Научная статья на тему 'Влияние социальной составляющей ESG-стратегии на финансовую привлекательность компаний'

Влияние социальной составляющей ESG-стратегии на финансовую привлекательность компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
кредит / сотрудник / финансовый план / гудвилл / финансовая привлекательность / социальные инвестиции / доходность / credit / employee / financial plan / goodwill / financial attractiveness / social investment / profitability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Валентиновна Шубина, Юлия Жаргаловна Будаева

В статье дан краткий обзор содержания ESG-стратегии и выявлены проблемы в решении задач социальной ответственности бизнеса. Из множества проблем выделена проблема социальной поддержки персонала в форме предоставления кредитов на льготных условиях. Проведено сопоставление результатов размещения денежных средств на финансовом рынке и кредитования персонала. Приведенные расчеты показали, что при определенных условиях льготное кредитование сотрудников выгоднее использования финансовых инструментов. Кроме того, рассмотрен метод расчета плановой величины расходов, направляемых на кредитование персонала. Предложены положения социальной политики как части финансовой политики организации. В качестве стимулирующей меры предложено включить в состав активов гудвилл как самостоятельный объект. Стоимостную оценку гудвилла предлагается проводить исходя из величины недополученной прибыли или величины прямых финансовых потерь. Предложена система бухгалтерских операций, отражающих движение данного актива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of the social component of ESG strategy on the financial attractiveness of companies

The article gives a brief overview of the content of ESG-strategy and identifies problems in solving the tasks of social responsibility of business. The problem of social support of the personnel in the form of granting loans on favourable terms is singled out from a set of problems. The comparison of the results of placement of funds on the financial market and personnel lending was carried out. The given calculations have shown that under certain conditions, preferential crediting of employees is more favourable than the use of financial instruments. Besides, the method of calculation of the planned amount of expenses directed to personnel crediting is considered. The provisions of social policy as a part of financial policy of the organization are proposed. The inclusion of goodwill as an asset is proposed as an incentive measure. It is proposed to estimate the value of goodwill on the basis of the amount of lost profit or the amount of direct financial losses. The system of accounting operations reflecting the movement of this asset is proposed.

Текст научной работы на тему «Влияние социальной составляющей ESG-стратегии на финансовую привлекательность компаний»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 149—156. Audit journal. 2024;(2):149—156.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336.662

https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-1 49-1 56 NIION: 201 7-0074-2/24-052

EDN: https://elibrary.ru/VEGSFA MOSURED: 77/27-021-2024-02-252

Влияние социальной составляющей ESG-стратегии на финансовую привлекательность компаний

Татьяна Валентиновна Шубина1, Юлия Жаргаловна Будаева2

1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, t.v.shubina@gmail.com

2 Государственный университет управления, Москва, Россия, yz_budaeva@guu.ru

Аннотация. В статье дан краткий обзор содержания ESG-стратегии и выявлены проблемы в решении задач социальной ответственности бизнеса. Из множества проблем выделена проблема социальной поддержки персонала в форме предоставления кредитов на льготных условиях. Проведено сопоставление результатов размещения денежных средств на финансовом рынке и кредитования персонала. Приведенные расчеты показали, что при определенных условиях льготное кредитование сотрудников выгоднее использования финансовых инструментов. Кроме того, рассмотрен метод расчета плановой величины расходов, направляемых на кредитование персонала. Предложены положения социальной политики как части финансовой политики организации. В качестве стимулирующей меры предложено включить в состав активов гудвилл как самостоятельный объект. Стоимостную оценку гудвилла предлагается проводить исходя из величины недополученной прибыли или величины прямых финансовых потерь. Предложена система бухгалтерских операций, отражающих движение данного актива.

Ключевые слова: кредит, сотрудник, финансовый план, гудвилл, финансовая привлекательность, социальные инвестиции, доходность

Для цитирования: Шубина Т.В., Будаева Ю.Ж. Влияние социальной составляющей ESG-стратегии на финансовую привлекательность компаний // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 149—156. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-149-156. EDN: https://elibrary.ru/VEGSFA.

FINANCE

Original article

Impact of the social component of ESG strategy on the financial attractiveness of companies

Tatiana V. Shubina1, Yulia Z. Budaeva2

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, t.v.shubina@gmail.com

2 State University of Management, Moscow, Russia, yz_budaeva@guu.ru

Abstract. The article gives a brief overview of the content of ESG-strategy and identifies problems in solving the tasks of social responsibility of business. The problem of social support of the personnel in the form of granting loans on favourable terms is singled out from a set of problems. The comparison of the results of placement of funds on the financial market and personnel lending was carried out. The given calculations have shown that under certain conditions, preferential crediting of employees is more favourable than the use of financial instruments. Besides, the method of calculation of the planned amount of expenses directed to personnel crediting is considered. The provisions of social policy as a part of financial policy of the organization are proposed. The inclusion of goodwill as an asset is proposed as an incentive measure. It is proposed to estimate the value of goodwill on the basis of the amount of lost profit or the amount of direct financial losses. The system of accounting operations reflecting the movement of this asset is proposed.

Keywords: credit, employee, financial plan, goodwill, financial attractiveness, social investment, profitability

For citation: Shubina T.V., Budaeva Yu.Zh. Impact of the social component of ESG strategy on the financial attractiveness of companies // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):149—156. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-149-156. EDN: https://elibrary.ru/VEGSFA.

© Шубина Т.В., Будаева Ю.Ж., 2024

Введение. За последние десять лет проводится все больше исследований, подтверждающих позитивное влияние ESG-факторов на финансовые показатели компаний. Однако на практике устойчивые схемы ведения бизнеса добровольно внедряет не так много компаний и связано это в первую очередь с тем, что большинство компаний не обнаруживает реальной коммерческой полезности от реализации принципов ESG.

ESG-стратегия включает в себя несколько аспектов: экологический, социальный и управленческий. Социальная составляющая охватывает вопросы взаимоотношения компаний с потребителями и сотрудниками. Одним из основных аспектов влияния социальной составляющей ESG-стратегии на финансовую привлекательность компании является улучшение репутации и имиджа компании. Реализация ESG-стратегии позволяет компании снизить риски и повысить привлекательность компании для инвесторов.

Реализация социальной составляющей ESG-стратегии включает улучшение условий труда сотрудников, которое реализуется не только путем создания безопасных и комфортных условий труда, но и развитием системы поощрения лучших сотрудников, инвестированием в социальные проекты, созданием системы социальной поддержки сотрудников [1].

Социальная составляющая ESG напрямую влияет на позиции компании на рынке труда, повышая ее привлекательность для соискателей. Именно поэтому офисы современных крупных компаний оснащены спортзалами, местами для отдыха и медитаций, предлагается бесплатно кофе, чай и пр. Многие компании обеспечивают своих сотрудников полисами ДМС, разрабатывают финансовые программы помощи сотрудникам.

Проведение мероприятий в рамках реализации ESG-стратегии довольно проблематично для бизнеса, поскольку связано с потерей финансовых ресурсов как источника финансирования прироста активов. В части социальной составляющей функционирования бизнеса к такого рода потерям относится практика кредитования компанией своих сотрудников на льготных условиях по сравнению с банковским сектором.

В современных условиях социальные инвестиции могут повысить финансовую привлекательность компании. При этом остается

открытым вопрос оценки такого повышения. Существующие методики не дают однозначного ответа. Проблеме оценки возможности компании кредитования персонала посвящена предлагаемая статья.

Методология. Предоставление займов относится к финансовой деятельности, поскольку не затрагивает себестоимость или движение нефинансовых активов. В то же время кредитованию как инструменту организации денежных потоков есть альтернативные способы размещения денежных средств в целях получения дополнительных доходов, например, путем открытия банковских депозитов или приобретения краткосрочных долговых ценных бумаг. Возможность получения льготного, а порой и беспроцентного кредита сотрудниками выступает, с одной стороны, инструментом формирования привлекательности компании, повышения ее имиджа, а с другой — способствует заинтересованности персонала в сохранении рабочего места, что также является положительной характеристикой менеджмента.

Как было отмечено, существующие методики оценки возможности компании кредитования персонала не дают однозначного ответа, как повлияет на финансовую привлекательность такая практика. Нами рассмотрена методика оценки кредитования сотрудников как способ укрепления имиджевой составляющей компании, которую можно трактовать как гудвилл.

«Гудвилл» (goodwill) — термин, означающий деловую репутацию, имидж, бизнес-связи компании, которые имеют стоимостную оценку. В российской практике этот термин обозначается как «деловая репутация». Однако, по нашему мнению, не стоит приравнивать эти понятия, так как термин «деловая репутация» отражает лишь стратегию поведения компании на рынке (связи с партнерами, узнаваемость продукта или бренда компании), тогда как понятие «гудвилл» включает и имиджевую составляющую, отражающую в том числе стратегию выстраивания взаимоотношений с персоналом.

Гудвилл в международной практике относится к нематериальному активу, который участвует в образовании рыночной стоимости компании, формирует бренд и генерирует дополнительный доход. Социальная составляющая гудвилла определяется соблюдением компанией принципов корпоративной соци-

альной ответственности, заботы о сотрудниках, принципов социального инвестирования.

Согласно МСФО, гудвилл отражается в составе активов компании. При этом оценка производится путем расчета премии к балансовой стоимости при ее покупке другой компанией, т.е. гудвилл формируется только в процессе покупки, слияния, поглощения или продажи ценных бумаг. Таким образом, провести оценку гудвилла в процессе деятельности компании достаточно сложно.

В российской практике созданный компанией гудвилл не признается объектом бухгалтерского учета и соответственно не находит отражение в отчетности по РСБУ [2, п. 10].

Кроме того, существует проблема измерения гудвилла в части его социальной составляющей, так как эффект от социальных вложений в персонал компании достаточно сложно измерить.

В рамках исследования предложен алгоритм определения стоимости (цены) социальных мероприятий на примере кредитования компанией своего персонала.

Цена реализации кредитования сотрудников определяется как разница между возможным доходом от использования других инструментов размещения временно свободных денежных средств и доходом, полученным от кредитования персонала. Представляется, что эта величина и есть цена имиджа компании, которую можно отразить в финансовой отчетности в качестве гудвилла.

В случае, когда речь идет о реализации социальной составляющей ESG-стратегии в форме предоставления кредитов сотрудникам компании, возможно использование метода, основанного на расчете разницы между доходом, который мог бы быть получен от размещения временно свободных денежных средств в банке и доходом, полученным по займам, выданным своим сотрудникам.

Приведем формулу для расчета: о=Оь-Ой,

где О — гудвилл;

Бь — доход, который мог бы быть получен от размещения временно свободных средств в банковском секторе;

Бй — доход, полученный по займам (кредитам), предоставленным сотрудникам.

При получении отрицательной разницы формируется гудвилл, а при получении положительной формируется положительный финансовый результат (прибыль).

Если компания приняла решение о предоставлении займов своим сотрудникам, то его реализация должна найти отражение в финансовом плане (бюджете). В связи с этим стоит задача определения предельного размера финансовых ресурсов, которые компания может направить на кредитование сотрудников. Для этого анализируются остатки пассивов за предшествующий период. Компании обладают так называемыми «устойчивыми пассивами». В них входят постоянная задолженность по выплате заработной платы вследствие несовпадения даты возникновения обязательств перед сотрудниками с датой их исполнения. В состав устойчивых пассивов входит также задолженность по платежам в бюджет, которая может ждать своего погашения достаточно длительный срок. Можно также включать полученные авансы на выполнение работ длительного характера. В процессе анализа определяется ежедневный минимальный остаток устойчивых пассивов. Найденная сумма и может быть той предельной величиной денежных средств, которые могут быть источником предоставления займов. Это величина фиксируется в финансовом плане (бюджете) в разделе «Финансовая деятельность». Обозначим займы/кредиты персоналу как ЗКП. Математически алгоритм определения плановой величины финансовых ресурсов на удовлетворение потребности персонала в денежных средствах можно выразить формулой ЗКП = min [Хи X2, X3, ..., Xn},

где Х — остаток устойчивых пассивов в день;

n — количество дней в анализируемом периоде.

Длительность анализируемого периода — ретроспективный ряд, рассматриваемый в качестве информации для проведения анализа в процессе финансового планирования.

Решение о предоставлении займа принимается путем сравнения суммы выданных займов с плановой величиной.

Озкп = ЗКП - ЗКВ,

где Озкп — остаток плановой величины;

ЗКВ — сума выданных займов/кредитов.

Остаток неиспользованных средств можно использовать для удовлетворения потребностей сотрудников в займах.

С целью предупреждения возможных рисков, прежде чем принять решение о выдаче займа, необходимо оценить платежеспособ-

ность компании на дату принятия решения. Сам факт принятия решения на платежеспособности не отразится, поскольку не затронет структуру пассивов, а активы просто поменяют форму: из денежной формы перейдут либо в финансовые вложения, либо в дебиторскую задолженность в зависимости от вида займа — процентного или беспроцентного.

Если компания приняла решение в рамках реализации Б50-стратегии о социальной поддержке персонала путем предоставления льготных кредитов, то встает вопрос о необходимости разработки положения (или другого документа) о кредитовании персонала.

В этом положении должны быть закреплены регламент определения плановой величины денежных средств, направляемых на эти цели, максимальная ставка по кредиту (например, 50% ключевой ставки Банка России или ставки по потребительским кредитам банка, через который осуществляются выплаты заработной платы сотрудникам), шкала процентных ставок в зависимости от качественных характеристик работника, таких как длительность периода работы в компании, исполнительская дисциплина, уровень занимаемой должности и др. В положении должны

быть также предусмотрены меры по снижению риска невозврата займа. К таким мерам можно отнести наличие в договоре о предоставлении займа условия об удержании из заработной платы сумм погашения задолженности и выплаты процентов, а также мер, применяемых в случае увольнения работника до окончания срока действия договора. Кроме того, обязательно должно соблюдаться требование к обеспеченности займа. Естественно, условия выдачи займа будут зависеть от того, является ли заем краткосрочным или долгосрочным. Например, можно предусмотреть возможность выдачи беспроцентных краткосрочных займов в пределах определенной величины.

Разработка такого положения возможна, например, в рамках формирования кредитной политики компании как одного из разделов финансовой политики.

Результаты. Для расчета доходности компании при кредитовании сотрудников в качестве альтернативных источников финансирования рассмотрены банковские депозиты и векселя для юридических лиц.

Кредитование сотрудников компании (табл. 1).

Таблица 1. Пример расчета дохода от предоставления кредита сотрудникам

на льготных условиях

Сотрудник 1

Условия Сумма, руб. Доходность от предоставления кредита, руб. Качественные характеристики сотрудника

Срок кредита — пять 5 000 000 2 000 000 Стаж работы

лет, (400 000 — в год, в компании —

ставка — 8% годовых 33 333 — в месяц) 15 лет, отец

(50% ставки РСХБ по четверых детей,

кредитам для физиче- занимает руководя-

ских лиц, зарплатный щую должность.

проект в РСХБ) Удержания производятся из заработной платы

Сотрудник 2

Срок кредита — два 2 000 000 160 000 Стаж работы

года, ставка — 4% го- (80 000 — в год, в компании — пять

довых (25% ставки 6 667 — в месяц) лет, занимает

РСХБ по кредитам для должность специа-

физических лиц, зар- листа. Удержания

платный проект в РСХБ) производятся из заработной платы

Итого 2 160 000

Всего дохода от предоставленных сотрудникам кредитов — 2 160 000 руб., или за первые два года — 960 000 руб., или 480 000 руб. в год, или 40 000 руб. в месяц. В последующие три года сумма дохода всего 1 200 000 руб., или 400 000 руб. в год, или 33 333 руб. в месяц.

Депозит «Стабильный» РСХБ. Условия: валюта депозита — руб., срок депозита — 730 дней, ставка —7,47%, пополнение — нет, частичное снятие — нет, выплата процентов — в конце срока или ежемесячно на счет.

На сайте банка размещен калькулятор, которым мы воспользовались для расчета доходности [3] (рис. 1).

Рис. 1. Расчет доходности по депозиту «Стабильный» для юридических лиц на два года

Расчет показал, что при размещении 7 000 000 руб. на срок два года доход в конце срока составит 1 045 800 руб.

При дальнейшем размещении 5 000 000 руб. на три года по ставке 7,02% доход в конце срока составит 1 053 000 руб. (рис. 2).

Рис. 2. Расчет доходности по депозиту «Стабильный» для юридических лиц на три года

Итого сумма дохода от размещения на депозите «Стабильный» за пять лет составит 2 098 800 руб., или за первые два года — 1 045 800 руб., или 522 900 руб. в год, или

43 575 руб. в месяц; в последующие три года сумма дохода составит 1 053 000 руб., или 351 000 руб. в год, или 29 250 руб. в месяц. Вексель РСХБ (табл. 2).

Таблица 2. Расчет доходности при приобретении векселя РСХБ на два года

Условия Сумма, руб. Доход, руб.

Валюта — рубль, срок — 24 месяца, ставка — 6,35% [3] 7 000 000 889 000

При дальнейшем размещении 5 000 000 руб. расчет приведен в табл. 3.

Таблица 3. Расчет доходности при приобретении векселя РСХБ на три года

Условия Сумма, руб. Доход, руб.

Валюта — рубль, срок — 36 месяцев, ставка — 7,05 [3] 5 000 000 1 057 500

Всего доход от вложений в векселя РСХБ за пять лет — 1 946 500 руб., или за первые два года — 889 000 руб., в последующие три года — 1 057 500 руб. (табл. 4).

Таблица 4. Сравнение сумм дохода от вложения в социальные инвестиции и альтернативные

источники, руб.

Срок Кредитование сотрудников Депозит «Стабильный» РСХБ Вексель РСХБ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Два года 960 000 1 045 800 889 000

Три года 1 200 000 1 053 000 1 057 500

Итого за пять лет 2 160 000 2 098 800 1 946 500

Приведенный расчет показал, что при кредитовании компанией сотрудников на условиях процентного кредита по льготным ставкам доход выше, чем при использовании альтернативных источников финансирования, в частности, при размещении на депозит выгода, полученная из-за спрэда между ставками по депозитам и кредитам для сотрудников, составит 61 200 руб. (2 160 000 - 2 098 800), а при размещении в векселя, выгода составит 213 500 руб. (2 160 000 - 1 946 500).

В положении о кредитной политике могут быть предусмотрены варианты кредитования сотрудников на условиях выдачи беспроцентного кредита. Например, такой вид кредита

предоставляется сотрудникам на срок до 12 месяцев на сумму не более 1 млн руб. В этом случае компания недополучает доход, однако повышается ее социальная составляющая.

В бухгалтерском учете операции по выдаче кредитов сотрудникам отражаются следующими проводками:

Д 58 К 51 — перечислен процентный обеспеченный кредит сотруднику компании;

Д 58 К 91.1 — начисление процентов по кредиту сотруднику компании;

Д 73 К 51 — перечислен беспроцентный (или необеспеченный) кредит сотруднику компании.

Возврат займов отражается соответствующими проводками: Д 51 К 58,73.

Проведенные расчеты показали, что льготное кредитование сотрудников на определенных условиях выгоднее, чем альтернативные варианты размещения финансовых ресурсов, вследствие наличия спрэда между ставкой кредитов для физических лиц в банке и тарифами по депозитам и доходности по векселям для юридических лиц, а также вследствие повышения социальной составляющей, которая может быть оценена как актив компании (гудвилл).

Поскольку гудвилл — актив, необходимо определиться с соответствующей статьей пассива. Представляется целесообразным использовать статью «Добавочный капитал» в качестве регулятора баланса между активом и пассивом.

При определении недополученного дохода его величина может быть отражена проводкой Дт «Гудвилл» — Кт «Добавочный капитал» на сумму недополученного дохода.

При прямых выплатах персоналу величина оттока средств отражается такой же проводкой. Например, расходы на переобучение сотрудника в случае необходимости его сокращения, выхода на пенсию, если такое мероприятие предусмотрено программой социальной поддержки персонала.

Дт 60 - Кт 51 — оплата, Дт 91.2 - Кт 60 — получение свидетельства о прохождении обучения.

Одновременно Дт «Гудвилл» - Кт «Добавочный капитал» на стоимость обучения.

Изменится структура активов и пассивов в лучшую сторону. Увеличение собственного капитала, минуя счета прибылей и убытков, благоприятно влияет на стоимость капитала, а также на величину чистых активов как показателя устойчивости организации. Увеличение активов повышает экономический потенциал организации как базы ее функционирования.

Заключение. Таким образом, социальная поддержка персонала путем предоставления льготного кредита или займа является одним из мероприятий, проводимых компанией в рамках реализации EGS-стратегии, и может быть включена в социальный пакет компании в целях повышения уровня ее имиджа.

Имиджевая составляющая данного мероприятия может быть квалифицирована как

гудвилл и оценена как «недополученный» доход, если бы временно свободные деньги были размещены в банковском секторе. Плановая величина денежных средств, направляемая на реализацию социальных потребностей персонала, определяется как минимальная величина сумма остатков устойчивых пассивов на счетах бухгалтерского учета за предшествующий период. Процедура предоставления займа регламентируется положением о порядке предоставления займа/кредита работнику. Меры по снижению риска невозврата включаются в условия договора о займе/кредите. Кроме того, должен соблюдаться принцип обеспеченности займа/кредита.

Включение статьи «гудвилл» в актив баланса способствует повышению финансовой привлекательности компании.

Список источников

1. Будаева Ю.Ж, Дохоян З.М., Шубина Т.В. Методы обеспечения устойчивости финансов социальной сферы. М.: ИНФРА-М, 2024. 248 с.

2. Приказ Минфина России от 30 мая 2022 г. №86н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»».

3. Официальный сайт Россельхозбанка // URL: https://www.rshb.ru/business/deposits/ stable, https://web.archive.org/web/20210410 1908 43/https://www.rshb.ru/stock/bill/

4. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н) (ред. от 17 февраля 2021 г.).

5. Белик И.С., Дуцинин А. С, Никулина Н.Л. Влияние ESG-факторов на финансовое состояние и инвестиционную привлекательность российских публичных компаний // Управленец. 2022. Т. 13, № 6. С. 44-55. DOI: 10.29141/2218-5003-2022-13-6-4. EDN: GMAUYD.

References

1. Budaeva Yu.Zh, Dokhoyan Z.M., Shubi-na T. V. Methods of ensuring the sustainability of social finance. M.: INFRA-M, 2024. 248 p.

2. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated May 30, 2022 No. 86n

"On Approval of the Federal Accounting Standard FSB 14/2022 "Intangible Assets".

3. The official website of the Rosselkhoznad-zor // URL: https://www.rshb.ru/business/depo-sits/stable, http s: //web. archive .org/web/2021041 019 0843/https://www.rshb.ru/stock/bill/

4. International Financial Reporting Standard (IFRS) 3 "Business Associations" (introduced in the Russian Federation by Order of the Ministry

of Finance of the Russian Federation No. 217n dated December 28, 2015) (ed. dated February 17, 2021).

5. Belik I.S, Dubinin A.S., Nikulina N.L. The influence of ES G-factor standards on the financial condition and investment attractiveness of Russian public companies // Manager. 2022. Vol. 13, No. 6. pp. 44-55. DOI: 10.29141/22185003-2022-13-6-4. EDN: GMAUYD.

Информация об авторах

Т.В. Шубина — доцент кафедры финансов устойчивого развития Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент;

Ю.Ж. Будаева — доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения Государственного университета управления, кандидат экономических наук.

Information about authors

T.V. Shubina — Associate Professor of the Department of Sustainable Development Finance of Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;

Yu.Zh. Budaeva — Associate Professor of the Department of Accounting, Audit and Taxation of State University of Management, Candidate of Economic Sciences.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

МАРКЕТИНГ

Учебник Пятое издание

Маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / под ред. Н.Д. Эриашвили, Ю.А. Цып-кина. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. - 183 с.

ISBN 978-5-238-03770-7

Рассматриваются возникновение маркетинга, его концепции и среда функционирования. Раскрываются система маркетинговых исследований, функции маркетинга и набор маркетинговых инструментов. Исследуется организация маркетинговой деятельности предприятия. В отдельной главе уделено внимание этическим аспектам маркетинга.

Для студентов и преподавателей вузов, специалистов в области маркетинга, рекламы, менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.