УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ НА ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ
В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
© 2012 А.А.Ганеева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 20.02.2012
В данной статье рассмотрены психические состояния подростков, психические состояния в конфликтных ситуациях, а также влияние социально-психологического типа личности на проявление психических состояний. Ключевые слова: психические состояния, подростковый возраст, социально-психологические типы личности.
Проблема системного изучения психических состояний подростков в конфликтных ситуациях в современной психологии, на сегодняшний день, признана актуальной научно-исследовательской проблемой. В современной психологии в категорию психических явлений наряду с процессами и свойствами включены психические состояния. Одними из первых ученых, указавшими на необходимость исследования психических состояний, были Н.Д.Левитов1 и Б.Г.Ананьев2. Были предложены различные подходы к проблеме психических состояний Б.Г.Ананьевым, В.А.Ган-зеным3, Е.П.Ильиным4, Н.Д.Левитовым, А.О.Прохоровым5, Ю.Е.Сосновиковой6 и др. Несмотря на имеющиеся множество работ по проблеме психических состояний в различные возрастные периоды, не раскрыта проблема, проявления психических состояний подростком, а именно в конфликтных ситуациях. Актуальность нашего исследования заключается в том, что мы сопоставляем социально-психологические типы личности подростка проявляющимся у них психическим состояниям в конфликтных ситуациях.
Проблема психических состояний исследуется достаточно длительное время, однако, не
Ганеева Аида Анваровна, аспирант, преподаватель Уфимского юридического института МВД России. E-mail: buawomena&mail. ru
1 Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. -
1967. - № 6. - С. 118 - 129.
2 Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л.:
1968.
3 Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. - 1991. -№ 6. - Вып. 1. - С. 47 - 55.
4 Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: 2002.
5 Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психол. журн. - Т. 12. -1991. - № 1. - С. 47 - 54.
6 Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека,
их классификация и диагностика. - Горький: 1975.
существует единого определения данного термина конкретизации психических состояний, свойственных подростковому возрасту. Теории Н.Д.Левитова, В.А.Ганзена, Е.П.Ильина, А.О.Прохорова и др. дополняют друг друга, но, тем не менее, единая концепция психических состояний отсутствует, а различные психические состояния исследованы в различной степени. Так как работа выполнена в русле концепции психических состояний А.О.Прохорова, для дальнейшей работы взято определение психического состояния, как: «субъективного отражения личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени»7. А также понимание психического состояния как сложной, целостной, многофункциональной, многоуровневой и иерархической системы.
Исследования в этой области, проведенные рядом ученных, дают основания утверждать, что необходимо рассматривать психические состояния каждого возрастного периода с точки зрения его ведущей деятельности. Как нам известно, подростковый возраст является одним из важнейших этапов становления личности, когда дети проявляют как детские, так и взрослые черты. Особенности, свойственные только подростковому возрасту, можно заметить и при исследовании психических состояний детей данного возрастного периода. Исследование детей подросткового возраста, проведенное Ю.Е.Сосновиковой8, выявило, что подростки достаточно хорошо осознают как свои психические состояния, так и состояния сверстников, а также хорошо могут их описать или представить. Наиболее сильные и разно-
7 Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении.... - С. 47 - 54.
8 Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика..
образные эмоциональные и интеллектуальные состояния в подростковом возрасте порождаются учебной деятельностью (результатами учебы, оценкой учителя, отношением ребенка к ним) и отношениями с другими людьми (учителем, одноклассниками, родителями, знакомыми и незнакомыми).
Нас интересуют психические состояния подростков непосредственно в конфликтных ситуациях, в зависимости от их социально-психологического типа личности. Анализ психических
состояний подростков в момент переживания конфликтных ситуаций показывает, что эти состояния имеют ярко выраженную негативную эмоциональную окраску, являются неравновесными, как повышенного уровня психической активности, так и пониженного. С целью более детального изучения психических состояний в конфликтных ситуациях рассмотрим межличностный и внутриличностный конфликты, которые представляют для нас значительный интерес.
Таб. 1. Проявление психических состояний, в зависимости от вида конфликта
Внутриличностные Межличностные
Спокойствие Спокойствие
Уверенность Напряженность
Страх Раздражительность
Депрессия Сомнение
Одиночество Злость
Сомнение Страх
Обида Тревога
Тревога Беспомощность
Беспомощность
Таб. 2. Данные достоверности соотношения социально-психологических типов личности
с психическими состояниями
Типы личности Сензтв. Гармон. Инфант. Конфор. Интров. Доминир. Тревожн.
Психические состояния
Сомнения 0,12 -0,02 -0,14 -0,05 0,07 0,09 -0,11
Спокойст 0,03 -0,06 0,00 -0,05 0,07 -0,01 -0,01
Страх -0,03 0,21 0,44 -0,11 -0,23 -0,17 -0,17
Сосредот 0,06 0,34 -0,18 -0,12 -0,07 0,04 -0,07
Стыд -0,04 -0,03 0,05 -0,06 0,17 -0,06 -0,12
Радость 0,06 -0,01 -0,09 -0,06 0,01 0,14 -0,06
Тревога 0,04 0,02 0,17 0,14 -0,23 -0,002 -0,08
Обида -0,10 -0,01 0,08 0,08 -0,14 0,25 -0,07
Беспомощ 0,16 -0,04 0,30 0,00 -0,20 -0,12 -0,12
Злость 0,04 0,06 -0,21 0,01 -0,07 0,05 0,19
Грусть -0,03 -0,03 -0,03 -0,02 -0,04 0,24 -0,02
Как видно из таб. 1, в зависимости от вида конфликта, подростки испытывают определенные психические состояния. Все состояния отрицательны по своей эмоциональной окраске и чаще всего являются состояниями низкого уровня психической активности. Исключением является ситуация межличностного конфликта, в котором ведущим оказались состояния высокого уровня психической активности.
Анализ психических состояний подростков показывает, что все состояния характеризуются сложностью, включают в себя несколько составляющих: имеют негативную эмоциональную
окраску, являются неравновесными, отклоняясь от оптимального уровня, как в сторону повышения психической активности, так и в сторону ее снижения. В целом состояния в конфликтной ситуации имеют как положительную эмоциональную окраску, так и отрицательную: в межличностном конфликте - спокойствие, во внут-риличностном конфликте - уверенность, спокойствие.
В конфликтной ситуации наблюдается изменение знака состояний: переход психических состояний из отрицательных преимущественно в положительные, из неравновесных в относи-
тельно равновесные или в состояния повышенной психической активности, имеющие положительную эмоциональную окраску. Психические состояния в момент переживания конфликтной ситуации имеют ярко выраженную негативную эмоциональную окраску, являются неравновесными.
В проведенном нами исследовании, мы изучили подросткам каких социально-психологических типов личности свойственно проявление психических состояний в конфликтных ситуациях. Из таб. 2 мы видим соотношение социально-психологического типа личности с психическими состояниями.
Подростки сензитивного социально-психологического типа личности в ситуации конфликта испытывают состояние беспомощности (г=0,16 при р<0,05), что свидетельствует о глубине их переживаний, которые могут перерастать из межличностного конфликта во внутри-личностный. Для таких подростков свойственно обвинение самих себя в возникновении конфликта и их неспособность его разрешить. Таким образом, состояние беспомощности имеет для подростка тяжелые последствия, свидетельствующее о долговременном пребывании в состоянии конфликта и неспособности самостоятельно выйти из него.
У подростков гармоничного социально-психологического типа личности в конфликтных ситуациях возникает состояние страха (г=0,21 при р<0,05) и сосредоточенности (г=0,34 при р<0,05). Осознание подростком причин, вызывающих психологический дискомфорт, связанный с конфликтом, приводит к формированию определенных страхов. Состояние сосредоточенности, будучи волевым состоянием, связанным с преднамеренной концентрацией внимания на объекте или процессе, действительно является типичным для любой деятельности, когда субъект намерен эффективно ее выполнить.
Подростки инфантильного социально-психологического типа личности испытывают состояние страха (г=0,44 при р<0,05), тревоги (г=0,17 при р<0,05), беспомощности (г=0,30 при р<0,05) и обратную связь с такими состояниями как сосредоточенность (г=-0,18 при р<0,05) и злость (г=-0,21 при р<0,05). Состояния страха и тревоги связаны с опасением, однако, при возникновении тревоги нет никаких объективных причин, или же они не осознаются, а при возникновении страха, угроза носит явный предметный характер. В конфликтной ситуации подростки, прибывающие в состоянии тревоги и страха, испытывают оцепенение, что не способствует активному поиску выхода из конфликта. Такие угне-
тающие состояния достаточно часто перерастают во внутриличностные конфликты, что требует уже разрешения вначале внутри-личностного, а затем межличностного. Состояние беспомощности, возникающее в ситуации, когда, имея нужные знания, умения и навыки для выхода из конфликтной ситуации в силу ряда причин когнитивного характера, подросток не в состоянии самостоятельно их применить.
У подростков конформного социально-психологического типа личности не выявлено никаких значимых показателей, касающихся психических состояний в конфликтных ситуациях.
Подростки интровертивного социально-психологического типа личности испытывают в конфликтных ситуациях состояния стыда (г=0,17 при р<0,05), а также прослеживается обратная взаимосвязь с такими состояниями как страх (г=-0,23 при р<0,05), тревога (г=-0,23 при р<0,05) и беспомощность (г=-0,20 при р<0,05). Подростки считают конфликт как поступок неверный, в котором не следовало бы участвовать и готовых пойти на его разрешение, не считаясь со своим поражением или несостоятельностью.
Подростки доминирующего социально-психологического типа личности испытывают в ситуации конфликта состояния обиды (г=0,25 при р<0,05) и грусти (г=0,24 при р<0,05), а также выявлена обратная корреляционная взаимосвязь с таким психическим состоянием как страх (г=-0,17 при р<0,05). Наличие у подростков состояния обиды, свидетельствует о высокой их эмоциональной реакции на несправедливость со стороны других участников конфликта. Чаще всего, для таких подростков конфликт не является способом разрешения их проблем.
Подростки тревожного социально-психологического типа личности в конфликтных ситуациях испытывают состояние злости (г=0,19 при р<0,05) и не испытывают состояние страха (г=-0,17 при р<0,05). Свойственное подросткам состояние злости может свидетельствовать о выраженности у них агрессивных действий. В первую очередь, агрессия может выражаться к тем, кто от них зависит (домашние животные, игрушки, предметы быта), а также, где возможно совершают действия насилия против сверстников и младших товарищей.
Анализ достоверности остальных показателей явных соотношений не выявил. Таким образом, исследования показали, что проявление психических состояний в конфликтных ситуациях у разных подростков неодинакова, а зависит от социально-психологического типа
личности. Эти состояния могут носить как положительные (спокойствие, сосредоточенность, радость), так и отрицательные (страх, стыд, тревога, обида, злость) свойства. Из изученных психических состояний мы видим, что более выражены отрицательные характеристики, что не является удивительным. Психические состояния подростков характеризуются сложностью и включают в себя как негативную эмоциональную, так и положительную окраску. Одних защита не ограждает и
от того, от чего надо было бы защитить, а других ограждает настолько прочно, что в психику не просачивается даже значимая для личностного развития информация. В зависимости от типа личности, подросток выбирает тот механизм защиты, который подходит ему по типу. Срабатывая автоматически, механизмы защиты снижают напряженность, улучшают самочувствие и тем самым приспосабливают подростка к конфликтной ситуации, так как уменьшает тревогу и страх.
INFLUENCE OF THE SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TYPE OF PERSONALITY ON THE FEATURE OF DISPLAY OF MENTAL CONDITIONS OF TEENAGERS
IN CONFLICT SITUATIONS
© 2012 A.A.Ganeeva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The mental conditions of teenagers, mental conditions in conflict situations, as well as influence of the social-psychological type of personality on the display of mental conditions are considered in this article. Keywords: mental conditions, teens, social-psychological types of personality.
Aida Anvarovna Ganeeva, postgraduate student. E-mail: [email protected]
б5б