Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства республики Марий Эл'

Состояние и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черных Вероника Валерьевна, Низова Людмила Михайловна

В статье рассматриваются концептуальные основы управления предприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проведен мониторинг состояния жилищного фонда Республики Марий Эл, обеспеченности жильем, состояния инженерных объектов и сетей ЖКХ. Представлен прогноз обеспечения населения республики социальным жильем, приоритетный региональный проект формирования комфортной городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства республики Марий Эл»

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

В статье рассматриваются концептуальные основы управления предприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проведен мониторинг состояния жилищного фонда Республики Марий Эл, обеспеченности жильем, состояния инженерных объектов и сетей ЖКХ. Представлен прогноз обеспечения населения республики социальным жильем, приоритетный региональный проект формирования комфортной городской среды.

Политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства в рыночных условиях связана с серьезными противоречиями между институциональными основами и практической реализацией централизованных решений в этой сфере.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2012 г. подчеркивал: «.. .особая, больная проблема для нашей страны - состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры. Региональные и местные органы власти должны организовать снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за выполнение этой работы» [1].

За последние годы в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством произошли организационные изменения, вызванные трансформацией институтов. Они связаны с созданием ТСЖ [2], фонда капитального ремонта, системы учета расходов на общедомовые нужды и др. Происходит редактирование законодательной базы, вносятся изменения в Жилищный Кодекс РФ [3].

Попытки реформирования жилищно-коммунального хозяйства малоэффективны и требуют повышения качества услуг на основе совершенствования управленческой деятельности. Развитие рынков местного уровня находится в прямой зависимости от способности городов и агломераций управлять структурами производства и потребления жилищно-коммунальных услуг, системами транспорта и утилизации отходов, что крайне важно для сохранения окружающей среды.

В работе проводится анализ текущей ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, исходя из задач управления предприятиями ЖКХ с точки зрения интересов развития местных рынков и сообществ. Представлена также динамика некоторых показателей жилищно-коммунального хозяйства региона за 11 лет, с 2005 по 2016 г. Целевые ориентиры и принципы муниципального управления в сфере ЖКХ сформулированы на основе концепций устойчивого развития городов, муниципального хозяйства, местного хозяйства, местных сообществ, рынков [4-7].

Развитие жилищной сферы в Республике Марий Эл. Главной целью жилищной политики на региональном уровне является создание условий доступности обеспечения жильем всех категорий граждан [8].

Республика Марий Эл относится к индустриально-аграрным регионам Российской Федерации. Для нее характерна разветвленная жилищно-коммунальная сфера. Данные за последние 11 лет показывают: во-первых, рост жилищного фонда на 2200 кв. м (1,5%), в основном за счет городского жилищного фонда (1661 кв. м); во-вторых, увеличение общей площади жилья на одного жителя с 20,8 кв. м до 24,7 кв. м, т.е. почти на 4 кв. м; в-третьих, рост доли ветхого и аварийного жилья с 2,0 до 4,8% (табл. 1).

Таблица 1

Динамика жилищного фонда в Республике Марий Эл

Год Жилищный фонд, тыс. кв. м В среднем на одного жителя, кв. м Городской жилищный фонд, тыс. кв. м Сельский жилищный фонд, тыс. кв. м Ветхий и аварийный жилищный фонд, тыс. кв. м

2005 14776 20,8 9681 5095 288

2006 14706 20,8 9756 4950 642

2007 14875 21,2 9795 5080 609

2008 15086 21,5 9934 5152 592

2009 15412 22,1 10190 5222 575

2010 15604 22,4 10311 5293 570

2011 15731 22,7 10439 5292 744

2012 16008 23,2 10640 5368 821

2013 16173 23,5 10788 5385 799

2014 16524 24,0 11019 5505 795

2015 16976 24,7 11342 5634 807

Источник: [9].

По доле ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда республика занимает 67-е место, а по нуждаемости коммунальных сетей в замене - 66-е место в Российской Федерации.

В соответствии с законодательными актами в республике за последние одиннадцать лет проведена приватизация более 40 тыс. квартир общей площадью 2008,8 тыс. кв. м, удельный вес которых составил 72,5% общего числа квартир, подлежащих приватизации. Наиболее активно процессы приватизации проходили в 2005-2006 гг. и наименее активно - в 2011 г., в условиях кризиса. В целом динамика числа приватизированных помещений имеет скачкообразный характер (рисунок), и показывает неравномерность развития рыночной системы местного уровня в условиях новой институциональной среды [10].

Ед./год Тыс. кв. м

Рисунок. Динамика показателей приватизации жилых помещений в Республике Марий Эл за период с 2005 по 2015 г.: -□- число приватизированных квартир; -♦- общая площадь приватизированных квартир (правая шкала)

Увеличение количества помещений государственного или муниципального имущества, переданных за плату или безвозмездно в собственность частных лиц

или организаций, подразумевает возрастание спроса на услуги обслуживающих организаций, что должно вести к развитию рынка в городах и поселениях.

В Республике Марий Эл получает развитие строительство социального жилья, предназначенного для работников бюджетной сферы, ветеранов боевых действий, сирот, семей с детьми-инвалидами. За последние пять лет количество выделенных ипотечных кредитов на эти цели возросло вдвое, а число граждан, переселенных из аварийного жилого фонда - почти втрое (табл. 2).

Таблица 2

Индикаторы обеспечения социальным жильем отдельных категорий граждан

в 2011-2015 гг.

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Число семей, которые построили или приобрели жи-

лье экономического класса, ед. - - 4185 4259 4124

Число семей работников бюджетной сферы, улуч-

шивших жилищные условия, ед. 132 - 24 6 9

Численность инвалидов, ветеранов боевых действий,

семей, имеющих детей-инвалидов, обеспеченных

жилыми помещениями, чел. 638 410 178 71 66

Численность граждан, переселенных из аварийного

жилищного фонда, чел. 606 273 1295 1830 1775

Число молодых семей, обеспеченных в рамках федераль-

ной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., ед. - - 178 70 59

Число семей, имеющих трех и более детей, которые

построили или приобрели жилье в текущем году, ед. - 12 34 66 83

Количество выданных ипотечных кредитов, ед. 2602 3331 3500 5896 4028

Ввод в эксплуатацию социального жилья, кв. м 6091 - 881 479,5 463,7

Источник: [11].

Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, увеличилась в городской местности с 21,0 кв. м в 2003 г. до 25,2 кв. м в 2015 г., а в сельской, соответственно - с 18,8 до 23,8 кв. м.

В целях повышения качества жизнеобеспечения населения Республики Марий Эл особое внимание уделяется снижению аварийности на коммунальных инженерных сетях и объектах, показатель которой* в 2016 г. составил 1,29, в том числе: на тепловых сетях и сетях горячего водоснабжения - 1,3 на 100 км, на водопроводных сетях - 5,8 на 100 км, на канализационных сетях - 0, на электрических сетях -0,5 на 100 км. В 2016 г. серьезных аварийных и чрезвычайных ситуаций на коммунальных инженерных сетях и объектах не было. Этому способствовало функционирование 196 аварийно-восстановительных бригад, укомплектованных необходимой автомобильной и инженерной техникой в количестве 468 ед.

За последние годы значительно увеличились объемы замены ветхих тепловых сетей. Так в 2000 г. было заменено 3,8 км тепловых сетей, в 2005 г. - 38,1, в 2010 г. - 26,8, в 2011 г. - 24,1, в 2012 г. - 35,3, в 2013 г. - 19,3, в 2014 г. - 19,5, в 2015 г. - 13,8, в 2016 г. - 11,7 км.

Вложение значительного объема средств в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры позволило за последние годы снизить средний процент износа инженерных коммуникаций (сетей) с 63 до 47,8%.

В Республике Марий Эл эксплуатируются три ТЭЦ и 557 отопительных и отопительно-производственных котельных, суммарной тепловой мощностью

* Коэффициент аварийности определяется как отношение числа аварий (ед.) к протяженности сетей, умноженное на 100 км.

2523 Гкал/час, и 704,1 км тепловых сетей, которые обеспечивают теплоснабжение и горячее водоснабжение населения и объектов социальной сферы.

По прогнозным ресурсам подземных вод республика относится к категории надежно обеспеченных. Хозяйственное и хозяйственно-питьевое водоснабжение осуществляют 102 организации. В целях питьевого водоснабжения в основном используются подземные источники (водозаборы с артезианскими скважинами). Централизованным водоснабжением в республике обеспечено 80,8% площади жилищного фонда в городах и поселках городского типа и 37,4% площади жилищного фонда в сельских поселениях.

Структурные преобразования в системе управления ЖКХ связаны с увеличением доли многоквартирных домов. Собственниками помещений был сделан выбор в пользу таких систем, как: 59,7% - управление управляющей организацией, 21,5% - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, 16,1% - управление товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом.

Важным показателем качества обслуживания ЖКХ является 100-процентное оснащение жилого фонда коллективными приборами учета.

В то же время население республики недовольно, с одной стороны, недостаточным качеством оказания услуг, а с другой - ростом цен на коммунальное обслуживание: на электроэнергию, тепло- и водоснабжение.

Снижение качества услуг обусловлено техническими нарушениями в жилищно-коммунальном хозяйстве. Так, средний износ котельного оборудования составляет 45,6%, тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения - 49,9%. Удельный вес тепловых сетей, нуждающихся в замене, составляет 27,5%, или 188,3 км.

Техническое состояние объектов электроэнергетики в целом удовлетворительное. Средний износ составляет: линий электропередач - 44%, электрооборудования - 57%, коэффициент аварийности на объектах электроснабжения снизился с 0,69 в 2015 г. до 0,5 в 2016 г.

Средний износ систем водоснабжения составляет 48,5%, сетей водоснабжения - 62,4%. Удельный вес водопроводных сетей, нуждающихся в замене, составляет 49,2%. Коэффициент аварийности на объектах водоснабжения возрос с 4,7 в 2015 г. до 5,8 в 2016 г.

В Республике Марий Эл, как и в целом по стране, существует проблема оплаты услуг ЖКХ. В настоящее время наблюдается снижение уровня собираемости платежей населения на 5 проц. п. (с 98,2% в 2013 г. до 93,2% в 2016 г.). Число семей, получающих субсидии на услуги жилищно-коммунального хозяйства, составило на 1 января 2017 г. 39 тыс. Однако с введением коэффициента нуждаемости, их число на 1 марта того же года снизилось до 23,8 тыс., или с 15% до 11,2% общего числа семей. На этом фоне растет суммарная задолженность населения, наибольшая часть которой падает на городской жилищный фонд.

Следует отметить своего рода «двойственный эффект», поскольку рост цен в рассматриваемой сфере не всегда говорит о высоком качестве оказанных услуг. Высокий уровень цен на услуги ЖКХ свидетельствует о низкой эффективности взаимодействия государственного и рыночного институтов. Причиной его является превышение предельных частных издержек над предельными общественными и возникновение трансакционных издержек [12]. Образуется негативный внешний эффект рыночной системы [13], который отражается на благосостоянии населения.

В настоящее время в соответствии с Протоколом от 21 ноября 2016 г. №10 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в Республике Марий Эл разрабатывается приоритетный проект формирования комфортной городской среды. В нем предусмотрено благоустройство прилегающих к жилым домам территорий, в том числе дворов, и

создание инфраструктуры для обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, создание инструментов общественного контроля реализации проектов по благоустройству, формирование культурной ценности (идентичности) города, создание пешеходной инфраструктуры, создание инструментов расширения экономики муниципалитета - поддержка уличной торговли, услуг (ярмарки выходного дня и т. п.). Реализация проекта позволит увеличить роль сферы жилищно-коммунального хозяйства в повышении качества жизни населения.

Прогноз динамики индикаторов обеспечения социальным жильем отдельных категорий граждан предусматривает снижение (начиная с 2018 г.) числа семей работников бюджетной сферы, улучшающих жилищные условия; численности граждан, переселенных из аварийного жилья. Вместе с тем прогнозируется рост ввода в эксплуатацию социального жилья и количества выданных ипотечных кредитов (табл. 3).

Таблица 3

Прогноз обеспечения социальным жильем отдельных категорий граждан Республики Марий Эл до 2020 г.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Число семей, которые построили или приобрели жилье

экономического класса, ед. 4537 4629 4777 - -

Число семей работников бюджетной сферы, улучшив-

ших жилищные условия, ед. 6 78 10 10 10

Численность инвалидов, ветеранов боевых действий, се-

мей, имеющих детей-инвалидов, обеспеченных жилы-

ми помещениями, чел. 53 53 35 35 35

Численность граждан, переселенных из аварийного жи-

лищного фонда, чел. 1620 519 551 551 551

Число молодых семей, обеспеченных в рамках федераль-

ной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., ед. 62 62 62 62 62

Число семей, имеющих трех и более детей, которые по-

строили или приобрели жилье в текущем году, ед. 20 20 20 20 20

Количество выданных ипотечных кредитов, ед. 4100 4300 4500 4800 5000

Ввод в эксплуатацию социального жилья, кв. м 463,7 700 700 700 700

Источник: [11].

* * *

Развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства в пределах местного уровня соответствует следующим принятым принципам.

1. Ориентация на социально-этическую сторону жизни социума: интегрирован-ность в общество, использование социально-культурных ресурсов локальных образований, развитие жилищной сферы с учетом предпочтений населения.

2. Ориентация на развитие экономики местного уровня: использование местных ресурсов и местных строительных материалов.

3. Экологическая направленность: внедрение энергосберегающих технологий и функционального жилья, способствующих снижению расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг, улучшению качества жизни населения и успешному рыночному развитию территории.

4. Рыночная направленность: поощрение самостоятельной рыночной активности предприятий, развитие современного рынка жилищно-коммунальных услуг.

5. Развитие инновационных технологий: энергосберегающие технологии, альтернативная энергетика, использование современного экологичного транспорта.

В Республике Марий Эл за период с 2005 по 2016 г. отмечался рост основных показателей городского и сельского жилищного фонда в расчете на одного жителя республики, обеспеченность которым достаточно высока. В то же время увеличи-

вается доля ветхого и аварийного жилья (более чем в два раза) и усиливается недовольство населения постоянным ростом и высоким уровнем оплаты жилищно-коммунальных услуг.

От состояния сферы жилищно-коммунальных услуг напрямую зависит благополучие каждого индивидуума. Очевидна необходимость мероприятий, направленных на повышение эффективности управленческой деятельности в данной сфере: совершенствование координационной и организационной функций, модернизацию ремонтного обслуживания, сокращение сроков капитальных ремонтов, исходя из возраста и состояния домов. Нуждается в существенном совершенствовании и законодательная база, касающаяся жилищно-коммунальной сферы.

Литература

1. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России //Комсомольская правда. 2012. 13.02.2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/c54c4b4eca86f1ed570b752292a0b371ba18f888/

3. Официальный сайт Жилищный кодекс РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gilkod.ru/program/gilkodru/tovarishestvo_sobstvennikov_zhilya/

4. Черных В.В. Местные рынки Республики Марий Эл: закономерности функционирования и возможности развития. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. 156 с.

5. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Наука, 1996. 480 с.

6. Кухтин П.В., Моттаева А.Б. Государственное и муниципальное управление собственностью. М.: Мир науки, 2014. 143 с.

7. Филиппов Ю.В., Гассий В.В. Развитие местных сообществ //Муниципальная власть. 2004. № 11-12. С. 64-72.

8. Низова Л.М. Региональная жилищная политика в Республике Марий Эл // Жилищное строительство. 2010. № 2. С. 28-30.

9. maristat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/maristat/resources/25e6ae804fc581419d45ff6be9e332ec/ privatiztabl-20160217. htm

10. Федеральная служба статистики по Республике Марий Эл [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://maristat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/maristat/ru/statistics/housing/

11. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://mari-el.gov.ru/minstroy/Pages/plans.aspx

12. Олейник А.Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход. М.: Магистр, 1997. C. 11-18.

13. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985. 570 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.