Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / подростки / виртуальное общение / социальные сети / интернет / профилактика / socialization / teenagers / virtual communication / social networks / Internet / prevention

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Сивцева Кира Николаевна

В статье раскрывается понятие социальных сетей, причины и возможные риски участия несовершеннолетних в социальных сетях. Определена актуальность проблемы исследования. Статья содержит анализ научной литературы с учетом реалий современной системы изучения социальных сетей и их влияния на социализацию подростков. Авторы представили факторы, влияющие на рост числа несовершеннолетних, предпочитающих виртуальное общение реальному. Материал, представленный в статье предназначен для совершенствования деятельности образовательных организаций в сфере профилактики интернет-зависимости среди несовершеннолетних. Представленный в статье опыт работы позволит организовать деятельность по профилактике негативного влияния социальных сетей на процесс социализации подростков в условиях образовательных организаций социальным педагогам, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Сивцева Кира Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the concept of social networks, the reasons and possible risks of minors participating in social networks. The relevance of the research problem is determined. The article contains an analysis of scientific literature taking into account the realities of the modern system of studying social networks and their influence on the socialization of adolescents. The authors presented factors influencing the growth in the number of minors who prefer virtual communication to real one. The material presented in the article is intended to improve the activities of educational organizations in the field of preventing Internet addiction among minors. The work experience presented in the article will allow social teachers, class teachers, and deputy directors for educational work to organize activities to prevent the negative impact of social networks on the process of socialization of adolescents in educational organizations.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ»

8. Кобизь, Т.Н. Воспитательный потенциал семьи как фактор первичной социализации ребенка / Т.Н. Кобизь // Дискуссия. Журнал научных публикаций Смоленского государственного университета. - 2011,- № 6 (14) июнь. - С. 64-66

9. Кисилева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников. - Москва: МГУКИ, 2011.-539 с.

10. Куровская, С.Н. Педагогика семьи / С.Н. Куровская. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 164 с.

11. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - Санкт-Петербург: Лениздат: Команда А,2014. - 222 с.

12. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис / Перевод с англ. яз. 3. Замчука [и др.]. - 9-е изд. - СПб: Питер, 2004.-752 с.

13. Макаренко, A.C. Книга для родителей / A.C. Макаренко. - Москва: Педагогика, 1988. - 300 с.

14. Платон. Законы / Платон. Сочинения в 4-х т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. - СПб., 2007. - Т. 3. - Ч. 2. -С. 89-513

15. Ростовская, Т.К. Семья в системе социальных институтов общества / Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева. - Москва: Юрайт, 2019.-299 с.

16. Семак, Т.Ю. Семейное творчество - ведущая форма организации досуга семьи / Т.Ю. Семак // Культура и образование. - 2017,- № 2(25). - С. 93-100

17. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Советская энциклопедия, 1989. - 1633 с.

18. Соловьев, B.C. Смысл любви: Избр. произведения: [Стихи, письма, филос. эссе Владимир Соловьев]. - Москва: Современник, 1991. - 524 с.

19. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Москва: Концептуал, 2016. - 312 с.

20. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии / К.Д. Ушинский. - Москва: Фаир-Пресс, 2004. - 574 с.

21. Ярошенко, H.H. Понятие «цивилизация досуга» в контексте зарубежных социокультурных исследованиях / H.H. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета. -2019. - № 5(91). - С. 92-101

Педагогика

УДК 37.035

кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель высшей категории, кандидат педагогических наук, доцент Сивцева Кира Николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия «Центр глобального образования» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье раскрывается понятие социальных сетей, причины и возможные риски участия несовершеннолетних в социальных сетях. Определена актуальность проблемы исследования. Статья содержит анализ научной литературы с учетом реалий современной системы изучения социальных сетей и их влияния на социализацию подростков. Авторы представили факторы, влияющие на рост числа несовершеннолетних, предпочитающих виртуальное общение реальному. Материал, представленный в статье предназначен для совершенствования деятельности образовательных организаций в сфере профилактики интернет-зависимости среди несовершеннолетних. Представленный в статье опыт работы позволит организовать деятельность по профилактике негативного влияния социальных сетей на процесс социализации подростков в условиях образовательных организаций социальным педагогам, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе.

Ключевые слова: социализация, подростки, виртуальное общение, социальные сети, интернет, профилактика.

Annotation. The article reveals the concept of social networks, the reasons and possible risks of minors participating in social networks. The relevance of the research problem is determined. The article contains an analysis of scientific literature taking into account the realities of the modern system of studying social networks and their influence on the socialization of adolescents. The authors presented factors influencing the growth in the number of minors who prefer virtual communication to real one. The material presented in the article is intended to improve the activities of educational organizations in the field of preventing Internet addiction among minors. The work experience presented in the article will allow social teachers, class teachers, and deputy directors for educational work to organize activities to prevent the negative impact of social networks on the process of socialization of adolescents in educational organizations.

Key words: socialization, teenagers, virtual communication, social networks, Internet, prevention.

Введение. Поскольку общение подростков и молодежи в современном обществе довольно часто осуществляется посредством социальных сетей, мы считаем необходимым изучить действие социальных сетей на процесс социализации. Влияние общения в социальных сетях и особенности социализации подростков будут рассмотрены как два взаимовлияющих друг на друга фактора и как результат.

«Социальная сеть - это сообщество пользователей, объединенных определенной онлайн платформой; площадка для взаимодействия пользователей, многопользовательский веб-сайт, наполнением которого занимаются сами участники сети» [11]. Появление социальных сетей, внесло немало новшеств в нашу жизнь, став неотъемлемой ее частью, постоянно совершенствуясь, захватив все возрастные категории. Социальные сети помогают людям находить и узнавать друг друга, предлагают различный видео-, аудио- и игровой контент. Для многих подростков социальные сети заменили реальное общение и прогулки со сверстниками на виртуальные. Исследованиями по этой проблеме занимались: Ю.Д.Бабаева, Л.А.Браславец, B.C. Власов, А.Б. Войскунский, А.Г.Мирумян, Т.С.Садыгова и другие.

Изложение основного материала статьи. Социализация как процесс рассматривалась многими исследователями, в различных словарях представлен достаточно внушительный перечень определений социализации. А.В. Мудрик рассматривал социализацию как процесс развития в период детства, отрочества и юности, а как процесс, протекающий на протяжении жизни человека, стали рассматривать позже (60-е гг. XX в.) [6].

В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Г.А. Цукерман и др. представлены ключевые этапы и особенности развития подростков (10-14 лет). С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др. в

своих работах подчеркивают, что в данный период «происходит качественное преобразование личности: открытие способностей, признание собственных мыслей, чувств, определение круга интересов, становление характера и т.д.» [9], [2].

Такая характеристика подростка дана Л.С. Выготским: «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного, все - переход и становление» [4].

Исходя из с особенностей развития и становления подростков исследователи определили ряд причин, приводящих к зависимому, неконтролируемому подростками «посещению» социальных сетей. Авторами отмечено, что социальные сети в наше время стали источником модных веяний, актуальных тем, законодателями, практически во всех направлениях жизнедеятельности человека, участие в сетях дает возможность подросткам «быть на одной волне» со своими сверстниками, расширить круг общения и в то же время подчеркнуть и продемонстрировать свою уникальность, найти интересующие сообщества, поделившись своими увлечениями, интересами, хобби. Также как причины отмечены: «нехватка общения со сверстниками, игнорирование с их стороны, конфликты; дефицит внимания со стороны значимых взрослых или наоборот желание отгородиться от их чрезмерного внимания и контроля; напряженная психологическая атмосфера в семье, которую подросток не в силах исправить, поэтому выбирает наиболее легкий путь преодоления напряжения - социальные сети; отсутствие ощущения успешности в реальной жизни, желание компенсировать достижениями в виртуальном мире» [12].

А.Г. Мирумян среди функций социальных сетей как средств массовой информации таких как информационная, коммуникативная, развлекательная, также выделила коммерческую [5]. Т.С. Садыгова, в своей классификации выделила дополнительные функции: социализирующая, самоактуализирующая, идентификационая, а также функция формирования идентичности [10].

Мы солидарны с мнением исследователя C.B. Власова, который раскрыл основные причины предпочтения подростками виртуального общения реальному. Так же им отмечена двойственность влияния (положительное и отрицательное) виртуального общения на поведенческий, эмоциональный, когнитивный, интерперсональный и физиологический аспекты [3].

Возможности социальных сетей, которые дают подростку расширение круга общения, наработки психологического опыта, удовлетворение потребности признания или, напротив, анонимности, аудиторию для обмена настроением, эмоциональным состоянием, а также больше поле для повышения информированности по тем или иным актуальным вопросам, рассмотрели исследователи А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова и Ю.Д. Бабаева [1]. Также они не отрицают и обратной стороны такого общения, связанной с отсутствием живого общения, эмоционального контакта собеседников.

В своем исследовании мы хотели определить причину предпочтения современные подростками виртуального общения. Изучив и проанализировав исследования по данной проблеме, мы пришли к заключению, что подростки на современном этапе также испытывают чувство одиночества и потребность в общении, эмоциональной поддержке как и их сверстники в ХХв., однако большие коррективы внесли средства общения и способы структурирования времени (А.Г. Грецов).

Нами были проведены анкетирование и тестирование (тест на интернет-зависимость Кимберли Янг) с целью изучения вовлеченности подростков в социальные сети, выявления уровня интернет-зависимости, а также исследования влияния социальных сетей на процесс социализации подростков среди обучающихся 7 классов школ г. Якутска (МОБУ «Якутская городская национальная гимназия им. А.Г. и Н.К. Чиряевых», МОБУ Гимназия «Центр глобального образования») также проанализировали и сравнили образовательные достижения обучающихся с уровнем их вовлеченности и активности в социальных сетях. Результаты анкетирования показали подтвердили наше предположение о том, что в социальные сети вовлекаются все большее количество подростков - 100% опрошенных ответили утвердительно о наличии регистрации в социальных сетях. 52% указали, что в своей жизни социальным сетям отводят весомое значение, подчеркнув, что это один из основных способов общения. 30% назвали социальные сети - основным источником получения информации. Среди опрошенных 13% отметили, что социальные сети не занимают значительного места в их жизни, они предпочитают прямое общение и лишь 5% указали, что могут спокойно обходиться без социальных сетей. Полученные в ходе тестирования результаты были распределены так: 35%, принявших участие в тестировании были отнесены к категории «обычные пользователи интернета», у 65% наблюдаются отдельные проблемы, вызванные повышенным увлечением интернетом. Нас заинтересовали ответы подростков, на вопрос о количестве времени, проводимом в социальных сетях. Целый день данное занятие может занять у 29% респондентов, 2-3 часа на социальные сети в день выделяют 48%, 23% - предпочитают не более часа проводить в социальных сетях. Привлекают внимание ответы подростков на вопрос о предпочтении виртуального общения живому общению с друзьями. Ответы распределились следующим образом: 22% предпочли виртуальное общение, серфинг в интернет пространстве общению с друзьями, 17% опрошенных предпочитают живое общение, совместное времяпрепровождение с друзьями интернету, 61% выбрали вариант «иногда». Однако, необходимо отметить, что 61% опрошенных считают, что общаться в социальных сетях легче, чем в реальной жизни, 22% ответили, что это не так, 17% не задумывались над этим. Тем не менее, внезапное отключение интернета или отсутствие доступа в аккаунты социальных сетей у 70% опрошенных вызовет беспокойство и тревогу. Подчеркивая преимущества социальных сетей в осуществлении общения, то есть выполнения коммуникативной функции, подростки отметили и развлекательную возможность, которую предоставляют сети (музыка, кино, видеоролики и др.).

Представленные результаты достаточно аргументировано подтверждают наше предположение о том, что социальные сети в последнее время играют все большую роль в становлении подростков, оказывают влияние на процесс социализации. Все чаще подростки отдают предпочтение виртуальному общению, идеализируя интернет осваивают его самостоятельно, но бессистемно, не учитывая возможные риски, которые он в себе несет; многим подросткам свойственно отсутствие рефлексии, что в свою очередь приводит к недооценке возможных рисков и последствий. Для решения данной проблемы наиболее эффективной формой представляется профилактическая работа, заключающаяся в формировании у подростков осознанного поведения в интернет пространстве, знаний о правилах и способах безопасного поведения в сети. Особую ответственность необходимо возложить не только на родителей или лиц их заменяющих, но и на образовательные организации. Проводимая работа будет способствовать сохранению не только физического, но и социального здоровья подрастающего поколения.

В образовательных организациях необходимо проведение работы по профилактике негативного воздействия социальных сетей, по предупреждению интернет-зависимости, по формированию «антизависимых» установок, активное просвещение и вовлечение родителей в данную работу.

Выводы. Социальные сети становятся одним их самых основных видов проведения досуга у подростков, вытесняя, а порой и замещая такие занятия как спорт, посещение кружков, секций, факультативов, чтение и др. Современные подростки уже имеют достаточно большой стаж общения в социальных сетях, виртуального взаимодействия. Социальные сети популярны среди подростков в том числе и потому, что они стали для них основным источником информации, новостей о жизни родных, друзей, знакомых и мировых событий.

Большинство подростков ищут в социальных сетях, в виртуальном мире востребованности, общения, эмоциональной разгрузки и поддержки. Социальные сети дают им свободу действий, «свободу слова», предоставляют возможность быть решительными и смелыми. Также одной из причин, мы считаем, является неумение организовать свой досуг, отсутствие занятости подростков во второй половине дня, что связано, по нашему мнению, с недостаточным охватом детей дополнительным образованием, в частности подростковыми центрами, клубами.

Таким образом, на основе анализа теоретических положений и сегодняшней ситуации мы пришли к выводу, что социальные сети, как одно из средств массовой коммуникации, является значительным фактором социализации подростков, оказывающим как положительное, так и отрицательное влияние на данный процесс.

На современном этапе изучение и анализ проблем социализации подростков является одной из приоритетных задач государственной политики.

Литература:

¡.Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность [Электронный ресурс] / Ю.Д. Бабаева, А.Е.Войскунский, О.В. Смыслова // Сборник Гуманитарные исследования в интернете / Под ред. А.Е. Войсунского. - М.: Можайск-Терра Москва, 2000г. - С. 431. - URL: http://www.relarn.ru/human/pers.html (дата обращения 25.09.2023)

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: научная и учебная литература [электронный ресурс] / Л.И. Божович. -М.: Питер, 2008. - С. 16-17. - URL: https://www.labirint.ru/books/162245/(дата обращения 15.09.2023)

3. Власов, B.C. Сфера общения подростков как фактор социализации в подростковом возрасте / B.C. Власов // Инновационная наука. - 2021. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sfera-obscheniya-podrostkov-kak-faktor-sotsializatsii-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 15.09.2023)

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах: проблема возраста / под ред. Эльконина Д.Б. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268. - URL: https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol4.pdf (дата обращения: 25.09.2023)

5. Мирумян, А.Г. Социальные сети в системе массовой коммуникации [Электронный ресурс] / А.Г. Мирумян // Вестник АГУ - 2015. - №3. - С. 125-130. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnye-seti-v-sisteme-massovoy-kommunikatsii (дата обращения 17.09.2023)

6. Мудрик, A.B. Введение в социальную педагогику: учебное пособие [Электронный ресурс] / A.B. Мудрик. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с. - URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:242530/Source:default# (дата обращения 17.09.2023)

7. Педагогические основы социализации молодежи в интернет-пространстве / М.С. Чванова, И.А. Киселева, A.A. Молчанов [и др.]. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019.

8. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР [Электронный ресурс] / Е.В.Аржаных, И.В.Задорин, Е.Ю.Колесникова и др. - М., 2014. - 107 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 720 с. - URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf (дата обращения 17.09.2023)

10. Садыгова, Т.С. Социально-психологические функции социальных сетей [Электронный ресурс] / Т.С. Садыгова // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №3 (10). - С. 192-194. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7id (дата обращения 15.08.2023)

11. Социальные сети [Электронный ресурс]. -URL: https://www.likeni.ru/glossary/social-network/

12. Ходаев, A.C. Особенности интернет-социализации подростков [Электронный ресурс]. - 2022. - URL: https://tsutmb.rU/nauka/internet-konferencii/2022/prepod_vyssh_shkoly/8/Hodaev.pdf (дата обращения 15.08.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Вахрушева Инна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); старший преподаватель Грачева Лилия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается познавательный интерес к математике у студентов технического вуза и способы его активизации средствами цифровых технологий. Уточнены понятия «интерес», «познавательный интерес». Выявлены критерии и уровни сформированности познавательного интереса к математике у обучающихся. Рассмотрены цифровые технологии, возможные инструменты цифровой образовательной среды, информационно-образовательных ресурсы, используемые в процессе математической подготовки студентов. Проанализированы средства и условия, способствующие активизации познавательного интереса к изучению математики у студентов технического вуза. Проверена эффективность применяемых современных образовательных технологий, цифровых технологий и средств обучения в процессе математической подготовки у студентов технического в качестве активизации познавательного интереса к математике.

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес к математике, студенты технического вуза, цифровые технологии, цифровая образовательная среда, цифровизация образования.

Annotation. The article examines the cognitive interest in mathematics among students of a technical university and ways of activating it using digital technologies. The concepts of "interest" and "cognitive interest" have been clarified. The criteria and levels of formation of cognitive interest in mathematics among students have been identified. Digital technologies, possible tools of the digital educational environment, information and educational resources used in the process of mathematical training of students are considered. The means and conditions that contribute to the activation of cognitive interest in the study of mathematics among students of a technical university are analyzed. The effectiveness of the applied modern educational technologies, digital technologies and teaching aids in the process of mathematical training among technical students has been tested to enhance cognitive interest in mathematics.

Key words: interest, cognitive interest in mathematics, technical university students, digital technologies, digital educational environment, digitalization of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.