Научная статья на тему 'Формирование стратегии и программ инновационного развития жилищно-коммунального комплекса региона'

Формирование стратегии и программ инновационного развития жилищно-коммунального комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корева О. В.

В настоящее время перед государством и обществом стоит целый ряд острейших проблем, носящих фундаментальный характер и требующих безотлагательного разрешения. Среди них не только необходимость ускорения экономического развития, но и актуальная проблема повышения жизненного уровня граждан. Возможность решения этих проблем, определяющих самочувствие россиян, во многом зависит от бытовой обустроенности граждан, которая является основополагающим условием человеческого развития. История свидетельствует, что высокая бытовая комфортность граждан создает более высокую мотивацию к производительному труду и социальной ответственности. Поэтому доступность жилья, комфортность жилищных условий и высокое качество коммунальных услуг сегодня в нашей стране являются ключевыми факторами развития «человеческого капитала». Улучшение бытового обустройства жизни для значительных групп населения России, безусловно, будет способствовать активизации их экономической деятельности. В связи с этим, по мнению многих аналитиков, важнейшим элементом социальной структуры общества, способным создать благоприятную среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики является именно жилищно-коммунальный комплекс, но при условии предоставления населению качественных жилищно-коммунальных услуг. Однако в настоящее время система функционирования ЖКК в России остается в целом неэффективной, в критическом состоянии находится инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства, негативные тенденции постоянно нарастают, за последние десятилетия не были созданы ни материальная база модернизации, ни реальные механизмы, способные привести этот процесс в действие…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии и программ инновационного развития жилищно-коммунального комплекса региона»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОГРАММ

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

РЕГИОНА

О.В. КОРЕВА

Орловский государственный университет

В настоящее время перед государством и обществом стоит целый ряд острейших проблем, носящих фундаментальный характер и требующих безотлагательного разрешения. Среди них не только необходимость ускорения экономического развития, но и актуальная проблема повышения жизненного уровня граждан. Возможность решения этих проблем, определяющих самочувствие россиян, во многом зависит от бытовой обустроенности граждан, которая является основополагающим условием человеческого развития. История свидетельствует, что высокая бытовая комфортность граждан создает более высокую мотивацию к производительному труду и социальной ответственности. Поэтому доступность жилья, комфортность жилищных условий и высокое качество коммунальных услуг сегодня в нашей стране являются ключевыми факторами развития «человеческого капитала». Улучшение бытового обустройства жизни для значительных групп населения России, безусловно, будет способствовать активизации их экономической деятельности. В связи с этим, по мнению многих аналитиков, важнейшим элементом социальной структуры общества, способным создать благоприятную среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики является именно жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), но при условии предоставления населению качественных жилищно-коммунальных услуг.

Но в настоящее время система функционирования ЖКК в России остается в целом неэффективной, в критическом состоянии находится инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), негативные тенденции постоянно нарастают, за последние десятилетия не были созданы ни материальная база модернизации, ни реальные механизмы, способные «запустить» этот процесс.

Начало реформирования российского ЖКК относится к 1992 г., когда впервые в нашей стране был принят Закон Российской Федерации «Об ос-

новах федеральной жилищной политики». Всего же Правительством Российской Федерации, начиная с 1992 г., по настоящее время было принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с обеспечением прав собственности в жилищной сфере, жилищным строительством, ЖКХ и сделками в жилищной сфере. Но, к сожалению, до настоящего времени принятые и изданные нормативные правовые акты не способствовали активному развитию реформирования российского ЖКК и цели модернизации ЖКХ к 2006 г. практически не были достигнуты.

В то же время, государство не должно ограничивать свою роль одним лишь декларированием необходимости скорейших рыночных преобразований в ЖКК и созданием нормативно-правовой базы, что для него, как институциональной основы самоорганизации общества, само собой разумеется. Государство должно и обязано стать «локомотивом» дальнейших преобразований, безусловно, требующих на начальном этапе самых серьезных бюджетных затрат и организационных усилий.

Ускорение процесса реформирования ЖКК должно осуществляться как административными мерами государственного воздействия (например, управление), так и экономическими (например, государственное целевое экономическое программирование). Управление представляет собой совокупность действий, выбранных на основании определенной информации и направленных на поддержание или оптимизацию функционирования объекта в соответствии с имеющейся программой или целью функционирования [4]. Экономическое программирование является формой государственного регулирования и управления социально-экономическими процессами на основе целевых программ и проектов и составляет содержание долгосрочного стратегического планирования. Стратегическое программное государственное управление все в большей

мере становится характерной чертой экономической и социальной политики государства в индустриально развитых странах, при этом играет важную роль в усилении стратегической направленности социально-экономического развития этих стран.

Инструментом экономического программирования, государственного регулирования и управления научно-техническим и социально-экономическим развитием является государственная программа.

Целевые программы и проекты, разработанные на основе программно-целевого метода, позволят сконцентрировать ресурсы и усилия на решении ключевых задач (социальных, научно-технических, экологических и др.) развития регионов, в том числе, и осуществляемого в них процесса реформирования ЖКК. Поскольку программно-целевой метод изначально предусматривает, чтобы каждая программа была направлена на решение в установленные сроки той или иной приоритетной проблемы социально-экономического развития не только в масштабах региона и всей национальной экономики, но и на решение проблем отдельного сектора или отрасли, а также межотраслевых, межведомственных или межрегиональных проблем.

Стратегической целью развития инновационной деятельности в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов — внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынках с зарубежными аналогами [2].

Для успешной реализации перечисленного у предприятий ЖКХ любой формы организации должна быть разработана своя стратегия собственного развития, носящая инновационный характер, то есть стратегия инновационного развития предприятия. Существует множество определений понятия стратегия, но в общем виде стратегия представляет собой основное направление деятельности организации [3]. Стратегия организации обязательно должна вписываться в стратегию развития муниципального образования, региона, которая соответственно — в стратегию развития страны, в которых также в свою очередь учитываются инновационные направления поскольку, как уже доказано временем, ускорение и целенаправленное инновационное развитие превратились в необходимый элемент и средство экономического развития промышленно развитых стран. Динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира стало окончательно основы-

ваться исключительно на инновациях1, последствия которых приняли стратегически важный характер. Именно поэтому в XXI в. важнейшим условием ускоренного прогресса социально-экономического развития России должна являться эффективная инновационная стратегия.

Современным инструментом управления развитием организаций ЖКК, обеспечивающим повышение эффективности его деятельности является выработка стратегии инновационного развития.

Как на государственном, так и на региональном уровнях уже разработаны стратегии, приняты законы о поддержке инновационной деятельности и о реформировании ЖКХ. Так, например, в Орловской области в составе такого документа муниципального уровня, как «Концептуальные основы стратегического развития г. Орла на 2006—2010 гг.» специалистами Орловского государственного технического университета разработаны «Научно-инновационная программа» и «Программа развития и повышения эффективности производственной инфраструктуры и ЖКХ». Но, к сожалению, подобные программы разработаны далеко не во всех регионах, а там где они есть, они реально не действуют, отчего отсутствует дифференцированный подход к имеющемуся жилому фонду, который характеризуется разным уровнем благоустройства, разным уровнем технического состояния.

Так, к началу 2006 г. общая площадь жилищного фонда Орловской области составляла 18,05 млн м2, в том числе муниципального и частного, находящегося в собственности граждан, соответственно 3,9 и 13,9 млн м2 (77 % от всего жилищного фонда области). Городской и сельский жилищные фонды от общего жилищного фонда области составляют 58,8 и 41,2 % соответственно. В среднем на одного жителя в городской и сельской местности приходится 19,8 и 24,9 м2 площади жилищного фонда соответственно. Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда к началу 2006 г. составляла 4,6 % от общей площади жилищного фонда Орловской области.

Централизованным водоснабжением пользуются все города, поселки городского типа области и 1300 сельских населенных пунктов. Основным источником водоснабжения являются подземные воды.

Протяженность сетей системы коммунального водоотведения (канализации) составляет 817,8 км, пропускная способность очистных сооружений — 186,4 тыс. м3 в сутки. Следует отметить, что возрастающее загрязнение водоемов и ухудшение экологической обстановки повышают требования к очистке сточных вод.

1 В широком смысле инновация (нововведение) — это си-

ноним успешного производства, внедрения и использования

обеспечивающих стратегический выигрыш новшеств в экономической и социальной сферах.

Благоустройство жилищного фонда Орловской области (по состоянию на 1 января 2006 г.), %

Вид оборудования Всего в жилищном фонде области В том числе:

городском сельском

Водопровод 64,0 79,0 44,0

Канализация 62,0 78,0 40,0

Центральное отопление 80,0 90,0 65,0

Ванна 56,0 73,0 31,0

Газ 90,0 90,0 89,0

Горячее водоснабжение 56,0 73,0 31,0

Напольная электроплита 1,2 2,0 0,2

Жилищно-коммунальное хозяйство Орловской области является одним из основных потребителей тепловой энергии. В 2005 г. в области работало 1 250 котельных, суммарная мощность котлов составляет 1 450 Гкал/ч. Кроме того, теплоснабжающий комплекс включает в себя Орловскую и Ливенскую ТЭЦ, а также снабжающие мощности отдельных предприятий. Одним из направлений снижения потерь тепловой энергии и улучшения теплоснабжения является перевод квартир на индивидуальное отопление.

Результатом активной работы по газификации населенных пунктов области, начатой во второй половине 1990 гг., стало увеличение в 3,8 раза протяженности газовой сети, в основном за счет сельской местности. По данным основных заказчиков ОАО «Орелоблгаз» и «Агростройзаказчик» к началу 2006 г. проложено 340,6 км газопроводов, в том числе в сельской местности — 340,3 км, что составило к уровню 2005 г. 114 и 115 % соответственно. В девяти районах области и в Орле переведены на газовое топливо котельные мощностью в 3,5 Гкал/ ч. В настоящее время сетевым газом пользуются жители около 343 тыс. квартир, что составляет 89,6 % от общего жилищного фонда. Уровень благоустройства жилищного фонда Орловской области на начало 2006 г. характеризуется показателями, которые представлены в таблице.

Можно отметить, что в вопросе благоустройства жилищного фонда Орловской области существуют определенные проблемы. Так, только немногим более 50 % жилищного фонда оборудовано водопроводом, канализацией и горячим водоснабжением.

Кроме того, так же как и по всей стране, в Орловской области существует проблема высокого износа не только жилищного фонда, но и коммунальной инфраструктуры. Так, из имеющихся в Орловской области 4 092 км водопровода в 2004 г. было отремонтировано только 200 км водопроводных сетей. В 2005 г. после реконструкции и за счет нового строительства в г. Орле сданы в эксплуатацию водопроводные сети протяженностью лишь 2 км. Не хватает мощностей действующих очистных сооружений, и работают они с перегрузкой. В замене нуждаются 18,7 % канализационных сетей, но в 2004 г. были отремонтированы

только 13 км, а 2005 г. были реконструированы канализационные коллекторы протяженностью лишь 1,7 км. За период с 2004 по 2005 г. произведен ремонт и замена приблизительно 50 км тепловых сетей [1].

Таким образом, необходимо применять дифференцированный подход к жилому фонду. Мы предлагаем в рамках общей стратегии инновационного развития организаций ЖКК разрабатывать целевые программы применительно к трехуровневой системе жилого фонда, включающего:

• старый жилой фонд, с имеющейся инфраструктурой, который по техническим возможностям может быть модернизирован (население из ветхого и аварийного жилого фонд необходимо переселять, а сам фонд сносить в рамках целевой программы «Жилье»);

• новый жилой фонд (срок эксплуатации которого не превышает 5 лет);

• формирующийся жилой фонд (строительство и ввод в эксплуатацию нового жилья). Комплексная инновационно-инвестиционная

программа реформирования ЖКК во всех трех направлениях, на наш взгляд, будет способствовать инновационному развитию ЖКК в регионе. В то же время от реформирования ЖКК во многом зависит как региональный экономический рост, так и успешное решение социально-экономических проблем населения всей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономический словарь / Сост. А.Ф. Никитина. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. С. 596.

2. Стрижкова Л. Инновационная составляющая промышленной политики // Экономист. 2004. № 11. С. 14 - 29.

3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент / Учебник для вузов. Питер. Серия: Учебники для вузов, 2006. - 448 с.

4. Основные показатели инновационной деятельности организаций отдельных видов экономической деятельности Орловской области в 2005 г.: статистический сборник. - Орел: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.