Научная статья на тему 'Функциональнопланировочная структура зданий для дошкольного образования'

Функциональнопланировочная структура зданий для дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2666
1034
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура детских образовательных учреждений / детский сад / планировочные решения

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ламехова Наталия Владимировна

Статья посвящена изучению современных тенденций архитектуры зданий для дошкольного образования, выявлению особенностей развития функционально-планировочных схем. В ходе анализа зарубежных примеров выявлены планировочные решения, отвечающие требованиям проведения различных форм занятий, что позволило рассмотреть возможность их адаптации в российскую проектную практику. Определены основные направления развития современного дошкольного образования в России, которые позволяют дать рекомендации по обновлению состава помещений, характеру формирования планировочной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональнопланировочная структура зданий для дошкольного образования»

УДК 72.01 ЛАМЕХОВА Н. В.

Функциональнопланировочная структура зданий для дошкольного образования_____________________________________

Статья посвящена изучению современных тенденций архитектуры зданий для дошкольного образования, выявлению особенностей развития функционально-планировочных схем. В ходе анализа зарубежных примеров выявлены планировочные решения, отвечающие требованиям проведения различных форм занятий, что позволило рассмотреть возможность их адаптации в российскую проектную практику. Определены основные направления развития современного дошкольного образования в России, которые позволяют дать рекомендации по обновлению состава помещений, характеру формирования планировочной структуры.

Ключевые слова: архитектура детских образовательных учреждений, детский сад, планировочные решения.

LAMEKHOVA N. V

FUNCTIONALLY-PLANIROVOCHNOJ STRUCTURE OF BUILDINGS FOR PRESCHOOL EDUCATION

Article is devoted studying of modern lines of architecture of buildings for preschool education, to revealing of features of development is functional-planirovochnyh schemes. During the analysis of foreign examples are revealed планировочные the decisions which are meeting the requirements of carrying out of various forms of employment that has allowed to consider possibility of their adaptation in the Russian design practice. The basic directions of development of modern preschool education in Russia which allow to make recommendations about updating of structure of premises, to character of formation планировочной structures are defined.

Keywords: architecture of children's educational institutions, kindergarten, planning decisions.

Ламехова

Наталия Владимировна

архитектор

ООО «Корпорация «Маяк» E-mail: lamekhova@mail.ru

Социальные изменения последних лет в России вызывают острую потребность в услугах дошкольного образования, о чем свидетельствует широкий спектр предложений коммерческих организаций, таких как школы развития, прогимназии, кружки и различные студии, спортивные секции для дошкольников и т. д. Рост количества педагогических методик и программ, интенсивное внедрение нетрадиционных форм проведения занятий, расширение спектра развивающих занятий и игр в детском саду способствуют необходимости проведения исследования для изучения специфических особенностей формирования структурной организации современной архитектурной среды для дошкольного образования. Целью исследования является определение

обновленного состава помещений, необходимого для проведения современного образовательного процесса, установка их логических функциональных связей между отдельными помещениями или их группами.

Возможности внутренней организации пространства детских образовательных учреждений (ДОУ) мало исследованы. В результате отсутствия современной научной информации о способах и особенностях формирования архитектурного пространства для дошкольного образования большинство архитектурных проектов характеризуется малой типологической вариативностью, однообразием и статичностью планировочных решений, копированием «готовых» традиционных планировочных узлов, внедрением архитектурных приемов прошлого

© Ламехова Н.В., 2011

53

столетия в проектную практику сегодняшнего дня.

Необходимость формирования качественно новых условий для пребывания детей в ДОУ в отечественной практике определена возросшей значимостью образования, информатизацией общества, более глубоким развитием международных отношений, где активное содружество предполагает включение России в единое образовательное пространство. Разработанные в последнее время законопроекты РФ

о дошкольном образовании «призваны обеспечить качество дошкольного и школьного образования на уровне международных стандартов и при этом сохранить национально-региональную специфику, отличающую российское образование от западного образования».

Изучение практического опыта по организации ДОУ в развитых зарубежных странах позволяет определить приоритеты в развитии архитектуры ДОУ, выявить характерные черты современной архитектурной среды и оценить возможность интеграции и способы адаптации некоторых планировочных решений в российские условия проектирования ДОУ.

Общий обзор объектов ДОУ составил изучение проблем формирования архитектурной среды для дошкольного образования в разных странах Европы, в США, Израиле, Японии и Китае, Южной Африке. Опыт зарубежного проектирования представлен широкой практической базой. В результате изучения объектов за рубежом выявлены следующие характерные черты формирования архитектуры зданий для дошкольного образования:

1. Типологический ряд характеризуется разнообразием видов и форм ДОУ. В разных странах встречаются разные типы ДОУ, работающие как на государственной основе, так и на коммерческой (частные), а также детские сады религиозных конфессий.

Сеть ДОУ США включает широкий ряд специализированных детских музеев и тематических центров, они классифицируются автором по следующим тематикам: приключенческие; культурные; экспериментальные (эмпирическое изучение свойств различных материалов: глины, воды, песка, гравия и т. д.); познавательные (музей Мирового океана для детей и др.); мультимедийные; обучающие (изучение правил дорожного движения, поведения на улице); спортивные (открытые, закрытые игровые площадки со специализированным оборудованием). В общественных местах могут быть организованы площадки

для детских игр (сюжетно-ролевой направленности, строительства, настольных игр, творчества и т. д.).

Общемировое развитие получили группы сюжетно-ролевой направленности для кратковременного присмотра за детьми в общественных зданиях, детские магазины с комнатами для игр и занятий. Количество разновидностей видов и форм ДОУ постоянно растет.

2. Здание ДОУ и прилегающая территория формируются комплексно, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности воспитанников. В этом случае существенен учет градостроительной ситуации и применение ряда архитектурных приемов и средств по оптимизации микроклиматических условий благоустройства участка и внутренней среды здания ДОУ для защиты от внешних неблагоприятных воздействий. Организация благоприятных микроклиматических условий территории участка осуществляется с учетом климатических особенностей региона места застройки. Компонентами внешней среды, участвующих в преобразовании климатических характеристик, выступают ландшафтные средства: формирование биозон вблизи объема здания; устройство искусственных препятствий (альпийских горок, небольших оврагов, группы насаждений и т. д.), регулирующих скорость смены воздушных потоков; устройство «зеленых крыш», которые в летнее время предотвращают перегрев помещений, а в зимнее - их переохлаждение.

3. Используются прогулочные участки разной конфигурации, трассировка пешеходных путей с развитой системой визуальных указателей, что дает возможность использования сюжетов разнообразных постановочных игр и в значительной степени оказывает влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его фантазии.

Средствами архитектурно-художественной выразительности выступают разнообразие форм, используемых в очертании площадок, виды покрытий и рельеф. Использование криволинейных, ломаных, дугообразных линий границ площадок наряду с прямыми участками эмоционально усиливает зоны визуальных полей, что позволяет достигать нестандартных интересных решений трассировки территории.

Использование разнообразных фактурных материалов для покрытий служит вспомогательным средством в художественной схеме организации прогулочной территории.

Искусственное создание элементов природных форм - горок, холмов для детских игр - способствует расшире-

нию возможностей использования природного потенциала территории.

4. Структура здания способствует проведению разнообразных форм занятий учебно-воспитательного процесса: вне зависимости от изменения количества и состава детских коллективов, размещения мебели, учебного оборудования.

5. Использование зон рекреационно-коммуникационного каркаса в учебно-воспитательных целях. Данный подход основывается на включении рекреаций в зону обучающих и развивающих игр. С этой целью происходит обработка функциональных узлов и отдельных архитектурных элементов, которые в той или иной степени обладают обучающим потенциалом:

• устройство лестничных маршей с возможностью размещения дополнительной зоны для сидения в виде укрупненных ступеней, зоны отдыха, проведения литературных кружков, тематических встреч, рассказов и сказок для небольшой группы детей;

• размещение санузлов и умывальников во входной зоне, в холле способствует развитию навыков личной гигиены, привычке к чистоте и порядку воспитанников;

• использование стен, усиленных перегородок в игровых целях для прыгания, лазания, устройства лабиринтов, подвесных элементов для кувыркания в значительной степени расширяет диапазон игровых средств архитектурного пространства.

6. Использование конструктивных узлов, нестандартных архитектурных решений для обеспечения благоприятных микроклиматических параметров внутренней среды здания обуславливает появление многообразных композиционных объемно-планировочных построений, способствует выработке нетипичных и оригинальных решений по стыковке конструктивных элементов. Также, с целью достижения оптимальных параметров микроклимата, используются солнцезащитные решетки, разнообразные светоотражающие материалы, способы «горизонтального» и «вертикального» озеленения: «живые» изгороди, террасы, грунтовые насыпи и т. д.

7. Использование разнообразных оконных проемов, отличающихся размерами, формой, конфигурацией, смелыми цветовыми решениями, вариантами расположения в плоскости стены. Неординарные формы и конфигурации окон придают зданию необычный вид. Цветом подчеркивается пластика оконного проема, выступающая в качестве зрительного ориентира.

Рисунок 1. Примеры планировочных решений зданий ДОУ (зарубежный опыт)

8. Широкое использование цветного, тонированного стекла в миграционных зонах (холлы, коридоры, лестничные клетки и т. д.) способствует улучшению эстетических качеств коммуникационно-рекреационного каркаса, оказывает корректирующее воздействие на формирование пространства, регулирует инсоляцию.

9. Обработка поверхности стен в поле тактильной доступности осуществляется за счет пространственного вы-

деления отдельных элементов частей в здании, например, устройство скамьи в нижней цокольной части, наличие выступов в виде разных геометрических фигур и лазов для детских игр, обработка стен путем использования разнофактурных материалов.

10. Активное применение архитектурно-художественного приема «плоскостной аппликации» и индексации фасадных элементов определяется включением в архитектур-

но-художественный облик здания ДОУ красочных элементов символического значения, например, использование в архитектурно-художественном решении фасада увеличенного детского рисунка, сказочного изображения, узнаваемых силуэтов животных и т. д.

Анализ современных объектов ДОУ за рубежом способствовал выявлению современных тенденций формирования зданий ДОУ. Был определен комплекс специфических направлений, способствующих росту информационного развивающего потенциала архитектурной среды для дошкольного образования. К тому же стоит отметить, что отличительными чертами современных подходов в архитектурном проектировании зданий ДОУ за рубежом являются: многообразие архитектурно-планировочных решений, высокие характеристики гигиенической и эстетической организации.

Ознакомление с особенностями формирования архитектурной среды для дошкольного образования за рубежом позволяет прийти к выводу о том, что решение большинства проблем, связанных с удобством и качеством предоставления современных образовательных услуг, зависит от особенностей функционально-планировочной организации, ее возможностей пространственно изменяться во времени, отвечать требованиям проведения разных форм занятий. В ходе анализа зарубежных проектов зданий ДОУ были выявлены следующие схемы планировочной организации, соответствующие требованиям времени и новым формам образовательного процесса (рисунок 1):

а) планировочная схема строится на основе объединения укрупненных модулей. Модули сформированы путем расположения вокруг разных функциональных зон (библиотекой, выставочной зоной, зимним садом и т. д.) ряда равнозначных учебных помещений (классов, групповых ячеек), что позволяет создать небольшое общее пространство в каждом модуле. Доступ к другим функциональным модулям осуществляется через короткие переходы. Функциональная самодостаточность каждого модуля способствует развитию доступа к разным видам услуг;

б) планировочная структура строится на основе выделенных секций. Секция включает пространство для занятий с равномерно рассредоточенным размещением небольших обслуживающих помещений (кладовые, санузлы). Обслуживающие помещения определяют возможности

удобного функционирования учебной зоны. Видоизменение площадей для приспособления и проведения занятий с разным количеством воспитанников, расстановкой оборудования осуществляется за счет трансформируемых перегородок, закрепляемых к небольшим стационарным островкам, - обслуживающим помещениям. Все планировочные изменения осуществляются в границах отведенной секции;

в) гибкость и мобильность планировочной структуры достигается за счет пространственных преобразований путем расширения учебных помещений на заранее резервированной площади. Данная планировочная структура, как правило, состоит из линейно расположенной группы помещений студий и кабинетов разной направленности. Изменение границ происходит путем присоединения участков к исходной форме за счет трансформируемых перегородок. Резервной зоной может выступать пространство игрового холла, рекреации, коридора. Естественное освещение осуществляется за счет ступенчатого построения блоков помещений и использования верхнебокового освещения;

г) планировочная структура представляет собой систему смежных, ие-рархично расположенных пространств, плотно примыкающих друг к другу. Порядок подчиненности осуществляется за счет присоединения к большому пространству ряда средних, далее -малых помещений. Таким образом, планировочная структура включает многообразный набор помещений различных размеров: для занятий с несколькими группами (до двух), с группой, подгруппой, для индивидуальных занятий. Данная планировочная структура обладает рядом преимуществ: плотно примыкающие помещения за счет трансформируемых перегородок и стен дают возможность увеличивать или уменьшать пространство, формировать новые возможности в использовании плавно перетекающих пространств. Границы помещений при такой планировочной организации могут быть самыми различными.

Приведенные планировочные схемы отвечают разным требованиям проведения учебно-воспитательного процесса, соответствуют физическим размерам воспитанника, восприятию им окружающего мира, что определяет их общую черту: возможность планировочной трансформации от первичного малого, камерного помещения до большого пространства, секции.

Приведенные примеры зарубежных планировочных схем позволяют

использовать выявленные приемы для выработки новых решений в отечественной практике проектирования и строительства ДОУ. Для этого определены перспективы развития дошкольного образования в России, отличительными чертами которого является всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка, которое может быть обеспечено только «комплексным воздействием на все стороны личности и ее активность».

Современные перемены в дошкольном образовании позволяют увидеть всю остроту насущных проблем, возникающих при попытке внедрения многообразных новых методик и программ, различных форм работы с детьми в условиях старой материальной базы, в зданиях, не отвечающих современным требованиям к педагогическому процессу. Изучение научных трудов педагогов-новато-ров: С. Л. Новоселовой, О. В. Козыревой, Н. Б. Кутьиной, Т. И. Бабаевой, Л. М. Маневцовой, М. Б. Зацепиной, Н. А. Рыжовой и других позволило выявить ряд новых необходимых функциональных зон:

• физкультурно-оздоровительную;

• аудиовизуальную;

• информационную;

• эстетическую.

Все выявленные функциональные блоки нуждаются в более глубоком изучении функционально-планировочных особенностей и выявлению возможностей претерпевать различные видоизменения в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями современного учебно-воспитательного процесса.

Выделенные функциональные блоки представляют группу помещений для учебно-экспериментальной деятельности, которая определена проведением кратковременных занятий, общих и поочередных, как с детьми в ДОУ повседневного использования (районного детского сада), так и с ребятами, приходящими из других учреждений (периодического и эпизодического использования). Наличие зоны для проведения учебно-экспериментальной деятельности в ДОУ связано с размещением в ней помещений общего поочередного пользования и обусловлено необходимостью проведения специализированных занятий, перечень которых не исчерпывается возможностями помещений в групповых ячейках.

Иллюстративный материал по составу и характеру функциональнопланировочной организации выявленных групп помещений представлен на рисунке 1.

Рисунок 2. Функционально-планировочные схемы основных групп помещений

Физкультурно-оздоровительный блок включает: зал для физкультурных занятий, тренажерный зал, кабинеты оздоровительной направленности (массажный, физиотерапии, фитобар, лечебной физкультуры, сауна, бассейн), музыкальный зал. Характер организации и проведения занятий способствует формированию ячейково-зальной планировочной структуры, с установкой тесных связей зала с рядом сопровождающих помещений. По нормативам (СаНПиН 2.4.1.266010 п. 4.16) во вновь проектируемых зданиях необходимо предусматривать два отдельных зала: для физических упражнений и музыкальных занятий. Специфика использования этих помещений заключается как в отдельном, так и совместном (объединенном) виде их эксплуатации. В планировочном решении необходимо предусматривать такие варианты размещения, где залы будут примыкать друг к другу и при необходимости - объединяться. Автором разработана функциональнопланировочная схема, основанная на изучении зарубежных аналогов.

Конфигурация зала для музыкальных занятий учитывает специфику проведения в нем как повседневных музыкальных занятий, так и зрелищных мероприятий - театрализованных музыкальных постановок. В зале предусмотрены зона для активных занятий и зона с устройством посадочных мест.

Группа помещений по проведению спортивных занятий нуждается в относительно стабильной планировочной структуре с возможностью претерпевать незначительные изменения по объединению примыкающих помещений с центральным пространством зала. Ряд помещений, примыкающих к спортивному залу, таких как тренажерный зал, гимнастический, хореографический, фитнес-зал, образует резерв площадей, который во время проведения соревнований или праздничных выступлений в спортивном зале предоставляет место для временной установки зрительных трибун.

Аудиовизуальный блок (компьютерно-игровой зал с комнатой релаксации, помещение для просмотра мультипликационных фильмов, медиатека с интернетом). Активное внедрение в учебно-воспитательный процесс научно-технических средств предполагает включение аудиовизуальных средств: видеопроекторов, диапроекторов, использование медианосителей, компьютеров, специфические особенности которых определяют параметры помещений, их конфигу-

рацию с целью удобной расстановки оборудования.

Прежняя прямоугольная нарезка помещений практически не позволяет достичь оптимальной расстановки компьютерного оборудования. Рядом преимуществ обладает планировочное решение компьютерного класса круглой конфигурации, разработанного А. А. Грашиным. Круг в основании плана позволяет уйти от статичного визуального пространства интерьера, способствует созданию необычного решения учебного помещения, сохраняя удобство и комфорт при его использовании. Естественный свет распределяется в помещении неравномерно, огибая плоскость изогнутой стены, экраны компьютеров размещены под небольшим углом к оконному проему - при данной схеме размещения достигаются оптимальные условия для пользователей с хорошим показателем видимости экрана.

Особого внимания заслуживает организация помещения для просмотра мультипликационных фильмов, которая основывается на учете специфических особенностей размещения посадочных мест для детей, которые расположены в свободном виде с некоторым смещением, преимущественно в центральной зоне. Вычленяя зону концентрации посадочных мест для детей, также получаем круг, что определяет «идеальную» форму конфигурации помещения. Стоит отметить, что для данного помещения существует требование отсутствия проникновения прямых солнечных лучей, что не исключает и даже регламентирует его размещение с затененной стороны здания.

Аудиовизуальный блок включает также группу помещений медиатеки -информационного центра, состоящего из библиотеки, хранилищ, методкаби-нетов, лекционного зала. Специфика назначения медиатеки предполагает возможность пользования материалами не только воспитанниками ДОУ, но и приходящими детьми из других ДОУ, их родителями. Поэтому функционально-планировочная структура должна обеспечивать возможность чередующихся индивидуальных и групповых занятий (с воспитанниками), проведения лекций и семинаров с родителями, что в итоге предопределяет необходимость планировочной организации со свободным планом.

Информационный блок включает группу помещений для проведения практических занятий и размещения выставочного материала, выполненного дошкольниками и воспитателями с целью демонстрации различных видов

творчества, в том числе народного, а также истории развития культуры. В информационный блок входят: кабинеты ручного труда, музеи, выставки (этнографический, музей говорящих вещей), центр краеведения, центр сенсорики) и др.

Смена выставочных экспонатов, моделей и различных экспозиций предполагает постоянное изменение параметров помещений и определяет необходимость устройства гибкой планировочной структуры (рисунок 2).

Группа помещений для творчества - эстетический блок включает следующий ряд помещений: изостудию, керамическую мастерскую, кабинет конструирования и т. д. Организация творческой деятельности, при которой либо сохраняется количественный состав группы, либо группа делится на две подгруппы, либо проводятся занятия другой направленности, - нуждается в относительно стабильных помещениях. Эстетический блок целесообразно размещать рядом с выставочной зоной информационного блока.

Функциональные особенности решения различных блоков позволили выявить характер планировочных структур каждой группы помещений, отличительными особенностями которых являются:

• изменение количества детей на занятиях (занятия с одним или двумя детьми, с подгруппой, с группой) способствует удовлетворению ряда требований по наличию помещений соответствующих размеров;

• наряду с фронтальным проведением занятий, появилась необходимость размещения учебного оборудования (столов и стульев) для активной, командной, индивидуальной и самостоятельной форм, а также занятий-соревнований, занятий взаимообучения. Новые потребности в организации детских коллективов способствуют формированию гибкой планировочной структуры с возможностью трансформации внутреннего пространства.

Анализ функциональных групп помещений позволил определить возможность их совместимости с другими функциональными блоками. Например, физкультурно-оздоровительную группу помещений не рекомендуется размещать рядом с эстетическим и экологическим блоками помещений из учета соблюдения оптимального шумового режима. Не исключен вариант объединения эстетического, информационного и аудиовизуального блоков. В ходе исследования выявлено, что все

группы помещений в той или иной степени обладают специфическими планировочными особенностями. Их объединение в группы дает возможность расширить спектр их функций, при необходимости получить более крупные помещения или изолировать некоторые из функциональных зон.

Развитие социальной функции в ДОУ повседневного использования, с целью оказания помощи и поддержки родителям детей, формирует новую форму координации и потенциального развития следующих подсистем: «организации досуга» (зрелищной, творческой и культурно-просветительской) и «обслуживания» (решение социальных вопросов, консультационная помощь родителям, проведение семинаров), рассчитанных на использование вечером и в выходные дни. Это определяет необходимость ряда помещений для обслуживания взрослого населения, которые могут входить в состав блока помещений общего поочередного пользования.

Для обслуживания взрослого населения необходимо включать следующие функциональные зоны и помещения:

• входная зона с раздевалкой, гардеробом;

• зал для семинаров (кабинет), под который может быть использована площадь интернет-зала при медиацентре;

• комната для игр родителей с детьми (до трех лет), зона ожидания, санузел - выделяется отдельно;

• зона в общем игровом зале, где происходит общение родителей с детьми, определяет необходимость наличия зоны ожидания для родителей в границах игрового зала. Характер деятельности определяет

тесную связь открытого пространства игрового зала с группой помещений общего поочередного использования.

Выработанные архитектурные приемы позволяют достичь качественных преобразований планировочной структуры, формируя новый каркас с учетом многофункционального и универсального его использования в современных условиях развития дошкольного образования.

Заключение

Необходимо отметить важность подобных аналитических исследований для разработки новых функционально-планировочных узлов, пересмотра стандартных типовых решений в пользу новых объемно-планировочных структур в условиях современного развития системы образования.

Сложившаяся в нашей стране система дошкольного воспитания имеет мировое признание, и дальнейший успех ее развития зависит от приведения в соответствие материально-пространственной базы детских дошкольных учреждений развивающейся образовательной системе. Новый подход в организации гибкой, мобильной функционально-планировочной структуры ДОУ повседневного использования (детского сада общего вида) обеспечивается применением перечисленных архитектурных приемов, позволяет проводить широкий спектр занятий, необходимых для внедрения современного образовательного процесса. Интеграция социальных функций в здание ДОУ ведет к росту уровня культурного обслуживания населения, повышая также и показатели экономической эффективности здания ДОУ в городской застройке.

Список использованной литературы

1 Canny Village. New project education and culture // Interio world magazine South Korea. 2006. P. 124-133.

2 Cradleboard Elementary. Интерьер музыкального зала. URL: http://

www.monolithic.com/stories/

cradleboard-elementary/photos.

3 Ganghwa Tidal Flat Centre. New project education and culture // Interio world magazine South Korea. 2006. P. 174-183.

4 Lotte Samkang Field Tour Centre. New project education and culture // Interio world magazine South Korea. 2006. P. 148-157.

5 Грашин А. А. Дизайн детской предметной развивающей среды. М., 2008.

6 Майер А. А. Социально-педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы // Социальная работа в Сибири : сб. науч. тр. Кемерово, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Микляева Н. В. Современные системы дошкольного образования за рубежом. Лекционный курс : учеб. пособие для студ. высш. учеб. пед. заведений. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.