REFERENCES
1. Glotochkin, A.D. (1964), The formation of relations in a military collective (platoon, company) based on the requirements of military regulations, dissertation, Moscow.
2. Kovalev, V.I. (2002), Psychological conditions of optimization of interpersonal relations of officers of units of Land forces, dissertation, Moscow.
3. Krasovskaya, A.E. (2009), The Psychological compatibility of the junior commanders of cadet divisions as mutual satisfaction with interpersonal relationships, dissertation, Moscow.
4. Kruk, V.M. (1988), Prevention of non-statutory relations of conscripts in the primary military team (Socio-psychological study), dissertation, Moscow.
5. Tarasov, M.V. (2002), Social and psychological conditions of development of culture of interpersonal relations of cadets during the educational process, dissertation, Moscow.
6. Cherepanov, A.S. (2012), Peculiarities of relations sergeants serving under contract, with subordinate soldiers, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.09.2018
УДК 159.972
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ВЕРОЯТНОСТИ КОНТЕКСТА НА ОБОБЩЕНИЕ ПРИ ШИЗОТИПИЧЕСКОМ РАССТРОЙСТВЕ
Юлия Владимировна Чебакова, кандидат психологических наук, Алексей Юрьевич
Паршуков, Московский институт психоанализа (МИП); Ольга Сергеевна Секова, магистрант, Университет «Синергия», г. Москва
Аннотация
Изучение механизмов нарушения обработки социального контекста у больных шизотипическим расстройством является актуальным для решения вопросов дифференциальной диагностики. Применялся модифицированный вариант экспериментальной методики «Исключение предметов» с варьированием степени социальной вероятности контекста (условий задания). Показано, что пациенты с шизотипическим расстройством обнаруживают чувствительность к искажению привычной социальной семантики и легко прибегают к «химеризации» и «химерному» обобщению.
Ключевые слова: шизотипическое расстройство, контекстная обработка, обобщение, латентный признак, «химеризация».
INFLUENCE OF SOCIAL PROBABILITY OF CONTEXT ON GENERALIZATION DURING SCHIZOTYPAL DISORDER
Yuliya Vladimirovna Chebakova, the candidate of psychological sciences, Aleksey Yuryevich
Parshukov, Moscow Institute of Psychoanalyze; Olga Sergeevna Sekova, the master student,
Synergy University, Moscow
Annotation
The study of the mechanisms of impairment of the processing of social context in patients with schizotypal disorder is relevant for solving problems of differential diagnosis. The authors applied the modified variant of experimental technique "Exclusion of objects" with varying degrees of the social probability of context (conditions of the task). It has been shown, that patients with schizotypal disorder are sensitive to distortion of the customary social semantics and easy resort to "chimerization" and "chimeric" generalization.
Keywords: schizotypal disorder, context processing, generalization, latent feature, "chimerization".
ВВЕДЕНИЕ
Шизотипическое расстройство относится к спектру эндогенных психических заболеваний и представляет комплексную клинико-психологическую проблему
дифференциальной диагностики, с одной стороны, от пограничной психической патологии, с другой, - приступообразно прогредиентных форм шизофрении. В решении указанной практической задачи важную роль играет определение механизмов нарушения процессов обобщения в их связи со спецификой социального опосредования, что в рамках отечественных исследований изучалось только в научной школе Полякова Ю.В. [1]. В зарубежном подходе модель когнитивных нарушений при шизофрении разрабатывается в рамках концепции контекстной обработки и context effect, представленной большим количеством современных публикаций. В целом в данных исследованиях, проведенных в рамках наиболее актуальной объяснительной модели социальной сети контекста [2; 3], показан дефицит обработки больными шизофренией специфического контекста (как социального, так и не социального), и в качестве центральных обсуждаются механизмы нарушения интеграции стимулов в связи с наличием нейрокогнитивного дефицита [4; 5; 6; 7].
Вопрос влияния социальной вероятности контекста на обобщение возникает в связи с необходимостью лучшего понимания условий и механизмов актуализации малосущественных с точки зрения социальной практики свойств предметов - так называемых латентных признаков как специфических маркеров когнитивного дефекта при заболеваниях шизофренического спектра. В зарубежных исследованиях показано, что специальная организация помогающих подсказок, актуализирующих упроченные социальные сценарии, улучшает контекстную обработку у больных шизофренией [5]. В отечественных работах научной школы Полякова Ю.Ф. выявлено, что респонденты с шизофренией лучше опознают «зашумленные» слухоречевые стимулы в задачах со средневероятным социальным контекстом, в то время как в высоковероятных и низковероятных социальных условиях их результаты не отличаются от контрольных [1]. Влияние степени социальной вероятности контекста на обобщение у больных шизотипическим расстройством ранее не изучалось.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование выполнено на базе психиатрической клинической больницы № 4 им. П.Б. Ганнушкина и научно-практического психоневрологического центра им. З.П. Соловьева. Участие в эксперименте являлось добровольным и анонимным. В исследовании приняли участие 82 человека, из них 20 больных шизотипическим расстройством, 12 мужчин и 8 женщин, в возрасте от 23 до 51 года (средний возраст 34,3); 20 больных параноидной шизофренией с умеренно выраженным психическим дефектом, 8 мужчин и 12 женщин, в возрасте от 18 до 57 лет (средний возраст 35,4); 42 респондента без психических заболеваний, 17 мужчин и 25 женщин, в возрасте от 22 до 54 лет (средний возраст 29,7). Двое испытуемых (1 мужчина и 1 женщина) в выборке больных параноидной шизофренией были исключены из анализа ввиду большого количества нецеленаправленных ответов.
Использовался модифицированный вариант методики «Исключение предметов» с тремя сериями проб, включающий 77 карточек. В настоящей статье будут представлены результаты по третьей серии проб с варьированием степени социальной вероятности контекста.
Задания третьей серии с условным названием «Химеры» предполагают двухальтер-нативный выбор стандартного обобщения на основе объективного признака при наличии в задании предмета(ов) с нестандартным социальным контекстом его использования (26 заданий). В данной серии «химерным» называется такой предмет, который или используется в своей социально нестандартной функции (например, кастрюля как головной убор), или в социально нестандартной ситуации, но в адекватной функции (например, резать хлеб ножницами). Третья серия разделена по степени социальной вероятности внешне заданного нестандартного контекста на высоковероятные (5 заданий), средневероятные (7 заданий), низковероятные (14 заданий) задания. Обобщение на основе «химерного» свойства предмета предполагает опору респондентов на нестандартные с точки зрения типичной социальной практики использования предметов объективные признаки.
В экспериментальной методике по третьей серии выделены следующие параметры анализа:
1. Тип «ключа»: объективный «ключ» (объединение на основании существенного объективного признака предметов - Obj); «химерное» объединение (объединение на основании «химерного» свойства, приобретаемого тремя обобщаемыми предметами за счет специально организованного внешнего контекста - Hob); «химерное» исключение (объединение на основании использования предметов по назначению - His).
2. Контекстная обработка: «химеризация» (выделение «химерного» свойства предмета - Him); фиксация на деталях контекста (обращение внимания респондента на детали контекста при обобщении - DK); смещение стимула (объединение предмета не на основании стимула, а дополнительной контекстной информации - Sm).
Также анализировались следующие дополнительные параметры: когнитивная дезорганизация (дезорганизация социально нестандартным «химерным» контекстом - Е1); не целенаправленность (потеря цели задания - Е2); общая непродуктивность (сумма показателей Е1 и Е2 - Еобщ).
Для количественного анализа результатов использовался статистический пакет STATISTIKA 8. Применялись следующие статистические критерии: t-критерий Стью-дента; корреляционный анализ r-Пирсона. Корреляционный анализ проводился при уровне значимости р <0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Распределение ответов в серии 3 с учетом степени социальной вероятности контекста представлено на рисунке.
Рисунок - Доли ответов по различным параметрам экспериментальной методики в серии 3.
Как видно на рисунке, в заданиях серии 3 с низкой степенью «химеризации» значимых различий между группами по выбору «ключей» по типу Obj и Hob, а также по показателю контекстной обработки Him не выявлено. Доли параметра Obj составили 0,095, 0,080 и 0,156; Hob - 0,576, 0,600 и 0,544; Him - 0,633, 0,670 и 0,700 соответственно. Обнаружены статистически значимые различия по параметрам контекстной обработки Sm и DK между контрольной выборкой и группой больных с шизотипическим расстройством (р=0,033 и р=0,047 соответственно). Доли показателя Sm составили 0,057, 0, 010 и 0,033; DK - 0,043, 0 и 0,022 соответственно.
Корреляционный анализ ответов в заданиях серии 3 с низкой степенью «химериза-ции» в контрольной выборке обнаружил статистически значимые отрицательные
взаимосвязи параметров Hob и Sm (r=-0,383).
В заданиях со средней степенью социальной вероятности контекста в целом для всех групп заметно увеличение ответов по типу Obj и снижение показателей по параметрам Hob и Him. Если частоты попадания в объективный «ключ» во всех группах не различаются (доли равны 0,312, 0,231 и 0,262 соответственно), то показатели по параметрам Hob и Him значимо ниже в группе контроля по сравнению с выборкой пациентов с шизотипи-ческим расстройством (р=0,018 и р=0,018 соответственно), в отличие от больных параноидной шизофренией. Доли для параметра Hob составили 0,153, 0,276 и 0,175; Him - 0,225, 0,354 и 0,246 соответственно. Выявлено значимое снижение показателей по типу контекстной обработки Sm от контрольной выборки к пациентам с шизотипическим расстройством: доли составили 0,086, 0,032 (р=0,003) и 0,029 (р=0,012) соответственно. В группе больных параноидной шизофренией регистрируется значимое повышение ответов по типу когнитивной дезорганизации Е1 по сравнению со здоровыми респондентами (р=0,010). Доли показателя Е1 составили 0,003, 0,007 и 0,032 соответственно. Также у больных параноидной шизофренией в данной группе заданий выявлен самый высокий показатель общей непродуктивности, значимо превышающий аналогичный в контрольной выборке (р<0,001). Доли параметра Еобщ равны 0,010, 0,071 и 0,127 соответственно.
Корреляционный анализ ответов в заданиях серии 3 со средней степенью «химери-зации» в контрольной группе показал наличие статистически значимых отрицательных взаимосвязей параметров Obj и Sm (r=-0,558); в выборке пациентов с параноидной шизофренией - Obj и Еобщ (r=-0,474).
В заданиях серии 3 с высокой степенью «химеризации» регистрируется значимое снижение попадания в объективный «ключ» от контрольной выборки к группе больных с шизотипическим расстройством. Доли параметра Obj составили 0,351, 0,258 (на уровне статистической тенденции - р=0,009) и 0,236 (р=0,031) соответственно. По показателю контекстной обработки Him наблюдается обратная закономерность: доли равны 0,198, 0,286 (р=0,022) и 0,301 (р=0,010) соответственно. Частота ответов по типу Hob, как и в заданиях со средней степенью «химеризации», значимо выше, но на уровне статистической тенденции в группе больных с шизотипическим расстройством по сравнению с контрольной выборкой (р=0,075). Доли Hob составили 0,146, 0,208 и 0,159 соответственно. Как и в предыдущей группе заданий, обнаружено значимое снижение показателей по типу контекстной обработки Sm от контрольной выборки к пациентам с шизотипическим расстройством: доли составили 0,096, 0,036 (р=0,005) и 0,029 (р=0,001) соответственно. В группе больных параноидной шизофренией, как и в заданиях со средней степенью социальной вероятности контекста, отмечается значимое повышение ответов по типу когнитивной дезорганизации Е1 по сравнению со здоровыми респондентами (р=0,001). Частота показателя Е1 в данной группе заданий у параноидных больных увеличивается: доли составили 0, 0,007, 0,022 (р <0,001) и 0,040 соответственно. Также отмечается значимое повышение показателя общей непродуктивности от контрольной выборки к группе пациентов с параноидной шизофренией. Доли параметра Еобщ равны 0,005, 0,083 (р=0,001) и 0,119 (р <0,001) соответственно. Непродуктивность больных параноидной шизофренией в заданиях с низкой степенью социальной вероятности контекста несколько снижается в связи с повышением частоты ответов по типу «химерного» исключения His (0,159 против 0,127 в группе заданий со средней степенью «химеризации»).
Корреляционный анализ ответов в заданиях серии 3 с высокой степенью «химери-зации» в контрольной группе обнаружил статистически значимые отрицательные взаимосвязи параметров Obj и Sm (r=-0,375); в выборке больных обеих групп - параметров Obj и Еобщ (r=-0,494 для параноидных пациентов; r=-0,435 для шизотипических больных на уровне статистической тенденции); показателей Hob и показателя общей непродуктивности (r=-0,448 для параноидных пациентов; r=-0,432 для шизотипических больных - для обеих групп на уровне статистической тенденции).
В третьей серии внешний контекст предполагает варьирование его социальной вероятности. При разделении заданий по степени «химеризации» (социальной невероятности) контекста в целом по группам заметна следующая закономерность: доля параметра Obj увеличивается от «низкохимеризованных» к «высокохимеризованным» заданиям, показателей Hob и Him - наоборот, уменьшается. В заданиях с высокой социальной вероятностью контекста различия между тремя группами не обнаружены, кроме более частого предпочтения в контрольной выборке контекстной обработки по типу смещения стимула и фиксации на деталях контекста. В заданиях со средней степенью «химеризации» выявлены специфичные особенности для всех трех групп: в контрольной выборке респонденты прибегают к смещению стимула, что позволяет им оперировать привычной, социально-типовой семантикой; больные с шизотипическим расстройством «химеризируют» контекст и обобщают предметы на основе социально нестандартного свойства; у пациентов с параноидной шизофренией наблюдается нарушение процесса обобщения в форме когнитивной дезорганизации и нецеленаправленных ответов (показателя общей непродуктивности), что, вероятно, обусловлено их большим когнитивным дефицитом по сравнению с другой клинической группой. В «высокохимеризованных» заданиях обе клинические группы значимо реже по сравнению с контрольной выборкой попадают в объективный «ключ» и чаще дают непродуктивные ответы, что подтверждается данными корреляционного анализа. При этом больные шизофренией значимо в большей степени прибегают к «химеризации» контекста, тогда как группа контроля - к смещению стимула, что также подтверждает анализ статистически значимых корреляций. Интересно, что на уровне статистической тенденции только больные с шизотипическим расстройством в данной группе заданий продолжают чаще обобщать предметы на основе нестандартной социальной семантики. Полученные результаты согласуются с данными исследований, проведенных в школе Полякова Ю.Ф., согласно которым больные шизофренией лучше распознавали «за-шумленные» слухоречевые стимулы в заданиях со средней степенью социальной предсказуемости, тогда как в высоко- и низковероятных пробах их результаты не отличались от группы контроля [1]. Хотя наши данные сопоставимы с результатами отечественной патопсихологической школы, мы полагаем, что «химеризация» и «химерное» обобщение не связаны с актуализацией латентных признаков. Латентные признаки являются объективно присущими предмету, но скрытыми, второстепенными, свойствами; в наших же заданиях с варьированием социальной вероятности контекста нестандартная социальная семантика задается искусственно через специальное моделирование внешнего контекста. Различия механизмов актуализации латентных признаков и «химерного» обобщения нуждаются в дальнейшем, более детальном исследовании. На данный момент можно предполагать, что больные с шизотипическим расстройством более чувствительны к искажению привычной социальной семантики, что, на наш взгляд, можно рассматривать как специфический дефицит обработки социального контекста данной группой респондентов.
ВЫВОДЫ
Выявлены различные способы «обращения» с «химерным» контекстом в исследуемых группах: пациенты с шизотипическим расстройством обнаруживают чувствительность к искажению привычной социальной семантики и легко прибегают к «химеризации» и «химерному» обобщению; больные параноидной шизофренией дают ответы по типу когнитивной дезорганизации и нецеленаправленных ответов; здоровые респонденты используют смещение стимула, что позволяет им преодолевать «химеризацию» и оперировать привычной, социально-типовой семантикой.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-06-00830.
ЛИТЕРАТУРА
1. Критская, В.П. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание / В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1991. - 256 с. - ISBN 5-211-01492-8.
2. Ibanez, A. Contextual social cognition and the behavioral variant of frontotemporal dementia / A. Ibanez, F. Manes // Neurology. - 2012. - Т. 78. - № 17. - С. 1354-1362.
3. Baez, S. Contextual social cognition impairments in schizophrenia and bipolar disorder / S. Baez [et al.] // PLoS One. - 2013. -Т. 8. - № 3. - С. e57664.
4. Chung, Y.S. The effect of context processing on different aspects of social cognition in schizophrenia / Y.S. Chung, J.R. Mathews, D.M. Barch // Schizophrenia bulletin. - 2010. - Т. 37. - № 5. - С. 1048-1056.
5. An intact social cognitive process in schizophrenia: situational context effects on perception of facial affect / J. Lee [et al.] // Schizophrenia bulletin. - 2012. - Т. 39. - № 3. - С. 640-647.
6. Visual context processing in schizophrenia / E. Yang [et al.] // Clinical Psychological Science. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 5-15.
7. Green, M.F. Social cognition in schizophrenia / M.F. Green, W.P. Horan, J. Lee // Nature Reviews Neuroscience. - 2015. - Т. 16. - № 10. - С. 620-631.
REFERENCES
1. Kritskaya, V.P., Meleshko, T.K. and Polyakov, Yu.F. (1991), Pathology of mental activity in schizophrenia: motivation, communication, cognition, MSU, Moscow, ISBN 5-211-01492-8.
2. Ibanez, A. and Manes, F. (2012), "Contextual social cognition and the behavioral variant of frontotemporal dementia", Neurology, 2012, Vol. 78, No. 17, pp. 1354-1362.
3. Baez, S. et al. (2013), "Contextual social cognition impairments in schizophrenia and bipolar disorder", PLoS One, Vol. 8, No. 3, e57664.
4. Chung, Y.S., Mathews, J.R. and Barch, D.M. (2010), "The effect of context processing on different aspects of social cognition in schizophrenia", Schizophrenia bulletin, Vol. 37, No. 5, pp. 1048-1056.
5. Lee, J. et al. (2012), "An intact social cognitive process in schizophrenia: situational context effects on perception of facial affect", Schizophrenia bulletin, Vol. 39, No. 3, pp. 640-647.
6. Yang, E. et al. (2013), "Visual context processing in schizophrenia", Clinical Psychological Science, Vol. 1, No. 1, pp. 5-15.
7. Green, M.F., Horan, W.P. and Lee, J. (2015), "Social cognition in schizophrenia", Nature Reviews Neuroscience, Vol. 16, No. 10, pp. 620-631.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2018
УДК 796.01:159.9
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИИ В СПОРТЕ
Анатолий Иосифович Черных, доктор педагогических наук, профессор, Светлана Владимировна Коротько, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ), Краснодар
Аннотация
Широкие возможности применения психологических знаний существуют в области физического воспитания и спорта. Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и спортивных соревнований. Объектами изучения и практической работы спортивного психолога являются спортсмены, тренеры, процесс их взаимодействия, направленный на усвоение спортивных умений и повышение спортивного мастерства. Основные цели психологии спорта - изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Ключевые слова: психология, чувства, спорт, соревнования, психологические закономерности, команда, личность, тренировка, физическое воспитание, знания, эмоциональная память, психотип.