Научная статья на тему 'Креативность и шизотипические черты личности: специфика связи у немецких студентов нетворческих специальностей'

Креативность и шизотипические черты личности: специфика связи у немецких студентов нетворческих специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
937
126
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / ГИБКОСТЬ / БЕГЛОСТЬ / ШИЗОТИПИЯ / ШИЗОТИПИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильиных Анастасия Евгеньевна, Асанова Наталья Владимировна

В исследовании сделана попытка изучения связи креативности с шизотипическими чертами у лиц нетворческих профессий. Исследование проведено на выборке немецких студентов. Обнаружено, что негативные шизотипические черты отрицательно связаны с креативностью, за исключением шкалы «отсутствие близких друзей». Позитивные шизотипические черты имеют положительную связь с параметрами креативности. Выявлено, что у высококреативных людей могут проявляться трудности в социальной сфере, в установлении близких межличностных отношений. Эти результаты свидетельствуют о том, что связь креативности и шизотипических черт личности наблюдается также и среди людей нетворческих профессий. Однако данная связь имеет определенную специфику для позитивных и негативных шизотипических черт личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ильиных Анастасия Евгеньевна, Асанова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность и шизотипические черты личности: специфика связи у немецких студентов нетворческих специальностей»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.072.432

КРЕАТИВНОСТЬ И ШИЗОТИПИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ: СПЕЦИФИКА СВЯЗИ У НЕМЕЦКИХ СТУДЕНТОВ НЕТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Ильиных Анастасия Евгеньевна -

Doctor der Naturwissenschaften, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет E-mail: banyuhova@gmail.com

Асанова Наталья Владимировна -

ассистент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет E-mail: asanovan@ngs.ru

В исследовании сделана попытка изучения связи креативности с шизотипическими чертами у лиц нетворческих профессий. Исследование проведено на выборке немецких студентов. Обнаружено, что негативные шизотипические черты отрицательно связаны с креативностью, за исключением шкалы «отсутствие близких друзей». Позитивные шизотипические черты имеют положительную связь с параметрами креативности. Выявлено, что у высококреативных людей могут проявляться трудности в социальной сфере, в установлении близких межличностных отношений. Эти результаты свидетельствуют о том, что связь креативности и шизотипических черт личности наблюдается также и среди людей нетворческих профессий. Однако данная связь имеет определенную специфику для позитивных и негативных шизотипических черт личности. Ключевые слова: креативность, оригинальность, гибкость, беглость, шизотипия, шизотипические черты личности, культура.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-1 -73-79

Представление о связи креативности и психопатологии зародилось ещё в античности. По прошествии столетий это убеждение было развито и расширено многочисленными исследованиями. Преобладающей представляется точка зрения о положительной связи между психопатологией и креативностью. Стимулом к изучению этой связи послужили исследования, в которых было обнаружено, что творческие люди чаще других страдали психическими расстройствами [1, 2].

Исследуя архитекторов, учёных, математиков, предпринимателей и писателей, F. Barron (1955) обнаружил, что творческие натуры показывают более высокие баллы по шкалам MMPI [3]. Используя метод структурного интервью, N. C. Andreasen (1987) сравнила группу писателей (n = 30) с контрольной группой (N = 30) и обнаружила, что писатели статистически чаще страдают психическими заболеваниями, в частности аффективными расстройствами [1]. Аналогичные результаты были обнаружены в исследовании получивших известность творческих деятелей. K. R. Jamison (1989) опросил 47 писателей и творческих деятелей и выяснил, что аффективные расстройства (например биполярные

расстройства) наиболее распространены среди творческих людей, по сравнению с общей популяцией [4].

Современные исследования также все чаще подтверждают наличие связи между креативностью и психопатологическими чертами личности [5, 6], в частности шизотипическими чертами.

Понятие «шизотип» впервые было введено американским психоаналитиком S. Rado (1956) и затем проработано - получив название «шизо-типия» - P. E. Meehl, который использовал этот концепт, для того чтобы сформулировать теорию этиологии шизофрении [7]. Информация о шизо-типическом расстройстве личности содержится в «Руководстве по диагностике и статистическому учёту психических расстройств» (DSM-IV, 1994), где оно определяется как «широко распространённая модель нарушений социальных и межличностных связей, которые характеризуются острым дискомфортом от близких отношений с окружающими и сниженной способностью к установлению межличностных отношений, а также когнитивными и перцептивными искажениями, странностями поведения; возникают в молодости и проявляются в различных жизненных ситуациях не менее чем пятью симптомами из следующего перечня: 1 - Идеи отношения; 2 - Необычные убеждения или магическое мышление, оказывающие влияние на поведение; 3 - Необычные перцептивные ощущения; 4 - Подозрительность или параноидное мышление (параноидные идеи); 5 - Неадекватный или суженный аффект; 6 - Странность мышления и путаность (сумбурность) речи; 7 - Эксцентричное поведение или внешность; 8 - Отсутствие близких друзей или близких отношений с окружающими» [8].

Rado (1956) изложил концепцию шизотипии и сделал предположение о том, что многие случаи шизофрении связаны с проявлениями генотипа, взаимодействие которого с воздействиями окружающей среды создаёт комбинацию личностных особенностей, которая называется шизотипией. Шизотипией называют предрасположенность индивида к психозу [9]. Модель шизотипических черт личности определяется тремя факторами [10]: когнитивно-перцептивного дефицита, или «положительные черты» (включает в себя шкалы: идеи отношения, магическое мышление, необычность восприятия, подозрительность); интерперсональных отношений, или «отрицательный фактор» (в его составе шкалы: социальная тревожность, отсутствие близких друзей, ограниченный аффект, подозрительность); дезорганизации (со шкалами - странное поведение и странная речь).

Говоря о связи шизотипических черт и креативности личности, D. Nettle (2006) обнаружил

более высокий уровень шизотипии у поэтов и художников и более низкий - у математиков, по сравнению с контрольной группой [2]. В других исследованиях у творческих людей также обнаруживалась субклиническая симптоматика психопатологических расстройств, таких как ги-помания [11] и шизотипия [12]. Однако, несмотря на результаты исследований о связи творчества и психопатологии, остается открытым вопрос о том, связано ли проявление шизотипических черт личности с креативностью среди представителей нетворческих профессий.

Целью данного исследования является анализ связи между креативностью, измеряемой по стандартным тестам, и шизотипией у представителей нетворческих профессий. Мы предполагаем, что эта связь носит положительный характер по отношению к фактору когнитивно-перцептивного дефицита или положительным шизотипическим чертам личности (магическое мышление, необычные ощущения, идеи отношения, подозрительность) и отрицательный характер по отношению к фактору интерперсонального дефицита или негативным шизотипическим чертам (социальная тревожность, отсутствие близких друзей, суженный аффект), а также к фактору дезорганизации (эксцентричное поведение, странная речь).

Выборку составили студенты Берлинского университета им А. Гумбольдта (N = 45, Мвозраст = 22.1). К участию в исследовании были привлечены студенты специальностей «Психология», «Биология», «Математика». Испытуемые дали письменное согласие на участие в исследовании, оно проводилось в соответствии с положениями Этического кодекса Всемирной медицинской ассоциации (Хельсинкская декларация), касающимися экспериментов с участием людей. Участие в исследовании было анонимным.

Методики исследования

Измерение креативности. Тест оценки творческого мышления Торренса (TTCT, Torrance; 1966 [13]). В этом исследовании применялось невербальное задание «Круги»: испытуемые получили бланк с отпечатанными на нём двадцатью кругами, на них необходимо было зарисовать предметы или картинки, основной частью которых является круг или несколько кругов. Результаты выполнения испытуемыми этого задания оценивались на беглость, гибкость и оригинальность. Под беглостью имеется в виду общее количество нарисованных объектов или рисунков, под гибкостью - общее число категорий, в рамках которых нарисованы объекты, под образной оригинальностью - статистическая редкость каждого рисунка или объекта.

Тест отдалённых ассоциаций (RAT, S. Med-nick, 1962 [14]) позволил измерить вербальную оригинальность. Испытуемым было предложено 20 словесных триад (например, «неожиданно -человек - улица»). Задание заключалось в том, чтобы придумать оригинальную лексическую ассоциацию для каждой из этих триад. Итоговый показатель вербальной оригинальности рассчитывался следующим образом: Оригинальность равна X [1/(иг + 1)], где n - количество лексических ассоциаций для каждой триады слов (i = 1, ..., 20), содержащихся в базе данных, которая была создана за время тестирования. Каждому ответу на это задание может быть присвоен балл размером 1/(n + 1), где n - распространённость ответа среди членов данной выборки. Как можно увидеть, высокие баллы соответствуют редко встречающимся ответам (самый высокий балл, равный 1, соответствует уникальному ответу, и, таким образом, максимально возможный итоговый показатель равен 20).

Мы анализировали отдельно показатели по вербальной оригинальности, образной оригинальности, беглости, гибкости, а также общую креативность как среднее арифметическое значений вербальной оригинальности, образной оригинальности, беглости и гибкости.

Измерение шизотипических черт личности. Для оценки шизотипических черт использовалась диагностическая методика «Выраженность шизотипических черт» (SPQ, Raine, 1991) [15]. SPQ представляет собой опросник из 74 утверждений, подразумевающих ответ «да» или «нет», предназначенный для оценки критериев шизотипического расстройства личности при помощи девяти подшкал (идеи отношения, социальная тревожность, необычные убеждения/ магическое мышление, необычные перцептивные ощущения, эксцентричное/странное поведение и внешность, отсутствие близких друзей, странная речь, суженный аффект и подозрительность/наличие параноидных идей).

Статистический анализ. При анализе полученных данных использовалась 21-я версия программы SPSS. Для изучения влияния пола на показатели креативности и шизотипии был использован Т-тест для независимых выборок. Для оценки степени связи между креативностью и шизотипическими чертами личности был использован коэффициент корреляции Пирсона. Для выяснения того, какие шизотипические черты могут являться предикторами креативности, был использован метод множественной регрессии.

Результаты исследования

Влияние пола. Было обнаружено влияние пола на образную оригинальность, измеряемую с помощью TTCT, ?(45) = 2,42, p = 0,020, 95% CI [-2,67, -0,12], уровень которой у мужчин (M = 2,21) оказался выше, чем у женщин (M = 1,51), и на чрезмерную социальную тревожность, t(45) = 2,13, p = 0,039, 95% CI [0,07, 2,57], уровень которой у женщин (M = 2,72) оказался выше, чем у мужчин (M = 1,38).

Корреляции между креативностью и шизотипическими чертами личности. Общая креативность имеет значимую отрицательную корреляцию только со шкалой «странная речь», r = -0,31, p = 0,039. Образная оригинальность значимо отрицательно коррелирует с чрезмерной социальной тревожностью, r = -0,31, p = 0,041 и в качестве тенденции - с необычными убеждениями и магическим мышлением, r = 0,28, p = 0,063. Гибкость имеет отрицательную связь со шкалами «странная речь», r = -0,39, p = 0,007, «подозрительность», r = -0,31, p = 0,037 и в качестве тенденции - с суммарным показателем шизотипии, r = 0,29, p = 0,056.

Регрессионные модели параметров креативности. Для того, чтобы определить, в какой степени шизотипические черты могут служить предикторами следующих параметров креативности - вербальной оригинальности, образной оригинальности, беглости, гибкости и общей креативности (таблица), для каждого параметра был применен метод множественной регрессии.

Регрессионная модель общей креативности

Переменные Общая креативность

Значение St. ß Доверительный интервал 95% CI

Константа - [-7,50, 5,75]

Идеи отношений - -

Социальная тревожность - -

Необычные убеждения 0,33** [0,15, 0,86]

Необычные ощущения - -

Странное поведение - -

Отсутствие близких друзей 0,58** [0,58, 1,72]

Странная речь -0,58** [-0,77, -0,30]

Суженный аффект -0,39** [-1,20, -0,24]

Подозрительность - -

Примечание. N = 45, ** - p < 0,01, предиктор незначим.

Регрессионная модель образной оригинальности включала один значимый предиктор -чрезмерная социальная тревожность, Е (1, 43) = = 4,46, р < 0,05 (Я2 = 0,09, АЯ2 = 0,09).

Регрессионная модель вербальной оригинальности не содержала ни одного значимого предиктора из шизотипических черт.

Регрессионная модель образной беглости включала четыре значимых предиктора, была статистически достоверна, Е (5, 39) = 7,22, р < 0,001 и объясняла 48% от общей дисперсии (Я2 = 0,48, АЯ2 = 0,07). Значимыми предикторами образной беглости были выявлены: отрицательно - странная речь и суженный аффект; положительно - отсутствие близких друзей, необычные убеждения или магическое мышление.

Регрессионная модель образной гибкости содержала пять предикторов, была статистически достоверна, Е (6, 38) = 8,64, р < 0,001, объясняя 58% от общей дисперсии (Я2 = 0,58, АЯ2 = 0,05). Значимыми предикторами образной гибкости оказались: отрицательно - необычные перцептивные ощущения, странная речь, суженный аффект; положительно - отсутствие близких друзей, необычные убеждения или магическое мышление.

Регрессионная модель общей креативности содержала четыре значимых предиктора, была статистически достоверна, Е (5, 39) = 8,28, р < 0,001, и объясняла приблизительно 51% от общей дисперсии (Я2 = 0,515, АЯ2 = 0,10). Основными предикторами общей креативности были выявлены: отрицательно - странная речь и суженный аффект; положительно - необычные убеждения и отсутствие близких друзей.

Интерпретация полученных результатов

Целью исследования было изучение различных параметров креативности во взаимосвязи с шизотипическими чертами личности на выборке людей нетворческих специальностей. Полученные результаты свидетельствуют, во-первых, о существовании значимых корреляционных связей между креативностью и шизотипиче-скими чертами личности. Эти связи являются положительными в отношении шкал: магическое мышление, отсутствие близких друзей; и отрицательными со шкалами - странная речь и суженный аффект. Во-вторых, было обнаружено, что мужчины имеют более высокие показатели по образной оригинальности и более низкие баллы по шкале «чрезмерная социальная тревожность», чем женщины.

На первый взгляд, полученные нами результаты согласуются с результатами предшествующих исследований, свидетельствующих

о существовании связи между позитивными шизотипическими чертами и высокой креативностью [16-18]. Было обнаружено, что необычные убеждения и магическое мышление являются положительными предикторами параметров креативности, а негативные шизотипические черты, такие как суженный аффект и странная речь, являются отрицательными предикторами креативности, подтверждая выдвинутую нами гипотезу. Связь между креативностью и шизо-типией является положительной для позитивных шизотипических черт и отрицательной для негативных шизотипических черт.

Однако в нашем исследовании негативная шизотипическая черта «отсутствие близких друзей» положительно коррелирует с креативностью, что позволяет предположить отсутствие близких межличностных отношений с окружающими. Результаты различных исследований свидетельствуют о том, что шкала «отсутствие близких друзей» демонстрирует самую высокую нагрузку в факторе интерперсонального дефицита и варьируется в диапазоне от 0,73 до 0,89 [19]. Положительные ответы на утверждения для оценки шкалы «отсутствие близких друзей» (например, «Мне трудно быть эмоционально близким с окружающими») свидетельствуют о нарушениях межличностных связей [20]. В предыдущих исследованиях мы изучали, вызывают ли высококреативные личности симпатию или антипатию у своих сверстников, находящихся в одной группе с ними [21]. Применив социометрическую методику, мы обнаружили, что студенты, обладающие высокой образной креативностью, чаще не являются популярными в студенческой группе и попадают в категорию «отвергаемых» [22]. Таким образом, полученные нами результаты подкрепляют предположение, что индивиды, обладающие высокой образной креативностью, могут испытывать трудности в межличностных отношениях.

Данные результаты указывают на то, что шизотипические черты и креативность имеют противоречивую взаимосвязь. С одной стороны, креативность, по всей видимости, сужает социальную сферу человека. Но с другой стороны, обнаруженная отрицательная корреляция между образной оригинальностью и чрезмерной социальной тревожностью свидетельствует о специфике проявления личности в социальной сфере. Чем выше образная оригинальность, тем ниже социальная тревожность. Вероятно, креативные личности не испытывают сильного страха перед социальным взаимодействием, что позволяет им быть оригинальными. Но вместе с тем они могут испытывать внутреннее одиночество или внут-

реннюю изоляцию. Таким образом, шизотипия не является прямым предиктором креативности, что согласуется с некоторыми полученными ранее результатами [23].

В процессе исследования было также обнаружено влияние пола. Мужчины получили более высокие баллы, чем женщины, по параметру образная оригинальность. Этот результат частично подтверждает предыдущие. С одной стороны, такие результаты можно объяснить лучшей способностью мужчин выполнять задания на зрительно-пространственное восприятие [24]. С другой стороны, различие между мужчинами и женщинами было обнаружено только по параметру образной оригинальности и не было выявлено по показателям вербальной оригинальности, образной беглости и гибкости. Обзор [25] результатов исследований вопроса о половых различиях в сфере креативности не выявил существенных различий в гендерном превосходстве. Вместе с тем существует предположение о гендерных различиях во внутренних механизмах, с помощью которых мужчины и женщины приходят к креативным решениям. Например, в исследовании О. М. Яагишшкоуа [26] было показало, что одинаковые показатели креативной продуктивности у мужчин и у женщин были достигнуты с применением разных стратегий (независимо от типа задания: образного или вербального). Обобщив, можно сказать, что уровень креативности в минимальной степени объясняется такой демографической переменной, как пол. В частности, А. РигпЬаш и М. Nederstrom (2010) доказали, что фактор пола объясняет лишь 1-2% от общей дисперсии креативности [27]. Это свидетельствует о том, что пол человека едва ли является определяющим фактором уровня развития креативности.

Таким образом, в результате исследования было показано, что негативные шизотипические черты отрицательно связаны с креативностью, а позитивные черты имеют положительную связь с параметрами креативности. Кроме того, было обнаружено, что у людей, обладающих высокой креативностью, могут проявляться трудности в социальной сфере, в установлении близких межличностных отношений. Эти результаты свидетельствуют о том, что связь креативности и шизотипических черт личности наблюдается также и среди людей нетворческих профессий. Однако данная связь имеет определенную специфику для позитивных и негативных шизотипи-ческих черт личности.

Авторы выражают благодарность коллегам из Берлинского университета им. Гумбольдта Элке ван дер Меер и Штеффену Ландграф.

Исследование выполнено в рамках интеграционного проекта № С20 за 2015 год при

поддержке Новосибирского государственного

технического университета.

Список литературы

1. Andreasen N. C. Creativity and mental illness //Amer. Journal of Psychiatry. 1987. Vol. 144, № 10. P. 12881292.

2. Nettle D. Schizotypy and mental health amongst poets, visual artists, and mathematicians // Journal of Research in Personality. 2006. Vol. 40, №. 6. P. 876-890.

3. Barron F. The disposition toward originality // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1955. Vol. 51, № 3. P. 478.

4. Jamison K. R. Mood disorders and patterns of creativity in British writers and artists // Psychiatry. 1989. Vol. 52, № 2. P. 125-134.

5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 320 c.

6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 368 с.

7. Meehl P. E. Toward an integrated theory of schizotaxia, schizotypy and schizophrenia // Journal of Personality Disorders. 1990. Vol. 4, № 1. P. 1-99.

8. American psychiatric association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders / 4th ed., text revision. Washington, 2000. 866 p.

9. Claridge G., Broks P. Schyzotypy and hemispere function : Theoretical considerations and the measurement of schyzotypy. Personality and Individual Differences. 1984. Vol. 6. P. 633-648.

10. Raine А. The SPQ : A scale for the assessment of schizotypal personality based on DSM-III-R criteria // Schizophrenia Bulletin. 1991. Vol. 17. Р. 556-564.

11. Batey M., Furnham A. The relationship between measures of creativity and schizotypy // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 45, № 8. P. 816-821.

12. Abraham A. [et al.]. Conceptual expansion and creative imagery as a function of psychoticism // Consciousness and cognition. 2005. Vol. 14, № 3. P. 520-534.

13. Torrance E. P. The Torrance tests of creative thinking: Normstechnical manual : research / ed. Verbal tests, forms A and B - Figural tests, forms A and B. Princeton, NJ, 1966. 96 p.

14. Mednick S. The associative basis of the creative process // Psychological review. 1962. Vol. 69, № 3. P. 220.

15. Ефремов А. Г., Ениколопов С. Н. Апробация методики выявления степени выраженности шизотипических черт (SPQ-74) // Материалы Первой междунар. конф., посвященной памяти Б. В. Зейгарник. М., 2001. C. 109-112.

16. Miller G. F., Tal I. R. Schizotypy versus openness and intelligence as predictors of creativity // Schizophrenia research. 2007. Vol. 93, № 1. P. 317-324.

17. Folley B. S., Park S. Verbal creativity and schizotypal personality in relation to prefrontal hemispheric laterality : A behavioral and near-infrared optical imaging study // Schizophrenia research. 2005. Vol. 80, № 2. P. 271-282.

18. Landgraf S., Ilinykh A., Haller C., Shemelina O., Crop-ley D., von Treskow I., Razumikova O. M., van der MeerE. Culture makes the difference : The «creativity-schizotypy» association varies between Russians and Germans // Intern. Journal of Creativity and Problem Solving. 2015. Vol. 25, iss. 1. P. 35-60.

19. Raine A. [et al.]. Cognitive-perceptual, interpersonal, and disorganized features of schizotypal personality // Schizophrenia Bulletin. 1994. Vol. 20, № 1. P. 191.

20. Volter C. [et al.] Schizotypy and behavioural adjustment and the role of neuroticism // PloS one. 2012. Vol. 7, № 2. URL: http:// jornals.plos.org./plosone/ article&id=10.1371/jornal.pone.0030078 (дата обращения: 10.06.2015).

21. Ильиных А. Е. Социальная креативность личности : психологическая структура // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 3. С. 74-77.

22. Ильиных А. Е. Социальное поведение творческой личности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 2, ч. I. С. 271-277.

23. Burch G. S. J. [et al.]. Schizotypy and creativity in visual artists // British Journal of Psychology. 2006. Vol. 97, № 2. P. 177-190.

24. Landgraf S. [et al.]. Cognitive identity in schizophrenia: vision, space, and body perception from prodrome to syndrome // Current Psychiatry Reviews. 2012. Vol. 8, № 2. P. 119-139.

25. Pagnani A. R. Gender differences // Encyclopedia of creativity / 2nd ed. M. A. Runco & S. R. Pritzker. San Diego, 2011. P. 551-557. URL: http://www.sciencedirect. com/science/article/pii/B9780123750389001060 (дата обращения: 30.05.2015).

26. Razumnikova O. M. Gender differences in hemispheric organization during divergent thinking : an EEG investigation in human subjects // Neuroscience Letters. 2004. Vol. 362, iss. 3. P. 193-195.

27. Furnham A., Nederstrom M. Ability, demographic and personality predictors of creativity // Personality and Individual Differences. 2010. Vol. 48, № 8. P. 957-961.

Creativity and Schizotypal Personality Traits: Association's Specifics in Noncreative Sample (on German student's sample)

A. E. Ilinykh, N. V. Asanova

Novosibirsk State Technical University

20, Karl Marks ave., 630092, Novosibirsk, Russia

E-mail: banyuhova@gmail.com; asanovan@ngs.ru

Association between creativity and schizotypal personality traits in non-creative sample is studied. Study was conducted on the sample of German university-students. Findings show that negative schizo-typal traits are negatively associated with the creativity measures

excepting the scale «no close friends». Positive schizotypal traits are positively associated with creativity. Moreover, findings suggest that highly creative people can have the difficulties in social life as well as interpersonal deficits. These results suggest that association between creativity and schizotypal personality traits are also observed among non-creative sample. However, this relationship is specified for positive and negative schizotypal personality traits. Key words: creativity, originality, originality, flexibility, fluency, schizotypy, schizotypal personality traits, culture.

References

1. Andreasen N. C. Creativity and mental illness. American Journal of Psychiatry, 1987, vol. 144, no. 10, pp. 1288-1292.

2. Nettle D. Schizotypy and mental health amongst poets, visual artists, and mathematicians. Journal of Research in Personality, 2006, vol. 40, no. 6, pp. 876-890.

3. Barron F. The disposition toward originality. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955, vol. 51, no. 3, pp. 478.

4. Jamison K. R. Mood disorders and patterns of creativity in British writers and artists. Psychiatry, 1989, vol. 52, no. 2, pp. 125-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh spo-sobnostey (Psychology of creative abilities). Moscow, 2002. 320 p.

6. Druzhinin V. N. Psikhologija obshchhikh sposobnostey (Psychology of general abilities). St.-Petersburg, 1999. 368 p.

7. Meehl P. E. Toward an integrated theory of schizotaxia, schizotypy, and schizophrenia. Journal of Personality Disorders, 1990, vol. 4, no. 1, pp. 1-99.

8. American psychiatric association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders / 4th ed., text revision. Washington, 2000. 866 p.

9. Claridge G., Broks P. Schyzotypy and hemispere function : Theoretical considerations and the measurement of schyzotypy. Personality and Individual Differences, 1984, vol. 6, pp. 633-648.

10. Raine A. The SPQ: A scale for the assessment of schizotypal personality based on DSM-III-R criteria. Schizophrenia Bulletin, 1991, vol. 17, pp. 556-564.

11. Batey M., Furnham A. The relationship between measures of creativity and schizotypy. Personality and Individual Differences, 2008, vol. 45, no. 8, pp. 816-821.

12. Abraham A. [et al.]. Conceptual expansion and creative imagery as a function of psychoticism. Consciousness and cognition, 2005, vol. 14, no. 3, pp. 520-534.

13. Torrance E. P. The Torrance tests of creative thinking: Normstechnical manual: research / ed. Verbal tests, forms A and B - Figural tests, forms A and B. Princeton, NJ, 1966. 96 p.

14. Mednick S. The associative basis of the creative process. Psychological review, 1962, vol. 69, no. 3, pp. 220.

15. Efremov A. G., Enikolopov S. N. Aprobatsiya metodiki vyyavleniya stepeni vyrazhennosti shizotipicheskikh chert (SPQ-74) (Approbation of the schizotypal traits severity assessmen {SPQ-74}). Materialy Pervoy mezh-dunar. konf., posvyashchennoy pamyati B. V. Zeygarnik

(Proceedings of the First international conference for B. V. Zeygarnik). Moscow, 2001, pp. 109-112.

16. Miller G. F., Tal I. R. Schizotypy versus openness and intelligence as predictors of creativity. Schizophrenia research, 2007, vol. 93, no. 1, pp. 317-324.

17. Folley B. S., Park S. Verbal creativity and schizotypal personality in relation to prefrontal hemispheric laterality : A behavioral and near-infrared optical imaging study. Schizophrenia research, 2005, vol. 80, no. 2, pp. 271-282.

18. Landgraf S., Ilinykh A., Haller C., Shemelina O., Cropley D., von Treskow I., Razumikova O. M., van der Meer E. Culture makes the difference: The «creativity-schizotypy» association varies between Russians and Germans. International Journal of Creativity and Problem Solving, 2015, vol. 25, iss. 1, pp. 35-60.

19. Raine A. [et al.]. Cognitive-perceptual, interpersonal, and disorganized features of schizotypal personality. Schizophrenia Bulletin, 1994, vol. 20, no. 1, pp. 191.

20. Völter C. [et al.] Schizotypy and behavioural adjustment and the role of neuroticism. PloS one. 2012, vol. 7, no. 2. Available at: http:// jornals.plos.org./plosone/ article&id=10.1371/jornal.pone.0030078 (accessed 10 June 2015).

21. Ilinykh A. E. Sotsyalnaya kreativnost lichnosti: psik-hologicheskaya struktura (Social creativity of a person: psychological structure). Izv. Saratov Univ. (N.S.),

Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2011, vol. 11, iss. 3, pp. 74 - 77.

22. Ilinykh A. E. Sotsyalnoe povedenie tvorcheskoy lichnosti (Social behaviour of a creative person). Vestn. St.-Petersburg. un-ta. Ser. 12. Psychology. Sociology. Education (Vestnik of Saint-Petersburg University. Ser. 12. Psychology. Sociology. Education), 2009, iss. 2, part I, pp. 271-277.

23. Burch G. S. J. [et al.]. Schizotypy and creativity in visual artists. British Journal of Psychology, 2006, vol. 97, no. 2, pp. 177-190.

24. Landgraf S. [et al.]. Cognitive identity in schizophrenia: vision, space, and body perception from prodrome to syndrome. Current Psychiatry Reviews, 2012, vol. 8, no. 2, pp. 119-139.

25. Pagnani A. R. Gender differences. Encyclopedia of creativity. 2nd ed. M. A. Runco & S. R. Pritzker. San Diego, 2011, pp. 551-557. Available at: http://www.sciencedi-rect.com/science/article/pii/B9780123750389001060 (accessed 30 May 2015).

26. Razumnikova O. M. Gender differences in hemispheric organization during divergent thinking: an EEG investigation in human subjects. Neuroscience Letters, 2004, vol. 362, iss. 3, pp. 193-195.

27. Furnham A., Nederstrom M. Ability, demographic and personality predictors of creativity. Personality and Individual Differences, 2010, vol. 48, no. 8, pp. 957-961.

УДК 316.37

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Кленова Милена Александровна -

кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: milena_d@bk.ru

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования феномена социального самочувствия в группе студенческой молодежи. Установлена взаимосвязь социального самочувствия и смысложизненных ориентаций. Выборка исследования составила 100 человек, из них 50 юношей и 50 девушек в возрасте 18-19 лет. В качестве диагностического инструментария были использованы тест «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьева), модифицированный вариант методики «Интегральный индекс социального самочувствия» (Е. И. Головахи). Выполненная нами модификация заключалась в группировании потребностей: «материальные и бытовые потребности», «потребности в политической стабильности и социальном участии», «информационные потребности» и «личностные и межличностные потребности». Выявлены существенные взаимосвязи между смысложизненны-ми ориентациями и социальным самочувствием. Установлено, что испытуемые, ориентированные на результативность жизни,

не испытывают больших материальных потребностей, но при этом высказывают неудовлетворенность сферой межличностных отношений. Для тех молодых людей, которым приоритетным представляется процесс жизни, доминирующими являются информационные и потребности в политической стабильности и социальном участии.

Ключевые слова: социальное самочувствие, молодое поколение, смысложизненные ориентации, личность, потребности.

й01: 10.18500/1819-7671 -2016-16-1 -79-84 Введение

Феномен социального самочувствия относится к области социологических исследований. В общем смысле социальное самочувствие - это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.