Научная статья на тему 'Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками'

Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4611
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подымова Людмила Степановна, Ильина Светлана Владимировна

В данной статье рассмотрена проблема развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. Представлена развивающая программа и раскрыты результаты ее реализации. На основе проведенного исследования автором выделены психологические условия эффективного развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. Система личных отношений является эмоционально насыщенной для дошкольников, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка (Кобелева Г.Р. 2004. С. 5). В свою очередь, особенности эмоциональной сферы оказывают влияние на характер взаимоотношений детей, регулируют их общение. В старшем дошкольном возрасте все большее значение приобретают чувства, вызванные тем, насколько хорошо ребенок выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершенные им действия для других людей. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной аффективных реакций и переживаний. Неудовлетворенность общением со сверстниками ведет к развитию повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций у дошкольников (Стожарова М.Ю. 2007. с. 7). В свою очередь, накопившийся эмоциональный опыт определяет характер общения. Если дошкольник переживает негативные эмоции в процессе общения, то у него не складываются отношения со сверстниками, в их среде он неуспешен, что приводит к отрицательным эмоциям. Таким образом, ребенок попадает в замкнутый круг. Исходя из этого, целью нашего исследования было изучение психологических условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. В исследовании использовались следующие методы: экспертная оценка уровня сформированности коммуникативных качеств дошкольников (Р.Г. Кобелева); социометрия для дошкольников "Два домика" (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков); линейная шкала, для определения уровня агрессивности (Р.Г. Кобелева); модифицированный тест тревожности (Р. Тэммла, М.Дорки, В. Амен); модифицированный рисуночный тест "В детском саду" (Р.В. Овчарова); модифицированный эмоционально личностный тест "Сказка" (Л. Дюсс); цветовой тест Люшера. С целью подтверждения сделанных выводов нами использовались также методы качественного и количественного анализа полученных данных (в том числе и методы математической статистики: критерий Фишера, коэффициент корреляции Ч. Спирмена). Экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23» г. Курска. Экспериментальную выборку составили 115 детей старшего дошкольного возраста. Комплекс взаимодополняющих методов исследования позволил выделить в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками такие проблемы как: агрессивность, тревожность, закрепление негативных эмоций. Основным источником отрицательных эмоциональных состояний является недовольство сложившимися отношениями со сверстниками, чувство недооцененности и отстраненности. Следовательно, остаются неудовлетворенными основные коммуникативные потребности общения старших дошкольников со сверстниками: потребность в признании, уважении и сотрудничестве с другими детьми. В ходе исследования были выявлены следующие особенности эмоциональной сферы дошкольников в процессе общения со сверстниками: а) неудовлетворенность сложившимися отношениями со сверстниками является одним из основных источником отрицательных эмоций старших дошкольников. б) детям с низким уровнем коммуникативных умений или с низким социометрическим статусом присуща более высокая степень агрессивности; в) старшие дошкольники испытывают тревожность, связанную с общением со сверстниками, не зависимо от уровня сформированности у них коммуникативных умений и социометрического статуса. Для развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками нами была разработана и реализована программа, направленная на решение следующих задач: расширение представлений детей об эмоциях, развитие эмоциональной и поведенческой произвольности; обогащение знаниями о средствах общения, развитие инициативности в общении и умения выбирать конструктивные решения проблемных ситуаций; коррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников (тревожность, агрессивность, импульсивность, неудовлетворенность взаимоотношениями); создание условий для приобретения ребенком положительного опыта общения со сверстниками и обогащения эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями. В структуре развивающей программы нами были выделены четыре взаимосвязанных блока. Так, например, первый блок включает в себя упражнения, направленные на формирование уверенности в себе, развитие позитивного отношения к себе и т.д. Упражнения второго блока направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, средств общения и передачи эмоциональных состояний; осознание своих эмоций и распознание эмоциональных состояний других; коррекция агрессивности и тревожности и т.д. Третий блок программы включает игры, способствующие развитию навыков совместной деятельности, чувства общности, умения применять нормы и правила общения, навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях и т.д. В четвертом блоке подобраны игровые задания, направленные на обучение детей открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами; обучение конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием и т.п. В процессе реализации программы нами использовались различные методы: подвижные, сюжетно-ролевые, парные и групповые игры, игры-ассоциации, психогимнастика, разнообразные этюды и упражнения, элементы изотерапии, беседы, чтение и обсуждение литературных произведений, разыгрывание и придумывание окончаний предлагаемых историй, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения. Анализ динамики развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками экспериментальной выборки продемонстрировал следующие результаты. Статистически значимо увеличилось число дошкольников с высоким уровнем коммуникативных умений (Fэмп = 2, 96 при р ≤ 0,05). Дети стали более успешно применять нормы и правила общения, они легче вступают в контакт с окружающими сверстниками, более активны в процессе общения. В своих взаимоотношениях чаще проявляют положительные эмоции при решении конфликтных ситуаций, умеют подчинять свои желания интересам других, слушать партнера, находить тему беседы. Повышение уровня сформированности коммуникативных умений способствовало улучшению социометрического статуса детей экспериментальной группы. Можно отметить улучшение взаимоотношений дошкольников, увеличение числа успешных в общении детей. Количество же детей, попавших в категорию «аутсайдеров» сократилось. Произошедшее увеличение количества детей успешных в кругу сверстников статистически значимо ( Fэмп = 2,1 при р ≤ 0,05). Эмпирические данные показали тенденцию к снижению агрессивности (Fэмп = 1,9 при р ≤ 0,05). Агрессивность не является способом удовлетворения коммуникативной потребности, дети могут заинтересовать сверстника, найти адекватный способ разрешения конфликтной ситуации, что способствует положительному восприятию общения с другими детьми. Дошкольники реже проявляют упрямство, вспыльчивость, приступы гнева, желание обидеть. Реализованная нами программа позволила снизить показатели тревожности старших дошкольников по отношению к сверстникам. В кругу своих сверстников дети стали чувствовать себя более комфортно и уверенно, они удовлетворены складывающимися отношениями, интерес к сверстникам возрос, их общение наполнилось положительными эмоциями. Однако, независимо от своего положения в системе отношений со сверстниками, дети нуждаются в постоянном подтверждении своей значимости и успешности, в понимании, сопереживании со стороны сверстников. Дошкольникам необходимо чувствовать свою включенность в группу сверстников. Результаты исследования показали, что: эмоциональные состояния дошкольников оказывают влияние на продуктивность общения со сверстниками; развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками определяется типом ситуативного общения и сложившимся опытом общения со сверстниками, умением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, социометрическим статусом дошкольника в группе, способностью к саморегуляции эмоциональных состояний. развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками эффективно при реализации следующих психологических условий: использование игр и упражнений на обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольников; приобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстниками; развитие у старших дошкольников уверенности в себе; преодоление негативных эмоциональных состояний дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Подымова Людмила Степановна, Ильина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками»

Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со

сверстниками

Подымова Людмила Степановна, Ильина Светлана Владимировна

Московский педагогический государственный университет,

Москва

Ключевые слова:

Эмоциональная и коммуникативная сферы дошкольников

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. Представлена развивающая программа и раскрыты результаты ее реализации. На основе проведенного исследования автором выделены психологические условия эффективного развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.

Система личных отношений является эмоционально насыщенной для дошкольников, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка (Кобелева Г.Р. 2004. С. 5). В свою очередь, особенности эмоциональной сферы оказывают влияние на характер взаимоотношений детей, регулируют их общение. В старшем дошкольном возрасте все большее значение приобретают чувства, вызванные тем, насколько хорошо ребенок выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершенные им действия для других людей.

Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной аффективных реакций и переживаний. Неудовлетворенность общением со сверстниками ведет к развитию повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций у дошкольников (Стожарова М.Ю. 2007. с. 7).

В свою очередь, накопившийся эмоциональный опыт определяет характер общения. Если дошкольник переживает негативные эмоции в процессе общения, то у него не складываются отношения со сверстниками, в их среде он неуспешен, что приводит к отрицательным эмоциям.

Таким образом, ребенок попадает в замкнутый круг. Исходя из этого, целью нашего исследования было изучение психологических условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками.

В исследовании использовались следующие методы: экспертная оценка уровня сформированности коммуникативных качеств дошкольников (Р.Г. Кобелева); социометрия для дошкольников "Два домика" (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков); линейная шкала, для определения уровня агрессивности (Р.Г. Кобелева); модифицированный тест тревожности (Р. Тэммла, М.Дорки, В. Амен); модифицированный рисуночный тест "В детском саду" (Р.В. Овчарова); модифицированный эмоционально - личностный тест "Сказка" (Л. Дюсс); цветовой тест Люшера.

С целью подтверждения сделанных выводов нами использовались также методы качественного и количественного анализа полученных данных (в том числе и методы математической статистики: критерий Фишера, коэффициент корреляции Ч. Спирмена).

Экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23» г. Курска. Экспериментальную выборку составили 115 детей старшего дошкольного возраста. Комплекс взаимодополняющих методов исследования позволил выделить в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками такие проблемы как: агрессивность, тревожность, закрепление негативных

эмоций.

Основным источником отрицательных эмоциональных состояний является недовольство сложившимися отношениями со сверстниками, чувство недооцененности и отстраненности. Следовательно, остаются неудовлетворенными основные коммуникативные потребности общения старших дошкольников со сверстниками: потребность в признании, уважении и сотрудничестве с другими детьми.

В ходе исследования были выявлены следующие особенности эмоциональной сферы дошкольников в процессе общения со сверстниками:

а) неудовлетворенность сложившимися отношениями со сверстниками является одним из основных источником отрицательных эмоций старших дошкольников.

б) детям с низким уровнем коммуникативных умений или с низким социометрическим статусом присуща более высокая степень агрессивности;

в) старшие дошкольники испытывают тревожность, связанную с общением со сверстниками, не зависимо от уровня сформированности у них коммуникативных умений и социометрического статуса.

Для развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками нами была разработана и реализована программа, направленная на решение следующих задач: расширение представлений детей об эмоциях, развитие эмоциональной и поведенческой произвольности; обогащение знаниями о средствах общения, развитие инициативности в общении и умения выбирать конструктивные решения проблемных ситуаций; коррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников (тревожность, агрессивность, импульсивность, неудовлетворенность взаимоотношениями); создание условий для приобретения ребенком положительного опыта общения со сверстниками и обогащения эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

В структуре развивающей программы нами были выделены четыре взаимосвязанных блока. Так, например, первый блок включает в себя упражнения, направленные на формирование уверенности в себе, развитие позитивного отношения к себе и т.д.

Упражнения второго блока направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, средств общения и передачи эмоциональных состояний; осознание своих эмоций и распознание эмоциональных состояний других; коррекция агрессивности и тревожности и т.д.

Третий блок программы включает игры, способствующие развитию навыков совместной деятельности, чувства общности, умения применять нормы и правила общения, навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях и т.д.

В четвертом блоке подобраны игровые задания, направленные на обучение детей открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами; обучение конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием и т.п.

В процессе реализации программы нами использовались различные методы: подвижные, сюжетно-ролевые, парные и групповые игры, игры-ассоциации, психогимнастика, разнообразные этюды и упражнения, элементы изотерапии, беседы, чтение и обсуждение литературных произведений, разыгрывание и придумывание окончаний предлагаемых историй, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения.

Анализ динамики развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками экспериментальной выборки продемонстрировал следующие результаты. Статистически значимо увеличилось число дошкольников с высоким уровнем коммуникативных умений ^эмп = 2, 96 при р □ 0,05). Дети стали более успешно применять нормы и правила общения, они легче вступают в контакт с окружающими сверстниками, более активны в процессе общения. В своих взаимоотношениях чаще проявляют положительные эмоции при решении конфликтных ситуаций, умеют подчинять свои желания интересам других, слушать партнера, находить тему беседы.

Повышение уровня сформированности коммуникативных умений способствовало улучшению социометрического статуса детей экспериментальной группы. Можно отметить улучшение взаимоотношений дошкольников, увеличение числа успешных в общении детей. Количество же детей, попавших в категорию «аутсайдеров» сократилось.

Произошедшее увеличение количества детей успешных в кругу сверстников статистически значимо ( Fэмп = 2,1 при р □ 0,05). Эмпирические данные показали тенденцию к снижению агрессивности ^эмп = 1,9 при р □ 0,05). Агрессивность не является способом удовлетворения коммуникативной потребности, дети могут заинтересовать сверстника, найти адекватный способ разрешения конфликтной ситуации, что способствует положительному восприятию общения с другими детьми. Дошкольники реже проявляют упрямство, вспыльчивость, приступы гнева, желание обидеть.

Реализованная нами программа позволила снизить показатели тревожности старших дошкольников по отношению к сверстникам. В кругу своих сверстников дети стали чувствовать себя более комфортно и уверенно, они удовлетворены складывающимися отношениями, интерес к сверстникам возрос, их общение наполнилось положительными эмоциями. Однако, независимо от своего положения в системе отношений со сверстниками, дети нуждаются в постоянном подтверждении своей значимости и успешности, в понимании, сопереживании со стороны сверстников. Дошкольникам необходимо чувствовать свою включенность в группу сверстников.

Результаты исследования показали, что: - эмоциональные состояния дошкольников оказывают влияние на продуктивность общения со сверстниками; - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками определяется типом ситуативного общения и сложившимся опытом общения со сверстниками, умением выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций в процессе общения, социометрическим статусом дошкольника в группе, способностью к саморегуляции эмоциональных состояний. - развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками эффективно при реализации следующих психологических условий: использование игр и упражнений на обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольников; приобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстниками; развитие у старших дошкольников уверенности в себе; преодоление негативных эмоциональных состояний дошкольников.

Список литературы:

1. Кобелева Г.Р. 2004. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего

дошкольного возраста в образовательном процессе.: Дис. ... канд. псих. наук. - Самара.

2. Стожарова М.Ю. 2007. Формирование психологического здоровья дошкольников / Под. ред. М.Ю. Стожаровой - Ростов - на - Дону - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.