Научная статья на тему 'Сложное мышление и его влияние на образовательный процесс в высшей школе'

Сложное мышление и его влияние на образовательный процесс в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / «СЛОЖНОЕ МЫШЛЕНИЕ» / КУЛЬТУРА / МЕНТАЛИТЕТ / ДИАЛОГ / «COMPLEX THINKING» / EDUCATION / CULTURE / MENTALITY / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Анна Александровна

В данной статье рассмотрены проблемы современного образования. Кризисное состояние образования рассматривается с философской точки зрения. В статье проведен сравнительный анализ традиционного и современного образования. Особое внимание уделяется такому понятию, как «сложное мышление», и его влиянию на сложившуюся в образовании ситуацию. Выявлены задачи, которые ставит перед образованием современная культурная среда, информационное общество и наука. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что современное образование должно, прежде всего, научить мыслить в соответствии с принципами современной науки и информационно-техническими реалиями современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX THINKING AND ITS INFLUENCE ON THE EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER SCHOOL

The article is dealt with the problems of modern education. Recessionary education is studied from the philosophical point of view. The article presents the comparative analysis of traditional and modern education. Special attention is paid to such concept as ";complex thinking" and its impact on the current situation in education. The problems posed by the modern culture, information and science communities have been revealed in this article. A conclusion has been drawn that modern education should teach, in the first place, thinking in accordance with the principles of modern science and information and technological realities of the modern society.

Текст научной работы на тему «Сложное мышление и его влияние на образовательный процесс в высшей школе»

Вестник ТГАСУ № 3, 2013

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 14: (00+62)

КАРТАШОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА, ассистент, anianaumova@mail ги Томский политехнический университет, 634050, г. Томск, ул. Усова, 4а

СЛОЖНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассмотрены проблемы современного образования. Кризисное состояние образования рассматривается с философской точки зрения. В статье проведен сравнительный анализ традиционного и современного образования. Особое внимание уделяется такому понятию, как «сложное мышление», и его влиянию на сложившуюся в образовании ситуацию. Выявлены задачи, которые ставит перед образованием современная культурная среда, информационное общество и наука. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что современное образование должно, прежде всего, научить мыслить в соответствии с принципами современной науки и информационно-техническими реалиями современного общества.

Ключевые слова: образование; «сложное мышление»; культура; менталитет; диалог.

ANNA A. KARTASHOVA, Assistant, anianaumova@mail ru Tomsk Polytechnic University, 4a, Usov Str., 634050 Tomsk, Russia

COMPLEX THINKING AND ITS INFLUENCE

ON THE EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER SCHOOL

The article is dealt with the problems of modern education. Recessionary education is studied from the philosophical point of view. The article presents the comparative analysis of traditional and modern education. Special attention is paid to such concept as "complex thinking" and its impact on the current situation in education. The problems posed by the modern culture, information and science communities have been revealed in this article. A conclusion has been drawn that modern education should teach, in the first place, thinking in accordance with the principles of modern science and information and technological realities of the modern society.

Key words: education; «complex thinking»; culture; mentality; dialogue.

© А.А. Карташова, 2013

Введение

Состояние образовательной системы в современном мире крайне противоречиво. С одной стороны, образование в ХХ в. стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности, причем во второй половине ушедшего века в системе образования в мире прошло подготовку больше людей, чем за всю предыдущую историю человечества. Огромные достижения в сфере образования легли в основу грандиозных социальных преобразований и научно-технологического прогресса. С другой стороны, бурное расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются резким обострением проблем в этой сфере в XXI в. До сих пор для многих стран актуальными являются следующие проблемы: ликвидация неграмотности, достижение необходимого качества образования, нехватка квалифицированных преподавателей, недостаток финансирования, трудоустройство «образованных безработных», разрыв мира знания и сферы образования, отсталость образовательных технологий, кризис управления, кризис эффективности и производительности образовательной системы.

Произошел переход от традиционного к инновационному образованию, от знаниевой парадигмы к компетентностной, возникло и другое его понимание, поэтому необходимы и иные подходы его осмысления и оценивания. В связи с этим в настоящее время образовательные проблемы и пути их решения становятся весьма актуальными.

Основная часть

В современном обществе объем информации удваивается каждые восемь лет. Перед образованием встает задача не трансляции информации, а умения добывать, систематизировать и анализировать ее. Возникают вопросы: чему и как учить?

Необходимость реформирования образования обусловливается трансформацией мышления, вызванной познанием нелинейных сложных систем. Термин «сложное мышление» принадлежит Э. Морену, президенту Ассоциации сложного мышления, который является признанным международным авторитетом в области теории сложного мышления. Он был противником разделения знаний на обособленные дисциплинарные области и указывал на то, что в знании открывается новый смысл, когда возникают связи между различными областями дисциплинарного знания.

«Практика научных исследований ХХ в. в области естественных наук ограничивалась почти исключительно двумя первыми шагами анализа. Объектами исследований становились все более мелкие детали исходных объектов. При этом фактически происходит потеря глобальной цели исследования, утрата смысла научной деятельности: ведь разделение объекта исследователями-предшественниками первоначально для того и производилось, чтобы в конце концов осуществить интеграцию частных знаний о различных деталях и аспектах исследуемого объекта и понять его как целое» [1, с. 11].

«Сложное мышление» ставит перед образованием проблему перехода к межкультурной коммуникации, которая предполагает включение человека

в общую картину мира, понимание мира как сложной самоорганизующейся системы с общим для всего человечества разумом. Философско-мировоззрен-ческое и методологическое раскрытие такого понимания мира возможно только с точки зрения междисциплинарного подхода, который активно используется в сложном мышлении и в современной науке [2, с. 20-22].

Новый способ мышления в образовании особое внимание уделяет коммуникации, диалогу между учителем и учениками. В этом случае ученик из пассивного объекта педагогического воздействия становится активным участником коммуникации, акты его рассуждений приобретают нелинейную организацию, «которая воплощается в дискурсе - новой единице анализа актов смыслополагания и смыслопостижения» [3, с. 109]. Как известно, этому способствует Болонский процесс, благодаря которому происходит замена монолога преподавателя его диалогом со студентом. Это приводит к развитию самостоятельного мышления, т. е. к саморазвитию.

«Сложное мышление» неразделимо с информационными технологиями, электронными формами коммуникации, глобальными сетями Интернет и др. Единая современная стратегия взаимодействия между наукой и образованием способствует появлению новых установок и стратегий в теории образования, конструированию новых концепций и моделей его развития, ориентированных на междисциплинарность исследований.

Развитие современного знания и образования, их взаимопроникновение создают возможность представить образовательную реальность как процесс самоорганизации, а также проанализировать социокультурные особенности процессов адаптации самоорганизационных представлений к образованию. Процесс самоорганизации образования можно рассматривать как процесс самоорганизации дисциплинарных и междисциплинарных коммуникаций с точки зрения сетевого подхода и сетевой парадигмы, трансформирующей все социально-коммуникативные структуры и технологии производства, воспроизводства и передачи знаний.

Рассмотрение образования как процесса трансляции, передачи знаний и навыков или «трансляции культурных образцов новым поколениям людей» является традиционным [4, с. 145]. Но образование - это не только совокупность формальных институций, обеспечивающих передачу знаний и навыков, не только процесс обучения - освоения этих знаний и навыков, но и процесс формирования личностных качеств и мировоззренческих установок. Осваивая культурный опыт, человек формируется в «человеческом качестве». Но речь должна идти «о формировании, коррекции или преобразовании не только индивидуального менталитета, но и менталитета социума». «В конечном итоге, - как пишет Б.С. Гершунский, - высшей ценностью и иерархически высшей целью образования являются именно ментальные характеристики и личности, и социума в их естественной взаимосвязи и взаимозависимости» [Там же, с. 173].

Менталитет является одной из ступеней образовательной лестницы, которая включает в себя грамотность, образованность, профессиональную компетентность, культуру. Каждая из ступеней этой лестницы имеет свою специфику. Грамотность характеризует наличие знаний и первоначального образа мира, умений, навыков, а также духовных ориентиров познания и существо-

вания в мире. Образованность, характеризуя «личностные образовательные приобретения», является качеством развившейся личности, которая становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями образованности являются системность знаний и мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. По Б.С. Гершунскому: «Культура - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность» [5, с. 267].

Культурная ситуация современности ставит перед естественнонаучным образованием специалистов новые задачи. Во-первых, сформировать идею единой целостной культуры путем сближения естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Идеи и принципы современного естествознания должны изучаться в контексте гуманитарных ценностей, и наоборот.

Во-вторых, научить мыслить в соответствии с современным типом научной рациональности. Естественнонаучное образование должно способствовать выработке «культуры мышления» личности, позволяющей ей быть открытой для плодотворного диалога с другими.

В-третьих, дать знания в виде целостной междисциплинарной системы традиционного и современного знания и ввести в эту систему идеи глобального эволюционизма, самоорганизации. Коммуникативно-диалоговая модель образования главную роль отводит самой личности, ее взаимодействию с собой, другими, окружающей средой, другими культурами. Только в ходе диалога совершается результативная деятельность, являющаяся сущностью культуры.

В-четвертых, воспитать нового современного субъекта, т. е. сформировать ответственную, самостоятельную и рациональную личность.

В-пятых, выработать определенный идеал человека, обеспечивающий экзистенциальные потребности личности: потребности в обретении смысла жизни, самореализации, самоидентификации, экзистенциальной коммуникации, без чего формирование ответственной, рационально мыслящей и действующей личности невозможно.

В-шестых, сформировать современное мировоззрение и дать знание ценностей современного мира.

Заключение

Задачи, которые ставит перед образованием информационное общество и наука, доказывают мысль, что преодоление кризиса образования возможно, если оно будет «вписываться» в сетевое, коммуникативно-диалоговое пространство бытия человека и обретет гуманистическую направленность.

На основании вышеизложенного можно заключить, что современное образование должно научить мыслить в соответствии с принципами современной науки и информационно-технологическими реалиями современного общества.

Библиографический список

1. Общие принципы естественных образовательных технологий / Л.Е. Попов, С.Н. Постников, С.Н. Колупаева, М.И. Слободской // Вестник ТГАСУ. - 2012. - № 4. - С. 9-30.

2. Морен, Э. Метод. Природа Природы / Э. Морен. - М. : Прогресс-Традиция, 2005. - 464 с.

3. Огурцов, А.П. Философия науки эпохи Просвещения / А.П. Огурцов. - М. : Наука, 1993. - 213 с.

4. Смирнов, С.А. Содержательные (парадигмальные) аспекты высшего социально-гуманитарного образования / С.А. Смирнов // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. - М., 2003. - 345 с.

5. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М., 1998. - 697 с.

References

1. Popov, L.E., Postnikov, S.N., Kolupayeva, S.N., Slobodskoy, M.I. Obshchiye printsipy yestestvennykh obrazovatelnykh tekhnologiy [General principles of natural educational technologies]. Vestnik of Tomsk University of Architecture and Building. 2012. No. 4. P. 9-30. (rus)

2. Moren, E. Metod. Priroda Prirody [Nature of nature]. Moscow : Progress-Traditsiya. 2005. 464 p. (rus)

3. Ogurtsov, A.P. Filosofiya nauki epokhi Prosveshcheniya [Philosophy of science of the Age of Enlightenment]. Moscow : Nauka. 1993. 213 p. (rus)

4. Smirnov, S.A. Soderzhatelnyye (paradigmalnyye) aspekty vysshego sotsialno-gumanitarnogo obrazovaniya [Substantive (paradigmal) aspects of higher social and humanitarian education]. Prepodavaniye sotsialno-gumanitarnykh distsiplin v vuzakh Rossii. Moscow. 2003. 345 p. (rus)

5. Gershunskiy, B.S. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education]. Moscow. 1998. 697 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.