Научная статья на тему 'Влияние современных тенденций внеучебной образовательной деятельности на архитектурную среду детского сада'

Влияние современных тенденций внеучебной образовательной деятельности на архитектурную среду детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / KINDERGARTEN / АРХИТЕКТУРА ДЕТСКОГО САДА / KINDERGARTEN ARCHITECTURE / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА / SPACE OPTIMIZATION / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / ARCHITECTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ламехова Н.В.

Данная статья посвящена проблеме организации архитектурного пространства для проведения вне учебных занятий и досуговой деятельности в детских садах. В статье рассматривается существующее положение о возможностях архитектурного пространства детского сада для проведения внеучебной деятельности воспитанников. Целью исследования является оценка эффективности использования архитектурного пространства для проведения разных видов занятий внеучебной деятельности согласно развитию современных образовательных программ. Обозначена тенденция формирования полифункциональной архитектурной среды в детском саду для проведения разных видов и форм занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MODERN TRENDS OF EXTRA-CURRICULAR EDUCATIONAL ACTIVITY ON THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF KINDERGARTENS

This article is devoted to the problem of organizing architectural space for extra-curricular and leisure activities in kindergartens. It examines the existing provision on the possibilities of the architectural space of a kindergarten for carrying out extra-curricular activities. The aim of the study is to evaluate the effectiveness of architectural space usage for conducting various types of non-educational activities in accordance with the development of modern curriculum. The tendency of a poly-functional architectural environment formation in a kindergarten for carrying out different types and forms of activities is indicated.

Текст научной работы на тему «Влияние современных тенденций внеучебной образовательной деятельности на архитектурную среду детского сада»

АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ARCHIYECTURE OF BUILDINGS AND STRUCTURES. CREATIVE CONCEPTS OF

ARCHITECTURAL ACTIVITY

DOI: https://doi.org/10.18454/mca.2017.06.8 Ламехова Н.В.

Кандидат архитектуры, старший преподаватель, Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УГАХУ)

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ВНЕУЧЕБНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

АРХИТЕКТУРНУЮ СРЕДУ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме организации архитектурного пространства для проведения вне учебных занятий и досуговой деятельности в детских садах. В статье рассматривается существующее положение о возможностях архитектурного пространства детского сада для проведения внеучебной деятельности воспитанников. Целью исследования является оценка эффективности использования архитектурного пространства для проведения разных видов занятий внеучебной деятельности согласно развитию современных образовательных программ. Обозначена тенденция формирования полифункциональной архитектурной среды в детском саду для проведения разных видов и форм занятий.

Ключевые слова: детский сад, архитектура детского сада, оптимизация пространства, внеучебная деятельность, архитектурная среда.

Lamekhova N.V.

PhD in Architecture, Senior lecturer, Ural State University of architecture and art

INFLUENCE OF MODERN TRENDS OF EXTRA-CURRICULAR EDUCATIONAL ACTIVITY ON THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF KINDERGARTENS

Abstract

This article is devoted to the problem of organizing architectural space for extra-curricular and leisure activities in kindergartens. It examines the existing provision on the possibilities of the architectural space of a kindergarten for carrying out extra-curricular activities. The aim of the study is to evaluate the effectiveness of architectural space usage for conducting various types of non-educational activities in accordance with the development of modern curriculum. The tendency of a poly-functional architectural environment formation in a kindergarten for carrying out different types and forms of activities is indicated.

Keywords: kindergarten, kindergarten architecture, space optimization, extra-curricular activities, architectural environment.

Родители современных дошкольников, желая видеть своего ребенка успешной, всесторонне развитой и подготовленной к школе личностью, стараются максимально занять его свободное время. А детский сад, как первая образовательная ступень, способствующая развитию интересов и способностей у детей, в настоящее время может предложить широкий спектр дополнительных внеучебных образовательных услуг. Под услугами для внеучебной образовательной деятельности понимаются дополнительные виды занятий, которые не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной программы, где количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03[3].

Развитие и совершенствование архитектурной среды для внеучебной образовательной деятельности, оптимизация пространств, ранее не использованных, усиление значения элементов архитектурного облика в познавательных целях - все это дает мощный стимул для пересмотра градостроительных, функционально-планировочных, архитектурно-художественных элементов архитектурной среды для дошкольного образования.

На градостроительном уровне появляется возможность:

- рационального использования выделенной под застройку ДОУ территории, в том числе, увеличение экономической эффективности объекта;

- рациональное построение сети ДОУ с выделением в ее структуре стабильных и динамичных элементов [1, с.12] с возможностью преобразования «во времени» в связи с изменением демографической ситуации, либо сменой требований социума к тем или иным видам услуг.

- рост информационного потенциала участка для воспитанников с образовательной целью.

Анализ изучения существующих программ, научных педагогических трудов: С.Л. Новоселовой, О.Л. Князевой, О.В. Козыревой, Н.Б. Кутьиной, Т.И. Бабаевой, Л.М. Маневцовой, М.Б. Зацепиной, Н.А. Рыжовой и других, позволил выявить дополнительные образовательные услуги различной направленности: социально-коммуникативное,

художественно-эстетическое, этнокультурное, интеллектуально-развивающее, коммуникативно-речевое, физкультурно-оздоровительное и др.

-социально-коммуникативное развитие (в зависимости от возраста детей: от 1 до 3 лет - экспериментирование с материалами и веществами; от 3-7 лет - театральная деятельность, сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры; -художественно-эстетическое (рисование, лепка); -этнокультурное (труд, музеи);

-интеллектуально-развивающее (изучение окружающей среды и природных явлений, в том числе, сказкотерапия); -физкультурно-оздоровительное (общая и лечебная физкультура, плавание, сауна, фитотерапия, массаж, физиотерапия, хореография, студия ритмики и танца, спортивные секции, такие как, «Теннис» и «Баскетбол», детский массаж, комплекс физиопроцедур для профилактики и долечивания, корригирующая гимнастика, бассейн). -помощь родителям (услуги нянь, библиотека и медиатека).

Все представленные виды занятий можно классифицировать как на занятия, проводимые с подругруппой детей (58 человек), с полугруппой (до 12 человек), так и с полной группой (до 24 человек).

Занятия, проводимые по основной образовательной программе, предполагают использование помещений групповых ячеек, а также проведение занятий в универсальном зале (музыкальные и физкультурные занятия). Вопрос рационального использования площадей здания ДОУ в настоящее время стоит очень остро. Поэтому зальное помещение, предназначенное для поочередных занятий физкультурой и музыкой, часто используют и в коммерческих целях для оказания услуг воспитанникам детского сада (театральный кружок, хореография, студия ритмики и танца, спортивные секции «Теннис», «Баскетбол» и т.п.).

В тоже время помещение предназначенное для логопеда и психолога часто переоборудуют под помещение для занятий лего, изо, кабинет труда и т.д.). Что дает ясно понять необходимость наличия помещений для дополнительного образования. Изменение технологических функций архитектурного пространства для проведения основной образовательной и внеучебной деятельности дает возможность перепланировать помещения для различных видов занятий. Где принципы и цели формирования пространств общего пользования остаются неизменными, как для учебных помещений, так и для досуговой деятельности. Масштаб и назначение их могут претерпевать изменения, трансформироваться. Характерной особенностью и новой тенденцией по решению ряда проблем может стать использование зальной структуры с рядом мелкоячеистых пространств (помещений), которые в последующем могут объединяться в общее полифункциональное пространство.

Рост потребностей общества и новые тенденции в сфере образования, влекут за собой необходимость решения ряда задач архитектурной среды для внеучебной деятельности и оптимизации возможностей по использованию в зданиях детских образовательных учреждений имеющихся помещений, как следствие создание единого полифункционального ядра, которое бы в значительной степени повысило потенциал архитектурной среды для дошкольного образования.

Литература

1. Брызгалова И.А. Типологические основы проектирования зданий детских дошкольных учреждений (на примере Санкт-Петербурга).: Автореф. дис. канд. арх.: 18.00.02 защищена 03.03.1993: / Ирина Анатольевна Брызгалова. С-П.,1993. - 22 с.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д., Стеркина Р.Б. Перспетивная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения / О. Л. Князева - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 72 с., илл.

3. СанПиН 2.4.1.1249-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. -М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. - 92 с.

References

1. Bryzgalova I.A. Tipologicheskiye osnovy proektirovaniya zdaniy detskikh doshkolnykh uchrezhdeniy (na primere Sankt-Peterburga) [Typological Bases of Designing Children's Preschool Institutions (on the example of St.-Petersburg)]: Thesis abstract. Cand. of Arch.: 18.00.02 defended 03/03/1993: / Irina Anatolievna Bryzgalova. St.Petersburg, 1993. - 22 p. [In Russian]

2. Knyazeva O.L., Makhaneva M.D., Sterkina R.B. Persktivnaya model organizatsii deyatelnosti doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Perceptive Model of tPreschool Educational Institution Organization] / O.L. Knyazeva - M.: LINKA-PRESS, 1998. - 72 pp., ill. [In Russian]

3. SanPiN 2.4.1.1249-03 Sanitarno-epidemiologicheskiye trebovaniya k ustroistvu, soderzhaniyu, oborudovaniyu i rezhimu raboty doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy: Sanitarno-epidemiologicheskiye pravila i normativy. [SanPiN 2.4.1.1249-03 Sanitary and Epidemiological Requirements to Devices, Contents, Equipment and Operating Mode of Preschool Educational Institutions: Sanitary and Epidemiological Rules and Standards]. - M.: Federal Centre for State Sanitary Epidemiology of the Ministry of Health of Russia, 2003. - 92 p. [In Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.