Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА ИХ РАЗВИТИЕ'

ВЛИЯНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА ИХ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональное интеграционное объединение / Евразийский экономический союз (ЕАЭС / Союз) / Содружество Независимых Государств (СНГ / Содружество) / нормативно-правовая база / regional integration association / the Eurasian Economic Union (EAEU / Union) / the Common of Independ-ent States (CIS / Common) / regulatory framework
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА ИХ РАЗВИТИЕ»

Румянцев В.А.1

зав. сектором, Институт экономики НАН Беларуси, г. Минск

rumyantsev61@mail.ru Гончарик Н. В.2

с.н.с., Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики РБ, г. Минск

natagoncharik@mail.ru

ВЛИЯНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА ИХ РАЗВИТИЕ

Ключевые слова: региональное интеграционное объединение, Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз), Содружество Независимых Государств (СНГ, Содружество), нормативно -правовая база.

Keywords: regional integration association, the Eurasian Economic Union (EAEU, Union), the Common of Independent States (CIS, Common), regulatory framework.

Межрегиональное и приграничное сотрудничество в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве является одним из факторов развития экономик государств -участников.

В октябре 2019 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко на встрече с губернатором Свердловской обл. Е. Куйвашевым заявил, что когда отношения Беларуси и России переживали не лучшие времена, союз двух стран

3

спасло региональное сотрудничество .

Несмотря на то, что региональное и приграничное сотрудничество не фигурирует в документах, регламентирующих функционирование интеграционных объединений - ни в Уставе Содружества Независимых Государств4 (СНГ, Содружество), ни в Договоре о Евразийском экономическом союзе5 (ЕАЭС, Союз) - оно формируется и активно развивается на постсоветском пространстве. К примеру, в региональное сотрудничество вовлечены все регионы Беларуси и 80 субъектов России. Каждое второе белорусское предприятие взаимодействует с российскими партнерами. В Беларуси работают 2,5 тыс. российских компаний, и более тысячи белорусских фирм - в России6.

Под межрегиональным и приграничным сотрудничеством государств -участников регионального объединения понимаются согласованные действия органов государственной власти, органов власти административно -территориальных единиц государств-участников, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных организаций, совершаемые в рамках действующего законодательства государств -участников, направленные на укрепление всесторонних отношений сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития регионов и приграничных территорий, повышения благосостояния населения приграничных территорий, обеспечение безопасности жизни граждан, охраны окружающей среды и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях, укрепления дружбы и добрососедства государств-участников.

Под регионом понимается административно-территориальная единица государства -участника интеграционного объединения, осуществляющая свою деятельность, в том числе и хозяйственную в соответствии с национальным законодательством.

Приграничная территория - часть территории административно -территориальной единицы государства -участника интеграционного объединения, административная граница которой совпадает с линией государственной границы государства-участника интеграционного объединения 7.

В данном направлении в СНГ и ЕАЭС проводится большой объем работы с момента их функционирования и по настоящее время.

1 Сфера научных интересов: внешнеэкономическая интеграция на постсоветском пространстве.

2 Сфера научных интересов: внешнеэкономическая интеграция на постсоветском пространстве.

Встреча с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. - https://president.gov.by/ru/events/vstrecha-s-gubernatorom-sverdlovskoj-oЫasti-evgeniem-kujvashevym-22235

4 Устав Содружества Независимых Государств (г. Минск, 22 января 1993 года). - https://cis.minsk.by/page/show?id=180

5 Договор о Евразийском экономическом союзе. - https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=f01400176

6 Например, Беларуси и России надо ускорить согласование союзных программ - Рапота. -https://www.belta.by/politics/view/belarusi-i-rossii-nado-uskorit-soglasovanie-sojuznyh-programm-rapota-196625-2016/

7

Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2004 г. «О Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств». -http://pravo.levonevsky.org/bazaby/org514/basic/text0060.htm

Деятельность в рамках Содружеств Независимых Государств по направлению межрегионального

и приграничного сотрудничества

Для совершенствования и развития механизмов взаимодействия регионов в рамках СНГ 10 октября 2008 г. Соглашением Совета глав государств Содружества создан Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничеству го су дар ств -у ч астни ков \

Совет выполняет следующие функции:

• определение приоритетных направлений, рассмотрение концептуальных и практических вопросов межрегионального и приграничного сотрудничества государств -участников Соглашения с учетом предложений органов государственного управления, местного самоуправления, юридических лиц, общественных организаций государств -участников СНГ;

• выработка предложений по координации совместных действий по основным направлениям межрегионально го и приграничного сотрудничества;

• подготовка для рассмотрения на заседаниях Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ и органов отраслевого сотрудничества СНГ предложений по дальнейшему развитию межрегионального и приграничного сотрудничества;

• разработка предложений по нормативно-правовому регулированию взаимоотношений государств-участников Соглашения по вопросам межрегионального и приграничного сотру дничества.

В рамках СНГ наработана значительная правовая база по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества. Среди нормативных документов - Конвенция о приграничном сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств, принятая 10 октября 2008 г.2, и Конвенция о межрегиональном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств, принятая 16 сентября 2016 г.3. Оба документа раскрывают принципы, на которых основывается сотрудничество регионов, и направления деятельности по их реализации.

Решением Совета глав правительств Содружества каждые 5 лет начиная с 2004 г. принимаются концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств -участников СНГ. Действующим документом в настоящее время является Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2030 года и План мероприятий по ее реализации от 6 ноября 2020 года 4.

Целью данного документа определена активизация международного сотрудничества регионов государств -участников СНГ, в том числе приграничного, направленного на устойчивое социально -экономическое развитие и повышение благосостояния населения путем развития интеграционных процессов, равноправного партнерства и эффективного использования природно -ресурсного, торгово -экономического, научно -технического, человеческого, культурного и иного потенциалов на взаимовыгодной основе в соответствии с законодательством государств -участников СНГ.

Для реализации цели предусмотрена концентрация усилий участников межрегионального и приграничного сотрудничества на следующих приоритетах:

- совершенствование, гармонизация законодательства государств-участников СНГ в области межрегионального и приграничного сотрудничества;

- мобилизация имеющихся возможностей в социально -экономической, культурной и гуманитарной сферах для обеспечения развития регионов государств-участников СНГ;

- активизация торгово -экономического и инвестиционного сотрудничества регионов, стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли, развитие рынка капитала, ценных бумаг и финансовых институтов, развитие и укрепление хозяйственных связей между регионами и приграничными территориями государств -участников СНГ;

- упрощение взаимодействия заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, поддержка соотечественников, проживающих на приграничной территории и в других регионах,

- всестороннее развитие связей и обмен опытом в сферах науки, образования и здравоохр анения;

- согласованное обустройство и эффективное развитие приграничной экономической и социальной инфр а-структуры;

- создание платформы для прямого диалога между регионами государств-участников СНГ, взаимного обмена опытом в решении актуальных проблем и вызовов, стоящих перед регионами, а также обсуждение способов эффективного использования имеющегося потенциала;

- создание и укрепление атмосферы доверия и взаимопонимания, создание условий для добрососедства и мирного существования между народами и населением, органами власти и бизнес -сообществами регионов и приграничных территорий государств -участников СНГ;

- эффективное и безопасное использование природных ресурсов для рационального применения при осуществлении хозяйственной деятельности в государствах-участниках;

1 https://e-cis.info/cooperation/3152/83363/

2

Конвенция о приграничном сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств от 10 октября

2008 года. - http://cis.minsk.by/reestr/ru/indexhtml#reestr/view/text?doc=2510

3

Конвенция о межрегиональном сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств от 16 сентября 2016 г. - http://cis.minsk.by/reestr/ru/indexhtml#reestr/view/text?doc=5474

4 Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств -участников СНГ на период до 2030 года. -https://e-cis.info/page/3776/

- ведение согласованной политики в сфере обеспечения безопасности жизни граждан, охраны здоровья;

- создание условий для эффективного предупреждения чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях и повышение оперативности реагирования на стихийные бедствия и промышленные (техногенные) аварии, имеющие трансграничные последствия;

- регулирование рынка труда и миграционных процессов.

Документом также предусмотрены основные механизмы по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества государств -участников СНГ.

К ним относятся форумы регионов стран-участниц, в ходе которых представители деловых кругов могут договариваться о будущих способах взаимодействия и даже заключать контракты. Форумы проходит ежегодно, каждая новая встреча - повод обсудить определенный ракурс взаимоотношений: экономика, наука или культурная сфера. В сентябре 2020 г. прошел VII форум регионов Беларуси и России, на котором подписаны соглашения и контракты более чем на 700 млн. долл. США1.

Вместе с тем необходимо отметить, что в Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества гос у-дарств -участников СНГ на период до 2030 года и Плане мероприятий по ее реализации предусматривается только деятельность самих регионов и стран-участниц. Исполком СНГ не является организатором, а только участником проводимых мероприятий.

Углубление межрегионального и приграничного сотрудничества определено одним из основных направлений в Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года2. Для реализации данного направления предусмотрено:

- оказание взаимного содействия в проведении межрегиональных и деловых форумов, выставок и иных совместных мероприятий, направленных на всестороннее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ;

- развитие нормативно-правовой базы межрегионального и приграничного сотрудничества государств -участников СНГ посредством подписания и реализации соглашений и иных документов о сотрудничестве между регионами;

- поддержание развития прямых контактов между регионами, а также коммерческими и некоммерческими организациями в области торговли и инвестиций, промышленности, сельского хозяйства, информационных технологий, культуры, туризма и в других сферах, представляющих взаимный интерес.

Необходимо подчеркнуть, что принятые документы являются рабочими, а не декларативными. Подтверждением этому является систематическая разработка и опубликование на сайте СНГ информационно -аналитических и информационных материалов о состоянии и перспективах развития, а также о ходе реализации принятых в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ.

Также результатом работы в данном направлении является периодическое издание Реестра (Перечня) подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств -участников СНГ.

К примеру, в соответствии с опубликованным на сайте СНГ перечнем за 2019 г.3 Республикой Беларусь подписано соглашений о межрегиональном и приграничном сотрудничестве: 477 - между правительствами государств -участников СНГ, 273 - между ведомствами государств -участников СНГ, 299 - между правительством государства -участника СНГ и регионами государства -участника СНГ и 846 - между регионом государства-участника СНГ и регионом другого государства-участника.

Работа Евразийского экономического союза по развитию межрегионального и приграничного

сотрудничества

ЕАЭС приступил к деятельности по развитию межрегионального сотрудничества практически с начала своего функционирования в 2015 году. В этом же году 16 октября Решением Высшего Евразийского экономического совета № 28 были приняты «Основные направления экономического развития Евразийского экономического союза» 4. Одним из девяти приоритетов деятельности ЕАЭС определено «Региональное развитие (межрегиональное и приграничное сотрудничество)». В документе, в частности, указано, что в настоящее время региональное сотрудничество между государствами-членами реализуется на двусторонней основе, что обеспечивает развитие взаимной торговли. В то же время взаимодействие в сфере промышленного сотрудничества и производственной кооперации может получить дополнительный стимул развития при поддержке региональных инициатив сотрудничества на многосторонней основе в рамках Союза, в том числе посредством создания условий для взаимодействия и обмена опытом.

1 Беларусь и Россия на VII Форуме регионов подписали соглашения и контракты на более чем $700 млн. -https://www.belta.by/economics/view/belarus-i-rossija-na-vii-forume-regionov-podpisali-soglashenija-i-kontrakty-na-bolee-chem-700-mln-408710-2020/

2 Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. - https://e-

cis .шРаф age/3762/

3

Реестр (Перечень) подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ (2019 год) (Общий список). - https://e-cis.info/cooperation/3745/86862/

4 Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года. -http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/seminar/Pages/default.aspx

Каждые два года разрабатывается и публикуется на сайте Союза доклад о ходе реализации Основных направлений экономического развития ЕАЭС за прошедший двухлетний период. Необходимо подчеркнуть, что во всех уже изданных докладах рекомендуется активизировать работу по направлению межрегионального и приграничного сотрудничества.

В 2020 г. утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года 1. В документе в перечне мер и механизмов по направлению «Выработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию» одной из мер определена активизация развития межрегионального торгово -экономического сотрудничества.

Необходимо обратить внимание на то, что данным документом определено и «Развитие механизмов экономического сотрудничества с государствами-участниками СНГ в сферах, определенных Договором», мерами по реализации которого будут следующие:

- участие представителей Комиссии и Исполнительного комитета СНГ в пределах своей компетенции в заседаниях рабочих органов Союза и СНГ;

- обмен опытом и информацией с государствами-участниками СНГ, проведение консультаций по вопросам, представляющих взаимный интерес.

Резюме. Исследование деятельности СНГ и ЕАЭС по межрегиональному и приграничному сотрудничеству показывает, что в рамках региональных интеграционных объединений наработана основательная нормативно -правовая база в данном направлении. Между регионами стран -участниц интеграционных объединений проводится определенная работа, и в настоящее время достигнуты определенные результаты.

Вместе с тем, сотрудничество еще не находится на должном уровне, и взаимосвязи строятся в основном самими регионами или странами-участницами. Вклад органов СНГ и ЕАЭС в настоящее время происходит в основном на уровне подготовки документов и фиксации проведенных мероприятий. Так, в Плане мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств -участников СНГ на период до 2030 года от 6 ноября 2020 г. ответственными запланированы только государства -участники, Исполком присутствует лишь при проведении некоторых мероприятий. В этих целях необходимо усилить деятельность Исполнительного комитета (Исполкома СНГ) и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ЕАЭС в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества.

Принятые в 2012 и 2018 годах меморандумы о взаимодействии 2 и об углублении взаимодействия между ЕЭК и Исполком СНГ3 позволяют сотрудничать по различным направлениям, представляющим взаимный интерес. Исследование показывает, что несмотря на то, что региональное и приграничное сотрудничество не закреплено в документах, регламентирующих функционирование интеграционных объединений - ни в Уставе Содружества Независимых Государств, ни в Договоре о Евразийском экономическом союзе - тем не менее, в настоящее время оно представляет отдельное направление деятельности обеих организаций. Таким образом, имеется возможность и необходимость формирования между ЕЭК и Исполкомом СНГ механизма сопряжения по вопросам регионального и приграничного сотрудничества.

1 Опубликованы Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. -http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/14-01-2021-l.aspx

2

Меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Госу дар ств. - http s ://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0144147/ms_20052013

3

Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Исполнительны м комитетом Содружества Независимых Госу дарств. - https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420290/ms_20122018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.