Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: Й1р ://isu.ru/izvestia
2014. Т. 7. С. 156-165
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 260.2
Общественная деятельность Русской православной церкви (на примере Красноярского края)
А. В. Бардаков
Информационно-аналитический и издательский отдел Красноярской митрополии Русской православной церкви, г. Красноярск
Аннотация. Представлены понятие церковно-общественной деятельности, классификация ее основных направлений, определена общероссийская тенденция взаимодействия Церкви с обществом, проведен анализ церковно-общественной деятельности на примере региона, выявлен ее потенциал в решении региональных общественных проблем.
Ключевые слова: церковно-общественная деятельность, Церковь и общество, социальное служение, епархия, митрополия, общественный совет, Касьяновский дом.
Значимым институтом современного российского общества является Русская православная церковь Московского патриархата (далее - РПЦ МП). Очевидно, что на протяжении последних лет количественно и качественно укрепляется ее взаимосвязь с обществом. Церковь направляет свои силы на решение общественных проблем и зачастую показывает, что обладает для этого значительным потенциалом. Этот потенциал проявляется в различных формах церковно-общественной деятельности.
При этом масштаб и формы общественной деятельности Церкви в современной России мало изучены, а количество посвященных этой теме исследований достаточно невелико. Да и само понятие «церковно-общественная деятельность» в отечественной гуманитарной науке пока еще точно не определено и детально не исследовано. Актуальность его изучения определяется следующими положениями:
1. Данное понятие все чаще встречается в различных церковных и светских, официальных и внутренних документах. Одним из последних случаев его применения в церковной жизни может служить создание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (решение Священного синода от 12 марта 2013 г.) [6].
2. С 2009 г. значительно усиливается работа Церкви с обществом. Об этом свидетельствует создание в 2009 г. Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (решение Священного синода от 31 марта 2009 г.). Отделу поручено «осуществление связей с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творчески-
ми союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского патриархата» [7].
3. Появляется все большее количество официальных документов, использующих это понятие и описывающих отношения в сфере церковно-общественной деятельности, например, документ «Общественная деятельность православных христиан» (принят 2 февраля 2011 г. Архиерейским собором Русской православной церкви). В документе, в частности, говорится: «Русская православная церковь считает очевидным благом свободную и добровольную общественную деятельность, направленную на праведное и достойное устроение жизни, на свидетельство о своей вере делами, на помощь и служение ближнему - во исполнение заповеди Божией: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя"» (Мф. 22, 39). Сегодня эта деятельность приобрела широкий масштаб. Богатство и разнообразие ее направлений увеличивается, в нее включаются все новые люди, активные и неравнодушные, в том числе церковная молодежь» [9].
4. Предстоятель Русской православной церкви Патриарх Кирилл актуализирует различные формы работы с обществом и в своих многочисленных выступлениях призывает к их развитию: «Следует всячески поощрять молодежные инициативы на приходах. Дети, подростки и юноши должны чувствовать себя частью прихода, облеченными доверием настоятеля, имеющими ответственность перед своим храмом, объединенными общими интересами, заботами и чаяниями. При таких условиях вопрос о том, каким именно направлением церковно-общественной деятельности станет заниматься молодежь на приходе, будет зависеть только от конкретных интересов самой молодежи и местных возможностей» [11]. В выступлениях Патриарха постоянно выделяется это направление деятельности: «Сегодня очень важна роль церковно-общественного диалога и сотрудничества... Поэтому все, что происходит в общественной жизни, все, что волнует и заботит людей, не может оставаться вне церковного внимания и действия, в том числе совершаемого силами мирян и их объединений. Мы открыты к диалогу с людьми самых разных мировоззрений. Главной целью такого диалога является благо Церкви и всего народа - благо не только материальное, но и духовное» [5].
Говоря об отношениях Церкви с обществом, прежде всего имеют в виду понятие «социальное служение». Под ним понимают исторически сложившуюся совокупность организованных форм социальной деятельности, являющуюся неотъемлемой частью практической реализации вероучения и заключающуюся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия [8]. Это определение, как и многие другие, показывает достаточно локальную и ограниченную сферу применения этого понятия. Понятие «социальное служение» используют для характеристики церковно-общественных отношений, опираясь, чаще всего, на уникальный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятый Освященным юбилейным архиерейским собором Русской православной церкви в 2000 г. и характеризующий широкий спектр отношений с обществом (документ содержит разноплановые разделы: Церковь и нация, Церковь и политика, собственность, война и мир, вопросы личной, семейной и общественной
значимости и т. д.). Действительно, «Основы .» явились определенной базовой площадкой для дальнейшего развития церковно-общественных отношений, о чем говорится в самом документе: «По мере изменения государственной и общественной жизни, появления в этой области новых значимых для Церкви проблем, основы ее социальной концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются Священным синодом, Поместным или Архиерейским Собором» [10, с. 126].
Понятие «церковно-общественная деятельность» намного шире понятия «социальное служение», и последнее входит в состав первого. В понятии «церковно-общественная деятельность» использованы две категории - «церковь» и «общество».
Как правило, категория «церковь» исследователями рассматривается в традиционном функциональном ее применении - как религиозная организация и объединение верующих [14]. А категория «общество» рассматривается более многогранно: и как сложившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворение потребностей, и как совокупность людей, объединяющихся для удовлетворения определенных потребностей и интересов [15]. Расширенное применение понятия в данном случае обусловлено направленностью деятельности Церкви на решение комплекса социальных проблем, осуществляемой во взаимодействии с многочисленными социальными структурами и институтами нашего общества.
Таким образом, под «церковно-общественной деятельностью» можно понимать деятельность Церкви, осуществляемую в основном во внешнем по отношению к ней обществе; деятельность, направленную на распространение православного вероучения, с одной стороны, и активное участие в решении насущных проблем общества - с другой. Такое широкое определение может конкретизироваться классификацией основных направлений церковно-общественной деятельности: выстраивание взаимоотношений со светской властью и обществом; социальное служение; религиозное образование; работа с детьми и молодежью; миссионерская деятельность; работа с вооруженными силами и правоохранительными органами; информационно-издательская деятельность; работа со средствами массовой информации.
Не случайно подобная классификация лежит в основе схемы ежегодных епархиальных отчетов, которые после проведения Поместного собора 2009 г. и последующих соборных решений призваны давать максимально полный анализ церковной и церковно-общественной деятельности в регионах России.
Каждое из этих направлений заслуживает отдельного рассмотрения. Проведение комплексного социально-философского анализа церковно-общественной деятельности по всем этим направлениям представляется крайне актуальным.
Тема церковно-общественной деятельности, особенно в контексте социального служения, не осталась без внимания классиков философии и теологии, современных ученых. Из христианских авторов Средневековья основные идеи в этом направлении были сформулированы Василием Великим, Иоан-
Известия Иркутского государственного университета. 2014 Т. 7. Серия «Политология. Религиоведение». С. 156-165
ном Златоустом, Григорием Богословом, Ефремом Сириным, Григорием Студитом, Иоанном Дамаскиным и др. Их работы оказали значительное влияние на становление общественного сознания.
Русские философы В. С. Соловьев, В. В. Розанов, П. А. Флоренский в своих сочинениях пытались определить теоретические соображения по модернизации церковно-общественной деятельности. Попытки создать целостное православное социальное учение, отвечающее реалиям XX в., предпринимали Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др.
В конце XX в. (в советский период исследования данной тематики не предпринимались), появляются работы Н. С. Гордиенко, Н. П. Красникова, П. К. Курочкина, М. М. Копаницы, Ю. А. Левады, которые представляют различные аспекты аналитического осмысления социальной позиции и учения Церкви (с позиций светского исследователя).
В отечественной религиоведческой литературе конца XX - начала XXI в. проблема социальной роли православной религии исследуется в работах
B. С. Барулина, П. С. Гуревича, Л. Н. Митрохина, Ю. А. Кимелева, И. Н. Яб-локова и др. Глубокий и многосторонний философский обзор социальной доктрины Русской православной церкви представлен в трудах М. П. Мчедлова. Социальные функции Церкви, формирование социального учения в православии рассматривали Ф. А. Айзятов, В. В. Бобров, Б. Ф. Кевбрин, К. Н. Костюк, А. И. Кырлежев, о. Вениамин (Новик), В. Д. Роик и др. Отдельные аспекты социальной проблематики в отношении православия освещены в трудах С. Б. Бахмустова, А. А. Гагаева, Е. В. Мочалова.
Богатый и интересный материал содержится в многочисленных диссертационных исследованиях последних лет, посвященных различным аспектам социального служения Церкви. Философский анализ социального служения как общественного явления дан в работах Н. Б. Ажнакиной, А. П. Афиноген-товой, В. В. Боброва, В. А. Гавриловой, Н. Ю. Григорьева, Т. А. Костылевой, Е. Н. Моисеевой, В. Б. Устиненко. В работах Н. А. Дойниковой, С. Г. Зубано-вой, Д. А. Пашенцева, Е. В. Полоцкой, В. В. Реутова, О. Н. Субаевой,
C. А. Филиппова, А. В. Федуловой, А. В. Штепа дается глубокий исторический анализ социального служения Церкви, описываются формы взаимодействия с государством и обществом.
Однако церковно-общественная деятельность все еще остается темой малоизученной, особенно по ряду конкретных направлений. Отдельные аспекты, особенно сформировавшиеся в последние годы, не изучены вообще.
Анализ конкретного содержания церковно-общественной деятельности можно рассмотреть на примере отдельной территории, выделив направления в соответствии со светским и церковным пониманием.
Территорией, в рамках которой проводится данное исследование, является Красноярская митрополия, совпадающая территориально с границами Красноярского края и включающая в себя на сегодняшний день три епархии: Красноярскую, Енисейскую и Канскую. Церковно-общественная деятельность на территории Красноярского края в своем развитии во многом повторяет общероссийские тенденции, характеризуясь положительной количественной и качественной динамикой.
Рассмотрим церковно-общественную деятельность Красноярской митрополии на примере одного направления - социального служения. В табл. 1 представлена динамика показателей данного направления в Красноярской митрополии за 2010-2012 гг.
Таблица 1
Показатели социального служения Красноярской митрополии
Наименование показателя 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Кол-во епархиальных структур и организаций, занимающихся направлением 13 18 34
Кол-во человек, работающих в профильном отделе епархии (в том числе представительство отдела в территориях) 34 41 45
Кол-во общественных организаций, способствующих развитию данного направления 5 5 6
Кол-во проведенных мероприятий 115 164 253
Как видно из табл. 1, налицо положительная динамика по всем показателям. На указанные показатели повлияло в большой мере создание Красноярской митрополии и связанное с этим выделение трех епархий из некогда единой Красноярской епархии (с 2011 по 2012 г.). Структурные изменения внут-рицерковного устройства на территории края уже в первые годы способствовали усилению церковно-общественной деятельности. Количество проводимых мероприятий постоянно увеличивается, с 2011 г. по 2012 г. их в целом стало больше в 2,2 раза.
О развитии церковно-общественной деятельности говорит также увеличение подготовки и подписания документов о сотрудничестве (соглашений, договоров) Красноярской метрополии со светскими структурами, представленное на рис. 1 (взяты показатели по Красноярской епархии как наиболее репрезентативные).
2005 200S 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 1. Количество документов о сотрудничестве Красноярской епархии со светскими структурами в период 2005-2012 гг.
Данные договоренности позволяют расширять церковно-общественную деятельность, делают ее стабильной, системной и более спланированной. В 2012 г. заключено 7 договоров и соглашений, в том числе с министерствами и вузами края. В 2012 г. начало практиковаться регулярное участие представителей митрополии в работе общественных советов при министерствах края, что демонстрирует новый уровень отношений Церкви и общества в регионе.
Состояние церковно-общественной деятельности в митрополии наиболее наглядно может быть представлено посредством анализа практикуемых в митрополии конкретных мероприятий и проектов.
Известия Иркутского государственного университета. 2014 Т. 7. Серия «Политология. Религиоведение». С. 156-165
Мероприятия церковно-общественной деятельности можно разделить на две большие группы: 1. Традиционные мероприятия, прошедшие апробацию временем, многие из которых проведены впервые в Красноярском крае. (Их общая концепция не меняется, но корректируется в зависимости от требований современности). 2. Мероприятия (проекты) нового уровня, не имеющие аналогов в Красноярском крае (а некоторые - и в России), призванные вывести церковно-общественные отношения на качественно новый уровень. К мероприятиям первой группы можно отнести десять основных ежегодных церковно-общественных мероприятий Красноярской митрополии: Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения; Рождественский литературно-художественный конкурс; День православной книги; Красноярский краевой Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности; День святых Кирилла и Мефодия (День славянской письменности и культуры); церковно-общественная выставка-ярмарка «Православная Русь»; День Петра и Февронии (День любви, семьи и верности); День крещения Руси; Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» в рамках Международных Рождественских образовательных чтений (первый этап конкурса - на уровне епархий в составе Красноярской митрополии); Красноярский краевой фестиваль духовной культуры «Покровские встречи».
Мероприятия второй группы активно разрабатываются и внедряются с 2008 г., часть из них успешно интегрируется с традиционными мероприятиями (например, День православной книги).
Из новых и достаточно ярких современных мероприятий, осуществляемых в Красноярской митрополии в рамках церковно-общественной деятельности, можно выделить: мероприятия, посвященные празднованию Дня православной книги, создание и работу Общественного совета по культуре, науке и образованию, проект Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».
Празднование Дня православной книги было инициировано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 25 декабря 2009 г. на заседании Священного синода Русской православной церкви был рассмотрен вопрос о мерах по дальнейшему расширению церковной проповеди через книгу. Решением Синода было постановлено учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 г. - 14 марта по новому стилю. С 2010 г. День православной книги проводится во всех епархиях Русской православной церкви. На территории Красноярского края мероприятия в рамках Дня православной книги приобрели общественную направленность. С 2010 по 2013 г. заметно увеличилось количество форм мероприятий в рамках празднования, среди них презентации, концерты, ярмарки, викторины, конкурсы, лекции, встречи, уроки, мастер-классы, круглые столы, экскурсии, паломнические программы, различные благотворительные акции. На рис. 2 представлен график количества мероприятий в рамках празднования Дня православной книги в крае.
ьии о
2010 2011 2012
Рис. 2. Динамика числа мероприятий в рамках празднования Дня православной книги, состоявшихся в Красноярском крае в 2010-2013 гг.
Увеличивается и количество участников мероприятий, так, в 2013 г. непосредственное участие приняли 38 267 человек. Больше половины данных мероприятий было ориентировано на детей и подростков.
Общественный совет по науке, культуре, образованию Красноярской митрополии был создан 7 декабря 2011 г. в целях расширения и развития духовно-нравственных традиций российского общества, просветительской деятельности, координации связей Церкви с обществом и соответствующими административными структурами в регионе, экспертизы церковно-общественных проектов, практического содействия культурной, научной, образовательной, информационной и издательской деятельности, развития словесности, библиотечного и музейного дела, инициатив в сфере истории и церковной археологии, укрепления межнациональных и межславянских культурных и научных связей, разработки и непосредственного осуществления в регионе образовательных, научных, культурологических проектов и др. Общественный совет включает 7 секций, связанных с различными составляющими общественно-церковной жизни: секция по связям с обществом и экспертизе церковно-общественных проектов; информационная и издательская секция; секция межнациональных отношений, международных и межславянских связей; секция науки и образования; секция словесности и библиотечного дела; историческая и церковно-археографическая секция; секция культурологических проектов и искусства.
В 2012 г. Общественный совет провел 3 расширенных заседания, в 2013 г. определен регламент его работы: 1 общее собрание, 2 собрания президиума, 9 расширенных собраний, 4 рабочих собрания, в интервале между расширенными заседаниями ведется секционная работа по направлениям. Итоговые документы Общественного совета публикуются на официальном сайте Красноярской метрополии и в газете «Православное слово Сибири».
Общественный совет состоит из 30 человек, из которых 23,3 % - представители вузов, 23,3 % - представители епархии, 13,3 % - представители СМИ, 13,3 % - должностные лица, 10 % - руководители и представители учреждений культуры.
Еще одно принципиально новое направление деятельности - создание Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». Создание центра - многофункциональный проект. Инициатором его изначально выступило общество, в лице православного и светского актива, через письменные и устные обращения на имя главы Красноярской митрополии предложившее создать православный музей и библиотеку, отвечающие современным требованиям. В ходе разработки этого проекта Информационно-аналитическим и издательским отделом Красноярской
епархии в него были включены другие общественные и церковные инициативы. В результате проект оказался направленным на решение большого спектра задач церковно-общественной деятельности: содействие образовательным и культурным учреждениям края в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи, преподавание предметов духовно-нравственного содержания, разработка и реализация молодежных проектов, связанных с духовной культурой региона. В проектные предложения по созданию центра входят: оборудованная с учетом новейших технологий учебная аудитория, православная библиотека, камерный зал церковного искусства и музейно-выставочные залы; планируется организация вечеров духовной культуры, дискуссионных клубов, передвижных выставок, православного театра, школ иконописи, колокольного звона и церковного пения.
Сотрудниками «Касьяновского дома» в настоящее время формируются фонды материалов и документов, связанных с более чем 400-летней духовной историей приенисейской Сибири. Коллекции музейного и библиотечного фонда насчитывают более 10 тыс. единиц хранения, в том числе старинные иконы, рукописные и старопечатные книги, предметы церковной утвари, семейные реликвии, документы, фотографии, церковные и светские издания разных лет. В фонде электронных источников аккумулированы уникальные документальные, фотографические и иллюстративные материалы по истории духовной культуры региона, в течение двух десятилетий собиравшиеся Информационно-аналитическим и издательским отделом Красноярской епархии.
Об уникальности и актуальности проекта говорит и то, что во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2012 г. одним из немногих представленных Предстоятелю проектов стал «Касьяновский дом».
Патриарх осмотрел экспозицию из собрания Музейно-просвети-тельского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» в актовом зале Красноярского епархиального управления, назвал цели и задачи «Касьяновского дома» позитивными и актуальными, подчеркнув: «Не забывайте о сотрудничестве с образовательными учреждениями, школами, где подрастающее поколение изучает основы православной культуры» [12].
С 2008 г. на территории Красноярского края ежегодно разрабатывалось и реализовывалось от 2 до 3 форм церковно-общественной деятельности, ранее не применявшихся на территории края. В проекте центра «Касьяновский дом» были собраны и соединены наиболее перспективные и эффективные. Назовем некоторые:
- подготовка и выпуск уникального двухтомного научного издания «Из дневников протоиерея Василия Дмитриевича Касьянова. 1870-1897 гг.»;
- проект «Открытый славянский университет», в рамках которого в течение 2011-2012 гг. прочитано более 40 открытых «славянских лекций» для студенчества и старшеклассников региона, проведено более 15 «славянских гостиных», в том числе с участием главы Красноярской митрополии, деятелей науки и культуры Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга, славянского зарубежья;
- разработка не имеющего аналогов поискового проекта «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой»: памяти новомученика Димитрия Неровецкого
(Апанского; +1919 г.), ставшего победителем грантового конкурса «Православная инициатива-2013 г.», реализация которого успешно осуществлена в 2013 г.
Вышеизложенное дает основание переосмыслить понятие «церковно-общественная деятельность», что обусловлено интенсивной работой Церкви в этом направлении после Поместного собора 2009 г. Сегодня мы можем уже увидеть его многогранность и сформировать классификацию направлений конкретной работы. Положительная динамика количественных и качественных показателей церковно-общественной деятельности на территории Красноярского края симптоматична и для большинства других регионов России. Анализ церковно-общественной деятельности на территории Красноярского края показывает его лидирующую позицию в данном направлении. За период с 2009 по 2012 г. в Красноярском крае были впервые апробированы некоторые проекты (в том числе создан общественный совет митрополии по культуре, науке и образованию), спустя время рекомендованные всей Церкви.
Сегодня, на наш взгляд, необходимо увеличение деятельного внимания со стороны общества к Церкви и ее инициативам, что позволит в дальнейшем эффективно использовать потенциал Церкви в решении многоуровневых проблем современного общества ко всемерному благу.
Список литературы
1. Ажнакина Н. Б. Социальное служение религиозных организаций в современной России : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Н. Б. Ажнакина. - Пенза, 2006. - 143 с.
2. Архив Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии РПЦ. Ф. А. Оп. 1. Д. 21. Отчеты РО «Красноярская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)» за 2008-2012 гг.
3. Архив Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии РПЦ. Ф. А. Оп. 1. Д. 22. Отчет РО «Канская Епархия Русской православной церкви (Московский патриархат)» за 2012 г.
4. Архив Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии РПЦ. Ф. А. Оп. 1. Д. 23. Отчеты РО «Енисейская Епархия Русской православной церкви (Московский патриархат)» за 2011-2012 г.
5. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/1061651.html (дата обращения: 01.06.2013).
6. Журналы заседания Священного синода от 12 марта 2013 г. Журнал № 28 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2842953.html (дата обращения: 05.06.2013).
7. Журналы заседания Священного синода от 31 марта 2009 г. Журнал № 18 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/600732.html (дата обращения: 01.06.2013).
8. Моисеева Е. Н. Система социального служения Русской православной церкви в регионе : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Е. Н. Моисеева. - Саранск, 2010. - 187 с.
9. Общественная деятельность православных христиан. Материалы Архиерейского Собора 2011 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/1400931. html (дата обращения: 05.06.2013).
10. Основы социальной концепции Русской православной церкви / Моск. патриархат. Священный синод Рус. православ. церкви ; Отд. внеш. церков. связей. - М., 2001. - 128 с.
11. Святейший Патриарх Кирилл о задачах Церкви в современном обществе [Электронный ресурс] // Московские епархиальные ведомости. - 2011. - № 1-2. -URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/53/870/ (дата обращения: 01.06.2013).
12. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с экспозицией центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Красноярской епархии. - URL: http://www.kerpc.ru/news/by_nid/5093/view (дата обращения: 05.06.2013).
13. Устиненко В. Б. Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России (на примере Санкт-Петербурга) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 / В. Б. Устиненко. - М., 2008. - 160 с.
14. Философский энциклопедический словарь. 2010 [Электронный ресурс]. -URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3667/%D0%A6%D0%95%D0%A0% D0%9A%D0%9E%D0%92%D0%AC (дата обращения: 01.06.2013).
15. Энциклопедия социологии. 2009 [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/2478 (дата обращения: 01.06.2013).
Public Activity of the Russian Orthodox Church (by the Example of Krasnoyarsk Territory)
A. V. Bardakov
Department of information and analytics of the Krasnoyarsk archdiocese, Russian Orthodox Church, Krasnoyarsk
Abstract. The article presents conception of church and public activity, as well as classification of its main areas. All-Russian tendencies of interaction between Church and society are defined. The research deals with analysis of the church and public activities by the example of Krasnoyarsk territory. The article reveals the potential of the Church for dealing with social problems in the region.
Keywords: church and public activity, Church and society, community service, eparchy, archdiocese, public council, Kasyanov House.
Бардаков Андрей Васильевич
соискатель, кафедра религиоведения, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; заместитель руководителя, Информационно-аналитический отдел Красноярская митрополия Русской православной церкви, Красноярское епархиальное управление
660049, г. Красноярск, пр. Мира, 43, оф. 1
тел.: 8(923)3550195,
e-mail: andrey. bardakov@inbox.ru
Bardakov Andrey Vasilyevich
Postgraduate, Department for Religious Studies, Krasnoyarsk State Pedagogical University of V. P. Astafiev; Deputy Head, Department ofInformation and Analytics Krasnoyarsk Archdiocese of the Russian Orthodox Church, Krasnoyarsk Diocesan Administration
660049, of. 1, 43, Mir av., Krasnoyarsk
tel.: 8(923)3550195,
e-mail: andrey.bardakov@inbox.ru