Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ГУДВИЛЛА И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ГУДВИЛЛА И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУДВИЛЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ОЦЕНКА / УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумов А.А.

Для многих компаний гудвилл - это самый значительный актив, для которого не свойственны такие понятия как идентифицируемость и обособленность. Гудвилл упрощает манипулирование активами, но при этом, ни многие бухгалтеры, ни руководство данных компаний не знают как точно и правильно оценить гудвилл, поскольку его реальная величина формируется при продаже организации. Но оценка гудвилла необходима, и оценивать гудвилл можно различными способами. В статье рассмотрены основные методы оценки гудвилла, предложены пути их совершенствования и разработан собственный метод оценки гудвилла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ГУДВИЛЛА И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Использованные источники:

1. Игнатов, А.П. Анализ ликвидности предприятия [Текст] / А.П.Игнатов // Практическая бухгалтерия - 2010 - №6

2. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Анализ отчетности [Текст] : учеб. пособие / В.В Ковалев -М.: Ф. и Ст., 2011. - 486 с.

3. Лапуста, М.Г. Финансы организаций (предприятий) [Текст] : учебник / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай Москва, ИНФРА -М, 2010. - 575 с.

Наумов А.А. магистрант факультет учета и аудита Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации Россия, г. Москва МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ГУДВИЛЛА И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Аннотация

Для многих компаний гудвилл - это самый значительный актив, для которого не свойственны такие понятия как идентифицируемость и обособленность. Гудвилл упрощает манипулирование активами, но при этом, ни многие бухгалтеры, ни руководство данных компаний не знают как точно и правильно оценить гудвилл, поскольку его реальная величина формируется при продаже организации. Но оценка гудвилла необходима, и оценивать гудвилл можно различными способами. В статье рассмотрены основные методы оценки гудвилла, предложены пути их совершенствования и разработан собственный метод оценки гудвилла.

Ключевые слова: гудвилл, нематериальные активы, оценка, управление стоимостью.

Оценка гудвилла компании заключается в определении совокупности конкретных элементов бизнеса, а в некоторых случаях и персональных качеств, которые привлекают клиентов в данную компанию, а также которые позволяют приносить организации прибыль намного выше, чем у конкурентов в той или иной отрасли.

Гудвилл в понимании бухгалтера существенно отличается от гудвилла в понимании оценщика. Бухгалтер анализирует, рассматривает и рассчитывает стоимость деловой репутации уже после сделки для того, чтобы поставить ее на баланс, когда одна компания приобрела другую или когда две фирмы соединились. Оценщик определяет стоимость гудвилла задолго до проведения сделки, то есть рассчитывает рыночную стоимость дополнительных прибылей, которые генерирует деловая репутация компании.

Существуют несколько подходов для того, чтобы определить стоимость гудвилла. Рассмотрим основные из них поподробнее.

1) Согласно МСФО самосозданный гудвилл, то есть гудвилл, который компания самостоятельно рассчитала и показала в отчетности, не должен признаваться в качестве актива, как например, не признаются самосозданные торговые марки. Допустим, если фирма стоит больше в три раза, чем ее чистые активы, то ее деловую репутацию стоит признать равной нулю, в результате отчетность фирмы будет полностью соответствовать требованиям МСФО [5].

Например, есть компания, чистые активы которой равны $50 000, и она решает увеличить стоимость своих активов с целью получения банковского кредита. Она завышает оценку своей деловой репутации на $500 000 и доказывает, что она стоит уже $550 000. Но для выдачи кредита это не сыграет особой роли, так как при анализе финансовой отчетности компании для того, чтобы выдать ей кредит, эти $500 000 будут элиминированы из баланса.

2) Стоимость деловой репутации компании может быть определена при превышении рыночной стоимости всех акций компании ее чистых активов. Данный метод можно обозначить, как оценка гудвилла «по показателю рыночной капитализации» компании.

та

СШ = -NetA

, где

GW - стоимость гудвилла;

п - количество разновидностей выпущенных акций;

m - объем выпущенных акций компании;

С - курс акций на текущую дату;

NetA - стоимость чистых активов организации.

Например, если количество акций компании составляет 70 000 штук, а курс акций - $1, когда стоимость чистых активов равняется $50 000, то величина гудвилла составляет:

GW = 70 000 * $1 - $50 000 = $20 000.

Недостатком данного метода является то, что он применим только к определенной организационно-правовой форме - акционерному обществу.

3) Следующий вариант оценки гудвилла - «метод избыточной прибыли». Например, стоимость чистых активов компании составляет $100 000, а ее годовая чистая прибыль - $30 000. Тогда отдача от вложений - рентабельность чистых активов составит 30% (30 000 / 100 000 * 100%).

Например, общеотраслевая норма рентабельности равна 10%. Значит, что для получения организации чистой прибыли в $30 000 в целом по отрасли необходимо инвестиций: $30 000 / 10% = $300 000.

Полученная сумма в $300 000 - это оцененные чистые активы компании, которые участвовали в получении прибыли в $30 000 при норме рентабельности - 10%.

Определим сверхприбыль компании, то есть превышение показателей организации над среднеотраслевыми данными: 30% - 10% = 20%.

Определим стоимость неучтенных активов, которые участвовали в создании прибыли:

$300 000 - $100 000 = $200 000.

Данная сумма может быть частично отредактирована. Например, была неверной оценка плохих дебиторов или резервов под списываемые товары. Допустим, в результате найдены идентифицируемые ценности фирмы на $40 000. Тогда величина гудвилла составляет: $200 000 - $40 000 = $160 000.

Рассмотрим другой пример. Допустим, отрасль состоит из четырех предприятий, которые имеют одинаковую стоимость активов $20 000, одинаковый технический уровень и одинаковую структуру. Но прибыльность активов у данных организаций различная: у предприятия 1 она составляет 30%, у предприятия 2 - 25%, у предприятия 3 - 15%, у предприятия 4 - 10%. Рассчитаем среднюю рентабельность: (30% + 25% + 20% + 15%) / 4 = 20%.

Далее, учитывая, что средняя цена организации $20 000, то организация 1 оценивается в $20 000 * 30% / 20% = $30 000. Отсюда определим стоимость гудвилла организации 1: $30 000 - $20 000 = $10 000.

Стоимость гудвилла в предыдущем примере можно также рассчитать на основании данной формулы, а именно: (100 000 * 30% / 10%) - $100 000 = $200 000. Следует отметить, что данная формула является упрощенной у многих оценщиков.

Наиболее полная и точная формула «метода избыточной прибыли» для определения стоимости гудвилла выглядит так:

вШ =---, где

Яд

NOI - чистый операционный доход от деятельности организации;

МЛ - стоимость материальных активов компании;

Rе - это коэффициент капитализации чистого дохода фирмы от основной ее деятельности;

Rg - это коэффициент капитализации нематериальных активов.

По нашему мнению, следует изменить формулу, иначе стоимость гудвилла будет равна стоимости всех нематериальных активов, которые позволили фирме получить прибыль выше, чем у конкурентов в отрасли:

вш =--1А, где

Яд

N01 - чистый операционный доход от деятельности организации;

МА - стоимость материальных активов компании;

Яе - это коэффициент капитализации чистого дохода фирмы от основной ее деятельности;

- это коэффициент капитализации нематериальных активов;

1А - стоимость нематериальных активов компании.

Пример. Допустим о компании известно следующее:

1) Стоимость материальных активов (МА) = $200 000;

2) Стоимость нематериальных активов (1А) = $10 000;

3) Для собственного капитала фирмы средняя по отрасли норма отдачи У = 10%;

4) Чистый операционный доход (N01) = $35 000;

5) Средний срок службы активов компании п1= 25 лет;

6) Срок списания нематериальных активов п2 = 10 лет.

Определим величину коэффициентов капитализации нематериальных

и материальных активов, используя метод Ринга. Метод Ринга, или его другое название «метод прямолинейной рекапитализации» означает возврат капитала, который был инвестирован, равными долями ежегодно, сумма которых равна сумме первоначально инвестированного капитала. Ставка капитализации равна:

Я = У + 1 / п, где

п - количество лет эксплуатации определенного актива.

Далее определим величину чистого операционного дохода фирмы, генерируемого материальными активами:

N01^ = МА * ЯМА = $200 000 * (0,1 + 1 / 25) = $28 000.

Следовательно, чистый операционный доход компании, генерируемый нематериальными активами, равняется:

N01^ = N01 - N01^ = $35 000 - $28 000 = $7 000.

Определим стоимость нематериальных активов: Уга = N01^ / ЯГА = $ 7 000 / (0,1 + 1 / 10) = $35 000.

Вычтем из данной суммы стоимость нематериальных активов, которые учтены на балансе, чтобы получить величину гудвилла: GW = Уга - 1А = $35 000 - $10 000 = $25 000.

Данный метод очень часто критикуют специалисты, указывающие на многие ошибки, которые встречаются при его применении. Основные ошибки заключаются в основном в неточности определения коэффициентов капитализации и величины чистого дохода. Однако при использовании прочих методов оценщики не застрахованы от этих ошибок. Изучив многие мнения специалистов можно отметить, что для компаний с низким уровнем

риска рекомендуется использовать коэффициент капитализации для материальных активов в размере 8%, а для нематериальных - 15%. Для предприятий с высоким риском рекомендуется устанавливать коэффициенты в размере 10% и 20% соответственно [7].

В случае если вполне обоснованно рассчитать среднеотраслевую норму на капитал и провести все расчеты коэффициента капитализации грамотно, то в итоге можно получить довольно точный и удовлетворительный результат. Для этого необходимо тщательно подобрать предприятия-аналоги для того, чтобы сравнить доходность, а также повысить достоверность проводимой оценки. Предприятие-аналог следует выбирать, опираясь на следующие требования, а именно предприятие-аналог должно:

• производить аналогичную продукцию (работы, услуги);

• находиться в той же местности (районе, области);

• обладать очень похожими производственными мощностями [2].

4) Другой метод - «метод избыточных ресурсов», который является модификацией метода избыточной прибыли. Модификация метода состоит в том, что при расчете стоимости гудвилла необходимо учитывать не только эффект использования собственных средств, но и привлеченных.

Принимая во внимание это дополнение, формула для расчета величины гудвилла будет выглядеть так:

СШ = (М- ТА) * w, где

М - чистая прибыль компании;

R - это среднеотраслевая рентабельность совокупных активов фирмы;

ТА - это стоимость совокупных активов организации; - доля собственных средств фирмы в структуре пассивов.

Рассмотрим пример. Допустим о компании известные следующие данные:

Стоимость основных средств - $20 000;

Стоимость оборотных средств - $25 000;

Обязательства - $15 000;

Собственный капитал - $30 000;

Чистая прибыль - $ 5 000.

Итого $45 000 ($20 000 + $25 000) вовлеченных средств в хозяйственный процесс. Рентабельность авансированного капитала составляет 9% ($5 000 / $45 000 * 100%). Допустим, среднеотраслевая рентабельность авансированного капитала по проведенным исследованиям равна 7%. Следовательно, объем прибыли в $8 000 по отрасли среднем может быть достигнут каким-то предприятием, если сумма вовлеченных средств составит $35 000 ($500 / 0,07).

Величина избыточных ресурсов фирмы, которые уравновешиваются «избыточным активом» равна $10 000 ($45 000 - $35 000). Но при этом часть их формировалась благодаря заемным средствам и эта часть не принадлежит организации, будет потеряна при возврате кредитов, а также займов.

Доля собственных средств фирмы в структуре пассивов составляет 0,78 ($30 000 / $45 000). Умножим величину избыточных ресурсов компании на полученную долю, чтобы получить стоимость гудвилла - неотчуждаемые преимущества фирмы, которые характерны для нее: GW = $10 000 * 0,78 = $7 800.

5) Рассмотрим вариант оценки гудвилла под названием оценка «по объему реализации». Для использования данного метода нужно знать среднеотраслевые коэффициенты рентабельности компаний. Формула для расчета гудвилла:

вШ = ---, где

Яд

N01 - чистый операционный доход от деятельности организации;

Qf - стоимость продукции, которая была реализована компанией;

- средний по отрасли коэффициент рентабельности реализации выпущенной продукции;

- коэффициент капитализации нематериальных активов.

Аналогично прошлому методу немного преобразим формулу:

„т„, NOI-Qf*Rq

вШ =-——- - ¡А, где

Яд

ГА - стоимость нематериальных активов компании.

Приведем пример. Допустим стоимость реализованной продукции составляет $150 000. Стоимость нематериальных активов фирмы - $12 500. Чистый операционный доход организации составляет $30 000, а коэффициент капитализации нематериальных активов - 20%. Организация провела исследования и выявила, что средняя рентабельность аналогичной продукции в отрасли составляет 10%. Рассчитаем стоимость гудвилла компании:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уга = ($30 000 - $150 000 * 0,1) / 0,2 = $75 000.

Вычтем из данной суммы стоимость нематериальных активов, которые учтены на балансе, чтобы получить величину гудвилла: GW = УГА - ГА = $75 000 - $12 500 = $62 500.

Как и в прошлых методах, главная проблема - это сложность получения данных извне, а именно коэффициента среднеотраслевой рентабельности.

6) По аналогии приведем формулу оценки гудвилла на основании показателя себестоимости продукции (работ, услуг):

вШ =----¡А, где

Яд

Cf - себестоимость продукции (работ, услуг) компании;

Rc - это средний по отрасли коэффициент рентабельности производственной деятельности.

7) Классический вариант оценки - балансовый метод. Стоимость гудвилла определяется согласно оценке остаточной стоимости, то есть превышение суммы уплаченной за предприятие в целом над совокупной стоимостью его активов и пассивов, которая отражена в последнем бухгалтерском балансе компании [6]. Предположим, при продаже фирмы за нее было заплачено $100 000, а чистые активы равны $80 000 (стоимость активов $150 000 - стоимость пассивов $70 000 = чистые активы $80 000). Следовательно, деловая репутация компании будет равна:

$100 000 - $80 000 = $20 000.

Комментируя балансовый метод, нельзя не отметить его неудобство и громоздкость.

8) Существует такая точка зрения, чтобы рассматривать цену гудвилла по-новому, а именно в разрезе управленческого учета. При этом международным компаниям будет проще, так как при наличии прозрачного фондового рынка рыночные индикаторы стоимости акций и есть такой механизм, который оценивает стоимость организаций. Однако не все предприятия там котируют свои акции на фондовом рынке, то есть и там, и у нас стоимость организаций определяется одинаковыми методами [3].

Помимо количественных методов также существуют и качественные, которые в основном применяются для внутренних целей компании. Цель качественных методов - аналитический вывод, помогающий корректировать управление организацией так, чтобы она увеличивала как свой экономический рост, так и свою ценность среди потребителей, инвесторов, персонала, конкурентов и государства. Наиболее распространенные качественные метода это социологические опросы и экспертная оценка [1].

Метод социологических опросов подразумевает под собой мнения рыночных аналитиков, представителей СМИ, инвесторов, потребителей, а также представителей власти. Считается, что данная оценка является точной, а остальные методы могут лишь уточнять ситуацию.

При использовании рейтингового метода суммируются рейтинги гудвилла предприятия независимыми организациями. При формировании рейтинга учитываются различные факторы, которые непосредственно влияют на гудвилл компании. К данным факторам относятся, например отношения между директорами, менеджерами и прочими заинтересованными лицами.

Имеющиеся на сегодняшний день методы не универсальны. Невозможно с большой уверенностью сказать, что стоимость гудвилла, рассчитанная с их помощью довольно точный показатель. Пока не существует метода, который мог бы учитывать в стоимости гудвилла репутацию топ-менеджмента, квалификацию работников и выгодное местоположение компании.

Рассмотрим и обобщим преимущества и недостатки методов, рассмотренных выше, которые являются наиболее распространенными на практике:

Таблица 1. Преимущества и недостатки методов оценки стоимости

гудвилла

№ Метод оценки Преимущества Недостатки

Количественные методы

1 Метод оценки гудвилла по показателю рыночной капитализации Простота расчета, основываясь на текущей стоимости котируемых акций компании Данный метод применим только к компаниям в форме акционерного общества

2 Метод избыточной прибыли Определение экономического эффекта от деловой репутации в бизнесе Часто встречающиеся ошибки, которые связаны с неточным определением чистого дохода, а также коэффициента капитализации

3 Метод избыточных ресурсов Метод идеально подходит для того, чтобы оценить компанию перед продажей Недостатком является предположение о том, что получение прибыли компанией обеспечивается только чистыми активами, а также что только благодаря собственным средствам формируются избыточные ресурсы

4 Метод оценки гудвилла на основании показателя объема реализации продукции (работ, услуг) Данный метод подходит для того, чтобы определить текущую оценку гудвилла В расчетах не учитывается та или иная специфика продукции (работ, услуг)

5 Метод оценки гудвилла на основании показателя себестоимости продукции (работ, услуг) Данный метод аналогично подходит для того, чтобы определить текущую оценку гудвилла В настоящее время очень трудно достоверно определить величину среднеотраслевых показателей, которые используются в формуле

6 Балансовый метод Данный метод позволяет оценить стоимость гудвилла по методу «большого котла» Недостатком метода является его громоздкость

Качественные методы

7 Метод социологических опросов Определяет мнения различных лиц о деятельности компании и дает аналитическую оценку гудвилла Существование данных методов определяется утверждением о том, что гудвилл - это всего лишь образ конкретной компании в умах людей, не поддающийся количественному

8 Рейтинговая оценка (или экспертный метод) Составление рейтингов независимыми организациями, сама

компания не принимает определению; дают оценку

участи в составлении «позитивныи» и

рейтинга; независимая «негативный», а сама

экспертиза точность оценки напрямую зависит от выборки, то есть фиксируют изменение гудвилла - в худшую или же наоборот в лучшую сторону

Оценив и рассмотрев методы по оценки гудвилла, предложим собственный метод по его оценке, сочетающий в себе основные подходы:

/NetPr -A* ROA \ /NetPr -TR* ROS \ GW = 0,4*(-——--IA) + 0,3*(-——--IA) +

\ ROIA ) \ ROIA )

, __ /NetPr-Se*ROE . Л , _ „ /NetPr-C*ROM .Л

+ 0,2 *(--IA) + 0,1*[--¡A), где

V ROIA ) \ ROIA /'

NetPr - чистая прибыль компании;

A - активы организации;

IA - нематериальные активы;

TR - выручка фирмы;

Se - собственный капитал;

С - себестоимость продукции (работ, услуг);

ROA - среднеотраслевая рентабельность активов;

ROS - среднеотраслевая рентабельность реализации продукции (работ, услуг);

ROE - среднеотраслевая рентабельность собственного капитала;

ROM - среднеотраслевая рентабельность продукции (работ, услуг)

ROIA - рентабельность нематериальных активов конкретной компании.

Данная величина гудвилла может быть скорректирована с учетом качественных показателей, применяя экспертную оценку или метод социологических опросов. Данное дополнение позволит учитывать в формуле не только количественные, но и качественные показатели. В результате формула примет вид:

GWtotal = GW * k, где

k - коэффициент, показывающий характеристику гудвилла с качественной стороны.

Существует множество методов оценки, но в каких же ситуациях следует проводить оценку гудвилла? Отметим некоторые ситуации.

Покупка бизнеса. Это одна из основных и часто встречающихся причин для оценки стоимости гудвилла, поскольку кроме приобретения материальных активов, фирма заполучила еще и определенную стабильную клиентуру, заняла нишу для эффективного дальнейшего развития и т.д.;

Слияния и поглощения. В данном случае причины такие же, как и в предыдущем пункте. Необходимо учитывать мельчайшие детали сделки, а

также ее выгодность, так как одна сторона может потерять особый интерес к совершению сделки, если не проводить данные действия;

Принятия управленческих решений. Зная точную стоимость организации проще принимать более верные и точные управленческие решения [4].

Использованные источники:

1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 576 с.

2. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2005. -509 с.

3. Емельянов А.М. Основные этапы эволюции концепций управления стоимостью компаний / А.М. Емельянов, Е.А. Шакина / Журнал «Корпоративные Финансы» № 4(8) - М., 2008. - C. 79-87.

4. Ершова Е.А. Предприятие (Бизнес) в современном экономико-правовом обороте / Е.А. Ершова, К.Д. Овчинникова. - М.: Статут, 2006. - 256 с.

5. Мард М.Дж., Хитчнер Д.Р., Хайден С.Д. Справедливая стоимость в финансовой отчетности = Valuation for Financial Reporting: Fair Value Measurements and Reporting, Intangible Assets, Goodwill and Impairment; пер. с англ. - М.: Маросейка, 2010. - 248 с.

6. Савельев А.В. Оценка гудвилла компании как инструмент принятия управленческих решений. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Алексей Викторович Савельев. - М., 2008. - 175 с.

7. Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие / Ф.И. Шарков. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 272 с.

Начкебия М. С. ассистент кафедра социальных технологий Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ "БелГУ")

Россия, г.Белгород КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионального развития муниципальных служащих в контексте применения компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетентностный подход, муниципальные служащие, профессиональные компетенции.

В настоящее время возрастает роль компетентностного подхода к профессиональному развитию муниципальных служащих, и обусловлено это происходящими изменениями в профессиональных требованиях и обучении,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.