Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЛЕДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ТАКТИКУ ДОПРОСА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ'

ВЛИЯНИЕ СЛЕДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ТАКТИКУ ДОПРОСА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ТАКТИКА ДОПРОСА / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баширова А.К., Юсупкадиева С.Н.

В статье раскрываются особенности тактики допроса подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и по- терпевших по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными группами, завися- щие от сложившейся следственной и криминальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баширова А.К., Юсупкадиева С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЛЕДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ТАКТИКУ ДОПРОСА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ»

УДК 343.14

А.К. Баширова, С.Н. Юсупкадиева

Влияние следственной ситуации на тактику допроса при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными группами

Дагестанский государственный университет; akbara666@,mail ru

В статье раскрываются особенности тактики допроса подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными группами, зависящие от сложившейся следственной и криминальной ситуации.

Ключевые слова: следственная ситуация, тактика допроса, расследование преступлений, организованная преступная группа.

This article is concerned with the special aspects of the tactics of interrogation of suspects, the accused, witnesses and complainant in criminal cases committed by the organized criminal groups, determined by the existing investigative and criminal situation.

Keywords: investigative situation, tactics of interrogation, investigation of crimes, organized criminal group.

Допрос - это единственное следственное действие, без которого не может обойтись расследование ни одного уголовного дела. Сущность допроса заключается в получении от допрашиваемого лица показаний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Нередко в материалах уголовного дела может отсутствовать осмотр места происшествия (к примеру, по делам о хищениях, совершенных материально ответственными лицами), очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний, освидетельствование, следственный эксперимент, однако, допрос, как следственное действие, проводится всегда [1, с. 29].

Применительно к расследованию деятельности преступных структур тактика проведения допроса обладает целым рядом особенностей. Они определяются:

- следственной ситуацией, складывающейся при расследовании преступных проявлений организованной преступности;

- криминальной ситуацией, связанной с особенностями личности участников преступной структуры, социально-психологическими факторами их взаимоотношений в преступной структуре;

- спецификой тактических целей, возникающих перед следователем, когда он сталкивается со значительной по численности участников, особо опасной, разветвленной, обладающей коррумпированными связями преступной организацией.

Говоря о следственной ситуации как о факторе, определяющем особенности тактики допроса при расследовании деятельности преступных структур, необходимо отметить, что следователи и оперативные сотрудники все чаще сталкиваются с особенностями, которые ранее не встречались при расследовании преступлений. Они состоят в следующем: рост численности организованных преступных структур; их вооруженность современными преступными средствами; совершение тяжких преступлений; активное противодействие расследованию; наличие коррумпированных связей в органах власти, управления, а также в правоохранительных органах; изменения в уголовно-процессуальном законодательстве, в частности, связанные с участием защитника с момента задержания подозреваемых, ареста и привлечения их в качестве обвиняемых.

Нередко работа адвокатов финансируется преступными структурами. Такие адвокаты часто выходят за рамки своих полномочий при осуществлении защиты обвиняемых и подозреваемых, пытаясь самостоятельно либо через заинтересованных и иных лиц повлиять на возможных свидетелей, подсказывать подзащитному ответы при допросе, принимать меры к уничтожению тех или иных следов. В то же время, как отмечают многие следователи, участие защитников на ранних стадиях расследования положительно сказывается на процессе доказывания, поскольку лишает возможности ссылаться на якобы допущенные в отношении их незаконные методы допроса.

Необходимо отметить, что к производству допроса в обозначенных следственных ситуациях надо тщательно готовиться. По рассматриваемой категории преступлений допрос «экспромтом» исключается, так как он неизбежно будет поверхностным. Изучение материалов дела в этом случае сводится не только к детальному исследованию показаний всех участников, имеющих противоречия. Следователь должен собрать сведения о личности допрашиваемого и его взаимоотношениях с другими участвующими в деле лицами. Ни в коем случае нельзя пренебрегать письменным планом допроса [2, с. 94-95].

При допросе необходимо установить следующие обстоятельства:

- организацию и численный состав преступного сообщества (объединения организаторов, руководителей и иных представителей организованных преступных групп);

- функциональные роли организатора преступного сообщества (объединения организаторов, руководителей и иных представителей организованных преступных групп);

- функциональные роли руководителя преступного сообщества или входящих в него структурных подразделений;

- функциональные роли участника преступного сообщества или входящих в него структурных подразделений [3, с. 5].

Особенности следственной ситуации при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными группами, сказываются и на тактике допроса потерпевших и свидетелей. Во многом изменились и потерпевшие. Нередко они сами оказываются причастными к совершению противоправных действий, в процессе расследования вступают в сговор с обвиняемыми и их представителями, подвергаются запугиванию и шантажу.

Что касается свидетелей, то:

1) значительная их часть оказывается связанной с деятельностью организованной преступной группы либо проживает на территории, находящейся в сфере ее интересов;

2) информация о свидетелях быстро становится известной участникам преступных групп, в результате чего они (свидетели) подвергаются тем или иным формам давления [4, с. 10].

Предлагаются общие тактические правила при допросе свидетелей по делам об организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем: обеспечение невозможности сговора между свидетелями и обвиняемым, другими лицами, заинтересованными в принятии незаконного решения по делу; выявление обстоятельств, проверка которых сможет подкрепить или опровергнуть свидетельские показания; тщательное оформление протокола допроса, который должен содержать все необходимые подробности излагаемых в нем фактов [5, с. 112].

Говоря о криминальной ситуации как факторе, влияющем на тактику допроса при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными группами, необходимо отметить как негативное, так и позитивное влияние отдельных ее элементов на возможности следователя добиваться поставленных целей допроса [6, с. 48-49].

Можно выделить следующие негативные факторы криминальной ситуации, затрудняющие проведение допроса подозреваемых и обвиняемых - участников преступных структур и связанных с ними лиц:

- наличие коллективных установок на противодействие органам расследования;

- возможности преступной структуры финансировать отдельных обвиняемых, подозреваемых, а также их семьи в зависимости от позиции, занятой на предварительном расследовании;

- шантаж и угрозы в отношении этих лиц в зависимости от показаний, даваемых на предварительном следствии;

- формирование в преступной структуре коллективной морали, отрицающей сотрудничество со следствием;

- предварительная подготовка участников преступной структуры к противодействию органам расследования до их задержания с использованием помощи адвокатов, бывших работников правоохранительных органов, а также коррумпированных связей в этих органах;

- возможности установления связи с задержанными и арестованными участниками преступной структуры;

- активное и зачастую противозаконное противодействие защитников, участвующих в проведении допросов, установлению истины по уголовному делу.

Участие защитников на предварительном следствии дает возможность обвиняемым координировать свою деятельность, оказывать воздействие на свидетелей. Эти факторы являются основными, но не единственными, влияющими на позицию и поведение участников организованной преступной группы во время допроса.

Позитивными факторами криминальной ситуации, которыми может воспользоваться следователь, являются:

- противоречия и конфликты внутри группы, вызванные личными взаимоотношениями, разногласиями по поводу распределения доходов;

- противоречия и конфликты, возникающие в процессе самого распределения вследствие избрания участникам организованных преступных групп различных мер пресечения, конкуренции в определении роли того или иного участника в преступной группе, различий в позиции отдельных участников, занятой в процессе предварительного следствия;

- возможность дезориентации отдельных участников преступных структур относительно данных, полученных от соучастников;

- возможность проверить правдивость тех или иных показаний путем сопоставления результатов допроса нескольких лиц.

Основные особенности содержания и тактики допроса участников преступных структур, свидетелей и потерпевших по уголовным делам о проявлениях организованной преступной деятельности связаны с особенностями предмета доказывания, определяющими специфику тактических целей допроса и его содержания [7, с. 54].

Особую сложность вызывает доказывание участия в преступной деятельности организаторов преступных структур и иных лиц, не принимавших непосредственного участия в событии совершения преступления, но способствовавших данному деянию. А эта задача становится день ото дня сложнее по мере срастания организованной преступности с коммерческими и государственными структурами, развития и совершенствования преступных организаций.

Необходимо отметить, что криминалисты оказались в значительной степени неподготовленными к решению проблем расследования деятельности организованных преступных структур. Основная направленность криминалистических научных исследований была связана с разработкой методов расследования в рамках стратегии «от преступления к лицу, его совершившему». Существующие методики расследования отдельных видов преступлений не могут достаточно эффективно использоваться при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных современными организованными преступными сообществами.

Очевидно, что изучение структуры преступной организации, доказывание вины отдельных участников сообщества в настоящее время являются чрезвычайно актуальными и сложными проблемами как для органов расследования, так и для научных работников. В настоящее время для преступных структур во все большей степени характерно наличие «бюрократической надстройки», в которой выделяется группа лидеров, осуществляющих стратегическое управление, формирующих идеологию группы, консолидирующих усилия различных членов группы, определяющих инвестиционную политику [8, с. 32-33]. Для криминалистов наиболее сложной проблемой является определение путей доказывания вины этой категории членов преступной структуры.

Первым этапом в решении указанной научной задачи должна быть конкретизация целей расследования. Это невозможно без функционального анализа преступных структур, без выявления на его основе ролевых функций их участников. Можно предположить, что главным здесь будет исследование функций преступного управления. Именно в наличии таких функций и в их реализации в преступной деятельности и заключается ключевая особенность феномена организованной преступности.

Второй этап - это поиск решений тактических задач, связанных с выявлением ролей участников преступных структур. В таких решениях реализуются методы расследования деятельности преступных структур как системы научно обоснованных приемов, правил и рекомендаций по обнаружению, исследованию, использованию и оценке доказательств, применяемых в целях установления истины по уголовному делу.

Для выявления функций участников организованных преступных структур можно восполь-

зоваться научным аппаратом теории управления, где понятие функции разработано достаточно хорошо [9, с. 28]. В связи с проблемой организованной преступности необходимо рассмотреть две группы функций: функции процесса управления и функции процесса обеспечения. Именно такой подход позволяет правильно сформулировать тактические задачи расследования применительно к изучению деятельности преступных структур. Постановка таких задач - чрезвычайно важный этап деятельности следователей и оперативных работников.

В числе функций процесса криминального управления можно выделить следующие:

1) функция информационного обеспечения преступной деятельности: изучение конъюнктуры, выбор объектов и предметов преступного посягательства, собирание информации о них, изучение системы охраны и обеспечения безопасности, поиск лиц, которые могли бы способствовать совершению преступления, поиск технических средств совершения преступлений, оружия и транспорта;

2) функция принятия криминального решения о совершении преступления: определение объекта и предмета преступного посягательства, места и времени совершения преступления, способов его совершения, места сбыта похищенного, способа укрывательства преступления, способов обеспечения безопасности преступной деятельности, определение исполнителей, роли каждого из них;

3) функция организации исполнения криминального решения: доведение преступного замысла до исполнителей, их инструктаж, создание мотивации к совершению преступления (запугивание, апеллирование к групповым преступным установкам и криминальным традициям, определение доли каждого в распределении средств, добытых преступным путем, координация групповой деятельности, особенно при ее осуществлении в различных регионах, установление контактов с другими преступными структурами);

4) функция контроля и регулирования - может осуществляться как непосредственно организаторами преступного сообщества, так и иными членами преступной группировки.

Установление фактов, относящихся к реализации различных функций преступного управления, в комплексе позволяет доказать главный факт - наличие преступного управления и круг его субъектов.

В деятельности преступных структур должно выделяться и доказываться наличие еще одной группы функций преступного управления - обеспечивающих. И здесь можно увидеть возможность использования функционального подхода для анализа организованной преступной деятельности:

1) функция кадрового обеспечения (вовлечение лиц в деятельность преступной структуры, обучение членов преступных структур владению оружием, приемами борьбы). Применительно к расследованию преступлений, совершаемых организованными преступными структурами, необходимо выявлять и доказывать, кто и как вовлекал конкретное лицо, в т. ч. несовершеннолетних, в деятельность сообщества;

2) функция материально-технического обеспечения - создание фондов денежных средств преступного сообщества, их сохранность, определение порядка их использования, приобретение транспортных средств, помещений, оружия и других орудий преступления;

3) функция формирования мотивации у участников преступных структур. Здесь речь должна идти о выявлении появлений «преступного воспитания», воздействия на психологию членов группировки.

Безусловно, при отсутствии уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность организаторов преступных структур, большинству следователей трудно привить мысль о необходимости углубленного исследования этих вопросов. Однако и при действующем законодательстве эти факторы, в общем-то далекие от события преступления, важны с точки зрения установления вины руководителей преступных структур. Выявление ролевых функций участников преступных структур в полном объеме в процессе расследования представляется задачей трудноразрешимой. Однако установление участия конкретного лица в деятельности организованной преступной структуры хотя бы в рамках реализации какой-то части одной из функций уже позволяет судить о наличии преступной организации, и о вине ее членов. Решение этой задачи облегчается тем, что далеко не всегда обвиняемые и их защитники, а также свидетели,

четко представляют себе значение той или иной информации, которая может быть использована следователем для доказывания наличия преступной организации и индивидуализации вины каждого ее участника. Задача следователя - тактически правильно организовать и провести допросы как подозреваемого, обвиняемого, так и свидетеля и потерпевшего, чтобы получить от них всю необходимую информацию о структуре и деятельности организованной преступной группы.

Литература

1. Печерский З.В. Типовые программы допроса на предварительном следствии. - М.: Юр-литинформ, 2009.

2. Порубов Н.И., Закатов А.А. Семинары по криминалистике. - Минск, 1984.

3. Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. - М., 1970.

4. Образцов В.А., Богомолов С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. - М., 2003.

5. Якуб М.Л. Показания свидетелей и потерпевших. - М., 2000.

6. Соловьев А.Б. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на предварительном следствии. - М., 2006.

7. Пантелеев И.Ф. Ошибочные рекомендации в теории уголовного процесса и криминалистики // Законность. - 1998. - № 7.

8. Кальницкий В.В. Следственные действия: учебное пособие. - Омск: Омская Академия МВД России, 2002.

9. Лузгин И.М. Некоторые основы изучения организованной преступности // Вестник Московского университета. - 1991. - № 6.

Поступила в редакцию 22 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.