Научная статья на тему 'Влияние сложного мышления на преодоление кризиса в современном образовании'

Влияние сложного мышления на преодоление кризиса в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / «СЛОЖНОЕ МЫШЛЕНИЕ» / КУЛЬТУРА / МЕНТАЛИТЕТ / ДИАЛОГ / "COMPLEX THINKING" / EDUCATION / CULTURE / MENTALITY / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Анна Александровна

Современное образование столкнулось с массой негативных явлений. Кризисное состояние образования рассматривается с философской точки зрения. В статье проведен анализ традиционного и современного образования. Особое внимание уделяется такому понятию, как «сложное мышление», и его влиянию на сложившуюся в образовании ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of difficult thinking overcoming on a crisis in the modern education

State of the education system is highly inconsistently in the world today. On the one hand, education has been one of the most important spheres of human activity in the twentieth century, and on the other hand, the rapid expansion of education and changing its status is accompanied by a sharp worsening of problems in this area in the twenty-first century. The article is devoted to the problems of modern education, associated with the transition from traditional to innovative education. The crisis of education is viewed from a philosophical point of view. The article presents the comparative assessment of traditional and modern education. Special attention is paid by such a concept as ";complex thinking" and its impact on the current situation in education. Information society and science set above problems to society: 1) formation of a common strategy between modern science and education; 2) convergence of the natural sciences and humanitarian sciences, science and art; 3) organization of thoughts, in accordance with the modern type of scientific rationality; 4) creation of a comprehensive interdisciplinary system of traditional and modern knowledge and introduction to her ideas of the global evolution and self-organization; 5) education of the new modern subject as a responsible, independent and rational person; 6) creation of a certain ideal of man, providing existential needs of the individual; 7) formation of personality and worldview. It is shown that the solution of tasks leads to the crisis in education. The above problems of the crisis of education and ways out of its need in the general philosophical justification of the idea of existence in the light complex thinking.

Текст научной работы на тему «Влияние сложного мышления на преодоление кризиса в современном образовании»

2012 Философия. Социология. Политология №4(20), вып. 1

УДК 14: (00+62)

А.А. Карташова

ВЛИЯНИЕ СЛОЖНОГО МЫШЛЕНИЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Современное образование столкнулось с массой негативных явлений. Кризисное состояние образования рассматривается с философской точки зрения. В статье проведен анализ традиционного и современного образования. Особое внимание уделяется такому понятию, как «сложное мышление», и его влиянию на сложившуюся в образовании ситуацию.

Ключевые слова: образование, «сложное мышление», культура, менталитет, диалог.

Состояние образовательной системы в современном мире крайне противоречиво. С одной стороны, образование в ХХ в. стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности, причем во второй половине ушедшего века в системе образования в мире прошло подготовку больше людей, чем за всю предыдущую историю человечества. Огромные достижения в сфере образования легли в основу грандиозных социальных преобразований и научно-технологического прогресса. С другой стороны, бурное расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются резким обострением проблем в этой сфере в ХХ1 в. До сих пор для многих стран актуальными являются следующие проблемы: ликвидация неграмотности, достижение необходимого качества, нехватка квалификационных преподавателей, недостаток финансирования, трудоустройство «образованных безработных», разрыв мира знания и сферы образования, отсталость образовательных технологий, кризис управления, кризис эффективности и производительности образовательной системы.

Произошел переход от традиционного к инновационному образованию, от знаниевой парадигмы к компетентностной, возникло и другое его понимание, поэтому необходимы и другие подходы его осмысления и оценивания. В связи с этим образовательные проблемы и пути их решения становятся весьма актуальными в настоящее время.

В современном обществе объем информации удваивается каждые восемь лет. Перед образованием встает задача не трансляции информации, а умения добывать, систематизировать и анализировать ее. Возникают вопросы: чему и как учить?

Необходимость реформирования образования обусловливается трансформацией мышления, вызванной познанием нелинейных сложных систем. Термин «сложное мышление» принадлежит Э. Морену, президенту Ассоциации сложного мышления, который является признанным международным авторитетом в области теории сложного мышления. Он был противником разделения знаний на обособленные дисциплинарные области и указывал на

то, что в знании открывается новый смысл, когда возникают связи между различными областями дисциплинарного знания.

«Сложное мышление» ставит перед образованием проблему перехода к межкультурной коммуникации, которая предполагает включение человека в общую картину мира, понимание мира как сложной самоорганизующейся системы с общим для всего человечества разумом. Философско-мировоззренческое и методологическое раскрытие такого понимания мира возможно только с точки зрения междисциплинарного подхода, который активно используется в сложном мышлении и в современной науке [1. С. 2022].

Новый способ мышления в образовании особое внимание уделяет коммуникации, диалогу между учителем и учениками. В этом случае ученик из пассивного объекта педагогического воздействия становится активным участником коммуникации, акты его рассуждений приобретают нелинейную организацию, «которая воплощается в дискурсе - новой единице анализа актов смыслополагания и смыслопостижения» [2. С. 109]. Как известно, этому способствует Болонский процесс, благодаря которому происходит замена монолога преподавателя его диалогом со студентом. Это приводит к развитию самостоятельного мышления, т. е. к саморазвитию.

«Сложное мышление» неразделимо с информационными технологиями, электронными формами коммуникации, глобальными сетями Интернет и др. Единая современная стратегия взаимодействия между наукой и образованием способствует появлению новых установок и стратегий в теории образования, конструированию новых концепций и моделей его развития, ориентированных на междисциплинарность исследований.

Развитие современного знания и образования, их взаимопроникновение создают возможность представить образовательную реальность как процесс самоорганизации, а также проанализировать социокультурные особенности процессов адаптации самоорганизационных представлений к образованию. Процесс самоорганизации образования можно рассматривать как процесс самоорганизации дисциплинарных и междисциплинарных коммуникаций с точки зрения сетевого подхода и сетевой парадигмы, трансформирующей все социально-коммуникативные структуры и технологии производства, воспроизводства и передачи знаний.

Рассмотрение образования как процесса трансляции, передачи знаний и навыков или «трансляции культурных образцов новым поколениям людей» является традиционным [3. С. 145]. Но образование - это не только совокупность формальных институций, обеспечивающих передачу знаний и навыков, не только процесс обучения - освоения этих знаний и навыков, но и процесс формирования личностных качеств и мировоззренческих установок. Осваивая культурный опыт, человек формируется в «человеческом качестве». Но речь должна идти «о формировании, коррекции или преобразовании не только индивидуального менталитета, но и менталитета социума». «В конечном итоге, - как пишет Б. С. Гершунский, - высшей ценностью и иерархически высшей целью образования являются именно ментальные характеристики и личности, и социума в их естественной взаимосвязи и взаимозависимости» [4. С. 173].

Влияние сложного мышления на преодоление кризиса в образовании

Менталитет является одной из ступеней образовательной лестницы, которая включает грамотность, образованность, профессиональную компетентность, культуру, менталитет. Каждая из ступеней этой лестницы имеет свою специфику. Грамотность характеризует наличие знаний и первоначального образа мира, умений, навыков, а также духовных ориентиров познания и существования в мире. Образованность, характеризуя «личностные образовательные приобретения», является качеством развившейся личности, которая становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями образованности являются системность знаний и мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. По Б.С. Гершунскому, «Культура - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность» [Там же. С. 267].

Менталитет является одной из ступеней образовательной лестницы, которая включает грамотность, образованность, профессиональную компетентность и культуру. Каждая из ступеней этой лестницы имеет свою специфику. Грамотность характеризует наличие знаний и умений, навыков, а также духовных ориентиров познания и существования в мире. Образованность является качеством развившейся личности, которая становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями образованности являются системность знаний и мышление, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Высшей ценностью, иерархически высшей целью и «продуктом» образования является менталитет.

Культурная ситуация современности ставит перед естественнонаучным образованием специалистов новые задачи. Во-первых, сформировать идею единой целостной культуры путем сближения естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Идеи и принципы современного естествознания должны изучаться в контексте гуманитарных ценностей и наоборот.

Во-вторых, научить мыслить в соответствии с современным типом научной рациональности. Естественнонаучное образование должно способствовать выработке «культуры мышления» личности, позволяющей ей быть открытой для плодотворного диалога с другими.

В-третьих, дать знания в виде целостной междисциплинарной системы традиционного и современного знания и ввести в эту систему идеи глобального эволюционизма, самоорганизации. Коммуникативно-диалоговая модель образования главную роль отводит самой личности, ее взаимодействию с собой, другими, окружающей средой, другими культурами. Только в ходе диалога совершается результативная деятельность, являющаяся сущностью культуры.

В-четвертых, воспитать нового современного субъекта, т.е. сформировать ответственную, самостоятельную и рациональную личность.

В-пятых, выработать определенный идеал человека, обеспечивающий экзистенциальные потребности личности: потребности в обретении смысла жизни, самореализации, самоидентификации, экзистенциальной коммуникации, без чего формирование ответственной, рационально мыслящей и действующей личности невозможно.

В-шестых, сформировать современное мировоззрение и дать знание ценностей современного мира.

Задачи, которые ставят перед образованием информационное общество и наука, доказывают мысль, что преодоление кризиса образования возможно, если оно будет «вписываться» в сетевое, коммуникативно-диалоговое пространство бытия человека и обретет гуманистическую направленность.

На основании вышеизложенного можно заключить, что современное образование должно научить мыслить в соответствии с принципами современной науки и информационно-технологическими реалиями современного общества.

Литература

1. Морен Э. Метод. Природа Природы. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 464 с.

2. ОгурцовА.П. Философия науки эпохи Просвещения. М.: Наука, 1993. 213 с.

3. Смирнов С.А. Содержательные (парадигмальные) аспекты высшего социально-гуманитарного образования // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. М., 2003. 345 с.

4. ГершунскийБ.С. Философия образования. М., 1998. 697 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.