Научная статья на тему 'Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками'

Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2852
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / ЭМОТИВНОСТЬ / ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васягина Наталия Николаевна

Усиливающийся сегодня интерес к индивидуальности ребенка, развитию его активной, социально-ориентированной позиции, обуславливает необходимость обоснования психологических факторов, задающих соответствующий требованиям времени вектор личностного развития дошкольника. В настоящей работе мы исходим из убежденности в том, что развитие социально-активной и социализированной личности невозможно без учета особенностей эмоциональной сферы, и в первую очередь социальных эмоций. Эмоциональные переживания играют важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, от того как ребенок чувствует себя в коллективе взрослых и сверстников во многом зависит психическое здоровье, что может в дальнейшем отразится на его жизни в целом. С другой социальные эмоции оказывают значительное влияние на процесс формирования мотивов и ценностных ориентаций личности и, являясь одной из доминант «Я-концепции», регулируют отношение ребенка к внешнему миру, характер его общения со взрослыми и сверстниками, направляя и корректируя этот процесс. Будучи одним из важнейших регуляторов поведения, социальные эмоции направляют процесс социализации и аккультурации детей, помогают их вхождению в мир взрослых. Особенно важное значение имеет иссле-дование роли социальных эмоций в развитии общения у детей дошкольного возраста, так как индивидуальный стиль общения начинает складываться именно в этот период, а трудности и отклонения в развитии мотивации общения, возникающие в раннем и дошкольном возрасте, практически не корректируются в дальнейшем в отличии от нарушений когнитивных и поведенческих компонентов общения. Целью настоящего исследования явилось изучение влияния социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками. Эмпирическое исследование осуществлялась в два этапа. На первом этапе были изучены индивидуальные особенности эмоциональной сферы дошкольников, выявлены связи между уровнем развития социальных эмоций и отдельными параметрами базовых эмоций, изучена связь социальных и базовых эмоций с характером общения (стиль общения, статусная позиция в группе) дошкольников со сверстниками. Второй этап был реализован в виде формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент был направлен на развитие у дошкольников социальных эмоций, путем включения детей в систему заданных взрослыми эмоциональных эталонов. При формировании содержательной стороны эмоциональных эталонов мы использовали игры на основе литературных произведений и составленных нами сказок, в процессе которых дети совместно со взрослыми анализировали внешние особенности и личностные качества героев. Для формирования отношения дошкольников к полученным знаниям, мы включали дошкольников в продуктивную творческую деятельность (рисование, режиссерские игры, модификация методики Л.С.Венгера “Две игрушки”). Подводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, в основе социально-ориентированной позиции дошкольника, определяющей характер его общения является формирование у детей социальных эмоций, которые опосредуют отношения с обществом, определяя таким образом процесс вхождения ребёнка в социум, в том числе и группу сверстников. Полученные с работе материалы показали, что в развитии социальных эмоций в дошкольном возрасте можно выделить четыре уровня, причем наиболее распространенным является уровень, характеризующийся наличием у детей определённых знаний о нормах, ценностях, идеалах, оценках, принятых в обществе, но недостаточно сформированным эмоциональным отношением к ним. Таким образом эти знания не являются реально дейтсвующими мотивами их поведения. На развитие социальных эмоций в дошкольном возрасте большое влияние оказывает эмотивность детей. Высокого уровня в развитии социальных эмоций, чаще других, достигают дети, имеющие низкий порог эмоциональной реакции. Форма и направленность эмоций не оказывают такого прямого влияния, так как при определенных индивиудальных качествах (высокий интеллект, рефлексивность, доброжелательное отношение к окружающим и т.д.) закрытая форма не только не препятсвует. но и способствует развитию социальных эмоций. Статусное место дошкольников в группе сверстников определяется в первую очередь эмотивностью детей. При этом на передний план выдвигаются такие её характеристики как низкий порог, открытая форма и высокий уровень эмпатии. Умение сопереживать, сочувствовать, понимать переживания сверстника, также как умение заразить сверстников своим эмоциональным состоянием, вызвать к себе положительную ответную эмоцию, являются наиболее значимыми для детей дошкольного возраста при их социометрическом выборе. Влияние индивидуальных психологических особенностей на статус определяется позицией ребёнка по отношению к сверстнику, а также его поведением в конфликтной ситуации. Лидирующее положение занимают дети с адекватной, высокой самооценкой, стремлением к доминированию, отсутвием фиксации на препятствиях и умением разрешать возникающие конфликты в социально дозволенных рамках. В дошкольном возрасте намечается тенденция к ориентации при социометрическом выборе, на социально значимые ценности, оценки. Высокое статусное место начинают занимать не только эмоционально привлекательные дети, но и дети, овладевшие социальными эмоциональными эталонами, вследствие чего их поведение отличается нормативностью и направленностью на контакт с окружающими. Характер общения дошкольников со сверстниками зависит в первую очередь от уровня развития у них социальных эмоций. Все дети с высоким уровнем социальных эмоций не только занимают высокое статусное место в группе, но и имеют адекватный стиль общения с ровесниками. При этом на передний план выдвигается содержательная сторона социального эталона, которая лежит в основе развития навыков социального общения, а также активности при взаимодействии с ровесниками и позитивного отношения к ним. Низкий уровень развития социальных эмоций препятствует развитию и нормализации общения, приводит к активному отторжению ребенка сверстниками. Влияние индивидуальных психологических особенностей на характер общения дошкольников со сверстниками заключается прежде всего в том, что они определяют степень активности во взаимоотношениях со сверстниками и умение находить выход из конфликтных ситуаций. При этом наиболее благоприятным оказывается сочетание выской самооценки, стремления к доминированию и адекватности. Меньше других факторов, на характер общения со сверстниками, оказывает влияние эмотивность детей, которая оказывает влияние на статусное место ребёнка в группе детского сада, определяет позитивное отношение к общению с ровесниками, но не лежит в основе развития социальных навыков общения. Предложенная нами методика формирования у дошкольников социальных эмоций путем включения ребёнка в систему заданных взрослыми эмоциональных эталонов, среди которых ведущее место занимают правила и нормы поведения, оценочные категории оказала значительное влияние на повышение уровня развития социальных эмоций у детей. Полученные в формирующем эксперименте данные показали, что специально организованное обучение, направленное на формирование у детей социальных эмоциональных эталонов, оказывает влияние и на их характер общения со сверстниками. Овладев социальными нормами и правилами поведения, дошкольники приобретают навыки социального общения, становятся активными членами своей группы, что превращает процесс их социализации в сознательно мотивируемую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васягина Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками»

Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками

Васягина Наталия Николаевна

Уральский государственный педагогический университет, г.

Екатеринбург

Ключевые слова:

социальные эмоции, эмотивность, характер общения со сверстниками, социализация, личностное развитие дошкольника.

Усиливающийся сегодня интерес к индивидуальности ребенка, развитию его активной, социально-ориентированной позиции, обуславливает необходимость обоснования психологических факторов, задающих соответствующий требованиям времени вектор личностного развития дошкольника. В настоящей работе мы исходим из убежденности в том, что развитие социально-активной и социализированной личности невозможно без учета особенностей эмоциональной сферы, и в первую очередь социальных эмоций. Эмоциональные переживания играют важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, от того как ребенок чувствует себя в коллективе взрослых и сверстников во многом зависит психическое здоровье, что может в дальнейшем отразится на его жизни в целом. С другой - социальные эмоции оказывают значительное влияние на процесс формирования мотивов и ценностных ориентаций личности и, являясь одной из доминант «Я-концепции», регулируют отношение ребенка к внешнему миру, характер его общения со взрослыми и сверстниками, направляя и корректируя этот процесс. Будучи одним из важнейших регуляторов поведения, социальные эмоции направляют процесс социализации и аккультурации детей, помогают их вхождению в мир взрослых. Особенно важное значение имеет иссле-дование роли социальных эмоций в развитии общения у детей дошкольного возраста, так как индивидуальный стиль общения начинает складываться именно в этот период, а трудности и отклонения в развитии мотивации общения, возникающие в раннем и дошкольном возрасте, практически не корректируются в дальнейшем в отличии от нарушений когнитивных и поведенческих компонентов общения. Целью настоящего исследования явилось изучение влияния социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками. Эмпирическое исследование осуществлялась в два этапа. На первом этапе были изучены индивидуальные особенности эмоциональной сферы дошкольников, выявлены связи между уровнем развития социальных эмоций и отдельными параметрами базовых эмоций, изучена связь социальных и базовых эмоций с характером общения (стиль общения, статусная позиция в группе) дошкольников со сверстниками. Второй этап был реализован в виде формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент был направлен на развитие у дошкольников социальных эмоций, путем включения детей в систему заданных взрослыми эмоциональных эталонов. При формировании содержательной стороны эмоциональных эталонов мы использовали игры на основе литературных произведений и составленных нами сказок, в процессе которых дети совместно со взрослыми анализировали внешние особенности и личностные качества героев. Для формирования отношения дошкольников к полученным знаниям, мы включали дошкольников в продуктивную творческую деятельность (рисование, режиссерские игры, модификация методики Л.С.Венгера "Две игрушки"). Подводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, в основе социально-ориентированной позиции дошкольника, определяющей характер его общения является формирование у детей социальных эмоций, которые опосредуют отношения с обществом, определяя таким образом процесс вхождения ребёнка в социум, в том числе и группу сверстников. Полученные с работе материалы показали, что в развитии социальных эмоций в дошкольном возрасте можно выделить четыре уровня, причем наиболее распространенным является уровень, характеризующийся наличием у детей определённых знаний о нормах, ценностях, идеалах, оценках, принятых в обществе, но недостаточно сформированным эмоциональным отношением к ним. Таким образом эти знания не являются реально дейтсвующими мотивами их поведения. На развитие социальных эмоций в дошкольном возрасте большое влияние оказывает эмотивность детей. Высокого уровня в развитии социальных эмоций, чаще других, достигают дети, имеющие низкий порог эмоциональной

реакции. Форма и направленность эмоций не оказывают такого прямого влияния, так как при определенных индивиудальных качествах (высокий интеллект, рефлексивность, доброжелательное отношение к окружающим и т.д.) закрытая форма не только не препятсвует. но и способствует развитию социальных эмоций. Статусное место дошкольников в группе сверстников определяется в первую очередь эмотивностью детей. При этом на передний план выдвигаются такие её характеристики как низкий порог, открытая форма и высокий уровень эмпатии. Умение сопереживать, сочувствовать, понимать переживания сверстника, также как умение заразить сверстников своим эмоциональным состоянием, вызвать к себе положительную ответную эмоцию, являются наиболее значимыми для детей дошкольного возраста при их социометрическом выборе. Влияние индивидуальных психологических особенностей на статус определяется позицией ребёнка по отношению к сверстнику, а также его поведением в конфликтной ситуации. Лидирующее положение занимают дети с адекватной, высокой самооценкой, стремлением к доминированию, отсутвием фиксации на препятствиях и умением разрешать возникающие конфликты в социально дозволенных рамках. В дошкольном возрасте намечается тенденция к ориентации при социометрическом выборе, на социально значимые ценности, оценки. Высокое статусное место начинают занимать не только эмоционально привлекательные дети, но и дети, овладевшие социальными эмоциональными эталонами, вследствие чего их поведение отличается нормативностью и направленностью на контакт с окружающими. Характер общения дошкольников со сверстниками зависит в первую очередь от уровня развития у них социальных эмоций. Все дети с высоким уровнем социальных эмоций не только занимают высокое статусное место в группе, но и имеют адекватный стиль общения с ровесниками. При этом на передний план выдвигается содержательная сторона социального эталона, которая лежит в основе развития навыков социального общения, а также активности при взаимодействии с ровесниками и позитивного отношения к ним. Низкий уровень развития социальных эмоций препятствует развитию и нормализации общения, приводит к активному отторжению ребенка сверстниками. Влияние индивидуальных психологических особенностей на характер общения дошкольников со сверстниками заключается прежде всего в том, что они определяют степень активности во взаимоотношениях со сверстниками и умение находить выход из конфликтных ситуаций. При этом наиболее благоприятным оказывается сочетание выской самооценки, стремления к доминированию и адекватности. Меньше других факторов, на характер общения со сверстниками, оказывает влияние эмотивность детей, которая оказывает влияние на статусное место ребёнка в группе детского сада, определяет позитивное отношение к общению с ровесниками, но не лежит в основе развития социальных навыков общения. Предложенная нами методика формирования у дошкольников социальных эмоций путем включения ребёнка в систему заданных взрослыми эмоциональных эталонов, среди которых ведущее место занимают правила и нормы поведения, оценочные категории оказала значительное влияние на повышение уровня развития социальных эмоций у детей. Полученные в формирующем эксперименте данные показали, что специально организованное обучение, направленное на формирование у детей социальных эмоциональных эталонов, оказывает влияние и на их характер общения со сверстниками. Овладев социальными нормами и правилами поведения, дошкольники приобретают навыки социального общения, становятся активными членами своей группы, что превращает процесс их социализации в сознательно мотивируемую деятельность.

Список литературы:

Васягина Н.Н. 1997. Роль эмоций в формировании индивидуального стиля общения дошкольников со сверстниками: Автореф. дис.... канд.. психол. наук. / Москва.

Васягина Н.Н.2011. Обучение дошкольников социальным эмоциональ-ным эталонам // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург. С 18 -24.

1. Васягина Н.Н. 2009. Влияние индивидуальных особенностей на эмоциональную сферу личности // Оптимизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях: сб. науч. тр. / ШГПИ - Шадринск. С 112- 119.

2. ВыготскийЛ.С. 1984. Педология // Собр. соч. : в 6 т. / под ред. В. В. Давыдова. Москва. Т. 4. С. 111-187.

3. Кошелева А., В. Перегуда, О. Шаграева. 2003г. Эмоциональ-ное развитие дошкольников. Москва, 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.