Влияние социально-временной среды на формирование уровня языкового развития общества Покаместова А. П. , Попова А. Н.
2Покаместова Анна Павловна / Pokamestova Anna Pavlovna - студент, кафедра романской филологии;
2Попова Анна Николаевна / Popova Anna Nikolaevna - студент, кафедра немецкой филологии, факультет романо-германской филологии,
Воронежский государственный университет, г. Воронеж
Аннотация: в статье анализируется процесс популяризации обсценной лексики. Причины и следствия рассматриваются как в историческом, так и в социальном аспекте. Также раскрыто понятие эвфемизма, приведена статистика.
Abstract: the article analyzes the process of promotion of obscene words. Causes and effects are treated in the historical and social context. Also are disclosed the concept of euphemism and the statistics.
Ключевые слова: обсценная лексика, культура, тенденции XXI века, современное общество.
Keywords: obscene words, culture, trends of the XXI century, modern society.
В современном мире нельзя не обратить внимание на обилие слов совершенно нелитературного содержания. Ежедневное массовое употребление ненормативной лексики стало не просто частью «культуры», но и способом самовыражения для большинства населения. Прибегнув к статистике 2013 года, можно увидеть, что примерно 64 % россиян уверены, что употреблять в речи нецензурные выражения недопустимо ни при каких обстоятельствах. Треть граждан (около 32 %) считают, что употреблять в речи мат иногда все -таки можно. В среднем 26% россиян употребляют бранные слова только в особых случаях и пытаются бороться со своим недостатком, такое же количество ругается крайне редко. Регулярно матерятся приблизительно 16 %, а категорически против ненормативной лексики выступают только 6 % из числа опрошенных. Однако такого рода статистика все равно не точна. Сказать правду и оценить собственную речь способен не каждый. Люди сами могут сделать выводы, просто наблюдая за знакомыми людьми и за теми, кого видят впервые. Тем не менее, нецензурными фразами в наше время уже никого не удивить, это стало нормой для подавляющего числа людей. Почему?
Основная современная русская лексика имеет древнеславянские и индоевропейские корни. В народе существует версия, что сниженная лексика была заимствована из монгольского языка в период нашествия татаро -монгольского ига. Однако при этом предлагаются различные варианты этимологии основных словообразовательных корней, но все они, чаще всего, восходят к индоевропейским или праславянским основам (1, 8). Первоначальное языческое происхождение нецензурной брани, которая выражала сакральные проклятия, заставляло связывать ее и с религиозными различиями.
Как бы то ни было, но сквернословие на Руси не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни [6]. Сегодня российским законодательством предусмотрены меры наказания для лиц, употребляющих обсценную лексику. Статья 20.1 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации гласит, что мелкое хулиганство, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах,
оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечёт наложение административного штрафа или административного ареста [4, с. 277].
В наши дни ненормативная лексика проникла во все социальные и возрастные слои общества. Основными причинами употребления мата многие специалисты считают:
1. эмоциональную разрядку;
2. демонстрацию агрессии;
3. унижение или оскорбление адресата;
4. стремление продемонстрировать принадлежность к определенному кругу лиц;
5. повышение эмоциональности речи;
6. демонстрацию независимости говорящего;
7. показ пренебрежительного отношения к системе запретов.
По мнению исследователей, в огромном множестве обсценных выражений можно выделить два основных класса. Первый составляют собственно ругательства, т. е. выражения, употребление которых представляет собой самостоятельный речевой акт, особым образом направленный и наделенный бранной силой. Во второй класс попадают выражения, не образующие самостоятельных речевых актов и, как правило, представляющие собой экспрессивные синонимы для «обычных» выражений или их частей [7].
Пару десятилетий назад в устной речи появились эвфемизмы, которые сохраняют смысл бранных слов, но не являются матом в прямом смысле слова. Это слова «блин», «абзац», «выёживаться» и т. п. В определенных контекстах они теряют свое первоначальное значение и получают негативную окраску. С каждым годом список таких слов пополняется.
Тенденции к употреблению ненормативной лексики можно объяснить и с социальной точки зрения. XXI век - время активного роста информационных технологий, перехода к полной автоматизации труда и даже автоматизации человеческого общения. Большая часть современного общества предпочитает виртуальные беседы беседам реальным. Отсутствие физического присутствия собеседника значительно снижает уровень употребляемой в разговоре лексики. Разумеется, в этих условиях речевые нормы заметно меняются: литературные выражения уходят на второй план, и начинает преобладать сквернословие.
Также невозможно преуменьшить роль средств массовой информации, субкультур и общественных организаций. Все эти компоненты культурно -социальной сферы, бесспорно, участвуют в формировании речевого ценза. Как справедливо замечает академик В. Костомаров, очень часто «инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас... достаточно грамотные люди - журналисты и иные профессионалы пера». Активное использование ненормативных выражений на телевидении, в Интернете, в речи известных деятелей культуры, в печатной продукции привело к тому, что грубейший лексический слой начал сливаться со словами активного бытового употребления. Человек наблюдает сращение бранной и литературной лексики и проецирует этот процесс в собственную речь. Далее, как будто по цепочке, снижение норм переходит от лица к лицу, охватывая общество в целом. Таким образом, стираются границы употребления особых пластов лексики на социальнокультурном уровне.
Нецензурная брань является однозначным показателем уровня самосознания человека, уровня его образованности и степенью духовности. Известный академик Д. С. Лихачев писал: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». Современное общество с поразительной частотой использует
обсценную лексику, совершенно не заботясь о будущем своего культурного наследия. В таких условиях потомки нынешних поколений перестанут видеть некогда четкую грань между дозволенной речью и речью низкой, вульгарной.
Таким образом, во избежание засорения и окончательного исчезновения грамотной литературной речи необходимо обратить внимание не столько на окружающие общество условия, сколько на факторы, зависящие и подчиняющиеся исключительно нашему сознанию.
Литература
1. Ахметова Т. В. Русский мат. Толковый словарь. 1996 г.
2. Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 - № 4.
3. Головин И. Б. Основы культуры речи. Санкт - Петербург: Слово, 83.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
5. Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры, 1998.
6. Мокиенко В. М. «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное». Русистика. — Берлин, 1994.
7. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи М. Знание, 91.
8. Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Успенский Б. А.. Избранные груды. В 3 т. М., 1996, т. 2.