Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ НА УСПЕШНОСТЬ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ НА УСПЕШНОСТЬ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ДЕРМАТОГЛИФИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нафикова Екатерина Владимировна

Установлены тесные корреляционные связи между успешностью проявления вербального интеллекта и конституциональными, психофизиологическими, психологическими особенностями в зависимости от соматотипа мальчиков и девочек 11-12 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нафикова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FEATURES OF A SOMATOTYPE OF BOYS AND GIRLS OF 11-12 YEARS ON SUCCESS OF VERBAL INTELLECTUAL ACTIVITY

Close correlation connections between success of manifestation of verbal intelligence and constitutional, psychophysiological, psychological features depending on a somatotype of boys and girls of 11-12 years are established.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ НА УСПЕШНОСТЬ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

С возрастом нарастает целостность образа будущей профессиональной карьеры. Однако, это процесс не равномерный. В период от 31 до 35 лет у госслужащих формируются целостные образы, а затем они их пересматривают и уточняют. На каждом из уровней иерархии у госслужащих складывается образ будущего управленческого пути, который изменяется, дополняется и развивается в соответствии с изменением системного окружения и возрастом.

Таким образом, в образе будущей профессиональной карьеры сохраняются основные характеристики пройденного профессионального пути, предшествующего опыта. Опережение или отставание в развитии профессиональной карьеры сказывается на пространственно-временных характеристиках образа. Некоторое опережение управленческого развития предполагает формирование долговременных планов, значительное опережение или отставание - краткосрочных.

Системообразующим фактором образа будущей профессиональной карьеры является конечная должность, цель управленческого развития. Для госслужащих до 35 лет характерна устремленность вверх, более высокие конечные должности, удлиненный должностной ряд. Планы чиновников этой возрастной группы охватывают больший временной отрезок и большую часть оставшегося профессионального пути, чем планы госслужащих среднего звена системы госслужбы и высшего звена.

Выделены шесть принципов, на которых основывается выбор цели развития профессиональной карьеры [3, с.17].

Привлекательность. У госслужащих выбор карьерной цели часто связан с престижностью. Это условие нужно учитывать кадровым службам, предлагающим чиновникам повышение по должности, но важно, чтобы оно было привлекательным в индивидуальном плане, т.е. соответствовало личным интересам, ценностям, установкам и представлениям госслужащего. Такой выбор цели помогает увлечься ею и, следовательно, легче преодолевать трудности черновой работы при движении к цели.

Реальность. Едва ли кто-нибудь из начинающих профессиональную карьеру госслужащих ставит своей целью занять должность министра или руководителя департамента. Для профессионального продвижения и развития личности реальная цель - это ближайшая в организационной иерархии должность.

Последовательная близость. Дальность цели рассеивает устремления госслужащего, а разбивка карьерного движения по этапам, наоборот, концентрирует его усилия. Последовательная постановка задач приближает конечную цель карьерных устремлений госслужащего.

Прогрессивность и последовательность. Каждая из последующих подцелей должна предполагать наращивание способностей и возможностей госслужащего. Если цель достигнута слишком быстро, без обеспечения готовности госслужащего к освоению новой социальной роли, карьерный процесс теряет устойчивость.

Возможность корректировки цели. Входе развития профессиональной карьеры могут изменяться мотивы карьерного продвижения. Двигаться к цели, жестко ориентируясь на исходные мотивы, - насилие над собой и торможение карьерного процесса.

Возможность оценки результатов. Цель должна быть формализована и предполагать критерии оценки ее достижения. Соотнесение полученных результатов с поставленной ранее целью - основа оценки эффективности и дальнейшего планирования карьерного движения.

Анализ субъективных описаний образа будущего карьерного пути позволил выявить определенные характеристики:

о основные (пространственные, временные, последовательность, длительность, уровневые);

о дополнительные (разнообразие, точность, адекватность, гибкость, ближайшая зона, целостность, включенность в профессиональную деятельность). Данные настоящего исследования свидетельствуют, что с психологической точки зрения госслужащий как субъект профессиональной карьеры является «закрытой системой». Лица, нацеленные на профессиональную карьеру на государственной службе, не склонны афишировать свои планы, конечные и промежуточные цели. Карьерное движение на госслужбе направлено на вхождение в очень узкий круг профессиональной или политической элиты, обладающей большими возможностями (в том числе и для самореализации) и не склонной ими делиться. Поэтому претендент, заранее объявивший о своих стратегических намерениях, может столкнуться с серьезным противодействием. Кроме того, узость элитарного круга обусловливает острую конкуренцию, в которой знание стратегических целей и планов конкурента поможет решительным образом блокировать его интересы.

Литература

1. Лотова И.П. Профессиональная карьера государственных служащих: теория, методология, практика. - М. - 2008. - С. 154-157.

2. Лотова И.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы (некоторые результаты акмеологического исследования). //Вестник Высшей Школы Казахстана, 2003. - №4. - С.23.

3. Лотова И.П. Субъектно-акмеологический подход в исследовании профессиональной карьеры.//Наука и новые технологии. Бишкек, 2003. - №1. - С.17.

ВЛИЯНИЕ СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ НА УСПЕШНОСТЬ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нафикова Екатерина Владимировна

Аспирант, Российского гос. педагогического университета имени, А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

INFLUENCE OF FEATURES OF A SOMATOTYPE OF BOYS AND GIRLS OF 11-12 YEARS ON SUCCESS OF VERBAL INTELLECTUAL ACTIVITY

Nafikova Ekaterina Vladimirovna, graduate student of the Russian state pedagogical university of a name A.I. Herzen, Saint-Petersburg

АННОТАЦИЯ

Установлены тесные корреляционные связи между успешностью проявления вербального интеллекта и конституциональными, психофизиологическими, психологическими особенностями в зависимости от соматотипа мальчиков и девочек 11-12 лет.

ABSTRACT

Close correlation connections between success of manifestation of verbal intelligence and constitutional, psychophysiological, psychological features depending on a somatotype of boys and girls of 11-12 years are established.

Ключевые слова: подростки; вербальный интеллект; психометрический интеллект; успешность обучения; личностные свойства; сенсомоторная интеграция; конституциональные особенности, дерматоглифика.

Key words: teenagers; verbal intelligence; psychometric intelligence; success of training; personality traits; sensorimotor integration; constitutional features; dermatoglyphics.

Статью мы посвящаем Льву Александровичу Рудке-вичу, благодарим его за уникальную возможность работать с методиками, помогающими расшифровывать заложенные в нас природой индивидуальные особенности, знание которых позволяет создать оптимальные условия для полноценного развития и раскрытия личностного, творческого потенциала каждого человека.

Конституция человека отражает всю совокупность генетических, морфологических и функциональных признаков организма, в том числе и психологические признаки [15]. Научные исследования в данной области посвящены изучению генетических, психофизиологических и психических особенностей человека путем измерения его внешних анатомических признаков с целью выявления природных предпосылок развития интеллекта. Прежде всего, такие исследования связаны с выявлением связей между интеллектуальными особенностями и конституцией человека, отражающей специфику его телосложения и внешнего вида в целом. Наиболее известные зарубежные типологии конституции были разработаны Э. Кречмером, Г. Сиго, Р. Бином и У. Шелдоном. Изучением конституции человека занималось и много отечественных ученых: С.Г. Забелин, Е.Ф. Аристов, М.В. Черноруцкий, А.Н. Кабанов, Г.И. Акинщикова, Н.С. Смирнова, В.Е. Дерябин, Л.А. Рудкевич и др. Л.А. Рудкевичем была разработана че-тырехкоординатная структура конституции человека, которая к настоящему времени является одной из ведущих среди учений о конституциональных типах. К настоящему времени накоплено значительное число достоверных данных о связи конституции человека с его интеллектуальными особенностями [15].

Наше антропометрическое исследование было направлено на выявления связей между успешностью проявления вербального интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет и конституциональными, психофизиологическими и психологическими особенностями, в зависимости от общей четырехкоординатной структуры конституции. Мы считаем, что наряду с другими видами психометрического интеллекта (невербального, математического и общего), вербальный интеллект в большей степени отражает способность человека гибко адаптироваться к окружающему миру. В данной статье мы приводим результаты о взаимосвязях между успешной вербальной интеллектуальной деятельности и конституциональными, психофизиологическими и психологическими особенностями подростков в зависимости от их соматотипа (конституционального типа) как одной из координат общей структуры конституции.

Методика исследования.

1. Психодиагностические методики:

1.1. Тест определения уровня умственного развития для младших подростков (ГИТ), разработанный Дж.

Ваной и адаптированный на выборке российских школьников коллективом авторов в составе М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой и Г.П. Логиновой под руководством доктора психологических наук K.M. Гуревича [17].

1.2. Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла [26].

2. Антропометрическое исследование.

2.1. Определение четырехкоординатной структуры конституции (разработка Рудкевича Л.А.) [15]. Она включает в себя оценку следующих основных конституциональных параметров: соматотип (конституциональный тип), функциональную асимметрию (ФА), ювенильность и скорость индивидуального развития (ретардацию-акселе-рацию).

В психогенетических исследованиях интеллекта неоднократно было доказано, что показатели вербального интеллекта в значительной мере обусловлены генотипом человека [3; 12]. Расположение центра речи в мозге также обусловлено генетически. Данный факт связан, в первую очередь, с активным движением рук ребенка с 15 по 18 недели внутриутробного развития [14; 23]. В связи с вышесказанным, для проведения нашего исследования мы посчитали целесообразным взять генетически заложенные анатомические показатели функциональной асимметрии, связанные с рукой: «ширина ногтевого ложа большого пальца» [14; 15] и «сложность пальцевых дерматоглифи-ческих узоров (ПДУ) рук» [1; 23].

2.2. Дерматоглифический метод. С помощью данного метода мы определяли на правой и левой ладони (с учетом ФА): длину и степень выраженности проксимальной поперечной сгибательной складки ладони (ППССЛ) (в отличии от работы Г.В. Дашкова [9], в которой он описал вышеуказанные показатели флексорных линий, степень выраженности проксимальной поперечной складки ладони мы определяли не шириной данной линии, а в зависимости от того, насколько четко она выглядит на протяжении всей своей длины); основной тип узора пальцевой дерматоглифики каждого пальца руки — дуга, петля и завиток.

2.3. Антропометрическое измерение параметров левой и правой кисти руки (с учетом ФА) [6: 7; 13; 20; 27].

3. Учет результативности обучения (академической успеваемости), как одного из основных проявлений интеллектуальной успешности подростков.

4. Компьютерная программа комплексной рефлек-сометрии «Исследование физиологических характеристик испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» (разработка В.Г. Каменской, В.М. Урицкого, 1998) [11; 18]. Мы применили две фрактальные серии программы. Первая серия «1-1» позволяла определить скоростные характеристики сенсомоторных реакций

(давалась инструкция нажимать на клавишу «пробел» при появлении всех стимулов: как зрительных, так и акустических), поэтому она была названа скоростной серией ре-флексометрии (ССР). Вторая серия «2-1» позволяла оценить скоростные характеристики сенсомоторных реакций при решении испытуемыми зрительной дифференциро-вочной задачи (давалась инструкция не реагировать нажатием клавиши «пробел» на кружки красного цвета), поэтому она была названа дифференцировочной серией рефлексометрии (ДСР) [11].

Эмпирическая база исследования: выборка включала детей 11-12 лет, учащихся классической гимназии № 610 Петроградского района Санкт-Петербурга и общеобразовательной гимназии № 343 Невского района Санкт-Петербурга. Всего было обследовано 200 подростков: по 50 девочек и 50 мальчиков в каждом образовательном учреждении. При этом важно отметить, что прием в классическую гимназию осуществляется по результатам непростых вступительных экзаменов на логику, память и общую эрудицию. В общеобразовательную гимназию №343 Невского района Санкт-Петербурга дети поступают без ка-ких-либо вступительных экзаменов.

Статистическая значимость полученных данных оценивалась с помощью 1:- критерия Стьюдента и критерия Хи-квадрата посредством использования пакета программ 5Р55-16.

Результаты и обсуждение.

В результате проведения корреляционного анализа было обнаружено достаточно много взаимосвязей между высокими показателями вербального интеллекта у мальчиков и девочек с разным типом телосложения и другими конституциональными, психофизиологическими и психологическими особенностями мальчиков и девочек 11-12 лет (см. табл. 1-2). 1. Эктоморфы.

1.1. Общие взаимосвязи, выявленные у детей вне зависимости от пола:

- На психологическом уровне у эктоморфов выявлены положительные связи вербального интеллекта со степенью сформированности интеллектуальных функций в целом, математическим и общим интеллектом.

1.2. Взаимосвязи, выявленные у детей в зависимости от пола:

- На конституциональном уровне у мальчиков выявлены положительные связи вербального компонента интеллекта с более сложными ПДУ на I пальце левой руки и более простыми ПДУ на III пальце правой руки; степенью выраженности ППССЛ на правой руке; длиной I пальца на правой руке.

У девочек на конституциональном уровне были обнаружены положительные взаимосвязи вербального интеллекта слевшеством рук, определяемого на основе полученных общих данных по выделенным нами генетически заложенным анатомическим показателям ФА на руках (в соответствии с данными показателя «сложность ПДУ рук») и ульнарной формой кисти правой руки.

- На психофизиологическом уровне у мальчиков выявлена отрицательная связь вербального компонента интеллекта с пропуском звуковых стимулов при выполнении ССР; и положительная взаимосвязь с высокой связностью отдельных реакций (стохастичностью) (Н) на предъявляемые сигналы при решении ДСР.

У девочек на психофизиологическом уровне были обнаружены положительные связи вербального компонента интеллекта с общим значением коэффициента вариативности латентного времени (КВЛ) сенсомоторных реакций на все сенсомоторные раздражители (КВЛ сИ:) при выполнении ССР и пропуском звуковых стимулов при решении ДСР; но при этом была выявлена отрицательная связь со значением КВЛ на звуковые сигналы (КВЛ сй-звук) при выполнении ДСР.

- На психологическом уровне у мальчиков выявлена положительная связь вербального компонента интеллекта с успеваемостью по предметам есте-ственно-научного цикла.

2. Мезоморфы.

2.1. Общие взаимосвязи, выявленные у детей вне зависимости от пола:

- На психологическом уровне у мезоморфов выявлены положительные связи вербального интеллекта с математическим и общим интеллектом; успеваемостью по предметам лингвистического цикла, естественно-науч-ного цикла и общей успеваемости в целом; с уверенностью в себе.

2.2. Взаимосвязи, выявленные у детей в зависимости от пола:

- На конституциональном уровне у мальчиков выявлены положительные связи вербального компонента интеллекта с левшеством рук, определяемого на основе полученных общих данных по выделенным нами генетически заложенным анатомическим показателям ФА на руках; длиной и степенью выраженности ППССЛ на правой руке.

У девочек на конституциональном уровне была обнаружена положительная взаимосвязь только с длиной I пальца на правой руке.

- На психофизиологическом уровне у мальчиков выявлены отрицательные связи вербального компонента интеллекта с пропуском звуковых стимулов при выполнении ССР и ДСР.

У девочек на психофизиологическом уровне была обнаружена только одна положительная связь вербального компонента интеллекта со значением КВЛ на зрительные раздражители (КВЛ сй-цвет) при выполнении ССР.

- На психологическом уровне у мальчиков выявлена положительная связь вербального компонента интеллекта с успеваемостью по предметам математического цикла.

У девочек на психологическом уровне была обнаружена положительная связь вербального интеллекта со степенью сформированности интеллектуальных функций в целом.

3. Эндоморфы.

3.1. Общие взаимосвязи, выявленные у детей вне зависимости от пола:

- На конституциональном уровне у эндоморфов была обнаружена положительная взаимосвязь с ювенильностью.

- На психологическом уровне у них выявлены положительные связи вербального интеллекта со степенью сформированности интеллектуальных функций в целом, математическим и общим интеллектом.

3.2. Взаимосвязи, выявленные у детей в зависимости от пола:

- На конституциональном уровне у мальчиков выявлена положительная связь вербального компонента интеллекта с левшеством рук, определяемого на основе полученных общих данных по выделенным нами генетически заложенным анатомическим показателям ФА на руках.

У девочек на конституциональном уровне была обнаружена положительная взаимосвязь со степенью выраженности ППССЛ на левой и правой руках.

- На психофизиологическом уровне у мальчиков выявлены положительные связи вербального компонента интеллекта со значением КВЛ на зрительные раздражители и общим значением КВЛ на все сен-сомоторные раздражители при выполнении ССР.

У девочек на психофизиологическом уровне были обнаружены отрицательные связи с пропуском зрительных и звуковых стимулов при выполнении ДСР.

- На психологическом уровне у мальчиков выявлены положительные взаимосвязи вербального компонента интеллекта со следующими личностными характеристиками: общительностью, повышенной возбудимостью, стремлением к доминированию, склонностью к риску, высоким нервным напряжением; но при этом у них проявляется безответственность в сочетании с низким самоконтролем. Исходя из вышесказанного можно увидеть, что высокие показатели вербального интеллекта у всех детей независимо от их соматотипа и пола взаимосвязаны с математическим и общим интеллектом.

Список литературы

1. Абрамова Т.А. Пальцевая дерматоглифика и физические способности: Автореф. дис.... д-ра биол. наук: 03.00.14. - М., 2003. - 51 с.

2. Акинщикова Г.И. Дерматоглифика в системе комплексного изучения человека / Г.И. Акинщикова, С.А. Полуэктова // Человек и общество. - Ленинград, 1971. - № 8. - С. 155-158.

3. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Ю.Д. Бабаева, Т.М. Марютина, Н.С. Лейтес. - М.: Academia, 2000. - 332 с.

4. Богданов H.H. Тайные коды тела. - М.: ACT, 2007. -351с.

5. Божченко А.П. Дерматоглифика при идентификации личности / А.П. Божченко, В.Л. Попов, Г.И. Заславский. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. -191с.

6. Большаков О.П. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: Практикум. - СПб.: Питер, 2001. - 877 с.

7. Волоцкий М.В. Новый способ антропологической характеристики дистального профиля кисти // Антропологический журнал. - М., 1935. - № 1. - С. 113-121.

8. Грибкова О.В. Соотношение биометрических показателей с личностными характеристиками студен-тов-психологов // Вестник Самарской гуманитарной академии: Психология. - Самара, 2007. - №2. -С. 78-81.

9. Дашков Г.В. Криминалистическое значение следов для установления личности преступника: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1967. - 16 с.

10. Залетаева Т.А. Дерматоглифика как метод исследования в медицинской генетике: Учебное пособие. -М.: ЦОЛИУВ, 1976.- 22 с.

11. Каменская В.Г. Скоростные и стохастические показатели сенсомоторных реакций на динамические организованные зрительные и акустические стимулы/В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, И.М. Деханова // Психологический журнал. -М., 2011. - №3. - С. 128-136.

12. Малых С.Б. Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований / С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова, Ю.В. Ковас// Вопросы образования. - М., 2012. - №4. - С. 186-199.

13. Механик Н.С. Основы пластической анатомии. - М.: Шевчук В., 2011. - 349 с.

14. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. -126 с.

15. Рудкевич Л.А. Теоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии: Дис. ... д-ра психол. наук:19.00.13. - СПб, 2001. - 411 с.

16. Рудкевич Л.А. Я знаю будущее моего ребенка: тайны наследственности. - СПб.: Весь, 2004. - 192 с.

17. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. - Обнинск: Принтер, 1993. - 11 с.

18. Руссак Ю.А. Психологические и психофизиологические особенности девушек 14 — 17 лет с разным темпом полового созревания: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.02. - СПб., 2010. - 164 с.

19. Сергиенко Л.П. Основы спортивной генетики: Учебное пособие для студентов вузов физического воспитания и спорта. - Киев: Вища шк., 2004. - 630 с.

20. Синева И.М. Определение половой принадлежности в палеоантропологических исследованиях костей верхней и нижней конечности: Дис. ... канд. биол. наук:03.03.02. - М., 2013. - 185 с.

21. Стояновский Д.Н. Диагностика заболеваний по кожным рисункам ладони. - М.: ACT Сталкер, 2001. - 510 с.

22.Тегако Л.И. Научная хиромантия. - М.: Эксмо, 2008. -173 с.

23.Усоев С.С. Дерматоглифика в клинике: Морфогене-тические аспекты, использующиеся в диагностике хромосомных болезней и медико-генетическом прогнозировании: Автореф. дис.... д-ра мед. наук: 03.00.15.-М., 1980.-32 с.

24.Хайруллин P.M. Анатомо-морфометрические закономерности изменчивости формы пальцев кисти человека и ее взаимосвязи с дерматоглифическим узором: Автореф. дис.... д-ра мед. наук: 14.00.02, 03.00.14.-М., 2003.-42 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25.Хайруллин P.M. Факторы изменчивости кожных узоров пальцев / P.M. Хайруллин, Д.Б. Никитюк, E.H. Крикун. - Ульяновск: УлГУ, 2005. - 151с.

26.Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. - Киев: Осв1та, 1992. - 219 с.

27. Щедрина М.А. Зависит ли сила кисти от ее антропометрических характеристик и распределения нагрузки на зоны кисти в процессе захвата? / М.А. Щедрина, A.B. Новиков, H.H. Рукина, Е.В. Донченко

// Фундаментальные исследования: Медицинские науки. - М., 2013. - №9-1. - С. 172-177. 28. Яровенко В.В. Дерматоглифика в криминалистике и судебной медицине / В.В. Яровенко, А.Н. Чистикин. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, 1995. - 280 с.

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ВЫПУСКНИКОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Павловская Надежда Григорьевна

магистр педагогических наук, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Иозыбаева,

г. Петропавловск (Казахстан)

THE PROBLEM OF PREPARATION OF COMPETITIVE GRADUATES OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

Pavlovskaya Nadezhda Grigoryevna, North Kazakhstan state university named after M. Kozybayev, Petropavlovsk

(Kazakhstan)

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ проблемы подготовки конкурентоспособных выпускников педагогических специальностей в различных странах и в исследованиях современных ученых. Делается вывод о том, что подготовку конкурентоспособных выпускников педагогических специальностей целесообразно осуществлять в период вузовской профессиональной подготовки, создавая необходимые для этого условия.

ABSTRACT

The article analyzes of the problem of training competitive graduates of pedagogical specialties in various countries and in studies of modern scientists. The conclusion is the preparation of competitive pedagogical specialities graduates expediently do in the period of professional preparation at high school, creating the necessary conditions for this.

Ключевые слова: конкурентоспособность; выпускники педагогических специальностей; система высшего образования; профессиональная подготовка; рынок труда.

Keywords: Keywords: competitive ability; graduates of pedagogical specialities; higher education system; professional training; abour-market.

В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретает проблема конкурентоспособности специалистов на рынке интеллектуального труда. Неоспоримо то, что для успешного вхождения молодого педагога в профессиональную деятельность, и, чтобы быть конкурентоспособным в современных рыночных отношениях первоначальным критерием выступает подготовленность выпускника педагогических специальностей, сформированная при обучении в вузе.

Обозначенные проблемы и необходимость их решения получили отражение в нормативных государственных документах. В законе Республики Казахстан «Об образовании» сформулирована основная цель профессионального образования: подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда [1]. В законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) выделена цель высшего образования: обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства [14].

Совершенствование системы высшего образования актуально и для зарубежных стран. Проблему качественной подготовки специалистов призван решить Бо-лонский процесс (Bologna Process) - процесс создания странами Европы единого пространства высшего образования (ЕПВО) [2]. Российская Федерация (РФ) присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г., Казахстан 11 марта

2010 года. Казахстан - первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства [11].

Рассмотрим особенности, и какие внесены изменения в системы высшего образования в некоторых европейских странах в соответствии с целями Сорбонской и Болонской деклараций - повышение конкурентоспособности ЕПВО, при сохранении независимости и самостоятельности высших учебных учреждений стран членов Бо-лонского процесса [12].

Шведская система высшего образования во многом подобна аналогичным системам других европейских стран. Созданы компоненты системы оценки качества: аудиторские проверки качества, нацеленные на его усовершенствование и затрагивающие организационную структуру в целях повышения качества; оценка качества учебных программ; аккредитация.

В Чешской республике Аккредитационная комиссия должна продолжать деятельность в области оценки качества (обеспечивать общее качество высшего образования) и аккредитация всех учебных программ.

В Германии в сфере образования происходят наибольшие изменения. В вузовском законодательстве университетам предоставляют больше свободы действий [18; 20]. Hubert Ertl отмечает, что нововведения призваны изменить академический ландшафт Германии (поступен-чатая система высшего образования - степень бакалавра и магистра международного образца) [21].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.