Научная статья на тему 'Влияние состояния жилищно-коммунального комплекса на социально-экономическое развитие села'

Влияние состояния жилищно-коммунального комплекса на социально-экономическое развитие села Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
170
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА / HOUSING AND UTILITIES INFRASTRUCTURE / SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE VILLAGE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дорош Н. В.

В статье исследуются основы проведения диагностических процедур состояния жилищно-коммунального комплекса, устанавливаются зависимость имиджа территорий сельских поселений от уровня их благоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the state of housing and utilities infrastructure on social-economic development of the village

The article explores the basics of conducting the diagnostic procedures of the state of housing and utilities infrastructure, establishes the link between the village accomplishment and the image of its territory.

Текст научной работы на тему «Влияние состояния жилищно-коммунального комплекса на социально-экономическое развитие села»

УДК 332.122

ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА

© Н.В. Дорош

В статье исследуются основы проведения диагностических процедур состояния жилищнокоммунального комплекса, устанавливаются зависимость имиджа территорий сельских поселений от уровня их благоустройства.

Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс; социально-экономическое развитие села.

Анализируя социально-экономическое положение села, в котором оно находится в настоящее время, можно сделать вывод, что призывы о ликвидации различий между городом и деревней без разработки и реализации конкретных программных мероприятий на среднесрочную перспективу, финансово и ресурсно подкрепленных, не могут быть реализованы.

Сегодня можно говорить не о сближении уровня жизни города и села, а лишь об уменьшении разрыва.

Убедительным признаком неблагополучия в демографическом развитии села является изменение структуры населения в пользу старших возрастных групп. Доля селян старше трудоспособного возраста в общей численности сельского населения в ряде районов в настоящее время превышает треть населения и даже приближается к 40 %, в то время как численность детей и подростков села в будущем составит в среднем около 15 %.

Негативные изменения в возрастной структуре населения сельской местности приводят к «вымиранию» малых деревень. За 2008 г. с карты области исчезло 128 населенных пункта. Из 1218 малонаселенных пунктов в 19,7 % численность населения составляет менее 20 человек, в 31,3 % - от 20 до 100, в 44,6 % - от 100 до 500 человек, в 4,4 % населения нет (по данным районов).

Сельский жилищный фонд составляет 44,4 % от общей площади жилищного фонда Воронежской области, из них 96,1 % приходятся на частные домовладения сельских граждан (табл. 1).

При этом показатели благоустройства областного жилищного фонда значительно ниже, чем в среднем по России и областям

Центрального федерального округа, чрезвычайно слабо благоустроен сельский жилой фонд.

Большинство селян не имеют элементарных коммунальных удобств. Сельский жилой фонд Воронежской области оборудован центральным водоснабжением на 30,9 %, канализацией - на 27,5 %, центральным отоплением - на 31,6 %, горячим водоснабжением - только на 18,5 %. А в ряде районов -Бутурлиновском, Грибановском, Поворин-ском, Терновском, Эртильском, Борисоглебском городском округе - сельский жилой фонд оборудован водопроводом и канализацией на 10 % и менее.

Оборудовано горячим водоснабжением от 1 до 2,5 % сельского жилого фонда в Гри-бановском, Бутурлиновском, Новохоперском, Поворинском, Подгоренском районах; в Таловском, Терновском, Эртильском районах - менее 1 %; нет горячего водоснабжения в селах Борисоглебского городского округа, Панинского района.

Состояние сельского жилищного фонда неудовлетворительное. Значительную часть жилого фонда составляют старые, нуждающиеся в неотложном капитальном ремонте дома. Уже сегодня одна пятая часть исчерпала нормативные сроки эксплуатации. В аварийном состоянии находятся 3310 зданий (173,1 тыс. м2).

Строительство муниципального жилья практически не ведется, основную роль играют частные и индивидуальные застройщики.

Жилищная политика в Воронежской области ориентирована на усиление действенности рыночных механизмов, аккумулирование средств из различных источников: кредиты банка, бюджетное финансирование, средства предприятий и населения.

Таблица 1

Сельский жилищный фонд Воронежской области

2000 г. 2008 г.

Сельский жилищный фонд - всего, тыс. м2, 23004,4 28157,8

в т. ч в собственности граждан 21089,5 23263,3

В среднем на одного сельского жителя, м2 24,9 26,9

Основными источниками финансирования жилищного строительства на настоящий момент являются внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства жилья (безвозмездные субсидии, жилищные сертификаты, ипотечное жилищное кредитование).

Между тем острейшей проблемой для сельского хозяйства является сохранение и приумножение кадрового потенциала. Без создания нормальных жилищных условий проблематично удержать в селе имеющихся специалистов и привлечь новые кадры.

Создание комфортных жилищно-бытовых и социальных условий сельским жителям невозможно без обеспечения надежного и безопасного электроснабжения населенных пунктов.

В настоящее время степень износа объектов энергетического хозяйства составляет более 60 %. Большая часть электрических сетей, расположенных в сельской местности, построена в 50-60-х гг. и имеет низкую пропускную способность. В результате сверхнормативной эксплуатации более 30 % линий электропередачи находятся в ветхом, технически непригодном состоянии, они требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на 20 %. За последние 10 лет основные производственные фонды муниципальных предприятий практически не обновлялись.

Потребность в расширении и реконструкции существующих линий и подстанций, строительстве новых объектов электроснабжения обусловлена тем, что сельские электрические сети при их мощности в том состоянии, в котором они находятся в настоящее время, не смогут справиться с перспективной нагрузкой при подключении новых потребителей, т. к. они не соответствуют современным требованиям уровня надежности

и их эксплуатация ведет к значительным экономическим потерям.

Необходимость обеспечения электроснабжения новых потребителей и расширения зоны централизованного электроснабжения требует наращивания мощности электрических сетей в сельских районах. Стоит задача обеспечения надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении энергоемкости производства продукции.

Проведение мероприятий по обеспечению энергоснабжения в сельской местности имеет ряд особенностей, поэтому они должны разрабатываться в рамках самостоятельного раздела комплексной программы социального развития села на перспективу. Необходимо учитывать: разбросанность объектов электроснабжения, минимально возможные перерывы в электроснабжении сельскохозяйственных потребителей, сезонность подачи электроэнергии к отдельным объектам и ряд других особенностей сельскохозяйственного производства.

Газификация сельских населенных пунктов - важнейшая составная часть комплекса мероприятий, направленных на решение социальных проблем села.

В последние годы проблеме газификации населенных пунктов Воронежской области уделяется большое внимание. Уровень газификации природным газом в целом по области возрос с 55,6 % на начало 2001 г. до 73,3 % на начало 200 г., но остается недостаточным, особенно в сельской местности.

По состоянию на начало 2009 г. сельский жилой фонд газифицирован природным газом на 48,9 %.

Одной из главных причин слабой загрузки газопроводов-отводов является недостаточное развитие распределительных газовых сетей, что не дает возможности расширить число потребителей природного газа. Для подключения межпоселковых сетей к магистральным газопроводам требуется привлечение различных источников: средств из

бюджетов всех уровней, средств предприятий, населения и других внебюджетных источников.

Подача в села природного газа сократит расходы населения на топливо, будет способствовать улучшению жилищно-бытовых условий и повышению уровня и качества жизни сельского населения.

Важным фактором повышения уровня и качества жизни сельского населения является газификация котельных, обслуживающих жилой фонд и объекты социально-культурного назначения.

В сельских населенных пунктах Воронежской области в наличии имеется 970 котельных, обеспечивающих теплом объекты социальной сферы. На конец 2008 г. газифицировано около 70 % котельных.

Котельные, работающие на твердом топливе, не обеспечивают подачу потребителям тепла нужных параметров, что ведет к нарушению теплового режима в жилых домах, детских садах, школах, больницах, учреждениях культуры со всеми негативными последствиями.

Сельские населенные пункты Воронежской области снабжаются водой в основном из подземных источников. Большая часть систем водоснабжения из-за длительной эксплуатации, отсутствия надлежащей службы технического обслуживания и ремонта находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Многие скважины практически заброшены и являются источником загрязнения подземных вод.

Централизованным водоснабжением охвачено только около 20 % сельского населения, примерно 30 % водопроводных сетей находятся в ветхом и аварийном состоянии. Большинство подземных насосных станций и колодцев не отвечают санитарно-эпидемиологическим нормам.

Исходя из вышеизложенного, социальноэкономическая политика Воронежской области на ближайший период и перспективу должна ориентироваться на проведение ряда неотложных мероприятий по преодолению критического положения в водоснабжении села. Решение этой проблемы будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, снятию ряда проблем социального и природоохранного значения, обеспе-

чению эффективного функционирования агропромышленного комплекса Воронежской области и созданию нормальных условий жизнедеятельности для сельского населения.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного комплекса, выполнения селом демографической, трудоресурсной, природоохранной, культурной функций необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, процессов самоуправления в сельской местности, расширения рынка труда с целью активизации человеческого потенциала.

Особенности существующего сельского расселения (мелкодисперсность и удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров) предопределяют их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного (интегрированного) подхода к развитию коммунальных сетей сельских населенных пунктов.

В основе комплексного подхода к проблеме обустройства ЖКК на селе лежит принцип дифференциации решения с учетом количества и возрастной структуры проживающего в нем населения, наличия транспортной инфраструктуры и т. д. Определение ресурсных потребностей осуществляется органами местного самоуправления путем объективной оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований.

Для решения масштабных межотраслевых и межведомственных проблем должны быть разработаны на долгосрочную перспективу комплексные программные мероприятия, согласованные на стадии разработки по срокам их реализации и объемам ресурсного обеспечения.

Для решения неотложных проблем развития села необходимо в первоочередном порядке развивать социальную сферу и инженерную инфраструктуру сельских муниципальных образований; создавать условия для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного самоуправления; расширять рынки коммунальных услуг в сельской местности и обеспечивать их

привлекательность с точки зрения качества и доступности услуг; повышать престижность труда коммунальных работников.

Для создания предпосылок повышения благоустройства на селе в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села на 2005-2010 годы» предусмотрено достижение следующих показателей (табл. 2).

При этом предполагалось проведение комплекса работ по благоустройству жилья (табл. 3 и 4).

В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, программа предусматривает строительство 77,92 тыс. м2 жилых домов для сельских жителей за счет:

- становления и развития кредитнофинансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;

- привлечения внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности, в т. ч. средств предприятий и организаций и средств населения.

Однако в настоящее время реализация многих направлений затруднительно в силу воздействия прежде всего причин кризисного характера, а также неготовности населения участвовать в процессе благоустройства, привлекая собственные финансовые и трудовые ресурсы.

В этой связи следует обратить внимание на усиление государственных гарантированных институтов, обеспечивающих приближение жилищно-коммунального обслуживания на селе к цивилизованным стандартам. К таким институтам, по нашему мнению, прежде всего следует отнести:

- систему формирования, поддержания и мониторинга стандартов жилищнокоммунальных услуг;

- механизм независимой оценки ресурсопотребления в ЖКК;

- систему администрирования ответственности ресурсоснабжающих предприятий в ЖКК.

Улучшение жилищных условий сельских граждан с невысокими личными доходами, постоянно проживающих в сельской местности и работающих в отраслях сельского хозяйства либо желающих переехать на постоянное местожительство в сельскую местность, должно осуществляться за счет консолидации средств федерального бюджета (на безвозвратной основе), региональных и местных бюджетов на условиях долевого финансирования в порядке межбюджетных отношений.

Основной формой использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищное строительство, должно быть предоставление сельским гражданам безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.

Финансирование вышеназванных мероприятий осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села на 2005-2010 годы».

Выполнение мероприятий позволит:

- улучшить жилищные условия более 600 сельских семей;

- ежегодно на период реализации мероприятия сохранять в среднем 140 рабочих мест в строительной отрасли;

- аккумулировать внебюджетные источники финансирования, в т. ч. средства хозяйств, кредитных организаций и населения на решение неотложных программ по благоустройству.

Таблица 2

Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации областной целевой программы

Целевой индикатор Ед. изм. Значение индикатора по годам

2005 2006 2007 2008 2009 2010

1. Ввод в действие 77919,09 м2 жилья Предоставление 60027 м2 жилья молодым семьям м2 м2 10659,1 12000 13070 14870 11857 12400 11000 13390 11800 14600 12300

2. Повышение уровня снабжения природным газом и улучшение бытовых условий сельского населения за счет ввода 1853,02 км распределительных газовых сетей км 618,36 143,8 303,86 150 317 320

3. Строительство 330,428 км водопроводных сетей км 30,45 26,038 41,74 49,2 90 93

Таблица 3

Программные мероприятия Областной целевой программы «Социальное развитие села на 2005-2010 годы»

№ п/п Наименование мероприятия Сроки выполнения Содержание мероприятия Ожидаемые результаты

1 Развитие жилищного строительства в сельской местности 2005-2010 гг. Ввод в действие жилья в сельской местности Ввод в действие 77919,09 тыс. м2 жилья. Улучшение жилищных условий около 618 сельских семей

2 Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности 2006-2010 гг. Оказание государственной поддержки в строительстве и приобретении жилья в сельской местности для молодых семей и молодых специалистов Предоставление 60027 м2 жилья. Оказание государственной поддержки 592 семьям

3 Развитие электрических сетей в сельской местности 2005-2010 гг. Реконструкция и техническое перевооружение ВЛ 0,38 кВ, всего -138,304 км Сокращение затрат на обслуживание линий электропередачи, повышение качества энергообеспечения с учетом современных технических требований, сокращение затрат на обслуживание ремонтных и регламентных работ

2005-2010 гг. Реконструкция и техническое перевооружение ВЛ 6-10 кВ, всего -25,79 км Сокращение затрат на обслуживание линий электропередачи, повышение качества энергообеспечения с учетом современных технических требований, сокращение затрат на обслуживание ремонтных и регламентных работ

2005-2010 гг. Реконструкция и техническое перевооружение ВЛ ТП 6 - 10/0,4 кВ, всего - 48 единиц Сокращение затрат на обслуживание линий электропередачи, повышение качеств энергообеспечения с учетом современных технических требований, сокращение затрат на обслуживание ремонтных и регламентных работ

4 Развитие газификации в сельской местности 2005-2010 гг. Ввод в действие распределительных газовых сетей Повышение уровня снабжения природным газом и улучшение бытовых условий сельского населения за счет ввода 1853,02 км распределительных газовых сетей

5 Развитие водоснабжения в сельской местности 2005-2010 гг. Ввод в действие локальных водопроводов Увеличение обеспеченности сельского населения центральным водоснабжением за счет строительства 330,428 км водопроводных сетей

Для развития электрических сетей в сельской местности необходимо провести реконструкцию и техническое перевооружение находящихся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей и в муниципальной собственности сетей, трансформаторных подстанций, отработавших свой ресурс, в соответствии с прогнозируемыми нагрузками и новыми техническими требованиями.

Это позволит обеспечить:

- бесперебойное снабжение электрической энергией сельского населения и других потребителей электроэнергии, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;

- минимизацию затрат на обслуживание линий электропередач;

- внедрение микропроцессорного управления и защиты сетей, централизация управления распределением и потреблением электроэнергии.

Развитие газификации в сельской местности основано на концепции развития газификации сельских муниципальных образований с учетом топливно-энергетических балансов районов, использования альтернативных видов топлива и внедрения энергосберегающих технологий.

Выполнение мероприятий по программе газификации, помимо повышения комфортности труда и быта в сельской местности и создания современной среды обитания для сельского населения, позволит значительно улучшить экологическую обстановку. Сократятся грузопотоки и затраты на перевозку твердого и жидкого топлива.

Таблица 4

Мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности

Объем финансирования гыс.рублей (в ценах 2004 г.) В г. ч. за счет средств

Срок испол- нения федерального бюджета областного бюджета муниципального бюджета других источников (указать) Кол-во сохраняемых рабочих мест (единиц) Кол-во создаваемых рабочих мест (единиц) Государст- венный заказчик Ожидаемый результат

Раздел II. Инвестиционные мероприятия

Ввод в действие локальных водопроводов, всего 330,428 км, в т. ч. 30,45 км 2005 26450 16000 6776 2965 709 17 Главное управление Увеличение водо-обеспе-

26,038 км 2006 29420,5 15000 11453,5 1617 1350 20 аграрной ченности

41,74 км 2007 78246 20000 25287 13154 19805 27 политики сельского

49,2 км 2008 94476 27000 28000 11476 28000 68 Воронеж- населения

90 км 2009 155245 54105 29000 18035 54105 90 ской облас- Воронеж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

93 км 2010 160925 55725 31000 18475 55725 92 ти ской об-

Всего по разделу «Развитие водоснабжения в сельской местности» 2005- 2010 544762,5 187830 131516,5 65722 159694 314 ласти

Кроме того, в отрасли «коммунальное хозяйство» будут созданы дополнительные рабочие места (операторы котельных, диспетчеры и др.).

Социально-экономическое развитие села в настоящее время скорее имеет отрицательно направленные векторы, и для изменения ситуации прежде всего, на наш взгляд, нужно ориентироваться на сохранение в селах пока еще имеющегося кадрового потенциала, что невозможно без создания современных условий проживания, и в первую очередь это касается жилищно-коммунальных услуг.

В Воронежской области совершенствование жилищно-коммунального обслуживания происходит в рамках областной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2006-2010 годы». Для усиления сельской составляющей в данной программе необходимо использовать механизм лоббирования интересов сельского населения и активизировать процесс перемещения инвестиционных вложений в ЖКК на территорию сельских населенных пунктов за счет дальнейшей активизации стратегических направлений развития ЖКК на селе:

- изыскание новых методов рекрутинга финансовых ресурсов на развитие инженерной инфраструктуры (электрические, газовые сети, водоснабжение);

- внедрение инновационных технологий добычи ресурсов (водоснабжение, использование энергии солнца, ветра и др.);

- распространение лизинговых технологий в обслуживании ЖКК (машины по вывозу ТБО, уборки территорий, рекреационным мероприятиям);

- ужесточение административной ответственности всех игроков (добыча сырья, транспортировка, потребление) на рынке коммунальных услуг.

Поступила в редакцию 15.07.2009 г.

Dorosh N.V. Influence of the state of housing and utilities infrastructure on social-economic development of the village. The article explores the basics of conducting the diagnostic procedures of the state of housing and utilities infrastructure, establishes the link between the village accomplishment and the image of its territory.

Key words: housing and utilities infrastructure; social-economic development of the village.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.