Научная статья на тему 'Влияние социальных факторов на употребление наркотиков в молодежной среде на примере Курской области'

Влияние социальных факторов на употребление наркотиков в молодежной среде на примере Курской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
384
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / DRUG ADDICTION / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / YOUTH ENVIRONMENT / ФАКТОРЫ НАРКОТИЗАЦИИ / FACTORS OF DRUG ADDICTION / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / PREVENTION OF DRUG ADDICTION / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ / THE ATTITUDE OF THE POPULATION TOWARDS THE ANTI-DRUG POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шульгина Т.А., Черней С.В., Кетова Н.А., Ковалева Е.А.

В статье представлены результаты исследования влияния социальных факторов на употребление наркотиков в молодежной среде на примере Курской области; анализируется отношение молодежи к проблемам наркомании; рассматривается профилактическая работа и организация свободного времени в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шульгина Т.А., Черней С.В., Кетова Н.А., Ковалева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных факторов на употребление наркотиков в молодежной среде на примере Курской области»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

УДК: 316.624:616.89-008.441.13-053.6(470.323)

ББК: 60.524.258.3 Социальные науки

Влияние социальных факторов на употребление наркотиков в молодежной среде на примере Курской области.

© Т.А. Шульгина, С.В. Черней, Н.А. Кетова, Е.А. Ковалева

Шульгина Т.А. - проректор по воспитательной работе, социальному развитию и 80 связям с общественностью, зав. каф. социальной работы и безопасности жизне-

деятельности, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, к.психол.н., доцент. E-mail: ShulginaTA@kursksmu.net

Черней С.В. - старший преподаватель кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: SazonovaSV@kursksmu.net

Кетова Н.А. - ассистент кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности, начальник социального центра, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: natalek030573@mail.ru

Ковалева Е.А. - специалист центра довузовской подготовки, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: KovalevaEA@kursksmu.net

Адрес: ул. К. Маркса, 3, г. Курск, 305041, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования влияния социальных факторов на употребление наркотиков в молодежной среде на примере Курской области; анализируется отношение молодежи к проблемам наркомании; рассматривается профилактическая работа и организация свободного времени в молодежной среде.

Ключевые слова: наркомания, молодежная среда, факторы наркоти-№1 (10) 2018 зации, профилактика наркомании, здоровый образ жизни, отношение насе-^^^^сЬ^^ ления к антинаркотической политике.

Употребление наркотиков в немедицинских целях представляет собой один из социально-опасных процессов в мире. Главная проблема состоит в мно-гоаспектности причин роста данного явления: индивидуальных, психологических, педагогических, экономических и социальных. Так или иначе, наркотизация общества сопровождается формированием неформальных групп и объединений наркоманов.

Наркомания в молодежной среде -это форма девиантного поведения, которая представляет собой сложное многогранное социальное явление, требующее комплексного подхода в своем решении. С одной стороны, молодые наркозависимые люди испытывают затруднения в добывании не только средств на наркотические и психотропные вещества, но и самих веществ. Они вынуждены поддерживать отрицательные социальные связи в особенности с теми, кто первоначально вовлек их в употребление наркотических веществ. С другой стороны, для человека страдающего наркоманией свойственно желание приобщить к употреблению свое ближайшее социальное окружение - не только для того, чтобы создать ситуацию одобрения, но и для корыстных целей по продаже и перепродаже веществ.

К сожалению, результаты социологических исследований показывают, что в современном российском обществе отношение к лицам, страдающим наркотической зависимостью становится более терпимым [3]. На смену алкоголю как символу молодежных досуговых мероприятий, приходят наркотические средства и психотропные вещества, которые становятся неотъемлемой частью молодежной субкультуры, соединяющим звеном в общении в подростково-молодежной среде. В современной ситуации значительные изменения терпит социально-демографическая структура наркотизации молодежи. Теперь все чаще субъектами потребления наркотиков становятся социально-адаптированные и материально-благополучные граждане. Например, все чаще наблюдаются случаи

наркотизации элитарной части российской молодежи.

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают система влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов неодновременно и неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может 81

быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности [2].

Таким образом, сопоставив мнения отечественных и зарубежных ученых о причинах значительной наркотизации молодежи во второй половине XX в., можно найти немало общих факторов, на которые ссылаются молодые люди, объясняя свое увлечение наркотиками. Вот основные из них: недовольство молодых тем порядком жизни, который предлагается отцами; желание изменить этот порядок в лучшую сторону без затрат и №1 (10) 2018 собственных усилий, а в результате — уход в мир иллюзий с помощью наркотиков;

расширение ассортимента наркотиков за счет наиболее сильнодействующих, в том числе синтетических; практически неограниченные возможности приобретения любых наркотиков, буквально «с доставкой можно на дом», т.е. в школы, колледжи, институты, клубы, дискотеки — всюду, где бывает молодежь.

К сожалению, наблюдается заметное «омоложение» возраста потребителя наркотических веществ в современно обществе. Россия пережила два важных этапа распространения наркомании среди молодежи: от начала 1920-х до 1980-х.

В обобщенном виде можно выделить два основных комплекса факторов наркотизации российского общества. Во-первых, «предрасполагающие факторы», к которым относятся: социально-экономический кризис, кризис ценностей и идеалов, ослабление жизненных перспектив, неуверенность в настоящем и буду-82 щем, разрушение традиционных инсти-

тутов социализации и воспитания, плохая организация досуга, бездуховность социальных образований. Во-вторых, «производящие» факторы, включающие господствующие идеи и внешние события, подражание, моду, влияние масс, а также потребность в общении, изменении эмоционального состояния.

Серьезной проблемой является поведение людей, определяемое как стремление к уходу от реальности. В связи с неуверенностью в завтрашнем дне многие стремятся помочь себе, искусственно изменяя свое психическое состояние[1].

Можно сделать вывод, что ни один из факторов по отдельности не может привести к столь глобальной проблеме как наркомания. Наркомания - это результат воздействия сразу нескольких факторов, которые, так или иначе, разрушают человека.

В целях определения отношения молодежи к проблемам наркомании в Курской области Курским государственным медицинским университетом при

№1 (10) 2018 содействии органов власти в 2016 годах www i-chr com

www.j чи.чли осуществлялось социологическое исследование «Отношение к проблеме нарко-

мании населения региона».

Социологическая анкета была разработана в соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериям развития наркоситуации в РФ и ее субъектах, утвержденной 18.12.2012г. на заседании Государственного антинаркотического комитета пунктом 3.1 протокола № 18, и утверждена постановлением Губернатора Курской области от 19.06.2013г. № 270 «О внесении изменений в постановление Губернатора Курской области от 21.05.2010г. № 214 «О проведении постоянного мониторинга наркоситуации в Курской области».

Одной из целей исследования стало выявление отношения молодежи к проблемам наркомании.

Общее число опрошенных лиц в ходе социологического исследования составило 3282 человека в возрасте от 13 до 78 лет из числа жителей Курской области, из них:

(20%) - до 18 лет;

(23%) - от 19-29 лет;

(22%) - от 30-39 лет;

(21%) - от 40-49 лет;

(14%) - от 50 и старше.

С целью изучения потребления наркотических веществ молодежью, среди опрошенных были выделены социальные группы населения в возрасте до 18 лет и от 18 до 29 лет - 43% процента опрошенных. Следует отметить, что возрастная категория до 18 лет- 20%, является наиболее подверженной риску употребления наркотиков, и именно поэтому вовремя замеченные отклонения в поведении данной категории молодежи, а также правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Определяя значимость проблемы немедицинского потребления наркотиков в списке социальных проблем среди населения Курской области, можно отметить, что респонденты выделили 5 наиболее острых проблем, требующих решения в

первую очередь, в населенном пункте, где они проживают: «безработица», «качество дорог», «алкоголизм», «состояние жилищно-коммунальной сферы» и «качество медицинского обслуживания». (Рис. 1)

Если рассматривать ответы на данный вопрос по возрастным категориям респондентов, то можно сказать, что в возрасте до 18 лет, первое место занимают 2 варианта ответа одновременно - «наркомания» и «преступность». В возрасте от 18 -29 проблема наркомании занимает 2 место, уступая такому варианту ответа как «состояние жилищно-коммунальной сферы». В возрастной категории 30-39 ответ «наркомания» не входит даже в 5 наиболее

значимых проблем и занимает последнее место вместе с такой социальной проблемой как «алкоголизм». Возрастной период 40-49 лет дает нам следующие данные по варианту ответа «наркомания» - он занимает последнее место в данной возрастной категории, уступая таким вариантам как «нехватка жилья», «безработица». Примечательно, что в возрасте от 50 до 78 лет ответ «наркомания» занимает первое место. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что и подростки и молодое поколение знают о такой серьезной проблеме как наркомания и ставят ее в ряды первых и значимых проблем.

83

Рис. 1. Наиболее острые проблемы, требующие решения в населенном пункте в первую очередь (в %).

Основное число респондентов считают, что проблема наркомании в Курской области «распространена, но не больше, чем везде» (49%). 28% испытали затруднение при ответе на данный вопрос, 11% считают, что наркомания «очень распространена», наименьшее число респондентов 7%. (Рис. 2)

По мнению респондентов, одной из главных причин распространения наркомании являются «моральная деградация общества» - (53%), «неудовлетворенность жизнью (37%), «излишняя свобода» - (35%), «влияние наркобизнеса, доступность» -29%, «безработица и экономические проблемы» - (28%).

Основное число респондентов считают, что проблема наркомании в Курской области «распространена, но не больше, чем везде» (49%). 28% испытали затруднение при ответе на данный вопрос, 11% считают, что наркомания «очень распространена», наименьшее число респондентов 7%. (Рис. 2)

По мнению респондентов, одной из главных причин распространения наркомании являются «моральная деградация общества» - (53%), «неудовлетворенность жизнью (37%), «излишняя свобода» - (35%), «влияние наркобизнеса, доступность» -29%, «безработица и экономические проблемы» - (28%).

84

Рис. 2. Оценка распространенности наркомании в Курской области.

Рассматривая ответы респондентов по возрастам, можно выявить следующие данные: 26% лиц до 18 считают что наркомания «распространена, но не больше, чем везде » и 27% респондентов от 18 до 29 лет считают, что «совсем не распростра-

нена», лица от 30 до 39 лет ответили, что «очень распространена» и лица старше 40 лет «затрудняются ответить». Можно сделать вывод, что молодые люди в возрасте до 30 лет не считают наркоманию серьезно проблемой общества. (Рис. 3)

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, насколько проблема наркомании распространена в Вашем населенном пункте?» по возрастам (в %)

Большинство респондентов осознанно негативно относятся к употреблению наркотических веществ, что говорит о наличии конструктивной иерархии жизненных ценностей, интересов и стремлении сделать свою жизнь лучше. Из наиболее значимых ценностей для респондентов основными являются: «здо-ровье»-82%, «материальная обеспечен-ность»-64%, «счастливая семейная жизнь» - 52%, «интересная работа»- 47%, «активная деятельность»- 39%.

Для лиц до 18 наиболее значимой ценностью является ответ «развлечения»-39%, лица от 18-29 лет выбирают самой значимой ценностью «свободу»-30%, у респондентов от 30 до 39 лет 27% получил вариант ответа «уверенность в себе», респонденты старше 40 лет считают «общественное признание» и «продуктивную жизнь» приоритетными ценностями- 27% и 23% соответственно.

Анализируя ценности, которые обозначили респонденты, мы видим, что приоритет их меняется в зависимости от возрастной категории.

По мнению респондентов, одними из главных причин распространения наркомании является моральная деградация общества - 53%, неудовлетворенность жизнью - 37%, незанятость молодежи -

35%, влияние наркобизнеса - 28%, безработица, экономические проблемы - 28%.

Гораздо менее значительны, по мнению респондентов, такие факторы как плохая работа правоохранительных органов, слабость профилактической работы, значительная часть респондентов отмечает осознанное отрицательное отношение к употреблению наркотиков. Как мы видим, респонденты осознают, что моральная деградация общества и влияние наркобизнеса являются одной из главных причин распространения наркомании в последнее время.

Мнение респондентов о причинах распространения наркомании различно и зависит от возрастной категории. Респонденты в возрасте до 18 лет считают, что основной причиной распространения наркомании является «Влияние наркобизнеса». Вариант «излишняя свобода» указали 14% лиц в возрасте от 18 до 29 лет. «Плохая работа правоохранительных органов» - 10% респондентов от 30 до 39 лет. «Слабая профилактика» указали 4% граждан от 40 до 49 лет. Причиной распространения наркомании 15% респондентов старше 50 лет считают «безработицу».

Необходимым для интересного времяпрепровождения, наибольшая часть респондентов относят в первую очередь

85

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Что дополнительно Вам нужно для того, чтобы интересно проводить свободное время?» (в %)

«бассейны» (48%), «новые парки, зеленые территории» (42%), «новый спортивный клуб» (40%). Примечательно, что это указывает на стремление к здоровому образу жизни у большинства респондентов, и подтверждает, что главной ценностью для них является «здоровье». Так же респонденты проявляют интерес к появлению «торгово-развлекательных центров» (29%), «кинотеатров» (26%), «кафе, ресторанов» (13%), но в меньшей степени и только 5% анкетируемых отмечают, что для того, чтобы интересно проводить свободное время им ничего дополнительно не нужно. (Рис.4)

Подростки считают, что для того, чтобы продуктивно проводить свободное время, им необходим «новый интер-нет-клуб»-40%,«новые ночные клубы и бары»-32% и «больше кинотеатров»-30%.

«Больше ночных клубов» - 30%, «тор-гово-развлекательные комплексы»-25% и 86 «новый интернет-клуб»-22% так ответила

молодежь в возрасте до 30 лет. Респонденты в возрастной категории 30-39 отметили , что на их взгляд больше всего не хватает «новых кафе и ресторанов»- 29%. Лишь люди в возрасте от 40-49 и от 50 лет и далее отметили что их все устраивает и выбрали вариант ответа «ничего дополнительно не нужно, все есть»-28% и 27 % соответственно.

Рассматривая ответы молодого поколения, можно сделать вывод, что происходит некая деградация ценностей данной возрастной категории. Для сохранения мотивации к здоровому образу жизни, спортивной и творческой деятельности, необходимо заниматься организацией досуга молодежи, создавать различные спортивные секции, кружки по интересам, организовывать мероприятия спортивного характера.

У большей части респондентов (61%) отсутствуют «вредные привычки», 39% опрошенных имеют «вредные привычки».

У 24% респондентов до 18 лет и в возрасте 18-29 лет, есть «вредные привычки.

№1 (10) 2018 Такой высокий процент свидетельствует о необходимости пропаганды здорового образа жизни среди молодежи, поскольку

именно она является «генофондом» страны, а следовательно и духовным вектором развития нашего государства.

Показатель доступности и легкости приобретения наркотических веществ достаточно высок. В 2016 г. 14 % респондентов считают, что приобрести наркотические средства очень легко, что в сою очередь свидетельствует о росте источников продажи наркотиков и возможности большего вовлечения молодежи. Опасения вызывают ответы трети респондентов (около 31%), которые считают, что «достать сегодня наркотики сравнительно легко». Около 47% респондентов не знают, как ответить на этот вопрос, следовательно, можно предположить, что они не сталкивались с данной проблемой. Наименьшее количество опрошенных ответили, что достать наркотики «трудно» (7%) и «очень трудно» (1%).

Лица до 18 лет считают, что « очень трудно»- 47%, респонденты в возрасте от 18 до 29 лет выбрали вариант «труд-но»-26%,анкитируемые, в возрасте от 30до 39 и от 40 и старше лет ответили «сравнительно легко»-24%, либо «очень легко»-21% и 17% соответственно.

Определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков является важным фактором при профилактике употребления наркотиков молодежью.

Как показали исследования, респонденты считают, что «легче всего приобрести наркотики в ночных клубах» (39%), «на дискотеке» (26%), «в сети Интернет» (25%).

Небольшое число респондентов указывает на то, что также «приобрести наркотики можно в учебных заведениях» (9%), «около дома» (1%), «в аптеке» (5%).

Также респонденты указывают на еще один источник доступа к наркотикам - «знакомые».

38% респондентов на сегодняшний день «не знают, где можно приобрести наркотики».

По возрастным группам мнения распределились следующим образом:

Подростки в возрасте до 18 лет

поставили на первое место такие варианты ответов как «в аптеке» и «в общественных местах» - 37%,молодое поколение в возрасте от 18 до 29 лет ответили «в учебных заведениях», «на рынке», «на «квартирах»»- 24%.

В 2016 году 81 %опрошенных отмечали, что среди их знакомых нет людей, употребляющих наркотики. можно смело говорить, что это является хорошим показателем для современного общества.

Изучая данный вопрос согласно возрастной категории, получились следующие данные:

До 18 лет и от 30 до 39 лет- «да, в кругу моих друзей есть такие люди»- 29% и 27 % соответственно;

С 18 до 29 - «да, я знаю много таких людей»- 30%;

В возрасте от 40 до 49 и от 50 и старше - «да, все мои знакомые, так или иначе, употребляют наркотики»- 29% и 43% соответственно.

Для получения сведений о наркотиках к услугам Интернет-ресурсов основная масса респондентов (89%) не прибегала. 8% респондентов пользовались Интернетом для получения сведений о наркотиках или способах их употребления. 18% респондентов ответили, что им «предлагали когда-либо попробовать наркотики», 76% ответили, что им «никогда не

предлагали попробовать наркотики».

88% опрошенных указали, что, если бы им предложили попробовать наркотики - они бы отказались, тех, кто исходил бы из ситуации и вида наркотика было 4 %, 7 % - не знали как поступить в данной ситуации.

Самой сложной проблемой является социально-психологическая предрасположенность подростка к употреблению наркотиков, социально-психологические причины, лежащие в структуре преднар-котической личности и её окружения. Основными причинами, которые заставили молодежь попробовать наркотики стали: уход от личных проблем, проблем в семье, чтобы уважали друзья, от нечего делать и для удовольствия.

При этом необходимо подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на множество профилактических антинаркотических и просветительских мер, молодежь все же не осознает всей серьезности проблем наркомании.

Большая часть наших респондентов считает, что от наркомании можно легко вылечиться (53%).

В случае «если бы предложили попробовать наркотическое вещество» респонденты ответили следующим образом (Рис.5):

87

№1 (10) 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Как бы Вы поступили, если бы Вам пред- www.j-chr.com ложили попробовать наркотическое средство?» (в %)

В случае «если бы респон- растным категориям ситуация сло-дентам предложили попробовать жилась следующим образом (Рис.6): наркотическое вещество» по воз-

23

29

20

14

14 20

43 27

1 1ю1

л

50 и более 40-49 130-39 18-29 до 18

88

Рис. 6. Возрастная структура ответов на вопрос «Как бы Вы поступили, если бы вам предложили попробовать наркотики?» по возрастам (в %)

Самыми распространенными причинами отказа от употребления наркотиков респонденты указали: (Рис.7)

54% - «осознанное отрицательное отношение к употреблению наркотиков»; 42% - «ранняя смерть»; 28% - «боязнь отлучения от семьи» Законодательная ответственность в Российской Федерации за употребление, хранение и сбыт наркотических веществ большинству опрошенных (47%) извест-

на лишь в общих чертах. 24% ответили, что хорошо знакомы с законодательной ответственностью. Всего лишь 23% опрошенных ответили, что мало знают об ответственности за употребление, хранение и сбыт наркотических веществ. 6% признались, что ничего об этом не знают.

Проведенный анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы.

Другое

Осознанное отрицательное... Боязнь отлучения от семьи Потеря уважения близких Боязнь остаться ненужным обществу Боязнь оказаться о тюрьме Ранняя смерть Полное привыкание Опасность заболеть ВИЧ-инфекцией

ь.

■ 15

I 11

=

3

■ 1

—г^

20 7

Р 42

■ 54

10

20

30

40

50

60

Рис. 7. Результаты ответа на вопрос «Что удерживает от употребления наркотиков?» ( в %).

Большинство респондентов осознанно негативно относится к употреблению наркотических веществ, что говорит о наличии конструктивной иерархии жизненных ценностей, интересов и стремлении сделать свою жизнь лучше. В частности, население Курской области в качестве основных ценностей для себя определяют здоровье, счастливую семейную жизнь, материально-обеспеченную жизнь и интересную работу.

По мнению респондентов, одними из главных причин распространения наркомании являются «моральная деградация общества», «неудовлетворенность жизнью», «социальное неблагополучие», «излишняя свобода» и «отсутствие организованного досуга», «безработица» и «влияние наркобизнеса».

Гораздо менее значительны, по мнению респондентов, такие факторы как «плохая работа правоохранительных органов», «слабость профилактической работы». Значительная часть респондентов отмечает осознанное отрицательное отношение к употреблению наркотиков.

Большинство респондентов указывают на то, что в их населенном пункте недостаточно возможностей для интересного провождения времени. К досуговым центрам, дополнительно необходимым для интересного времяпрепровождения, наибольшая часть респондентов относит, в первую очередь, «новые парки, зеленые территории», «бассейны», «новые спортивные клубы». Все это указывает на стремление к поддержанию здорового образа жизни и подтверждает то, что главной ценностью для нашего населения является «здоровье».

Таким образом, для сохранения мотивации к здоровому образу жизни, спортивной и творческой деятельности, необходимо заниматься организацией досуга молодежи, создавать различные спортивные секции, кружки по интересам, организовывать мероприятия спортивного характера[4].

И, тем не менее, из общего количества опрошенных респондентов 4% признались в том, что «употребляли ранее

или употребляют в настоящее время наркотические средства». При этом 37 человек из них «пробовали наркотики только один или несколько раз и больше не употребляли». Основными причинами, которые привели к употреблению наркотиков, стали «интерес», «любопытство», «компания», «личные и семейные проблемы», «от нечего делать», «ради получения удовольствия».

Респонденты указали на то, что самым распространенным возрастом, в котором они впервые попробовали наркотики, является возраст от 16 до 29 лет.

Наиболее распространенный способ получения наркотиков для респондентов, пожелавших ответить на данный вопрос, являются «покупка» и «угощение».

Впервые пробовали наркотики на отдыхе либо в компании друзей, так же большое количество респондентов попробовали наркотики в клубах, на дискотеках, что еще раз указывает на необходимость 89

осуществления особого контроля за деятельностью данных учреждений.

При анализе уровня профилактической деятельности в регионе следует обратить внимание на то, что за последние 2 года 814 человека ни разу не сталкивались с беседами с родителями учащихся, 737 человека - с выступлениями бывших наркоманов, хотя считают их очень действенными мерами, по крайней мере, привлекающими внимание к данной проблеме, 725 человек не сталкивались со статьями в прессе и буклетами, брошюрами о наркотиках [5].

Профилактическую работу с молодежью следует осуществлять на нескольких уровнях, продолжив положительно зарекомендовавшую себя практику проведения учебно-воспитательных бесед, в том числе с участием наркологов, психологов, сотрудников правоохранительной службы, с детьми и их родителями в образовательных учреждениях, и заканчивая антинаркотической рекламой с применением средств массовой информации и Интернета, проведением антинаркотиче- №1 (10) 2018 ских областных акций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорова А.В. Пропаганда распространения наркотиков, как социальная и медицинская проблема современного общества / А.В. Егорова, Э.А. Юминов, Н.Д. Мисюкевич, О.В. Пешиков // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №1. - С. 25 - 29.

2. Захаров Ю.А. Подростки «группы риска» / Ю.А. Захаров // Воспитание школьников. - 2000. - № 4. - С. 29-35.

3. Нахимова Я.Н. Социальные установки молодежи на употребление наркотиков и профилактика наркомании / Я.Н. Нахимо-

ва, Г.Ф. Ромашкина // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 4. - С. 138 160. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-6-138-160.

4. Родина И.Ю. Здоровый образ жизни как направление профилактики наркозависимости / И.Ю. Родина // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2010. - №20.

5. Шульгина Т.А. Социологический анализ отношения населения Курской области к антинаркотической политике / Т.А. Шульгина, А.Г. Падычева // Коллекция гуманитарных исследований. - 2016. -№ 2. С. 89-93. URL: http://j-chr.com/ (дата обращения: 11.01.2018).

90

THE INFLUENCE OF SOCIAL FACTORS ON THE USE OF DRUGS IN THE YOUTH ENVIRONMENT ON THE EXAMPLE OF THE KURSK REGION

© Tatyana A. Shulgina, Svetlana V. Cherney, Natalia A. Ketova, Elena A. Kovaleva

Shulgina Tatyana A. - Vice-Rector for Educational Work, Social Development and Public Relations, Head of Social Work and Life Safety Department, Kursk State Medical University. E-mail: ShulginaTA@kursksmu.net

Cherney Svetlana V. - senior lecturer of the Department of Social Work and Life Safety,of the Kursk State Medical University/ E-mail: SazonovaSV@kursksmu.net

Ketova Natalia A. - Assistant of the Department of Social Work and Life Safety, The head of the social center of the Kursk State Medical University. E-mail: natalek030573@mail.ru

Kovaleva Elena A. - specialist of the pre-university training center of the Kursk State Medical University.

E-mail: KovalevaEA @kursksmu.net

Address: K. Marks-st, 3, Kursk, 305041, Russian Federation

Abstract

The article presents the results of a study of the influence of social factors on drug use among young people on the example of the Kursk region; the attitude of young people to the problems of drug addiction is analyzed; we consider preventive work and the organization of free time in the youth environment.

Keywords: drug addiction, youth environment, factors of drug addiction, preven-№1 (10) 2018 tion of drug addiction, a healthy lifestyle, the attitude of the population towards the anti-www.j-chr.com drug policy.

REFERENCE

1. Yegorova Л.У. Propaganda rasprostraneniya паг-^Шо^ как sotsial'naya i meditsinskaya ргоЫета sovremennogo obshchestva / Л.У. Yegorova, Е.Л. Yummov, N.D. Misyukevich, О.У. Peshikov // Vestnik Soveta molodykh uchonykh i spetsialistov Йе1уаЫп-skoy oblasti. - 2014. - №1. - S. 25 - 29.

2. Zakharov YU.A. Podrostki «gruppy riska» / ЖЛ. Zakharov // Vospitaniye shkol'nikov. - 2000. - № 4. - S. 29-35.

3. Nakhimova УЛ.^ Sotsial'nyye ustanovki то1о-dezhi па upotrebleniye narkotikov i profilaktika шг-komanii / YЛ.N. Nakhimova, G.F. Romashkina //

Obrazovaniye i nauka. - 2017. - Т. 19, № 4. - S. 138-160. 001: 10.17853/1994-5639-2017-6-138-160.

4. Rodina 1.Ш Zdorovyy obraz zhizni kak парга^-leniye profilaktiki narkozavisimosti / 1.Ж Rodina // Izvestiya PGU im. V.G. Belinskogo. - 2010. - №20.

5. Shul'gina Т.Л. Sotsiologicheskiy analiz otnosh-eniya naseleniya Kurskoy oblasti k antinarkotiches-^у politike / Т.Л. Shul'gina, Л^. Padycheva // Ко11е-ktsiya gumanitamykh issledovaniy. - 2016. - № 2. S. 89-93. URL: http://j-chr.com/ (data obrashcheniya: 11.01.2018).

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.