МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
УДК 154.2:616-053.5-07 Е. В. МЕНЗУЛ
Самарский государственный медицинский университет
ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Представленная статья посвящена анализу спектра психических состояний как одного из показателей психофизиологического благополучия детей, включенных в учебный процесс. Автором исследуется динамика изменения психических состояний в зависимости от изменения учебной ситуации (в школе вообще и при опросе). Кроме этого, проводится анализ качества оценивания учителями психических состояний учащихся.
Последние десятилетия реформирование образования шло по пути интенсификации учебной нагрузки, внедрения программ углубленного изучения предметов. Несмотря на внедрение в последние годы различных здоровьесберегающих технологий и психопрофилактических программ, создания методов оценки психологической безопасности образовательной среды результаты многих исследований свидетельствуют, что часто «физиологическая цена» получения знаний — утрата здоровья, а психологическая — повышенная тревожность, страхи, агрессивность [1,2,5]. Главной причиной ухудшающегося здоровья школьников специалисты называют все возрастающие учебные перегрузки. Регулярно повторяющиеся оценочные ситуации оказывают сильное влияние на эмоциональное состояний школьника. Однако наибольшим образом учебная перегрузка, на наш взгляд, проявлена на этапе предъявления усвоенного знания и умения и связана с процессами экстериоризации: ответы с места и у доски, написание контрольных и самостоятельных работ.
Учитель располагает только двумя основными средствами узнать, в каком состоянии находится ученик, — это наблюдение и опрос. Однако ни наблюдение само по себе, ни опрос в отдельности не
дают исчерпывающей информации о психическом состоянии школьника. Субъективное переживание своего состояния — это, по сути, переживание своего отношения к ситуации. Оно может быть неадекватным самой ситуации и неверным с точки зрения его оценивания сторонним наблюдателем, его оценка может быть необъективной. Но поскольку оно все-таки переживается и оказывает влияние на психофизиологические процессы, то должно приниматься во внимание при определении степени угрозы, которую может нести учебная нагрузка.
Оценка психических состояний субъекта деятельности сторонним наблюдателем сопряжена с некоторыми сложностями. Первая такая сложность связана с тем, что в ходе социализации человек постепенно научается ряду правил выражения эмоциональных состояний, регулировать степень и форму лицевой экспрессии. Вторая сложность заключается в том, что на восприятие психических состояний влияют стереотипы в распознавании их внешнего проявления, установки на акцентуацию внимания к определенным мимическим и пантонимическим проявлениям состояний, субъективность оценки: завышение или занижение степени проявленности, перенос на субъекта собствен-
ных переживании, характерных для данных ситуации и т.п. В нашей работе, направленной на изучение спектра переживаемых учащимися младших классов психических состояний, а также качества оценивания учителем этих состояний, мы учли данные сложности. На подготовительном этапе исследования была специально разработана анкета-опросник «Типичные психические состояния учащихся в учебной деятельности», позволяющая выявить не только психические состояния, которые наиболее часто переживаются учащимися в школе с точки зрения их самовосприятия, но и степень распознавания этих состояний учителями, т.е. совпадение оценки психического состояния учеником и учителем. В рамках работы, направленной на создание собственно диагностического инструментария определения эмоциональных состояний у учащихся в реальных условиях занятия, нами был разработан справочник с подробным описанием каждого состояния, вошедшего в анкету. Описание состояния строилось с учетом уровней функционирования психического состояния (физиологический, психологический, поведенческий). В исследовании приняло участие 410 учащихся младших классов школ г. Самары, а также 19 учителей, работающих с этими детьми.
Предварительно перед опросом и с учителями, и с детьми проводилась дополнительная процедура, направленная на прояснение правильности понимания каждого понятия, внесенного в перечень психических состояний. Учащихся просили ответить в устной форме, как они понимают то или иное понятие, называющее психическое состояние, когда его испытывают и каким образом оно ими переживается. Учителей также просили охарактеризовать состояния, связав его с учебной деятельностью учеников. Данное собеседование имело целью придти к общему пониманию всеми участниками содержания понятий, называющих то или иное психическое состояние.
На следующем этапе участникам исследования необходимо было выбрать из перечня те психические состояния, которые наиболее часто переживаются учащимися в школьной жизни вообще и во время опроса (контрольной работы и т.п.) в частности. Опрос проводился в двух группах испытуемых — группе учителей, работающих в младших и пятых классах, и учащихся этих классов.
Проведенное исследование позволило ответить на ряд вопросов.
1. Какие состояния переживаются школьниками чаще всего, а какие реже всего?
2. Каков характер изменения психических состояний учащихся при изменении учебной ситуации (в обычной учебной деятельности, вне ситуации оценивания (в дальнейшем — «в школе») и при опросе)? Можно ли выделить группы психических состояний как наиболее типичные для школы вообще и для опроса?
3. Каково качество распознавания учителями психических состояний учащихся в ситуации, «в школе» и «при опросе»? Какие состояния или группы состояний распознаются учителями лучше, а какие хуже?
Анализ психологической составляющей психического состояния позволил выявить состояния, которые дети испытывают в учебном процессе (рис.1).
Из диаграммы наглядно видно, что учащихся наиболее часто во время пребывания в школе испытывают такие психические состояния как усталость (62%), радость (51%), сосредоточенность (38%), тревога (38%), обида (34%), счастье (34%). В ситуации опроса, написании контрольных работ наиболее часто учащиеся называют переживаемые ими состояния сомнения (50%), сосредоточенности (43%), усталости (38%), стра-
ха (43%), тревоги (44%), озарение (33%). Наименьшим образом среди состояний, переживаемых учениками в школе, представлены такие состояния как грусть (12%), беспомощность (10%), стыд (7%), восхищение (11%). Среди психических состояний редко испытываемых учениками во время опроса можно выделить следующие: удивление (10%), удовольствие (10%), скука (6%), грусть (8%), злость (7%), стыд (8%), обида (8%), восхищение (8%), вдохновение (11%). В целом нетипичными состояниями для учащихся в обеих ситуациях (школа/опрос) являются грусть, стыд, восхищение, вдохновение. Самыми типичными являются такие состояния как сомнение, сосредоточенность, усталость, страх, тревога, радость. Полученные нами данные соотносятся с результатами других исследований [3,4,6], в которых также отмечаются, как наиболее часто переживаемые школьниками, состояния спокойствия, задумчивости, усталости, тревоги.
Сравнение показателей по психическим состояниям, переживаемым «в школе» и при опросе, дает возможность сделать следующие выводы. По всем психическим состояниям происходит изменение показателей, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. На наш взгляд, данный факт обусловлен определенной сменой рода деятельности, а именно: в целом в период уроков ребенок слушает, записывает, решает тренировочные задачи, т.е. напрямую не оценивается и не предъявляет результаты усвоенных знаний, при опросе ситуация меняется — учащийся вынужден вербализовать знания, он работает на результат, который будет оценен. Именно логика изменения специфики деятельности и ситуации, предъявляемой к субъекту этой деятельности и к ней самой, объясняет и логику изменения показателей. Обратимся к диаграмме и проанализируем динамику показателей. Значительный рост показателей происходит при переходе от обычной школьной деятельности к опросу по следующим психическим показателям: сомнение ((30^50%) ф*эксп. = 2,5 при р<0,01), беспомощность ((10^29%) ф*эксп. =3,1 при р<0,01), страх ((28^43%) ф*эксп. =2,4 при р<0,01), озарение ((18^33%) ф*эксп. =2,34 при р<0,01).
Снижение показателей выражено по таким состояниям как скука ((28^6%) ф*эксп. = 3,7 при р<0,01), усталость ((62^38%) ф*эксп. =3,08 при р<0,01), злость ((23^7%) ф*эксп. =2,9 при р<0,01), обида ((34^8%) ф*эксп. =4,1 при р<0,01), радость ((51^23%) ф*эксп. = 2,9 при р<0,01), счастье ((34^14%) ф*эксп. =2,4 при р<0,01). Незначительные колебания показателей происходят по таким психическим состояниям как удивление (4), удовольствие (4-), спокойствие (4-), грусть (-1), лень(Т), стыд (4), вдохновение (4), восхищение (4). Данный факт можно объяснить тем, что склонность к переживанию перечисленных состояний в большей степени обусловлена не спецификой школьной ситуации, особенностями деятельности, а личностными особенностями учащихся, их предрасположенностью к данным психическим
Проведенный анализ ответов учителей позволил выделить две группы ответов:
1) правильное распознавание психического состояния учащегося (указанное психическое состояние представлено в ответе ученика);
2) приписывание ученику переживания психического состояния (данное психическое состояние отсутствует в ответе ученика).
Приняв за 100% утвердительные ответы учеников по конкретному психическому состоянию, мы определили процент распознавания учителями этого психического состояния, т.е. анализировались ответы
Рис. 1. Состояния, испытываемые детьми «в школе» и при опросе
100 90
70 60 50 40 30
20 +Н
10 0
-ЛЬ-п-ГГО—Г
г р=
г С!
г
г
с
и >
>
Е
с с с с с с с о
с с с с с с с о
с с с о
с с с й
с
с >
с с с с и
с с с с с с с с с
И
с с с с со
я
□
□ и
с с
с
с с с с
Ш
с с с
Ш Ш Ш Ш
(Г
Ш Ш Ш
Й
Ш
с
Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш
(Г
Ш Ш Ш
Й
Ш
о
Рис. 2. Распознавание учителями психических состояний детей
□ СПИа □ □□ тШИП ППШС
ЕЛ □[[
□ СПИаШПП !□□□□□□□□ ПШШШ
□□□[□□□□
Рис. 3. Соотношение совпадений и приписывания в ответах учителей при оценке психических состояний учащихся «в школе» и при опросе
учителей только первой группы. Полученные результаты представлены на рис. 2.
Как видно из диаграммы, процент распознавания учителями психических состояний учащихся невысок. Можно сказать, что учителя скорее не распознают состояния своих учеников, чем распознают — процент распознавания не превышает 37%.
Мы выделили две крайних группы состояний: состояния, которые распознаются учителями лучше всего и хуже всего. Оказалось, что лучше всего учителями распознаются такие состояния как сосредоточенность (школа — 24%; опрос — 34%), тревога (26%/31%), радость (37%/26%), причем и в ситуации школы, и при опросе. К наиболее распознаваемым
психическим состояниям при опросе можно отнести и такие как сомнение (26%), спокойствие (24%), скука (26%). Самыми слабо распознаваемыми психическими состояниями в обеих ситуациях являются страх (5%/10%), злость (11%/11%), счастье (10%/5%), восхищение (4%/3%). Также к наименее распознаваемым психическим состояниям в ситуации опроса относятся удовольствие (7%), удивление (7%), обида (6%), стыд (3%), озарение (12%), вдохновение (11%). Полученные нами результаты не противоречат данным исследований, проведенным Чебыкиным А.Я. [7], согласно которым для учителей наибольшую трудность представляет распознавание таких состояний, как скука, стыд и обида. В целом распознавание психических
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
□ РаШОО а ООО ПППП □ ПО П БООО а ООО ШОО
□ РаПППП аППШ ООООООО □ ПО П БООО аОШО ШОО ОО
тпIП I~
с с с с с о
т:
ш
в
с с с с с с
с >
с с с с с с с о
с с с с с с с с с с с о
с с с о
с с с й
с
с >
с с с с и
щ
с с с с с с с с с И
с с
с с с с со
ад
О
ш
с с о
с с о
с с с
с
I I
с с с с Е-
с с с с с с с (Е
:: с с с с Й с
с
го
П[О
ж
Е I Е и п Е ^ . | □ □ □ ^
Е-
си
Й
с с
□ □ □
□ с с с с с с И
с с с с с с с (Е
□ □ □
я
□ С
О с
с (Е
□ ' □ □ С
□ С
□ Й
и с о
с с с с с с с (Е
□
с с Й с о
Рис. 4. Соотношение распознавания и приписывания психических состояний учителями в зависимости от ответов детей
Рис. 5. Соотношение приписывания учащимся состояний, испытываемых в школе и при опросе
состоянии в ситуации «в школе» значительно ниже, чем при опросе, причем по всем группам состоянии.
Поскольку в ответах учителей при оценке психических состоянии школьников выявлены случаи приписывания детям переживаний, мы проанализировали процентное соотношение «распознавание» и «приписывания» в оценке состояний, приняв за 100% общее количество ответов данных учителями по психическому состоянию. Данные представлены на рис. 3.
Анализ данных позволил выделить две группы возможных соотношений «распознавание» и «приписывания». Первая группа — «приписывание» и «приписывание» по психическому состоянию представлены приблизительно в равных долях. К таким состояниям относятся состояние сосредоточенности (48/52%), обиды (50/50%), тревоги (41/59%), радости (59/41%), счастья (47/53%), испытываемые учащимися в школе, а также состояния сомнения (53/47%), сосредоточенности (58/42%), усталости (45/55%), тревоги (50/50), испытываемые при опросе. По всем остальным психическим состояниям явно преобладает приписывание, наиболее ярко проявляющееся при оценке психических состояний, испытываемых при опросе: удивление ((7/93%) ф*эксп. =3,5 при р<0,01), удовольствие ((8/92%) ф*эксп. =3,3 при р<0,01), грусть ((13/86%) ф*эксп. =5,8 при р<0,01), злость ((11/89%) ф*эксп. =2,8 при р<0,01), обида ((6/94%) ф*эксп. =2,8 при р<0,01), вдохновение ((10/90%) ф*эксп. =3,9 при р<0,01), счастье ((10/90%) ф*эксп. =2,8 при р<0,01), а также в школе: беспомощность ((11/89%) ф*эксп. = 4,3 при р<0,01), лень ((18/82%) ф*эксп. =4,4 при р<0,01), страх ((19/81%) ф*эксп. =2,9 при р<0,01),
стыд ((15/85%) ф*эксп. =3,3 при р<0,01) и восхищение ((5/95%) ф*эксп. =2,7 при р<0,01).
Далее, приняв за основу ответы детей, отметивших и не отметивших то или иное состояние, мы проанализировали ответы учителей с точки зрения соотношения распознавания и приписывания по этому состоянию (рис. 4.).
Оказалось, что процент распознавания психических состояний и процент приписывания примерно равны. Наибольшие расхождения (10-15%) наблюдаются по состоянию стыд (в школе) и сосредоточенность, скука (при опросе). А соотношение показателей приписывания по ситуации «в школе» и «при опросе», представленное на рисунке 5, дает возможность констатировать, что у учителей в большей степени преобладает склонность к приписыванию психических состояний при оценивании детей в ситуации «в школе».
Итак, проведенное нами исследование позволило сделать несколько важных выводов:
1. Спектр переживаемых учащимися психических состояний достаточно широк. Наиболее типичными для школьной жизни являются состояния усталости, сосредоточенности и тревоги, испытываемые детьми как в ситуации «в школе», так и «при опросе». При этом для ситуации «в школе» самыми типичными являются также такие состояния как радость и обида, а в ситуации «опроса» — страх и сомнение. Реже всего как «в школе», так и «при опросе» учащиеся испытывают такие состояния, как грусть, стыд, восхищение. Спектр переживаемых состояний при «опросе» значительно сужается по сравнению с ситуацией «в школе» — дети практически перестают испытывать такие со-
стояния как удивление, удовольствие, вдохновение, восхищение, скука, злость, стыд, грусть, обида, что, в первую очередь, обусловлено спецификой ситуации.
2. Анализ качества оценивания учителями психических состояний учеников выявил низкий процент распознавания при склонности приписывать детям состояния, на самом деле ими не испытываемые. При этом учителями легче определяются такие психические состояния как сосредоточенность, тревога, радость, спокойствие, сомнение и скука. Хуже всего распознаются страх, злость, счастье, восхищение, удовольствие, обида, стыд, удивление. По этим же состояниям чаще всего происходит приписывание.
Выявленное в ходе исследования противоречие между субъективной оценкой психического состояния данной учеником и оценкой этого состояния учителем, еще раз подчеркивает необходимость комплексной диагноститики психических состояний учащихся, возникающих под воздействием учебной нагрузки.
Библиографический список
1. Безруких М.М. Характер отношений в школе и здоровье детей. Материалы конференции «Здравый смысл и достоинство в школе». 1998. С.51.
2. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков. - М., 2000.
3. Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М., 1988. — 156 с.
4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб: Речь, 2004.
5. Пляксина И.В. Здоровье современных школьников// Детское здравоохранение России: Стратегии развития: Материалы IX съезда педиатров России. - М., 2001. — С. 461-462.
6. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. - Дубна: Феникс + , 2002. — 212 с.
7. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1989. №6.- С. 42-49.
МЕНЗУЛ Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, заведующая лабораторией социально-психологических исследований.
Дата поступления статьи в редакцию: 18.09.2007 г. © Мензул Е.В.
УДК 612.398.195:616.36-0089-06-001.1 В. Д. КОНВАЙ
О. Э. ВОРОНОВ
Омский государственный аграрный университет
Омская государственная медицинская академия
РОЛЬ ОСТРОГО НАРУШЕНИЯ МЕТАБОЛИЗМА ПУРИНОВ В РАЗВИТИИ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ВЫЗВАННЫХ КРИОДЕСТРУКЦИЕЙ ВОРОТ ПЕЧЕНИ
В организме собак, перенесших криодеструкцию фрагмента воротной вены, выражены явления гипоксии, сочетающиеся в период между двенадцатым часом и седьмыми сутками наблюдения с усиленным катаболизмом пуриновых мононуклеотидов, сопряженным с чрезмерной липопероксидацией мембранных структур. В первые сутки исследования эти процессы протекают на фоне торможения функции антиоксидантной системы, а на седьмые сутки наблюдения — ее активации.
Введение
Экстирпация опухоли, проросшей в стенку воротной вены, сопряжена с массивным кровотечением. Криодеструкция ее хоть и не разрушает полностью этот сосуд, но приводит к повреждению гепатоцитов, которое происходит во время замораживания ворот печени, ишемии этого органа, вызванной образовавшимся ледяным тромбом, сужением просвета V. ройае вследствие развившегося флебита и воздействия на организм поступивших в кровь продуктов распада тканей. Механизм этого явления до конца не изучен,
что лимитирует разработку методов коррекции последствий его. Оно может быть обусловлено острым нарушением метаболизма пуринов, описанного нами ранее на модели клинической смерти и реанимации [5, 6]. В настоящей работе изучали роль острого нарушения метаболизма пуринов, в развитии повреждений печени, вызванных криодеструкции ее ворот.
Материал и методы исследования
Опыты проводили на 48 беспородных собаках обоего пола, содержащихся в обычных условиях вива-