2012 Философия. Социология. Политология №4(20), вып. 1
УДК 14: (00+62)
А.А. Карташова
ВЛИЯНИЕ СЛОЖНОГО МЫШЛЕНИЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современное образование столкнулось с массой негативных явлений. Кризисное состояние образования рассматривается с философской точки зрения. В статье проведен анализ традиционного и современного образования. Особое внимание уделяется такому понятию, как «сложное мышление», и его влиянию на сложившуюся в образовании ситуацию.
Ключевые слова: образование, «сложное мышление», культура, менталитет, диалог.
Состояние образовательной системы в современном мире крайне противоречиво. С одной стороны, образование в ХХ в. стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности, причем во второй половине ушедшего века в системе образования в мире прошло подготовку больше людей, чем за всю предыдущую историю человечества. Огромные достижения в сфере образования легли в основу грандиозных социальных преобразований и научно-технологического прогресса. С другой стороны, бурное расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются резким обострением проблем в этой сфере в ХХ1 в. До сих пор для многих стран актуальными являются следующие проблемы: ликвидация неграмотности, достижение необходимого качества, нехватка квалификационных преподавателей, недостаток финансирования, трудоустройство «образованных безработных», разрыв мира знания и сферы образования, отсталость образовательных технологий, кризис управления, кризис эффективности и производительности образовательной системы.
Произошел переход от традиционного к инновационному образованию, от знаниевой парадигмы к компетентностной, возникло и другое его понимание, поэтому необходимы и другие подходы его осмысления и оценивания. В связи с этим образовательные проблемы и пути их решения становятся весьма актуальными в настоящее время.
В современном обществе объем информации удваивается каждые восемь лет. Перед образованием встает задача не трансляции информации, а умения добывать, систематизировать и анализировать ее. Возникают вопросы: чему и как учить?
Необходимость реформирования образования обусловливается трансформацией мышления, вызванной познанием нелинейных сложных систем. Термин «сложное мышление» принадлежит Э. Морену, президенту Ассоциации сложного мышления, который является признанным международным авторитетом в области теории сложного мышления. Он был противником разделения знаний на обособленные дисциплинарные области и указывал на
то, что в знании открывается новый смысл, когда возникают связи между различными областями дисциплинарного знания.
«Сложное мышление» ставит перед образованием проблему перехода к межкультурной коммуникации, которая предполагает включение человека в общую картину мира, понимание мира как сложной самоорганизующейся системы с общим для всего человечества разумом. Философско-мировоззренческое и методологическое раскрытие такого понимания мира возможно только с точки зрения междисциплинарного подхода, который активно используется в сложном мышлении и в современной науке [1. С. 2022].
Новый способ мышления в образовании особое внимание уделяет коммуникации, диалогу между учителем и учениками. В этом случае ученик из пассивного объекта педагогического воздействия становится активным участником коммуникации, акты его рассуждений приобретают нелинейную организацию, «которая воплощается в дискурсе - новой единице анализа актов смыслополагания и смыслопостижения» [2. С. 109]. Как известно, этому способствует Болонский процесс, благодаря которому происходит замена монолога преподавателя его диалогом со студентом. Это приводит к развитию самостоятельного мышления, т. е. к саморазвитию.
«Сложное мышление» неразделимо с информационными технологиями, электронными формами коммуникации, глобальными сетями Интернет и др. Единая современная стратегия взаимодействия между наукой и образованием способствует появлению новых установок и стратегий в теории образования, конструированию новых концепций и моделей его развития, ориентированных на междисциплинарность исследований.
Развитие современного знания и образования, их взаимопроникновение создают возможность представить образовательную реальность как процесс самоорганизации, а также проанализировать социокультурные особенности процессов адаптации самоорганизационных представлений к образованию. Процесс самоорганизации образования можно рассматривать как процесс самоорганизации дисциплинарных и междисциплинарных коммуникаций с точки зрения сетевого подхода и сетевой парадигмы, трансформирующей все социально-коммуникативные структуры и технологии производства, воспроизводства и передачи знаний.
Рассмотрение образования как процесса трансляции, передачи знаний и навыков или «трансляции культурных образцов новым поколениям людей» является традиционным [3. С. 145]. Но образование - это не только совокупность формальных институций, обеспечивающих передачу знаний и навыков, не только процесс обучения - освоения этих знаний и навыков, но и процесс формирования личностных качеств и мировоззренческих установок. Осваивая культурный опыт, человек формируется в «человеческом качестве». Но речь должна идти «о формировании, коррекции или преобразовании не только индивидуального менталитета, но и менталитета социума». «В конечном итоге, - как пишет Б. С. Гершунский, - высшей ценностью и иерархически высшей целью образования являются именно ментальные характеристики и личности, и социума в их естественной взаимосвязи и взаимозависимости» [4. С. 173].
Влияние сложного мышления на преодоление кризиса в образовании
Менталитет является одной из ступеней образовательной лестницы, которая включает грамотность, образованность, профессиональную компетентность, культуру, менталитет. Каждая из ступеней этой лестницы имеет свою специфику. Грамотность характеризует наличие знаний и первоначального образа мира, умений, навыков, а также духовных ориентиров познания и существования в мире. Образованность, характеризуя «личностные образовательные приобретения», является качеством развившейся личности, которая становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями образованности являются системность знаний и мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. По Б.С. Гершунскому, «Культура - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность» [Там же. С. 267].
Менталитет является одной из ступеней образовательной лестницы, которая включает грамотность, образованность, профессиональную компетентность и культуру. Каждая из ступеней этой лестницы имеет свою специфику. Грамотность характеризует наличие знаний и умений, навыков, а также духовных ориентиров познания и существования в мире. Образованность является качеством развившейся личности, которая становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями образованности являются системность знаний и мышление, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Высшей ценностью, иерархически высшей целью и «продуктом» образования является менталитет.
Культурная ситуация современности ставит перед естественнонаучным образованием специалистов новые задачи. Во-первых, сформировать идею единой целостной культуры путем сближения естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Идеи и принципы современного естествознания должны изучаться в контексте гуманитарных ценностей и наоборот.
Во-вторых, научить мыслить в соответствии с современным типом научной рациональности. Естественнонаучное образование должно способствовать выработке «культуры мышления» личности, позволяющей ей быть открытой для плодотворного диалога с другими.
В-третьих, дать знания в виде целостной междисциплинарной системы традиционного и современного знания и ввести в эту систему идеи глобального эволюционизма, самоорганизации. Коммуникативно-диалоговая модель образования главную роль отводит самой личности, ее взаимодействию с собой, другими, окружающей средой, другими культурами. Только в ходе диалога совершается результативная деятельность, являющаяся сущностью культуры.
В-четвертых, воспитать нового современного субъекта, т.е. сформировать ответственную, самостоятельную и рациональную личность.
В-пятых, выработать определенный идеал человека, обеспечивающий экзистенциальные потребности личности: потребности в обретении смысла жизни, самореализации, самоидентификации, экзистенциальной коммуникации, без чего формирование ответственной, рационально мыслящей и действующей личности невозможно.
В-шестых, сформировать современное мировоззрение и дать знание ценностей современного мира.
Задачи, которые ставят перед образованием информационное общество и наука, доказывают мысль, что преодоление кризиса образования возможно, если оно будет «вписываться» в сетевое, коммуникативно-диалоговое пространство бытия человека и обретет гуманистическую направленность.
На основании вышеизложенного можно заключить, что современное образование должно научить мыслить в соответствии с принципами современной науки и информационно-технологическими реалиями современного общества.
Литература
1. Морен Э. Метод. Природа Природы. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 464 с.
2. ОгурцовА.П. Философия науки эпохи Просвещения. М.: Наука, 1993. 213 с.
3. Смирнов С.А. Содержательные (парадигмальные) аспекты высшего социально-гуманитарного образования // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. М., 2003. 345 с.
4. ГершунскийБ.С. Философия образования. М., 1998. 697 с.