Научная статья на тему 'Объемно-пространственные и функционально-планировочные аспекты формирования сети ДОУ 60-80-х годов 20 века'

Объемно-пространственные и функционально-планировочные аспекты формирования сети ДОУ 60-80-х годов 20 века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ / СТРУКТУРА / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ARCHITECTURAL SPACE / ASPECTS OF THE FORMATION / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотник С. В.

В статье рассмотрены аспекты формирования архитектуры зданий дошкольных образовательных учреждений, построенных в 60-80-е года 20 века. Основная часть существующих детских садов была построена в тот период времени и отвечала потребительскому спросу. Сегодня условия современного образа жизни и требования к архитектурному пространству дошкольных учреждений изменились. Сложившаяся структура детских садов не соответствует новым видам деятельности современного общества. Выявление основных аспектов организации зданий детских дошкольных учреждений поможет решить ряд практических проблем архитектурной среды дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE-DIMENSIONAL AND FUNCTIONAL ASPECTS OF FORMATION OF PRESCHOOL BUILDINGS IN 60-80S OF THE 20TH CENTURY

The article considers aspects of the formation of preschool educational institutions, built in 60-80 years of the 20th century. The main part of the existing kindergarten buildings was built at that time corresponded with consumer demand. Today conditions of modern lifestyle and requirements of architectural preschool spaces changed. The current structure of kindergartens do not meet the new activities of modern society. Identification of key aspects of the organization of kindergarten buildings will help to solve some practical problems of the architectural environment of preschool education.

Текст научной работы на тему «Объемно-пространственные и функционально-планировочные аспекты формирования сети ДОУ 60-80-х годов 20 века»

Современное общество - это общество, живущее в условиях глобальных изменений, развитие которого зависит от индивидуальных усилий каждого отдельного человека, от тех возможностей и способностей, которые ему присущи. Глобализация общественных и воспитательных процессов требует стимулирования активности личности подростка, указывает на необходимость подготовки его к дальнейшему существованию, выдвигает новые цели и задачи перед системой образования. Современный подросток переживает серьезные трудности, которые в значительной степени обусловлены образовательным и воспитательным кризисом нынешнего общества. Эти трудности негативно сказываются на внутреннем состоянии индивида, вызывают устойчивые личностные переживания. Интеллектуальный потенциал личности подростка и условия для интенсивного приобретения им знаний являются важнейшими целями образовательной политики всего мирового сообщества. На этом фоне наблюдается повышенный интерес к формированию потребности в самоауктуализации у детей подросткового возраста средствами современной школы.

Самоактуализация понимается как стремление к самореализации, а именно желание актуализировать то, что является потенциально возможным. Данная тенденция может быть охарактеризована как стремление стать больше того, чем на данный период времени является человек, расширить свои возможности, реализовать свои способности [1].

Самоактуализация представляет собой часть гуманистического подхода к изучению личности. Гуманистическая психология -одно из нескольких направлений, используемых в психологии для изучения, понимания и оценки качеств личности. Существуют две категории, требующие постоянного и пристального рассмотрения: познавательные способности и эстетические потребности. Поскольку личность определяется как несокрушимая характеристика индивидуального начала, совокупность свойств, присущих человеку и составляющих его индивидуальность, то предполагается постоянное изменение и развитие личностных характеристик.

Потребность в самоактуализации личности затрагивает многие аспекты школьной жизни. Теоретический анализ литературы показал, что при изучении феномена самоактуализации имеются определенные объективные закономерности, определяющие ее структуру и налагающие ограничения на возможности ее реализации на разных этапах обучения. Поэтому важно так построить обучение, чтобы учащиеся овладевали умением пользоваться своими знаниями в практической жизни. Сущность формирования потребности в самоактуализации заключается в том, что процесс саморазвития происходит благодаря привлечению подростков к деятельности, поскольку ребенок не может познать свои возможности вне практического применения. В данной ситуации можно говорить о познавательном компоненте содержания школьной программы и учебно-методического комплекса в целом.

Система современного школьного образования должна быть направлена на:

1) личностный рост ребенка;

2) помощь в совершенствовании и развитии в выбранном виде деятельности;

3) индивидуализированность и вариативность программ;

4) избирательную направленность в получении образования;

5) повышение функциональной грамотности.

Процесс и результат развития потребности в самоактуализации ребенка в период подросткового возраста опираются на психолого-педагогический потенциал существующего образовательного уклада, в котором реализуются образовательные функции в форме особых интеллектуальных и предметно-выборочных педагогических усилий. Потребность в самоактуализации стимулирует личность к постоянному поиску и развитию. Человек всегда действует в соответствии со своими способностями, стремится удовлетворить внутренний дефицит потребностей и стремлений [2]. Самоактуализирующиеся людям свойственно быть:

1) проблемно-ориентированными;

2) включеными в постоянную обновляемость жизненной траектории;

3) заботится о личностном росте в целом;

4) способными иметь пиковые переживания.

Проблема повышения качества школьного образования сегодня является очень острой и нуждается в пристальном рассмотрении. Одним из ключевых моментов, требующих особого внимания становится отсутствие или недостаточная развитость потребности в самоактуализации у детей подросткового возраста. Бесспорно, потребность в самоактуализации способствует личностному развитию подростков, расширению и углублению индивидуальных знаний и формированию у них профессионально значимых качеств. Следовательно, от умения школьника планировать и организовывать свое самостоятельное развитие зависит не только успешность его учебной деятельности в школе, но и интенсивность профессионального роста в будущем.

Литература

1. Маслоу А. Мотивация и личность 3-е изд. / Пер. с англ. - СПб: Питер, 2008. - 352 с.

2. Психология подростка. Полное руководство / Под общей редакцией А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 504 с.

References

1. Maslou A. Motivaciya i lichnost' 3-e izd. / Per. s angl. - SPb: Piter, 2008. - 352 s.

2. Psixologiya podrostka. Polnoe rukovodstvo / Pod obshhej redakciej A.A. Reana. - SPb.: Prajm-EVROZNAK, 2008. - 504 s.

АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE

Золотник С. В.

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

СЕТИ ДОУ 60-80-Х ГОДОВ 20 ВЕКА

Аннотация

В статье рассмотрены аспекты формирования архитектуры зданий дошкольных образовательных учреждений, построенных в 60-80-е года 20 века. Основная часть существующих детских садов была построена в тот период времени и отвечала потребительскому спросу. Сегодня условия современного образа жизни и требования к архитектурному пространству дошкольных учреждений изменились. Сложившаяся структура детских садов не соответствует новым видам деятельности современного общества. Выявление основных аспектов организации зданий детских дошкольных учреждений поможет решить ряд практических проблем архитектурной среды дошкольного образования.

Ключевые слова: Дошкольные образовательные учреждения, архитектурное пространство, аспекты формирования, структура.

Zolotnik S. V.

Post-graduate student, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering THREE-DIMENSIONAL AND FUNCTIONAL ASPECTS OF FORMATION OF PRESCHOOL BUILDINGS IN 60-80S OF

THE 20TH CENTURY

Abstract

The article considers aspects of the formation of preschool educational institutions, built in 60-80 years of the 20th century. The main part of the existing kindergarten buildings was built at that time corresponded with consumer demand. Today conditions of modern lifestyle and requirements of architectural preschool spaces changed. The current structure of kindergartens do not meet the new activities of modern

48

society. Identification of key aspects of the organization of kindergarten buildings will help to solve some practical problems of the architectural environment of preschool education.

Keywords: Preschool educational institutions, architectural space, aspects of the formation, structure.

Сегодня большинство детских садов в Санкт-Петербурге располагаются в зданиях, построенных по типовым проектам советского периода 60-80х годов. За последние десять лет система российских дошкольных учреждений изменилась. В начале 2000х годов появилась нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ), вызванная увеличением рождаемости и утратой значительного числа зданий ДОУ, которые были закрыты либо перепрофилированы в период предшествующего демографического спада. Несмотря на то, что тенденции развития общества, культуры и образования меняются, здания детских садов продолжают проектироваться и реконструироваться в условиях старой парадигмы. Реконструкция и капитальный ремонт существующего фонда зданий ДОУ производится без учета современной социальной ситуации с упущением особенностей активности населения и специфики проведения образовательного процесса. В связи с этой проблемой приобретает актуальность анализ сложившейся типологии детских садов и выявление основных аспектов формирования сети дошкольных учреждений.

В истории развития типологии зданий ДОУ можно выделить три основных этапа строительства: первый (1946-1961 гг.); второй (1961-1970 гг.); третий (1971-1980 гг.) Основная часть фонда зданий детских садов проектировалась в период 60-80-х годов 20 века (2 и 3 этапы). В тот период времени существовало разделение на: детский сад общего типа, коррекционного и комбинированного вида. Детские сады общего типа делились на: детские ясли, детские сады и десткие ясли-сады (рис. 1).

Вид детского сада общего типа Кол-во групп Кол-во мест в группах

Детские ясли 4 и 6 80 и 120

Детские сады 4 и 6 100 и 150

Детские ясли-сады 2, 4, 6, 8 и 12 50, 90, 140, 185 и 280

Рис. 1. Детские сады общего типа

Для всех детских садов было характерно функциональное деление на: групповые, обслуживающие, административные, медицинские и общепедагогические блоки (рис 2а). В номенклатуру помещений входили: спальня-игровая, раздевальная, туалетная, буфетная, зал для муз. и гимнастических занятий и социально-бытовые помещения. Основные блоки сохранили свою актуальность, но в отличии от ограниченной номенклатуры состава помещений в 60-80-е года их ассортимент значительно

расширился

(рис.

2б).

а)

б)

Кабинет заведующего Педагогический кабинет

ч_________

Спальняигровая Спальная-веранда Раздевальная Туалетная Буфетная Игровая-прогулочная .площадка

Функциональные блоки ДОУ (60-80 гг)

Медпункт-

изолятор

Кабинет ' заведующего (директора), заместителей зеведующего, Кабинет бухгалтера Педагогический кабинет

[Функциональные блоки] ДОУ (современный этап]

Зал для музыкальных и гимнастических занятий

Спальняигровая Спальная-веранда Раздевальная Туалетная Буфетная Игровая площадка Прогулочная площадка Зимний сад Зооуголок Спортивная 1длощадка >

Кабинет психолога, логопеда, стоматолога, дефектолога Процедурный кабинет Изолятор

Методический Библиотека,

кабинет Планетарий

Зал для муз., Кабинет ин. яз.

гимн. Изостудия

занятий Кабинет для

Хореографы- организации

ческий зал кружковой

Физиокабинет работы

Зал ЛФК, Каб. массажа и

Бассеин гидромассажа

Комп. класс Классы М.

Театральная Монтессори,

студия Столярная Ф. Фребеля

мастерская

Рис. 2 - Функциональные блоки дошкольных образовательных учреждений

Из-за условий современного образа жизни потребительский спрос изменился, что повлияло на виды детских садов и состав их помещений. Это обстоятельство определяет большое разнообразие видов детских садов и предоставляемых ими услуг. Сегодня функционирует более 19 видов ДОУ (государственных, частных, а так же вариативных форм дошкольного образования), включающих обширный спектр услуг. Современные виды услуг требуют новых помещений для занятий. Внедрение новых видов деятельности в сложившуюся структуру детских учреждений порождает конфликт.

По расположению детских садов в градостроительной структуре спальных районов было выделено три типа территориального зонирования:

1. зона комплексной застройки (60-80-х года);

2. зона комбинированной застройки (60-80-е года с внедрением современных зданий);

3. зона новой застройки (освоение резервных территорий).

Проведя анализ основных объемно-пространственных схем ДОУ 60-80-х годов были выявлены основные принципы формирования ДОУ. Дошкольные учреждения делятся на сады галерейного и централизованного типа. Коммуникационным каркасом во всех типах ДОУ является коридор. Групповой блок- основной функционально-планировочного элемент, в котором объединены все помещения, необходимые для одной группы. Выявлен состав необходимых функциональных зон: входную зону с

49

раздевалкой, учебно-воспитательную зону с разнообразием тематических классов (для рисования, ручного труда, комнату отдыха, библиотеку, спортивный уголок и т.д.), рекреационную зону (прогулочный участок), зону общего пользования (музыкальный, спортивный залы).

Сегодня дошкольные учреждения и комбинаты функционируют в уже существующих зданиях, построенных по типовым проектам советского периода, которые соответствуют функциональному назначению. В связи с переменами, произошедшими в образовании и в образе жизни людей, проекты данного вида зданий нуждаются в современном переосмыслении на трех уровнях: архитектурно-градостроительном, объемно-пространственном и функционально-планировочном.

Результаты исследования показывают, что при обобщении данных о номенклатуре помещений, некоторые ДОУ не имеют необходимого состава, а площади и конфигурация комнат для занятий зачастую исключают возможность внедрения и проведения различных форм занятий.

Определено наличие устойчивых элементов зданий ДОУ, соответствующих основным видам деятельности: пространство для активной деятельности и совместных игр - музыкальный и спортивный залы; индивидуальные пространства - групповые ячейки; прогулочный участок. Расширение форм дошкольного образования провоцирует изменение сложившейся структуры. Определена необходимость планировочных преобразований блоков ДОУ.

В связи с актуальностью рассматриваемых вопросов приобретает особое значение поиск возможных решений по планированию архитектурной среды для дошкольного образования: реконструкция существующего фонда; разработка нового типового проекта или нового типа здания для детей; формирование новой модели ДОУ.

Литература

1. Змеул С.Г. Детские сады и ясли: вопросы проектирования / С. Г. Змеул, Л. Т. Вихрова. - М: Стройиздат, 1957. - 131с: ил.

2. Блохина Н. Б. Детские дошкольные учреждения / Н. Б. Блохина, Л. Т. Вихрова, Г. М. Давыдова. - М.: Стройиздат, 1974. - 192 с : ил.

3. Рыжева H.A. Развивающая среда дошкольных учреждений / H.A. Рыжева. М.: Линка-Пресс, 2003. - 192 с.

4. Козлова И.В. Организация пространства для детей - одна из задач архитектуры / И.В. Козлова // Прил. к науч.-технич. журналу Строительные Материалы. - No 7, 2006. - С. 1-3.

References

1. Zmeul S.G. Detskie sady i jasli: voprosy proektirovanija / S. G. Zmeul, L. T. Vihrova. - M: Strojizdat, 1957. - 131s: il.

2. Blohina N. B. Detskie doshkol'nye uchrezhdenija / N. B. Blohina, L. T. Vihrova, G. M. Davydova. - M.: Strojizdat, 1974. - 192 s : il.

3. Ryzheva H.A. Razvivajushhaja sreda doshkol'nyh uchrezhdenij / H.A. Ryzheva. M.: Linka-Press, 2003. - 192 s.

4. Kozlova I.V. Organizacija prostranstva dlja detej - odna iz zadach arhitektury / I.V. Kozlova // Pril. k nauch.-tehnich. zhurnalu Stroitel'nye Materialy. - No 7, 2006. - S. 1-3.

Рябинов П.А.1, Осокина В.А.2

'Студент института строительства и архитектуры; 2научный руководитель - доцент, Поволжский государственный

технологический университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ АРХИТЕКТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные факторы, оказывающие отрицательное влияние архитектуры на человека. Цель работы - стремление изучить закономерности влияния внешнего облика архитектурных построек на человека и применить эти знания при решении вопросов, связанных с проектированием зданий и сооружений.

Ключевые слова: архитектура, влияние, человек.

Riabinov PA.1, Osokina VA.2

'Student of Institute of civil engeneering; Scientific supervisor - associate Professor, Volga State University of Technology

Abstract

This article is about main factors that have a negative impact of architecture to human. The purpose of the work is the desire to explore the patterns of influence appearance architectural buildings on people and use this knowledges at the issues related to the design of buildings and structures.

Keywords: architecture, influence, human.

Сегодня мы становимся свидетелями того, насколько быстро видоизменяется окружающая нас среда. Потребность в крупных офисных и многоэтажных жилых зданиях приводит к интенсивному строительству - уплотнению городской застройки. Таким образом, взаимосвязь архитектурного окружения и человека становится более тесной и сложной.

В архитектурной науке существует область, занимающаяся исследованием влияния архитектуры на человека, которая включает в себя семиотику, эниологию и видеоэкологию. Исследования данных наук позволяют нам восполнить недостаток знаний, позволяющий оценить влияние окружающей архитектуры на человека и нейтрализовать отрицательное воздействие случайных архитектурных решений, а также понять: как и с помощью чего мы можем улучшить жизнедеятельность человека, используя архитектурные приемы.

Факторы влияния:

1. Упрощение формы и средств. В современном мире, мире глобализации, люди стали придавать гораздо меньшее значение красоте формы. Чем проще форма - тем меньше денег потратишь. Отсюда и прямолинейность, оказывающая неприятное воздействие для глаз. В естественной природе практически не существует прямых линий, отчего на нее так приятно смотреть. "... Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины" — писал в своих мемуарах Оскар Нимейер - выдающийся архитектор Бразилии; таков был его подход к проектированию, благодаря которому все его проекты не только поражают, но и восхищают нас и по сей день. Упрощение стредств, затрачиваемых для достижения определенной цели, приводит не только к отстранению от архитектуры, как творческого начала, но и вымиранию архитектуры как искусства в целом.

2. Отсутствие деталей - монотонность городских подстроек. Индустриальные методы строительства приводят к избытку больших плоскостей в архитектуре. Большие монотонные стены, сплошной стеклянные фасад, жилые многоэтажки, не отличающиеся одна от другой - все это несет подавляющее воздействие на человека. Отсутствие зрительных деталей или количественный их недостаток включают в себя гомогенные визуальные поля. В городских условиях гомогенные визуальные поля образуются торцами зданий, заборами, крышами, асфальтовыми дорогами. Гомогенизация городской среды связана с применением панелей и стекла большого размера, ДСП, пленок, линолеума, фанеры, пластика В таком окружении глаз не может полноценно работать, так как в такой среде глазу не за что зацепиться, что неизбежно ведет к ощущению дискомфорта.

Особое значение имеет также и цветовое оформление фасадов зданий, ведь каждый цвет вызывает у человека цепь ассоциаций, которые влияют не только на его психологическое и эмоциональное состояние, но и на физиологическое.

3. Синтаксический подход при обучении в вузах. Синтаксический подход к архитектурной форме в целом и к архитектурной

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.