свое отражение даже в высказываниях такого сторонника «научной» философии, канонично связанной с естествознанием, и противника идей экзистенциализма, как К.Х. Момджян. Он признает: «Нельзя отрицать, что многие великие философы этого направления оставили нам сочинения, имеющие нечто общее с трактатами науки. Их отличает систематизированность суждений, использование категорий и универсальных приемов понятийного мышления, приоритет доказательного рассуждения над слепой верой или эмоциональным переживанием. Весь этот логический инструментарий отличает философию от искусства, практической морали и религии и сближает ее с наукой» [2].
Список использованной литературы
1. Микешина Л.А. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учебное пособие/ Л.А. Микешина. - М.: Прогресс - Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - С. 29, 121-123.
2. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. - URL: http://www.flibusta.net/b/37930/read (Дата обращения 25.12.13)
3. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов/В.П. Кохановский [и др.]. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - С. 397.
4. Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография / Отв. Ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. СПб.: Издательский дом <^ръ», 2009. - 592 с.
5. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски / Пер. с нем.; Отв. ред А.Б. Руковишников, А.Б. Разеев. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2006. - С.362-366.
ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ОБСУЖДЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ НА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ РОСТ РАБОТНИКОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СЛУЖБ
А.Н. Крутолевич
Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,
г.Гомель
В последнее время психологами особое внимание уделяется позитивным изменениям и повышению уровня функционирования личности вследствие воздействия кризисных ситуаций. Линли и Ёзеф (Linley, Joseph, 2004) в своей обзорной статье на тему «позитивные изменения вследствие травматических событий» указали на 39 научных
статей, в которых сообщалось о положительных изменениях, произошедших с теми, кто пережил травматическое событие [1].
Феномен «посттравматический рост» с вновь сформулированным концептуальным видением был впервые представлен широкой научной общественности Тедеши и Калхоун (Tedeschi, Calhoun) в журнале Psychology Inquiry в 2004 году, тем самым вызвав широкий научный резонанс среди клинических психологов [2]. Посттравматический рост включает в себя изменения в следующих сферах: повышение ценности жизни; увеличение значимости личных отношений, открытие новых возможностей, осознание собственной силы; интенсификация духовного сознания.
О положительных изменениях, наблюдавшихся у работников экстремальных служб, сообщается в исследовании Ортлепп и Фридман (Ortlepp, Fredman, 2004) [3]. Так, пожарные-спасатели после конфронтации с травматическими событиями могли наблюдать за собой наряду с чувством потери внутреннего равновесия и душевной болью положительные изменения, такие как, необходимость человека по-новому взглянуть на себя и окружающий мир, провести переоценку жизненных ценностей, что позволяет ему ввести новые элементы в свой поведенческий репертуар.
Необходимым условием для посттравматического роста является переживание такого критического события, которое выходило бы за рамки существующих основополагающих понятий и компетенций по совладению со стрессом. Страдание и боль, связанные с травматическим событием, запускают когнитивно-эмоциональный механизм обработки информации. При этом происходит постепенный переход от эмоционального дистресса к рефлексии травматического события и изменения значения данного события для человека.
Модель развития посттравматического роста, представленная Тедеши и Калхоун (R. Tedeschi, L.Calhoun) в журнале Psychology Inquiry в 2004, рассматривает раскрытие и совместное обсуждение случившегося («disclosure» и «co-rumination») как основные когнитивно-эмоциональные компоненты посттравматического роста.
Для количественных переменных с нормальным распределением рассчитывался коэффициента корреляции Бравэ-Пирсона. Нормальному распределению, согласно результатам теста Колмогорова-Смирнова, соответствовали полученные данные по шкале «возможность и условия раскрытия травматического события», шкале «совместное размышление и обсуждение случившегося» и шкале «посттравматический рост». Результаты корреляционного анализа критерия «посттравматический рост» и факторов «возможности и особенности изложения травматического события», «совместное размышление и обсуждение случившегося» представлены в таблице.
В исследовании добровольно приняли участие 113 пожарных-спасателей пожарных аварийно-спасательных частей города Гомеля и 53 медицинских работника бригад Гомельской городской станции скорой медицинской помощи. Средний уровень опыта работы (указано в месяцах) в экстремальных службах составил 112,65 ^^=1, Xmax=492). Средний уровень полученного работниками образования работы (указано в годах) составил 14,95 (Х^^Ю, Xmax=25).
Результаты корреляционного анализа данных опроса 168 работников экстремальных служб позволяют сделать вывод о высокой (г=.62) и статистически достоверной (р<0,01) прямой зависимости между изложением травматического события и уровнем посттравматического роста работников.
Таблица
Корреляционный анализ критерия «Посттравматический рост»
Симптоматика посттравматического
стрессового расстройства
Факторы Коэффициент корреляции г Уровень статистической значимости р
Шкала «Возможность и условия раскрытия травматического события» .62 p<0,01
с/ш «условия изложения» .37 p<0,01
с/ш «условия умалчивания» .56 p<0,01
с/ш «эмоциональная реакция» .54 p<0,01
Шкала «Совместное размышление и обсуждение случившегося» .39 p<0,01
с/ш «интенсивность обсуждения» .34 p<0,01
с/ш «концентрация на проблеме» .39 p<0,01
с/ш «побуждение других к разговору» .46 p<0,01
с/ш «побуждение другими лицами к .26 p<0,01
разговору»
с/ш «обсуждение одного и того же» .28 p<0,01
с/ш «спекулятивное обсуждение причин .27 p<0,01
случившегося»
с/ш «спекулятивное обсуждение последствий .30 p<0,01
случившегося»
с/ш «спекулятивное обсуждение деталей .26 p<0,01
случившегося»
с/ш «негативные эмоции при обсуждении» .30 p<0,01
Также, корреляционный анализ показал, что совместное размышление, обсуждения и совместные спекуляции относительно деталей, причин и последствий случившегося напрямую связан с посттравматическим ростом .39 при p<0,01.
Величина коэффициента корреляции субшкалы «эмоциональная реакция» составляет r=.54 при p<0,01. Величина коэффициента корреляции субшкалы «условия умалчивания» составляет r=.56 при p<0,01. Коэффициент корреляции субшкалы «условия изложения» с проявлением посттравматической симптоматики является менее выраженным и составляет .37 при p<0,01. Такие уровни достоверности корреляции позволяют сделать вывод о положительном влиянии, как умалчивания, так и эмоционального раскрытия случившегося на развитие посттравматического роста работников экстремальных служб.
Также корреляционный анализ показал, что совместное размышление, обсуждения и совместные спекуляции относительно деталей, причин и последствий случившегося напрямую связан с посттравматическим ростом .39 при p<0,01.
Наиболее негативно на развитие и проявление симптомов ПТСР влияют факторы «интенсивность обсуждения» и «побуждение других к разговору на тему случившегося», соответственно коэффициенты корреляции .34 и .46 при p<0,01. Следует отметить, что все субшкалы шкалы «Совместное размышление и обсуждение случившегося» коррелировали с критерием «Посттравматический рост» в диапазоне от .25 до .46, при p<0,01.
Шкала «Совместное размышление и обсуждение случившегося» включает в себя утверждения, которые направлены на побуждение к высказыванию о случившемся. Особый акцент данной шкалы делается на детальном и спекулятивном рассуждении о причинах и последствиях случившегося.
Таким образом, исследование показало, что изложение и обсуждение случившегося работниками экстремальных служб с их коллегами, друзьями, прямо связаны с процессом переосмысления себя и своей жизни, формирования жизненных ценностей. Объяснением этому могло бы служить то, что во время раскрытия и обсуждения случившегося происходит переход травматического опыта в речевые элементы и когнитивно-эмоциональные структуры. Речь позволяет организовать и структурировать переживания, связанные с травматическим событием Pennebaker (1995)[4].
Список использованной литературы
1. Ortlepp К. & Friedman M. (2002). Prevalence and correlates of secondary traumatic stress in Workplace Lay Counselors. Journal of Traumatic Stress, 15 (3), P. 213-222.
2. Tedeschi R.G. & Calhoun L.G. (2004a). Posttraumatic growth: conceptual foundations and empirical evidence. Psychological Inquiry, 15 (1), P. 1-18.
3. Linley P.A. & Joseph S. (2004). Positive Change Following Trauma and Adversity: A Review. Journal of Traumatic Stress, Vol. 17, No. 1, S. 11-21.
4. Pennebaker J.W. (Hrsg.) (1995). Emotion, disclosure, and health. Washington: American Psychological Association.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
И ФИЗКУЛЬТПАУЗ
Б.В. Кузнецов, старший преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Т.М. Кузнецова, учитель МКОУ «Отрадненская СОШ», п. Отрадное
Физкультпаузы и физкультминутки - под этими терминами не совсем удачно принято обозначать кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые преимущественно в качестве факторов активного отдыха (обычно с музыкальным сопровождением, а нередко и в сочетании с элементами самомассажа и другими средствами, способствующими восстановлению оперативной работоспособности) в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе учебной деятельности. Все они являются своего рода паузами - в том смысле, что осуществляются в регламентированных и нерегламентированных малых перерывах по ходу учебного процесса. В то же время они имеют деятельностный характер, поскольку представляют собой моменты целесообразного переключения от одного вида деятельности на другой, причем как раз такого переключения, которое способно предотвратить снижение уровня оперативной работоспособности и даже несколько повысить его (прежде всего по механизму актового отдыха), особенно когда начинает сказываться текущее утомление.
Ниже приводим упражнения необходимые при использовании в работе с обучаемыми при выполнении физкультпауз и физкультминут на различные группы мышц, наиболее подверженных утомлению.
Упражнения для мышц шеи
1. Наклоны головы вперед назад, в стороны.
2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены.
3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.
4. Сцепить пальцы замком сзади на шее, голову слегка наклонить вперед - отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.