Научная статья на тему 'Роль дорожных условий Кыргызстана в возникновении дорожно- транспортных происшествий и ответственность за них дорожных организаций'

Роль дорожных условий Кыргызстана в возникновении дорожно- транспортных происшествий и ответственность за них дорожных организаций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожные условия / безопасность движения / автомобильная дорога / участок дороги / дорожно-транспортные происшествия. / road conditions / traffic safety / motor road / road section / traffic accidents.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Атамкулов Улан Токтогазыевич

Согласно официальной статистике дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Кыргызстане на долю причин из-за дорожных условий приходится малый процент. В других же странах на нее приходится от 2 до 20% от общего числа ДТП. Но в реалии можно с уверенностью утверждать, что из-за отсутствия необходимых для расследования оборудований, посредством которых можно было бы объективно фиксировать дорожные условия (размеры и элементы дороги, погодные условия и т.д.) эти данные могли бы быть намного выше. Детальный осмотр и анализ некоторых ДТП показывает, что дорожные условия являются причиной происшествия в 60-75%. Дорожные условия зачастую становятся прямой или косвенной причиной ДТП, которые подталкивают многих водителей к совершению ошибок на дорогах. Поэтому изучение этой проблемы способствует к тому, что необходимо пересмотреть устоявшиеся взгляды на роль дорожных условий и ответственность организаций, строящих и обслуживающих дороги в возникновении происшествий на дорогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Атамкулов Улан Токтогазыевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ROAD CONDITIONS IN KYRGYZSTAN IN THE OCCURRENCE OF ROAD ACCIDENTS AND THE RESPONSIBILITY FOR THEM OF ROAD ORGANIZATIONS

According to official statistics on road accidents (Crashes) in Kyrgyzstan, the causes of road conditions account for a small percentage. In other countries, however, it accounts for 2 to 20% of the total number of crashes. But in reality it is safe to say that due to the lack of equipment necessary for the investigation, with which to objectively record road conditions (dimensions and elements of the road, weather conditions, etc.) these data could be much higher. Detailed inspection and analysis of some crashes shows that road conditions are the cause of 60-75% of accidents. Road conditions are often the direct or indirect cause of accidents, which encourage many drivers to make mistakes on the roads. The study of this problem, therefore, contributes to a reconsideration of established views on the role of road conditions and the responsibility of road construction and maintenance organizations in the initiation of road crashes.

Текст научной работы на тему «Роль дорожных условий Кыргызстана в возникновении дорожно- транспортных происшествий и ответственность за них дорожных организаций»

130

TECHNICAL SCIENCE /

УДК: 656.13.08

Атамкулов Улан Токтогазыевич Ошский Технологический Университет им. М.Адышева DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11442 РОЛЬ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ КЫРГЫЗСТАНА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ ДОРОЖНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Atamkulov Ulan Toktogazievich

Osh Technological University M.Adyshev

THE ROLE OF ROAD CONDITIONS IN KYRGYZSTAN IN THE OCCURRENCE OF ROAD ACCIDENTS AND THE RESPONSIBILITY FOR THEM OF ROAD ORGANIZATIONS

Аннотация

Согласно официальной статистике дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Кыргызстане на долю причин из-за дорожных условий приходится малый процент. В других же странах на нее приходится от 2 до 20% от общего числа ДТП. Но в реалии можно с уверенностью утверждать, что из-за отсутствия необходимых для расследования оборудований, посредством которых можно было бы объективно фиксировать дорожные условия (размеры и элементы дороги, погодные условия и т.д.) эти данные могли бы быть намного выше. Детальный осмотр и анализ некоторых ДТП показывает, что дорожные условия являются причиной происшествия в 60-75%. Дорожные условия зачастую становятся прямой или косвенной причиной ДТП, которые подталкивают многих водителей к совершению ошибок на дорогах. Поэтому изучение этой проблемы способствует к тому, что необходимо пересмотреть устоявшиеся взгляды на роль дорожных условий и ответственность организаций, строящих и обслуживающих дороги в возникновении происшествий на дорогах.

Abstract

According to official statistics on road accidents (Crashes) in Kyrgyzstan, the causes of road conditions account for a small percentage. In other countries, however, it accounts for 2 to 20% of the total number of crashes. But in reality it is safe to say that due to the lack of equipment necessary for the investigation, with which to objectively record road conditions (dimensions and elements of the road, weather conditions, etc.) these data could be much higher. Detailed inspection and analysis of some crashes shows that road conditions are the cause of60-75% of accidents. Road conditions are often the direct or indirect cause of accidents, which encourage many drivers to make mistakes on the roads. The study of this problem, therefore, contributes to a reconsideration of established views on the role of road conditions and the responsibility of road construction and maintenance organizations in the initiation of road crashes.

Ключевые слова: дорожные условия, безопасность движения, автомобильная дорога, участок дороги, дорожно-транспортные происшествия.

Keywords: road conditions, traffic safety, motor road, road section, traffic accidents.

Введение

Оценку качества и состояния автомобильной дороги (АД), которая состоит не только из дорожного полотна, но и из многих составляющих обустройств различного значения можно выполнить исходя из широкой номенклатуры как простых, так и комплексных показателей.

Обобщенно эти показатели АД можно разделить на два составляющих. Это показатели, которые практически не изменяются называемые показателями технического уровня, и они определяются еще на стадии проектирования АД. Другие показатели, которые зависят от природно-климатических условий, воздействия транспортных средств, обслуживания и ремонта АД называемые показателями эксплуатационного состояния, т.е. зависящие от переменных параметров. В большинстве случаев эксплуатационные показатели АД характеризуются только показателями, относящимися к состоянию дорожного покрытия проезжей части это коэффициент сцепления, ровность, прочность, шероховатость и т.д. А для объективного расследования ДТП

необходимо учесть и также немаловажные показатели как фактическая ширина и состояние проезжей части, обочин, разметок и др.

Немаловажной характеристикой качества дорог может служить и такие параметры как обустройство и оснащенность инженерными сооружениями (защитные сооружения, автосервисные сооружения, технические средства организации дорожного движения). Также для оценочных показателей АД относятся параметры эргономических качеств дороги, т.е. уровень шума, отражающая способность дорожного полотна, психофизиологическое воздействие дороги на водителя и экологических аспектов дороги, характеризующих загрязненность, запыляемость, шумность, загрязнение почвы и грунтовых вод и т.д.

Обобщенно все перечисленные выше показатели качества АД вбирает в себя понятие транс-портно-эксплуатационные качества АД. Транс-портно-эксплуатационные качества АД во многом зависит от природно-климатических условий в коротких промежутках времени, а в более длительном

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#6I18),2©2© / TECHNICAL SCIENCE

131

периоде от режима интенсивности дорожного движения, конструктивных параметров дороги и температурного режима воздействия окружающей среды.

Влияние участков автодороги на возможность возникновения ДТП.

Участки Ад где чаще всего могут возникнуть ДТП называются опасными участками дороги, где в основном происходят изменения в режиме движения транспортных средств. Хотя опасные участки АД в общей сложности в процентном соотношении составляют около 5% от общей протяженности, на них возникают до 40% ДТП.

Анализ ДТП на отдельных участках дорог показывает, что на прямых участках АД коэффициент аварийности увеличивается с увеличением протяженности такого участка (рис.1). Водители развивают высокие скорости на прямых участках, но в тоже время не замечают, что прямые участки со своей монотонностью ландшафта провоцируют

снижение внимательности, наступление вялости и увеличения времени реакции водителей. Поэтому количество ДТП на таких участках протяженностью от 10 до 15 км больше всего концентрируется на крайних участках, а в средней части около 15%. Мировая практика показала, что количество ДТП на прямых участках тем выше чем длиннее этот участок. Поэтому строительные нормы и правила ряда стран ограничивают длину прямых участков на дорогах различных категорий в равнинной местности в пределах до 5 км [1].

Отличаются особым режимом движения транспортных средств, которые образуются на участках АД имеющих большие уклоны в продольном плане, что тоже накладывает свой отпечаток в возникновении ДТП Для таких участков дорог (спуски и подъемы) характерны такие ДТП, которые показаны на рис.1 в процентных соотношениях.

Рис. 1. Относительная зависимость ДТП от протяженности длины прямого участка АД.

В связи с тем, что условия движения на подъем и спуск заметно отличаются уже при незначительных продольных уклонах, то и количество ДТП связанных при спуске во много раз превышает ДТП проихзошедшими с автомобилями движущихся на подъем. Такое различие можно обьяснить только тем, что на спусках увеличивается длина тормозного пути при экстренном тьорможении и увеличением случаев отказа тормозной системы неисправных автомобилей. А на участках АД где имеются затяжные и крутые спуски, количество ДТП еще выше.

Большее количество ДТП на участках АД с большими продольными уклонами в основном происходят в нижнем участке спуска, где имеются вогнутые переломы дорожного профиля ((повороты), в которую автомобили зачастую въезжают на больших скоростях, а также в верхней части подъема, т.е. сразу за вершиной выпуклых вертикальных кривых дорог. Коэффициент аварийности увеличивается с увеличением значений продольного уклона, что соответствует росту числа ДТП по статистическим данным на крутых подъемах и спусках (рис.2).

TECHNICAL SCIENCE / <<Ш^ШМУМ~^©УГМа1>#611Ш,2©2(1

Рис.2. Относительная зависимость ДТП от изменения значения величины продольного уклона.

Немаловажную роль в возникновении ДТП играют участки дороги с кривыми малого радиуса в плане. Вероятность ДТП на таких участках тем

выше, чем меньше радиус поворота и на них приходится около 10-15% ДТП от общего количества (рис.3).

8

6

к § а о

Ü« 4 s

m а о с? ¡2 « ^ cd 2

Ус поворота R.

Рис.3. Относительная зависимость ДТП от изменения значения величины радиуса поворота АД.

Коэффициент аварийности и рост ДТП начинает заметно увеличивается в радиусах < 600м, что зачастую вызывается тем, что водители не соблюдают скоростной режим при въезде на эти участки. Наблюдения показали, что многие водители для того чтобы сгладить движение на поворотах стараются срезать траекторию движения на кривых участках.

Следующим элементом АД, влияющим на показатели количества ДТП является элементы поперечного профиля АД. Ширина проезжей части АД является одним из главных показателей необходимым для безопасного и уверенного движения и осуществления маневров обгона на дороге. Коэффициент аварийности снижается с увеличением показателя ширины проезжей части (рис.4).

н 3 3

S £ 2

я у 2 в 2 ■Фа ■е в ■

¥ <Р ■

8 ^ «

Ширина проезжей части АД..8

10

0

Рис.4. Относительная зависимость ДТП от изменения значения ширины АД.

<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#6(1!Ш,2©2© / TECHNICAL science

Большую роль в этом аспекте играет и ширина, состояние обочин дороги, так как этот элемент поперечного профиля дороги тоже используется водителями. В зависимости от состояния покрытия обочин, которая во многих случаях значительно отличается по параметрам сцепления колес от самой проезжей части дороги, используемая ширина АД уменьшается. Статистические данные показывают, что количество ДТП связанных с остановкой автомобилей на обочинах достигает 12%, а около 30% из этих происшествий приходится на наезды на людей, которые неожиданно выходят из-за припаркованных машин или кабин автомобиля.

Большое значение в проектировании дорог в зарубежных странах уделяется видимости при обгонах на различных режимах движения. Так при скорости движения в 100,80 и 60 км/ч видимость дороги из условия обгона должна соответствовать 50,35 и 25% от общей протяженности дороги и 650, 525 и 400 м соответственно.

Анализы статистических данных ДТП показывает, что во многих случаях причиной ДТП указывается лишь одна причина. Хотя, ДТП, произошедшие по одной лишь причине очень редки и их возникновения — это следствие взаимодействия ряда факторов. Официальная статистика зарубежных развитых европейских стран показывает, что роль дорожных условий в возникновении происшествий на дорогах невелика и составляет от 2 до 20% от общего числа ДТП. Они обусловлены прежде всего соблюдение жестких правил и норм к требованиям безопасности для автомобильных дорог. Наше же статистика по различным источникам тоже указывает малую зависимость ДТП от состояния АД, которая в реалии являются недостоверной, т.к. зачастую работники компетентных органов при расследовании происшествий не используют специальную аппаратуру, которая могла бы дать объективные данные о состоянии элементов АД, погодных условий и других важных параметров. При анализе ДТП из-за дорожных условий обычно выделяют только следующие неисправности АД, которые явно бросаются в глаза:

• 10-12%, неудовлетворительное состояние мостов и обочин;

• 25%, неровности проезжей части;

133

Другой важнейший показатель безопасности движения на дороге является расстояние видимости, который необходим для постепенного снижения скорости, обгона или остановки перед препятствием на проезжей части. Этот показатель является главной причиной ДТП при обгонах на кривых в плане и подъемах, а также на участках где можно развить высокие скорости, где видимость на дороге недостаточна. Исследования ряда стран показало, что недостаточная видимость в продольном профиле больше влияет на вероятность возникновения ДТП, нежели в плане (рис.5) [2].

• 40%, скользкостью дорожного полотна.

Выводы

Игнорирование и недостаточная оценка роли состояния АД и дорожных условий в возникновении происшествий, чревата тем, что при реконструкции и проектировании АД не будут совершенствоваться мероприятия направленные на изменения Положения в сфере безопасности движения на дорогах. Детализированные исследования мест происшествий с учетом и осмотром дорожных составляющих, показывают, что в 60-70% они являются прямой или косвенной причиной в возникновении ДТП [1]. Дорожные условия в таких случаях являлись одной из причин в ДТП, которые дали толчок для совершения водителем ошибок.

Отсутствие надлежащего контроля при строительстве дорог, ее технологии и качества используемых материалов привело к тому, что стоимость наших дорог в разы превышают стоимости дорог в развитых странах. А срок службы ниже в 4-5 раз, чем в странах с такими же природно-климатическими условиями. На данном этапе для уменьшения ДТП и их последствий все большее внимание уделяется в основном на меры по ужесточению ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения. Но без внимания остается тот факт, что без улучшения дорожных условий мы не сможем обеспечить безопасность движения на дорогах, которые не соответствуют современным требованиям безопасности.

Таким образом назрела необходимость в более глубоком изучении влияния дорожных элементов и условий на снижение уровня аварийности. А это в

Рис.5. Относительная зависимость ДТП от изменения значения расстояния видимости.

TECHNICAL SCIENCE / <<Ш^ШМУМ~^®УГМа1>#611Ш,2©2©

134

свою очередь приведет к тому, что появится необходимость в пересмотре взглядов на влияние дорожных условий на ответственность дорожных организаций в проектировании, строительстве, содержании и обслуживании АД.

Литература

1. СНИП 2.05.-85. Автомобильные дороги. -М.:ЦИТП Госстроя СССР, 1986.-56с.

2. Вайс К.Е. «Дорожные условия и безопасность движения» МУ по выполнению расчетно-гра-фической и контрольной работы студентами специальности 270205 «Дорожное, промышленное и

гражданское строительство». Сыктывкар 2006.-С.28.

3. Автотранспортный комплекс: проблемы и перспективы //Автомобильный транспорт.-2004.-№2,3.-С. 6-12.

4. Сильянов В.В. Транспортно-эксплуатаци-онные качества автомобильных дорог и городских улиц. - М.: Академия, 2007.-348с.

5. Повышение долговечности транспортных сооружений и безопасности дорожного движения [Текст]: сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции.- Казань: КГАСУ,2008.-360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.