Научная статья на тему 'Влияние социального и образовательного контекста на смену парадигмы обучения иностранным языкам'

Влияние социального и образовательного контекста на смену парадигмы обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / TECHNOLOGIC REVOLUTION / ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЕ / INTERNET EDUCATION / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLENDED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванкина Г.А.

Статья посвящена современному периоду и ближайшему будущему обучения иностранным языкам, связанному прежде всего с применением компьютерных технологий и Интернета; рассматриваются изменения, касающиеся модели обучения, роли преподавателя, характеристик обучающегося, учебных материалов; уделяется внимание понятию смешанного обучения как обучения в двух средах (электронной и аудиторной); выделяются позитивные и негативные черты интернет-образования. Перечисленные вопросы рассматриваются в данной статье в основном в контексте высшего образования, однако они могут представлять интерес и для учителей старших классов средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the social and educational context on changing the paradigm of foreign language teaching

The paper considers the current period and the nearest future of foreign language teaching as connected with computer technologies and Internet; it describes changes concerning teaching models, role of the teacher, learner's characteristics, teaching materials; it also deals with the concept of blended learning (as learning in two environments electronic and in the classroom); it presents positive and negative features of internet education. The author focuses on these subjects in the context of University course, however they may be of interest to teachers of high school.

Текст научной работы на тему «Влияние социального и образовательного контекста на смену парадигмы обучения иностранным языкам»

УДК 372.881.1

Г. А. Иванкина

кандидат филологических наук, доцент,

доцент каф. лингвистики и профессиональной коммуникации

в области политических наук, ИМО и СПН МГЛУ;

e-maiL: gaLina_ivan@maiL.ru

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕКСТА НА СМЕНУ ПАРАДИГМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Статья посвящена современному периоду и ближайшему будущему обучения иностранным языкам, связанному прежде всего с применением компьютерных технологий и Интернета; рассматриваются изменения, касающиеся модели обучения, роли преподавателя, характеристик обучающегося, учебных материалов; уделяется внимание понятию смешанного обучения как обучения в двух средах (электронной и аудиторной); выделяются позитивные и негативные черты интернет-образования. Перечисленные вопросы рассматриваются в данной статье в основном в контексте высшего образования, однако они могут представлять интерес и для учителей старших классов средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова: технологическая революция; интернет-образование; смешанное обучение.

G. A. Ivankina

PhD, Associate Professor, Department of Linguistics

and Professional Communication in the Sphere of Political Sciences, MSLU; e-maiL: gaLina_ivan@maiL.ru

INFLUENCE OF THE SOCIAL AND EDUCATIONAL CONTEXT ON CHANGING THE PARADIGM OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The paper considers the current period and the nearest future of foreign Language teaching as connected with computer technoLogies and Internet; it describes changes concerning teaching modeLs, roLe of the teacher, Learner's characteristics, teaching materiaLs; it aLso deaLs with the concept of bLended Learning (as Learning in two environments - eLectronic and in the cLassroom); it presents positive and negative features of internet education. The author focuses on these subjects in the context of University course, however they may be of interest to teachers of high schooL.

Key words: technoLogic revoLution; internet education; bLended Learning.

Нынешнее стремительное время сделало нас свидетелями того, как в пределах жизни практически одного поколения реальность

изменилась до неузнаваемости и продолжает меняться со всевозрастающей скоростью. Новые реалии из всех сфер жизни общества приходят и уходят, не успев стать устоявшимися. Меняются взгляды, представления, быт, поведение людей и даже парадигма мышления. Связано ли это исключительно с техническим прогрессом или какими-то иными причинами, еще предстоит исследовать, но несомненно то, что символом нынешней эпохи стали более быстрые, чем когда-либо раньше, кардинальные перемены.

В сфере преподавания иностранных языков в течение последних лет несколько раз сменились подходы к обучению: коммуникативный, личностно ориентированный, компетентностный. В условиях вуза подходов еще больше: лингвострановедческий, лингвокульту-рологический, этнографический, социокультурный, межкультурный. Все они одновременно имеют право на существование и не теряют своей актуальности. Современная парадигма преподавания предполагает владение всем методическим арсеналом и умением гибко применять рациональное зерно из любого подхода или метода в решении актуальных задач в конкретной, меняющейся ситуации. А социально-дидактический контекст действительно изменился.

Текущее десятилетие можно назвать периодом становления интернет-образования. Технологический прорыв сделал изучение иностранных языков по-настоящему демократичным и общедоступным, заполнив пробелы в возможностях обучаться, существовавшие в прошлом. Любой желающий может обучаться где угодно, когда угодно и сколько угодно в оптимальном для него режиме. Понятно, что шансы индивидуализированного, дифференцированного обучения заметно возрастут уже в ближайшей перспективе. Что и говорить, в XXI в. изучать иностранные языки становится гораздо легче и интереснее, чем когда-либо ранее. Превосходный новый век вселяет реальную надежду, что обучиться можно самостоятельно.

Для осуществления коммуникации, столь необходимой при обучении речи на иностранном языке, компьютерные программы предлагают различные варианты собеседников - от сколь угодно удаленного (в программах наподобие Skype) до создаваемого в виртуальных мирах приложениями Android или iOS. Но это всего лишь начальный этап, подготавливающий современного человека к открывающимся новым возможностям виртуального взаимодействия.

Преподаватель перестает быть хранителем и поставщиком всех необходимых для обучающихся знаний по дисциплине и, что немаловажно, не стыдится этого. Он непрерывно учится и познает вместе со студентами, уже не удивляясь тому, что совсем недавно было вот так, а теперь всё совсем иначе.

Однако роль преподавателя всё ещe велика. Он, подобно кормчему в океане информации, направляет неустойчивую лодку студента в нужном направлении благодаря своему опыту и профессиональной способности понимать глубже и видеть дальше, чем обучающиеся.

С развитием технологий у преподавателя появляется большое количество конкурентов, начиная от компьютерных интерактивных программ и онлайн-лекций ведущих профессоров мира и заканчивая наделенным искусственным интеллектом роботом. Преподавателю будущего не стоит этого бояться. В ближайшей перспективе когнитивные, аналитические, креативные и эмоциональные характеристики человека превзойти не представляется возможным. Другое дело, что предстоит научиться превращать технологические достижения в помощников, а не заместителей, сохранив за преподавателем ведущую роль.

В корне меняется само понятие учебных текстов, учебных материалов. Печатный учебник или учебное пособие на наших глазах перестает быть основным источником информации для студентов, поскольку устаревает быстрее, чем выходит в свет. Многие из них скучны и не соответствуют клиповому типу мышления поколения Z. Кроме того, традиционные учебники не обеспечивают обратную связь, в которой уже сегодня ежеминутно нуждаются взращенные на гадже-тах молодые люди, рассматривающие электронные медиа в качестве естественной среды общения и обучения.

В последние годы такой тип обучения, который основан на интеграции устной коммуникации «лицом к лицу» с технологиями в онлайн-среде, закрепился в зарубежной педагогической теории и практике под названием «смешанное обучение» (blended learning) [Bonk, Graham 2012; Vaughan, Cleveland-Innes, Garrison 2013]. Принято считать, что данная модель обучения призвана компенсировать недостатки традиционных подходов, используя возможности компьютерных технологий и объединив преимущества обучения в обеих средах в целях улучшения качества обучения. Характеристиками

смешанного обучения являются интерактивность, нацеленность на проектные задания исследовательского характера, совместная групповая деятельность, смещение акцента на обсуждение в обеих средах [Иванкина 2016]. Очевидно, что постепенное внедрение данной популярной модели отражает существенное изменение практики обучения, что может повлечь в ближайшем будущем пересмотр всей системы обучения, включая методику, организационные формы, оценивание и роль преподавателя.

Мультимедийный режим обучения еще предстоит внимательно изучить специалистам, но уже сейчас понятно, что он имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относятся безграничные возможности получения фоновых знаний, доступ к разнообразным текстам, в том числе гипертекстам, новые способы чтения и обучения, повышение мотивации. Отрицательными сторонами являются необходимость освоения новых механизмов обучения, временное снижение количественных и качественных показателей, подмена углубленного аналитического чтения поверхностным просмотром текстов, неспособность запомнить объемные и сложные информационные тексты. Не вполне ясно, сможет ли подобное образование взращивать творческого человека, а не работника, который трудится «по алгоритму». С большой долей вероятности можно предположить снижение безопасности личности в процессе приобщения к электронной культуре, ведь отдаленные последствия данной тенденции пока не описаны [Сметанникова 2017]. Однако специалисты уже сейчас предупреждают о нарастающих проблемах концентрации внимания, клиповости восприятия и мышления, ослаблении когнитивных способностей молодого поколения.

Еще одной существенной инновацией, которая наблюдается в настоящее время, является совмещение изучения иностранных языков с занятием программированием. Подобную интеграцию, например, позволяет программа Scratch, на основе которой обучающиеся могут создавать собственные высокоуровневые версии визуализации текстов, превращая их в анимированные интерактивные истории или фрагменты фильма, самостоятельно подбирая иллюстрации и озвучивая речь персонажей или повествование.

Вполне очевидно, что в ближайшем будущем умение программировать станет новой обязательной грамотностью и для всех

преподавателей, поскольку устойчивые долговременные учебные пособия перестанут существовать. Им на смену придут вариативные электронные пособия, а также дриллинговые и тестовые матрицы, легко трансформируемые и наполняемые нужным содержанием в зависимости от сиюминутных потребностей этапа обучения и особенностей обучающихся. Гибкость и способность быстро перестроиться станет элементарным профессиональным навыком преподавателей. В связи с этим следует предполагать, что подготовка преподавателя нового типа (фасилитатора, лидера, эксперта, активно присутствующего в виртуальной среде), способного справиться со всеми современными вызовами, станет одной из основных задач, стоящих перед педагогическими вузами и факультетами. Вполне вероятно, что скоро им предстоит существенно пересматривать стандарты, учебные планы и саму квалификационную модель преподавателя будущего.

В далеком будущем технологии будут способны работать над «улучшенной версией себя самого», значительно ускоряя и оптимизируя процесс обучения. И эта идея современному человеку вовсе не кажется столь уж крамольной, напротив, теории и практики самосовершенствования сегодня чрезвычайно популярны и активно используются. Их углубление и диверсификация неизбежны. Специалисты предполагают, что развитие пойдет либо по пути активизации так называемых невостребованных ресурсов мозга человека, либо по пути слияния искусственного и естественного интеллекта. Возможен и путь, объединяющий эти две траектории. Так или иначе, работа по всем направлениям ведется, и достижения, которые всё еще представляются нам фантастическими, могут реализоваться в ближайшие десятилетия и даже годы.

Футурологи заявляют, что в ближайшие двадцать лет, а это не такое далекое будущее, исчезнет 60 % существующих ныне профессий. Маловероятно, что профессию преподавателя иностранных языков ожидает такая участь. Однако нет сомнений, что это будет качественно иная профессия как по форме, так и по содержанию.

Довольно опрометчивая задача - заглядывать в будущее. Но в вопросе обучения иностранным языкам все обстоит иначе, поскольку ход развития технологий невозможно ни затормозить, ни остановить, и он вполне просматривается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Иванкина Г. А. Обучение профессионально ориентированному чтению на иностранном языке в вузе // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в вузе. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. С. 127-133. URL : libranet.linguanet.ru/prk/Vest/9_748_ internet.pdf (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 9 (748). Сер. Педагогические науки.)

Сметанникова Н. Н. Новое поколение (Z, NET, INTERNET): влияние социально-политического контекста на смену парадигмы обучения чтению (на примере США) // Человек читающий: Homo legens-9 / Русская ассоциация чтения. М. : Канон+, 2017. C. 262-263.

Bonk C. J., Graham C. R. Handbook of blended learning. San Francisco : Pfeiffe 2012. P. 65-70.

Vaughan N. D., Cleveland-Innes M., Garrison D. R. Teaching in Blended Learning Environments // AU Press. Athabaska University, 2013. P. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.