Научная статья на тему 'Влияние системы менеджмента качества на эффективность инженерного образования'

Влияние системы менеджмента качества на эффективность инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / МОНИТОРИНГ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MONITORING AND CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окунева Т.Г.

Повышение качества образования связано с реформированием и модернизацией системы образования. В вузах необходимо проводить ряд мероприятий, связанных с гарантиями качества и их конкурентоспособностью. Даны основные моменты системы менеджмента качества, опыт использования и совершенствование системы качества в СибГАУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM ON THE EFFECTIVENESS OF ENGINEERING EDUCATION

Improving the quality of education is related to the reform and modernization of the education system. There is need to conduct a number of activities related to the quality guarantees and the competitiveness at universities. The highlights of the quality management system, the experience of use and improvement of the quality in SibSAU are revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние системы менеджмента качества на эффективность инженерного образования»

указать и на отсутствие программ повышения квалификации в вопросах развития профессиональных педагогических компетенций, способных обеспечить высокое качество подготовки слушателей. К сожалению, часто заявленный в программе уровень не обеспечивается фактически.

Условия развития конкуренции между вузами на рынке профессионального образования, включая инженерное, характеризуются растущим интересом к региональным российским рынкам со стороны зарубежных университетов. Спектр предлагаемых для студентов и магистров программ отличается большим разнообразием по доступности, продолжительности, наполнению и другим параметрам и продолжает расширяться. При этом региональные российские вузы предложить полностью аналогичный уровень качества иностранным студентам пока на могут, хотя во многих договорах о сотрудничестве речь идет об обязательных условиях взаимного обмена.

Обозначены также тенденции усиления заинтересованности в подготовке высококвалифицированных кадров для различных отраслей промышленности и услуг со стороны ведущих предприятий. Так, руководство ПО «POZIS», расположенного в г. Зелено-дольске Республики Татарстан, реализуя программы целевого направления студентов в Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КАИ), реально участвует в определении тем и процедуре защиты дипломных и курсовых работ студентов, организации практики и трудоустройства, отслеживает результаты обучения. Сибирская генерирующая компания запускает пилотный проект по созданию специализированного энергетического класса совместно с одним региональным вузом. МТС для практического изучения современных телекоммуникационных систем создает учебную лабораторию в одном из университетов Красноярска. Есть и ряд других положительных примеров на российском и региональном рынках, но, к сожалению, говорить о полном цикле взаимодействия вузов и работодателей пока некорректно.

Усиливается запрос со строны компаний к участию молодых специалистов - выпускников вузов в

процессах создания инноваций, креативных процессах, в совершенствовании деятельности организаций. Развитие данных навыков, как и эффективного участия в проектных командах, экономического и ситуационного обоснования принимаемых решений, работы с различными программными продуктами и др., требует отражения в разработке учебных планов корректировки программ практик и других организационных решений со стороны университетов, включая подготовку и мотивацию современных педагогических кадров.

Необходимо отметить и запрос на непрерывное обучающее сопровождение студента, затем выпускника, через предоставление ему возможности обучаться в различных программах - бакалавриата, магистратуры, МВА, специализированных курсов повышения квалификации, участия в отдельных семинарах и тренингах.

Другое важное направление, которое также необходимо развивать университетам в сотрудничестве с ведущими компаниями и исследовательскими организациями - это активизация научного творчества молодежи. Анализ ситуации в этом направлении показывает отсутствие баланса в предоставлении одинаковых возможностей студентам разных специальностей заниматься наукой, даже в рамках одного университета. Сегодня развитие данного направления и других определяющих современные условия обеспечения качественной подготовки квалифицированных кадров в высшей школе требует новых управленческих, интеграционных решений. Необходимо изменение структуры университета в части создания новых подразделений и упразднения не соответствующих новым задачам и новым условиям развития образовательного простанства. Нужны и интегрированные межвузовские объединения, позволяющие совместно использовать ресурсы разных университетов и институтов, как в профессиональном развитии профессорско-преподавательского состава, так и в предоставлении возможностей для развития научного творчества студентов, учебной деятельности, включая работу по различным проектам в рамках межвузовских команд и в других формах.

© Мисинева И. А., 2013

УДК 378

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Г. Окунева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаП: okuneva@sibsau.ru

Повышение качества образования связано с реформированием и модернизацией системы образования. В вузах необходимо проводить ряд мероприятий, связанных с гарантиями качества и их конкурентоспособностью. Даны основные моменты системы менеджмента качества, опыт использования и совершенствование системы качества в СибГАУ.

Ключевые слова: система менеджмента качества, качество образования, мониторинг, система управления.

Решетневскуе чтения. 2013

THE INFLUENCE OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM ON THE EFFECTIVENESS OF ENGINEERING EDUCATION

T. G. Okuneva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia Russia. E-mail: okuneva@sibsau.ru

Improving the quality of education is related to the reform and modernization of the education system. There is need to conduct a number of activities related to the quality guarantees and the competitiveness at universities. The highlights of the quality management system, the experience of use and improvement of the quality in SibSAU are revealed.

Keywords: quality management system, quality of education, monitoring and control system.

Российская образовательная система перешла к новому этапу своего развития в связи с вхождением в европейское и мировое образовательное пространство. Образование является важнейшей сферой социальной жизни, так как оно формирует интеллектуальное, культурное, нравственное, духовное состояние общества. Актуальность проблемы обеспечения качества образования в России связано с реформированием и модернизацией системы образования на государственном уровне. Вопрос повышения качества образования обусловливается рядом причин: снижением качества подготовки специалистов; переходом к комплексной оценке деятельности вузов и мониторингу; усилением конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов; регулярным проведением конкурсов по качеству.

Поэтому новый этап развития требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг. В этих условиях система менеджмента качества становится внутривузовской гарантией качества образования.

Гарантией качества образовательной услуги называют систематическое, последовательное и постоянное внимание к качеству через процесс поддержания и повышения качества. Гарантии качества образовательной услуги - одно из важнейших условий признания вуза в академической среде и на рынке труда. Общество в целом и существующие в нем группы, заинтересованные в высоком качестве образования, в условиях активизации конкуренции на рынке образовательных услуг нуждаются в инновационных механизмах его обеспечения. Одним из инструментов обеспечения гарантии качества образовательной услуги является его оценка.

Под оценкой качества понимается любая последовательная деятельность, которая ведет к оценке качества процесса преподавания и обучения, а также исследований, самим университетом или внешними экспертами [1; 2].

В связи с этим образовательные учреждения должны большое внимание уделять системе качества, так как наличие в вузе системы менеджмента качества, построенной на принципах Всеобщего менеджмента качества (TQM - Total Quality Management) и процессно-ориентированного подхода в рамках требований и рекомендаций государственных стандартов

серии ГОСТ ISO 9001-2008, является гарантией того, что предоставляемые образовательные и научно-исследовательские услуги будут в точности соответствовать требованиям потребителя и позволят поддержать и укрепить стратегическую позицию вуза.

Кроме этого, повышению качества предоставляемой образовательной услуги способствуют:

- непрерывный мониторинг качества образовательной услуги;

- проведение систематических внутренних аудитов и выявление проблем структурных подразделений;

- оперативное планирование деятельности всех подразделений;

- упорядоченная система ведения документооборота;

- анализ всех направлений деятельности университета и его подразделений;

- сравнение показателей с другими вузами.

На примере Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) можно отметить следующее: с 2013 г. внедрена электронная система формирования комплексного плана развития СибГАУ, куда все подразделения университета вносят в систему планируемые на квартал мероприятия. С целью повышения эффективности и качества учебного процесса систематически проводится мониторинг качества образования, в том числе оценка результатов абсолютной и качественной успеваемости студентов, анкетирование студентов на предмет удовлетворенности качеством преподавания, анкетирование студентов на предмет удовлетворенности обучением в СибГАУ, анкетирование выпускников, определение удовлетворенности сотрудников работой в СибГАУ, оценка качества подготовки выпускников работодателями.

Ежеквартально в соответствии с утвержденным графиком проводятся внутренние аудиты структур университета, что позволяет поддерживать единую систему ведения документооборота, выявлять и фиксировать проблемы, замечания, предложения. Выявленные замечания классифицируются, доводятся до сведения ректора и проректоров. Благодаря данному механизму, любой сотрудник может внести предложения по улучшению деятельности университета, а руководство может наблюдать, с чем сталкиваются подразделения университета, какие трудности возни-

кают при организации учебного процесса, и оперативно реагировать на выявленные слабые места.

Таким образом, успех образовательного учреждения зависит от эффективности функционирования системы менеджмента качества и системы управления вуза в целом.

Библиографические ссылки

1. Вроейнстийн А. И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценки качества в вузах. М. : Изд-во МНЭПУ, 2000. 180 с.

2. Свиязова И. Ю., Айзенштадт А. М., Коптелов А. Е. Особенности применения моделей систем обеспечения качества в вузах // Повышение качества высшего профессионального образования : материалы Всерос. науч.-метод. конф. : в 2 ч. Ч. 1 / науч. ред. В. И. Кол-

маков ; отв. за вып. С. А. Подлесный. Красноярск : СФУ, 2008. С. 124-128.

References

1. Vroeynstiyn A. I. Assessment of the quality of higher education Recommendations for external quality assessment in vuzah. M. : Publishing House MNEPU, 2000. 180 pp.

2. Sviyazova I. Y., Eisenstadt A. M., Koptelov A. E. Features of the application of models of quality assurance systems in higher education // Improving the quality of higher education: Proceedings of the All-Russian scientific-method. Conf. : Part 1 of 2 hours, and teach. / Ed. VI Kolmakov, Br. for MY. SA Podlesniy. Atlanta : SFU, 2008. S. 124-128.

© Окунева Т. Г., 2013

УДК 658.386:629.78

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «ИСС» В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ)

Е. А. Парфенова, Д. В. Дятлов, С. Г. Кукушкин

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52 E-mail: office@iss-reshetnev.ru

Прослеживается потребность в квалифицированных инженерных кадрах. ОАО «ИСС» решает актуальную задачу путем реализации концепции непрерывного образования. На предприятии создана модель профори-ентационной работы «детский сад - школа - вуз». Происходит апробация нового проекта «Инженерная школа». Выявлены критерии эффективности проводимой работы.

Ключевые слова: непрерывная довузовская подготовка, модель профессиональной ориентации, инженерная школа, критерии эффективности.

JSC "ISS" INNOVATIVE ACTIVITIES TO IMPROVE CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING (IN TERMS OF PREVOCATIONAL TRAINING)

E. A. Parfenova, D. V. Dyatlov, S. G. Kukushkin.

JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia E-mail: office@iss-reshetnev.ru

There is a need in qualified engineering personnel. JSC "ISS" solve the acute problem by implementing the concept of lifelong learning. The enterprise has established a career guidance model: kindergarten - school - high school. Testing of the new project "The School of Engineering" is carried out. The criteria of the work effectiveness are outlined.

Keywords: continuous pre-university training model of career guidance, engineering school, effectiveness criteria.

В условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем наблюдается настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способного принимать инновационные процессы и участвовать

в них. Особенно остро ощутим дефицит квалифицированных кадров в области технологий и инженерии.

ОАО «ИСС» как современное высокотехнологичное предприятие, адаптируясь к современным тенденциям, на протяжении нескольких лет принимает активное участие в развитии концепции единого об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.