивного мастерства'

Проблемы повышения специальной выносливости при организации тренировочного процесса дзюдоистов высшего спортивного мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ / УПРАЖНЕНИЯ / АНАЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батчаев Г. И.

В статье раскрываются особенности и перспективы повышения специальной выносливости дзюдоистов высшего спортивного мастерства при организации тренировочного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения специальной выносливости при организации тренировочного процесса дзюдоистов высшего спортивного мастерства»

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЗЮДОИСТОВ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

© Батчаев Г.И.*

Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва, г. Кисловодск

В статье раскрываются особенности и перспективы повышения специальной выносливости дзюдоистов высшего спортивного мастерства при организации тренировочного процесса

Ключевые слова: специальная выносливость, средства и методы развития выносливости, упражнения, анаэробные возможности.

Современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной подготовки спортсменов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы. Одной из главных задач, стоящих перед тренерами в спортивных видах борьбы и, в частности - борьбы дзюдо, является повышение специальной выносливости спортсменов.

С педагогической точки зрения, хорошая специальная выносливость характеризуется способностью борца активно, в высоком темпе вести всю схватку с применением большого числа разнообразных эффективных технико-тактических действий. При этом предполагается, что организм борца способен к быстрому восстановлению и готовности вести такую же схватку после интервала между схватками [2].

В борьбе дзюдо сочетается скоростно-силовая работа со статическими напряжениями, она развивает силу, быстроту, ловкость. У борцов должна быть хорошо развита мышечная система, адаптированная к работе преимущественно в анаэробном режиме.

Исследования показывают, что при схватках расход энергии достигает в среднем 10-12 ккал и более за 1 мин. Частота дыхания во время схватки увеличивается до 35-40 и более экс. в мин. Отмечены моменты задержки дыхания и натуживания - во время захвата, подготовки к выполнению броска и при броске. Кислородный долг к концу схватки может достигать значительных величин. Максимальное потребление кислорода составляет 57 мл/кг/мин. Во время схватки и особенно после схватки ЧСС достигает 180-200 и более уд ./.мин. Артериальное давление может повышаться до 150-160 мм рт. ст. (систолическое) и 80-100 мм рт. ст. (диастолическое). Лактат в крови после схватки повышен и составляет 8-10 и более ммоль/л [4].

* Тренер-преподаватель.

В связи с этим, перед тренерами остро встает проблема оптимального выбора средств, методов и построения тренировок, направленных на развитие специальной выносливости дзюдоистов.

Средствами развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью. Эффективным средством развития специальной выносливости являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Основными методами развития специальной выносливости являются:

1. методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

2. методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

3. соревновательный и игровой методы.

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин. (иногда по 15-30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 610 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.

Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. [5] отмечают, что воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризуется решением двух задач:

1. повышение мощности гликолитического (лактатного) механизма;

2. повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма.

Для этого используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности и применяются методы повторного и переменного интервального упражнения.

ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ПУТЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АЭРОБНЫЕ И АНАЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

В ОТДЕЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ

Взаимодействие на креатинфосфатный механизм Воздействие на дыхательные возможности

Воздействие на гликолитический механизм Воздействие на гликолитический механизм

Воздействие на дыхательные возможности Взаимодействие на креатинфосфатный механизм

Рис. 1. Развитие выносливости в системе занятий и в отдельном занятии (по Ж.К. Холодову и В.С. Кузнецову, 2003)

Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого, в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности: аэробные - лактатные - алак-татные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке. На рис. 1 представлены особенности развития выносливости в системе и в отдельном занятии.

Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:

1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алак-татных анаэробных способностей. Продолжительность работы 1015 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.

2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактат-ные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100 % от максимально доступной.

3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90 % от максимально доступной.

4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алак-татные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90 % от максимально доступной.

Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей включают алактатную, алактатную и лактатную, лактатную, анаэробную и аэробную направленность нагрузки, которые следует варьировать в зависимости от этапа подготовки спортсменов.

Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей представлены в табл. 1.

Таблица 1

Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей

Интенсивность (в % от тах) Направленность нагрузки Продолжительность работы (с) Упражнения в серии (раз) Серии (раз) Отдых (мин)

Пауза между упражнениями (мин) Отдых между сериями (мин)

100 Алактатная 5-10 3-4 3-4 1,5-2 5-7

90-100 Алактатная и лактатная 15-30 4-5 3-4 1-1,5 5-7

85-90 Лактатная 30-60 4-6 4-5 0,3-1 5-7

85-90 Анаэробная и аэробная 60-180 6-8 5-7 0,3-1 5-7

Для воспитания выносливости в дзюдо, с учетом присущих этому виду спорта характеристик двигательной деятельности, следует увеличивать продолжительность основных упражнений (схваток), повышать интенсивность, уменьшать интервалы отдыха.

Постепенно, с ростом тренированности спортсменов и с учетом их возрастных особенностей, время отдыха между схватками сокращается и уменьшается число самих схваток. С педагогической точки зрения, подчеркивает А.А. Рузиев [2], специальная выносливость борца - многокомпонентное понятие и ее уровень взаимосвязан с рядом факторов, основные из которых -общая выносливость, скоростные и силовые возможности, эффективность технического мастерства, подготовленность опорно-двигательного аппарата, психологическая устойчивость к болевым и неприятным ощущениям и др. В связи с этим, выбор этапов воспитания специальной выносливости зависит от периодов подготовки. Так, на первом этапе борцы должны быть подготовлены к интенсивной специальной тренировке на последующих этапах. Это выражается в достижении высокого уровня развития общей и силовой выносливости и поддержании на определенном уровне скоростных возможностей. Задачи второго этапа - развитие физических способностей, отвечающих специфике требований борьбы.

Цель тренировки в соревновательном периоде - достижение наивысших спортивных результатов, поддержание общей и силовой выносливости, дальнейшее совершенствование специальной выносливости в процессе тренировочных и соревновательных схваток, обеспечение роста скоростных возможностей. При этом общий объем нагрузки несколько снижается при повышении интенсивности.

Основная задача переходного периода тренировки - обеспечить борцам с помощью тренировочных средств и соответствующих нагрузок полноценный отдых при сохранении на определенном уровне основных физических качеств и общей выносливости. Для выполнения этой задачи применяются различные циклические упражнения и спортивные игры, которые воспитывают специальную выносливость борцов, необходимую для ведения схваток в высоком темпе, что во многом зависит от уровня потребления кислорода.

Блах В.Я. [1], рассматривая принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов самбо и дзюдо, отмечает, что на предсоревновательном этапе важнейшее значение имеет строго индивидуальное планирование нагрузок. Кроме этого, непосредственно в предсоревновательном периоде следует поддерживать уровень силовой подготовленности и стремиться к максимальному повышению уровня аэробной подготовленности. В предсоревновательном периоде целесообразно минимизировать нагрузки анаэробной гликолитической направленности, поскольку она приводит к значительному закислению мышц, разрушению митохондрий, а значит, к потере выносливости (аэробной подготовленности).

Таким образом, в связи с тем, что схватки дзюдоистов происходят преимущественно в анаэробном режиме, развитие их специальной выносливости заключается в первую очередь в повышение мощности гликолитическо-го (лактатного) и креатинфосфатного (алактатного) механизмов.

Список литературы:

1. Блах В.Я. Принцип построения биологически обоснованной концепции физи-ческой подготовки борцов (самбо и дзюдо) / В.Я. Блах, С.В. Елисеев, С.Е.Табаков, В.Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 5. - С. 30-35.

2. Рузиев А.А. Проблемы повышения специальной выносливости высококвалифицированных борцов // Теория и практика физической культуры. -2001. - № 8. - С. 37-38.

3. Рузиев А.А., Ахмедшин Р.Г. Проблемы подготовки резерва сборных команд в восточных единоборствах // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 1. - С. 38.

4. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с. - С. 536-537.

5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. - C. 103-117.

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ЕИ К(П)ФУ)

© Дурсунова А.И.*, Шатунов Д.А.*

Елабужский институт

Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга

На основе анализа научной литературы и результатов исследований рассмотрено отношение студенческой молодежи, обучающихся в педагогических ВУЗах к занятиям физической культурой, а так же к спорту в современном обществе.

Ключевые слова спорт, физическая культура.

В условиях политических и социально-экономических преобразований современного Российского общества важную роль приобретают вопросы

* Студент кафедры Психологии и педагогики.

* Старший преподаватель кафедры Физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.