Научная статья на тему 'Влияние СМИ на формирование личности подростка'

Влияние СМИ на формирование личности подростка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
287
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / Интернет / СМИ / влияние СМИ на сознание подростка. / teenager / Internet / media / influence of media on the consciousness of a teenager

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Турлыкова Ирина Валерьевна

Каждый человек в условиях современного общества ежедневно сталкивается со средствами массовой информации. Они оказывают непосредственное влияние на формирование личности любого гражданина. Особенно это актуально для подростков, которые считаются наиболее восприимчивым к влиянию информации категорией населения. В данной статье рассматриваются основные способы влияния СМИ на несовершеннолетних граждан, а также последствия этого явления. СМИ в современных условиях требуется хороший и качественный контент, направленный на популяризацию ЗОЖ и культурных ценностей. Это позволит направить энергию подрастающего поколения в «мирное русло». Здесь сказывается все та же «внушаемость» молодого поколения. Ведь то, что они будут видеть на экране, то они и будут стараться повторить в своей реальной жизни. Это следует учитывать, перед тем, как выкладывать в свободный доступ очередной рекламный ролик или что-то подобное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE FORMATION OF A TEENAGER’S PERSONALITY

Every person in modern society encounters the media every day. They have a direct impact on the formation of the personality of any citizen. This is especially true for teenagers, who are considered the most susceptible category of the population to the influence of information. This article examines the main ways the media influence minor citizens, as well as the consequences of this phenomenon. In modern conditions, the media requires good and high-quality content aimed at popularizing a healthy lifestyle and cultural values. This will allow us to direct the energy of the younger generation in a “peaceful direction.” The same “suggestibility” of the younger generation is reflected here. After all, what they see on the screen is what they will try to repeat in their real lives. This should be taken into account before releasing another commercial or something similar.

Текст научной работы на тему «Влияние СМИ на формирование личности подростка»

Влияние СМИ на формирование личности подростка

Турлыкова Ирина Валерьевна,

научный сотрудник ФГБУН «Центр исследования проблем безопасности РАН» E-mail: alex_tu_83@mail.ru

Каждый человек в условиях современного общества ежедневно сталкивается со средствами массовой информации. Они оказывают непосредственное влияние на формирование личности любого гражданина. Особенно это актуально для подростков, которые считаются наиболее восприимчивым к влиянию информации категорией населения. В данной статье рассматриваются основные способы влияния СМИ на несовершеннолетних граждан, а также последствия этого явления. СМИ в современных условиях требуется хороший и качественный контент, направленный на популяризацию ЗОЖ и культурных ценностей. Это позволит направить энергию подрастающего поколения в «мирное русло». Здесь сказывается все та же «внушаемость» молодого поколения. Ведь то, что они будут видеть на экране, то они и будут стараться повторить в своей реальной жизни. Это следует учитывать, перед тем, как выкладывать в свободный доступ очередной рекламный ролик или что-то подобное.

Ключевые слова: подросток, Интернет, СМИ, влияние СМИ на сознание подростка.

Современному человеку постоянно приходится сталкиваться со средствами массовой информации, хочет он этого или нет. Новости показывают в качестве рекламной паузы. Проходя по улице или путешествуя в общественном транспорте, гражданин непроизвольно слышит радио.

Интернет также пестрит сообщениями на новостную тематику.

Все это позволяет СМИ оказывать определенное влияние на формировании личности человека, а также на его восприятие определенных событий. Ведь одну и ту же информацию можно подать как в положительном, так и в отрицательном ключе. Это особенно актуально для детей и подростков, которые по роду своего мышления непроизвольно стремятся к постоянному изучению новой информации.

Общая тенденция

Статистика показывает, что примерно 72% людей узнают о последних мировых событиях с помощью средств массовой информации. Примерно 18% подростков принципиально не интересуются этой темой. Оставшееся количество использует для получения информации о произошедших событиях сторонние источники.

Но здесь у подростков выявляется интересная закономерность практически все из них (32 из 33 человек) узнают новости из интернета. При этом они не особо обращают внимание на непосредственные первоисточники информации.

Более того, согласно данным опросов, 58% подростков не считают нужным проверять данные, которые они получили с помощью СМИ. Соответственно, они всецело верят полученной информации, а это уже позволяет различным изданиям оказывать серьезную манипуляцию на их сознание.

При этом большинство подростков использую СМИ для того, чтобы узнать не столько политические события, сколько новости из сферы моды, образования и жизни известных людей. На этом и делается основной акцент. Ведь определив интересы целевой аудитории СМИ стало постепенно внедрять в информацию ненавязчивые факты о конкретных событиях, которые им выгодно пропагандировать.

Согласно исследованию, 90% подростков понимают, что СМИ манипулируют их сознанием. Однако это не является причиной для отказа от их просмотра. Наоборот. Подростки продолжают заходить на новостные сайты. Информация, размещенная там, воспринимается ими как единственно верная.

сз о

Оказывает ли СМИ положительное влияние на формирование личности подростка

У СМИ есть как положительные, так и отрицательные моменты. К первым относится развитие у подростка понимания происходящих в мире процессов. На экране постоянно анализируются разные ситуации. Подростки стремятся делать также. Соответственно, у них вырабатывается логическое мышление. Они учатся высказывать свое мнение.

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

СМИ пропагандируют идеи. Они разные. Просматривая новости, подросток выбирает ту, которая ему ближе. Это позволяет сформировать собственное мировоззрение. Сказывается большое число тезисов на экране. Юноши и девушки начинают вникать в мировые проблемы. Они становятся «специалистами» как в политике, так и в экологии.

Это вырабатывает социальную ответственность. Подросток понимает, что он часть большого мира. От него зависит не только выполненное домашнее задание, но и более широкие аспекты. Формируются четкие границы «хорошего» и «плохого». Это положительно влияет на личность молодых людей.

СМИ транслируют новости мирового масштаба. Так подросток узнает о жизни в других странах. Он начинает понимать преимущества отдельных государств и их недостатки.

Развиваются социальные навыки. Формируется свой стиль общения (который создается под влиянием просмотренного материала). Появляются новые друзья. Часть из них разделяет интересы подростка. Часть просто ему «нравится». Это повышает комфорт общения для обеих сторон.

Появляется уверенность в завтрашнем дне. Здесь сказываются просмотренные новости и фильмы. В них, как правило, утверждается, что в государстве все хорошо. Поводов для беспокойства нет. Уверенность в завтрашнем дне очень важна. Благодаря ей человек может строить долгосрочные планы на жизнь. Решает продолжать образование. Выбирает профессию.

Средства массовой информации вдохновляют подростков. Люди, которых показывают в СМИ, становятся кумирами юношей и девушек. Они стремятся им подражать. Это формирует определенный стиль общения. Главное, чтобы кумир оказался положительным. Но это часто и используется СМИ. Ведь если какой-нибудь известный деятель говорит, что «наркотики - это плохо», многие его «фанаты», отказываются от употребления вредных веществ.

Также средства массовой информации здорово мотивируют. В Российской Федерации это стало особенно актуальным в последние 10-15 лет, когда с экранов пропала реклама алкоголя, табачной продукции и пр. Наоборот, сегодня большинство СМИ пропагандируют здоровый образ жизни, занятие активными видами спорта, путешествия по России и т.д. Причем все это стараются подкреплять примерами известных людей. Периодически в СМИ появляется информация о проведении различных конкурсов и спортивных состязаний. Все это способно неплохо мотивировать подрастающее поколение. Ведь юные зрители очень впечатлительны. Увидев успех своих сверстников по телевизору или в интернете, большинство подростков спросит себя: «Если он смог, то может стоит попробовать и мне?». Так, благодаря СМИ активно пополняются ряды спортсменов, туристов, участников олимпиад и пр.

Также СМИ при правильном использовании способны повысить уровень образования подростка. Ведь сейчас в интернете, журналах и пр. можно найти информацию практически по любому вопросу. Соответственно, если юный гражданин чем-то увлекается, он может использовать средства массовой информации для получения данных о предмете своего интереса.

£ Отрицательное влияние СМИ

со

сэ Политические и прочие аспекты в СМИ более актуальны

ем для взрослой аудитории. Поэтому здесь они рассматри-

аЁ ваться не будут. К тому же политикой и прочими серьез-

ными вопросами человек в основном начинает интересоваться в более зрелом возрасте. У подростка такие темы вызывают простое недоумение (хотя бывают и исключения).

Главным отрицательным моментом во влиянии СМИ на юных граждан многие психологи и исследователи считают искажение образа тела. Благодаря средствам массовой информации подросток ежедневно видит «идеальных» людей. У них накаченные мышцы, рельефный пресс и пр. Если у самого гражданина этого нет, то у него в лучшем случае развивается комплекс неполноценности. И здесь возможны несколько вариантов развития событий.

Во-первых, подросток может начать стремиться к идеалу. Но делать это следует в меру. Тогда перед юным гражданином во всей красе расцветает мотивация. «Смог один, смогут и другие. Не смог никто, будешь первым». В результате человек начинает заниматься спортом, достигает успехов в туризме или творчестве. Ведь он стремиться соответствовать идеалу. Однако к сожалению, такой вариант развития событий наблюдается лишь в 25-30% случаев.

Во-вторых. Подросток может впасть в депрессию, вызванную тем самым комплексом неполноценности. При этом юный гражданин будет выявлять у себя все новые и новые недостатки. Все это чревато серьезными нарушениями психики, которые могут иметь очень печальные последствия.

В третьих. Подросток может «удариться в крайности». В погоне за идеальным телом юноши и девушки садятся на жесткие диеты, превышают нормы спортивных тренировок и пр. Все это заканчивается серьезными нарушениями здоровья. Нередко подросткам приходится обращаться за медицинской помощью.

Все это загоняет человека в определенные рамки, навязанные ему средствами массовой информации. Если определенных критериев при этом придерживается большая часть коллектива (например, школьного класса), то для подростков, взгляды которых хоть немного отличаются от «общепризнанных стандартов», начинается настоящая травля среди сверстников. Человек становится «одиночкой», что также редко заканчивается чем-то хорошим.

Еще один негативный аспект, который выделяют специалисты при проведении исследований касательно влияния средств массовой информации на формирование личности подростка, заключается в том, что «делают» насилие нормальным.

Если посмотреть на современные фильмы, телепередачи и пр. можно заметить, что по даже по сравнению с прошлым веком в них стало намного больше жестоких моментов. Причем здесь речь идет не только о лентах про войну и другие страшные события. Элементы насилия внедряются в видеоигры, сериалы и пр.

Когда подросток часто видит такое на экране, для него жестокость становится обыденным делом. Он начинает считать, что только так можно построить отношения с другими людьми. Со временем, грань между фантазией (когда человек понимает, что это лишь художественный вымысел и так делать нельзя) и реальным миром начинает исчезать. Человек начинает жить как бы в навязанном ему мире со своими законами и принципами. В результате, если подросток вовремя не остановится, он может сам начать совершать противоправные действия.

Причем в современном мире это нередко преподносится как что-то нормальное. К примеру, еще полвека назад, когда в СМИ проскакивала информация о каком-то элементе насилия, то зрителю сразу же давали понять,

насколько это плохо. Сейчас же такие элементы нередко преподносят как какую-то «романтику» или необходимость. К сожалению, результат не заставляет себя долго ждать. Возросший уровень преступности среди подростков это наглядно подтверждает.

Также в средствах массовой информации нередко можно увидеть рекламу алкогольной и табачной продукции (хоть и не прямую). Подростка очень легко заинтересовать чем-то новым. Когда он видит, что его кумир употребляет спиртные напитки или курит сигареты, молодой человек непроизвольно старается подражать ему.

Причем реклама алкоголя и табака в 21 веке перешла на новый уровень. Если раньше продукцию открыто предлагали купить, то сегодня маркетологи «заходят с другого конца». Открыто приобрести такую продукцию уже никто не предлагает (благо этот вопрос регламентируют определенные нормативно-правовые акты и прямые законы). Но при этом в различных художественных вставках (например, в фильмах, играх или новостях), человеку как бы косвенно намекают, что алкоголь и сигареты позволяют легко расслабиться и ощутить своеобразное «блаженство». Создается образ этакого успешного бизнесмена, который постоянно отдыхает на Мальдивских островах в обнимку с красивой девушкой и бокалом вина.

Взрослый человек уже давно выработал свое отношение к алкоголю. Он либо пьет, либо не пьет. А вот с подростками в этом плане сложнее. Да, родители и учителя постоянно рассказывают им о вреде алкоголя и табака. Но это юноши и девушки только слышат. Т.е. это фактически слабо подтвержденная информация.

А вот когда в СМИ появляется тот самый «успешный бизнесмен», подростки наглядно видят это. У них, под влиянием таких рекламных или художественных вставок начинает формироваться образ того, что алкоголь - это своеобразный «залог успеха» (ведь бизнесмен же пьет!). Причем зрительная информация влияет на человека намного сильнее, чем текстовая.

В результате СМИ удается достичь главного - подросток впервые в жизни пробует алкоголь. А дальше все уже зависит от самого человека. Либо он покажется ему отвратительным и он навсегда бросит пить, либо спиртное понравится ему и он начнет употреблять его на регулярной основе (с сигаретами тоже самое).

Также к числу негативных последствий влияния СМИ можно отнести и сокращение реального общения. Если раньше, для того чтобы поболтать с друзьями люди встречались с ними на улице, то сейчас ситуация изменилась. Под влиянием СМИ идет активная «виртуализация» общения.

И опять же здесь все упирается в то, что подросток видит на экране. Да, бывают приятные исключения, когда под влиянием просмотренных фильмов молодые люди находят единомышленников, начинают общаться с ними и заниматься активным отдыхом.

Но в большинстве случаев на экране подросток видит, что его кумиры постоянно разговаривают по телефону, сидят в социальных сетях и прочее. Как уже говорилось ранее, юноши и девушки непроизвольно начинают подражать им.

Но сказывается и другой момент. У любого человека есть так называемый «информационный голод», когда гражданину просто хочется узнать что-то новое, послушать последние сплетни и новости. Еще 20-30 лет назад для его удовлетворения собирались во дворах и устраивали «посиделки до утра».

Сейчас для этого достаточно зайти в интернет. Здесь человек может пообщаться со своими друзьями, найти

знакомых по интересам, посмотреть последние мировые события и пр. Причем на это не нужно тратить время.

Подросткам такой формат общения кажется более удобным (опять же во многом под влиянием СМИ). Ведь юноше или девушке не нужно долго собираться на улицу. При этом пообщаться с друзьями в режиме онлайн можно в любую погоду.

Также не следует забывать, что многие средства массовой информации работают под контролем определенных структур. Т.е. в эфир выпускается только то, что хотят видеть на экране определенные личности. Взрослый человек понимает эту специфику. Поэтому, если его заинтересует какая-то новость, он, как правило, находит про нее информацию в нескольких источниках.

У подростков все по-другому. Они привыкли верить одному источнику (ведь не может же их обманывать любимый телеведущий?!). Попытки доказать обратное нередко приводят к конфликтам.

В результате молодые граждане получают крайне субъективную информацию, которая не основана на мнении большинства. Как следствие - у подростка в определенных моментах формируется ограниченное мышление. Он привыкает думать так, как ему «прикажут» СМИ.

Конечно, бывают и исключения. Ведь любознательные люди никуда не делись и в 21 веке. Но, к сожалению, таких исключений в подростковой среде встречается крайне немного.

Из-за этого СМИ получает возможность контролировать мнение определенной категории населения. Но основная проблема здесь в том, что средства массовой информации не всегда используют такую возможность во благо.

Здесь стоит привести банальный пример. Предположим, что в продаже появился какой-то новый телефон. Его начинают рекламировать «из каждого утюга». Подросток видит информацию о нем у популярных блогеров, по телевизору, в социальных сетях, во всплывающей рекламе в интернете и пр.

На подсознательном уровне молодому человеку начинает казаться, что телефон действительно заслуживает внимания, раз его рекламируют такие популярные люди. Но ведь это еще не означает, что телефон действительно окажется хорошим. Ведь практически любую рекламу можно проплатить. В этом случае СМИ банально навязывают подростку свое мнение.

Заключение и выводы

Проанализировав проведенное исследование, можно с уверенностью сказать, что СМИ оказывает огромное влияние на формирование подростка как личности. Причем оно выражается в различных аспектах. Здесь есть как положительные моменты, так и отрицательные.

Сказывается то, что подростки наиболее «внушаемая» группа населения. Им легко навязать чужое мнение. Ведь молодые люди и девушки даже в своем нежном возрасте все еще продолжат изучать этот мир. У них еще не полностью сформировалось мировоззрение. Соответственно, определенные взгляды на жизнь еще могут измениться. И этом им активно «помогает» СМИ.

Как видно из материала приведенного выше, в большинстве случаев средства массовой информации оказывают негативное влияние на формирование личности подростка (хотя бывают и приятные исключения). Это приводит к тому, что молодые люди начинают вести себя более неадекватно. Их действия при определенном стечении обстоятельств, могут стать опасными для общества, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

Основным «инструментом давления СМИ» является интернет. Современные подростки проводят в нем много времени. Даже путем небольших вставок в социальные сети или всплывающей рекламе можно натолкнуть молодых людей на определенные мысли, чем СМИ активно и занимаются последние годы.

Но можно ли что-то сделать? Да, можно. Профилактические беседы в этом случае помогают редко. Сказывается переходный возраст и другие психологические аспекты взрослеющего человека. Поэтому многие аналитики склоняются к мнению, что единственный вариант снизить негативное влияние СМИ на формирование личности подростка состоит в ужесточении цензуры.

Здесь речь идет об удалении из фильмов и игр сцен с элементами насилия, а также полный запрет на рекламу, где пропагандируется нездоровый образ жизни. Т.к. все это может хоть и непроизвольно, но заинтересовать подростков.

И наоборот. От СМИ в современных условиях требуется хороший и качественный контент, направленный на популяризацию ЗОЖ и культурных ценностей. Это позволит направить энергию подрастающего поколения в «мирное русло». Здесь сказывается все та же «внушаемость» молодых людей и девушек. Ведь то, что они будут видеть на экране, то они и будут стараться повторить в своей реальной жизни. Это следует учитывать, перед тем, как выкладывать в свободный доступ очередной рекламный ролик или что-то подобное.

Литература

1. Аверин А.Н. Социальная информация. Учебное пособие. М., 2006.

2. Алферов А.Д. Психология развития школьников. -Ростов н/Д, 2000. - 416с

3. Кузина, С. В. (РАГС). Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В.

4. Кузнецова Т. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка // Библиотечное дело. - 2008. - № 5. - С. 13-16

5. Овчарова Р.В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 106-108.

6. Овчарова Р. В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. -2011. - № 3. - С. 103-108.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации».

£2

u

CO

CM

CM

CM

^

z

30

8. Единый портал молодежного парламента России [электронный ресурс] - newparlament.ru

9. Молодежный форум [электронный ресурс] - christ-socio.info

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам [электронный ресурс] -http://ms-solutions.ru

11. Свободная энциклопедия [электронный ресурс] -ru.wikipedia.org/

THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE FORMATION OF A TEENAGER'S PERSONALITY

Turlykova I.V.

Center for Research of Security Problems of the Russian Academy of Sciences

Every person in modern society encounters the media every day. They have a direct impact on the formation of the personality of any citizen. This is especially true for teenagers, who are considered the most susceptible category of the population to the influence of information. This article examines the main ways the media influence minor citizens, as well as the consequences of this phenomenon. In modern conditions, the media requires good and high-quality content aimed at popularizing a healthy lifestyle and cultural values. This will allow us to direct the energy of the younger generation in a "peaceful direction." The same "suggestibility" of the younger generation is reflected here. After all, what they see on the screen is what they will try to repeat in their real lives. This should be taken into account before releasing another commercial or something similar.

Keywords: teenager, Internet, media, influence of media on the consciousness of a teenager.

References

1. Averin A.N. Social information. Tutorial. M., 2006.

2. Alferov A.D. Psychology of development of schoolchildren. -Rostov n/d, 2000. - 416 p.

3. Kuzina, S. V. (RAGS). The role of the media in the formation of cultural priorities of youth / S.V.

4. Kuznetsova T. Change of cultural paradigm: how it affects the formation of a teenager's personality // Library Science. -2008. - No. 5. - P. 13-16

5. Ovcharova R.V. Moral development of personality: from childhood to adolescence // Theory and practice of social development. - 2013. - No. 11. - P. 106-108.

6. Ovcharova R.V., Gizatullina E.R. Psychological structure of the moral sphere of a teenager's personality // Pedagogical education in Russia. - 2011. - No. 3. - P. 103-108.

7. Federal Law of the Russian Federation of July 27, 2006 "On information, informatization and information protection."

8. Unified portal of the Russian Youth Parliament [electronic resource] - newparlament.ru

9. Youth Forum [electronic resource] - christsocio.info

10. Open library of scientific collections in the humanities [electronic resource] - http://ms-solutions.ru

11. Free encyclopedia [electronic resource] - ru.wikipedia.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.