Научная статья на тему 'Влияние социально-психологического типа личности на особенности проявления психических состояний подростков в конфликтных ситуациях'

Влияние социально-психологического типа личности на особенности проявления психических состояний подростков в конфликтных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
436
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ / MENTAL CONDITIONS / TEENS / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TYPES OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганеева Аида Анваровна

В данной статье рассмотрены психические состояния подростков, психические состояния в конфликтных ситуациях, а также влияние социально-психологического типа личности на проявление психических состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TYPE OF PERSONALITY ON THE FEATURE OF DISPLAY OF MENTAL CONDITIONS OF TEENAGERS IN CONFLICT SITUATIONS

The mental conditions of teenagers, mental conditions in conflict situations, as well as influence of the social-psychological type of personality on the display of mental conditions are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-психологического типа личности на особенности проявления психических состояний подростков в конфликтных ситуациях»

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ НА ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ

В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

© 2012 А.А.Ганеева

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 20.02.2012

В данной статье рассмотрены психические состояния подростков, психические состояния в конфликтных ситуациях, а также влияние социально-психологического типа личности на проявление психических состояний. Ключевые слова: психические состояния, подростковый возраст, социально-психологические типы личности.

Проблема системного изучения психических состояний подростков в конфликтных ситуациях в современной психологии, на сегодняшний день, признана актуальной научно-исследовательской проблемой. В современной психологии в категорию психических явлений наряду с процессами и свойствами включены психические состояния. Одними из первых ученых, указавшими на необходимость исследования психических состояний, были Н.Д.Левитов1 и Б.Г.Ананьев2. Были предложены различные подходы к проблеме психических состояний Б.Г.Ананьевым, В.А.Ган-зеным3, Е.П.Ильиным4, Н.Д.Левитовым, А.О.Прохоровым5, Ю.Е.Сосновиковой6 и др. Несмотря на имеющиеся множество работ по проблеме психических состояний в различные возрастные периоды, не раскрыта проблема, проявления психических состояний подростком, а именно в конфликтных ситуациях. Актуальность нашего исследования заключается в том, что мы сопоставляем социально-психологические типы личности подростка проявляющимся у них психическим состояниям в конфликтных ситуациях.

Проблема психических состояний исследуется достаточно длительное время, однако, не

Ганеева Аида Анваровна, аспирант, преподаватель Уфимского юридического института МВД России. E-mail: buawomena&mail. ru

1 Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. -

1967. - № 6. - С. 118 - 129.

2 Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л.:

1968.

3 Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. - 1991. -№ 6. - Вып. 1. - С. 47 - 55.

4 Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: 2002.

5 Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психол. журн. - Т. 12. -1991. - № 1. - С. 47 - 54.

6 Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека,

их классификация и диагностика. - Горький: 1975.

существует единого определения данного термина конкретизации психических состояний, свойственных подростковому возрасту. Теории Н.Д.Левитова, В.А.Ганзена, Е.П.Ильина, А.О.Прохорова и др. дополняют друг друга, но, тем не менее, единая концепция психических состояний отсутствует, а различные психические состояния исследованы в различной степени. Так как работа выполнена в русле концепции психических состояний А.О.Прохорова, для дальнейшей работы взято определение психического состояния, как: «субъективного отражения личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени»7. А также понимание психического состояния как сложной, целостной, многофункциональной, многоуровневой и иерархической системы.

Исследования в этой области, проведенные рядом ученных, дают основания утверждать, что необходимо рассматривать психические состояния каждого возрастного периода с точки зрения его ведущей деятельности. Как нам известно, подростковый возраст является одним из важнейших этапов становления личности, когда дети проявляют как детские, так и взрослые черты. Особенности, свойственные только подростковому возрасту, можно заметить и при исследовании психических состояний детей данного возрастного периода. Исследование детей подросткового возраста, проведенное Ю.Е.Сосновиковой8, выявило, что подростки достаточно хорошо осознают как свои психические состояния, так и состояния сверстников, а также хорошо могут их описать или представить. Наиболее сильные и разно-

7 Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении.... - С. 47 - 54.

8 Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика..

образные эмоциональные и интеллектуальные состояния в подростковом возрасте порождаются учебной деятельностью (результатами учебы, оценкой учителя, отношением ребенка к ним) и отношениями с другими людьми (учителем, одноклассниками, родителями, знакомыми и незнакомыми).

Нас интересуют психические состояния подростков непосредственно в конфликтных ситуациях, в зависимости от их социально-психологического типа личности. Анализ психических

состояний подростков в момент переживания конфликтных ситуаций показывает, что эти состояния имеют ярко выраженную негативную эмоциональную окраску, являются неравновесными, как повышенного уровня психической активности, так и пониженного. С целью более детального изучения психических состояний в конфликтных ситуациях рассмотрим межличностный и внутриличностный конфликты, которые представляют для нас значительный интерес.

Таб. 1. Проявление психических состояний, в зависимости от вида конфликта

Внутриличностные Межличностные

Спокойствие Спокойствие

Уверенность Напряженность

Страх Раздражительность

Депрессия Сомнение

Одиночество Злость

Сомнение Страх

Обида Тревога

Тревога Беспомощность

Беспомощность

Таб. 2. Данные достоверности соотношения социально-психологических типов личности

с психическими состояниями

Типы личности Сензтв. Гармон. Инфант. Конфор. Интров. Доминир. Тревожн.

Психические состояния

Сомнения 0,12 -0,02 -0,14 -0,05 0,07 0,09 -0,11

Спокойст 0,03 -0,06 0,00 -0,05 0,07 -0,01 -0,01

Страх -0,03 0,21 0,44 -0,11 -0,23 -0,17 -0,17

Сосредот 0,06 0,34 -0,18 -0,12 -0,07 0,04 -0,07

Стыд -0,04 -0,03 0,05 -0,06 0,17 -0,06 -0,12

Радость 0,06 -0,01 -0,09 -0,06 0,01 0,14 -0,06

Тревога 0,04 0,02 0,17 0,14 -0,23 -0,002 -0,08

Обида -0,10 -0,01 0,08 0,08 -0,14 0,25 -0,07

Беспомощ 0,16 -0,04 0,30 0,00 -0,20 -0,12 -0,12

Злость 0,04 0,06 -0,21 0,01 -0,07 0,05 0,19

Грусть -0,03 -0,03 -0,03 -0,02 -0,04 0,24 -0,02

Как видно из таб. 1, в зависимости от вида конфликта, подростки испытывают определенные психические состояния. Все состояния отрицательны по своей эмоциональной окраске и чаще всего являются состояниями низкого уровня психической активности. Исключением является ситуация межличностного конфликта, в котором ведущим оказались состояния высокого уровня психической активности.

Анализ психических состояний подростков показывает, что все состояния характеризуются сложностью, включают в себя несколько составляющих: имеют негативную эмоциональную

окраску, являются неравновесными, отклоняясь от оптимального уровня, как в сторону повышения психической активности, так и в сторону ее снижения. В целом состояния в конфликтной ситуации имеют как положительную эмоциональную окраску, так и отрицательную: в межличностном конфликте - спокойствие, во внут-риличностном конфликте - уверенность, спокойствие.

В конфликтной ситуации наблюдается изменение знака состояний: переход психических состояний из отрицательных преимущественно в положительные, из неравновесных в относи-

тельно равновесные или в состояния повышенной психической активности, имеющие положительную эмоциональную окраску. Психические состояния в момент переживания конфликтной ситуации имеют ярко выраженную негативную эмоциональную окраску, являются неравновесными.

В проведенном нами исследовании, мы изучили подросткам каких социально-психологических типов личности свойственно проявление психических состояний в конфликтных ситуациях. Из таб. 2 мы видим соотношение социально-психологического типа личности с психическими состояниями.

Подростки сензитивного социально-психологического типа личности в ситуации конфликта испытывают состояние беспомощности (г=0,16 при р<0,05), что свидетельствует о глубине их переживаний, которые могут перерастать из межличностного конфликта во внутри-личностный. Для таких подростков свойственно обвинение самих себя в возникновении конфликта и их неспособность его разрешить. Таким образом, состояние беспомощности имеет для подростка тяжелые последствия, свидетельствующее о долговременном пребывании в состоянии конфликта и неспособности самостоятельно выйти из него.

У подростков гармоничного социально-психологического типа личности в конфликтных ситуациях возникает состояние страха (г=0,21 при р<0,05) и сосредоточенности (г=0,34 при р<0,05). Осознание подростком причин, вызывающих психологический дискомфорт, связанный с конфликтом, приводит к формированию определенных страхов. Состояние сосредоточенности, будучи волевым состоянием, связанным с преднамеренной концентрацией внимания на объекте или процессе, действительно является типичным для любой деятельности, когда субъект намерен эффективно ее выполнить.

Подростки инфантильного социально-психологического типа личности испытывают состояние страха (г=0,44 при р<0,05), тревоги (г=0,17 при р<0,05), беспомощности (г=0,30 при р<0,05) и обратную связь с такими состояниями как сосредоточенность (г=-0,18 при р<0,05) и злость (г=-0,21 при р<0,05). Состояния страха и тревоги связаны с опасением, однако, при возникновении тревоги нет никаких объективных причин, или же они не осознаются, а при возникновении страха, угроза носит явный предметный характер. В конфликтной ситуации подростки, прибывающие в состоянии тревоги и страха, испытывают оцепенение, что не способствует активному поиску выхода из конфликта. Такие угне-

тающие состояния достаточно часто перерастают во внутриличностные конфликты, что требует уже разрешения вначале внутри-личностного, а затем межличностного. Состояние беспомощности, возникающее в ситуации, когда, имея нужные знания, умения и навыки для выхода из конфликтной ситуации в силу ряда причин когнитивного характера, подросток не в состоянии самостоятельно их применить.

У подростков конформного социально-психологического типа личности не выявлено никаких значимых показателей, касающихся психических состояний в конфликтных ситуациях.

Подростки интровертивного социально-психологического типа личности испытывают в конфликтных ситуациях состояния стыда (г=0,17 при р<0,05), а также прослеживается обратная взаимосвязь с такими состояниями как страх (г=-0,23 при р<0,05), тревога (г=-0,23 при р<0,05) и беспомощность (г=-0,20 при р<0,05). Подростки считают конфликт как поступок неверный, в котором не следовало бы участвовать и готовых пойти на его разрешение, не считаясь со своим поражением или несостоятельностью.

Подростки доминирующего социально-психологического типа личности испытывают в ситуации конфликта состояния обиды (г=0,25 при р<0,05) и грусти (г=0,24 при р<0,05), а также выявлена обратная корреляционная взаимосвязь с таким психическим состоянием как страх (г=-0,17 при р<0,05). Наличие у подростков состояния обиды, свидетельствует о высокой их эмоциональной реакции на несправедливость со стороны других участников конфликта. Чаще всего, для таких подростков конфликт не является способом разрешения их проблем.

Подростки тревожного социально-психологического типа личности в конфликтных ситуациях испытывают состояние злости (г=0,19 при р<0,05) и не испытывают состояние страха (г=-0,17 при р<0,05). Свойственное подросткам состояние злости может свидетельствовать о выраженности у них агрессивных действий. В первую очередь, агрессия может выражаться к тем, кто от них зависит (домашние животные, игрушки, предметы быта), а также, где возможно совершают действия насилия против сверстников и младших товарищей.

Анализ достоверности остальных показателей явных соотношений не выявил. Таким образом, исследования показали, что проявление психических состояний в конфликтных ситуациях у разных подростков неодинакова, а зависит от социально-психологического типа

личности. Эти состояния могут носить как положительные (спокойствие, сосредоточенность, радость), так и отрицательные (страх, стыд, тревога, обида, злость) свойства. Из изученных психических состояний мы видим, что более выражены отрицательные характеристики, что не является удивительным. Психические состояния подростков характеризуются сложностью и включают в себя как негативную эмоциональную, так и положительную окраску. Одних защита не ограждает и

от того, от чего надо было бы защитить, а других ограждает настолько прочно, что в психику не просачивается даже значимая для личностного развития информация. В зависимости от типа личности, подросток выбирает тот механизм защиты, который подходит ему по типу. Срабатывая автоматически, механизмы защиты снижают напряженность, улучшают самочувствие и тем самым приспосабливают подростка к конфликтной ситуации, так как уменьшает тревогу и страх.

INFLUENCE OF THE SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TYPE OF PERSONALITY ON THE FEATURE OF DISPLAY OF MENTAL CONDITIONS OF TEENAGERS

IN CONFLICT SITUATIONS

© 2012 A.A.Ganeeva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The mental conditions of teenagers, mental conditions in conflict situations, as well as influence of the social-psychological type of personality on the display of mental conditions are considered in this article. Keywords: mental conditions, teens, social-psychological types of personality.

Aida Anvarovna Ganeeva, postgraduate student. E-mail: [email protected]

б5б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.