Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
2016. Т. 18. С. 212-221
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 261.5
Новые формы общественной деятельности Русской православной церкви (на примере Красноярского края)
А. В. Бардаков
Красноярская митрополия Русской православной церкви, г. Красноярск
Л. И. Григорьева
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Аннотация. Рассмотрены основные направления общественной деятельности Красноярской митрополии Русской православной церкви. Впервые приведено описание уникальных форм церковно-общественной деятельности в областях культуры, науки, образования, средств массовой информации, возникших в 90-е гг. XX в. Эти формы отличал долгосрочный и системный характер. Дан анализ возникновения и развития новых форм церковно-общественной деятельности на примере региона. В исследовании, в том числе, были использованы ранее не изученные материалы отчетов религиозных организаций (епархий, входящих в состав Красноярской митрополии Русской православной церкви) и специальные интервью участников и инициаторов новых форм церковно-общественной деятельности. Представлена классификация этих форм, выявлены некоторые причины их возникновения, а также показан потенциал Церкви в решении региональных общественных проблем.
Ключевые слова: церковно-общественная деятельность, Церковь и общество, епархия, митрополия, Общественный совет, «Касьяновский дом», «Русские вечера», хор «София».
Русская православная церковь в современной России является не только средоточием традиционной религиозной культуры, но и активным актором социально-политических процессов. В научной литературе анализ современной православной церковной социальной активности зачастую сводится к одному из двух оснований: либо к политической клерикализации, которую усматривают противники роста авторитета и влияния Церкви, либо к делам социального милосердия и благотворительности. В современном научном дискурсе практически отсутствует видение и философский анализ широкой и разнонаправленной деятельности РПЦ, которую в данной статье мы обозначим как «церковно-общественную деятельность».
Как отмечает в своем социально-философском очерке М. И. Данилова, «Русская православная церковь, стараясь отразить глубокие социальные и духовные трансформации, происходящие в современном мире, разработала свою трактовку актуальных проблем взаимодействия Церкви и государства,
Церкви и нации, Церкви и политики. Документ "Основы социальной концепции Русской православной церкви" [8] - это революционное событие в истории Церкви. В православии не было до сих пор систематического изложения понимания социальных проблем, хотя православные богословы, философы, деятели Церкви так или иначе затрагивали социальные вопросы...» [3, с. 17].
Объективные процессы модернизации социальной сферы, активно развивающиеся в последние десятилетия, не могли не отразиться и на деятельности крупнейшей традиционной конфессии России. Теоретическим обоснованием роли Церкви в указанных процессах и ее перспектив является, в частности, опубликованный в 2010 г. доклад К. Фролова и К. Логинова «Третий Рим. Суверенная модернизация». Авторы доклада утверждают, что именно сегодня «Церковь становится центром духовной, интеллектуальной и культурной жизни, не посягая при этом на светскую власть, и осуществляет православную миссию» [11, с. 15].
Действительно, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. общественная деятельность Русской православной церкви характеризуется большой активностью, положительной динамикой количественных и качественных показателей, применением новых форм работы и расширением сфер деятельности.
Полнота такой деятельности может быть определена понятием «церков-но-общественная деятельность». Это деятельность Церкви, осуществляемая в основном во внешних по отношению к ней сегментах общества, направленная на распространение православного вероучения, с одной стороны, и на активное участие в решении насущных проблем общества - с другой. Такое широкое определение может конкретизироваться через классификацию основных направлений церковно-общественной деятельности: выстраивание взаимоотношений со светской властью и обществом; социальное служение; духовное просвещение; религиозное образование; работа с детьми и молодежью; миссионерская деятельность; работа с вооруженными силами и правоохранительными органами; информационно-издательская деятельность; работа со средствами массовой информации. Подобная классификация лежит в основе схемы ежегодных епархиальных отчетов, которые решением Поместного собора 2009 г. призваны давать максимально полный анализ церковной и церковно-общественной деятельности в регионах России.
Актуальным представляется проведение комплексного социально-философского анализа церковно-общественной деятельности по всем этим направлениям, но особое внимание и интерес для теории и практики представляет изучение новых форм церковно-общественной деятельности, апробированных в последние два десятилетия.
Новые формы церковно-общественной деятельности можно рассмотреть на примере отдельного региона. Территорией, на материалах которой проводится данное исследование, является Красноярская митрополия, совпадающая с границами Красноярского края и включающая в себя на сегодняшний день четыре епархии: Красноярскую, Енисейскую, Канскую и Норильскую (Енисейская и Канская выделены из состава Красноярской епархии в 2011 г., Норильская из состава Енисейской - в 2014 г.).
Анализ годовых отчетов епархий Красноярской митрополии, архивных данных, материалов, размещенных в СМИ, тематических изданий за последние двадцать восемь лет, а также специально проведенные интервью с представителями епархий, участниками и организаторами различных направлений церковно-общественной деятельности позволили впервые обобщить и проанализировать церковно-общественную деятельность и ее новые формы [9]. Анализ показал, что с воссоздания в 1990 г. Красноярской епархии начинается развитие церковно-общественной деятельности, которое во многом повторяло общероссийские тенденции, характеризовалось положительной количественной и качественной динамикой (развивается социальное служение, открываются воскресные школы, лектории для взрослых, появляются многочисленные материалы в региональных СМИ, собственные периодические издания, даются концерты хоровой духовной музыки и т. д.). На протяжении всего периода новые формы церковно-общественной деятельности возникали по разным причинам и развивались под влиянием многих факторов. Наибольший интерес при этом представляют формы, редкие в общероссийской практике, часть из которых впервые сформировалась в Красноярском крае.
В 1990-е гг. примерами таких форм могут служить телевизионная передача «Русские вечера» и детско-юношеский духовный хор «София». Еще в январе 1991 г. на красноярском телевидении вышел в свет первый выпуск программы для семьи «Пенаты», в которой журналисты рассказывали о том, как воцерковляется народ на территории Красноярского края, как епархия становится частью общества. С января 1993 г. по сентябрь 2000 г. программа выходила в эфир еженедельно (каждый понедельник, без перерывов) под названием «Русские вечера», в прямом эфире, хронометраж - 3 часа, и включала публицистические сюжеты разных жанров: беседы, интервью, фильмы, дискуссии, документальные работы и т. д. Одним из частых гостей программы в прямом эфире был правящий архиерей (архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов), управляющий Красноярской епархией в 1990-2011 гг.), который мог свободно общаться со зрителями.
По словам одного из авторов и ведущих программы Геннадия Малашина, «... принципиальная новизна этой программы, особенно в то время, когда церковное телевидение вообще еще никак в стране не сложилось, состояла в том, чтобы не идти по пути "насильственного" воцерковления зрителя, а представить церковь в лицах - наших пастырей, верующих, наших детей, показывать события церковно-общественной жизни. На вооружение была взята формула "Церковь не в бревнах, но в ребрах", путь к Церкви у наших зрителей шел через культуру, я считаю это основополагающим моментом, необходимым в церковно-общественной жизни» [7]. За время существования «Русских вечеров» вышло более 400 передач. Они сыграли немалую роль в развитии цер-ковно-общественной деятельности, внесли значительный вклад в развитие региональной культуры и истории, помогли сформировать образ правящего архиерея, представить позицию Церкви по многим направлениям. Даже сейчас, шестнадцать лет спустя с момента выхода последней передачи, многие представители культуры, науки, образования, общественности вспоминают
эту программу, указывая на ее вклад в развитие культуры, объединение людей, знакомство с ранее неизвестными широкой общественности фактами истории и личностями.
Эта форма деятельности оказала большое влияние и на людей, ее созидающих. После закрытия программы в 2001 г. тележурналисты перешли работать в епархию, заложив фундамент самого крупного и эффективно работающего в Красноярской епархии отдела - информационно-аналитического и издательского, хотя на момент создания программы не были ангажированы религиозной организацией, руководствовались внутренними убеждениями.
Первый в регионе детский духовный хор «София» был учрежден в начале 1991 г. при Покровском кафедральном соборе г. Красноярска. Его главной задачей было воспитание детей в русле традиционных духовно-нравственных ценностей и пропаганда церковно-певческого искусства. В 1994 г. хор получил статус муниципального учреждения культуры. Хор стал лауреатом многочисленных конкурсов и фестивалей в России, ближним и дальним зарубежье. В богатом певческом репертуаре хора множество произведений разных жанров. Еженедельно воспитанники хора поют за совершаемыми архиереем и духовенством собора богослужениями.
Анализируя историю хора, приходим к выводу, что его развитию благоприятствовали: целеустремленный и умелый руководитель (Ольга Карловна Русакова, художественный руководитель хора в 1991-2006 гг.); поддержка правящего архиерея, тяготеющего к музыкальному искусству; большой интерес общества к заново открываемому церковному пению; гастроли, сочетавшие паломничество с воспитательной и просветительской работой, налаженной при хоре (особенно в первые годы, когда занятия в хоре совмещались с обучением в воскресной школе) [4]. «София» вела обширную общественную и творческую деятельность в Красноярске, была одним из инициаторов ставших впоследствии традиционными региональных духовно-просветительских акций - Пасхального благотворительного фестиваля и фестиваля хоровой духовной музыки «Покровские встречи». Хор выступал с концертами в детских домах, домах инвалидов и престарелых, на телевидении и радио.
Создание и развитие хора как новой формы церковно-общественной деятельности позволило в значительной мере углубить взаимодействие Красноярской епархии с культурными учреждениями в Красноярском крае, породило в свою очередь новые формы работы, позволило привлечь разновозрастные группы населения и удовлетворить духовные потребности общества. Выпускниками хора стало более 150 человек. Среди них есть музыканты, священнослужители, экономисты, юристы, биологи, журналисты, художники. Хор многим участникам, от детского до юношеского возраста, помог окрепнуть духовно, утвердиться в своих жизненных принципах, познакомиться с культурой и историей страны, региона и славянского зарубежья, выбрать профессию, социализироваться. Вот как отзывается одна из участниц хорового коллектива, ставшая впоследствии педагогом: «Хор дал знакомства с новыми людьми, расширил кругозор, заложил основу тяги к познанию нового, стрем-
ление обрести смысл жизни. Здесь я обрела вдохновение на последующую профессиональную деятельность» [5].
Таким образом, данная форма церковно-общественной деятельности явилась примером своевременного, длительного, системного использования потенциала Церкви в решении задач воспитания детей и молодежи Красноярского края, передачи им традиционных ценностей.
Анализируя церковно-общественную деятельность с 1991 г. по настоящее время, можно выделить две основные группы новых форм церковно-общественной деятельности: 1) традиционные, прошедшие апробацию временем мероприятия, впервые проведенные в Красноярском крае (их общая концепция не меняется, но корректируется в зависимости от требований времени); 2) мероприятия (проекты) нового уровня, не имеющие аналогов в Красноярском крае (а некоторые — и в России), призванные вывести церковно-общественные отношения на качественно новый уровень.
К первой группе можно отнести десять основных ежегодных церковно-общественных мероприятий Красноярской митрополии: Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения; Рождественский литературно-художественный конкурс; День православной книги; Красноярский краевой Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности; День святых Кирилла и Мефодия (День славянской письменности и культуры); церковно-общественная выставка-ярмарка «Православная Русь»; День Петра и Февро-нии (День любви, семьи и верности); День Крещения Руси; Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» в рамках Международных Рождественских образовательных чтений (первый этап конкурса - на уровне епархий в составе Красноярской митрополии); Красноярский краевой фестиваль духовной культуры «Покровские встречи».
Мероприятия второй группы активно разрабатываются и внедряются с 2008 г., часть из них успешно объединяется с традиционными мероприятиями, например с Днем православной книги.
Празднование Дня православной книги было инициировано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и утверждено решением Священного синода Русской православной церкви в 2009 г. Это мероприятие, приуроченное к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол» (1 марта 1564 г., 14 марта по новому стилю), с 2010 г. проводится на территории Красноярского края и имеет общественную направленность. В первый год празднования было проведено 87 мероприятий, в 2013 г. их количество увеличилось более чем в 2,5 раза и составило 225 мероприятий. Больше половины мероприятий было ориентировано на детей и подростков. Выросло и количество участников мероприятий, так, в 2013 г. в праздновании Дня православной книги приняли участие 38 267 человек. Количественные, формальные показатели мероприятия перестали увеличиваться, оставаясь на уровне 2013 г. и в марте 2016 г., не меняя формы проведения (традиционно это презентации, концерты, ярмарки, викторины, конкурсы, лекции, встречи, уроки, мастер-классы, круглые столы, экскурсии, паломнические программы, благотворительные акции). Ежегодное празднование Дня православной книги
играет в регионе важную роль, популяризирует историю России, вызывает интерес к книге и чтению, консолидирует усилия светских и церковных структур в области воспитания, обучения, культуры.
Основной общеепархиальной духовно-просветительской акцией 2009 г. стала двухнедельная паломническая миссия «Славянский ковчег - XXI век», осуществленная на теплоходе «Александр Матросов». В миссии были задействованы все территории края и приходы епархии на протяжении течения р. Енисей от Красноярска до северных городов края. Акция носила массовый характер (в мероприятиях приняло участие более 10 тыс. человек и около 500 представителей епархии) и была организована при поддержке властных структур региона, общественных организаций, учреждений культуры, науки и образования, управлений и ведомств, курирующих молодежную политику в регионе.
Проект «Славянский ковчег - XXI век» явился продолжением Дней славянской письменности и культуры 2009 г. В отличие от предыдущих паломнических поездок были усилены культурная и просветительская составляющие. В ходе поездки были осуществлены:
1) концертная программа «Покров над Енисеем», в рамках которой в городах и селах прошли концерты с участием церковных хоров, народных хоровых и инструментальных коллективов, солистов Красноярского государственного театра оперы и балета, ансамбля скрипачей. Состоялись встречи с сибирскими композиторами, художниками и писателями;
2) просветительский проект «Плавучий православный славянский университет во имя св. равноапп. Кирилла и Мефодия», в состав которого вошли ученые и известные деятели культуры, священнослужители из Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Новосибирска. Были прочитаны десятки лекций по истории, географии, психологии, музыковедению, филологии и литературе. В рамках проекта была организована «Свято-Кирилло-Мефодиевская научная социологическая лаборатория» (руководитель - доктор философских наук, заведующая кафедрой религиоведения Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева Л. И. Григорьева, сейчас - профессор кафедры философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета). Предметом полевых исследований в ходе поездки стало комплексное изучение религиозности населения северных территорий Красноярского края, отношение молодежи к православию, изучение моделей современной православной семьи. Сопоставление полученных результатов с имеющимися официальными данными позволило предположить, что полученные данные достоверно отображают и ситуацию по краю в целом: 80 % жителей края исповедуют (при разной степени воцерковленно-сти) православие [9];
3) молодежные акции и мероприятия, в том числе встреча-дискуссия с молодежью Таймыра «Церковь и молодежь: век XXI». Организация подобного масштабного форума не имела на тот момент прецедентов в жизни Красноярского края, отвечала требованиям определений последних церковных соборов, актуальным направлениям церковно-общественной деятельности Русской православной церкви. В рамках встречи Церковь действительно выполнила
интегрирующую и консолидирующую функции, объединив разноподчинен-ные организации, специалистов и собственный потенциал и направив их культурно-просветительские усилия в различных современных и актуальных формах почти на все возрастные категории граждан.
С 2008 г. на территории Красноярского края ежегодно разрабатывалось и реализовывалось от 2 до 3 новых форм церковно-общественной деятельности [6, с. 459-465]. Некоторые из них, в первоначальном виде осуществленные как мероприятия или завершенные проекты, строго ограниченные по времени реализации, были объединены и приобрели долгосрочный, системный характер, стали основой создания новых епархиальных структур и некоммерческих организаций. Примером может служить многофункциональный проект региональной общественной организации «Ладанка» - Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом», изначально инициированный обществом, а впоследствии поддержанный Красноярской митрополией, Святейшим Патриархом Кириллом [10], губернатором Красноярского края, президентской грантовой программой, а также деятелями культуры, науки, образования России и зарубежья. Проект объединил новые формы церковно-общественной деятельности, в том числе экспедиционные, исследовательские и издательские [1].
Новые формы церковно-общественной деятельности, появляющиеся в Красноярском крае, можно классифицировать по различным признакам. В их числе выделяем: периодичность проведения; степень институционализации; эффективность и причина возникновения. Менее всего изучены причины возникновения новых форм церковно-общественной деятельности. В ходе данного исследования были выявлены следующие основные причины возникновения и развития новых форм церковно-общественной деятельности: 1) применение новых техник и технологий (развитие медиасферы, интернет-технологий); 2) введение новых нормативных документов как в светской, так и в духовной сферах, определяющих новые задачи или создающих новые условия (например, введение в школе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»); 3) разработка качественно новых форм, основанных на идеях, возникших в регионе (формы были рассмотрены выше).
Развитие церковно-общественной деятельности на территории Красноярского края созвучно с рядом тенденций в других регионах России, что обусловлено интенсивной работой Церкви в этом направлении после Поместного собора 2009 г. При этом анализ церковно-общественной деятельности в Красноярском крае показывает лидирование региона в данном направлении. За период с 2009 по 2015 г. в Красноярском крае был апробирован ряд уникальных проектов (в том числе созданный в 2011 г. Общественный совет митрополии по науке, культуре и образованию, в состав которого входит немало профессоров и преподавателей). Эти проекты спустя некоторое время были рекомендованы к осуществлению и в других регионах [2].
Анализ новых форм церковно-общественной деятельности показал, что в их основе лежит принцип, акцентированный представителями русской религиозной философии по отношению к деятельности и существованию Церкви в
мире: Церковь должна не устрашать наказанием за грехи, а давать пример и призывать к любви, доброте, свободе, помогать обществу и отдельным людям решать их насущные проблемы.
Такие формы деятельности Церкви в обществе выполняют функции, определенные Э. Дюркгеймом и М. Вебером, - интегрирующую и консолидирующую. Они развивают социальный потенциал региона, способствуют социальной модернизации, особенно в духовном ее аспекте, создают ресурсы системы образования края, снижают риск межрелигиозных и межэтнических конфликтов.
Новые формы церковно-общественной деятельности являются отражением изменений во внешней и внутренней среде Церкви. Их своевременное изучение позволяет анализировать состояние и развитие Церкви и общества, определять актуальные и потенциальные результаты взаимодействия Церкви и общества. Оценка эффективности новых форм церковно-общественной деятельности возможна при правильном соотношении различных методов исследования, используемых в естественных и гуманитарных науках. При этом сложность для исследователя представляет определение влияния этой деятельности на поведение человека в долгосрочном периоде, анализ жизнеспособности и актуальности новых форм на стадии проектирования. Решение этих и других проблем позволит вычленить и сохранить различные проектные ресурсы для осуществления более эффективных форм церковно-общественной деятельности.
Полноценное развитие новых форм совместной работы Церкви и общества способствует решению многих социальных и духовных проблем в области культуры, образования, воспитания, экономики; становлению России как сильного и перспективного государства. Соработничество в этой сфере государства, общества и Церкви способствует не только развитию Церкви и эффективному использованию ее потенциала в решении многоуровневых проблем общества, но и раскрытию положительного потенциала российского общества, реализации этого потенциала в регионах сообразно их особенностям.
Список литературы
1. Бардаков А. В. Общественная деятельность Русской православной церкви (на примере Красноярского края) / А. В. Бардаков // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2014. - Т. 7. - С. 156- 165.
2. Бардаков А. В. Церковно-общественная деятельность в области образования: к результатам исследования программ духовно-нравственного развития и воспитания в пилотных школах Красноярского края / А. В. Бардаков // XIV Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения. - Красноярск, 2014. - C. 138- 146.
3. Данилова М. И. Патриотизм и русская идея: философское, религиозно-философское и богословское осмысление / М. И. Данилова // Религии России: проблемы социального служения и патриотического воспитания : коллектив. моногр/ / под ред. О. К. Шиманской. - Н. Новгород : НГЛУ, 2014. - С. 10- 19.
4. Красноярскому муниципальному детско-юношескому духовному хору «София» - 15 лет. - Красноярск : ИД Вост. Сибирь ; Краснояр. краевой обществ. право-слав. фонд, 2006. - 35 с.
5. Кулиева А. Т. Воспоминания: беседа с участницей хора «София» / записал А. В. Бардаков // Архив Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии РПЦ. Ф. Е. Оп. 1. Д. 27. Л. 2.
6. Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. / Г. В.Малашин. - Красноярск : ИД Восточная Сибирь, 2011. - 480 с.
7. Малашин Г. В. Телепрограмма «Русские вечера» в истории Красноярской епархии : беседа с руководителем Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии РПЦ Г. В. Малашиным / Г. В. Малашин ; записал А. В. Бардаков // Архив Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии РПЦ. Ф. Е. Оп. 1. Д. 3. Л. 307.
8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М. : Московский Патриархат. Священный Синод Русской Православной Церкви. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2001. - 128 с.
9. Отчеты религиозной организации «Красноярская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» за 2008-2015 гг. // Архив Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии РПЦ. Ф. А. Оп. 1.
Д. 21.
10. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с экспозицией центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Красноярской епархии. - URL: http://www.kerpc.ru/ news/by_nid/5093/view (дата обращения: 01.03.2015).
11. Фролов К. А. «Третий Рим». Суверенная модернизация [Электронный ресурс] / К. А. Фролов, К. А. Логинов // Иркутская епархия : офиц. сайт. - URL: http://iemp.ru/monitor.php?ID=3113 (дата обращения: 01.03.2015).
New Forms of Community Service of the Russian Orthodox Church (the Case of Krasnoyarsk Territory)
A. V. Bardakov
Krasnoyarsk Archdiocese of the Russian Orthodox Church, Krasnoyarsk
L. I. Grigoryeva
Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Abstract. The paper is concerned with the main areas of church and community service of the Krasnoyarsk archdiocese of the Russian Orthodox Church at the present stage. Unique types of church and community services in culture, science, education and mass media are considered in the research work for the first time. They appeared in 1990-s and became long-term and regular. Formation and development of the new types of church and community services are analyzed in the case of the region. The present research work also contains data of the religious organizations (the dioceses included into the Krasnoyarsk archdiocese of the Russian Orthodox Church) introduced for the first time and exclusive interviews with the participants and pioneers of the above mentioned types of church and community activities. Classification of new types of church and community services is presented. The reasons for their appearance are considered. Church's capacity in solution of social problems in the region is also shown.
Keywords: church and community services, Church and society, diocese, archdiocese, Public council, «Kasyanovsky dom», «Russkiye vechera», choir «Sophia».
Бардаков Андрей Васильевич
соискатель, кафедра религиоведения Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89
заместитель руководителя, Информационно-аналитический отдел, Красноярское епархиальное управление, Красноярская митрополия Русская православная церковь 660021, г. Красноярск, ул. Горького, 27 тел.: 8(923)3550195 e-mail: andrey.bardakov@inbox.ru
Bardakov Andrey Vasilyevich
Postgraduate Degree Seeker, Department of Religious Studies
Krasnoyarsk State Pedagogical University
named after V. P. Astafiev
89, Ady lebedevoy st., Krasnoyarsk, 660049
Deputy Head of the Department of
Information and Analytics, Krasnoyarsk
Archdiocese, Krasnoyarsk Diocesan
Administration
Russian Orthodox Church
27, Gorky st., Krasnoyarsk, 660021
tel.: 8(923)3550195 e-mail: an-
drey.bardakov@inbox.ru
Григорьева Людмила Ильинична
доктор философских наук, профессор, кафедра философии, Гуманитарный институт
Сибирский федеральный университет 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а тел.: 8(391)2062669 e-mail: adonai@bk.ru
Grigoryeva Lyudmila Ilyinichna
Doctor of Sciences (Philosophy), Professor,
Department of Philosophy, Institute
of Humanities
Siberian Federal University
82а, Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041
tel.: 8 (391)2062669
e-mail: adonai@bk.ru