Научная статья на тему 'Влияние соглашения стабилизации и ассоциации на развитие внешней торговли Северной Македонии с ЕС'

Влияние соглашения стабилизации и ассоциации на развитие внешней торговли Северной Македонии с ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕС / СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ / СОГЛАШЕНИЕ О СТАБИЛИЗАЦИИ И АССОЦИАЦИИ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ РЕЖИМ / РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / EUROPEAN UNION / NORTHERN MACEDONIA / STABILIZATION AND ASSOCIATION AGREEMENT / FOREIGN TRADE / PREFERENTIAL TRADE REGIME / FREE TRADE REGIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андронова Инна Витальевна, Миновска Мила, Дюжева Наталия Валерьевна

Страны Балканского региона входят в пространство геополитических интересов ЕС, для реализации которых применяются апробированные при восточном расширении Союза механизмы. Одним из таких механизмов выступают двусторонние соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли. В статье анализируются положения Соглашения о стабилизации и ассоциации ЕС (ССА) и Северной Македонии (СМ) 2001 г. в части формирования двустороннего режима свободной торговли. Отмечено влияние документа на динамику и товарно-географическую структуру экспортно-импортных потоков. Проведённый анализ доказывает, что Северная Македония получила значительный приток иностранных инвестиций, развитие новых для национальной экономики отраслей, связанных с европейскими транснациональными корпорациями, но при этом утратила ранее высокие конкурентные преимущества в традиционных для страны текстильной и металлургической отраслях. Импорт Северной Македонии переориентировался на ввоз товаров, необходимых для обеспечения производств иностранных компаний, а экспорт на готовую и промежуточную продукцию, потребляемую при производстве конечных товаров в ЕС. Балканская республика сконцентрировала внешнюю торговлю на экспорте в страны Европейского союза. Основные преимущества от ССА получили компании-инвесторы из стран Евросоюза, которые используют выгоды от либерализации взаимной торговли в сочетании с льготами, предоставленными правительством СА, и экономией за счёт дешевой македонской рабочей силы. Описанные процессы, безусловно, способствовали экономическому росту, структурной перестройке промышленности, облагораживанию структуры экспорта Северной Македонии. Однако указанные тенденции привели к практически полной зависимости социально-экономического развития страны и её экономической политики от Брюсселя.The countries of the Balkan region fall within the EU's sphere of geopolitical interests, and the EU applies there the mechanisms tested during the Eastern Enlargement. Among these mechanisms are the bilateral association and stabilization agreements and the free trade zone. The article explores the provisions of the Stabilization and Association Agreement between the EU and Macedonia of 2001 in terms of the formation of a bilateral free trade regime and reveals its influence on the dynamics and geographical structure of Macedonian export-import flows. The analysis proves that as a result of the implementation of the Stabilization and Association Agreement with the EU, North Macedonia received a significant influx of foreign investment, developed new industries embedded in the global value chains of European transnational corporations in the automotive industry while losing its previously high competitive advantages (traditional textile and metallurgical industries). Imports of North Macedonia became reoriented towards the import of goods necessary to support the production of foreign companies, while exports towards finished and intermediate products used in the production of final goods in the EU. The concentration of Macedonian foreign trade, especially in exports to the European Union has also increased sharply. The EU investors benefited from the Stabilization and Association Agreement, which facilitated the liberalization of mutual trade, combined with the benefits established by the authorities of North Macedonia for foreign investors and savings on production costs due to the cheaper Macedonian labor force. The described processes contributed to economic growth, industrial restructuring and improving the export structure. However, they also led to almost complete dependence of the country's socio-economic development and its economic policy on the EU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние соглашения стабилизации и ассоциации на развитие внешней торговли Северной Македонии с ЕС»

УДК 339.924 Инна АНДРОНОВА Мила МИНОВСКА Наталия ДЮЖИНА

ВЛИЯНИЕ СОГЛАШЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ И АССОЦИАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СЕВЕРНОЙ МАКЕДОНИИ С ЕС

Аннотация. Страны Балканского региона входят в пространство геополитических интересов ЕС, для реализации которых применяются апробированные при восточном расширении Союза механизмы. Одним из таких механизмов выступают двусторонние соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли. В статье анализируются положения Соглашения о стабилизации и ассоциации ЕС (ССА) и Северной Македонии (СМ) 2001 г. в части формирования двустороннего режима свободной торговли. Отмечено влияние документа на динамику и товарно-географическую структуру экспортно-импортных потоков. Проведённый анализ доказывает, что Северная Македония получила значительный приток иностранных инвестиций, развитие новых для национальной экономики отраслей, связанных с европейскими транснациональными корпорациями, но при этом утратила ранее высокие конкурентные преимущества в традиционных для страны текстильной и металлургической отраслях. Импорт Северной Македонии переориентировался на ввоз товаров, необходимых для обеспечения производств иностранных компаний, а экспорт - на готовую и промежуточную продукцию, потребляемую при производстве конечных товаров в ЕС. Балканская республи-

© Андронова Инна Витальевна - д.э.н., профессор, заведующая кафедрой международных экономических отношений, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов" (РУДН). Адрес: 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. E-mail: aiv1207@mail.ru © Миновска Мила - магистр программы "Международная торговля", Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов" (РУДН), Адрес: 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. E-mail: milaminovska@gmail.com © Дюжева Наталия Валерьевна - к.э.н., доцент кафедры международных экономических отношений, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов" (РУДН), Адрес: 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. E-mail: dioujeva@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220207889

ка сконцентрировала внешнюю торговлю на экспорте в страны Европейского союза. Основные преимущества от ССА получили компании-инвесторы из стран Евросоюза, которые используют выгоды от либерализации взаимной торговли в сочетании с льготами, предоставленными правительством СА, и экономией за счёт дешевой македонской рабочей силы. Описанные процессы, безусловно, способствовали экономическому росту, структурной перестройке промышленности, облагораживанию структуры экспорта Северной Македонии. Однако указанные тенденции привели к практически полной зависимости социально-экономического развития страны и её экономической политики от Брюсселя.

Ключевые слова: ЕС, Северная Македония, Соглашение о стабилизации и ассоциации, внешняя торговля, преференциальный торговый режим, режим свободной торговли.

Введение

Республику Северную Македонию1 можно охарактеризовать как малую экономику, поскольку доля страны в мировом ВВП составляет около 0,016%, доля в мировом населении - 0,027%, доля в мировых трудовых ресурсах - 0,028%, площадь территории - 0,02% от общемировой. Несмотря на положительную динамику экономического роста - за последние 20 лет ВВП СМ вырос с 3,7 млрд долл. (2001) до 12,7 млрд долл. (2018), позиции страны в мировой экономике практически не меняются . Одной из наиболее специфических черт малых стран, в том числе Северной Македонии, являются узость внутреннего рынка и недиверсифицированность структуры экономики и экспорта. На сектор услуг приходится 69,2% ВВП, промышленность - 23,6%, сельское хозяйство - 7,2%, из экономически активного населения в сфере услуг занято 53,4%, в промышленности - 30%, сельском хозяйстве - 16,1% . Ключевыми отраслями выступают производство автомобильных компонентов, металлургия и металлообработка, химическая, текстильная, табачная, винодельческая промышленность, производство стройматериалов и строительство.

Для преодоления ограниченности социально-экономического развития страны с малыми экономиками проводят политику открытости и либерализации внешней торговли, причём степень либерализации гораздо глубже и сильнее, чем у остальных стран. Такая политика приводит к серьёзной зависимости социально-экономического развития страны, структуры её экономики, уровня и качества жизни населения от иностранных инвестиций, и поставщиков, однако результаты открытости и либерализации для малых экономик чаще всего положительны - как минимум потому, что не могут быть достигнуты исключительно самостоятельными усилиями.

Северная Македония заключила соглашения о зоне свободной торговли с Турцией (1997), Украиной (2001), странами-членами Европейской ассоциации свободной торговли (2000), является участником Центральноевропейского соглашения о свободной торговле (2006). Первым двусторонним договором, регулирующим эко-

1 Республика Северная Македония до 12 февраля 2019 г. назвалась Республика Македония. База статистических данных Всемирного банка. URL: https://data.worldbank.org/indicator/ Национальный банк Республики Северная Македония. URL: http://www. nbrm. mk/programa_za_statisticki_istrazuvanj a_2018_2022. nspx

номическое сотрудничество Скопье с Брюсселем, было Соглашение о сотрудничестве (1997) С подписанием в апреле 2001 г. Соглашения о стабилизации и ассоциации Северная Македония стала первой страной Балканского региона1, оформившей специальный режим взаимодействия с ЕС, базой которого является предоставление преференциальных условий торговли на взаимной, двусторонней основе. Именно ССА оказало наибольшее влияние на тенденции развития, динамику и структуру внешней торговли СМ и привело к значительной концентрации экспортно-импортных потоков на странах Европейского союза - на них приходится 82% экспорта, 62-63% импорта, а также 61-72% притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ)2.

Особенности торгового режима в рамках ССА ЕС — Северная Македония

Соглашение о стабилизации и ассоциации ЕС и Северной Македонии по своей сути и структуре является типичным для соглашений такого рода, заключаемых Европейским союзом со странами-претендентами на вступление в ЕС, а также странами, охваченными программами европейской политики соседства [Буланни-кова Ю.А., 2010; Власова К, 2014; Кандель П., 2018]. Приоритетными целями ССА являются: обеспечение основы для развития политического диалога, позволяющего развивать тесные политические отношения между сторонами; поддержание усилий Македонии по развитию экономического и международного сотрудничества, в том числе путем сближения национального законодательства с законодательством ЕС; содействие развитию гармоничных экономических отношений с конечной целью создания зоны свободной торговли между ЕС и Македонией3.

Условиям формирования и функционирования зоны свободной торговли между Скопье и Брюсселем посвящена четвёртая глава ССА. После либерализации внешнеторгового режима каждая из сторон взяла обязательства не вводить новые торговые барьеры и не увеличивать существующие.

С момента вступления ССА в силу в 2004 г. по отношению к промышленным товарам, страной происхождения которых является Северная Македония, были обнулены все ввозные таможенные пошлины и устранены количественные ограничения. Были выделены "чувствительные" товары, имеющие важное социально-экономическое значение для экономики страны. Отмена ограничений по ним проходила поэтапно в соответствии с согласованной временной схемой сроком от 5 до 10 лет. Из пятидесяти товарных групп, включающих более 530 чувствительных промышленных товаров, пятилетний срок охватывал только группу чёрных метал-

1 Двусторонние Соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС подписали: Македония -09.04.2001, Хорватия - 29.10.2001, Албания - 12.06.2006, Черногория - 15.10.2007, Сербия - 29.04.2008, Босния и Герцеговина - 16.06.2008.

База статистических данных ООН по торговле товарами - UN Comtrade Database URL: https ://comtrade .un.org/data/

Соглашение о стабилизации и ассоциации. URL: http://www.sep.gov.mk/data/ffle/SSA/SSA(1).pdf

лов (29 товаров), по 171 товару применялся десятилетний срок либерализации, а для остальных 330 товаров была предусмотрена немедленная либерализация.

В отношении сельскохозяйственных товаров, произведённых в Северной Македонии, ЕС обнулил все ввозные таможенные пошлины, однако на импорт говядины была установлена годовая квота (1650 т.). Причиной ограничений была защита европейских производителей от нежелательной конкуренции в виду положительного баланса балканской республики в торговле говядиной с ЕС.

Северная Македония взяла обязательства обнулить ввозные таможенные пошлины на большинство сельскохозяйственных товаров. Однако, как и в случае с промышленной продукцией, были определены чувствительные позиции (свинина, мясные субпродукты, готовые к употреблению продукты мясопереработки, сливочное масло, творог, сыры, соевое, подсолнечное, рапсовое масла, сахар, апельсины, мандарины, лимоны, грейпфруты, кукуруза, оливки, корма для животных), по которым СА оставила за собой право применять преференциальный режим ввоза в рамках установленных тарифных квот, и облагать импорт товаров свыше квотного объёма пошлиной в 90% в 2001 г., 80% в 2002 г., 70% в 2003 г. и в последующие годы.

Наиболее ожесточённое противодействие со стороны ЕС вызвал вопрос о либерализации взаимной торговли алкогольной продукцией, которая по требованию Португалии и Испании была выведена из-под действия ССА в отдельный протокол и дополняющее его Соглашение по торговле алкогольными напитками, предусматривающее нулевые преференциальные пошлины в пределах, установленных для обеих сторон тарифных квот. Так, на игристые и виноградные вина в ёмкостях 2 л. и менее ЕС установил квоту в объёме 15000 гл., СМ - 3000 гл., на прочие виноградные вина объём квоты со стороны ЕС составил 285000 гл. При этом Македония обязалась увеличивать квоту на 300 гл. в год, а Брюссель закрепил механизм ежегодной адаптации квот за счёт перевода объёма не исчерпанной за год квоты на прочие виноградные вина, практически не производимые в СМ, на квоту на игристые и виноградные вина в бутылках, являющиеся товарами экспортного интереса СМ, в пределах 6000 гл. Таким образом, Македония может поставить на европейский рынок до 21000 гл., и только после соответствующих переговоров.

В отношении рыбы и рыбопродуктов ЕС согласился полностью обнулить ввозные таможенные пошлины. Однако с учётом того, что в Северной Македонии единственной развитой отраслью этого сектора являлась аквакультура, что потенциально содержало угрозу конкуренции со стороны македонских производителей, из договоренностей о немедленной либерализации ЕС сделал исключения по аква-культурным форели и карпу, на которые предусматривалось ежегодное снижение ставок ввозных таможенных пошлин на 10% от базового таможенного тарифа ЕС. Македония согласилась на единовременное снижение ввозных таможенных пошлины на 50% от базовых и полную их отмену в течение последующих 6 лет после вступления в силу ССА. Исключение было сделано для отдельных товаров, в том числе декоративную рыбу, форель (по аналогии с Брюсселем), угорь, карпа и пр., пошлины на которые подлежали снижению на 10% в год.

Таким образом ССА в первые десять лет предусматривало либерализацию взаимного торгового режима на асимметричной основе, в рамках которого большая

часть продукции Северной Македонии получила немедленный свободный доступ на европейский рынок, в то время как македонский рынок поэтапно открывался для продукции ЕС. Такой подход должен был предоставить возможность производителям СМ в традиционных отраслях инвестировать в модернизацию производства, внедрение новых технологий, и, как следствие, достичь роста объёма производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров. Однако с учётом оговоренных ЕС исключений этого не произошло, поскольку изъятия из режима свободной торговли, с одной стороны, соответствовали общей политике Брюсселя по защите производителей в сфере сельского хозяйства от нежелательного импорта, а с другой стороны, были направлены против наиболее конкурентоспособных экспортных товаров СМ.

Анализ динамики и структуры внешней торговли Северной Македонии со странами ЕС

На момент подписания ССА доля стран ЕС в импорте и экспорте СМ составляла 42,5% и 48,9% соответственно, торговый баланс был стабильно отрицательным (- 153,1 млн долл. в 2001 г.). За более чем 17 лет действия соглашения, доля Евросоюза в экспорте этой страны увеличилась до 82,1%, импорта - до 62,4%. Более того, в 2018 г. впервые торговый баланс Скопье с Брюсселем стал положительным и составил 20,6 млн долл.1

При этом необходимо отметить, что последовавшие за подписанием ССА три волны расширения Евросоюза (в 2004, 2007, 2013 гг.) оказали незначительное влияние на изменение объёмов внешней торговли СМ с ЕС. Наиболее значимыми торговыми партнёрами Скопье из числа новых членов ЕС были Словения и Болгария, доли которых в экспорте страны составляли 2% и 5,4%, в импорте - 6% и 6,6% соответственно2.

Важным фактором, который обусловил существенное увеличение с 2006 г. объёмов ввоза товаров из ЕС, стало предусмотренное соглашением 50% сокращение ввозных таможенных пошлин на чувствительные товары. После снижения пошлин, а также внедрения дополненных мер правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, зарубежные инвесторы рассматривали СМ как «ворота» для дальнейшего проникновения на европейский рынок.

Для привлечения ПИИ СМ пошла по пути создания 15 зон технологического промышленного развития (ЗТПР) на удобных с точки зрения развития логистики территориях. Их резиденты получали право долгосрочной аренды земельных участков сроком до 99 лет, освобождение от налога на прибыль физических и юридических лиц в течение первых 10 лет, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин на товары, сырьё, машины и оборудование, возможность компенсации затрат на строительство до полумиллиарда евро в зависимости от объёма инвестиций и количества созданных рабочих мест. 7 из 15 ЗТПР (Скопье-1, Скопье-2, Прилеп, Штип, Струга, Тетово, Струмица) полноценно

1 База статистических данных ООН по торговле товарами. URL: https://comtrade.un.org/data/

2 Там же.

функционируют, 8 находятся на разных этапах развития. Инвесторами-резидентами ЗТРП являются британские (Johnson Matthey), немецкие (WIK Group, Technical textiles, Accomplast, Kostal, ODW Elektrik), итальянские (Vitillo, Diatech, Condevo), американские (Kemet, Aptiv, Adient, Gentherm, Adeintseating, Dura Automotive Systems, Lear Corporation, Joyson Safety Systems), бельгийские (Van Hool), швейцарские (Baumer), турецкие (Çagatay Kablo, Murat Ticaret), российские (Продис) и другие компании, специализирующиеся на производстве автокомпонентов и автозапчастей, товаров химической промышленности, электроприборов, товаров текстильной промышленности, отдельных компонентов и узлов для различных видов промышленности1.

С подписания ССА объём накопленных ПИИ увеличился в 4,6 раза, с 1,2 млрд долл. в 2002 г. до 5,6 млрд долл. в 2018 г.2 Инвестиции поступали в первую очередь из стран-членов ЕС (Австрии, Греции, Швейцарии, Словении, а также Венгрии, Кипра, Нидерландов, Германии). Доля европейских стран в притоке ПИИ значительно увеличилась после введения Македонией политики льгот и поощрений иностранных инвесторов. Среди ключевых компаний-инвесторов важнейшими являются три ТНК: немецкие Kromberg & Schubert и Draexlmaier, британская Johnson Matthey.

Привлечённые ПИИ усилили позиции Брюсселя как ключевого партнёра СМ по экспорту и импорту, а также привели к существенным изменениям в товарной структуре внешней торговли страны с ЕС.

Состав основных стран партнеров СМ во внешней торговле с Евросоюзом за рассматриваемый период не изменился: ими были и остаются Германия, Греция, Италия, Болгария. Однако их доля в импорте страны несколько снизилась (Германии - с 29,8% в 2001 г. до 18,6% в 2018 г., Греции - с 25,7 до 13,6%, Италии - с 15 до 9%, Болгарии - с 11,1 до 6,4%) в результате резкого увеличения доли Великобритании. В 2001 г. доля Великобритании в импорте СМ составляла 3,7%, а в 2018 г. - 15,3% при росте македонского торгового дефицита в двусторонней торговле до 741,9 млн долл. в 2018 году3.

Рост импорта из Соединенного Королевства обусловлен инвестициями британских компаний в экономику СМ. Так, открытие транснациональной корпорацией Johnson Matthey в 2010 г. завода по производству катализаторов для легких и тяжёлых автотранспортных средств, вызвало в буквальном смысле тектонические сдвиги во внешней торговле страны.

ССА, несмотря на брекзит, продолжает применяться в отношении двусторонней торговли стран4, однако вопрос о будущем режима свободной торговли между Лондоном и Скопье остаётся открытым [Энтина Е.Г., 2019].

1 Технологические зоны промышленного освоения. URL: http://fez.gov.mk/about-

us/#1516610898528-2342eb88-ed93 База данных Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx

3

База статистических данных ООН по торговле товарами. URL:https://comtrade.un.org/data/

4 UK trade agreements with non-EU countries in a no-deal Brexit

URL:https://www.gov.uk/guidance/uk-trade-agreements-wito-non-eu-countries-in-a-no-deal-brexit

В географической структуре экспорта СМ в страны Европейского союза ключевым торговым партнёром была и остаётся Германия, доля которой выросла с 22,2% в 2001 г. до 57,3% в 2018 г. Причина значительного повышения доли Германии в общем объёме македонского экспорта в ЕС - инвестиции немецких транснациональных корпораций Kromberg&Schubert (специализируется на разработке и производстве сложных систем электропроводки для автомобильной промышленности) и Draexlmaier (производство кабельных комплектов для автомобильной промышленности). В итоге не только резко увеличился внешнеторговый оборот Северной Македонии с Германией, но и сложился профицит торгового баланса страны в двусторонней торговле - 2,2 млрд долл. в 2018 г.

Таким образом в настоящее время во внешней торговле со странами ЕС Македония имеет самый большой дефицит торгового баланса с Великобританией1, а самый большой профицит - с Германией.

Анализ товарной структуры экспорта и импорта Северной Македонии со странами Евросоюза показывает более динамичные изменения. После распада СФРЮ и обретения страной суверенитета, в структуре экспорта СМ доминировали несколько групп товаров: сельскохозяйственная продукция, вино, табак и табачные изделия, текстильная продукция и продукция металлургии и металлообработки. В течение более 10 лет доступ на рынок стран ЕС для македонских экспортёров был ограничен. После либерализации взаимной торговли для "традиционных" товаров македонского экспорта серьёзных барьеров не осталось, однако их доля в совокупном объёме экспорта страны в ЕС начала уменьшаться. Причиной этому послужили инвестиции и дальнейшая деятельность иностранных компаний. Если товарная структура импорта менялась за счёт ввоза сырья и полуфабрикатов (прежде всего, товаров химической промышленности и драгоценных металлов) (табл. 2) для функционирования открывшихся предприятий, то структура экспорта - за счёт производства иностранными компаниями готовой продукции, изначально предназначенной для рынка стран ЕС (табл. 1).

В результате в настоящее время в топ-10 экспортируемых товаров СМ в страны ЕС входят: поддерживаемые катализаторы с драгоценными металлами - 1,2 млрд долл., инициаторы и ускорители реакций, каталитические препараты - 258,4 млн долл., машины и аппаратура для фильтрации или очистки газов - 724,9 млн долл., комплекты проводов зажигания и другие комплекты проводки для транспортных средств, самолётов или судов - 566,3 млн долл., комбинации приборов для электрического управления - 162,9 млн долл., части автомобильных сидений - 213,1 млн долл., автомобили для перевозки 10 и более человек - 206,4 млн долл., табак необработанный - 90,7 млн долл., свинцовые руды и концентраты - 81,4 млн долл., трубы, трубки и полые профили из железа - 76,4 млн. долл. На них приходится свыше 62% экспорта Северной Македонии в ЕС.

1 В соответствии с Соглашением о выходе Великобритании из ЕС, Лондон до конца 2020 г. остаётся членом Единого внутреннего рынка и Таможенного союза ЕС.

Таблица 1.

Доли основных товарных групп в экспорте Македонии в ЕС в 2001 г. и 2018 г., %%

2001 г. 2018 г.

Наименование товарной группы Доля, % Наименование товарной группы Доля, %

Предметы одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания 36,1 Химические продукты 25,6

Черные металлы 21,4 Электрические машины и оборудование, их части 17,2

Предметы одежды трикотажные машинного или ручного вязания 6,5 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части 13,6

Цинк и изделия из него 5,1 Предметы одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания 7,1

Обувь, гетры и аналогиные изделия; их части 4,8 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава 6,0

Электрические машины и оборудование, их части 3,2 Мебель; постельные принадлежности, матрацы, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели 4,9

Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус 2,8 Черные металлы 3,9

Табак и промышленные заменители табака 2,1 Руды, шлак и зола 3,8

Источник: составлено по данным Базы статистических данных ООН по торговле товарами - UN Comtrade Database available at https://comtrade.un.org/data/(accessed: 16.12.2019).

Основные статьи импорта СМ из ЕС: необработанная платина - 507,7 млн долл., газойли нефтяных или битумных минералов - 403,833 млн долл., необработанный палладий - 269,5 млн долл., изделия из керамики для химического или другого технического применения - 255,7 млн долл., химические продукты и препараты химической или смежных отраслей - 1,3 млрд долл., электрические проводники для низкого напряжения - 99,5 млн долл., медикаменты для терапевтических или профилактических целей - 81,99 млн долл., электроэнергия - 69,8 млн долл., прокат плоский из железа или нелегированной стали - 62,5 млн долл., части, подходящие для использования с электрической аппаратурой и комбинациями приборов для электрического управления - 61,9 млн долл. На них приходится свыше 55% импорта СМ из ЕС.

Что касается чувствительных промышленных товаров, то после первой волны снижения на 50% ввозных таможенных пошлин наметилась тенденция к увеличению их импорта, а с 2011 г., после полного обнуления пошлин, импорт составил 1,44 млрд долл. или 37,7% совокупного импорта из Европейского союза, т.е. за рассматриваемый период он увеличился в 11,3 раза. Наиболее существенные послед-

ствия для внешней торговли Северной Македонии наступили для текстильной и металлургической отраслей.

Таблица 2.

Доли основных товарных групп в импорте Македонии в ЕС в 2001 г. и 2018 г., %%

2001 г. 2018 г.

Наименование товарной группы Доля, % Наименование товарной группы Доля, %

Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части 10,7 Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы 13,8

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 9,4 Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 12,1

Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава 6,3 Электрические машины и оборудование, их части 10,3

Электрические машины и оборудование, их части 5,7 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части 6,2

Пластмассы и изделия из них 3,0 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава 6,0

Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона 2,1 Керамические изделия 5,0

Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные 2,0 Черные металлы 4,4

Мясо и пищевые мясные субпродукты 1,9 Пластмассы и изделия из них 4,1

Источник: составлено по данным Базы статистических данных ООН по торговле товарами - UN Comtrade Database available at https://comtrade.un.org/data/(accessed: 16.12.2019).

Текстильная продукция до режима свободной торговли составляла более 36% македонского экспорта в ЕС, торговый баланс по этим товарным группам был профицитным. После вступления в силу ССА, в абсолютном выражении экспорт текстильной продукции вырос с 320 млн долл. в 2001 г. до 552 млн долл. в 2018, однако доля в общем объёме экспорта сократилась до 6,5%. При этом наблюдался интенсивный рост импорта почти в 29 раз - с 12,9 млн долл. в 2001 г. до 373,6 млн долл. или 6,6% совокупного импорта из ЕС в 2018 г.

Несмотря на то, что либерализация правил ввоза европейской стали и металлургической продукции заняла 5 лет и регулировалась отдельным протоколом ССА, наблюдался стремительный рост импорта - с 7,6 млн долл. в 2001 г. до 30,7 млн долл. в 2007 г., затем до 249,4 млн долл. в 2018 г. В то время как македонский экспорт товаров данной группы в Европейский союз уменьшился со 120,1 млн долл. или 21,4% совокупного экспорта в ЕС в 2001 г. до 58,6 млн долл. (3,9%) в 2012 г.

Резкое падение было вызвано совокупностью факторов, таких как появление на рынке СМ мощных европейских конкурентов, мировой финансовый кризис, снижение цен на металлы на мировых товарных рынках и, как следствие, банкротство крупнейшего металлургического завода в Северной Македонии АО "Фени". Несмотря на восстановление национального металлургического сектора и последующий рост экспорта, с 2013 г. наблюдается тенденция к снижению его доли в македонском экспорте и увеличению отрицательного сальдо баланса по торговле продукцией металлургии и стали с ЕС.

Экспорт в Евросоюз чувствительных сельскохозяйственных товаров из СМ в рассматриваемый период вырос в 19,2 раза - с 0,8 млн долл. в 2001 г. до 16,4 млн долл. в 2018 г. Доля этих товаров в структуре экспорта составляла 0,1% и 0,3% соответственно. Импорт из ЕС вырос в 5,8 раз, с 30,1 млн долл. (4,2% совокупного импорта из ЕС) в 2001 г. до 174,6 млн в 2018 г. (3,1%). Несмотря на более высокие темпы роста македонского экспорта, дефицит торгового баланса страны по данной группе увеличился.

Таким образом, несмотря на выгоды режима свободной торговли в рамках ССА, основным фактором, определившим изменение структуры внешнеторговых потоков, являлись прямые иностранные инвестиции. Именно деятельность вновь открытых предприятий переориентировала македонский импорт на товары, необходимые для обеспечения производства, а экспорт - на промежуточную продукцию для автомобилестроения, преимущественно реализуемую на рынках стран ЕС.

Заключение

Сравнение ожиданий от ССА и его фактических результатов на макроэкономическом уровне - это тема, которую сейчас, 18 лет спустя, все больше обсуждают экономисты [Mojsovska, 2018; Qorraj, Jusufí, 2018]. Основным ожиданием было получение доступа к европейскому рынку для македонских товаров. Предполагалось, что будет простимулирован поток иностранных капиталовложений со стороны неевропейских инвесторов, для которых за счет освобождения от таможенных и других барьеров будет открыт европейский рынок.

Подписание ССА действительно привело к увеличению взаимной торговли. Однако импорт и экспорт Северной Македонии не росли пропорционально: импорт рос в два раза быстрее экспорта. Также в этот период произошла переориентация торговли балканской республики в пользу ЕС и усилилась концентрация экспортно-импортных потоков. Такая ситуация сложилась из-за асимметричного режима в торговле, который СМ получила по условиям соглашения, а не в результате повышения конкурентоспособности македонской экспортной продукции.

Безусловно, на македонский рынок поступили прямые иностранные инвестиции, но не от стремящихся к рынку ЕС неевропейских инвесторов, как ожидалось, а из стран ЕС, активном воспользовавшихся и выгодами соглашения, и льготами, предоставленными македонским правительством для обеспечения более высокой конкурентоспособности национальной продукции на рынке Евросоюза. СМ стала одной из стран, вовлеченных в цепочки стоимости транснациональных корпораций в автомобилестроении. Наблюдается замедленный рост или даже стагнация тради-

ционных для СМ текстильной и металлургической отраслей. Облегчение экспорта за счёт снижения таможенных пошлин и устранения количественных ограничений, конечно, было привлекательным для македонских компаний, однако фактический рост экспорта был ограничен уровнем развития отраслей в стране. Кроме того, беспошлинный экспорт на рынок ЕС был и остается связанным с требованиями ЕС по качеству продукции и соблюдению стандартов, которые большинство македонских национальных производителей выполнить не могут. В целом, можно сказать, что Северная Македония оказалась практически в полной экономической зависимости от Европейского союза.

С другой стороны, в 2018 г. торговый баланс СМ и ЕС впервые стал положительным, дефицит счёта по текущим операциям снизился почти в 10 раз, с 235 млн долл. в 2001 г. до 25 млн долл. в 2018 г. За исследуемый период (с 2001 до 2018 г.) доход на душу населения увеличился с 1815 до 6083 долл., безработица снизилась с 37 до 21,5%\ Таким образом, для Македонии как государства с малой экономикой, в отсутствие реальной альтернативы, ССА оказалось единственным возможным вариантом улучшения социально-экономического положения страны.

Список литературы

Буланникова Ю.А. (2010) Процесс интеграции стран Западных Балкан в Евросоюз. Вестник МГИМО Университета, № 2, с. 1-8.

Власова К. (2014) Парадоксы балканской политики Европейского союза. Современная Европа, №3 (59), с. 117-126.

Кандель П. (2018) Что нового в стратегии ЕС на Западных Балканах? Современная Европа, №5, с. 17-24.

Энтина Е.Г. (2019) Приоритеты политики США, ЕС и Великобритании в Западнобалканском регионе после брекзита. Россия и современный мир, №1 (102), с. 72-83.

References

Bulannikova Yu.A. (2010) Process integracii stran Zapadnyh Balkan v Evrosoyuz. Vestnik MGIMO Universiteta, № 2, pp. 1-8.

Vlasova K. (2014) Paradoksy balkanskoj politiki Evropejskogo soyuza. Sovremennaya Evropa, №3 (59), pp. 117-126.

Kandel' P. (2018) CHto novogo v strategii ES na Zapadnyh Balkanah? Sovremennaya Evropa, №5, pp. 17-24.

Entina E.G. (2019) Prioritety politiki SSHA, ES i Velikobritanii v Zapadnobalkanskom regione posle brekzita. Rossiya i sovremennyj mir, №1 (102), pp. 72-83.

Silvana Mojsovska, (2018), The case of Macedonia, // Effects of the SAA on trade with EU, Effects of Stabilization and Association Agreements and CEFTA 2006 on WB6 European integration and regional cooperation: Achievements and ways forward, Belgrade: European Movement in Serbia, pp. 57-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gazmend Qorraj, Gezim Jusufi (2018), The EU Stabilization and Association Agreement for the Western Balkans: Between Challenge and opportunities. Croatian International Relations Review - CIRR XXIV (81), pp. 51-68.

Stabilization and Association Agreement between Republic of Macedonia and the EU" available at http://www.sep.gov.mk/data/file/SSA/SSA(1).pdf (accessed: 08.02.2020).

Additional Protocol adjusting the trade aspects of the Stabilisation and Association Agreement between the European Communities and their Member States, and the Republic of Macedonia available at

1 База статистических данных Всемирного банка. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?locations=MK&view=chart

https://www. sobranie.mk/WBStorage/F iles/Additional%20Protocol%2027.11.2001.pdf (accessed:

08.02.2020).

The World Bank Open Data available at https://data.worldbank.org/(accessed: 26.02.2020).

UN Comtrade Database available at https://comtrade.un.org/data/(accessed: 16.12.2019).

Agency for Foreign Investments and export promotion of Republic of North Macedonia available at http: //www. investinmacedonia. com/(accessed: 23.12.2019).

National bank of the Republic of North Macedonia available at http://www.nbrm.mk/ns-newsarticle-direktni-investicii—sostojbi.nspx(accessed: 21.12.2019).

Technological zones for industrial development available at http://fez.gov.mk/about-us/#1516610898528-2342eb88-ed93 (accessed: 21.12.2019).

The Impact of the Stabilization and Association Agreement on the foreign Trade of the Republic of North Macedonia with EU

Authors: Andronova I., Doctor of Sciences (Economics), Head of the Department of International Economic Relations, Professor, Federal state autonomous educational institution of higher education "Peoples' Friendship University of Russia" (RUDN University). Address: 6 Miklukho-Maklaya str., Moscow, Russia, 117198. E-mail: aiv1207@mail.ru

Minovska M., Master of International Trade Program, Federal state autonomous educational institution of higher education "Peoples' Friendship University of Russia" (RUDN University). Address: 6 Mi-klukho-Maklaya str., Moscow, Russia, 117198. E-mail: milaminovska@gmail.com

Dyuzheva N., Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of International Economic Rrelations, Federal state autonomous educational institution of higher education "Peoples' Friendship University of Russia" (RUDN University). Address: 6 Miklukho-Maklaya str., Moscow, Russia, 117198. E-mail: dioujeva@yandex.ru

Abstract. The countries of the Balkan region fall within the EU's sphere of geopolitical interests, and the EU applies there the mechanisms tested during the Eastern Enlargement. Among these mechanisms are the bilateral association and stabilization agreements and the free trade zone. The article explores the provisions of the Stabilization and Association Agreement between the EU and Macedonia of 2001 in terms of the formation of a bilateral free trade regime and reveals its influence on the dynamics and geographical structure of Macedonian export-import flows. The analysis proves that as a result of the implementation of the Stabilization and Association Agreement with the EU, North Macedonia received a significant influx of foreign investment, developed new industries embedded in the global value chains of European transnational corporations in the automotive industry while losing its previously high competitive advantages (traditional textile and metallurgical industries). Imports of North Macedonia became reoriented towards the import of goods necessary to support the production of foreign companies, while exports - towards finished and intermediate products used in the production of final goods in the EU. The concentration of Macedonian foreign trade, especially in exports to the European Union has also increased sharply. The EU investors benefited from the Stabilization and Association Agreement, which facilitated the liberalization of mutual trade, combined with the benefits established by the authorities of North Macedonia for foreign investors and savings on production costs due to the cheaper Macedonian labor force. The described processes contributed to economic growth, industrial restructuring and improving the export structure. However, they also led to almost complete dependence of the country's socio-economic development and its economic policy on the EU.

Keywords: European Union, Northern Macedonia, Stabilization and Association Agreement, foreign trade, preferential trade regime, free trade regime.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220207889

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.