ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
INFLUENCE OF SOCIO-POLITICAL FACTORS ON FORMATION
OF ECCLESIASTICAL AND SOCIAL ACTIVITIES
(BY THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK TERRITORY)
A.B. Бардаков A.V. Bardakov
Церковно-общественная деятельность, социально-политические факторы, православная цивилизация, национальная идентичность, Общественный совет, митрополия, Открытый славянский университет. В статье представлены основные социально-политические факторы, влияющие на церковно-общественную деятельность, показана их актуальность при оценке направлений церковно-общественной деятельности на примере региона. Роль факторов показана в контексте основных направлений церковно-общественной деятельности и в связи с анализом взаимодействия Церкви с обществом на современном этапе развития.
Ecclesiastical and social activities, socio-political factors, Orthodox civilization, national identity, Public Council, metropolitan, Open Slavic University. The article presents the basic socio-poiitical factors influencing the ecclesiastical and social activities, shows their relevance in assessing the areas of ecclesiastical and social activities by the example of the region. The role of factors is shown in the context of the main directions of ecclesiastical and social activities in connection with the analysis of interaction between the Church and society at the present stage of development.
Мероприятия, проводимые Церковью сегодня, привлекают все большое внимание со стороны государства, общества, науки. Церковно-общественная деятельность осуществляется с увеличивающимся количеством участников, возрастающей периодичностью и привлечением различных групп общества.
Для понимания состояния и развития церковно-общественной деятельности необходимы рассмотрение и анализ влияния воздействующих на нее факторов.
Эта тема является малоизученной, в основном представлены отдельные исследования по различным направлениям церковно-общественной деятельности (например, в области социального служения, миссионерской деятельности, работы со средствами массовой информации и т. д.).
Понимая под церковно-общественной деятельностью деятельность Церкви, осуществляемую в основном во внешнем по отношению к ней обществе, направленную на распространение православного вероучения с одной стороны, и активное участие в решении насущных проблем обще-
ства - с другой, можно отметить, что количество факторов, влияющих на ее формирование, достаточно велико.
Влияние того или иного фактора проявляется с разной силой (вызывая большую или меньшую ответную реакцию) и в разное время. Как правило, влияние факторов (особенно имеющих длительное по времени действие) выстраивается в такую последовательность.
1. Образование предпосылок фактора и период его скрытого воздействия или воздействие, на которое не следует непосредственной одновременной реакции.
2. Появление первой реакции в виде официальных высказываний представителей Церкви.
3. Публикация официальных позиций Церкви по данному направлению, появление официальных документов.
4. Проведение первой серии соответствующих церковно-общественных мероприятий (круглые столы, конференции, обсуждения, встречи с представителями власти и общества).
5. Институциализация определенного направ-
ления церковно-общественной деятельности (создание специальных комиссий, организационных комитетов, отделов, общественных организаций и т. д.).
6. Осуществление систематической, тщательно подготовленной церковно-общественной деятельности, связанной с данным фактором.
Примером такого алгоритма может служить социально-политический фактор: рыночная экономика, не имеющая на практике социальной ответственности. Вначале это вызывало многократные дискуссионные комментарии по этому поводу представителей Церкви, появлялись площадки для обсуждения этой проблематики, а впоследствии основные постулаты отвечающей современным реалиям православной экономической этики нашли свое отражение в Основах социальной концепции Русской православной церкви, Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании, принятом Всемирным Русским Народным Собором, документах Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем патриархе Московском и всея Руси, работе Клуба православных предпринимателей. Это было обусловлено названным фактором и развивающейся в данном направлении церковно-общественной деятельностью.
Можно выделить основные (наиболее очевидные и значимые по своим следствиям) социально-политические факторы, влияющие на формирование церковно-общественной деятельности:
1) политика государства, выбранные стратегии развития по отдельным направлениям и в различных отраслях;
2) состояние общества, состояние экономики, уровень образованности, культуры, наиболее типичные формальные и неформальные ценности;
3) ожидание обществом от Церкви ответов на вопросы духовно-нравственной жизни, запрос общества по отношению к Церкви, в том числе скрытый;
4) действия отдельных политиков, чиновников, представителей бизнеса, общественных деятелей.
Постараемся коротко остановиться на каждом из перечисленных факторов.
Политика государства, фактор, значимый для многих процессов российского общества, также является формирующим содержание церковно-общественной деятельности. При организации
многих направлений церковно-общественной деятельности учитывается продолжающаяся оживленная дискуссия о месте и роли религии в жизни страны, о перспективах партнерства религиозных организаций и государства. Конституция Российской Федерации (ст. 14) устанавливает, что Россия является светским государством. «Никакая религия, - говорится в Основном законе, - не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», действующий с 1997 г., развивает данные конституционные положения. В преамбуле данного нормативного правового акта специально упоминается о том, что Федеральное Собрание принимает закон, «признавая особый вклад Православия в становление государственности России, в развитие ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Но в юридическом смысле данная преамбула не несет почти никакой нагрузки и последствий, тогда как сам закон в целом достаточно юридически четок. При разработке церковно-общественных мероприятий часто руководствуются определением, сформулированным протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества: «Взаимодействие Церкви и государства должно быть свободным, лишенным давления или принуждения. В этом залог успеха. Хочется надеяться, что поиски модели и практических путей церковно-государственного партнерства в России пойдут именно по такому пути, в духе доброжелательности и мудрой заботы о благе каждого гражданина России - православного или неправославного, верующего или неверующего» [Чаплин, 2008, с. 17].
Естественно, что в Красноярском крае действуют те же законодательные нормы, что и на федеральном уровне, хотя реализация политики государства проводится с учетом особенностей региона. Примером взаимосвязи с политическими факторами служит введение ряда церковно-государственных праздников и проведение по этому поводу соответствующей церковно-общественной деятельности. Последним таким
праздником, получившим статус государственного по инициативе Архиерейского собора Русской православной церкви, стал День Крещения Руси. Церковно-общественные мероприятия этого праздника поначалу были достаточно стандартными, первое празднование в регионе этого праздника прошло в новом статусе в 2010 году. В последующие годы количество и качество церковно-общественной деятельности стало возрастать, и в итоге в 2013 году в рамках праздника были осуществлены качественно новые проекты. Одним из них явился, например, проект «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой»: памяти новомуче-ника Димитрия Неровецкого (Апанского; +1919 г.), включивший в себя поисковые мероприятия с участием общества, в том числе молодежи, исследовательскую работу, развитие связей с другими территориями, издание книги, съемку и выпуск фильма, проведение презентаций, конкурсов, новых медиамероприятий.
Состояние общества - также значимый и глубокий фактор, существующий в целом ряде конкретных проявлений. При организации и проведении церковно-общественной деятельности он часто имеет первостепенное значение, так как определяет, на каком языке стоит обращаться представителям Церкви к обществу, какие формы допустимы и наиболее эффективны. В этой связи мероприятия церковно-общественной деятельности можно разделить на две большие группы: 1) традиционные мероприятия, прошедшие апробацию временем, многие из которых проведены впервые в Красноярском крае (их общая концепция не меняется, но корректируется в зависимости от требований современности); 2) мероприятия (проекты) нового уровня, не имеющие аналогов в Красноярском крае (а некоторые и в России), призванные вывести церковно-общественные отношения на качественно новый уровень. К мероприятиям первой группы можно отнести десять основных ежегодных церковно-общественных мероприятий Красноярской митрополии (Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения, День православной книги, Красноярский краевой Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности, День святых Кирилла и Мефодия (День славянской письменности и культуры) и др.). Примером деятельности, относящейся ко второй группе и в наибольшей
степени подверженной рассматриваемой группе факторов, может служить Общественный совет Красноярской митрополии по науке, культуре, образованию, созданный 7 декабря 2011 г. Структура Совета говорит о его специфичности и создании его для работы в тех отраслях общественной жизни, которые до этого в системном виде не были затронуты или координация в них остро нуждалась в учете общественного мнения и профильных специалистов: включает 7 секций, связанных с различными составляющими общественно-церковной жизни - секция по связям с обществом и экспертизе церковно-общественных проектов; информационная и издательская секция; секция межнациональных отношений, международных и межславянских связей; секция науки и образования; секция словесности и библиотечного дела; историческая и церковно-археографическая секция; секция культурологических проектов и искусства. Это подтверждается и анализом состава участников Совета: состоит из 30 человек, из которых 23,3 % - представители вузов, 23,3 % - представители епархии, 13,3 %-представители СМИ, 13,3 %-должностные лица, 10 %— руководители и представители учреждений культуры
В современных условиях значительная часть общества доверяет достаточно малому кругу структур (в том числе властных и общественных). Церковь продолжает иметь значительный «кредит доверия», многие видят в ней государство- и культу-рообразующую силу не только в прошлой истории страны, но и в будущем.
Александр Панарин в своей книге «Православная цивилизация в глобальном мире» отмечает, говоря о национальной идентичности: «Драма нашей идентичности связана с тем, что она с самого начала носила не натуралистический характер, не довольствовалась наличностями этнического, географического и административно-державного толка, а являлась по преимуществу ценностно-нормативной, духовной» [Панарин]. Основой идентичности он называет православие, перенятое у Византии (во вступлении к книге подчеркивается: «Задача этой книги - оценить соответствующий потенциал российской цивилизации, коренящейся, в частности, в ее православном архетипе» [Панарин]).
Многие исследователи Красноярского края го-
ворято значительной роли Церкви и формулируют в своих трудах определенные ожидания, связанные у общества с Церковью. Так, в частности, Евгений Стригин, ветеран КГБ и ФСБ, подполковник юстиции запаса, автор двух десятков книг о современной России, пишет об острой необходимости четкой формулировки национальной идеи, сплачивающей народ на решение стратегических задач и противостоящей обществу потребления, делая вывод: «Тут, похоже, нужно прямо поставить вопрос: с кем мы, с Богом или против него? И от ответа на него зависит судьба России, да и всего мира» 1 Стригин, 2013, с. 128].
В своих философских и аналитических трудах доктор философских наук Николай Чуринов обращается к имеющей православные корни идее соборности как основе славянской культуры: «В настоящее время идея соборности обрела почти мистическое значение. С нею связываются надежды на спасение России» [Чуринов, 2006, с. 613].
К проблемам развития общества в будущем обращается в своей актуальной статье «Кто будет "ловцом человеков" в следующем тысячелетии?» доктор философских наук, ректор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Ольга Карлова. Статья посвящена смыслу духовности человеческой жизни и культуры в теряющей свои гуманистические основания глобальной цивилизации и важной роли, которую играет религия: «Национальное сознание любого народа - это общественное сознание, взятое в аспекте его отношения к собственному этническому единству. Восприятие нации как единого социального субъекта связано с такими определяющими этнос категориями, как общность территории, этнонима, устойчивость культурной самоидентификации, прежде всего, в языке и религии. Религиозный мифологизм является способом самоидентификации нации в мире, отвечая на вопрос о ее фундаментальных ценностях и представлениях [Карлова, 2013, с. 9-10].
Необходимость диалога в этой сфере является фактором, влияющим на формирование церковно-общественной деятельности на территории Красноярского края, и учитывается при проведении мероприятий. Одним из ответов на этот запрос общества можно считать проект «Открытый славянский университет», в рамках которого проходят лекции-
встречи со студентами вузов города Красноярска. Эти лекции учитывают интересы студенчества, ожидания молодежи, остро волнующие ее вопросы. Не на последнем месте темы, связанные с ценностями жизни, религией, идентичностью нации. На одной такой встрече в стенах Сибирского федерального университета глава Красноярской митрополии, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон, отвечая на вопрос, связанный с этой темой, сказал: «Обидно, что если предки православные, а потом, и как Иуда, целуя свою историю предают, это обидно. Это угрожает национальному нашему самобытному бытию, уничтожает национальную идею...», при этом подчеркнул, что диалог в поли культурном обществе должен быть именно разумным и действенным: «...национальная вражда - от диавола. Это и проблема, и тема для осмысления всех лидеров конфессий, особенно для богословов и научного богословия в целом...» [Пантелеймон].
Деятельность членов общества, имеющих в своем распоряжении разного вида ресурсы, может поддерживать или же тормозить осуществление и развитие церковно-общественной деятельности. Учитывая этот фактор, можно назвать основные формы поддержки церковно-общественной деятельности на территории региона: 1) непосред ственное финансирование (например, пожертвования на социальную работу воскресной школы); 2) организационная и административная поддержка (в том числе привлечение административного ресурса, волонтеров, предоставление площадей на безвозмездной основе и т. д.); 3) информационная поддержка (освещение в светских СМИ, предоставление различных информационных ресурсов и т. д.). Однако влияние этого фактора зачастую трудно установить, что связано с нежеланием человека, влияющего на церковно-общественную деятельность, это афишировать (по различным причинам, в том числе в силу христианской традиции творить добрые дела тайно) и отсутствием каких-либо регистров, в полной мере это учитывающих (хотя результаты такой деятельности аккумулируются в ежегодных отчетах епархий).
Анализ влияния описанных в статье факторов на церковно-общественную жизнь дает возможность более дифференцированно рассматривать и оценивать церковно-общественную деятель-
ность. В нашем регионе имеется немалый потенциал церковно-общественной деятельности по называвшимся ее направлениям, способный принести пользу государству, науке, обществу в целом. Необходимы поиск и развитие более эффективных ее форм, своевременно учитывающих существование влияющих на нее основных социально-политических факторов
иблиографический список
1. Архив Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии РПЦ. ФондА. Оп. 1. Д. 21. Отчеты РО «Красноярская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» за 2008-2012 гг.
2. Валитов Ф.Х. Социально-политический фактор формирования и развития русского человека // Русский человек: сущность, своеобразие и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Елабу-га, 21-22 октября 2010 г. Приводится по: То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.egpu. ru/lib/elib/Data/Content/129344626221772468/ Default.aspx (дата обращения: 10.01.2014).
3. Добрускин М.Е. О социальных функциях Церкви (на материалах русской православной церкви) [Электронный ресурс] // Экономика. Социология. Менеджмент: федеральный образовательный портал. URL: http://ecsocman. hse.ru/data/035/788/1219/009.DOBRUSKIN.pdf (дата обращения: 10.01.2014).
4. Карлова O.A. Кто будет «ловцом человеков» в следующем тысячелетии? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 1 (23). С. 6-12.
5. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Изд-во Юрид. лит., 2009. 64 с.
6. Моисеева E.H. Система социального служения Русской Православной Церкви в регионе: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Саранск, 2010. 187 с.
7. Мчедлов М.П. Политика и религия [Электронный ресурс] // Обозреватель. URL: http://rau. su/observer/N04_00/04_07.HTM (дата обращения: 15.01.2014).
8. Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века) [Электронный ресурс] //
Российское Объединение Исследователей Религии. URL: http://www.rusoir.ru/president/ works/SO/ (дата обращения: 10.01.2014).
9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Московский Патриархат. Священный Синод Русской Православной Церкви. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2001. 128 с.
10. Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире [Электронный ресурс] // Библиотека думающего о России. URL: http://www. patriotica.ru/religion/panarin_prav.html (дата обращения: 10.01.2014).
11. Пантелеймон (Кутовой), митр: лекция в Сибирском федеральном университете. 31.10.2013: стеногр. // Архив Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии РПЦ. Ф. Г5. Оп. 1. Д. 4L Л. 5-15.
12. Послание Святейшего Патриарха Алексия от имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/428844.html (дата обращения: 10.01.2014).
13. Ребров Д. Церковь не исчерпала кредит доверия [Электронный ресурс] // Нескучный сад: журнал о православной жизни. URL: http:/'/ www.nsad.ru/articles/cerkov-ne-ischerpala-kredit-doveriya (дата обращения: 10.01.2014).
14. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании [Электронный ресурс] // Официальный сайт Клуба православных предпринимателей. URL: http://kpp-russia.ru/club/ dokumenty/svod-nravstvennyx-principov-i-pravil-v-xozyajstvovanii/ (дата обращения: 10.01.2014).
15. Стригин Е.М. Англия: 300 лет войны против России. Красноярск: Центросиб, 2013. 136 с.
16. Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
17. Чаплин В., прот. Церковь в России: обстоятельства места и времени. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, Арефа, 2008. 312 с.
18. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода. 3-е изд., доп. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. 712 с.