Научная статья на тему 'Социальная роль детского образовательного пространства'

Социальная роль детского образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / KINDERGARTEN / ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / CHILD CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ламехова Наталия Владимировна

В статье рассматриваются актуальные проблемы по формированию условий доступной архитектурной среды для детей дошкольного возраста. Автором статьи предложены варианты развития некоторых функциональных зон в детских образовательных учреждениях с учетом современных социальных требований, особенностей проведения образовательного процесса. Рассмотрены вопросы по совершенствованию функциональной структуры и объемно-планировочным решениям, требующие учета особенностей восприятия детьми. Большое значение уделено вопросам пространственных характеристик некоторых групп помещений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with topical issues on the formation conditions accessible architectural environment for preschool children. Article author offers some options for the development of functional areas in children’s educational institutions, taking into account today’s social demands, the features of the educational process. The questions on the improvement of the functional structure and space-planning solutions that require the account of features of perception of children. Great importance is given to issues of spatial characteristics of certain groups of premises.

Текст научной работы на тему «Социальная роль детского образовательного пространства»

АРХИТЕКТУРА

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

Ламехова Наталия Владимировна

Канд. архитекторы, ст. преподаватель кафедры Архитектурного проектирования УГАХУ, г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются актуальные проблемы по формированию условий доступной архитектурной среды для детей дошкольного возраста. Автором статьи предложены варианты развития некоторых функциональных зон в детских образовательных учреждениях с учетом современных социальных требований, особенностей проведения образовательного процесса. Рассмотрены вопросы по совершенствованию функциональной структуры и объемно-планировочным решениям, требующие учета особенностей восприятия детьми. Большое значение уделено вопросам пространственных характеристик некоторых групп помещений.

ABSTRACT

The article deals with topical issues on the formation conditions accessible architectural environment for preschool children. Article author offers some options for the development of functional areas in children's educational institutions, taking into account today's social demands, the features of the educational process. The questions on the improvement of the functional structure and space-planning solutions that require the account of features of perception of children. Great importance is given to issues of spatial characteristics of certain groups of premises.

Ключевые слова: детский сад, досуговый центр, архитектура.

Keywords: kindergarten, child center, architecture.

Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте примерно трех лет у ребенка появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и что делать решает взрослый. Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников, ребенок общается с ними по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту, силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как это нужно ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Детский сад - это первое учреждение, куда попадает ребенок [1]. Однако далеко не все дети могут воспользоваться такой возможностью общения со сверстниками в возрасте 3-х лет, что вызвано: недостатком детских садов предоставляющих ряд обязательных услуг, нехваткой мест в детских образовательных учреждениях, нежелание родителей оставлять своего ребенка на целый день в детском саду. Вместе с тем архитектурная среда для дошкольного образования должна отвечать новейшим требованиям общественности, обладать высоким уровнем развивающего потенциала, а также быть доступной для всех групп населения.

Задачи совершенствования архитектурной среды для детей дошкольного возраста могут быть реализованы в семейных досуговых центрах, в группах развития при детских муниципальных учреждениях, в кратковременных группах пребывания в общественных местах (при торговых центрах). В настоящее время остро стоит проблема в форми-

ровании качественно новых условий для воспитания детей, которая обусловлена современными тенденциями в развитии человека - всесторонне развитого и всесторонне подготовленного.

Успешное и полноценное развитие архитектурной среды для дошкольного образования тесно связано с возникновением новых методов обучения с полюбившихся занятий, апробированных в детских образовательных учреждениях. Анализ теоретического материала Рыжовой Н.А., Князевой О.Л., Маханевой М.Д., Стеркиной Р.Б. [2, 3] позволил выявить следующие блоки помещений для учебно-экспериментальной деятельности: физкультурно-оздоровительный, аудиовизуальный, информационный, эстетический и для социально-информационной деятельности (зал для семинаров (кабинет), комната для игр родителей с детьми, зона ожидания).

Физкультурно-оздоровительный блок может включать в свой состав следующие помещения: зал для физкультурных занятий, тренажерный зал, кабинеты оздоровительной направленности (массажный, физиотерапии, фитобар, лечебной физкультуры, сауну, бассейн), музыкальный зал. Характер организации и проведения занятий способствует формированию ячейково-зальной планировочной структуры, с установкой тесных связей зала с рядом сопровождающих помещений. В планировочном решении необходимо предусматривать такие варианты размещения, где залы будут примыкать друг к другу, и объединяться при необходимости.

Конфигурация зала для музыкальных занятий учитывает специфику проведения в нем как повседневных музыкальных занятий, так и кратковременных зрелищных мероприятий - театрализованных музыкальных постановок. В зале предусмотрена зона для активных занятий и зона с устрой-

ством посадочных мест для воспитанников. Места для родителей целесообразно размещать на втором ярусе - балконе, так, чтобы дети не могли видеть, что за ними наблюдают родители. Это обуславливается особенностями развития деткой психики (маленькие дети могут отказаться принимать участие в действиях, спектаклях из-за смущения, видя, что за ними наблюдают близкие им люди).

Аудиовизуальный блок может включать в себя следующие помещения: компьютерно-игровой зал с комнатой релаксации, помещение для просмотра мультипликационных фильмов, медиатека с интернетом. Активное внедрение в учебно-воспитательный процесс научно-технических средств предполагает включение аудиовизуальных средств: видеопроекторов, диапроекторов, использование медиано-сителей, компьютеров, специфические особенности которых определяют параметры помещений, их конфигурацию с целью удобной расстановки оборудования.

Рядом преимуществ обладает планировочное решение компьютерного класса круглой конфигурации, разработанного А.А. Грашиным. Круг в основании плана позволяет уйти от статичного визуального пространства интерьера, способствует созданию необычного решения учебного помещения, сохраняя удобство и комфорт при его использовании. При данной схеме размещения достигаются оптимальные условия для пользователей с хорошим показателем видимости экрана.

Особого внимания заслуживает помещение для просмотра мультипликационных фильмов, организация которого основывается на учете специфических особенностей размещения посадочных мест для детей, которые расположены в свободном виде с небольшим смещением, преимущественно в центральной зоне. Абстрагируя зону концентрации посадочных мест для детей, также получаем круг, что определяет «идеальную» форму конфигурации помещения.

Также, аудиовизуальный блок может включать: группу помещений медиатеки - информационного центра, состоящего из библиотеки, хранилищ, методкабинетов, лекционного зала. Функционально-планировочная структура должна обеспечивать возможностями по ряду чередующихся индивидуальных и групповых занятий с воспитанниками, проведением лекций и семинаров с родителями, что в итоге предопределяет необходимость планировочной организации со свободным планом.

Информационный блок в состав помещений может включать: группу небольших классов для проведения практических занятий и размещения выставочного материала, выполненного дошкольниками и воспитателями с целью демонстрации различных видов творчества, в том числе народного, а также истории развития культуры. В инфор-

мационный блок могут войти: кабинеты ручного труда, музеи, выставки (этнографический, музей говорящих вещей), центр краеведения, центр сенсорики) и др. Смена выставочных экспонатов, моделей и различных экспозиций предполагает постоянное изменение параметров помещений и определяет необходимость устройства гибкой планировочной структуры.

Группа помещений для творчества - эстетический блок предполагает включение следующего ряда помещений: изостудию, керамическую мастерскую, кабинет конструирования и т.п. Организация творческой деятельности, при которой сохраняется количественный состав группы, либо делится на две подгруппы, либо с проведением занятий другой направленности, нуждается в относительно стабильных помещениях. Эстетический блок целесообразно размещать рядом с выставочной зоной информационного блока.

Анализ функциональных групп помещений позволил определить возможность их совместимости с другими функциональными блоками. Например, физкультурно-оздоровительную группу помещений не рекомендуется размещать рядом с эстетическим и экологическим блоками помещений из-за учета соблюдения оптимального шумового режима. Не исключен вариант объединения эстетического, информационного и аудиовизуального блоков. В ходе исследования выявлено, что все группы помещений в той или иной степени обладают специфическими планировочными особенностями. Их объединение в группы дает возможность расширить спектр их функций, при необходимости получить более крупные помещения или изолировать некоторые из зон.

Предлагаемые группы помещений могут оказать положительное влияние на процесс обучения и воспитания детей, делая его насыщеннее и интереснее, а также способствуют легкой адаптации к новым формам обучения, делая образовательный процесс доступнее.

Список литературы:

1. Зайцева Л.А. Роль детского сада в воспитании и развитии детей. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02Л5/шl-detskogo-sada-v-vospitanii-i-razvitii-detey

2. Рыжева Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжева. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 192 с.: ил.

3. Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения / О.Л. Князева, М.Д. Маханева - М.: Линка-Пресс, 1998. - 72 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.