Научная статья на тему 'Влияние современных мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста'

Влияние современных мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
570
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ / ЖЕСТОКОСТЬ / ВЛИЯНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВОЗРАСТНАЯ СЕНСИТИВНОСТЬ / MODERN CARTOON / CRUELTY / INFLUENCE / AGGRESSIVENESS / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / AGE SENSITIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никулова Ирина Сергеевна, Шишкина Ксения Игоревна

Статья посвящена результатам исследования влияния современных мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста. Проблема обусловлена увеличением количества современных мультипликаций, содержащих элементы агрессии, насилия и жестокости, и находящихся при этом в свободном доступе для просмотра, и при этом повышенной возрастной сенситивностью младших школьников и неумением адекватно оценивать подобные мультфильмы. В качестве научных методов исследования были использованы тестирование и анкетирование. Получены данные об уровне агрессивности детей, их предпочтениях при выборе мультфильмов и количестве времени, проводимого за их просмотром. В результате исследований были сделан вывод, что сегодня современные мультфильмы могут рассматриваться как один из факторов, способствующих развитию агрессивности у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of modern cartoons on the development of aggressiveness in children of primary school age

In children of primary school age The article is devoted to the results of the research of the influence of modern cartoons on the development of aggressiveness in children of primary school age. The problem is caused by an increase in the number of modern cartoons containing elements of aggression, violence and cruelty, and are thus freely available for viewing, and at the same time increased age sensitivity of younger students and the inability to adequately assess such cartoons. Testing and questioning were used as scientific research methods. The data on the level of aggressiveness of children, their preferences when choosing cartoons and the amount of time spent watching them. The research concluded that today modern cartoons can be considered as one of the factors contributing to the development of aggressiveness in children of primary school age.

Текст научной работы на тему «Влияние современных мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста»

7. Doris J.M. Lack of character: Personality and moral beh behavior. New York: Cambridge. University Press, 2002. 272 p.

8. Monin А., Jordan H. The Dynamic Moral Self: а Social Psychological Perspective. Cambridge University Press, 2010. no. 5, pp. 4-26.

9. Lakoff G. Moral Politics: How Liberals and Conservatives Think. Chicago: Chicago Press, 2002.

10. Kuznecov E.V. Identichnost' sovremennogo sub"ekta: postanovka problemy [Identity of the modern subject: statement of the problem]. VestnikMGOU [BulletinMGOU], 2009, no. 4-5, pp. 42-46.

11. Avduevskaya E.P. Vverh po lestnice, vedushchej vniz. Osobennosti socializacii v nestabil'nom obshchestve [Up the stairs leading down. Features of socialization in an unstable society]. Magisterskaya [Master's], 1992, no. 3, pp. 33-45.

12. Kolpakova M.YU. Osnovnye sovremennye podhody v psihologii moral'nogo razvitiya [The main modern approaches in the psychology of moral development]. VestnikPSTGU [Bulletin PSTGU], 2016, no. 4, pp. 91-102.

13. El'konin D.B. Psihologiya igry [Game psychology]. Moscow: Vlados, 1999. 360 p.

14. Rezor G.L. Rolevye igry dlya novichkov [Elektronnyj resurs] [Role-playing games for beginners]. Rolevye igry v Bela-rusi [Role-playing games in Belarus]. Minsk, 2007. URL: http://rpg.by/index.php?showtopic=8861 (Accessed 20.01.2018).

15. Levikova S.I. Fenomen molodezhnoj subkul'tury. Social'no-filosofskij aspect. Diss. d-ra filosof. nauk [Phenomenon of youth subculture. Social and philosophical aspect. Dr. Sci. (Philosophy) diss.]. Moscow, 2002. 358 p.

16. Kardapol'ceva A.A. Eskapizm kak slozhnoe psihologicheskoe yavlenie v zhizni obshchestva i lichnosti. Lichnost' v mezhkul'turnom prostranstve [Escapism as a complex psychological phenomenon in the life of society and the individual. Intercultural personality]. Moscow: RUDN, 2012, pp. 34-55.

17. Pisarevskaya D.B. Fenomen subkul'tury rolevyh igr v sovremennom obshchestve. Diss. kand. istor. nauk [The phenomenon of the subculture of role-playing games in modern society. Ph. D. (History) diss.]. Moscow, 2009. 263 p.

18. Vsevolodskij-Grengross V.N. Igry narodov SSSR [Games of the peoples of the USSR]. Moscow: Akademiya, 1933. 563 p.

19. Savchenko T.N., Teslavskaya T.N. Rolevoe soobshchestvo v sovremennoj Rossii [Role community in modern Russia]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 2017, no. 11, pp. 140-146.

20. Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Progress, 1996. 15 p.

21. Lysyuk L.G. Moral'noe samosoznanie v yunosheskom vozraste: opasnosti i vozmozhnosti razvitiya [Moral identity in adolescence: dangers and opportunities for development]. Vesn. Bresc. un-ta. Ser. gumanit. igramad. navuk, 2009, no. 3, pp. 69-75.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.С. Зубарева, аспирант кафедры психологии, УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь, e-mail: natazuna@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4984-2706.

В.А. Константинова, студент кафедры психологии, УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.S. Zubareva, Graduate student of the Department of Psychology, Brest State University A.S. Pushkin, Brest, Republic of Belarus, e-mail: natazuna@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4984-2706.

V.A. Konstantinova, Undergraduate student of the Department of Psychology, Brest State University A.S. Pushkin, Brest, Republic of Belarus.

УДК 316.6

Ирина Сергеевна Никулова

г. Челябинск Ксения Игоревна Шишкина

г. Челябинск

Влияние современных мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена результатам исследования влияния современных мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста. Проблема обусловлена увеличением количества современных мультипликаций, содержащих элементы агрессии, насилия и жестокости, и находящихся при этом в свободном доступе для просмотра, и при этом повышенной возрастной сенситивностью младших школьников и неумением адекватно оценивать подобные мультфильмы. В качестве научных методов исследования были использованы тестирование и анкетирование. Получены данные об уровне агрессивности детей, их предпочтениях при выборе мультфильмов и количестве времени, проводимого за их просмотром. В результате исследований были сделан вывод, что сегодня современные мультфильмы могут рассматриваться как один из факторов, способствующих развитию агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: современный мультфильм, жестокость, влияние, агрессивность, младший школьник, возрастная сенситивность.

Irina Sergeevna Nikulova

Chelyabinsk Kseniya Igorevna Shishkina

Chelyabinsk

The influence of modern cartoons on the development of aggressiveness in children of primary school age

The article is devoted to the results of the research of the influence of modern cartoons on the development of aggressiveness in children of primary school age. The problem is caused by an increase in the number of modern cartoons containing elements of aggression, violence and cruelty, and are thus freely available for viewing, and at the same time increased age sensitivity of younger students and the inability to adequately assess such cartoons. Testing and questioning were used as scientific research methods. The data on the level of aggressiveness of children, their preferences when choosing cartoons and the amount of time spent watching them. The research concluded that today modern cartoons can be considered as one of the factors contributing to the development of aggressiveness in children of primary school age.

Keywords: modern cartoon, cruelty, influence, aggressiveness, Junior high school student, age sensitivity.

Младший школьный возраст - период значительных изменений, происходящих в психике ребенка, в числе которых важнейшим является переход к осознанному и произвольному поведению. Ребенок на данном возрастном этапе учится ставить цели в своей деятельности и следовать им, учится управлять своими эмоциями и самостоятельно принимать решения. Поэтому в это время крайне важно показывать детям правильные примеры поведения, постановки целей, стараться создавать среду факторов, положительно влияющих на процесс закладывания психологических основ.

Однако в современном мире телекоммуникаций контролировать подобный процесс становится все сложнее. В настоящее время во многих странах уже обсуждается актуальная проблема воздействия экрана на психическое развитие и личность ребенка. Сегодня время, которое младшие школьники проводят за просмотром телевизора, в частности мультфильмов, достигает 20%-40% от всего свободного времени ребенка и составляет около 25 часов в неделю, что превышает время общения со взрослыми и сверстниками. Под мультфильмом понимается вид киноискусства, произведения которого создаются путем съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов [7].

Наряду с увеличением количества времени просмотра мультфильмов критически изменилось и их содержание. В настоящее время на телевидении и в сети Интернет широко распространена ме-диатека разнообразных «некачественных» зарубежных и отечественных мультфильмов, содержащих сцены неадекватного поведения, насилия, драк. Современный мультфильм основывается не на красоте, в основном мы видим сюжеты уродства персонажей, монстров, троллей и так далее. Детям внушаются идеи агрессивности, жестокости, глупости, вульгарности, распущенности и многое другое [9;10;11]. Современное мультипликационное кино отличается динамичностью изображений, незапоминающимся аудиорядом, легкостью и раз-

влекательностью сюжета, «супер» героями, примитивными характерами персонажей и т.д. Из положительных воспитательных моментов необходимо отметить умение героев дружить, проявлять любовь к ближним; представление таких качеств, как самостоятельность, хозяйственность; яркие примеры терпимости, важности обретения друга; обозначение ценности семьи, любви к родителям и детям. Однако среди главных недостатков можно назвать переизбыток агрессии, насилия; почти абсолютная безнаказанность; наделение женщин мужскими чертами характера и наоборот; использование ярких красок и др. [1;4].

В младшем школьном возрасте ценностные установки ребенка еще недостаточно сформированы для адекватной оценки происходящего в мультфильмах [3]. Вследствие этого некачественная мультимедийная продукция, содержащая элементы насилия, жестокости, агрессии, может отрицательно повлиять на детей и даже в некоторых случаях привести к психическим расстройствам.

Агрессивность определяется как устойчивая черта личности, характеризующаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом [6]. Агрессивность - компонент нормального поведения, позволяющий отстаивать личностные интересы и проявлять социальную активность [13]. Поэтому все отклонения уровня агрессивности приводят к негативным последствиям: слабая выраженность приводит к податливости и неспособности занять активную жизненную позицию; чрезмерная - превращает личность в конфликтную, не способную на социальную кооперацию. Механизмы возникновения агрессивности запускаются еще в ранний период развития ребенка, однако именно младший школьный возраст является основным периодом развития и закрепления агрессивного поведения [5;8;12]. Поэтому можно сказать, что вопрос влияния современных мультфильмов на

развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста крайне актуален.

Огромный вклад в изучении проблемы внес американский ученый Леонард Берковиц, выделивший факторы формирования агрессивности при регулярной демонстрации насилия в масс-медиа: если демонстрируемое принимается как проявление агрессивности и агрессии; осуществляется идентификация с героем-агрессором; происходит отождествление себя как объекта агрессии с жертвой, изображаемой в фильме, передачи или ток-шоу и др. [2]. Среди отечественных исследователей проблема влияния мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста была отражена в работах С.Н. Ениколопова, Г.П. Лаврентьевой, И.М. Медведевой А.А. Озери-ной, Т.М. Титаренко, Е.С. Яроповец и др.

Однако все же необходимо отметить, что анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что вопрос о влиянии мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста изучен не полностью, многие моменты находятся на стадии осмысления. При этом анализ практики показывает тенденцию, что современная мультмедиатека, в большинстве случаев некачественная, все активнее входит в жизнь младших школьников, которые идеализируют ее героев и все чаще проявляют повышенную агрессивность во взаимодействии со сверстниками, с учителями и родителями.

Целью исследования стало изучение влияние современных мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста для разработки рекомендаций для родителей по профилактике влияния современных мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста.

В исследовании были использованы следующие методы: проективная (графическая) методика «Кактус» М.А. Панфиловой, тестирование (опросник «Агрессивность» Л.Г. Почебут) и анкетирование.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы г. Челябинска. В исследовании принимали участие ученики первых классов в возрасте 7-8 лет, в количестве 48 человек - 22 девочки, 26 мальчиков.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводилось определение уровня агрессивности младших школьников; на втором этапе -анкетирование среди учеников начальной школы и их родителей. На третьем этапе осуществлялся анализ результатов, формулирование выводов и разработка рекомендаций для родителей.

По результатам определения уровня агрессивности у учащихся первых классов с использованием опросника Л.Г. Почебут было выявлено, что у 45,8% учащихся средний уровень агрессивности, у 37,5% -низкий уровень, у 28% - высокий уровень.

При это нам удалось дифференцировать виды проявляемого агрессивного поведения. Было явлено, что среди младших школьников лидирует вербальное агрессивное поведение - 41,4%, проявляющееся в использовании слов-оскорблений, повышенной интонации, выражении словесного недовольства и др.; менее выражены эмоциональное агрессивное поведение - 25,6%, сопровождаемое эмоциональным отчуждением от другого человека, недоброжелательностью, и физическое агрессивное поведение с применением физической силы - 15,3%, самоагрессия -нахождение в несогласии с миром и собой - проявляется у 9,5%, а предметное агрессивное поведение -у 8,2%, выражающееся в проявлении агрессивности на окружающих предметах.

По результатам диагностики с использованием проективной методики «Кактус» было выявлено, что агрессивность выражена у 61,1% учащихся первых классов. Эти данные включают в себя разную степень выраженности агрессивности (высокая, средняя, низкая), а также агрессивность как способ самозащиты от окружающей среды, необходимой для сохранения целостности личности.

Наряду с агрессивностью высокой степенью выраженности отличается такое качество, как оптимизм, проявляемое у 48,3% учеников, и интро-вертированность - у 59,75%.

В ходе анкетирования учащихся первых классов была определено количество времени, уделяемое на просмотр мультфильмов, частота просмотра, и предпочтения в выборе младших школьников.

Было выявлено, что 39,6% младших школьников часто смотрят мультфильмы, 31,3% проводят время за просмотром мультфильмов очень часто, 20,8% иногда уделяют время этому занятию, 8,3% делают это редко. При этом необходимо ответить, что большая часть учащихся первых классов - 42,2% - смотрят мультфильмы 2 и более часов в день.

Также с помощью анкетирования было выявлено, что самыми предпочитаемыми среди учащихся первых классов являются мультфильмы про злодеев и супергероев - 39,8% и мультфильмы про волшебство и сказочных существ - 25,3%. Помимо этого, среди 14,7% учеников популярны мультфильмы с полезными советами, рассказами, последние позиции занимают мультфильмы про машины и гонки - 11,4% и мультфильмы про принцесс и королевства - 8,8%.

При этом необходимо отметить, что 41,9% младших школьников открыто признает свою симпатию к присутствию в мультфильмах сцен драк и насилия. При этом большей части - 67,2% - нравится подражать героям любимых мультфильмов. При выборе страны производителя младшие школьники чаще делают выбор в пользу зарубежных мультфильмов - 53,2%.

Вывод, который был сделан по результатам проведенных диагностик: почти каждый младший школьник проявляет агрессивность, которая может

быть нормальным способом самозащиты от окружающей среды или следствием различных влияющих факторов. В целом степень проявления агрессивности находится на среднем уровне. Зачастую по средствам выражения среди учеников преобладает вербальное агрессивное поведение.

Общий анализ результатов анкетирования показывает, что просмотр мультфильмов является одним из популярных видов препровождения среди младших школьников, которому они уделяют немалое количество времени. При этом наибольшее предпочтение ученики младшей школы отдают мультфильмам с вымышленными, фантастическими персонажами, яркими и динамичными сюжетами, среди которых лидируют мультипликации о злодеях и супергероях, насыщенных сценами драк, враждебности и насилия. Младшие школьники не отрицают симпатию к наличию сцен насилия и драк. Зачастую мультфильмы становятся объектом обожания для учеников, а любимые герои впоследствии - примером для подражания.

На завершающем этапе были разработаны рекомендации для родителей по профилактике влияния современных мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста. Рекомендации представлены в трех аспектах: временном, содержательном и психологическом. Во временном аспекте рекомендованы объем, частота просмотра мультфильма. Так, с точки зрения физиологического воздействия самый приемлемый вариант продолжительности просмотра для младших школьников - 1-1,5 ч., 2-3 раза в неделю. В качестве примеров рекомендаций из содержательного аспекта можно привести следующие: не разрешайте ребенку смотреть мультфильмы, содержащие сцены насилия, драк, агрессии; обязательно обращайте внимание на возрастные ограничения мультфильма; отслеживайте содержательность и художественность мультфильмов с целью исключения низкопробной продукции. В психологическом аспекте представлены рекомендации по взаимодей-

ствию родителей с детьми, работе над развитием стабильной эмоциональной сферы. Например, способствуйте развитию адекватной самооценки; создавайте положительную атмосферу в семье; как можно чаще устраивайте совместные просмотры мультфильмов дома, семейные походы в кинотеатр (по возможности); в процессе просмотра разъясняйте положительные и негативные примеры, которые представлены на экране и др.

Таким образом, на основе вышеизложенных данных можно сделать заключение, что на сегодняшний день мультфильмы — один из источников представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения и т.д. для младших школьников. И вследствие отсутствия опыта и полного осознания реальности все события мультфильмов воспринимаются младшими школьниками как настоящие. Однако при просмотре многих современных мультфильмов определяются негативные модели поведения, осуществляется фиксация агрессии; происходит искажение привычных чувств, вместо которых дети получают удовольствие от нанесения ударов, оскорблений и собственной вседозволенности; формируются механизмы имитации. Психологическое исследование показали силу воздействия подобных мультфильмов на детское сознание не только вследствие особых технических эффектов, но как раз-таки в силу повышенной возрастной сенситивности младших школьников, которая обуславливает последующую агрессивность в поведении детей. Поэтому просмотр современных мультфильмов можно рассматривать как один из факторов, влияющих на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста. Разработанные рекомендации для родителей по профилактике могут способствовать предотвращению влияния или снижению его уровня.

Дальнейшей перспективой исследования мы видим изучение влияния предпочитаемых мультфильмов на формирование личностных качеств ребенка младшего школьного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баринов, И.В. Влияние мультфильмов на психическое развитие детей / И.В. Баринов, А.С. Исаев // Социальный работник. - 2015. - № 3 (6). - С. 39-47.

2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.

3. Долгова, А.Г. Агрессия у младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. - М. : Генезис, 2009. - 216 с.

4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с.

5. Новикова, С.А. Факторы агрессивности ребенка : учеб. пособие / С.А. Новикова, В.С. Сухова, С.М. Ростовцева. - М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2014. - 496 с.

6. Реан, А.А. Психология изучения личности : учеб. пособие / А.А. Реан. - СПб. : Изд-во Михайлова, 1996. - 288 с.

7. Словарь русского языка : в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Русский язык, 1981-1984.

8. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузее-ва // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - C. 23-29.

9. Титаренко, Т.М. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы : учеб. пособие / Т.М. Титаренко. - СПб. : Питер, 2015. - 314 с.

10. Урушева, Ю.А Влияние мультфильмов на проявление агрессии у младших школьников / Ю.А. Урушева // Педагогика. - 2013. - № 12 (23). - С. 79-84.

11. Anderson, C.A. Human aggression: a social-cognitive view / C.A. Anderson, L.R. Huesmann // Hogg, M.A. Handbook of Social Psychology / M.A. Hogg, J. Cooper. - London : Sage Publication, 2003. - 296 p.

12. Malamuth, N. The influence of media violence on youth / N. Malamuth, E. Wartella. - London : Oxford-Press Sage, 2003.

13. Warburton, W.A. Aggression: definition and measurement of // Encyclopedia of Media Violence / W.A. Warburton ; M. Eastin, (Ed.). - Sage, Thousand Oaks, CA, 2013. - P.10-14.

REFERENCES

1. Barinov I.V., Isaev A.S. Vliyanie mul'tfil'mov na psihicheskoe razvitie detej [The effect of cartoons on the mental development of children]. Social'nyj rabotnik [Social worker], 2015, no. 3 (6), pp. 39-47.

2. Berkovic L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol' [Aggression: causes, consequences and control]. St. Petersburg: Prajm - EVROZNAK, 2001. 512 p.

3. Dolgova A.G. Agressiya u mladshego shkol'nogo vozrasta. Diagnostika i korrekciya [Aggression in primary school age. Diagnostics and correction]. Moscow: Genezis, 2009. 216 p.

4. Il'in E.P. Emocii i chuvstva [Emotions and feelings]. St. Petersburg: Piter, 2001. 752 p.

5. Novikova S.A., Suhova V.S., Rostovceva S.M. Faktory agressivnosti rebenka: ucheb. posobie [Child aggression factors]. Moscow: Akademicheskij proekt: Fond «Mir», 2014. 496 p.

6. Rean A.A. Psihologiya izucheniya lichnosti: ucheb. posobie [Psychology of the study of personality]. St. Petersburg: Izd-vo Mihajlova, 1996. 288 p.

7. Slovar' russkogo yazyka : v 4-h t. [Dictionary of the Russian language]. 2-e izd., ispr. i dop. Moscow: Russkij yazyk, 1981-1984.

8. Smirnova E.O. Huzeeva G.R. Psihologicheskie osobennosti i varianty detskoj agressivnosti [Psychological features and options for child aggression]. Voprosypsihologii [Psychology questions], 2002, no.1, pp. 23-29.

9. Titarenko T.M. Psihologicheskie aspekty agressii i agressivnogo povedeniya: sovremennoe sostoyanie problemy: ucheb. posobie [Psychological aspects of aggression and aggressive behavior: the current state of the problem]. St. Petersburg: Piter, 2015. 314 p.

10. Urusheva Yu.A Vliyanie mul'tfil'mov na proyavlenie agressii u mladshih shkol'nikov [The effect of cartoons on the manifestation of aggression in primary school students]. Pedagogika [Pedagogics], 2013, no. 12 (23), pp. 79-84.

11. Anderson C.A., Huesmann L.R. Human aggression: a social-cognitive view. Hogg M.A., Cooper J. Handbook of Social Psychology. London: Sage Publication, 2003. 296 p.

12. Malamuth N., Wartella E. The influence of media violence on youth / N. Malamuth. London: Oxford-Press Sage, 2003.

13. Warburton W.A. Aggression: definition and measurement of . Warburton W.A. Encyclopedia of Media Violence. Eastin M. (ed.). Sage, Thousand Oaks, CA, 2013, pp. 10-14.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И.С. Никулова, магистрант, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, Россия, e-mail: i_nikulova25@mail.ru.

К.И. Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Педагогики, психологии и предметных методик, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, Россия, e-mail: shishkinaki@cspu.ru, ORCID: 0000-0003-0925-4616.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

I.S. Nikulova, Master's student, South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, , e-mail: i_nikulova25@mail.ru.

K.I. Shishkina, Ph. D. in Pedagogical sciences, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Россия, e-mail: shishkina-ki@cspu.ru, ORCID: 0000-0003-0925-4616.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.