УДК 343.27 L.E. MANYUKOV*
ББК 65.261.411.11 М24
INFLUENCE OF THE TAXATION SYSTEM ON THE ACTIVITY OF SMALL ENTITY REPRESENTATIVES
Аннотация: в статье анализируются системы на-логообложениямалых предприятий и индивидуальных предпринимателей, их особенности, преимущества, недостатки, сложности, возникающие при практическом применении положенийНалогового кодекса РоссийскойФедерации
Ключевые слова: малое предпринимательстве, налогообложение, система налогообложения, упрощенная система налогообложения.
ЛЕВ
ЕВГЕНЬЕВИЧ
МАНЮКОВ*
ВЛИЯНИЕСИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Annotation: the article deals with systems of the taxation of small enterprises and individual entrepreneurs, specific features, advantages, challenges of the practical application of the Tax code of the Russian Federation.
Key words: small business, the taxation, the taxation system, the simplified taxation system.
Центральное место в налоговых отношениях принадлежит отношениям, возникающим при взимании налога. Их содержание в основном заключается в обязанности уплаты государству налога - индивидуального безвозмездного платежа. Исходя из этого налогоплательщик определяется как обязанная сторона налогового правоотношения. Обязанную сторону представляют различные субъекты, объединенные названием «налогоплательщик». В этом отношении понятие «налогоплательщик» сопоставимо с такими гражданско-правовыми понятиями, как «должник», «кредитор», поскольку и то и другое не выражает ничего больше, кроме определенной юридической позиции обязательственных правоотношений. Действительно, налогоплательщиками могут быть разные субъекты права - индивиды, организации, общественные образования.
Субъектами налогового права, которые могут быть признаны налогоплательщиками, выступают физические лица и организации. Понятие «налогоплательщик» закрепляет определенную юридическую позицию этих лиц в налоговых правоотношениях, поэтому под правовым статусом субъекта понимается его правовое состояние, характеризующееся комплексом (системой) юридических прав и обязанностей. Каждое лицо может быть налогоплательщиком одного или нескольких налогов в зависимости от осуществляемой им деятельности, владения имуществом или иных объектов налогообложения, при наличии которых возникает соответствующая налоговая обязанность. Налогоплательщиками признаются все физические лица
* Аспирант
(Московский городскойпедагогическийуниверситет). E-mail: [email protected].
Экономика
Экономика
и организации, на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов.
Говорить о налогообложении субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации можно лишь с определенной долей условности, так как при этом имеется в виду порядок выполнения налоговых обязательств лицами, применяющими специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 262, 263 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Это объясняется тем, что исходя из содержания соответствующих норм указанных глав НК РФ воспользоваться специальными налоговыми режимами могут сравнительно небольшие предприятия (по численности и объему годового оборота). Кроме того, сохранение названия особых систем налогообложения («Упрощенная система налогообложения», «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности») позволяет считать их налоговыми режимами, предусмотренными специально для малых форм предпринимательской деятельности, хотя это прямо не указано в налоговом законодательстве и, скорее, следует из концепций специальных налоговых режимов.
Налогообложениесубъектовмалого предпринимательства в России осуществляется на основе трех систем: общеустановленной системы налогообложения - общий режим (уплата всех налогов, установленных законодательством), упрощенной системы налогообложения(У СНО), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Последние два режима входят в группу специальных налоговых режимов, которые предусматривают иной в отличие от общего режима порядок определения элементов налогообложения а также освобождают от обязанностей по уплате некоторых видов налогов и сборов.
Авторы работ, посвященных исследованию преимуществ и недостатков применяемой в России системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, отмечают, что налоги как инструмент регулирования предпринимательской деятельности в должной мере не учитывают специфику именно малого предпринимательства и, как следствие, не стимулируют его развитие.
Делая вывод о низкой эффективности общей системы налогообложения в отношении малых предприятий, Е.В. Хлыстова указывает на то, что «многочисленные налоги и сборы нередко
оставляют предприятию лишь 5-10 % полученной прибыли»1.
Н.И. Малис, рассматривая упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход как концептуально разные режимы, отмечает, что «в первом случае в законодательство заложена идея непосредственно упрощения механизма отчетности и уплаты налога при некотором снижении налогового бремени, но сохраняется связь величины налоговых изъятий с результатами деятельности налогоплательщика, во втором - эта связь полностью утрачива-ется»2.
Таким образом, для формирования условий, стимулирующих предпринимательскую активность широких слоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий, использование такого инструмента финансового регулирования в масштабах региональной экономики, как налоговые преференции, становится все более злободневным.
В отношении индивидуальных предпринимателей применение названных специальных налоговых режимов дает право на освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемогодля осуществления предпринимательской деятельности), единого социального налога и налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России).
Обе главы предусматривают взыскание налога по фиксированной ставке. Различие заключается в том, что гл. 263 НК РФ полностью построена на этом принципе, а в гл. 262 НК РФ элемент фиксированной ставки при расчете налога введен отдельным фрагментом: при определенных условиях у хозяйствующего субъекта возникает обязательство уплаты минимального налога или при расчете патента.
Наряду с названными параметрами, характеризующими общие черты указанных глав НК РФ, есть существенные различия, обусловленные причинами введения специальных режимов налогообложения Одно из самых принципиаль -ных различий заключается в том, что на упрощенную систему налогообложенияпредприятия и индивидуальные предприниматели переходят в добровольном порядке, в то время как на систему ЕНВД переводят по решению законода-
тельной власти региона в обязательном порядке в зависимости от вида деятельности. Обоснованием этого различия является то, что УСНО изначально была направлена на создание благоприятных условий ведения бизнеса для нуждающихся в поддержке субъектов малого предпринимательства, а ЕНВД был призван пополнить доходы бюджетов за счет поступлений от тех хозяйствующих субъектов чьи обороты фактически сложно проконтролировать.
На наш взгляд, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности не является альтернативой упрощенной системе налогообложения. Обе главы могут применяться на территории одного субъекта РФ одновременно, более того - одним конкретным субъектом малого бизнеса, занимающимся различными видами деятельности.
Существует еще один способ налогообложения - упрощенная система налогообложения на основе патента, разновидность упрощенной системы налогообложения. Цель ее введения -поддержка и легализация самозанятого населения (мелкие бытовые услуги, репетиторство, ремесленничество и пр.), микробизнеса, организуемого в большинстве случаев членами семьи.
Как показывает анализ практики применения специальных налоговых режимов, интерес к ним со стороны субъектов предпринимательства постоянно растет. В первую очередь об этом свидетельствуют показатели численности налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Широкое признание среди налогоплательщиков получила упрощенная система налогообложения. Интерес к ней, по нашему мнению, объясняется относительно невысокой налоговой нагрузкой в сравнении с аналогичным показателем при работе с использованием общего режима налогообложения.
Величина налоговой нагрузки при применении упрощенной системы налогообложениябу-дет складываться из суммы налоговых расходов и упущенной выгоды (если для покупателей получение счетов-фактур с суммами входящего НДС имеет существенное значение, то при переходе на УСНО, вероятнее всего, отпускные цены придется снизить на ставку НДС. В этом случае вся сумма недополученного дохода станет для организации упущенной выгодой и увеличит сумму налоговых расходов при применении УСНО).
Показатель налоговой нагрузки при применении УСНО будетвыглядеть следующим образом:
ННусно = (НР + УВ) / I Д х 100 %,
где ННусно - налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения
руб.;
НР - ожидаемые (предполагаемые) налоговые расходы, руб.;
УВ - ожидаемый показатель упущенной выгоды (величина недополученной выручки от снижения цен), руб.;
Д - ожидаемый (предполагаемый) годовой доход, руб.
Если определяемая налоговая нагрузка при применении общего режима налогообложения больше налоговой нагрузки при применении упрощенной системы (Норн > ННусно), тогда хозяйствующему субъекту выгоднее перейти на УСНО.
За годы применения УСНО законодательная база претерпела существенные изменения. Введение в действие новой главы НК РФ «Упрощенная система налогообложения» позволило заметно упростить процедуры налогообложения и представления отчетности и в конечном счете создать более благоприятные условия для ускорения развития в стране малых предприятий. Вместе с тем при всех возможных преимуществах упрощенной системы налогообложения предприниматели до сих пор сталкиваются с рядом трудностей, возникающих в результате применения УСНО.
Один из недостатков упрощенной системы имеет отношение к варианту объекта ее налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. Перечень расходов, на которые налогоплательщик вправе уменьшать свой доход, является исчерпывающим, и если какой-нибудь вид расходов там не указан, то он не подлежит учету в целях исчисления единого налога.
Одно из основных преимуществ УСНО -добровольность переходана данный налоговый режим, но самое главное - освобождение от уплаты целого ряда налогов: на прибыль, на имущество и на добавленную стоимость, единого социального налога и, как следствие, значительное сокращение и упрощение налогового учета, а также малый объем отчетности, которую обязан сдавать «упрощенец». Кроме того, несомненное преимущество этой системы налогообложения- право самостоятельного выбора объекта налогообложения.
Налогоплательщику нужно тщательно подходить к вопросу выбора объекта налогообложения. Поскольку законодательством установлено, что объект налогообложения не может меняться в течение трех лет с начала приме-
Экономика
Экономика
нения упрощенной системы налогообложения, необходимо определить, при какой доле расходов выгоднее выбрать тот или иной объект налогообложения.
Есть вероятность того, что сумма налога будет одинакова при объекте налогообложения в виде доходов и при объекте налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов:
(Д х 6 %) / 100 % = (Д-Р) х 15 % / 100 %, где Д - доходы, полученные организацией или индивидуальным предпринимателем;
Р - произведенные организацией или индивидуальным предпринимателем расходы.
В ходе решения данного уравнения определяется:
Д х 6 % = (Д-Р) х 15 %, 6Д = 15Д - 15Р,
9Д = 15Р,
9/15 = Д/Р, Д/Р = 0,6.
Значит, объект налогообложения в виде доходов в большинстве случаев выгоден тем организациям и индивидуальным предпринимателям, у которых сумма расходов, учитываемых при применении упрощенной системы в соответствии со ст. 346.16 НК РФ, составляет менее 60 %. И наоборот, если сумма осуществленных расходов значительна - более 60 %, то более оптимальным объектом налогообложения будут доходы, уменьшенные на величину расходов.
Считаем, что на выбор объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения также может влиять показатель предполагаемого уровня рентабельности продаж -удельный вес прибыли в общей величине налогооблагаемых доходов, при этом прибыль определяется как разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях исчисления единого налога при УСН.
1 Хлыстова Е.В. Развитие малого предпринимательствав современной российскойэкономике// Финансовые проблемы и пути их решения: теория и практика: сб. материалов VI Междунар. науч-практ. конф. СПб., 2005. С. 537.
2Малис Н.И. Малый бизнес имеет налоговый потенциал // Финансы. 2006. № 7. С. 30.