ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Национальный психологический журнал № 1 (45) 2022
http://npsyj.ru
Оригинальная статья
УДК 159.922.6, 159.923.2 doi: 10.11621/npj.2022.0102
Психологические предикторы удовлетворенности жизнью людей старшего возраста (на примере клиентов благотворительного фонда)
1 Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], http://orcid.org/0000-0002-0834-3548
2 Межрегиональная общественная организация инвалидов и пенсионеров «Еврейский Благотворительный Центр «Забота-Хэсэд Авраам», Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
* Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Актуальность. Удовлетворенность жизнью в старшем возрасте активно изучается в связи с семейными и профессиональными факторами. Однако до сих пор мало изучена роль внепрофессиональной добровольческой активности пожилых людей в связи с особенностями личностного ресурсного комплекса (осмысленность, жизнестойкость, проактивное совладание).
Цель. Изучение психологических предикторов удовлетворенности жизнью людей старшего возраста (на примере клиентов благотворительного фонда).
Описание хода исследования. Участники исследования — 60 неработающих клиентов благотворительного центра 65-85 лет (|i = 74,8 лет), 44 женщины. 50% опрошенных являются не только клиентами, но и волонтерами Центра. Дизайн исследования кросс-секционный. Удовлетворенность жизнью оценивалась в разных жизненных сферах «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана. Предполагаемые личностные предикторы удовлетворенности жизнью диагностировались методиками: «Индикатор копинг-страте-гий» Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского), «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева, «Тест жизнестойкости» С. Мадди (модификация Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой).
Результаты исследования. Сравнительный и множественный регрессионный анализ показал, что уровень удовлетворенности жизнью пожилых людей связан не столько с характером семейной ситуации, сколько с активной жизненной позицией и значимо выше при вовлеченности в социально значимую волонтерскую деятельность и продуктивном использовании ресурсного личностного комплекса (осмысленность, жизнестойкость, проактивное совладание), особенно в части убежденности в способности контролировать свое поведение, отношения с окружающими и жизненную ситуацию в целом.
Заключение. Результаты представленного исследования могут быть использованы в практике российской геронтопсихологии при организации социальной помощи людям старшего возраста на базе государственных и некоммерческих организаций.
Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, старший возраст, пожилой возраст, старение, жизнестойкость, осмысленность жизни, волонтерство.
Для цитирования: Щукина М.А., Ширман Л.А. Психологические предикторы удовлетворенности жизнью людей старшего возраста (на примере клиентов благотворительного фонда) // Национальный психологический журнал. 2022. № 1 (45). C. 15-29. doi: 10.11621/npj.2022.0102
М.А. Щукина и, Л.А. Ширман
2
ISSN 2079-6617 Печать | 2309-9828 Онлайн
© Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2022 © Российское психологическое общество, 2022
National Psychological Journal 2022, 1 (45) http://npsyj.ru
DEVELOPMENTAL AND PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
Original Article
doi: 10.11621/npj.2022.0102
Psychological predictions of life satisfaction for older persons (the example of charity fund clients)
Mariia A. Shchukina1*, Lubov A. Shchirman2
1 St. Petersburg state institute of psychology and social work, St. Petersburg, Russia, [email protected], http://orcid.org/0000-0002-0834-3548
2 Interregional Public Organization of disabled people and pensioners "Jewish Charity Center "Caring-Hesed Avraham", St. Petersburg, Russia, [email protected]
* Corresponding author: [email protected]
Background. Life satisfaction in older age is widely studied in connection with family and professional factors. However, the role of non-professional volunteer activity of older people in connection with the peculiarities of personal resource complex (meaningfulness, resilience, proactive coping) has not been studied enough yet.
Objective. The study of psychological predictors of life satisfaction in older people (on the example of clients of a charity fund).
Design. The study participants were 60 unemployed clients of the charity center aged 65-85 years (|i = 74.8 years), 44 women. 50% of the respondents are not only clients, but also volunteers of the Center. The design of the study is cross-sectional. Life satisfaction in different life spheres was assessed with the "Technique for diagnosing the level of social frustration" by L.I. Wasserman. The supposed personal predictors of life satisfaction were diagnosed by the following methods: "Indicator of coping strategies" by D. Amirkhan (adaptation by N.A. Sirota and V.M. Yaltonsky), "Test of Life Orientations" by D.A. Leontiev, "Test of resilience" by S. Maddi (modification by E.N. Osin and E.I. Rasskazova).
Results. Comparative and multiple regression analysis have shown that the level of satisfaction with the life of older people is not as much related to the nature of the family situation, as to an active life position. It is significantly higher with involvement in socially significant volunteer activities and with the productive use of the personal resource complex (meaningfulness, resilience, proactive coping), especially in terms of the belief in the ability to control behavior, relationships with others and the life situation as a whole.
Conclusion. The results of the presented study can be used in the practice of Russian gerontopsychology while organizing social assistance to older people on the basis of state and non-profit organizations.
Keywords: life satisfaction, older age, aging, resilience, meaningfulness of life, volunteering.
For citation: Shchukina, М.A, Shchirman L.A. (2022) Psychological predictions of life satisfaction for older persons (the example of charity fund clients) [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 1 (45), 15-29. doi: 10.11621/ npj.2022.0102
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2022 © Russian Psychological Society, 2022
Введение
По оценке Росстата, доля людей старшего возраста1 в населении нашей страны неуклонно растет и в последние пять лет составляет не менее четверти попу-
Таблица 1. Некоторые подходы к пониманию удовлетворенности жизнью в авторских психологических концепциях
М. Аргайл Удовлетворенность — рефлексивная оценка,
суждение о том, насколько все было и остается благополучным (Аргайл, 2003) Н. Брэдберн Удовлетворенность жизнью — основной компонент благополучия человека, основанный на балансе разносторонних позитивных и негативных аффектов (Bradburn, 2019) Р. Винховен Удовлетворенность жизнью — это степень положительного оценивания человеком качества собственной жизни в целом (Veenhoven, 1993) Э. Динер Удовлетворенность жизнью — это общая оцен-
ка чувств и установок относительно жизни в определенный момент времени; является одним основных показателей благосостояния человека; основано на сравнении текущих жизненных условий с ожидаемыми эталонами (Diener, 2015) Д. Канеман Удовлетворенность жизнью — глобальное ретроспективное суждение, которое чаще всего формулируется только в том случае, когда о нем спрашивают, и, вследствие этого, определяется настроением респондента, его воспоминаниями и условиями опроса (Kahneman, Krueger, 2006)
Н.В. Андреенкова Удовлетворенность жизнью — «это когнитивная сторона субъективного благополучия, которую дополняет аффективная сторона — положительные и отрицательные эмоции, которые человек испытывает в какой-то отрезок времени» (Андреенкова, 2010) И.А. Джидарьян Под удовлетворенностью жизнью понимается система отношений человека к самому себе и к различным сторонам жизни, которая обусловливает меру самопринятия, доминирующее настроение и психическое состояние в целом (Джидарьян, 2013) Л.В. Куликов Удовлетворенность «представляет собой некий показатель, отражающий систему взаимосвязанных элементов отношения личности к своей жизни, включающий в себя принятие ее содержания, а также комфорт и состояние психического благополучия» (Куликов, 2000) Р.М. Шамионов Удовлетворенность жизнью «представляет собой сложное, динамическое социально-психологическое образование, основанное на интеграции когнитивных и эмоционально-волевых процессов, характеризующееся субъективным эмоционально-оценочным отношением и обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами» (Шамионов, 2013)
1 На 1 января 2005-2019 гг.: мужчины в возрасте 60 лет и более, женщины в возрасте 55 лет и более; на 1 января 2020-2021 гг.: мужчины в возрасте 61 лет и более, женщины в возрасте 56 лет и более.
ляции (Федеральная служба..., 2022). В этих условиях важной гуманитарной и социальной задачей становится обеспечение не просто продолжительности, но и качества жизни старшего поколения, в связи с чем наблюдается увеличение внимания психологической науки к изучению его показателей и факторов. Одним из центральных параметров качества жизни, напряду с физическим, финансовым, социальным благополучием, является субъективная удовлетворенность жизнью — комплексный психологический конструкт, описывающий общее отношение человека к жизни, сопряженный с переживаниями счастья, субъективного и психоэмоционального благополучия (Бенко, 2015; Беловол, 2018). Причем удовлетворенность жизнью зачастую рассматривается как базовый компонент субъективного благополучия (Diner, 1984). На данный момент не существует единого согласованного определения понятия удовлетворенности жизнью,
Table 1. Some approaches to understanding life satisfaction in the psychological concepts
M. Argyle Satisfaction is a reflective assessment, a judgment
about how well everything was and still is (Argyle, 2003)
N. Bradburn Life satisfaction is the main component of human well-being, based on the balance of various positive and negative affects (Bradburn, 2019) R. Veenhoven Life satisfaction is the degree of a person's positive assessment of the quality of his own life in general (Veenhoven, 1993) E. Diener Life satisfaction is a general assessment of feelings
and attitudes about life at a particular point in time; is one of the main indicators of human well-being; based on comparison of current living conditions with expected benchmarks (Diener, 2015) D. Kahneman Life satisfaction is a global retrospective judgment, which is most often formulated only when it is asked about, and, as a result, is determined by the mood of the respondent, his memories and the conditions of the survey (Kahneman & Krueger, 2006)
N.V. Andreenkova Life satisfaction is "the cognitive side of subjective well-being, which is complemented by the affective side — positive and negative emotions that a person experiences at some point in time" (And-reenkova, 2010)
I.A. Dzhidar'yan Life satisfaction is understood as a system of a person's relationship to himself and to various aspects of life, which determines the measure of self-acceptance, the dominant mood and mental state in general (Dzhidar'yan, 2013) L.V. Kulikov Satisfaction "is a kind of indicator that reflects a system of interrelated elements of a person's attitude to his life, including the acceptance of its content, as well as comfort and mental well-being" (Kulikov, 2000)
R.M. Shamionov Life satisfaction "is a complex, dynamic socio-psy-chological formation based on the integration of cognitive and emotional-volitional processes, characterized by a subjective emotional-evaluative attitude and possessing a motivating force that promotes action, search, management of internal and external objects" (Shamionov, 2013)
но общим местом различных подходов является указание на его субъективно-оценочный характер, как в когнитивном, так и в эмоциональном плане (табл. 1).
В пожилом возрасте переживание удовлетворенности жизнью приобретает особый смысл и выражается в таких показателях, как генерализованная оценка прожитой жизни в целом, сохраняющийся жизненный интерес и актуальное желание жить как можно дольше. Целым рядом авторов удовлетворенность прожитой жизнью рассматривается как фактор благополучного или позитивного старения (E. Diener, L. Carstensen, B. Neugarten, Л.А. Головей, Е.А. Серги-енко, О.Ю. Стрижицкая и др.). При этом факторы самой удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте остаются дискуссионными. Вклад объективных условий жизненной ситуации пожилого человека в оценку удовлетворенности изучается в связи со сферами здоровья, семейного и профессионального статуса. Важно, что доминирующим является предположение о субъективном характере оценки на фоне самых разных жизненных достижений и актуального состояния. Геронтопсихологи (Хойфт, 2003) полагают, что фактическое самочувствие пожилых людей определяется не столько состоянием соматического здоровья, сколько его субъективным оцениванием в контексте общего состояния. На основании целого ряда эмпирических исследований под руководством Е.А. Сергиенко убедительно продемонстрировано, что в период старения при нарастании потери физического здоровья все большее значение для удовлетворенности качеством жизни приобретают психологические ресурсы; среди них восприятие своего возраста, субъективное занижение которого связано с более высокой удовлетворенностью и позитивной временной перспективой (Сергиенко, 2019), что согласуется с данными группы Л.А. Головей о сопряженности субъективных оценок здоровья и будущего с оценкой удовлетворенности жизнью (Головей, 2014). Как установлено Т.Ф. Сусловой и С.В. Жучко-вой, для лиц пожилого возраста с высоким уровнем удовлетворенности характерно проявление большей осмысленности жизни, заинтересованности в деятельности, удовлетворенности самореализацией, сниженная выраженность внутриличностных конфликтов и рассогласованности между ценностями и их доступностью (Суслова, 2014). Это хорошо корреспондируется с обобщенным суждением Э. Динера о том, что субъективное отношение личности к жизни может оказывать влияние на состояние показателей психического здоровья даже в большей степени, чем объективные факторы (Diener, 2015).
Говоря о социально-психологических факторах благополучного старения важно помнить, как подчеркивает О.В. Краснова, что удовлетворенность, самочувствие и способность к адаптации в пожилом возрасте во многом зависят от образа жизни человека, способов преодоления стрессов и приспособления к изменениям (Краснова, 2010). При изучении зависимости субъективного благополучия в пожилом возрасте от характера образа жизни Н.С. Павловой и Е.А. Сергиенко эмпирически выявлено, что активный
образ жизни способствует поддержанию более высоких оценок качества жизни, ориентации на будущее и положительной иллюзии в оценке субъективного возраста (Павлова, 2020). Социальная вовлеченность помогает избежать пожилым людям переживание одиночества, близкое к переживанию социальной смерти, страх которой входит в число приоритетных опасностей возраста (Лазарянц, 2010), ведь главная драма пожилого человека (не считая инвалидность, тяжелую болезнь, нищету или беспризорность) — драма невостребованности (Кадырова, 2019). При социальной отчужденности у пожилых людей наблюдается формирование отношения к старости как к непродуктивной части жизни (Боженкова, 2016), развиваются склонность к самообвинениям и депрессии (Левченко, 2014). Потенциал социальной вовлеченности пожилых людей активно изучается в профессиональной и семейной сферах жизни. Установлено, что кризисные переживания для стареющего человека обусловлены в значительной мере фактом выхода на пенсию (Стрижицкая, 2018), а продолжающие работать пожилые люди имеют меньшую склонность к понижению самооценки, чем неработающие (Фирсова, 2012).
При невозможности продлевать профессиональную занятость важным является развитие через обучение и сохранение социально значимых ролей в семье. Негативные последствия старения могут быть компенсированы выполнением задач в новых контекстах, в частности в продолжающемся обучении и когнитивной тренировке (Kessler et al., 2009). При всех рисках зависимой позиции и потери автономности (Haak et al., 2007) семья становится источником смысла и дальнейшего безопасного существования в условиях ухудшающегося соматического благополучия (Стюарт-Гамильтон, 2002). Группой О.П. Степановой показано, что у семейных пожилых людей удовлетворенность жизнью выше, чем у одиноких: они проявляют большую заинтересованность к жизни, способны положительно оценивать свою прошлую жизнь, с оптимизмом смотреть в будущее; при этом вне зависимости от семейного статуса проживания преобладающими мотивами у пожилых является стремление к общению, творческой активности, социальной полезности (Степанова, 2016).
Таким образом, удовлетворенность жизнью в период старения является объектом систематических исследований, однако комплексное их взаимодействие еще изучено недостаточно, а мера социальной активности часто ограничена семейной и профессиональной сферами. Это обусловило наше обращение к рассмотрению удовлетворенности жизнью вовлеченных в волонтерскую деятельность пожилых людей с учетом семейного статуса и личностных особенностей.
Цель и гипотеза исследования
Цель исследования — изучение психологических предикторов удовлетворенности жизнью людей стар-
шего возраста (на примере клиентов благотворительного фонда).
Гипотеза исследования: уровень удовлетворенности жизнью людей старшего возраста выше при проживании со своими родными, использовании ресурсного личностного комплекса (осмысленность, жизнестойкость, проактивное совладание) и вовлеченности в социально значимую волонтерскую деятельность.
Выборка
Исследование проводилось на базе Межрегиональной общественной организации инвалидов и пенсионеров «Еврейский Благотворительный Центр «Забота-Хэсэд Авраам» (Санкт-Петербург), где действует более 25 благотворительных программ, включая медико-социальную реабилитацию, дневной центр, программы помощи родственникам и людям с синдромом Альцгеймера, прокат реабилитационного оборудования и другие. Участники исследования — 60 неработающих клиентов благотворительного центра 65-85 лет (ц = 74,8 лет), 44 женщины. На пенсии находятся 5-10 лет — 15 человек (25%); 15-20 лет — 17 (28,3%), 20-25 лет — 14 (23,3%), более 25 лет — 9 (15%). 40% респондентов (п = 24) женаты или замужем, 32% респондентов (п = 19) вдовствуют, 28% (п = 17) холосты или разведены. 22 человека 37% одиноко проживающих (п = 22), 33% проживающих с супругами (п = 20) и 30% проживающих с детьми или другими родственниками (п = 18).
50% респондентов занимают в Центре, кроме клиентской, волонтерскую позицию, выполняя различные обязанности на условиях добровольной помощи. Сообразно своей специальности, интересам, возможностям участвуют в жизни благотворительного Центра: ведут занятия в кружках художественной самодеятельности, декоративно-прикладного творчества, спортивные занятия, осуществляют мелкий бытовой ремонт по заявкам от других участников (розетки, утюги и т.п.), помогают сотрудникам вести документооборот, работают на ресепшн, раздают обеды в столовой, помогают одеваться и принимать пищу подопечным дневного центра с выраженными демент-ными нарушениями.
Методы и методики
Для сбора эмпирических данных использовались психодиагностические инструменты.
Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амир-хана (адаптация Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского) — опросник из 33 утверждений, позволяет выявить предпочтение трех копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание проблем.
Методика «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева из 20 утверждений выявляет смысложизненные ориентации человека по субшка-
лам: цели в жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля — Я, локус контроля — жизнь, а также общий показатель осмысленности жизни.
Методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди (модификация Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой) из 24 утверждений оценивает жизнестойкость личности, понимаемую как система представлений человека, которые препятствуют формированию внутреннего напряжения и способствуют совладанию со стрессовыми ситуациями: вовлеченность, контроль и принятие риска.
«Методика диагностики уровня социальной фру-стрированности» Л.И. Вассермана позволяет выявить степень удовлетворенности (как отсутствие фрустрированности) социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Включает 20 пунктов, описывающих различные сферы жизни человека, удовлетворенность которыми опрашиваемому предлагается оценить по шкале: полностью удовлетворен — 0, скорее удовлетворен — 1, затрудняюсь ответить — 2, скорее не удовлетворен — 3, не удовлетворен полностью — 4.
Для статистического анализа данных использовались критерий Краскелла-Уоллиса, U-критерий Ман-на-Уитни, двухкомпонентный кластерный анализ, регрессионный анализ. Расчеты произведены с помощью статистического пакета программ SPSS 22.0.
Результаты
Произведенный на собранных данных первичный статистический анализ позволил охарактеризовать выраженность измеряемых параметров у участников исследования.
Согласно данным по «Методике диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассерма-на, фрустрированность в различных сферах жизни для опрошенных пожилых людей находится в среднем диапазоне значений со сдвигом в сторону низких показателей: умеренно-неопределенная у 35% (п = 21), сниженная у 65% (п = 39). Это свидетельствует об умеренном благополучии социально-психологического состояния респондентов.
Методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди обнаружила сдвиг центральной тенденции по шкалам опросника в сторону сниженных показателей. Для основной части выборки свойственны средний (п = 32, 53,4%) и низкий (п = 26, 43,3%) уровень жизнестойкости. При этом в большей степени эта тенденция выражена для шкал контроля (п = 3, доля высоких результатов 5%) и принятия риска (п = 2, доля высоких результатов 3,3%) в сравнении со шкалой вовлеченности (п = 8, доля высоких результатов 13,3%).
Данные опроса по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана свидетельствуют о преимущественном использовании пожилыми клиентами благотворительного фонда конструктивных стратегий разрешения проблем (средняя частота использования в 66,7%, п = 40) и поиска социальной поддержки (средняя частота использования в 53,3%, п = 32) для
совладания со сложными жизненными ситуациями и обстоятельствами. Стратегия избегания проблем может быть названа периферически используемой (доля низких показателей предпочтения 85%, п = 51).
Методика «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева позволила установить фоку-сированность большей части выборки в зоне нормативных значений со сдвигом в показатели высокой смыслонаполненности по шкалам: Цели в жизни (п = 31; 51,7%), Процесс жизни (п = 24; 40%), Результат жизни (п = 24; 40%), Локус контроля — Я и Локус контроля — жизнь (п = 31; 51,7%). Общий высокий уровень осмысленности жизни выявлен у 31 респондента (51,7%), а средние и низкие значения были выявлены у 28 (46,6%) и 1 (1,7%) респондента.
Для проверки различий в удовлетворенности жизнью пожилых людей с различными условиями проживания был проведен сравнительный анализ с помощью критериев Краскелла-Уоллиса и Манна-Уитни (табл. 2). В целом данные свидетельствуют, что удовлетворенность жизнью статистически значимо не различается в группах сравнения. Однако парциальные различия на уровне тенденции обнаруживаются, если обратить внимание, что среднее значение фрустрированности ниже всего для проживающих с супругами и выше для проживающих одиноко или с
родственниками. При этом статистически значимо в группах сравнения различаются параметры ресурсного личностного комплекса. Состоящие в браке пожилые люди чаще используют активный копинг, направленный на разрешение проблем, реже занимают избегательную позицию или обращаются за генерализованно понимаемой социальной поддержкой, вероятно, обладая ею в лице супруга. Для них статистически значимо выше осмысленность жизни и ощущение вовлеченности в жизненные процессы. Группой с выраженно ослабленным ресурсным комплексом, нуждающейся в пристальной социальной заботе, ожидаемо обнаружена выборка одиноко-проживающих пожилых людей. Для них характерна реже демонстрируемая способность к активному самостоятельному разрешению проблем, значимо снижена осмысленность жизни как в процессуальных, так и в результативных показателях, а также выражено ощущение низкой жизненной вовлеченности и интереса.
Анализ различий в группах пожилых волонтеров и подопечных благотворительного фонда по критерию Манна-Уитни (табл. 3) обнаружил, что в группе пожилых волонтеров благотворительного фонда удовлетворенность жизнью статистически значимо выше. При этом для данной группы характерна бо-
Таблица 2. Сравнительный анализ параметров в группах с различным типом проживания
Среднее значе- Среднее значе- Среднее значе- Сравнение рт^овдетов Сравнение одинокопро-ние в группе ние в группе, ние в группе, трех групп по типу живающих с остальнь™И Измеренные параметры одинокопро- проживающих проживающих_проживания_респондентами
живающих, п = 22 с супругами, п = 20 с родственниками, п = 18 Хи-квадрат Краскелла-Уоллиса Р И-критерий Манна-Уитни Р
Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана
Разрешение проблем 21,955 25,45 23,944 4,862 0,088 291 0,05
Поиск социальной поддержки 20,227 19,1 23,111 5,675 0,059 385,5 0,616
Избегание проблем 20 18,45 20,167 2,578 0,276 358 0,354
Методика «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева
Цели в жизни 25,955 35,15 29,333 17,058 0,0001 209,5 0,001
Процесс жизни 21,818 29,95 26,389 15,616 0,0001 198,5 0,001
Результат жизни 20,864 27,4 24,333 15,396 0,0001 196 0,001
Локус контроля — Я 17,591 21,7 19,389 7,303 0,026 280,5 0,034
Локус контроля — жизнь 25 31,4 27,778 11,936 0,003 241 0,006
Осмысленность жизни 84,364 107,65 92,944 14,951 0,001 229,5 0,004
Методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди
Вовлеченность 17,182 22,35 19,833 7,944 0,019 254,5 0,012
Контроль 11,864 14,4 12,889 3,012 0,222 317,5 0,121
Принятие риска 8,727 9,5 8,333 1,624 0,444 391 0,677
Жизнестойкость 37,773 46,25 41,056 4,920 0,085 296 0,061
«Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана
Уровень фрустрированности 2,185 2,073 2,385 2,828 0,243 408 0,878
лее высокая осмысленность жизни, как в ее процессе, так и в оценке ее результатов. Они больше уверены в подконтрольности жизни своим усилиям и решениям, ориентированы на более активное использование копинга через разрешение проблем.
Для проверки гипотезы о связанности у пожилых людей удовлетворенности жизнью с особенностями личностного ресурсного комплекса опрошенные были разделены при помощи двухкомпонентного кластерного анализа по методике Л.И. Вассермана на две группы: с более низким (п = 29, фрустрированность ц = 2,67) и более высоким (п = 31, фрустрированность ц = 1,77) уровнем удовлетворенности жизнью. Анализ профиля удовлетворенности по различным жизненным сферам для контрастных кластеров показывает более выраженную фрустрированность пожилых людей с низкой удовлетворенностью в области здоровья и материального благополучия; они в меньшей степени довольны своим образом жизни, проведением досуга и отношениями с людьми (рис. 1).
Анализ по критерию Манна-Уитни показал различия по подавляющему большинству изучаемых личностных параметров между выделенными кластерными группами (табл. 4). Пожилые с более высокой удовлетворенностью жизнью отличаются увлеченностью происходящим, доминированием в копин-
говых стратегиях направленности на самостоятельное разрешение жизненных проблем, выраженной осмысленностью жизни в ее процессе и результатах, убежденностью в зависимости жизни от собственных усилий. Напротив, люди с выраженной социальной фрустрированностью характеризуются более низкой верой в себя и свои силы, что сопровождается готовностью чаще прибегать к социальной поддержке для разрешения жизненных трудностей, менее выраженным переживанием целеустремленности и вовлеченности в жизненные процессы.
Для проверки предикторного характера связей переживания удовлетворенностью жизнью с особенностями ресурсного личностного комплекса проведена процедура множественного регрессионного анализа методом пошагового отбора (табл. 5). Проверялись каузальные модели в отношении удовлетворенности жизнью и жизнестойкости. Модель предикторов удовлетворенности жизнью обладает скромной объяснительной дисперсией в 34,5% с основным вкладом в оценку удовлетворенности жизнью переменных контроля: по шкалам СЖО и Теста жизнестойкости. Модель предикторов жизнестойкости обладает достаточно высокой информативностью (до 70% дисперсии) и показывает, что более высокий уровень жизнестойкости наблюдается у по-
Table 2. Comparative analysis of parameters in groups with different types of residence
Measured parameters Average value in the group of single residents, n = 22 Average value in the group living with spouses, n = 20 Average value in the group living with relatives, n = 18 Comparison of respondents of three groups by type of residence Comparison of single residents with other respondents
Chi-squared Kruskell-Wallis P Mann-Whitney U test P
Method "Indicator of coping strategies" by D. Amirkhan
Problem resolution 21.955 25.45 23.944 4.862 0.088 291 0.05
Seeking social support 20.227 19.1 23.111 5.675 0.059 385.5 0.616
Avoiding problems 20 18.45 20.167 2.578 0.276 358 0.354
Methodology "Test of life-meaning orientations (SJO)" D.A. Leontyev
Goals in life 25.955 35.15 29.333 17.058 0.0001 209.5 0.001
Life process 21.818 29.95 26.389 15.616 0.0001 198.5 0.001
The result of life 20.864 27.4 24.333 15.396 0.0001 196 0.001
Locus of control — I 17.591 21.7 19.389 7.303 0.026 280.5 0.034
Locus of control — life 25 31.4 27.778 11.936 0.003 241 0.006
Meaningfulness of life 84.364 107.65 92.944 14.951 0.001 229.5 0.004
"Resilience test" S. Muddy
Involvement 17.182 22.35 19.833 7.944 0.019 254.5 0.012
Control 11.864 14.4 12.889 3.012 0.222 317.5 0.121
Risk acceptance 8.727 9.5 8.333 1.624 0.444 391 0.677
Vitality 37.773 46.25 41.056 4.920 0.085 296 0.061
"Method of diagnosing the level of social frustration" L.I. Wasserman
Frustration level 2.185 2.073 2.385 2.828 0.243 408 0.878
Своим образом жизни в целом ^—1-1-
Своей работоспособностью ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ I-1
Своим психоэмоциональным состоянием ^^^^^^^^^^^^^^^^ I I
Своим физическим состоянием -|
Своим положением в обществе ^ ^
Проведением досуга ^^^^^^^^^^^^^^^^ I I
Жилищно-бытовыми условиями I
Материальным положением ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Своим образованием ^—I—|
Отношениями с противоположным полом ^--—|
Отношениями с друзьями ^—I I-1
Отношениями с родственниками ^-!
Отношениями с ребенком (детьми) ^-'-1
I I I —-----
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4
■ Группа с более высокой удовлетворенностью жизнью □ Группа с более низкой удовлетворенностью жизнью
Рис. 1. Профиль фрустрированности в различных жизненных сферах групп с разной удовлетворенностью жизнью
Таблица 3. Сравнительный анализ параметров в группах подопечных и волонтеров
Измеренные параметры Среднее значение в группе подопечных, n = 30 Среднее значение в группе волонтеров, n = 30 U критерий Манна-Уитни Р
Методика «Индикатор копинг стратегий» Д. Амирхана
Разрешение проблем 21,8 25,633 214,500 0,0001
Поиск социальной поддержки 21,433 20 399,000 0,449
Избегание проблем 19,933 19,133 395,000 0,413
Методика «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева
Цели в жизни 25,667 34,4 128,500 0,0001
Процесс жизни 22,267 29,533 131,500 0,0001
Результат жизни 21,633 26,533 194,000 0,0001
Локус контроля — Я 16,533 22,467 121,500 0,0001
Локус контроля — жизнь 24,733 31,2 168,000 0,0001
Осмысленность жизни 82,167 107,233 90,000 0,0001
Методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди
Вовлеченность 15,6 23,8 83,500 0,0001
Контроль 10,4 15,633 133,000 0,0001
Принятие риска 7,233 10,5 173,500 0,0001
Жизнестойкость 33,233 49,933 79,500 0,0001
«Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана
Уровень фрустрированности 2,53 1,89 128,00 0,0001
With their lifestyleas a whole ^—I-1-
Withtheirproductivity ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ I ^
aVOh they p^syhhu^mecitip^l sUate ^- I I -j
avah ahey phytihal saate ^--
Wi^ii hhsir uaaf^iDn lh sow^o I I
Peltury ^- I I -1
Limiageohtitlons ^- I —|
Rmnc^^l sosiU^a^n ^-——--1
thatf Cheirr^c^L^c^aU^a^n ^—I—|
yefyor^sh^liuw^lnri (^^p^msi^^^^x ^—
UhlaOuysmy wahl^r^^t^c^s I I
RolaUleeshlp ^^t^air^^^l^im^s -1
RelotlonsУifwit h aha uhllf (phMdrea) ^-1-,
- I I I —-----
0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5 4
■ Thegroupof highlife-satisfaction □ Thegroupof lowlife-satisfaction
Fig. 1. Frustration profile in different life spheres of groups with different life satisfaction
Table 3. Comparative analysis of parameters in the groups of wards and volunteers
.. . ^ Mean value in the group of Measured parameters , ™ r wards, n = 30 Mean value in the group of volunteers, n = 30 Mann-Whitney U test P
Method "Indicator of coping strategies" by D . Amirkhan
Problem resolution 21.8 25.633 214.500 0.0001
Seeking social support 21.433 20 399.000 0.449
Avoiding problems 19.933 19.133 395.000 0.413
"Test of life-meaning orientations (LMO)" D. A. Leontiev
Goals in life 25.667 34.4 128.500 0.0001
Life process 22.267 29.533 131.500 0.0001
The result of life 21.633 26.533 194.000 0.0001
Locus of control — I 16.533 22.467 121.500 0.0001
Locus of control — life 24.733 31.2 168.000 0.0001
Meaningfulness of life 82.167 107.233 90.000 0.0001
"Resilience test" S. Muddy
Involvement 15.6 23.8 83.500 0.0001
Control 10.4 15.633 133.000 0.0001
Risk acceptance 7.233 10.5 173.500 0.0001
Vitality 33.233 49.933 79.500 0.0001
"Method of diagnosing the level of social frustration" L.I. Wasserman Frustration level 2.53 1.89 128.00 0.0001
Таблица 4. Сравнительный анализ параметров в кластерах пожилых людей с разным уровнем удовлетворенности жизнью
Измеренные параметры Среднее значение в группе с более низкой удовлетворенностью жизнью, п = 29 Среднее значение в группе с более высокой удовлетворенностью жизнью, п = 31 U Манна-Уитни P
Методика «Индикатор копинг -стратегий» Д. Амирхана
Разрешение проблем 21,759 25,548 204,500 0,001
Поиск социальной поддержки 21,724 19,774 376,000 0,275
Избегание проблем 19,379 19,677 417,000 0,628
Методика «Тест смысложизненных ориентации (СЖО)» Д.А. Леонтьева
Цели в жизни 25,828 33,968 148,500 0,0001
Процесс жизни 23,034 28,581 184,500 0,0001
Результат жизни 22,241 25,806 256,000 0,004
Локус контроля — Я 16,517 22,290 141,000 0,0001
Локус контроля — жизнь 24,690 31,032 178,000 0,0001
Осмысленность жизни 83,276 105,387 134,500 0,0001
Методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди
Вовлеченность 16,621 22,581 184,000 0,0001
Контроль 10,586 15,290 168,000 0,0001
Принятие риска 7,517 10,129 225,000 0,001
Жизнестойкость 34,724 48,000 155,000 0,0001
«Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана
Уровень фрустрированности 2,6737 1,7717 0,001 0,0001
Table 4. Comparative analysis of parameters in clusters of older people with different levels of life satisfaction
Measured parameters Mean value in the group of wards, n = 29 Mean value in the group of volunteers, n = 31 Mann-Whitney U test P
Method "Indicator of coping strategies" by D. Amirkhan
Problem resolution 21.759 25.548 204.500 0.001
Seeking social support 21.724 19.774 376.000 0.275
Avoiding problems 19.379 19.677 417.000 0.628
"Test of life-meaning orientations (LMO)" D.A. Leontiev
Goals in life 25.828 33.968 148.500 0.0001
Life process 23.034 28.581 184.500 0.0001
The result of life 22.241 25.806 256.000 0.004
Locus of control — I 16.517 22.290 141.000 0.0001
Locus of control — life 24.690 31.032 178.000 0.0001
Meaningfulness of life 83.276 105.387 134.500 0.0001
"Resilience test" S. Muddy
Involvement 16.621 22.581 184.000 0.0001
Control 10.586 15.290 168.000 0.0001
Risk acceptance 7.517 10.129 225.000 0.001
Vitality 34.724 48.000 155.000 0.0001
"Method of diagnosing the level of social frustration" L.I. Wasserman
Frustration level 2.6737 1.7717 0.001 0.0001
Таблица 5. Психологические предикторы удовлетворенности жизнью и жизнестойкости
Модель 1. Предикторы удовлетворенности жизнью Модель 2. Предикторы жизнестойкости
я 0,588 0,834
Я-квадрат 0,346 0,695
Скорректированный Я-квадрат 0,323 0,673
Стандартная ошибка оценки 0,45217 6,6878
Регрессия Сумма квадратов 6,160 5602,602
ст.св. 2 4
Средний квадрат 3,080 1400,650
Б 15,065 31,316
Р 0,0001 0,0001
Предикторы t P Предикторы t P
Локус контроля — Я -2,62 0,011 Осмысленность жизни 7,606 0,001
Контроль -2,59 0,012 Отношениями с друзьями -3,1 0,003
Избегание -2,74 0,008
Отношения -2,21 с родственниками 0,031
Table 5. Psychological predictors of life satisfaction and resilience
Model 1. Life satisfaction predictors Model 2. Hardiness predictors
R 0.588 0.834
R-square 0.346 0.695
Adjusted R-square 0.323 0.673
Standard error of estimation 0.45217 6.6878
Regression Sum of squares 6.160 5602.602
d. f. 2 4
Medium square 3.080 1400.650
F 15.065 31.316
p 0.0001 0.0001
Predictors
Locus of control — I Control
t
-2.62 -2.59
P 0.011
0.012
Predictors
Meaningfulness of life Relationships with friends
t
7.606 -3.1
P
0.001 0.003
Avoidance -2.74 0.008
Relations with relatives -2.21 0.031
жилых людей, способных к осмысленной жизненной позиции, редко использующих неконструктивный способ совладания через избегание, удовлетворенных своими социальными отношениями с друзьями и родственниками. Пожилые люди ощущают себя более благополучно, если сохраняют контроль над жизненными обстоятельствами, своим поведением и самочувствием, а в случае невозможности этого — над пониманием и принятием жизненной ситуации через придание ей смыслов.
Обсуждение
Согласно полученным данным, подтверждается идея о многоплановой обусловленности оценки удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. При этом связанность удовлетворенности жизнью с характером семейной ситуации не играет определяющей роли. Только на уровне тенденции можно говорить о том, что самой уязвимой социальной группой, нуждающейся в наиболее интенсивной поддержке, являют-
ся одиноко проживающие клиенты благотворительного фонда. Психологический профиль опрошенных пенсионеров с разными условиями проживания позволяет предположить, что не сам характер семейного статуса, но в сочетании с личностной позицией пожилых людей создает переживание жизненной ситуации как удовлетворительной или фрустрирующей. Удовлетворенность жизнью и жизнестойкость выше при активном использовании личностных ресурсов, связанных с наполнением смыслом жизни во всей ее целостности, стремлением влиять на жизненную ситуацию через ее принятие или изменение, готовности к переменам и поиску разрешений возникающих трудностей собственными усилиями или конструктивно запрашиваемой социальной помощи.
Выявленный предикторный характер отношений между оценкой удовлетворенности жизнью, и жизнестойкостью и уровнем осмысленности и контролируемости жизни, может быть лучше всего объяснен с точки зрения психологических подходов со стержневым пониманием важности субъектной или самодетерминантной позиции личности в развитии (С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, Т.О. Гордеева, А. Бандура, Э. Деси, Р. Райан, Дж. Роттер и др.). Как утверждал Б.Г. Ананьев в одной из первых концепций геронтогенеза, можно выделить два вариантов старения, дивергентный и конвергентный, где последний характеризуется компенсаторной ролью, при которой умеренное изменение жизнеспособности сочетается с продолжающейся реализацией потенциала личности, требует включенности активной жизненной позиции (Ананьев, 2001). Это хорошо согласуется с современными моделями благополучного старения. Для обеспечения непрерывности личностного развития пожилого человека необходимо продолжать вести активную творческую и социальную жизнь, обдумывать свой жизненный опыт, творчески переосмысливать его и использовать в актуальной жизненной ситуации (Краснова, 2010). Ключевым фактором, обеспечивающим полноценную, интересную жизнь в пожилом возрасте является самодетерминация, проявляющаяся в ощущении собственной свободы выбора, ощущении личностной значимости, креативности мышления, спонтанности (Даведюк, 2014). В концепции позитивного старения О.Ю. Стрижицкой подчеркивается, что с возрастом субъектность человека, способность к самоорганизации и саморегуляции собственной жизни имеют потенциал роста за счет именно фактора самодетерминации (Стрижицкая, 2013; Стрижицкая, 2018).
Ценным результатом являются выявленные параметры удовлетворенности жизнью у недостаточно ранее эмпирически изучавшихся волонтеров пожилого возраста. Выбирающие волонтерскую деятельность пожилые люди считают свою жизнь интересной, переживают удовлетворенность от собственной самореализации и ощущают подконтрольность жизненных изменений. Они занимают не объектно-потребительскую позицию при получении социальной помощи, а посильно участвуют в создании среды благотворительного фонда и помощи нуждающим-
ся, проявляя себя полноценными субъектами социального взаимодействия. Не случайно, из всех компонентов психологического благополучия, наиболее тесно связано с удовлетворенностью жизнью именно управление средой (Schindler, 2014). При оказании социальной помощи, как и в случае семейного взаимодействия пожилых людей важно, «чтобы человек был не только объектом, но и субъектом этих отношений, не только нуждался в понимании и поддержке других, но и сам их проявлял» (Головей, 2014, с. 9), ведь качество жизни в пожилом возрасте, даже при снижении оценок здоровья, выше при возможности вести активный образ жизни (Павлова, 2020). Волон-терство помогает наполнить жизнь смыслами социальной полезности, сопричастности и реализовать потребность в генеративности, которая определялась Э. Эриксоном как стремление человека обеспечить «наследие», внести изменения в окружающую среду. Наряду с воспитанием следующих поколений и наставничеством, волонтерство наилучшим образом обеспечивает генеративность (Полякова, 2017).
Ограничение результатов исследования связано локальностью обследованной выборки, которую в перспективе можно преодолеть за счет включенности пожилых людей, как в клиентской, так и добровольческой позиции в иных благотворительных организациях. Еще одно ограничение связано с кросс-секционным дизайном исследования, что не позволяет говорить о причинных отношениях между измеренными параметрами в части влияния вовлеченности в добровольчество на удовлетворенность жизнью. Альтернативным объяснением может быть более высокое благополучие и наличие активного личностного ресурса у удовлетворенных жизнью людей старшего возраста, что приводит их в волонтерское движение.
Заключение
Пожилые люди нуждаются в комплексной медико-психолого-социальной заботе, продуктивность которой демонстрируется позитивной динамикой не только в увеличении продолжительности, но и в повышении качества жизни. Полученные данные говорят о том, что удовлетворенность жизнью выше для пожилых людей, вовлеченных в практику добровольчества (волонтерство) и склонных к использованию таких проактивных личностных ресурсов, как продуктивное копинговое преодоление, стремление найти смысл в прошлых и текущих жизненных ситуациях, интерес к социальной вовлеченности и сохраняющаяся готовность не только претерпевать, но и активно организовывать среду своей жизни и жизненные изменения. Результаты исследования могут быть использованы для построения программ государственной и благотворительной помощи пожилым людям через практику поддержки посильного добровольчества, компенсации одиночества проживания и пролонгации реализации личностного потенциала.
Литература:
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения: социальная диагностика. 2010. № 56. С. 189-215. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003.
Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В., Шурупова Е.Ю. Активное старение: образовательная активность пожилых людей // Технологии живых систем. 2018. № 4. С. 42-49.
Бенко Е.В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию благополучия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. № 2. С. 5-13.
Боженкова К.А. Психологические особенности людей пожилого возраста // Приволжский научный вестник. 2016. № 3. С. 130-132.
Головей Л.А., Стрижицкая О.Ю., Криулина А.В. Позитивное функционирование личности в пожилом возрасте: комплексный подход // Психологические исследования. 2014. № 7. С. 9. [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.01.2022).
Даведюк Е.П. Самодетерминация и ее индивидуальные проявления в пожилом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2014. № 2. С. 51-57.
Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
Кадырова В.Х. Психологические особенности эмоциональной сферы пожилых людей // Концепт. 2012. № 7. С. 46-50.
Краснова О.В. Парадоксы возраста // Zeitschrift OSTEUROPA. 2010. № 5. С. 138-152.
Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью. В сборнике Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб.: СПбГУ, 2000.
Лазарянц О.В. Социально-психологические особенности переживания одиночества в группах пожилых людей: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2010.
Левченко А.В. Переживание одиночества в пожилом возрасте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 10. С. 199-204.
Павлова Н.С., Сергиенко Е.А. Исследование качества жизни, связанного со здоровьем, во взаимосвязи с временной перспективой на этапе позднего онтогенеза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 2. С. 47-55. [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.34216/2073-1426- 202026-2-47-55 (дата обращения: 15.01.2022).
Павлова Н.С., Сергиенко Е.А. Субъективное качество жизни, психологическое благополучие, отношение к временной перспективе и возрасту у пенсионеров, ведущих разный образ жизни // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. № 4. С. 384-401 [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.401 (дата обращения: 15.01.2022).
Полякова М.К., Стрижицкая О.Ю. Генеративность и особенности социальной сферы взрослого // Психологические исследования. 2017. № 51. С. 5. [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.01.2022). Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. Сергиенко Е.А. Психологические факторы благополучного старения. В сборнике Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Международной научной конференции. Кострома: Костромской государственный университет, 2019. С. 412-416.
Федеральная служба государственной статистики. Демографические показатели. Старшее поколение. [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877# (дата обращения: 15.01.2022).
Степанова О.П., Баженова Н.Г., Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю., Шарыгина Е.С. Влияние ценностно-мотивационной сферы на удовлетворенность жизнью пожилых людей // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 72-81. Стрижицкая О.Ю. Самодетерминация в период поздней взрослости и старения: теоретические подходы и проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2013. № 4. С. 118-127.
Стрижицкая О.Ю. Психология позитивного старения: условия, факторы и социальные эффекты геротрансцендентно-сти: автореферат ... д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2018. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб.: Питер, 2002.
Суслова Т.Ф., Жучкова С.В. Исследование удовлетворенности жизнью и смысложизненных ориентаций в пожилом и старческом возрасте // Социальная психология и общество. 2014. № 3. С. 78-89.
Фирсова Н.Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 24. С. 224-225. Хойфт Г., Крузе А., Радебольд Г. Геронтопсихосоматика и возрастная психотерапии. М.: Академия, 2003. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия // Вопросы социальной психологии личности. 2013. № 4. С. 27-41.
Bradburn, N. (2019). The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldene Pab, 2019.
Diener, E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin, 3, 542-575.
Diener, E. (2015). The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment, 49, 71-75.
Haak, M., Fänge, A., Iwarsson, S., Ivanoff, S. (2007). Home as a signification of independence and autonomy: Experiences among very old Swedish people. Scandinavian Journal of Occupational Therapy, 14 (1), 16-24.
Kahneman, D., Krueger, A. (2006). Developments in the measurement of subjective well-being. Journal of Economic Perspectives, 1, 3-24.
Kessler, E.M., Lindenberger, U., Staudinger, U. (2009). Stichwort: Entwicklung im Erwachsenenalter. Erziehungswiss 12, 361-381. [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.1007/s11618-009-0092-0 (дата обращения: 15.01.2022).
Schindler, I. (2014). Relations of admiration and adoration with other emotions and well-being. Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice.
Veenhoven, R. (1993). Happiness in Nations. Subjective appreciation of life in 56 nations. Rotterdam: Erasmus University.
References:
Ananiev, B.G. (2001). Human as an object of knowledge. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).
Andreenkova, N.V. (2010). Comparative Analysis of Life Satisfaction and Determining Factors. Monitoring obshchestvennogo mneniya: social'naya diagnostika (Public Opinion Monitoring: Social Diagnostics), 56, 89-215. (In Russ.). Argail, M. (2003). Psychology of happiness. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).
Belovol, E.V., Boyko, Z.V., Radysh, I.V., and Shurupova, E.Yu. (2018). Active aging: educational activity of older people. Tekh-nologii zhivykh system (Technologies of living systems), 4, 42-49. (In Russ.).
Benko, E.V. (2015). Review of foreign publications devoted to the study of well-being. Vestnik Yuzhno-Uralskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya (Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology), 2, 5-13. (In Russ.). Bozhenkova, K.A. (2016). Psychological characteristics of the elderly. Privolzhskii nauchnii vestnik (Privolzhsky Scientific Bulletin), 3, 130-132. (In Russ.).
Bradburn, N. (2019). The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldene Pab.
Davedyuk, E.P. (2014). Self-determination and its individual manifestations in old age. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya (Bulletin of St. Petersburg University, Series 16. Psychology), 2, 51-57. (In Russ.). Diener E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin, 3, 542-575. Diener, E. (2015). The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment, 49, 71-75.
Dzhidar'yan I.A. (2013). Psychology of happiness and optimism. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.).
Firsova, N.G. (2012). Features of self-assessment of elderly people after retirement. Nauchnie vedomosti Belgorodskogo gosu-darstevnnogo universiteta (Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Series: Humanities), 24, 224-225. (In Russ.). Golovei, L.A., Strizhitskaya, O.Yu., Kriulina, A.V. (2014). Positive personality functioning in old age: an integrated approach. Psik-hologicheskie issledovaniya (Psychological research), 7, 9. (Retrieved from http://psystudy.ru (review date: 15.01.2022). (In Russ.). Haak, M., Fänge, A., Iwarsson, S., Ivanoff, S. (2007). Home as a signification of independence and autonomy: Experiences among very old Swedish people. Scandinavian Journal of Occupational Therapy, 14 (1), 16-24.
Heuft, G., Kruse, A. (2003). Radebold G. Gerontopsychosomatics and age-related psychotherapy. Moscow: Academy. (In Russ.). Kadyrova, V.Kh. (2012). Psychological features of the emotional sphere of older people. Kontsept (Concept), 7, 46-50. (In Russ.). Kahneman, D., Krueger, A. (2006). Developments in the measurement of subjective well-being. Journal of Economic Perspectives, 1, 3-24.
Kessler, EM., Lindenberger, U., Staudinger, U. (2009). Stichwort: Entwicklung im Erwachsenenalter. Erziehungswiss 12, 361-381. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/s11618-009-0092-0 (review date: 15.01.2022). Krasnova, O.V. (2010). Age paradoxes. Zeitschrift OSTEUROPA, 5, 138-152. (In Russ.).
Kulikov, L.V. (2000). Determinants of life satisfaction. In Bol'shakov V.Yu. Society and Politics: Modern Research, Search for Concepts. St. Petersburg: St. Petersburg State University. (In Russ.).
Maksimov, P.N. Older generation. Demographic indicators // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki (Federal State Statistics Service) (Retrieved from https://rosstat.gov.ru/folder/13877f (review date: 01.15.2022). (In Russ.).
Lazaryants, O.V. (2010). Social'no-psikhologicheskie osobennosti perezhivaniya odinochestva v gruppakh pozhilykh lyudei: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk (Socio-psychological features of experiencing loneliness in groups of older people:) Ph.D. (Psychology). Kostroma. (In Russ.).
Levchenko, A.V. (2014). The experience of loneliness in old age. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft (Sciential notes of Lesgaft University), 10, 199-204. (In Russ.).
Pavlova, N.S., Sergienko, E.A. (2020). Study of health-related quality of life in relation to the time perspective at the stage of late ontogenesis. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika (Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics), 2, 47-55. (Retrieved from https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-2-47-55 (review date: 01.15.2022). (In Russ.).
Pavlova, N.S., Sergienko, E.A. (2020). Subjective quality of life, psychological well-being, attitude to the time perspective and age among pensioners leading a different lifestyle. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya (Bulletin of St. Petersburg University. Psychology), 4, 384-401. (Retrieved from https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.401 (review date: 01.15.2022). (In Russ.). Polyakova, M.K., Strizhitskaya, O.Yu. (2017). Generativity and features of the social sphere of an adult. Psikhologicheskie issledo-vanija (Psychological research), 51, 5. (Retrieved from http://psystudy.ru (review date: 15.01.2022).
Schindler, I. (2014). Relations of admiration and adoration with other emotions and well-being. Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice, 2014.
Seligman, M. (2013). Way to prosperity. New understanding of happiness and well-being. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. (In Russ.).
Sergienko, E.A. (2019). Psychological factors of successful aging. In Saporovskaya M.V., Kryukova, T.L., Khazova, S.A. (Eds.), Psychology of Stress and Coping Behavior: Challenges, Resources, Well-Being: Proceedings of the V International Scientific Conference (pp. 412-416). Kostroma: Kostroma State University. (In Russ.).
Shamionov, R.M. (2013). Psychology of subjective well-being. Voprosy social'noi psikhologii lichnosti (Issues of social psychology of personality), 4, 27-41. (In Russ.).
Stepanova, O.P., Bazhenova, N.G., Tokar, O.V., Shpakovskaya E.Yu., Sharygina E.S. (2016). Influence of value-motivational sphere on life satisfaction of elderly people. Sociologicheskie issledovaniya (Sociological researches), 11, 72-81. (In Russ.).
Strizhitskaya, O.Yu. (2018). Psikhologiya pozitivnogo stareniya: usloviya, factory i social'nye effekty gerotranstsendentnosti: Avtoref. diss. ... doct. psikhol. nauk (Psychology of positive aging: conditions, factors and social effects of gerotranscendence) Doctoral dissertation (Psychology). St. Petersburg. (In Russ.).
Strizhitskaya, O.Yu. (2013). Self-determination during late adulthood and aging: theoretical approaches and problems. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Sociologiya (Bulletin of St. Petersburg University. Series 12. Sociology), 4, 118-127. (In Russ.).
Styuart-Hamilton, Ya. (2002). Psychology of aging. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).
Suslova, T.F., Zhuchkova, S.V. (2014). Study of life satisfaction and life-meaning orientations in the elderly and senile age. So-cial'naya psikhologiya i obshchestvo (Social psychology and society), 3, 78-89. (In Russ.).
Veenhoven, R. (1993). Happiness in Nations. Subjective appreciation of life in 56 nations. Rotterdam: Erasmus University.
Статья получена 17.01.2022; отредактирована 07.02.2022;
принята 29.01.2022
Received 17.01.2022; revised 07.02.2022; accepted 29.01.2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT AUTHORES
Щукина Мария Алексеевна — доктор психологических наук, профессор кафедры общей и консультативной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, [email protected], http://orcid.org/0000-0002-0834-3548
Mariia A. Shchukina — Doctor of Psychology, Professor of the Department of General and Counseling Psychology, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, [email protected], http://orcid.org/0000-0002-0834-3548
Ширман Любовь Анатольевна — магистр психологии, Межрегиональная общественная организация инвалидов и пенсионеров «Еврейский Благотворительный Центр «Забота-Хэсэд Авраам», [email protected]
Lubov A. Shchirman — Master in Psychology, Interregional Public Organization of Disabled people and Pensioners "Jewish Charity Center "Caring-Hesed Avraham", [email protected]