УДК 371.12 ББК 74.204.2
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ УЧИТЕЛЯ В ИЕРАРХИИ ЦЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бойченко Г. Н., Гуревич Л. И.
Аннотация статьи. Авторами рассматривается профессиональный менталитет учителя и его взаимосвязи с другими категориями, отражающими цели педагогического образования: функциональной грамотностью, образованностью, профессиональной компетентностью и профессиональной культурой.
The authors considered the professional mentality of teacher and its relationship with other categories, reflecting the objectives of teacher education: functional literacy, scholarship, professional competence and professional culture.
Ключевые слова: профессиональное становление педагога, профессиональный менталитет, педагогическая ментальность.
Professional formation of teachers, professional mentality, pedagogical mentality.
Профессиональное становление педагога как процесс аккумулирования профессионального мастерства, опыта и компетенций для достижения поставленных целей охватывает длительный период жизни человека: от начала формирования профессиональных намерений до окончания профессиональной деятельности, отражая динамику накопления и формирования социально-значимых профессиональных качеств личности в ходе непрерывной духовнопрактической работы человека над собой, познания самого себя и поиска возможностей самореализации в профессионально-
педагогической деятельности.
Профессиональное становление студента, являясь одним из этапов общего профессионального становления учителя, является приоритетной ценностью, целью, процессом и результатом подготовки специалиста в педвузе. Обучение в вузе - важнейший период профессионального становления, в ходе которого осуществляется поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения студентов в профессию, сопровождающийся качественными преобразованиями личности, ведущими к
развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению системой профессиональных знаний и компетенций.
Рассматривая профессиональное становление педагога как общественную и личностную ценности, как потребность личности в саморазвитии и самореализации, как систему взаимодействия образования и самообразования, как цель, процесс и результат профессиональной подготовки, как средство социализации личности, приобщения к профессиональной и общей культуре, как возможность личности преобразовывать мир вокруг себя и, в свою очередь, саму себя, а также опираясь на концепцию Б. С. Гершунского в определении результативности образования [2], мы выделяем пять ступеней профессионального становления учителя, детерминирующих иерархию целей педагогического образования:
1) функциональная грамотность;
2) образованность;
3) профессиональная компетентность;
4) профессиональная культура;
5) профессиональный менталитет.
Компоненты этой иерархии взаимозависимы и взаимодополняемы, их разделение и представленная последовательность формирования весьма условны.
Функциональная грамотность как некий исходный результативный компонент образовательной деятельности является неотъемлемым условием становления личности на более высоких уровнях развития, представляя собой основание, фундамент и образованности, и профессиональной компетентности, и культуры, и менталитета. Повышенный интерес многих ученых к данной категории оценки результативности образования обусловлен появлением во второй половине ХХ века сложных явлений, обостривших и значительно усложнивших решение проблемы обеспечения качества со-
временного образования, которые характеризуются в научной литературе как «гуманитарный разрыв» - несоответствие между растущей сложностью мира и способностью человека соответствовать ему, «цивилизационная безграмотность» - неумение пользоваться своими правами, информацией, технологиями, культурными благами и организационными решениями [5], «функциональная неграмотность» -неумение человека выполнять социальные и профессиональные функции, которым его обучали [4], являющиеся следствием не только информационного бума, но и резко возросшей социальной и профессиональной динамики.
В современном понимании, грамотный человек - это человек, не только умеющий читать, писать и считать; это, прежде всего, человек, понимающий важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, способы познания этих характеристик и параметров в гармоничном единстве с формируемыми отношениями к ним; это человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала [7]. Функциональная грамотность как способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания и компетенции для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений является неотъемлемым признаком качества образования современного специалиста. По мнению С. А. Паничева, показателями профессиональной грамотности личности являются: 1) общенаучное и профессиональное мировоззрение, 2) владение структурированной системой общих понятий и их значений, в которых заключены в объективированном и свернутом виде все накопленные человечеством научные знания и опыт деятельностей,
3) владение профессиональным языком [8].
Вторая ступень профессионального становления учителя - образованность как новое комплексное качество личности, включающее совокупность знаний, умений и способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств личности. В современных педагогических исследованиях складывается новое понимание образованности, означающей не только сумму
ЧИППКРО
знаний и владение набором профессиональных навыков, а развитость разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности с точки зрения готовности личности к решению проблем собственного бытия и со-бытия. Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и лично-стно необходимого максимума, индивидуально-личностный результат образования, качество личности, выражающее определенную меру овладения достижениями мировой культуры, освоения специальным образом организованной части социального опыта, а также способности пользоваться им в своей жизнедеятельности для самостоятельного решения проблем в различных областях [2, 10].
Главным требованием современности является нравственная, духовная ориентация развития человека, поскольку современному обществу необходим не просто человек знающий, а еще и понимающий специфику бытия, другие культуры, способный вписаться в окружающий его мир. Поэтому образованный человек - это не только специалист или личность, это человек культуры, воспитанный, подготовленный к жизни в нестабильном, быстро меняющемся мире, способный осмыслить свое место в нем [12]. Образованность - это способность на ос -нове знаний сформировать интегративную картину мира, что обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живет и осуществляет свою деятельность. Основными атрибутами понятия образованность являются такие личностные качества, как наличие относительно целостной картины мира, информированность о различных стратегиях жизни, эрудированность, совокупность знаний, умений и навыков, способность к продуктивным действиям и нравственно ориентированному поведению, способность к самообразованию и другие, среди которых, как считает
А. В. Мурга, способность понять другого является тем качеством образованности, которое определяет данное понятие по существу, структурируя перечисленные атрибуты и проясняя взаимозависимость между ними [6]. Стержнем образованности является субъектнодеятельностная принадлежность индивида к конкретному социуму, образованность в этом случае выражается в ответственности личности за его судьбу.
СОДЕЙСГв
ГжД
ЧИППКРО
В связи с необходимостью личностноэтической композиции целей педагогического образования, ориентацией на духовное развитие и становление личностных смыслов и ценностей педагога общества нового типа, многие ученые обратились к исследованию путей и средств формирования профессиональной компетентности учителя как ключевого фактора повышения качества современного образования. Сравнивая компетентность и результат образования - «образованность», необходимо отметить, что результат образования, являясь основой для деятельности, потенциален; компетентность же характеризует способность человека использовать эту базу для успешной деятельности. Компетентность есть реализованная образованность, то есть эти дефиниции связаны между собой как философские категории возможности (образованность) и действительности (компетентность) [12]. Профессиональная компетентность представляет качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и рисков, которые могут быть с ней связаны.
Компетентность - интегральная характеристика качеств личности, проявляющихся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и жизненном опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [2,
9, 13, 14]; проявленные на практике стремление и способность реализовать свой потенциал для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [12]. Компетентность предполагает осведомленность в целом ряде компонентов, имеющих надпрофессиональный или внепрофессиональ-ный характер и в то же время абсолютно необходимых сегодня в той или иной степени каждому специалисту, проявляющихся в таких качествах личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу и умение довести его до конца, коммуникабельность,
умение вести диалог.
Профессионально-педагогическая компетентность интегрирует в систему компетенций профессиональные теоретические знания, практические умения, апробированные в опыте, и профессионально значимые личностные качества. Явление профессиональной компетентности многогранно, многоаспектно и динамично: его содержательное наполнение и качественный уровень зависят от многих факторов, оно меняется в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, в образовании, рассматривается под разными углами зрения. Достижение учителем профессиональной компетентности - одна из важнейших ступеней его профессионального становления.
Культура является высшим проявлением образованности и профессиональной компетентности личности, именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность, - вот почему этот уровень результативности образования на протяжении последних лет является объектом повышенного внимания не только профессиональных культурологов, но и педагогов. Взаимосвязь общей культуры и социальнопрофессиональной компетентности, по мнению И. А. Зимней, состоит в том, что «если общая культура человека - это социально-детерминированный способ его жизнедеятельности, то социально-профессиональная компетентность есть проекция этого способа на определенную сферу, область деятельности» [3].
В. А. Беловолов и С. П. Беловолова [1], обращаясь к феномену психолого-педагогической культуры, также подчеркивают ее диалектическую взаимосвязь с общей культурой личности, их взаимоотношение как часть и целое, отдельное, особенное и общее. Принципиальное единство общей и профессиональной культуры педагога заключается в том, что ценностным ориентиром этих двух типов культур выступает гуманизация человеческого бытия. Но психоло-го-педагогическая культура носит сугубо лич-ностный характер, измеряется глубиной инте-риоризации личностью достижений общей культуры и проявляется как культура личностного воздействия, обеспечивающего трансляцию и усвоение достижений общей культуры.
Психолого-педагогическая культура является атрибутом высокого профессионализма
педагога. Аккумулируя в целом противоречи-вый, диалектический характер человеческой деятельности, а также определенную степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач, профессиональная культура интегрирует качества, характеризующие отношение человека к миру, его оценочные и самооценочные возможности. Педагогическая культура, отражая уровень компетентности и социальной значимости субъектов педагогического взаимодействия, аккумулирует систему ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, присущую участникам образовательного процесса, и определяет паттерны поведения людей в сфере педагогической дея -тельности.
В иерархии целей педагогического образования наивысшую ступень занимает профессиональный менталитет педагога. Менталитет -мировоззренческая категория, отражающая комплекс инвариантных идей жизненного смыслообразования, обеспечивая дифференциацию жизненных смыслов отдельных личностей, обществ, социумов, цивилизаций. Менталитет выступает как достаточно статичное образование, принадлежащее большим общностям людей, являющееся своеобразным итогом их развития, становления [11]. Проецируясь в конкретную индивидуальную или групповую деятельность, менталитет может приобретать некую особость, выражающуюся в ментальности. Ментальности характерна релятивность, а менталитету - стабильность, постоянство, устойчивость.
Для выявления потенциала данной категории в отражении высших ценностей и целей, как современного образования, так и образования будущего, необходимы теоретическое ос -мысление менталитета, тщательный анализ и определение его ключевых характеристик, а также аргументированная оценка возможностей системы образования в «технологизации» процесса менталеобразования. По мнению Б. С. Гершунского [2], формирование, коррекция, преобразование менталитета личности и социума является иерархически высшей ценно -стью и целью образовательной деятельности во всем ее многообразии, поскольку именно в менталитете воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведе-
ЧИППКРО
ния человека, предопределяющие конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам жизни общества.
Профессиональный менталитет интерпретируется исследователями как:
- специфические особенности психического склада и мировоззрения людей, принадлежащих к одной профессии (А. Б. Зайцев);
- формообразование психики, содержание которого включает отраженное восприятие людьми мира профессии, профессиональных ролей и регулирует действия и поступки человека в рамках исполняемой профессиональной роли (Н. В. Толстошеина);
- форма мыслительной деятельности, включающая осознание и отношение, характерная для конкретной профессиональной группы, выражающаяся в формировании собственного видения мира, характере поведенческих действий и эмоционально-волевых установок (О. И. Гусаченко);
- интегральное качество специалиста, детерминирующее выбор способа решения профессиональных задач на основе профессиональных ценностных ориентаций, традиционных для профессиональной группы установок и профессионального мышления (И. Г. Картуши-на);
- система репрезентативных для данной профессиональной общности способов восприятия профессии и поведения себя в профессиональной деятельности, обусловленная устойчивыми психическими особенностями и взаимодействиями с внешней средой (З. С. Ружен-ская).
Профессиональная ментальность, являясь интегративным образованием, формируемым под воздействием определенной группы людей в результате совместной профессиональной деятельности, изменяет внутренний мир личности: ее мышление, восприятие, эмоциональночувственную и поведенческую сферы. Профес -сиональный менталитет складывается в ходе освоения человеком содержания, способов и средств профессиональной деятельности, определяя его знание и осознание сущности выбранной профессии, предметно-
специализированное отношение к миру, профессиональное видение стоящих перед ним задач, способы системной ориентации в различных ситуациях профессиональной деятельно-
СОДЕЙСГв
ГжД
ЧИППКРО
сти.
Профессиональный менталитет как характеристика специалиста отражает детерминаци-онную связь между его системой потребностей и ценностных взглядов, представлений, убеждений, определяющих установки и стереотипы профессионального поведения, способы принятия и реализации решений профессиональных задач, обеспечивает связь между профессиональным мышлением и профессиональной деятельностью на основе системы отношений к труду.
Профессиональный менталитет учителя как вид профессионального менталитета - это «интегративная характеристика личности, отражающая системно специфические особенности психического склада и мировоззрения лиц, принадлежащих к педагогической профессии», «система репрезентативных для большинства педагогов способов восприятия учительской профессии и поведения себя в профессионально-педагогической деятельности, обусловленная устойчивыми психическими особенностями и взаимодействиями с внешней средой».
Педагогический смысл понятия «профессиональная ментальность», по мнению
О. Л. Медведковой, заключается в том, что за ним скрывается особая реальность, которая проявляется в особенностях профессионального образа мира учителей, структуре их терминальных ценностей, мотивационной готовности к включению в инновационные процессы, типологических особенностях профессиональнопедагогических установок. При наличии в образовательном учреждении общего ментали-тетного пространства, выступающего пространством профессионального становления деятельности учителя, в нем принимается общий профессиональный язык, общепризнанные нормы и правила поведения членов трудового коллектива, все работают на достижение общих целей для получения наилучших результатов педагогической деятельности.
В структуре профессионального становления педагога формирование и развитие профессионального менталитета занимает иерархически высшую ступень, предопределяя содержание всех других звеньев цепочки результативности образования: функциональной грамотности, образованности, профессиональной компетентности и профессиональной культуры. Со-
держание педагогической культуры трансформируется в содержание профессиональной ментальности педагога, а ментальность объективируется в содержании культуры. По словам Б. С. Гершунского, ментальность является квинтэссенцией, концентратом широко понимаемой культуры; в культуре отражаются наи -более существенные ментальные характеристики и особенности данного социума, воплощающиеся в ментальных характеристиках отдельной личности, соответствующих не только ценностям собственного социума, но и общечеловеческим, цивилизационным ценностям. Концепцию Б. С. Гершунского о том, что важнейшими функциями и задачами сферы образования выступают культурообразование и мен-талеобразование, обеспечение образовательной поддержки процессу духовной конвергенции и интеграции социумов, ментальной совместимости людей и человеческих сообществ, синтеза Знания и Веры, их гармонизации и взаимодополнения в непрерывном диалоге ментальностей, диалоге культур, многостороннем диалоге и взаимообогащении ценностей и смыслов человеческого бытия [2].
Таким образом, иерархически высшей интегративной целью становления учителя как многоуровневого процесса поэтапного освоения педагогических модусов (частей образовательного пространства - среды) на основе развития собственного социальнокоммуникативного, предметно-
содержательного, методико-технологического, индивидуально-личностного опыта выступает формирование и развитие профессионального менталитета. Для определения концептуальных и методологических оснований формирования профессионального менталитета учителя в процессе его профессиональной подготовки и переподготовки необходимо с позиций системного подхода выявить структуру, содержание и функции данного феномена, раскрыть тенденции его развития в современных условиях.
Литература
1. Беловолов, В. А. Модель формирования психолого-педагогической культуры учи -теля школы [Текст] / В. А. Беловолов, С. П. Бе-ловолова // Философия образования. - 2003. -№ 7. - С. 217-225.
2. Гершунский, Б. С. Образовательно-
педагогическая прогностика. Теория, методология, практика [Текст] : учебное пособие / Б. С. Гершунский. - М. : Флинта : Наука,
2003. - 76s с.
3. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 14-20.
4. Ильин, Г. Л. Проблемы от века к веку: функциональная неграмотность [Текст] / Г. Н. Ильин // Университетская книга. - 2000. - № 2.
- С. 1S - 25.
5. Кость, И. Опасности и надежды информационного общества [Текст] / И. Кость // Жизненные стили и социальные практики интеллигенции. - М. : РГГУ, 2002. - С. 252-259.
6. Мурга, А. В. Образованность как спо-
собность понять другого: к определению понятия [Электронный ресурс] // Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 22. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. -Режим доступа:
http://anthropology.ru/ru/texts/murga/index.html
7. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000 [Текст]. - М. : Логос, 2004. - 29б с.
S. Паничев, С. А. Дедуктивный подход к структурированию содержания высшего естественнонаучного образования [Текст] : авто-реф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01 / С. А. Паничев. - Тюмень, 2004. - 36 с.
ЧИППКР0
9. Селевко, Г. Компетентности и их классификация [Текст] / Г. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-143.
10.Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения [Текст] / Г. Сериков. -Курган : изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.
11.Таршис, Е. Я. Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задач исследования [Текст] / Е. Я. Таршис. - М. : Институт социологии РАН, 1999. - 82 с.
12.Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования [Текст] : материалы ко второму заседанию методологического семинара / Ю. Г. Та-тур. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 16 с.
13. Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов [Текст] / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. -
2004. - № 8. - С. 34-41.
14.Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компе-тентностный подход [Текст] / В. Д. Шадри-ков // Высшее образование сегодня. - 2004. - №
8. - С. 26-31.