УДК 159.99
Влияние синдрома отложенной жизни на удовлетворенность жизнью личности
Елизавета В. Найденова
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4460-2399
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос влияния жизненного сценария на удовлетворенность жизнью. Основное внимание в работе акцентируется на проявление именно синдрома отложенной жизни, как на явление, включающие себя не только соответствующие сценарное поведение, но и сопутствующий ему невроз. Актуальность работы обуславливается широким распространением обозреваемого феномена. Новизна работы заключается в том, что впервые затрагивается вопрос возможности влияния синдрома отложенной жизни на субъективное благополучие. Во Введении автор приводит актуальность исследования, которая продиктована повышенным интересом общества и каждой личности, в частности, к вопросу о том, что может влиять на удовлетворенность жизнью. Еще одним аспектом актуальности исследования является распространенность синдрома отложенной жизни. Приводится аналитический обзор различных подходов к вопросам удовлетворенности жизнью, синдрома отложенной жизни, жизненным сценариям. Для исследования было проанкетировано 100 человек в возрасте от 18 до 65 лет. В разделе «Методы» обозначены основные способы анализа как теоретических, так и эмпирических данных. Результаты исследования показывают связи между синдромом отложенной жизни и уровнем жизненной удовлетворенности. В разделе «Обсуждение результатов» автор отмечает, что удовлетворенность жизнью зачастую связана с достижением существующего у человека эталона жизни. Основным отличительным признаком синдрома отложенной жизни является существование переломного момента, который наступает при достижение главной цели, после которого должна начаться настоящая и счастливая жизнь. Соответственно люди, проживающие сценарий, не могут ощущать полную удовлетворенность жизнью, в силу большого расхождения между желаемым и действительным. В Заключении автор приходит к выводу о том, что наличие синдрома отложенной жизни отрицательно влияет на удовлетворенность жизнью.
Ключевые слова
синдром отложенной жизни, невроз, удовлетворенность жизнью, жизненный сценарий, интерес к жизни, цель жизни
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Для цитирования
Найденова Е. В. Влияние синдрома отложенной жизни на удовлетворенность жизнью личности // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2022. Т. 5, No 3. С. 31-42. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-3-31-42
The influence of the delayed life syndrome on the satisfaction with the life of the individual
Elizabeth V. Naidenova
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4460-2399
Abstract
The article considers the question of the influence of the life scenario on life satisfaction. The main attention in the work is focused on the manifestation of the delayed life syndrome, as a phenomenon that includes not only the corresponding scenario behavior, but also the neurosis accompanying it. The relevance of the work is due to the wide spread of the observed phenomenon. The novelty of the work lies in the fact that for the first time the question of the possibility of the influence of the delayed life syndrome on subjective well-being is raised. In the Introduction, the author cites the relevance of the study, which is dictated by the increased interest of society and each individual, in particular, to the question of what can affect life satisfaction. Another aspect of the relevance of the study is the prevalence of delayed life syndrome. An analytical review of various approaches to life satisfaction, delayed life syndrome, and life scenarios is also provided. For the study, 100 people aged 18 to 65 years were surveyed. The «Methods» section outlines the main methods of analyzing both theoretical and empirical data. The Results of the study show the relationship between the delayed life syndrome and the level of life satisfaction. In the «Discussion of the results» section, the author notes that life satisfaction is often associated with achieving the standard of life that exists in a person. The main distinguishing feature of the delayed life syndrome is the existence of a turning point that occurs when the main goal is achieved, and after it a real and happy life should begin. Accordingly, people living the scenario, due to the large discrepancy between the desired and the actual, cannot feel full satisfaction with life. In the Conclusion section, the author comes to the conclusion that the presence of delayed life syndrome negatively affects satisfaction.
Keywords
delayed life syndrome, neurosis, life satisfaction, life scenario, interest in life, purpose of life
For citation
Naidenova, E. V. (2022). The influence of the delayed life syndrome on the satisfaction with the life of the individual. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 5(3), 31-42. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-3-31-42
Введение
Пожалуй, каждого человека волнуют вопросы, связанные с субъективным ощущением качества его жизни. Благодаря развитию СМИ. люди могут наблюдать за жизнью других, что будет непременно приводить к сравнению своего состояния и ощущения жизненного благополучия с этими же параметрами у других, зачастую более успешных и счастливых людей. Уровень благополучия основывается на субъективном сравнении собственной жизни с ожиданиями, связанными с социально-заданными идеалами и стандартами счастливой жизни (Ehrhardt, Saris, Veenhoven, 2000). Мысли о том, насколько человек удовлетворен тем, что с ним происходит, что на это влияет, и можно ли это как-то изменить, посещают многих современных людей. Исходя из этого, вопрос изучения детерминант изменения удовлетворенности жизнью сейчас особо актуален.
На данный момент, многие исследователи расходятся во мнении, что под собой точно подразумевает термин «удовлетворенность жизнью», при этом, наряду с ним, для описания ощущений человека относительно собственного благополучия, используют также следующие определения: «субъективное благополучие» «счастье», «качество жизни» (Клюева, 2014). Субъективное благополучие считается широкой областью научного интереса, которая включает индивидуальные эмоциональные реакции (положительные, например, радость и отрицательные, например, печаль, гнев), предметную удовлетворенность (например, удовлетворенность работой) и глобальные суждения об удовлетворенности жизнью (Proctor, Linley, Maltby, 2017). В отличие от эмоциональных реакций, которые непостоянны (Gilman, Huebner, Laughlin, 2000), удовлетворенность предметной областью и общая оценка удовлетворенности жизнью являются не только результатом различных психосоциальных отношений, но также действуют как посредник между окружающей средой и поведением. Как утверждает Р. М. Шамионов (2008), удовлетворенность жизнью является сложным образованием. Оно заключается в оценке процесса жизни, что приводит к формированию побуждения к действию, направленному на изменение сложившейся оценки. Такими действиями может быть поиск решения и выхода из неудовлетворительной жизненно0й ситуации, изменение внутренней предрасположенности в отношение к этой ситуации. Исходя из этого, очевидно, что явление во многом базируется на эмоционально-волевых процессах.
«Н. В. Панина рассматривает жизненную удовлетворенность как интегратив-ный показатель. В него входит - последовательность в достижении жизненных
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
целей, интерес к жизни в целом и отдельным ее аспектам в частности, целеустремленность, общий фон настроения; положительную оценку собственных качеств и поступков; уровень согласованности между поставленными и достигнутыми целями» (Вахрушева, 2018, С. 74). Габдулина Л. И. (2008) приводит следующие объективные и субъективные факторы, влияющие на показатель жизненной удовлетворенности, причем вторые оказывают большее влияние на оценку качества жизни. Объективные факторы не зависят от самой личности и ее отношения к жизненной удовлетворенности, поэтому во многом определяются возрастными, социально-экономическими показателями. Субъективные же факторы во многом зависят от человека, в этом случае основными выступают сравнения, воспроизводимые личностью, совпадение реальной и идеальной ситуации, взгляд на жизнь и причину всех изменений в ней.
По нашему мнению, на удовлетворенность также может влиять характерный для личности жизненный сценарий.
Изначально жизненный сценарий определялся Э. Берном как бессознательная структура, которая выражается в некоторой программе развития, управляет жизнью человека и во многом определяет его поведение в различных ситуациях. Другие исследователи определяют жизненный сценарий как совокупность элементов, влияющих на характер мировоззрения, и именно это является смысловой основой жизненного опыта (Мизинова, 2013). В сценарном поведение также можно выделять нормативную и личностную основу (Котельникова, 2014). Первая зависит от социокультурных факторов, которые так или иначе влияют на личность в процессе социализации. В этом случае можно говорить о существующих в разных обществах событиях, которые должны быть в жизни каждого человека, например, такие как учеба в школе, свадьба и прочее. Личностный компонент базируется на индивидуальном ходе жизни человека, биографии. Именно второй тип дает возможность изменений в жизни. «Жизнь человека, проживаемая согласно принятому сценарию, провоцирует его на постоянное подкрепление правоты избранного способа проживания жизни и отведенной человеку им же самим занимаемой роли» (Ансимова, Чернова, 2015, С. 45).
Достаточно распространенным сейчас, согласно статистическим данным, является синдром отложенной жизни, который включает в себя одноименный жизненный сценарий. Впервые о сценарии отложенной жизни заговорил В. П. Серкин в 1997 году. Изначально исследования проводились в рамках северного сценария, который предполагал, что жители северных регионов ощущают, что не живут сейчас по-настоящему, а лишь готовятся к реальной жизни, которая начнется после переезда. В целом, это является главными признаками сценария отложенной жизни: человек не считает свою жизнь в актуальный момент ценной, откладывает исполнение желаний и потребностей на момент, когда начнется настоящая жизнь, т. е. после достижения какой-то глобальной цели.
В дальнейшем, в рамках этой теории было введено понятие «Невроз отложенной жизни». Оно характеризует невротические проявления у людей, которые не решают насущные проблемы в связи с реализацией сценария отложенной жизни (Серкин, 2001). Так как жизненный сценарий закрепляется чаще всего в детстве, и удовлетворенность жизнью не может привести к формированию сценарного поведения, мы предполагаем, что наличие синдрома отложенный жизни может отрицательно влиять на удовлетворенность жизнью.
Целью исследования является изучение влияния синдрома отложенной жизни на жизненную удовлетворенность. Гипотеза исследования: наличие синдрома отложенной жизни имеет отрицательную связь с удовлетворенностью жизнью и ее показателями.
Методы
В качестве эмпирического объекта исследования выступили 100 человек трудоспособного населения от 18 до 65 лет без разделения их на группы. Данный отбор был сделан исходя из представлений о данной группе, как о выборке лиц, сформировавших жизненные ценности, цели, способных оценивать собственные действия и влияние на них общественного мнения. Сбор всех ответов проходил с помощью платформы Google Forms.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез нами были использованы следующие методы: анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования; в качестве эмпирических методов использовались анкетирование, тестирование, методы качественной и количественной обработки данных, анализ и интерпретация полученных результатов. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом эмпирической выборки, а также благодаря методам математической статистики, использованным с целью выявления вероятностной связи показателей: корреляционный анализ с применением коэффициента Спирмена. Для обработки данных были использованы стандартные компьютерные программы статистического анализа данных: SPSS Statistica. Для проведения исследования была разработана авторская методика, направленная на выявление СОЖ. Для изучения жизненной удовлетворенности нами был выбран тест «Индекс жизненной удовлетворенности» в адаптации Н. В. Паниной. Данная методика предназначена для определения общего психологического состояния человека, степени его психологического комфорта и социально-психологической адаптации. Помимо основной шкалы, она включает в себя также дополнительные показатели такие как:
1. интерес к жизни как противоположность апатии, отражает увлеченность человека повседневной жизнью;
2. решительность, целеустремленность, последовательность в достижении жизненных целей;
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
3. согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями;
4. положительная оценка собственных качеств и поступков;
5. общий фон настроения, позволяет установить испытывает ли респондент удовольствие от жизни.
Результаты
В результате проведения исследования были выявлены следующие показатели.
Средняя сумма баллов среди респондентов по методике тестирования синдрома отложенной жизни равна 49,93. Данный результат (более 38 баллов) говорит о существовании тенденции к развитию синдрома отложенной жизни среди группы опрошенных. При этом 90 % процентов опрошенных имеют СОЖ, что представлено на рис. 1.
■ наличие СОЖ ■ отсутствие СОЖ
Рисунок 1. Процент респондентов с СОЖ и без него
Далее перейдем к рассмотрению результатов респондентов с выявленным синдромом отложенной жизни. Средний балл ИЖУ среди респондентов с СОЖ равен 25,7. Данный результат стоит на границе значений между средним и низким результатом, что говорит о пониженном уровне психологического комфорта среди респондентов. При этом, у 38 респондентов индекс жизненной удовлетворенности считается низким, у 26 средним и высоким. Средние результаты по шкалам представлены в таблице 1.
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY
Таблица 1 Средние баллы по опроснику «Индекс жизненной удовлетворенности»
Шкала Средний балл
Интерес к жизни 5,8
Последовательность в достижении целей 5,8
Согласованность между поставленными и достигнутыми целями 4,8
Положительная оценка себя и собственных поступков 5,5
Общий фон настроения 5,3
Можно заметить, что средний балл по каждому показателю выше 4, что свидетельствует о тенденции к нормальным показателям в выборке по данным интегративным шкалам.
Для обнаружения связей между исследуемыми параметрами был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (непараметрический метод). В результате были получены значимые корреляции, представление в таблице 2.
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа
Корреляция Сила связи Уровень значимости Описание Статистически
Баллы СОЖ & ИЖУ -379** Р < 0,01 значимая умеренная отрицательная связь
Баллы СОЖ & интерес к жизни -,245* Р < 0,05 Статистически значимая слабая отрицательная связь
Баллы СОЖ & Статистически
Последовательность -,110 Р > 0,05 не значимая слабая
в достижении целей отрицательная связь
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа
Корреляция Сила связи Уровень значимости Описание
Баллы СОЖ &
Согласованность между поставленными и достигнутыми -,372** Р < 0,01 Статистически значимая умеренная отрицательная связь
целями
Баллы СОЖ &
Положительная Статистически значимая
оценка себя -,259* Р < 0,05 слабая отрицательная
и собственных связь
поступков
Баллы СОЖ & Статистически
Общий фон -374** Р < 0,01 значимая умеренная
настроения отрицательная связь
В результате корреляционного анализа данных между баллами, полученными по опроснику, направленному на выявление синдрома отложенной жизни, и баллами, характеризующими общую жизненную удовлетворенность, обнаружена статистически значимая умеренная отрицательная связь. Это говорит о том, что связь между этими явлениями все же существует, при этом, чем больше для человека характерен синдром отложенной жизни, тем меньше он будет ощущать свою жизнь удовлетворительной. Поскольку удовлетворенность жизнью не может привести к формированию того или иного сценария, мы можем утверждать, что наличие синдрома отложенной жизни отрицательно сказывается на удовлетворенности жизнью.
При рассмотрение дополнительных шкал нами были выявлены статистически значимые корреляции между показателями синдрома отложенной жизни и интересом к жизни, согласованностью между поставленными и достигнутыми целями, положительной оценкой себя и собственных поступков и общим фоном настроения. Между показателем СОЖ и интересом к жизни существует статистически значимая слабая отрицательная связь, т. е., чем больше для респондента характерен синдром, тем меньше у него энтузиазма в отношение обыденных дел. Между наличием синдрома и последовательностью в достижении целей - связь слабая отрицательная статистически не значимая, что не дает
нам возможности делать выводы по связи этого показателя с СОЖ. Баллы СОЖ и согласованность между поставленными и достигнутыми целями имеют статистически значимую умеренную отрицательную связь. Положительная оценка себя и собственных поступков и наличие синдрома отложенной жизни имеют статистически значимую отрицательную слабую связь, что говорит о том, что наличие СОЖ отрицательно сказывается на самоощущение человека. Баллы СОЖ и общий фон настроения обладают статистически значимой умеренной отрицательной связью.
Обсуждение результатов
R. Veenhoven (1996) утверждает, что общая оценка жизни и есть показатель удовлетворенности. При этом, такая оценка зависит не от наполненности жизни событиями и переживаниями, а от эмоциональной окраски и субъективного отношения к ним. Объектом оценки является жизнь в целом, а не конкретная сфера жизни, например, занятость. Предполагается, что мы судим о жизни, опираясь на поток жизненного опыта; особенно на положительный и отрицательный опыт. Это включает в себя не только крупные разовые события, такие как вступление в брак или миграция, а также повторяющиеся обыденные события. Во многом это предопределяется «Жизненными шансами личности». Нынешние жизненные шансы берут свои корни в прошлых событиях, в истории общества, а также в индивидуальном развитии. Жизненные события объясняли около 25% различий в удовлетворенности жизнью, из которых около 10% не зависели от социального положения и личности. Приведенное исследователем явление жизненных шансов личности напоминает именно жизненный сценарий, что подтверждает возможность его влияния на субъективное благополучие.
Как утверждает Н. В. Клюева (2014) удовлетворенность жизнью влияет на настроение, устойчивость личности, поведение, является показателем успешности человека. Поскольку человек, проживающий сценарий отложенной жизни не достиг своей главной цели, он не может чувствовать себя успешным и соответственно быть удовлетворенным процессом собственной жизни.
М. Аргайл (2003) считает, что переживание удовлетворенности и не удовлетворенности жизнью является следствием расхождения между желаемым и достигнутым, в этом смысле глобальные желания, в силу сложности их достижения, могут оказывать угрозу уровню удовлетворенности жизнью.
Н. И. Хохлова и Н. В. Шаброва (2022) объясняют разный уровень удовлетворенности жизнью результатами сравнения реальной жизни с присутствующим в сознание каждого человека идеалом. У людей с синдромом отложенной жизни такой эталон присутствует постоянно как обязательный элемент сценария отложенной жизни. После достижения этого идеала - переломного момента - должна начаться настоящая жизнь. Обыденное же существование не только не совпадает
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
с желаемым, но и не приносит удовлетворения актуальных потребностей, что ведет к снижению субъективного благополучия.
B. L. Neugarten, R. J. Havighurst и S. S. Tobin (1961) приводят следующие данные: личность рассматривает свою жизнь как благополучную и счастливую, в зависимости от того, насколько она получает удовольствие или неудовольствие от бытовых аспектов жизни, ощущает значимость своего существования, оценивает свою результативность в аспектах достижения значимых целей, поддерживает позитивный образ самого себя и поддерживает счастливые и оптимистичные установки и настроение. Поскольку человек, проживающий СОЖ, еще не достиг своей главной цели, он не может ощущать удовлетворённость жизнью в полной мере. Похожую мысль высказывают и другие исследователи: «наличие целей в жизни, построенных на основе системы ценностей и отношений человека, принятие ответственности за осуществление этих целей и процесс жизни значительно влияют на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье человека» (Васильева, Демченко, 2005, С. 84-85).
Заключение
В результате проведенного исследования, гипотеза, заключающаяся в том, что наличие синдрома отложенной жизни имеет отрицательную связь с удовлетворенностью жизнью и ее показателями, была подтверждена при помощи количественного и статистического анализа результатов заполнения респондентами авторского опросника.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Литература
Ансимова, Н. П., Чернова, Т. А. (2015). Роль жизненных сценариев в формирование чувства неполноценности у представителей юношеского возраста. Международный научно-исследовательский журнал, 1-4(32), 44-47.
Аргайл, М. (2003). Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер.
Васильева, О. С., Демченко, Е. А. (2001). Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. Вопросы психологии, 2, 74-84.
Вахрушева, А. В. (2018). Жизненная удовлетворенность личности: возрастной аспект. В Д. А. Михеева (ред.): Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы II студенческой научно-практической конференции (С. 74-76). Йошкар-Ола: Марийский государственный университет.
Габдулина, Л. И. (2008). Удовлетворённость жизнью и её объективные детерминанты в период взрослости. Северо-Кавказский психологический вестник, 6(4), 42-48.
Клюева, Н. В. (2014). Влияние представлений о будущем на жизненную удовлетворенность пожилых людей. Вестник Ярославского государственного
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY
университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки, 3(29), 53-58.
Котельникова, Ю. А. (2014). Жизненный сценарий личности как системный конструкт ее функционирования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 4, 16-30.
Мизинова, И. А. (2013). Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 23(4-1), 59-64.
Серкин, В. П. (2001). Невроз отложенной жизни (НОЖ) и северный невроз. В В. П. Серкин (ред.): Ученые записки кафедры психологии СМУ. Вып. 1. (С. 113-118). Магадан: Кордис.
Хохлова, Н. И., Шаброва, Н. В. (2022). Маркеры удовлетворенности жизнью в поздней зрелости. Северный регион: наука, образование, культура, 1(49), 55-60. doi: https://www.doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-55-60
Шамионов, Р. М. (2008). Субъективное благополучие личности (монография). Саратов: Издательство "Научная книга".
Ehrhardt, J., Saris, W., Veenhoven, R. (2000). Stability of Life-satisfaction over Time. Journal of Happiness Studies, 1, 177-205. doi: https://doi.org/10.1023/A:1010084410679 Gilman, R., Huebner, E. S., Laughlin, J. E. (2000). A first study of the multidimensional students' life satisfaction scale with adolescents. Social Indicators Research, 52(2), 135-160. doi: https://doi.org/10.1023/A:1007059227507
Neugarten, B. L., Havighurst, R. J., Tobin, S. S. (1961). The Measurement of Life Satisfaction. Journal of Gerontology, 16(2), 134-143. doi: https://doi.org/10.1093/geronj/16.2.134 Proctor, C., Linley, P., Maltby, J. (2017). Life Satisfaction. In R. Levesque (ed.): Encyclopedia of Adolescence (pp. 1-12). Cham: Springer. doi: https://doi. org/10.1007/978-3-319-32132-5_125-2
Veenhoven, R. (1996). The study of life-satisfaction. Budapest: Eotvos University Press.
References
Ansimova, N. P., Chernova, T. A. (2015). The role of life scenarios in the formation of feelings of inferiority in the forerunners of adolescence. International Research Journal, 1-4(32), 44-47. (in Russ.).
Argyle, M. (2003). Psychology of happiness. 2nd ed. St. Petersburg: Piter. (in Russ.). Ehrhardt, J., Saris, W., Veenhoven, R. (2000). Stability of Life-satisfaction over Time. Journal of Happiness Studies, 1, 177-205. doi: https://doi.org/10.1023/A:1010084410679 Gabdulina, L. I. (2008). Life satisfaction and its objective determinants during adulthood. North Caucasian Psychological Bulletin, 6(4), 42-48. (in Russ.).
Gilman, R., Huebner, E. S., Laughlin, J. E. (2000). A first study of the multidimensional students' life satisfaction scale with adolescents. Social Indicators Research, 52(2), 135-160. doi: https://doi.org/10.1023/A:1007059227507
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Khokhlova, N. I., Shabrova, N. V. (2022). Markers of life satisfaction in late adulthood. Northern Region: Science, Education, Culture, 2(49), 55-60. doi: https:// www.doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-55-60. (in Russ.).
Klyueva, N. V. (2014). The influence of ideas about the future on the life satisfaction of older people. Bulletin of P. G. Demidov Yaroslavl State University. Humanities Series, 3(29), 53-58. (in Russ.).
Kotelnikova, Yu. A. (2014). The life scenario of a personality as a system construct of its functioning. Bulletin of St. Petersburg University. Sociology, 4, 16-30. (in Russ.).
Mizinova, I. A. (2013). The life scenario of a person: the main approaches to consideration. Bulletin of Saratov University. The new series. Philosophy series. Psychology. Pedagogy, 23(4-1), 59-64. (in Russ.).
Neugarten, B. L., Havighurst, R. J., Tobin, S. S. (1961). The Measurement of Life Satisfaction. Journal of Gerontology, 16(2), 134-143. doi: https://doi.org/10.1093/ geronj/16.2.134
Proctor, C., Linley, P., Maltby, J. (2017). Life Satisfaction. In R. Levesque (ed.): Encyclopedia of Adolescence (pp. 1-12). Cham: Springer. doi: https://doi. org/10.1007/978-3-319-32132-5_125-2
Serkin, V. P. (2001). Neurosis of delayed life (NDL) and northern neurosis. In V. P. Serkin (ed.): Scientific notes of the Department of Psychology of SMU. Vol. 1. (pp. 113-118). Magadan: Qordis. (in Russ.).
Shamionov, R. M. (2008). Subjective well-being of an individual (monograph). Saratov: Publishing house «Scientific book». (in Russ.).
Vakhrusheva, A.V. (2018). Personal life satisfaction: age aspect. In D. A. Mikheeva (ed.): Young researcher: from idea to project. Materials of the II student scientific-practical conference (pp. 74-76). Yoshkar-Ola: Mari State University. (in Russ.).
Vasilyeva, O. S., Demchenko, E. A. (2001). Study of the main characteristics of a person's life strategy. Questions of Psychology, 2, 74-84. (in Russ.).
Veenhoven, R. (1996). The study of life-satisfaction. Budapest: Eotvos University Press.