Данный курс дает возможность специалистам медицинского профиля ознакомиться с новейшими тенденциями эпидемиологической ситуации по ВИЧ/СПИД, новейшими методами лечения, стратегиями контроля, применяемые в настоящее время; обмениваться опытом по борьбе с ВИЧ-инфекцией в странах Центральной Азии, а также обсуждать и поддерживать связь с коллегами и экспертами в данной области из разных стран.
Всесторонняя оценка курса показала повышение навыков и компетенции участников по вопросам ВИЧ/СПИДа, оптимальный баланс между теорией и практикой, эффективность данного метода обучения и повышение навыков работы в сети.
Выпускники курсов имеют возможность продолжать виртуальное общение по данной теме с коллегами и тьюторами на специально созданном для этих целей форуме выпускников.
Таким образом, дистанционные курсы по ВИЧ/СПИДу в ЦА, показали, что это эффективный инструмент для усиления межсекторального сотрудничества и ответных мер, основанных на лучшей международной практике и что дистанционные курсы могут быть использованы для обучения и по другим актуальным темам здравоохранения и позволят специалистам медицинского профиля повышать, обновлять свои знания, без отрыва от основной работы.
Внедрение дистанционного обучения в систему непрерывного постдипломного медицинского образования одобрено МЗ КР, разработано и утверждено «Положение об использовании дистанционного обучения в непрерывном профессиональном развитии (образовании) медицинских работников КР». В 2010 в КГМИПиПК организован отдел по дистанционному обучению. Специалистами этого отдела в настоящее время проводится подготовка преподавателей института по методологии разработки и внедрения дистанционных курсов по различным медицинским аспектам.
Литература
1.Информация о Центрально-Азиатском региональном курсе дистанционного обучения в области ВИЧ/СПИДа для медицинских работников.// Флаер - 2010
2.Положение «Об использовании дистанционного обучения в непрерывном профессиональном развитии (образовании) медицинских работников Кыргызской Республики». - 2010
3.Ю. А. Голионова. Предпосылки возникновения дистанционного обучения в мировом образовательном пространстве // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №2. - Ст. 20
The use of distance learning in postgraduate medical education
T.M. Kim, J.B. Botbaeva, A.A. Djumalieva
Institute for Retraining and Continuous Education from Kyrgyzstan with GIZ developed an e-learning course on HIV/AIDS for health professionals. The course follows a blended learning approach, with the 4 online modules being completed by face-to-face workshops. There are several tools available on the learning platform that enables interaction, communication and co-operation. They include a chat room, a pin board for posting information of general interest, a document pool for exchanging completed material and asynchronous discussion tools.
Key words: virus, immunodeficiency, distant, module, chat, forum, tutor
УДК 616.98:578.828.083.2:378.147
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
Ж. С. Нугманова, А. К. Дуйсенова
Кафедра инфекционных и тропических инфекций с курсом ВИЧ -инфекции и инфекционного контроля Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
Рассматриваются теоретические предпосылки создания и быстрого распространения метода дистанционного обучения и опыт авторов в применении ДО для подготовки учащихся по проблеме ВИЧ/СПИД. Нами применялась методология смешанного обучения, при котором проводится два семинара «лицом к лицу» (face-to-face) - вводный семинар и заключительный семинар - и дистанционная фаза изучения материала через Интернет (онлайн-фаза). Курс ДО создавался на основе технологической платформы Moodle.
Дистанционное обучение (ДО) определяют как «процесс создания и обеспечения доступа к обучению, при котором источник информации и обучаемые разделены временем, расстоянием или обоими факторами» [1]. Обучение, включая лекции, дискуссии и тестирование обеспечивается определенными медиа средствами: Интернет, DVD, СД, Web Cams, спутниковая связь, видео-конференции, телевидение, радио и др.
Курсы ДО, которые требуют физического присутствия на месте по любой причине (включая сдачу экзамена) называются гибридными [2] или смешанными [3].
ДО, если таковым считать обучение вне аудитории, при котором преподаватель и студент географически разделены, имеет долгую историю. Еще в 1728 в Boston Gazette появилось объявление о наборе желающих на курсы стенографии, материалы которого рассылались по почте [4]. Университет Лондона был одним из первых,
предложивших ДО на получение степени, создав в 1858 г. заочную программу [5]. В США Колумбийский университет предложил заочную форму обучения в 1892 г. [6]. В 1964-68 гг. Фонд Карнеги финансировал проект по применению различных коммуникационных технологий для обучения за пределами университетов. На основе этих идей в Великобритании в 1969 г. был организован Открытый университет, который в значительной степени полагался на радио- и телевещание [7], после чего в мире появилась сеть таких университетов, которые выросли до «мега-университетов» - термин, придуманный для обозначения учреждений с более чем 100 000 студентов [8].
Создание компьютеров и Интернета позволили более легкое и быстрое распространение ДО и дали толчок развитию «виртуальных университетов», в которых все обучение проходит он-лайн [9]. Jones International University -первый аккредитованный в 1996 г. университет США такого рода [10]. В настоящее время более 96% крупнейших университетов США (с общим числом студентов, превышающим 15 000) предлагают он-лайн курсы, почти 3,2 миллиона студентов США брали, по крайней мере, один такой курс в осенний семестр 2005 г. [11]. Создан web сайт Ассоциации ДО США, информирующий о новых технологиях, дизайне, программах.
Самой большой мотивацией для распространения ДО на Западе стали социальные изменения. На протяжении многих лет люди, учреждения, бизнес структуры, военнослужащие постоянно искали альтернативные пути доступа к высшему образованию, стараясь при этом продолжать свой стиль жизни и справляться с меняющимися требованиями экономики и общества, в котором они живут. Высшее образование в настоящее время является необходимостью для тех, кто хочет работать и преуспевать при экономике, зависящей не только от мышечной силы, но и силы ума. Сегодня воздают должное тем работникам, которые хорошо и быстро определяют и решают проблемы [12].
Географическое разделение студента и преподавателя не мешает им поддерживать постоянную связь посредством электронной почты и другими средствами. Участие в ДО подразумевает высокую степень ответственности студента. При ДО преподаватель заранее готовит и переносит учебный материал на медиа носители, концентрируясь на работе с индивидуальным студентом. При необходимости организуется также групповая работа студентов.
Хороший учебный (инструктивный) дизайн является основой любого курса ДО высокого качества. Практически невозможно создание курса ДО без знания и понимания учебного дизайна. Имеется, по крайней мере, два подхода к дизайну учебной программы (curriculum) ДО, в зависимости от того, какая теория обучения -бихевиоризм или конструктивизм - лежит в их основе.
Теории обучения на основе бихевиоризма придают особое значение изменениям поведения в результате связи стимул-ответ, возникающей у обучаемого. Поведение направляется стимулом. Индивидуум предпочитает один ответ другому из-за предварительного создания определенных условий и психологического стимула, существующего на момент действия [13].
Бихевиоризм основывается на наблюдаемых изменениях поведения, фокусируясь на новых свойствах поведения, которые повторяются до достижения автоматизма.
Когнитивизм рассматривает процесс мышления, определяющий поведение. Наблюдаемые изменения поведения считаются индикаторами того, что происходит в сознании обучаемого. Когнитивизм - это теория, которая пытается ответить, как и почему люди учатся, приписывая процесс к познавательной активности. Эта теория следовала за бихевиористской школой мышления. Когнитивисты «ругают» бихевиористов за то, что их фокус на поддающееся наблюдению поведение не принимает во внимание то, что происходит в сознании.
Принципы когнитивизма считают, что «черный ящик» сознания должен быть раскрыт и понят. Обучаемый рассматривается, как процессор информации (по аналогии с компьютером). Умственные процессы, такие как мышление, память, знание и решение проблем должны учитываться. Знания могут рассматриваться как схема, или символическая умственная конструкция. Обучение - это изменение этой схематы обучаемого [14].
Конструктивизм полагает, что мы все конструируем/создаем наши собственную перспективу мира посредством личного опыта и схемы. Конструктивизм концентрируется на подготовке обучаемого к решению проблем в неопределенных ситуациях [15]. Конструктивизм часто ассоциируется с педагогическими подходами, которые содействуют активному обучению или обучению через выполнение. Обучаемые, по теории конструктивизма, конструируют знания для себя, каждый учащийся индивидуально (или социально) конструирует значение в процессе обучения.
Конструктивизм - это философия обучения, базирующаяся на предпосылке, что в зависимости от нашего опыта, мы создаем наше собственное понимание мира, в котором мы живем. Каждый из нас создает свои собственные правила и мысленные модели, которые мы используем для придания смысла нашему опыту. Обучение поэтому - просто процесс адаптирования наших моделей для внесения нового опыта [16].
Иными словами, бихевиористский подход эффективно способствует овладению содержания профессии (знания «что»), стратегии когнитивизма полезны в обучении тактики решения проблем, когда определенные факты и правила применяются для незнакомых ситуаций (знание «как»), а конструктивистские стратегии особенно подходят, когда приходится иметь дело с плохо обозначенными проблемами посредством принципа «размышление-в-действие» [17].
Хотя эти подходы иногда представляются как взаимно исключающие, каждый имеет свою ценность в определенное время и определенном месте и каждый имеет свое применение в определенной среде ДО. Во всех случаях имеется общий интерес к результату: что обучаемые будут способны делать или думать к концу единицы инструктирования, что отличается от того, что они могли делать в начале.
Имеется три необходимых шага в процессе создания курса ДО: определение целей курса обучения, отбор материала для курса и деление содержания курса на отдельные уроки/модули. Указание четких целей - это один самый важный фактор в организации и преподавании успешного курса. Все остальные элементы зависят от того, как будет обозначено, что обучаемые должны знать и уметь после завершения курса.
Инструктивный дизайн для курсов ДО отличается, по крайней мере, по четырем важным моментам. Он: опосредован - возможности и ограничения применяемых для создания и выпуска курса технологий влияют на содержание/контент и структуру курса; совместный - разработка курса - результат совместных усилий профессионалов с различными навыками, включая экспертизу в области содержания/контента курса, знания инструктивного дизайна, технических навыков, административной хватки;
форматированный - отдельные курсы форматируют различно структуру содержания/контента и взаимодействий; и
сфокусирован на учащемся - учащиеся проявляют инициативу при взаимодействиях с материалом курса, инструктором и друг с другом.
В Западных странах аудитория ДО быстро растет, включая людей с различным опытом: взрослые, вернувшиеся в колледж; впервые обучающиеся студенты университетов; профессионалы, желающие повысить квалификацию; рабочие для получения кредитов для смены работы; студенты с физическими недостатками и нарушенной способностью к обучению; географически изолированные студенты.
Начиная с 2008 г. нами накоплен определенный опыт проведения ДО по вопросам ВИЧ/СПИД совместно с коллегами из Кыргызстана и Таджикистана при поддержке GIZ (Германского агентства по международному сотрудничеству).
При этом, преимуществами дистанционной формы обучения в наших условиях являлись следующие:
• возможность получения качественных и глубоких знаний за счет более детального изучения и большого количества предоставляемых материалов;
• сокращение временных затрат на пребывание в учебном заведении, которое потребовало бы отрыва от основной работы;
• существенное снижение общей суммы расходов на обучение (нет необходимости в командировании слушателей в учебные заведения);
• дополнительное приобретение навыков работы с компьютерными и информационно -коммуникационными технологиями;
• больший объем учебно-методических материалов за счет использования электронного формата данных;
• постоянная актуализация информации;
• обеспечение прикладного характера образования на основе использования практических материалов;
• наличие технических и организационных возможностей для осуществления гибкого индивидуального подхода к обучению конкретных слушателей в зависимости от уровня их подготовки и интересов.
Нами применяется методология смешанного обучения, при котором проводится два семинара «лицом к лицу» (face-to-face) - вводный семинар и заключительный семинар;
• изучение обучающего курса через Интернет (онлайн-фаза);
• широкое применение интерактивных групповых методов обучения - ролевые игры, групповые дискуссии, коллективная и индивидуальная работа со «случаями из практики» (case studies);
• вовлечение личного опыта студентов/слушателей;
• сочетание групповых методов обучения и индивидуального взаимодействия;
• интегративный метод построения учебных курсов;
• продолженное (непрерывное) образование;
• универсальность изложения курсов;
• освоение студентами навыков адаптации содержания/контента. В основе технологической платформы лежит система Moodle: MOODLE - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment
(Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Автор Moodle - Martin Dougiamas, система Moodle начала создаваться в 1999 г. Официальный сайт (можно скачать систему Moodle бесплатно): www.moodle.org.
Архитектура системы включает: Хранилище данных (сервер базы данных); Логико-функциональная часть(сервер приложений); Интерфейс (клиентское программное обеспечение).
Участники системы, или Пользователи делятся на несколько основных категорий: администраторы (сервисные и служебные функции, организация учебного процесса, формирование групп, регистрация тьюторов и студентов); тьюторы (актуализация и пополнение учебных курсов, проведение обучения студентов); студенты (доступ к электронным учебно-методическим материалам, курсам, онлайн-экзаменам и т.д.).
Требования к техническому и программному обеспечению: Компьютер, подключенный к Интернет; Браузер Internet Explorer 6.0 и выше (входит в стандартный набор приложений Microsoft Windows); Программа для работы с электронной почтой (если Web-mail, то достаточно браузера); Для работы с учебными материалами могут понадобиться стандартные приложения: Microsoft Office (Word, PowerPoint, Excel, Access), Acrobat Reader, архиватор (WinRAR), проигрыватель мультимедиа Windows Media Player.
Он-лайн курс разделен на 4 модуля, каждый из которых содержит лекционный материал (теоретическая подготовка), один форум по теме модуля, другой - новостной; два чата, письменное задание (самостоятельная работа). Кроме того, имеется электронная библиотека (файловый архив) (общая и по модулям), глоссарий (словарь терминов и определений); список веб-ресурсов (полезные ссылки) и механизм проверки знаний и тесты (система оценок и тестирование).
Форум - инструмент для общения пользователей на веб-сайте в асинхронном режиме. Вы можете отправлять сообщения в форум в любое удобное для Вас время.
Чат - средство общения (обмена сообщениями) по сети Интернет в режиме реального времени (в синхронном режиме). Чат используется для обсуждения различных вопросов в строго определенное время с одновременным участием всех/нескольких студентов.
Письменные задания - упражнения для самостоятельного выполнения. Результат работы - файл, который должен быть отправлен на веб-сайт. На выполнение упражнения каждого учебного модуля выделяется время.
Темы модулей:
Модуль 1 «Глобальная эпидемия ВИЧ/СПИДа. Воздействие и последствия эпидемии»;
Модуль 2 «Этиология и эпидемиология ВИЧ-инфекции. Консультирование и тестирование. Течение ВИЧ-инфекции»;
Модуль 3 «Лечение ВИЧ-инфекции»; Модуль 4 «Профилактика ВИЧ-инфекции в секторе здравоохранения. Медицинская помощь потребителям инъекционных наркотиков. Стигма и дискриминация».
Литература:
1. Honeyman, M.; Miller, G. (December 1993). "Agriculture distance education: A valid alternative for higher education?". Proceedings of the 20th Annual National Agricultural Education Research Meeting: 67-73.
2. Tabor, Sharon W. (Spring 2007). "Narrowing the Distance: Implementing a Hybrid Learning Model". Quarte r-ly Review of Distance Education (IAP) 8 (1): 48-49. ISSN 1528-3518. Retrieved 23 January 2011.
3. Vaughan, Dr Norman D. (2010). "Blended Learning". In Cleveland-Innes, M.F.; Garrison, D.R.. An Introduction to Distance Education: Understanding Teaching and Learning in a New Era. Taylor & Francis. p. 165. ISBN 0415995981. Retrieved 23 January 2011.
4. Holmberg, Börje (2005) (in German). The evolution, principles and practices of distance education. Studien und Berichte der Arbeitsstelle Fernstudienforschung der Carl von Ossietzky Universität Oldenburg [ASF]. 11. Bibliotheks-und Informationssystem der Universitat Oldenburg. p. 13. ISBN 3814209338. Retrieved 23 January 2011.
5. "Key Facts", University of London External Programme Website, http://www.londoninternational.ac.uk/about_us/facts.shtml
6. Levinson, David L. (2005). Community colleges:a reference handbook. ABC-CLIO. p. 69. ISBN 1576077667. Retrieved 23 January 2011.
7. Moore, Michael G.; Greg Kearsley (2005). Distance Education: A Systems View (Second ed.). Belmont, CA: Wadsworth. ISBN 0-534-50688-7., pages 33-36
8. Daniel, Sir John S. (1998). Mega-Universities and Knowledge Media: Technology Strategies for Higher Education. Routledge. ISBN 0749426349. Retrieved 23 January 2011;
9. Gold, Larry; Maitland, Christine (1999). Phipps, Ronald A.; Merisotis, Jamie P.. eds. What's the difference? A review of contemporary research on the effectiveness of distance learning in higher education. Washington DC: Institute for Higher Education Policy. Retrieved 23 January 2011.
10. "Accreditation". US: Jones International University. Retrieved 23 January 2011.
11. Allen, I. Elaine; Seaman, Jeff (November 2006) (PDF). Making the Grade: Online Education in the United States, 2006. Needham, MA: The Sloan Consortium. ISBN 0987654321. Retrieved 23 January 2011.
12. Saba, Ph.d, 2001 Distance Education: An Introduction Farhad Saba, PhD. Professor of Educational Technology. San Diego State University [email protected]
13. Parkay, F.W. & Hass, G. Curriculum Planning (7th Ed.), 2000, Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.).
14. (http://www.learning-theories.com/cognitivism.html).
15. Schuman, L. (1996). Perspectives on instruction. [On-line]. Available: http://edweb.sdsu.edu/courses/edtec540/Perspectives/Perspectives.html
16. (http://www.funderstanding.com/content/constructivism)
17. Ertmer P. & Newby, T. Behaviorism, cognitivism, constructivism: Comparing critical features from an instructional design perspective. Performance Improvement Quarterly, 1993, 6 (4), 50-70.
Distance learning methodology in teaching HIV/AIDS
Z .S. Nugmanova, А. К. Duisenova
Theoretical background of the creation of distance learning methodology (DL) and its wide spread around the world as well as authors experience in teaching HIV/AIDS utilizing DL were taken into consideration. Blended learning methodology has been explored with two face-to-face seminars (introductory and final) and DL via the Internet in between (on-line phase). Moodle platform serves the technologic basis for the DL course.