ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЗЮДОИСТОВ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
© Батчаев Г.И.*
Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва, г. Кисловодск
В статье раскрываются особенности и перспективы повышения специальной выносливости дзюдоистов высшего спортивного мастерства при организации тренировочного процесса
Ключевые слова: специальная выносливость, средства и методы развития выносливости, упражнения, анаэробные возможности.
Современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной подготовки спортсменов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы. Одной из главных задач, стоящих перед тренерами в спортивных видах борьбы и, в частности - борьбы дзюдо, является повышение специальной выносливости спортсменов.
С педагогической точки зрения, хорошая специальная выносливость характеризуется способностью борца активно, в высоком темпе вести всю схватку с применением большого числа разнообразных эффективных технико-тактических действий. При этом предполагается, что организм борца способен к быстрому восстановлению и готовности вести такую же схватку после интервала между схватками [2].
В борьбе дзюдо сочетается скоростно-силовая работа со статическими напряжениями, она развивает силу, быстроту, ловкость. У борцов должна быть хорошо развита мышечная система, адаптированная к работе преимущественно в анаэробном режиме.
Исследования показывают, что при схватках расход энергии достигает в среднем 10-12 ккал и более за 1 мин. Частота дыхания во время схватки увеличивается до 35-40 и более экс. в мин. Отмечены моменты задержки дыхания и натуживания - во время захвата, подготовки к выполнению броска и при броске. Кислородный долг к концу схватки может достигать значительных величин. Максимальное потребление кислорода составляет 57 мл/кг/мин. Во время схватки и особенно после схватки ЧСС достигает 180-200 и более уд ./.мин. Артериальное давление может повышаться до 150-160 мм рт. ст. (систолическое) и 80-100 мм рт. ст. (диастолическое). Лактат в крови после схватки повышен и составляет 8-10 и более ммоль/л [4].
* Тренер-преподаватель.
В связи с этим, перед тренерами остро встает проблема оптимального выбора средств, методов и построения тренировок, направленных на развитие специальной выносливости дзюдоистов.
Средствами развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью. Эффективным средством развития специальной выносливости являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Основными методами развития специальной выносливости являются:
1. методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2. методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3. соревновательный и игровой методы.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин. (иногда по 15-30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 610 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.
Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. [5] отмечают, что воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризуется решением двух задач:
1. повышение мощности гликолитического (лактатного) механизма;
2. повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма.
Для этого используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности и применяются методы повторного и переменного интервального упражнения.
ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ПУТЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АЭРОБНЫЕ И АНАЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
В ОТДЕЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ
Взаимодействие на креатинфосфатный механизм Воздействие на дыхательные возможности
Воздействие на гликолитический механизм Воздействие на гликолитический механизм
Воздействие на дыхательные возможности Взаимодействие на креатинфосфатный механизм
Рис. 1. Развитие выносливости в системе занятий и в отдельном занятии (по Ж.К. Холодову и В.С. Кузнецову, 2003)
Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого, в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности: аэробные - лактатные - алак-татные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке. На рис. 1 представлены особенности развития выносливости в системе и в отдельном занятии.
Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:
1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алак-татных анаэробных способностей. Продолжительность работы 1015 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.
2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактат-ные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100 % от максимально доступной.
3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90 % от максимально доступной.
4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алак-татные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90 % от максимально доступной.
Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей включают алактатную, алактатную и лактатную, лактатную, анаэробную и аэробную направленность нагрузки, которые следует варьировать в зависимости от этапа подготовки спортсменов.
Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей представлены в табл. 1.
Таблица 1
Режимы тренировочной работы при совершенствовании анаэробных возможностей
Интенсивность (в % от тах) Направленность нагрузки Продолжительность работы (с) Упражнения в серии (раз) Серии (раз) Отдых (мин)
Пауза между упражнениями (мин) Отдых между сериями (мин)
100 Алактатная 5-10 3-4 3-4 1,5-2 5-7
90-100 Алактатная и лактатная 15-30 4-5 3-4 1-1,5 5-7
85-90 Лактатная 30-60 4-6 4-5 0,3-1 5-7
85-90 Анаэробная и аэробная 60-180 6-8 5-7 0,3-1 5-7
Для воспитания выносливости в дзюдо, с учетом присущих этому виду спорта характеристик двигательной деятельности, следует увеличивать продолжительность основных упражнений (схваток), повышать интенсивность, уменьшать интервалы отдыха.
Постепенно, с ростом тренированности спортсменов и с учетом их возрастных особенностей, время отдыха между схватками сокращается и уменьшается число самих схваток. С педагогической точки зрения, подчеркивает А.А. Рузиев [2], специальная выносливость борца - многокомпонентное понятие и ее уровень взаимосвязан с рядом факторов, основные из которых -общая выносливость, скоростные и силовые возможности, эффективность технического мастерства, подготовленность опорно-двигательного аппарата, психологическая устойчивость к болевым и неприятным ощущениям и др. В связи с этим, выбор этапов воспитания специальной выносливости зависит от периодов подготовки. Так, на первом этапе борцы должны быть подготовлены к интенсивной специальной тренировке на последующих этапах. Это выражается в достижении высокого уровня развития общей и силовой выносливости и поддержании на определенном уровне скоростных возможностей. Задачи второго этапа - развитие физических способностей, отвечающих специфике требований борьбы.
Цель тренировки в соревновательном периоде - достижение наивысших спортивных результатов, поддержание общей и силовой выносливости, дальнейшее совершенствование специальной выносливости в процессе тренировочных и соревновательных схваток, обеспечение роста скоростных возможностей. При этом общий объем нагрузки несколько снижается при повышении интенсивности.
Основная задача переходного периода тренировки - обеспечить борцам с помощью тренировочных средств и соответствующих нагрузок полноценный отдых при сохранении на определенном уровне основных физических качеств и общей выносливости. Для выполнения этой задачи применяются различные циклические упражнения и спортивные игры, которые воспитывают специальную выносливость борцов, необходимую для ведения схваток в высоком темпе, что во многом зависит от уровня потребления кислорода.
Блах В.Я. [1], рассматривая принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов самбо и дзюдо, отмечает, что на предсоревновательном этапе важнейшее значение имеет строго индивидуальное планирование нагрузок. Кроме этого, непосредственно в предсоревновательном периоде следует поддерживать уровень силовой подготовленности и стремиться к максимальному повышению уровня аэробной подготовленности. В предсоревновательном периоде целесообразно минимизировать нагрузки анаэробной гликолитической направленности, поскольку она приводит к значительному закислению мышц, разрушению митохондрий, а значит, к потере выносливости (аэробной подготовленности).
Таким образом, в связи с тем, что схватки дзюдоистов происходят преимущественно в анаэробном режиме, развитие их специальной выносливости заключается в первую очередь в повышение мощности гликолитическо-го (лактатного) и креатинфосфатного (алактатного) механизмов.
Список литературы:
1. Блах В.Я. Принцип построения биологически обоснованной концепции физи-ческой подготовки борцов (самбо и дзюдо) / В.Я. Блах, С.В. Елисеев, С.Е.Табаков, В.Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 5. - С. 30-35.
2. Рузиев А.А. Проблемы повышения специальной выносливости высококвалифицированных борцов // Теория и практика физической культуры. -2001. - № 8. - С. 37-38.
3. Рузиев А.А., Ахмедшин Р.Г. Проблемы подготовки резерва сборных команд в восточных единоборствах // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 1. - С. 38.
4. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с. - С. 536-537.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. - C. 103-117.
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ЕИ К(П)ФУ)
© Дурсунова А.И.*, Шатунов Д.А.*
Елабужский институт
Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга
На основе анализа научной литературы и результатов исследований рассмотрено отношение студенческой молодежи, обучающихся в педагогических ВУЗах к занятиям физической культурой, а так же к спорту в современном обществе.
Ключевые слова спорт, физическая культура.
В условиях политических и социально-экономических преобразований современного Российского общества важную роль приобретают вопросы
* Студент кафедры Психологии и педагогики.
* Старший преподаватель кафедры Физической культуры.