Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА И ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА И ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
644
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДТП / дорожное полотно / дорожные условия / неровности / автомобильные дороги

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — С.С. Сапрыкин, В.В. Пак

В статье авторы пытаются выявить зависимость безопасности дорожного движения от дорожных условий и состояния дорожного полотна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — С.С. Сапрыкин, В.В. Пак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА И ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

С.С. Сапрыкин, В.В. Пак

ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА И ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В статье авторы пытаются выявить зависимость безопасности дорожного движения от дорожных условий и состояния дорожного полотна.

Ключевые слова: ДТП, дорожное полотно, дорожные условия, неровности, автомобильные дороги.

Главными причинами дорожно-транспортных происшествий на участках дороги с неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия является столкновение автомобилей, движущихся на небольшой дистанции, при резком торможении впереди идущего автомобиля перед неровностью (или выбоиной), а также столкновения автомобилей при внезапных заездах на полосу встречного движения при попытке совершения объезда неровностей. Также возможны дорожно-транспортные происшествия в ночное время вследствие ослепления водителей отраженным светом фар от поверхности воды, заполняющей неровности.

Рис. 1. Показатели ДТП на месте которых зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов

по условиям обеспечения БДД [1]

(попело

Рис. 2. Показатели ДТП с водителями с признаками опьянения [1]

© С.С. Сапрыкин, В.В. Пак, 2022.

Согласно статистике по ДТП в России из-за плохого состояния дорожного полотна, погибших и раненых больше, чем ДТП из-за технически неисправных автомобилей. Как видим из статистики, самые большие показатели приходятся на янв-фев-мар, как раз на время до начала весны (апреля), когда начинают плановые профилактические работы автомобильных работ после зимнего периода.

2016 2017 2018 2019 2020 2021 I-1................♦................♦................I-1-1

67391

Рис. 3. Динамика количества ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, числа погибших и раненных

30

15

2011 год 2013 год 2016 год 2019 год 2021 год Рис. 4. Доля погибших из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог в общем числе погибших

За 2019 год по причине неудовлетворительного состояния дорог было зарегистрировано 40 тыс. ДТП. В 2020 году произошло 43 тыс. аварий из-за неудовлетворительного состояния дорог. В 2021 году зарегистрировано почти 53 тысяч ДТП, в которых погибло 25 тыс., а ранено 68 тысяч.

Одной из причин, которая может влиять на безопасность движения, являются дорожные условия. На графике отчетливо видно, что больше все ДТП происходит из-за низкого качества покрытия.

Дорожные условия оказывают значительное влияние на режим и безопасность движения, как отдельных автомобилей, так и всего транспортного потока в целом. Основная роль в обеспечении безопасности движения отводится основным технико-эксплуатационным показателям автомобильных дорог. К числу таких показателей в частности принадлежат ровность и шероховатость дорожного покрытия.

опутстам» горюоитальмой разметен ограмнмиая •идммостъ плою* (остояии* оОочк* неисправное ос ее щем|«е иатчм смфхны! ипоа сук«ии* проездной част» отеутсгщ» тратуэроа

дефекту по«рытня иароаио« по«рытие недостаточное осищемне «то* < ачестао посрыткя

О* 1% б* 10* 12% 14%

Рис. 5. Дорожные условия в процентном соотношении от общего числа ДТП

Неровность покрытия, по данным ГИБДД, является причиной 14% ДТП, связанных с неблагоприятными дорожными условиями. Характер возникновения ДТП заключается в необходимости неожиданного изменения скоростного режима (экстренное торможение), маневра в плане или одновременного совершения этих двух действий. При наличии попутного и встречного транспортных потоков вероятность столкновения в этих случаях сильно возрастает. Кроме того, неровности дорожного полотна вызывают колебания трансмиссии автомобиля, что может привести к потере управляемости. Колебания прицепов и полуприцепов автопоездов приводят к увеличению динамического коридора движения, что также увеличивает вероятность столкновения и возможность потери боковой устойчивости. Наличие неровностей на дорогах повышает утомляемость водителей, отвлекает их внимание от восприятия других объектов на дороге, снижает пропускную способность дороги и в конечном итоге снижает производительность подвижного состава. Методы организации движения в этих случаях носят характер предупреждения участников движения. Единственным эффективным методом борьбы с неровностями покрытия является, кроме качественного строительства, своевременный ремонт.

Значительное число ДТП в темное время суток объясняется резким ухудшением условий зрительного восприятия объектов информации в дорожном движении.

Для предотвращения всех этих неприятностей производится ремонт дорожного полотна. При проведении работ по улучшению состояния дорожного покрытия должны устраняться крупные неровности с тем, чтобы опасность потери контроля над транспортным средством снижалась. Другая цель такой меры -уменьшение износа транспортного средства и повышение комфортабельности поездки.

Библиографический список

1.Статистика о ДТП [Электронный ресурс]: - режим доступа: http://statgibdd.ru/.

2.И. Александровская, Б.М. Долганин, Е.Ф. Зайкина, Я.В. Медведев. Москва; Стройиздат Содержание городских улиц и дорог.; 1989г.

3.В.И. Коноплянко. Организация и безопасность дорожного движения. Москва; Высшая школа; 2007г.

4.ГОСТ Р 50597-2017.Требования к эксплуатационному состоянию. Москва; Стандартинформ; 2017.

САПРЫКИН СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ - магистрант, Волгоградский государственный технический университет, Россия.

ПАК ВЛАДИМИР ВИТАЛЬЕВИЧ - магистрант, Волгоградский государственный технический университет, Россия.

9.3% 9.4% 9.4% ЗУ. ЗУ. X» ЗЗЕ т%п

j*iZ —

-1- )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.