Научная статья на тему 'Методика воспитания выносливости у самбистов 14-16 лет'

Методика воспитания выносливости у самбистов 14-16 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
САМБО / SAMBO / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ENDURANCE / АЭРОБНАЯ / AEROBIC / АНАЭРОБНАЯ / ANAEROBIC / ЛАКТАТНАЯ / АЛАКТАТНАЯ / LACTATE / ALAKTATA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кугно Эдуард Эдуардович, Григорьев Александр Алексеевич, Шевцова Анна Андреевна

В статье поднимается вопрос о воспитании выносливости в единоборствах с применением специально-подготовительных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кугно Эдуард Эдуардович, Григорьев Александр Алексеевич, Шевцова Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TRAINING ENDURANCE ATHLETES FROM 14-16 YEARS OLD

The article raises the question of fostering endurance in martial arts with the use of specially-preparatory exercises.

Текст научной работы на тему «Методика воспитания выносливости у самбистов 14-16 лет»

УДК 796.819

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У САМБИСТОВ 14-16 ЛЕТ METHODS OF TRAINING ENDURANCE ATHLETES FROM 14-16 YEARS OLD

Кугно Эдуард Эдуардович

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Иркутский филиал РГУФКСМиТ г. Иркутск, Россия Kugno Eduard candidate of pedagogical Sciences head of Department of sports disciplines; Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

Branch in Irkutsk Irkutsk, Russia

Григорьев Александр Алексеевич

доцент кафедры cпортивных дисциплин Иркутский филиал РГУФКСМиТ г. Иркутск, Россия Grigoriev Alexander аssociate Professor "sports disciplines" Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

Branch in Irkutsk Irkutsk, Russia

Шевцова Анна Андреевна

студентка 2 курса. Иркутский филиал РГУФКСМиТ(ГЦОЛИФК ),

г. Иркутск, Россия Shevtsova Anna Andreevna

2nd year student.

Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

Branch in Irkutsk Irkutsk, Russia

Аннотация. В статье поднимается вопрос о воспитании выносливости в единоборствах с применением специально-подготовительных упражнений.

Abstract. The article raises the question of fostering endurance in martial arts with the use of specially-preparatory exercises.

Ключевые слова: самбо, выносливость, аэробная, анаэробная, лактатная, алактатная.

Keywords: sambo, endurance, aerobic, anaerobic, lactate, alaktata.

Самбо — вид спортивного единоборства, а также система самозащиты. Самбо подразделяется на два вида: самбо спортивное и боевое. В нашей статье мы рассмотрим спортивное самбо.

Самбо как вид спорта учит самозащите, даёт жизненный опыт, формирует настоящий характер, стойкость, смелость, решительность, самообладание, т.е. качества, которые требуются в общественной деятельности и учебе. Выносливость является неотъемлемым компонентом спортивной деятельности, который влияет на результативность выполнения приемов.

Выносливость - способность человека определенное время поддерживать разнообразный характер работы. Выносливость самбиста - это способность совершать эффективную работу определенной интенсивности в течение ведения поединков, которые необходимо вести в высоком темпе с большим числом разнообразных технико-тактических действий. Длительность работы ограничивается утомлением, а вследствие этого неспособностью спортсмена продолжать ее. Поэтому выносливость характеризуется способностью организма противостоять утомлению и восстанавливать работоспособность после перенесенных нагрузок. В тренировочном процессе самбистов много времени уделяется схваткам, которые длятся по 5 минут. За это время спортсмены в первую очередь должны вести активно поединки, а так же реализовать тактические, технические действия в стрессовой психологической обстановке, с проявлением силовой выносливости мышц рук, туловища, которые работают в субмаксимальной интенсивности.

В результате нагрузок, направленных на воспитание выносливости, в сердечно-сосудистой системе происходят изменения, которые эффективно и экономично воздействуют на работу сердца. При этом увеличивается количество капилляров в тренируемых мышцах, а также повышаются энергетические субстраты в митохондриях. Благодаря этому у борцов повышается работоспособность. За счет увеличения массы митохондрий в медленных мышечных волокнах и в быстрых мышечных волокнах повышаются

аэробные и анаэробные способности борца выполнять нагрузки без

« 1

значительного увеличения молочной кислоты.

Силовая выносливость делится на анаэробную и аэробную. Силовая выносливость мышечно-гликолитического характера нужна для выполнения упражнений по специальной физической подготовке, установочных упражнений. Анаэробная выносливость проявляется в таких технических действиях, как атакующие комбинации, приемы освобождения от захватов и болевых приемов и противоборства.

Самбисты для воспитания силовой выносливости часто применяют концентрический, эксцентрический и изометрический методы, при этом специально-подготовительные упражнения, выполняются круговым методам в интервальном, либо в непрерывном режиме. Задания выполняются серийным характером: 2-3 круга (4-6 упр. х 10-15 сек) отдых между станциями 5-10 сек, интервалы активного отдыха между сериями 2-3 мин, темп субмаксимальный. Для повышения силовой выносливости самбисты часто используют специально-

1 Бочкарев, А. А. Основы спортивной физиологии : учеб.-метод. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 49.03.01 (034300.62) «Физическая культура» / А. П. Фролов, А. А. Бочкарев.— Иркутск : ООО «Мегапринт», 2014 .— 74 с.

подготовительные средства с отягощением. Для этого используют технические упражнения броскового типа с тяжелым манекеном в течение 3-5 минут. Темп выполнения 10-15 бросков в минуту. Эффект данных упражнений заключается в повышении ёмкости и мощностив гликолетической, энергетической системы, работающих мышц. При данном виде работы наблюдается большая концентрация лактаты и происходит сдвиг кислотно-щелочного равновесия (РН) крови в крови в кислую сторону, поэтому интервал отдыха между сериями рекомендуется от 1 минуты и более.

Для воспитания специальной выносливости применяются различные методы, которые деффиринцированно и целенаправленно воздействуют на анаэробные возможности организма. Применяются самые различные средства циклического и ациклического характера. К упражнениям, применяемым в качестве совершенствования гликолитического механизма, предъявляются следующие требования.

Работа должна выполняться с интенсивностью 90-95% от максимальной мощности для данного упражнения, продолжительность от 20 сек до 2 мин, число повторений 3-5, число серий 4-6 интервал отдыха 2 минуты.

1. Упражнения, способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность примерно 10-15 сек, интенсивность максимальная. Упражнения выполняются повторно. Например, максимальное количество бросков (через бедро) за 4 х 20 сек, отдых между подходами убывающий 2мин-1мин-30сек.

2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 45-30 сек, интенсивность 90-100% от максимальной доступной. Например, 5 серий (4 броска через левое плечо, 4 броска через правое плечо, 10 отжиманий с хлопком.) Отдых между упражнениями 5 сек, а интервал отдыха между сенриями 3-5 минут.

3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60-90 с, интенсивность 85-90 % от максимально доступной. Например, 5 х (20 бросков через спину с участием 4 спортсменов + 10 отжиманий). Интервал отдыха между сериями 3-5 мин.

4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально доступной. Например, см. таблица 1.

Основными методами развития общей выносливости являются:

1) метод непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

2) метод повторного интервального упражнения;

3) метод круговой тренировки;

4) игровой метод;

5) соревновательный метод.

Равномерный метод: это метод, в котором спортсмен выполняет длительную работу с равномерными усилиями, скоростью. Упражнения выполняются с определённой интенсивностью. Например, 2 схватки х 10 мин. Отдых 45 сек. В данном упражнении преобладает аэробный компонент

энергопродукции мышечный гликоген.

Интервальный метод: предусматривает нагрузку с запланированным неполным интервалом отдыха. Например, 3 х 10 раз подтянуться, 3 х 10 раз отжаться, 3 х 10 подтянуться. Отдых между подходами 20 сек. Интервал между сериями 3 мин.

Метод круговой тренировки: упражнения, воздействующие на функциональные возможности, на разные группы мышц. Обычно тренировка включается в себя несколько разных по направленности упражнений выполняемых серий. Например, 10 отжиманий +10 выпрыгивания + 200 метров равномерно + канат + 20 пресс х 3 серии. Интервал отдыха между сериями 1 мин.

Соревновательный метод: упражнения в форме соревнований. Например, борьба в стойке, борьба в партере.

Игровой метод: в процессе игры развивается координационная выносливость, координация. Например, регби на коленях с мячом. Конный бой. Пятнашки т. д.

Таблица 1

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных видов выносливости.

Вид выносливости Нагрузка отдых Упражнение метод

число повторений длительность интенсивность

Силовая (аэробнная-анаэробная) от 10 до 30 раз от 10 до 30 сек от средней до субмаксимальной неполный, 2-40 с Круговая тренировка: 2 (4 упр х 30 сек.) Отдых 40 сек. Интервал отдыха между сериями 3 мин. интервальный

Скоростная, основанная на анаэробно-креатинфосфатном энергетическом источнике 5 раз от 8 до 45 сек максимальная пассивный 5х20 бросков. Отдых 1 минута. Темп выполнения максимальный повторный

Скоростная, основанная на анаэробно-гликолитическом механизме энергообеспечения 2 раз от 45 с до 2 мин Субмаксимальная -80 95 % от максимальнй мощности неполный, 60 с упражнение с тяжелым манекеном. 4 упр. Х 45 сек. Отдых 1 мин. Интервальный

Скоростная, основанная на анаэробно-аэробно механизме энергообеспечения 3 раза 10 мин средняя-от 6-65 до 7-75% от максимальной мощности неполный упражнения круговая тренировка по непрерывному методу выполнения упражнений. 2 х ( 3 упр х 3 мин.) отдых 5 сек, интервал отдыха между сериями 2 минуты интервальный

Координационная выносливость 3 раза 10 мин то же без пауз 5 х 20 бросков через спину по заданию тренера +10 отжиманий. Интервал отдыха между подходами 3 минуты. игровой

23/142

Развитие анаэробных и аэробных возможностей может сочетаться между собой и проявляться в двигательной деятельности борца, которая характеризуется многообразием выполнения специфически сложных технических и технико-тактических действий в разных комбинациях.

Эффективность воспитания выносливости физическими упражнениями, т. е. их воздействием на организм спортсмена, во многом определяется системой подбора и последовательностью применения средств с соблюдением методических правил:

•систематическое повышение нагрузок

• нагрузка по числу повторений, длительности, интенсивности, темпу, интервалам отдыха должна соответствовать подготовленности борцов.

•чередование занятий с различной преимущественной направленностью. В практике борьбы для воспитания выносливости используются общепринятые методы воспитания физических качеств такие, как равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой.

Проявление выносливости в сочетании с другими двигательными качествами не исключает возможности целенаправленной работы над ее совершенствованием.

Литература

1. Холодов Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2016. - 496 с. - (Сер. Бакалавриат).

2. Методика воспитания выносливости - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/sport/2c0b65625a3ad78a5d43a88421306d 27_0.html (дата обращения 03.10.2017).

3. Бочкарев А. А. Основы спортивной физиологии : учебно-методическое пособие / А. А. Бочкарев, А. П. Фролов. - Иркутск : Издательство ООО «Мегапринт», 2014. - 72 с.

References

1. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta [Theory and Methods of Physical Culture and Sports]. Moscow, Akademy Publ., 2016, 496 p.

2. Metodika vospitaniya vynoslivosti [Methods of education of endurance]. Access mode:

https://knowledge.allbest.ru/sport/2c0b65625a3ad78a5d43a88421306d27_0.html (accesed 03.10.2017).

3. Bochkarev A. A., Frolov A. P. Osnovy sportivnoy fiziologii [Fundamentals of sports physiology]. Irkutsk, Megaprint Publ., 2014, 72 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.